9569

Рынок труда. Спрос и предложение труда. Формы безработицы и её уровень. Закон Оукена

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Рынок труда. Спрос и предложение труда. Формы безработицы и её уровень. Закон Оукена. Рынок труда - это рынок ресурсов труда, как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Агенты рынка в л...

Русский

2013-03-13

69.5 KB

7 чел.

Рынок труда. Спрос и предложение труда. Формы безработицы и её уровень. Закон Оукена.

Рынок труда – это рынок ресурсов труда, как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Агенты рынка в лице предпринимателей и трудоспособного населения вступают на рынок труда в определённых взаимоотношениях.

Функции рынка труда определены ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важным источником дохода и благосостояния.

Выделяют 2 главные функции рынка труда:

1) социальная заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства, производственных способностей работников.

2) экономическая заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Рынок труда выполняет ряд стимулирующих функций, способствующих развёртыванию конкурентных способностей между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации, перемене профессии. Рынок труда характеризуется совершенной конкуренцией, реализуемой через механизм гибких рыночных цен, когда или отдельные работодатели или работники не могут повлиять на рыночную ситуацию в целом; равновесные ставки з/платы не зависят от поведения отдельных фирм  или группы работников, а определены общей коньюктурой, т.е. общим взаимодействием всех участников рыночного процесса. На конкурентном рынке труда кривая спроса имеет отрицательный наклон, с ростом общего уровня з/платы спрос на труд падает. Кривая предложения труда имеет положительный наклон, с ростом общего  уровня з/платы предложение труда увеличивается.

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определённого количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг с учетом совокупного спроса. Предложение  рабочей силы определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержки достаточного уровня благосостояния с учётом совокупного предложения. Как спрос так и предложение формируется под воздействием различных факторов:  

  •  Сложившегося уровня цен
  •  Издержкек
  •  з/плата
  •  производительности труда
  •  численности населения
  •  квалифицированный, профессиональный состав работников
  •  кредитно-финансовая, налоговая, законодательная система
  •  деятельности профсоюзов
  •  культурных, религиозных и других организаций.

  Ставка (w/p)                                      S

 D

A

                w /p  B

Е

               w /p

                 

        

L L L

                                                                                                L(труд)

Пересечение кривых спроса и предложения дают равновесный уровень з/платы. При данном уровне  w /p, в экономике наблюдается полная занятость - L , т.е. предложение на труд равно спросу на труд.

Но если з/плата по какой – либо причине повышена  до w /p по сравнению с равновесным уровнем w /p, в точке E, то  возникает новая рыночная ситуация.

Фирмы выбирают такой режим функционирования, который соответствует точке А на кривой спроса, в то время как работники предлагают такое количества труда. Которое соответствует точке В на кривой предложения. В результате такого рыночного несоответствия при данном уровне з/платы w /p количество предлагаемого труда L превышает спрос на труд L на величину АВ следствием чего является безработица, но в условиях совершенной конкуренции и рыночной гибкости ставок з/платы. Отклонение от равновесного уровня не может долго продолжаться.

Таким образом, конкуренция рыночного труда характеризуется общим равновесием спроса на труд, предложения труда и равновесным уровнем з/платы.

Формы безработицы и её виды.

Безработица – неотъемлемая часть рыночной системы хозяйствования.

Население делится на 3 категории:

  1.  занятые или работающие: те, которые имеют работу, и те, кто имеют работу временно, по каким – то причинам не работают.
  2.  безработные: люди, достигшие определённого возраста, (принятого в национальном законодательстве в качестве нижней границы трудоспособного возраста) которые в рассматриваемый период  не имели работы, занимались её поиском  при помощи службы занятости или самостоятельно и были готовы приступить к работе незамедлительно или в течение периода, определённого законом.
  3.  студенты, учащиеся, домохозяйки и те, кто не хочет работать. Экономически не активная часть населения, если студенты, учащиеся, пенсионеры и инвалиды занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, они учитываются в качестве безработных.

Лица, относящиеся к 1 и 2 категории, представляют рабочую силу страны. Уровень безработицы рассчитывается как отношение количества безработных к количеству лиц, представляющих рабочую силу, и выражается в %.

Виды безработицы:

  •  Фрикционная;
  •  Структурная;
  •  Сезонная;
  •  Добровольная;
  •  Циклическая.

