9569

Рынок труда. Спрос и предложение труда. Формы безработицы и её уровень. Закон Оукена

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Рынок труда. Спрос и предложение труда. Формы безработицы и её уровень. Закон Оукена. Рынок труда - это рынок ресурсов труда, как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Агенты рынка в л...

Русский

2013-03-13

69.5 KB

7 чел.

Рынок труда. Спрос и предложение труда. Формы безработицы и её уровень. Закон Оукена.

Рынок труда – это рынок ресурсов труда, как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Агенты рынка в лице предпринимателей и трудоспособного населения вступают на рынок труда в определённых взаимоотношениях.

Функции рынка труда определены ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важным источником дохода и благосостояния.

Выделяют 2 главные функции рынка труда:

1) социальная заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства, производственных способностей работников.

2) экономическая заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Рынок труда выполняет ряд стимулирующих функций, способствующих развёртыванию конкурентных способностей между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации, перемене профессии. Рынок труда характеризуется совершенной конкуренцией, реализуемой через механизм гибких рыночных цен, когда или отдельные работодатели или работники не могут повлиять на рыночную ситуацию в целом; равновесные ставки з/платы не зависят от поведения отдельных фирм  или группы работников, а определены общей коньюктурой, т.е. общим взаимодействием всех участников рыночного процесса. На конкурентном рынке труда кривая спроса имеет отрицательный наклон, с ростом общего уровня з/платы спрос на труд падает. Кривая предложения труда имеет положительный наклон, с ростом общего  уровня з/платы предложение труда увеличивается.

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определённого количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг с учетом совокупного спроса. Предложение  рабочей силы определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержки достаточного уровня благосостояния с учётом совокупного предложения. Как спрос так и предложение формируется под воздействием различных факторов:  

  •  Сложившегося уровня цен
  •  Издержкек
  •  з/плата
  •  производительности труда
  •  численности населения
  •  квалифицированный, профессиональный состав работников
  •  кредитно-финансовая, налоговая, законодательная система
  •  деятельности профсоюзов
  •  культурных, религиозных и других организаций.

  Ставка (w/p)                                      S

 D

A

                w /p  B

Е

               w /p

                 

        

L L L

                                                                                                L(труд)

Пересечение кривых спроса и предложения дают равновесный уровень з/платы. При данном уровне  w /p, в экономике наблюдается полная занятость - L , т.е. предложение на труд равно спросу на труд.

Но если з/плата по какой – либо причине повышена  до w /p по сравнению с равновесным уровнем w /p, в точке E, то  возникает новая рыночная ситуация.

Фирмы выбирают такой режим функционирования, который соответствует точке А на кривой спроса, в то время как работники предлагают такое количества труда. Которое соответствует точке В на кривой предложения. В результате такого рыночного несоответствия при данном уровне з/платы w /p количество предлагаемого труда L превышает спрос на труд L на величину АВ следствием чего является безработица, но в условиях совершенной конкуренции и рыночной гибкости ставок з/платы. Отклонение от равновесного уровня не может долго продолжаться.

Таким образом, конкуренция рыночного труда характеризуется общим равновесием спроса на труд, предложения труда и равновесным уровнем з/платы.

Формы безработицы и её виды.

Безработица – неотъемлемая часть рыночной системы хозяйствования.

Население делится на 3 категории:

  1.  занятые или работающие: те, которые имеют работу, и те, кто имеют работу временно, по каким – то причинам не работают.
  2.  безработные: люди, достигшие определённого возраста, (принятого в национальном законодательстве в качестве нижней границы трудоспособного возраста) которые в рассматриваемый период  не имели работы, занимались её поиском  при помощи службы занятости или самостоятельно и были готовы приступить к работе незамедлительно или в течение периода, определённого законом.
  3.  студенты, учащиеся, домохозяйки и те, кто не хочет работать. Экономически не активная часть населения, если студенты, учащиеся, пенсионеры и инвалиды занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, они учитываются в качестве безработных.

Лица, относящиеся к 1 и 2 категории, представляют рабочую силу страны. Уровень безработицы рассчитывается как отношение количества безработных к количеству лиц, представляющих рабочую силу, и выражается в %.

Виды безработицы:

  •  Фрикционная;
  •  Структурная;
  •  Сезонная;
  •  Добровольная;
  •  Циклическая.

