95703

Политико-правовая идеология большевизма

Практическая работа

Политология и государственное регулирование

Прокомментируйте характер развития политико-правовой идеологии большевизма с октября 1917 г. Оцените ее значение для развития Советского государства. Выражением всего этого и становится сталинизм но это уже следующий этап развития политико-правовой мысли. Дайте собственный анализ развития политико-правовой мысли с 1953 г.

Русский

2015-09-29

48 KB

22 чел.

Творческое задание

по дисциплине

История правовых и политических учений

                                                                                   (название дисциплины)

Тема:

«Политико-правовая идеология большевизма» 

Москва 2014г.


Задание I.

Прокомментируйте характер развития политико-правовой идеологии большевизма с октября 1917 г. по 1953 г. Какие главные проблемы права затрагивались в этот период времени. Оцените ее значение для развития Советского государства.

Эпоха большевизма начинается с раскола в 1903 году марксистской партии на два течения-  меньшевистское и большевистское. Наиболее значительными выразителями идеологии большевизма были В.И. Ленин, Н.И. Бухарин и И.В. Сталин. Лидером и идеологом большевизма стал В.И. Ленин.

По вопросам политики, власти и государства Лениным было опубликовано множество работ, основными из которых были «Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция. Учения марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции».

Учение Ленина и получило название ленинизм. Основными положениями большевизма являлись:

- классовость государства-неотъемлемая черта государства. Характерными чертами являлось:  осуществление политики в интересах господствующего класса, комплектование аппарата государства из среды господствующего класса;

- господство определенного класса над всеми остальными, ориентация власти на насилие;

- пролетарская революция, задача которой заключалась в уничтожении буржуазного государства, а целью явилось завоевание рабочими массами власти и установление диктатуры пролетариата;

- диктатура пролетариата, которая появляется в случае победы социалистической революции. Это необходимая форма перехода к безгосударственному устройству, система власти, которая опирается на силу победившего народа. Ленин считал, что « диктатура пролетариата невозможна, иначе, как через коммунистическую партию.» Руководящее положение коммунистической партии большевиков он называл основой Советской Конституции- юридической и фактической. Ленин выдвинул идею пролетарской партии, которая должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат.

- государственная форма диктатуры, при которой предполагалось выбросить всех органов власти и подотчетность депутатов;

- возможность пролетарской революции и построения социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.

Ленин обращал внимание на то, что государство появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы; эксплуататоры и эксплуатируемые. Он так же замечал, что все формы государства являются диктатурой господствующих классов. Неразрывно с государством связано и право, за которым стоит государственное принуждение. На развитие права оказывали воздействие религия и господствующая идеология. В понимании Ленина, право-это совокупность правовых норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии.

Ленин видел, что не все теоретические замыслы государства воплощаются в практике, что коммунисты стали бюрократами, и что это в итоге нас и погубит.

Так вот, развитие партийно-административной системы, которая опиралась на насилие, привело к декларативности демократических положений, противоречию практики и теории. Выражением всего этого и становится сталинизм, но это уже следующий этап развития политико-правовой мысли.

Задание II.

Дайте собственный анализ развития политико-правовой мысли с 1953 г. по настоящее время в России. Дайте характеристику основным тенденциям и концепциям. Покажите взаимосвязь развития политико-правовой теории и политического развития общества в этот период.

Ну, так вот, началом следующего этапа развития политико-правовой мысли послужила смерть Сталина в 1953 году. Это была начальная точка «хрущёвской оттепели», к периоду которой  относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков, были закрыты крупные уголовные дела, прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. В эти годы вспыхивают восстания заключённых под антисталинскими лозунгами в  Гулаге: Норильское восстание,  Кенгирское восстание и др.
     С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. Вместе с тем, в 1953-55 годах Сталин ещё продолжал официально почитаться в СССР как великий лидер; в тот период на портретах они часто изображались вдвоём с Лениным. На XX съезде КПСС в 1956 году Н. С. Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были разорваны при Сталине.
         В целом, новый курс был поддержан в верхах партии.  Другим мотивом были огромные административные и военные издержки, которых требовал тоталитарный контроль сталинского типа над странами социалистического лагеря.
Многие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. С 1953 года были образованы комиссии по проверке дел и реабилитации. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е — 1940-е гг. Была достигнута договорённость о государственном нейтралитете Австрии и выводе из нее всех оккупационных войск. В 1955 г. Хрущёв встретился в Женеве с президентом США Уайтом Эйзенхауэром и главами правительств Великобритании и Франции.
           Период застоя — обозначение периода «развитого социализма» — периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее — до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Иногда в публицистике используется идеологическое клише «Эпоха застоя».
           В таких условиях среди интеллигенции, разбуженной «оттепелью», возникло и оформилось диссидентское движение, жёстко подавлявшееся органами госбезопасности вплоть до начала 1987 года, когда единовременно были помилованы более ста диссидентов и гонения на них практически разом сошли на нет. Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР. Впрочем, масштабы диссидентского движения, как и политических репрессий, не были большими.
Частью системы идеологического свёртывания оттепели был процесс «ресталинизации» — подспудной реабилитации Сталина. Сигнал был подан на торжественном заседании в Кремле 8 мая 1965 г., когда Брежнев впервые после многолетних умолчаний под аплодисменты зала упомянул имя Сталина. В конце 1969 г., к 90-летнему юбилею Сталина, Суслов организовал ряд мероприятий по его реабилитации и был близок к цели. Однако резкие протесты интеллигенции, включая её приближённую к власти элиту, заставили Брежнева свернуть кампанию. Однако в основном вплоть до начала 1987 года о Сталине и его времени

предпочитали просто молчать.
           Перестройка — общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1985 по 1991 годы. Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства.
             Идеология - общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознанию, религию). Сверхидеологизированная власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеологизированный человек - раб навязанной ему идеологии. Подвергаясь этому процессу, он теряет чувство собственного достоинства и самоценности, становится способен ради охватившей его ложной идеи на предательство и жестокость, готов подавить нормальные родственные и дружеские привязанности.

.         Такое общество теряет динамизм, отгораживается от остального мира, не воспринимает дары цивилизации, взаимообогащение культур. Периоды тотальной сверхидеологизации периодически охватывали те или иные страны, народы, регионы, принося людям неисчислимые беды, разжигая религиозные войны, вызывая костры инквизиции, крестовые походы. Не только глухое средневековье, но и Новое время знает подобную напасть, апофеозом которой был фашизм, именовавший себя в Германии национал-социализмом.

         Правовое  общество, соединенное с режимом демократии и правления закона, возможно только в условиях идейного плюрализма, обеспеченного свободой печати, деидеологизацией важнейших государственных институтов, науки, культуры и иных сфер общественной жизни. Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным цивилизованным сообществом.