95698

Определение моментов инерции твёрдых тел с помощью трифилярного подвеса

Курсовая

Физика

Трифилярный подвес представляет собой круглую платформу, подвешенную на трёх симметрично расположенных нитях, закреплённых у краёв платформы. Наверху эти нити так же симметрично прикреплены к диску меньшего радиуса, чем диаметр платформы

Украинкский

2017-10-03

77 KB

0 чел.

Отчет

по лабораторной работе

«Определение моментов инерции твёрдых тел

с помощью трифилярного подвеса»

Цель работы: экспериментальное определение моментов инерции различных твёрдых тел используя трифилярный подвес.

Теоретическая часть.

Трифилярный подвес представляет собой круглую платформу, подвешенную на трёх симметрично расположенных нитях, закреплённых у краёв платформы. Наверху эти нити так же симметрично прикреплены к диску меньшего радиуса, чем диаметр платформы. Платформа может совершать крутильные колебания вокруг вертикальной оси, перпендикулярной к её плоскости и проходящей через её центр. Эти колебания в течение небольшого интервала времени и при отсутствии других колебаний можно считать гармоническими. Период колебаний зависит от момента инерции платформы. Найдём эту зависимость. Пусть максимальный угол поворота платформы равен0. Поворачиваясь на угол0 платформа одновременно поднимается на высотуh, приобретая потенциальную энергию mgh. При возвращении платформы в положение равновесия потенциальная энергия mgh переходит в кинетическую энергию вращательного J02 /2 .

В соответствии с законом сохранения энергии можно записать:

mgh = J02 /2 ,

откуда:

J = 2mgh /02 ( 1 )

Пусть изменяется по закону синуса:

=0 sin (2 t / T ) ( 2 )

В момент прохождения платформой положения равновесия угловая скорость её достигает максимального значения0 , которое может быть найдено из соотношения ( 2 ).

= /t = (20 /T) cos (2 t /T),

следовательно,

0 = 20 / T ( 3 )

Определимh = h1 - h2

Так как угол0 мал, то приближённо можно считать h1 + h2 =2 l и тогда

h = ( h12 - h22 ) / (2 l)

h12 = l2 - (R - r)2 и h22 = l2 - (R2 + r2 -2Rr cos0)

Подставляя эти значения в ( 1 ), получим:

h = Rr (1 - cos0 ) / l = 2Rr sin2(0/2) / l

h 2Rr02 / ( 4 l ) Rr02 / ( 2 l ) ( 4 )

Используя ( 1 ), ( 3 ), ( 4 ), найдём:

J = mgRrT2 / ( 42 l ) ( 5 )

Если на платформу поместить какое-либо тело, то момент инерции системы будет другим. Измеряя момент инерции системы J0 при ненагруженной платформе и момент инерции J системы с телом, можно определить момент инерции тела JT.

JT = J - J0. ( 6 )

Величины l, R, r и масса платформы m0 даются как постоянные прибора. Поэтому измерения сводятся лишь к определению массы тела и периода колебаний.

Возбуждение колебаний осуществляется поворотом верхнего диска.

Для повышения точности измерения времени используется шкала, осветитель и зеркало, укреплённое на платформе.

Практическая часть.

Приборы: сантиметровая линейка (м), штангенциркуль (м), секундомер ( с), весы ( г), грузы различной формы и массы.

Во всех приведённых ниже расчётах погрешностей использовалась доверительная вероятность .

Задание 1

Измеряя время 10-ти колебаний платформы с помещенными в ее центр следующими телами, сможем найти их момент инерции, а следовательно, и проверить теорему. Данные измеренные в эксперименте приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Время 10-ти колебаний в секундах.

Тело

I

II

III

IV

V

1

72,12

61,78

48,01

55,98

93,37

2

71,81

61,65

47,86

55,69

93,32

3

72,48

61,51

47,80

55,58

93,06

4

72,05

61,94

47,77

55,31

94,18

5

72,12

61,74

47,97

55,48

93,54

Параметры тел:

I. - Цилиндрическое кольцо: m =0,947 кг; D = 11,9 см; d = 8 см; h = 2 см.

II. - Диск: m =1,7456 кг; D = 11,9 см; h = 2 см.

III. - Конус: m =3,194 кг; D = 10,0 см; h = 13,6 см.

IV. - Полусфера: m =2,096 кг; D = 10,0 см; h = 3,6 см.

V. - Платформа: m =0,831 кг; R = 15 см; r = 5,5 см; l = 179 см.

Зная период, а также параметры тел найдем моменты инерции тел по экспериментальным данным и вычислим погрешность получившейся величины:

J(I) = 0,00142 0,00006 кг м2

J(II) = 0,00298 0,00009 кг м2

J(III) = 0,00230 0,00007 кг м2

J(IV) = 0,00116 0,00005 кг м2

J(V) = 0,01493 0,00044 кг м2

А теперь те же моменты подсчитанные теоретически:

J(I) = 0,00138 кг м2

J(II) = 0,00309 кг м2

J(III) = 0,00240 кг м2

J(IV) = 0,00111 кг м2

J(V) = 0,01501 кг м2

Как мы видим, полученные результаты отличаются на величину, не превосходящую погрешность.

Задание 2

Теперь рассмотрим второй вариант проверки теоремы. Установим на платформу 2 одинаковых тела (в нашем случае бруска) и будем постепенно смешать их от центра платформы к ее краю, тем самым увеличивая расстояние между их центрами масс. Данные о проведенном эксперименте собраны в таблице 2.

