95704

разнообразие ядов и механизм их воздействия на организм человека

Контрольная

Медицина и ветеринария

Началось соревнование отравителей и токсикологов: одни искали новые отравляющие вещества другие - способы их обнаружения. Классификация ядов В химической классификации деление всех веществ на группы проводят по химическим свойствам исходя из принятой химической номенклатуры на органические неорганические и элементоорганические вещества.

Русский

2015-09-29

33.79 KB

0 чел.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Классификация ядов ……………………………………………..…………….4

2. Стадии воздействия яда на организм……………………………………...….6

Заключение ……………………………………………………………………..…9

Список используемой литературы ………………………………..……………10

Введение

Токсикология - раздел медицины, изучающий свойства и механизм действия ядов на организм, а также средства лечения и предотвращения отравлений. Долгое время токсикология развивалась очень медленно: значительно больше было известно о том, чем можно отравить, нежели о том, как потом лечиться.

В Риме с XVI до середины XVIII в. действовала целая сеть профессиональных изготовителей ядов - их называли тофанами. На счету тофан несколько тысяч жертв. Основу ядов составляли соединения мышьяка. Большую популярность у отравителей приобрел белый мышьяк. Его отличала невысокая смертельная доза, а признаки отравления им очень похожи на симптомы широко распространенной вплоть до начала XX в. холеры. Немаловажную роль сыграла и доступность белого мышьяка: его можно было купить в любой аптеке как средство от крыс. В течение длительного времени мышьяк оставался «королем ядов», пока в начале XIX в. Французский токсиколог Матье Жозеф Бонавантюр Орфила (1787 -1853) не разработал способ позволяющий обнаружить его в организме. С тех пор мышьяк все реже использовался в преступных целях. На смену ему пришли яды, присутствие которых в организме трудно было доказать. Началось соревнование отравителей и токсикологов: одни искали новые отравляющие вещества, другие - способы их обнаружения.

Целью данной работы является изучить разнообразие ядов и механизм их воздействия на организм человека. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

− рассмотреть сущность ядов и разнообразие ядовитых веществ;

− изучить действие ядов на организм человека;

− выявить последствия воздействия ядов.

1. Классификация ядов

В химической классификации деление всех веществ на группы проводят по химическим свойствам, исходя из принятой химической номенклатуры на органические, неорганические и элементоорганические вещества.

Практическая классификация предусматривает систематику веществ по цели применения. При этом в отдельные группы выделяют:

– промышленные яды, которые в свою очередь подразделяют на органические растворители, химические реагенты, красители, пластификаторы и т.п.;

– пестициды, в зависимости от назначения которых различают инсектициды, гербициды, фунгициды, др. специфические фунгициды;

- бытовые химикаты;

- боевые отравляющие вещества;

- лекарственные вещества и т.д.

Токсикологическая классификация выделяет в отдельные группы вещества по виду их вредного воздействия на живой организм. При этом различают вещества, вызывающие воспаление, дистрофические изменения, лихорадку, аллергические заболевания, изменения в нервной системе, поражение органов дыхания, изменения в сердечно-сосудистой системе, в крови, в органах пищеварения, костной системе, коже и т.д. В отдельные группы выделяют вещества, вызывающие отдаленные последствия воздействия их на биологический объект. К ним относятся канцерогенные вещества, эмбриотропные и тератогенные вещества, мутагенные.

Гигиеническая классификация предусматривает систематику веществ по степени их опасности: чрезвычайно опасные (I класс), высокоопасные (II класс), умеренно опасные (III класс) и малоопасные (IV класс). Классификацию веществ по избирательной токсичности проводят в зависимости от поражения тех или иных органов и систем. При этом выделяют в отдельные группы нейротропные, гепатотропные, нефротоксические, кардиотоксические яды, яды крови и др.

По агрегатному состоянию токсичные вещества классифицируют на газы, пары и аэрозоли.

В зависимости от источника происхождения различают синтетические токсичные вещества и токсичные вещества природного происхождения.

В специальной группе классификационных методов выделяют следующие виды классификаций:

- патофизиологическую – по типу развивающегося понижения содержания кислорода в тканях организма;

- патохимическую – по механизму взаимодействия ксенобиотиков с ферментными системами;

- биологическую – по характеру биологического последствия отравления и др.

Практическое применение в токсикологии получила биолого-физико-химическая классификация органических веществ, разработанная Н.В. Лазаревым. В ней связь органических веществ-неэлектролитов с их биологической активностью основывается на их единственном физико-химическом свойстве – липофильности. В этой классификации вещества расположены по группам в соответствии с возрастающими значениями их коэффициента распределения в системе масло-вода. К каждой следующей группе отнесены соединения с коэффициентом распределения в 10 раз более высоким, чем в предыдущей группе: в первую группу включены неэлектролиты со значениями коэффициента распределения от 10–3 до 10–2, во вторую – со значениями коэффициента от 10–2 до 10–1 и т.д., в последнюю, девятую группу – со значениями коэффициента от 105 и выше.