Фрикционная связана с поиском и ожиданием работы. Она распространена среди лиц, для которых поиск места работы соответствует их квалификации и индивидуальных предпочтений, требует определённого времени. В реальных условиях переходящей экономики  фрикционная и структурная безработицы принимают не рациональную форму и  закрытие предприятий идёт гораздо быстрее, чем  образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубление к тому же опережает спадом в сферах, которые напротив заслуживают развития и требуют квалифицированной рабочей силы.

Структурная связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Определение уровня безработицы неизбежен в связи с меняющейся ситуацией на рынке. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд специалистов, производящих эти товары. Это безработица среди лиц, профессии которых устарели  или менее необходимы в экономике вследствие  НТП. Структурная безработица проявляется в периоды внедрения результатов  НТР в общественное производство. Она имеет более продолжительный характер, чем фрикционная и если фрикционная может рассматриваться как добровольная, то структурная это – вынужденная. У людей, потерявших работу вследствие структурных изменений в общественном производстве, отсутствуют навыки, необходимые для новой профессиональной деятельности. Получение квалификации, которая бы соответствовала требованиям новых технологий, возможна только после переподготовки, поэтому ликвидация структурной безработицы предполагает продолжительный период, который прямо соотносится со временем, необходимым для переподготовки, чаще всего в смежных профессиях.

Сочетание структурной и фрикционной безработицы образует естественный уровень безработицы или уровень безработицы при полной занятости, соответствующему потенциальному ВВП. Естественный уровень безработицы определяется как усреднённая величина фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет и последние 10 лет с учётом прогнозных оценок, однако любые методики подсчёта естественного уровня безработицы обладают определённой погрешностью. При опросах общественного мнения и опросах самих безработных, многие люди, некоторые по тем или иным причинам не пытаются искать рабочее место, указывая себя в графе безработных.

Часто безработными называют себя те, кто реально занят в теневой экономике. это объясняет тот факт, что в некоторых странах, где уровень теневой экономики и её доля в общественном производстве относительно высоки, статистический уровень безработицы тоже оказывается высоким.

Основные причины существования структурной безработицы в долгосрочном периоде:

  •  Развитая система страхования по безработице: выплаты пособий значительно снижают стимул к быстрому трудоустройству и увеличивают время, которое

           безработный тратит на время поиска новой работы.

  •  Важным фактором является, так называемая жёсткость з/платы, которая порождает вынужденную безработицу.

                   

                        w/p

D1

S1

                     w /p      

                                                                 E

                       w /p.  

                                                                                                       L

                                            L1                                      L2

                                                               Вынужд.

                                                              безработица.

Вынужденная безработица возникает в тех случаях, когда уровень реальной з/платы w /p превышает уровень равновесного значения w /p.

Негибкость з/платы приводит к возникновению относительной нехватки рабочих мест. Многие рабочие становятся  безработными, т.к. при данном уровне з/платы предложение труда L превосходит спрос  L на него.

В таком застывшем неравновесном состоянии рынок труда может находиться долгое время, которое определяется следующими факторами:

  •  Фиксация уровня з/платы в договорах с профсоюзами и в инд
  •  законодательными установлениями, min з/платы, ниже которого предприниматели не имеют права снижать.
  •  поведение фирм не заинтересовано в снижении з/платы, т.к. эти фирмы боятся при её снижении потерять высококвалифицированную рабочую силу.

Уровень   безработицы различен в разных демографических группах. Например, уровень безработицы среди молодёжи выше, чем в других возрастных группах. Тенденция увеличения естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде связано с увеличением доли молодёжи в составе рабочей силы, с увеличением доли женщин в составе и более частыми структурными сдвигами в экономике.

Циклическая вызвана спадом производства, она затрагивает все сферы и отрасли экономики. Массовыми могут становиться банкротами предприятия различных сфер хозяйственной деятельности,  и в этот период многие  люди совершенно внезапно становятся безработными. Проблема усугубляется тем, что в условиях циклической безработицы, люди не помогает ни переориентация, ни подготовка по другой квалификации. Не всегда спасает перемена места жительства, т.к. кризис может охватить всю национальную экономику и выйти на мировой уровень.

Безработица   может существовать в скрытой и открытой формах.

Скрытая – означает сокращение рабочего дня или недели, направление персонала в принудительные отпуска и соответственно уменьшение з/платы.