Фрикционная связана с поиском и ожиданием работы. Она распространена среди лиц, для которых поиск места работы соответствует их квалификации и индивидуальных предпочтений, требует определённого времени. В реальных условиях переходящей экономики  фрикционная и структурная безработицы принимают не рациональную форму и  закрытие предприятий идёт гораздо быстрее, чем  образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубление к тому же опережает спадом в сферах, которые напротив заслуживают развития и требуют квалифицированной рабочей силы.

Структурная связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Определение уровня безработицы неизбежен в связи с меняющейся ситуацией на рынке. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд специалистов, производящих эти товары. Это безработица среди лиц, профессии которых устарели  или менее необходимы в экономике вследствие  НТП. Структурная безработица проявляется в периоды внедрения результатов  НТР в общественное производство. Она имеет более продолжительный характер, чем фрикционная и если фрикционная может рассматриваться как добровольная, то структурная это – вынужденная. У людей, потерявших работу вследствие структурных изменений в общественном производстве, отсутствуют навыки, необходимые для новой профессиональной деятельности. Получение квалификации, которая бы соответствовала требованиям новых технологий, возможна только после переподготовки, поэтому ликвидация структурной безработицы предполагает продолжительный период, который прямо соотносится со временем, необходимым для переподготовки, чаще всего в смежных профессиях.

Сочетание структурной и фрикционной безработицы образует естественный уровень безработицы или уровень безработицы при полной занятости, соответствующему потенциальному ВВП. Естественный уровень безработицы определяется как усреднённая величина фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет и последние 10 лет с учётом прогнозных оценок, однако любые методики подсчёта естественного уровня безработицы обладают определённой погрешностью. При опросах общественного мнения и опросах самих безработных, многие люди, некоторые по тем или иным причинам не пытаются искать рабочее место, указывая себя в графе безработных.

Часто безработными называют себя те, кто реально занят в теневой экономике. это объясняет тот факт, что в некоторых странах, где уровень теневой экономики и её доля в общественном производстве относительно высоки, статистический уровень безработицы тоже оказывается высоким.

Основные причины существования структурной безработицы в долгосрочном периоде:

  •  Развитая система страхования по безработице: выплаты пособий значительно снижают стимул к быстрому трудоустройству и увеличивают время, которое

           безработный тратит на время поиска новой работы.

  •  Важным фактором является, так называемая жёсткость з/платы, которая порождает вынужденную безработицу.

                   

                        w/p

D1

S1

                     w /p      

                                                                 E

                       w /p.  

                                                                                                       L

                                            L1                                      L2

                                                               Вынужд.

                                                              безработица.

Вынужденная безработица возникает в тех случаях, когда уровень реальной з/платы w /p превышает уровень равновесного значения w /p.

Негибкость з/платы приводит к возникновению относительной нехватки рабочих мест. Многие рабочие становятся  безработными, т.к. при данном уровне з/платы предложение труда L превосходит спрос  L на него.

В таком застывшем неравновесном состоянии рынок труда может находиться долгое время, которое определяется следующими факторами:

  •  Фиксация уровня з/платы в договорах с профсоюзами и в инд
  •  законодательными установлениями, min з/платы, ниже которого предприниматели не имеют права снижать.
  •  поведение фирм не заинтересовано в снижении з/платы, т.к. эти фирмы боятся при её снижении потерять высококвалифицированную рабочую силу.

Уровень   безработицы различен в разных демографических группах. Например, уровень безработицы среди молодёжи выше, чем в других возрастных группах. Тенденция увеличения естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде связано с увеличением доли молодёжи в составе рабочей силы, с увеличением доли женщин в составе и более частыми структурными сдвигами в экономике.

Циклическая вызвана спадом производства, она затрагивает все сферы и отрасли экономики. Массовыми могут становиться банкротами предприятия различных сфер хозяйственной деятельности,  и в этот период многие  люди совершенно внезапно становятся безработными. Проблема усугубляется тем, что в условиях циклической безработицы, люди не помогает ни переориентация, ни подготовка по другой квалификации. Не всегда спасает перемена места жительства, т.к. кризис может охватить всю национальную экономику и выйти на мировой уровень.

Безработица   может существовать в скрытой и открытой формах.

Скрытая – означает сокращение рабочего дня или недели, направление персонала в принудительные отпуска и соответственно уменьшение з/платы.

Открытая форма означает увольнение ………  потерю дохода и работы.

Циклическая безработица приносит потери реального ВВП. На  это обратил внимание американский экономист А. Оукен. Он сформулировал закон, согласно которому страна теряет от 2% до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с её естественным уровнем – принято называть законом Оукена.