Таблица 2.

Время 10-ти колебаний при разных расстояниях в секундах.

Расстояние между брусками в сантиметрах

0

2

4

6

8

10

12

14

16

27,55

29,8

31,8

33,8

36,01

38,97

42,04

44,67

49,92

28,21

30,01

32,02

33,9

37,81

39,02

41,99

44,58

49,91

27,98

29,46

31,92

34,1

37,91

39,24

42,07

44,71

49,86

27,69

30,12

32,14

34,0

37,82

39,11

42,10

44,55

49,97

28,06

29,93

31,99

33,91

36,12

38,95

41,97

44,68

50,01

Параметры бруска: m =1,635 кг; длина =13 см; толщина высота/ширина = 4 см.

Рис.1 Положения брусков.

Согласно теореме Штейнера-Гюйгенса, момент инерции бруска в положении 1 относительно оси трифиляра связан с моментом инерции бруска относительно параллельной оси, проходящей через центр масс, соотношением

.

Если брусок находится в положении 2 или 3, то

.

Момент инерции системы, состоящей из двух брусков, относительно оси трифиляра, равен удвоенному моменту инерции одного бруска относительно той же оси

.

Таким образом

, .

Таблица 3.

Проверка теоремы Штейнера-Гюйгенса.

Расстояние

Эксперимент

Теория

См мм

, кгм2 , кгм2

, кгм2 , кгм2

0 1

7,6 10-3 0,6 10-3

7,3 10-3 0,4 10-3

2 3

10,8 10-3 0,6 10-3

10,5 10-3 0,4 10-3

4 3

13,2 10-3 0,7 10-3

13,1 10-3 0,5 10-3

6 3

15,9 10-3 0,8 10-3

15,5 10-3 0,6 10-3

8 3

19,6 10-3 0,9 10-3

19,3 10-3 0,7 10-3

10 3

24,9 10-3 1,1 10-3

24,8 10-3 0,8 10-3

12 3

30,3 10-3 1,6 10-3

29,9 10-3 0,8 10-3

14 3

36,7 10-3 1,7 10-3

36,4 10-3 0,9 10-3

16 3

42,1 10-3 1,9 10-3

42,1 10-3 0,9 10-3

Расхождения между результатами измерений и теоретических расчетов моментов инерции находятся в пределах доверительных интервалов этих величин.

Вывод.

Определены экспериментально моменты инерции нескольких тел. Полученные практическим путем результаты довольно близко лежат к теоретическим значениям.

Была экспериментально проверена теорема Гюйгенса-Штейнера, вновь, полученные нами в эксперименте данные лежат в доверительном интервале их величины относительно теоретически полученных значений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Определение моментов инерции твердых тел с помощью трифилярного подвеса (описание лабораторной работы). Н. Новгород, ННГУ, 2000.

2. Урман П. Н., Фаддеев М. А. Расчет погрешностей экспериментальных результатов. Н. Новгород, ННГУ, 1998.

3. Сивухин Д. В. Общий курс физики. Т. 1. Механика. М., Наука, 1979.

4. Стрелков С. П. Механика. М., Наука, 1975.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7705. Общая характеристика педагогической профессии 90.5 KB
  Общая характеристика педагогической профессии. План. История профессии. Социальная значимость профессии педагога. Профессионально-значимые качества личности педагога и профессиональные противопоказания. История профессии. Про...
7707. Объект, предмет, задачи педагогической науки. Основные педагогические категории 96.5 KB
  Объект, предмет, задачи педагогической науки. Основные педагогические категории. План Педагогика как наука о воспитании. Понятийный аппарат педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими...
7708. Практические методы обучения 24.84 KB
  ТЕМА: Практические методы обучения. План Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения. Сущность и содержание практических методов обучения. 1. Понятие о методах обучения. Метод (от греч. слова metodos путь к чему-либо) озна...
7709. Система дидактических принципов и дидактических правил 37.87 KB
  ТЕМА: Система дидактических принципов и дидактических правил. В современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила, основные требования к деятельности, вытекающие изустановл...
7710. Характеристика словесных методов обучения 104.5 KB
  Тема: Характеристика словесных методов обучения. План Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения. Сущность и содержание классификации методов обучения по источнику знаний. Понятие о методах обучения. Метод (от греч. слова...
7711. Вища школа України як педагогічна система 69 KB
  Вища школа України як педагогічна система План Предмет і завдання педагогіка і психології вищої школи. Система вищої освіти в Україні. Напрями реформування вищої освіти в Україні. Предмет і завдання педагогіка і психології вищої...
7712. Педагогічна культура та майстерність викладача вищої школи 61.5 KB
  Педагогічна культура та майстерність викладача вищої школи План Педагогічна діяльність викладача ВНЗ. Сучасні вимоги до викладача ВНЗ. Педагогічна майстерність викладача ВНЗ. 1. Педагогічна діяльність викладача ВНЗ. Педагогічна пра...
7713. Виховна робота у вищій школі 83 KB
  Виховна робота у вищій школі План Зміст і особливості виховання молоді в сучасних умовах. Методи виховання у ВНЗ. Форми виховання у АНЗ. Функції і завдання куратора академічної групи. 1. Зміст і особливості виховання молоді в...