Открытая форма означает увольнение ………  потерю дохода и работы.

Циклическая безработица приносит потери реального ВВП. На  это обратил внимание американский экономист А. Оукен. Он сформулировал закон, согласно которому страна теряет от 2% до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с её естественным уровнем – принято называть законом Оукена.

(Y-Y*)/Y* = -β(U-Un), где

Y – фактический ВВП;

Y* - потенциальный ВВП; β- имперический коэффициент чувствительности ВВП к изменениям циклической безработицы (коэффициент Оукена).

U – фактический уровень    безработицы ;

Un    -  Естественный уровень безработицы.

Если фактический уровень безработицы не изменяется по отношению к показателям предыдущего года, то темп роста реального ВВП составляет 3% в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капитала и НТП.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27767. Функции социального педагога 18.81 KB
  Коррекционная: осуществление коррекции всех воспитательных влияний оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи так и социальной среды в том числе и неформальной; усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды. Социально профилактическая и реабилитационная: организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося девиантного и преступного делинквентного поведения детей и подростков; влияние на формирование нравственно правовой устойчивости; ...
27768. Педология 15.29 KB
  Несмотря на имевшиеся недостатки переоценивание роли биологических или социальных факторов в формировании ребенка использование технократических методов исследования отсутствие должного взаимодействия с другими науками педология внесла неоценимый вклад в развитие социальной педагогики. постановлением О педологических извращениях в системе Наркомпросов педология была объявлена лженаукой а педологи лжеучеными мракобесами и даже фашистскими прихвостнями и изгнаны из школы на них обрушились репрессии [4].
27769. Человек как жертва процесса социализации 17.19 KB
  Человек не только объект и субъект социализации. Это связано с тем что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Таким образом можно констатировать что в процессе социализации заложен внутренний до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.
27770. Песталоцци 18.14 KB
  Передовая студенческая молодежь к которой принадлежал Песталоцци организовала кружок €œпатриотов€ находившийся под влиянием идей французских просветителей и в первую очередь Руссо. Цюрихские власти подвергли кратковременному аресту нескольких активных членов кружка в том числе и Песталоцци. Выйдя из тюрьмы Песталоцци не завершив своего образования поселился в деревне в имении Нейгоф чтобы организовать образцовое сельское хозяйство которое могло бы наглядно показать крестьянам как улучшить свое положение. Но этот утопический...
27771. Социальный педагог 16.1 KB
  Социальный педагог осуществляет социальнопедагогическую деятельность со всеми категориями населения: с детьми подростками молодежью взрослыми. Социальный педагог является связующим звеном между клиентом и его окружением посредником в системе взаимодействия личности семьи общества. или специализированных учреждениях отделение социальной помощи детский дом центр реабилитации социальный приют медикопсихологическая консультация телефон доверия центр занятости и трудоустройства и т.
27772. Планирования работы с неблагополучными семьями 18.87 KB
  Программа работы варьируется в связи с изменившимися условиями но обязательно заслушивается на заседании общественной инспекции по делам несовершеннолетних при администрации поселка или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выполнении данной программы. Поэтому социальный педагог должен взаимодействовать с учителями классными руководителями семьей и ребенком приложить все усилия для результативной работы. Одна из форм работы социального педагога с семьей социальный патронаж представляющая собой посещение семьи на дому с...
27773. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого 25.96 KB
  Толстой вступил как он сам писал об этом позже в период трехлетнего страстного увлечения этим делом. Толстой считал что наступило время вспомним что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественнопедагогического движения когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам испытывавшим огромную потребность в образовании удовлетворить это их законное стремление не доверяя столь важного дела царской власти. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале Ясная...
27774. Социализирующие функции семьи 26.46 KB
  На всех этапах социализации образовательный уровень семьи интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека на том какие пласты культуры он усваивает на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. Вчетвертых семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами а когда речь идет о нормах определяющих исполнение им семейных ролей влияние семьи становится кардинальным. Ценности и атмосфера семьи определяют и то насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее...
27775. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ 20.36 KB
  Социальный педагог находясь среди детей в летнем лагере чувствуя их настроение зная их проблемы реально оценивая возможности личности устанавливает доброжелательные гуманистические отношения устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря окружения детей групп сверстников объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Таким образом у детей формируется эмоциональноценностное отношение к миру и человеческой...