2. Стадии воздействия ядов на организм

Нарушение здоровья, вызываемое воздействием какого-либо химического яда называют отравлением.

Классификацию отравлений проводят по нескольким признакам:

- по причине возникновения отравлений;

- по химической природе веществ, вызывающих отравление;

- по характеру развития отравления.

В зависимости от биологических последствий воздействия яда на организм отравления подразделяют на острые и хронические.

Острые отравления развиваются при однократном поступлении в организм токсической дозы и резким, ярко выраженным началом заболевания. Симптомы появляются внезапно, интенсивность эффектов быстро нарастает, возможен летальный исход. Патологический процесс при острых отравлениях может развиваться в двух направлениях: симптоматика ослабевает и исчезает, начинается процесс выздоровления или же патологические реакции прогрессируют.

При острых отравлениях первого направления выделяют токсикологическую и соматогенную фазы. Токсикологическая фаза включает в себя две стадии воздействия яда на организм. Первой стадией является стадия резорбции токсичного вещества, когда концентрация яда в организме достигает максимума. На этой стадии возрастание общей и действующей дозы яда протекает на фоне его поступления в организм. При этом наиболее сильно проявляется специфическое воздействие яда на организм. Одновременно могут начинаться процессы удаления из организма вредного вещества или снижения его концентрации вблизи рецептора. Эта стадия называется элиминацией. Снижение общей и действующей дозы яда осуществляется за счет механизмов детоксикации организма. При прекращении поступления яда в организм его концентрация за счет действия механизмов детоксикации может быстро снижаться. При этом общий токсический эффект является результатом специфического токсического действия и неспецифических реакций организма. Фазу острого отравления, наступающую после удаления яда из организма, называют соматогенной.

При острых отравлениях второго направления патологические реакции, получившие свое развитие в токсикологической фазе, прогрессируют, развивается предтерминальная фаза, для которой характерно резкое угнетение важнейших жизненных функций организма. Продолжительность предтерминальной фазы отравления может быть различной и зависит от ряда факторов: дозы яда, поступившего в организм, патогенетического механизма его действия, индивидуальных особенностей организма (выносливости, возраста, пола и др.). Выделяют четыре основные стадии предтерминальной фазы: шок, коллапс, кому, агонию.

Заболевание, развивающееся после длительного, иногда дискретного поступления вредного вещества в малых (субтоксических) дозах, не вызывающих при однократном поступлении в организм симптомов отравления, называется хроническим отравлением. При хронических отравлениях признаки заболевания появляются не сразу и не так ярко выражены, как при острых отравлениях. Нарастание симптомов происходит постепенно. Развитие различных болезненных состояний при хронической токсикации в основном протекает по трем возможным направлениям, которые проявляются в нарушении сердечно-сосудистой системы, репродуктивной функции, бластомогенном эффекте.

Существуют 3 основные стадии отравления ядами:

Стадия 1. Называется стадией возбуждения, наступает вскоре после воздействия токсического вещества, обычно через 15-20 мин. Как правило, развивается психомоторное возбуждение, сопровождающееся чувством страха. Пациенты нередко агрессивны, могут отказываться от лечения. Общие симптомы интоксикации поначалу неспецифичны - головокружение, головная боль, тошнота. Однако вскоре объективно можно обнаружить повышенную потливость, усиление слюноотделения, умеренное сужение зрачков, чувство стеснения в груди, одышку, что характерно для отравления ФОВ. В 1й стадии отмечается также урежение сердечных сокращений и повышение артериального давления.

Стадия 2. Носит название стадии гиперкинезов и судорог с полной картиной отравления. В этой стадии уже возможно развитие комы. Психомоторное возбуждение может сохраняться или постепенно переходить в заторможенность. Характерны подергивания мелких мышц (мимических), периодически возникающие судороги, повышение общего мышечного тонуса, выраженное сужение зрачков с отсутствием реакции на свет. Резко выражены потливость, повышение секреции бронхов (бронхорея) и слюнных желез (саливация), ригидность (туго подвижность) грудной клетки. Нарастают расстройства дыхания. Наблюдается выраженное повышение артериального давления и замедление (иногда значительное учащение) пульса, непроизвольный жидкий стул, учащенное мочеиспускание.

Стадия 3 - стадия параличей. Больные находятся в бессознательном состоянии (кома). Все рефлексы или значительно угнетены, или отсутствуют, артериальное давление низкое, пульс или очень редкий (40-20 уд./мин), или учащен до 120 уд./мин и более, дыхание резко угнетено. Мускулатура находится в паралитическом состоянии. Тяжелые отравления ФОВ дают осложнения, среди которых часто отмечается пневмония, являющаяся основной причиной смерти в позднем периоде отравления. Нередко развиваются поздние постинтоксикационные психозы (особенно улиц, злоупотребляющих алкоголем) и полиневриты.