(Y-Y*)/Y* = -β(U-Un), где

Y – фактический ВВП;

Y* - потенциальный ВВП; β- имперический коэффициент чувствительности ВВП к изменениям циклической безработицы (коэффициент Оукена).

U – фактический уровень    безработицы ;

Un    -  Естественный уровень безработицы.

Если фактический уровень безработицы не изменяется по отношению к показателям предыдущего года, то темп роста реального ВВП составляет 3% в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капитала и НТП.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23720. Метод перебора 76.5 KB
  Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. Что вы можете сказать о множителях в произведении Они являются делителями числа 252 252 делится на x и на y. x 1y 6 = 252 Что вы можете сказать о втором уравнении Множители во втором уравнении являются делителями числа 252. Что вы можете сказать о корнях первого и второго уравнения Одни и те же числа.
23721. Метод весов 45.5 KB
  Что интересного вы можете рассказать о полученном ряде чисел Назовите самое большое число из данного ряда. 109 Назовите самое маленькое число из этого ряда. Замените число 25 суммой разрядных слагаемых разными способами. Вспомните как была построена математическая модель 10х y = xy 52 для задачи 5: Задумано двузначное число которое на 52 больше суммы своих цифр.
23722. Метод проб и ошибок 61 KB
  Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке Уравнения вида x аx = b Что мы использовали при решении уравнений Свойства чисел. Какие уравнения мы ещё получали при переводе текста задачи на математический язык Уравнения вида: x x а = b. Подберите корень уравнения: Объясните способ решения который вы использовали. А есть ли у этого уравнения другие корни 3.
23723. Метод проб и ошибок 69.5 KB
  Основная цель: 1 Тренировать способность к использованию метода проб и ошибок для решения уравнений. Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке Уравнения вида x x а = b Что мы использовали при решении уравнений Метод проб и ошибок. Сегодня мы на уроке проанализируем на сколько хорошо вы усвоили метод проб и ошибок.
23724. Перевод условия задачи на математический язык 55 KB
  Обозначим за x площадь третьей комнаты. Вторая на 3 м2 больше третьей значит её площадь равна x 3 м2. Первая комната в 2 раза меньше второй чтобы найти её площадь надо площадь второй комнаты разделить на 2 т. Общая площадь трёх комнат 42 м2.
23725. Перевод условия задачи на математический язык 53 KB
  Длина в м Ширина в м Площадь в м2 В классе даются разные ответы возможно кто то из учащихся совсем не сможет выполнить задание. Почему в классе разные результаты Что общего и чем отличается данная задача от тех которые мы решали на прошлом уроке Общее то что в этой задаче неизвестна ни длина ни ширина прямоугольника а только известно что длина на 3 м больше ширины а отличаются эти задачи схемой для данной задачи схемой будет таблица. Возможны варианты: Длина в м Ширина в м Площадь в м2 x 3 x xx 3 или 70...
23726. Построение моделей текстовых задач. Перевод условия задачи на математический язык 58.5 KB
  Количество детей в одном автобусе Количество автобусов Общее количество детей Большие автобусы Маленькие автобусы 3. Какую формулу нужно использовать для выполнения задания Чтобы найти сколько всего человек поехало на экскурсию надо количество людей в одном автобусе умножить на количество автобусов т. Количество детей в одном автобусе Количество автобусов Общее количество детей Большие автобусы x 6 y 1 x 6y 1 или 252 Маленькие автобусы x y xy или 252 Работу можно организовать в группах или используя подводящий диалог. ...
23727. Урок Перевод условия задачи на математический язык 46.5 KB
  Какими математическими выражениями может быть их перевод Числовое или буквенное выражение уравнение вида ax x = b уравнение вида xx a = b двумя уравнениями с двумя переменными xy = c x ay b = с В каком ещё виде может быть перевод условия задачи на математический язык Возможны разные ответы в том числе и ответ: одно уравнение с двумя неизвестными...
23728. Признаки делимости на 10, на 5, на 2 43.5 KB
  Известно что t нечетное число. Какое число может быть лишним Например 14 у него сумма цифр нечетное число а у остальных четное; 28 кратно 4 а остальные нет; 42 его сумма цифр кратна 3 а у остальных чисел нет и т. Назовите четырехзначное число кратное 2. Сформулируйте гипотезу о том по какому признаку можно определить является данное число четным или нет.