Заключение

Цель работы - изучить разнообразие ядов и стадии их воздействия на организм человека – достигнута.

Были достигнуты следующие задачи:

- рассмотрена сущность ядов и разнообразие ядовитых веществ;

- изучено действие ядов на организм человека изучено;

- выявлены последствия воздействия ядов.

В заключение следует сказать, что, несмотря на значительные успехи в изучении проблем механизма действия ядов, далеко не у всех ядовитых веществ биохимический механизм действия полностью раскрыт. Многие сложные вопросы взаимодействия различных химических агентов с разными ферментами еще не решены.

Список используемой литературы

1. Владимиров, В.А. Учебное пособие «Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Методика прогнозирования и оценки химической обстановки»/ В.А.Владимиров, В.С.Исаев. – М.: Наука,2005. – 365 с.

2. Гедыгушев, И. Судебная медицина. Учебное пособие / И.Гедыгушев. – М.: Норма, 2008. – 432 с.

3. Иванчук, А.А. Судебная медицина. Краткий курс / А.А. Иванчук. – М.: Окей -книга, 2009. – 160 с.

4. Макиннис, П. Тихие убийцы. Всемирная история ядов и отравителей / П. Маккиннис. – М.: Колибри, 2008. – 432 с.

5.Оксенгендлер, Г.И. Яды и организм / Г.И. Оксенгендлер. – Спб.: Наука, 2006. – 317 с.

6. Оксенгендлер, Г.И. Яды и противоядия. Г.И. Оксенгендлер. – Л. : Наука, 2003. – 191 с.

7. Попов, В.Л. Судебная медицина. В.Л. Попов. – М.: Юрид.центр Пресс, 2009. – 518 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56296. Сценарій вечора «Муза кохання» 129.5 KB
  Мета: познайомити учнів з історіями кохання видатних особистостей, зі зразками інтимної лірики; прищеплювати інтерес до поезії, розвивати любов до мистецтва слова; показати учням красу та складність людських почуттів;
56297. Сценарій новорічного свята для учнів 3-5 класів «У гостях у цариці Природи» 57 KB
  Мета: Виховувати любов та ціннісне ставлення до природи. Розвивати інтерес до поезії. Тренувати навички декламування та інсценізації. Залучати дітей до колективної творчої праці. Формувати естетичні уподобання.
56298. МЕТОДОЛОГІЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПРОЦЕСУ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ 15.92 KB
  Поняття «методика» - це сукупність прийомів, способів дослідження, порядок їх застосування та інтерпретації отриманих за їх допомогою результатів. Основними компонентами методики є: теоретична частина; досліджувані явища (предмети), субординація і координація звязку між ними; сукупність методів; порядок їх застосування; порядок і техніка узагальнення результатів дослідження.
56299. Сценарии праздников в начальной школе 336.5 KB
  Всем красавицам желаю доброго вечера А что ж ты меня Оксанка дома не встретила Я уж возле твоей хаты час целый ошиваюсь А ты как ни в чем не бывало с подружками гуляешь. Оксана Ойли велика беда А может я забыла О чем с тобой Вакула вчера говорила.
56300. Чотири пори року. Виховний захід 103 KB
  Святково прикрашений зал Заходять ведучі Вед 1 :Добрий день шановні гості. Сьогодні ми зібралися щоб згадати добрим словом рік який минає Вед 2: Згадати і подякувати кожній порі року за їх дарунки природі і людям Вед 1: А ще згадати як веселився і зустрічав весну літо осінь і зиму український народ багато років тому.
56301. Сценарій свята «День усіх закоханих» або «День святого Валентина» 936 KB
  Але у в’язниці між єпископом та дочкою тюремного наглядача зародилося кохання. І до останнього дня єпископ посилав дівчині невеличкі сердечка з написами палкого кохання та з підписом Твій Валентин...
56302. «Найрозумніший» Сценарій гри з географії для учнів восьмих класів 176 KB
  Роман Кош 1545м Найбільший кам’яновугільний басейн України. Донецький Корисні копалини на які багате Калуське родовище калійні солі Океан що має найбільший вплив на клімат України. Атлантичний Частина України на якій випадає найменше опадів.
56303. Сценарий спортивной интеллектуально-познавательной игры «Что, где, когда?» 109 KB
  Цели и задачи: развитие творческих способностей логического мышления; повышение интеллектуального и культурного уровня расширение кругозора; повышение интереса к учебно-познавательной деятельности стимула; воспитание чувства товарищества взаимоуважения...
56304. Новорічна казка «Попелюшка» 474.5 KB
  Дійові особи: Попелюшка Батько Попелюшки Мачуха Іа дочка ІІа дочка Фея слуги короля 2 Король Королева Принц ведучі 2 запрошені на бал. На сцену виходять Попелюшка та батько. Попелюшка.