95725

ТЕХНОЛОГИЯ И ОЦЕНКА ПРОДАЖ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИП «РОДИН В.З.»

Дипломная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Организационно-экономическая характеристика торговой организации Общие сведения о предприятии Экономические показатели торговой организации Классификация торговой организации Месторасположение торговой организации Товарная политика торговой организации Ассортимент предприятия. Характеристика и классификация Структура ассортимента...

Русский

2015-09-29

1.96 MB

8 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

Колледж технологии, моделирования и управления

                                                                                                           

                                                                                                                 

                                                                      УТВЕРЖДАЮ  

                                                       

    Зам. директора по учебно-

                                                                                методической работе

                                                 Старк М.В.

                                           «         »                              г.

                                                                                                       

       

                                  

    ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

       

                               

ТЕХНОЛОГИЯ И ОЦЕНКА ПРОДАЖ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ИП "РОДИН В.З."

                                                               

38.02.04. К. 3-КД-34. 07. 000 ПЗ

 

                                                                                               

Студент                                            Ефимова М.А.                     

Руководитель                                                    Козлова М.А.

                                                                                                                          Консультанты                                   Кислова М.Н.

                

                                     Семенова Е.Н.

                 

Санкт-Петербург 2015

Стр.

Введение

3

1 Организационно-экономическая характеристика торговой

организации                                                                                                     

5

1.1 Общие сведения о предприятии                                                               

5

1.2 Экономические показатели торговой организации                                

8

1.3  Классификация торговой организации

8

1.4  Месторасположение торговой организации

9

2 Товарная политика торговой организации

12

2.1 Ассортимент предприятия. Характеристика и классификация

12

2.2 Структура ассортимента

14

2.3 Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров

18

2.4 Потребительские свойства  и показатели качества товара

20

2.5 Оценка свойств товара

24

2.6 Факторы, обеспечивающие качество товара

29

2.7 Товарная информация

32

3 Анализ розничного товарооборота торговой организации

35

3.1 Информационное обеспечение анализа розничного товарооборота

35

3.2 Определение общего объема товарооборота и анализ его динамики

35

3.3 Анализ товарно-групповой структуры и ритмичности товарооборота

36

3.4 Факторный анализ  товарооборота

39

4 Технология продаж  торговой организации

42

4.1 Планировка торгового зала

42

4.2 Размещение  и выкладка товаров в торговом зале

48

4.3 Рекламно-информационное оформление в магазине

51

5 Пути роста товарооборота торговой организации

53

5.1 Прогнозирование товарооборота как один из путей увеличения его объема

53

5.2 Совершенствование Маркетинговой деятельности - основа для повышения розничного товарооборота 

54

5.3 Влияние отдельных видов ресурсов на объем товарооборота

55

Заключение

57

Список использованных источников

59

Приложения

60


ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия экономика Российской Федерации претерпела множество изменений. Каждый год происходят на первый взгляд незначительные, но при дальнейшем рассмотрении судьбоносные изменения.

Организация товарных потоков и товарооборота в целом занимает главенствующую роль в жизни любого торгового предприятия.

Существует большое количество научных работ, освящающих данную тему: Абрютина М.С., Баканов М.И., Брагина Л.А., Капнина С.А., Маркарьян Э.А..

Темой дипломного проекта является изучение технологий и оценка продаж торговой организации ИП «Родин В.З.».

Объектом исследования дипломной работы является Индивидуальный предприниматель Родин Владимир Зосимович.

Предметом исследования является Технология и оценка продаж торговой организации на примере предприятия ИП «Родин В.З.».

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основании изученных теоретических исследований в области организации торгового процесса осуществить анализ деятельности предприятия ИП «Родин В.З.» и произвести расчеты показателей характеризующих торгово-экономическую деятельность рассматриваемого предприятия на основе торговой сети магазинов «ХО».

Выделяя цели дипломной работы более детально можно отметить следующие темы для анализа и закрепления знаний:

  •  по организации и управлению торгово-сбытовой деятельностью;
  •  по организации и проведению экономической и маркетинговой деятельностью;
  •  по управлению ассортиментом, оценке качества и обеспечению сохраняемости товаров;
  •  закрепление  практических методик анализа розничного товарооборота торговой организации;
  •  освоение навыков разработки практических рекомендаций в области повышения экономических показателей деятельности торговой организации.

К основным задачам дипломной работы можно отнести:

  •  анализ организации ИП «Родин В.З.» в целом, а также различных экономических показателей в частности;
  •  произведение расчетов, характеризующих торгово-экономическую деятельность рассматриваемого предприятия;
  •  проведение анализа полученных расчетов и формулирование выводов, а также создание рекомендаций по повышению эффективности деятельности торговой организации.

В процессе решения задач поставленных в дипломной работе использовались такие методы исследования как анализ и синтез, методы наблюдения и сравнения, а также расчетный метод. 

Источником информации для проведения исследования послужила внутренняя документация отдела снабжения предприятия ИП «Родин В.З.», а также материалы объектов внешней среды, которые были найдены во всеобщем доступе, например, используемые в дипломной  работе ГОСТы.

Научная и практическая значимость дипломной работы определяется в первую очередь тем, что собранные теоретические материалы позволили произвести анализ, выделить даже некоторые проблемы конкретного предприятия. Также практическая значимость исследования состоит в том, что отдел менеджеры и руководство предприятия ИП «Родин В.З.» могут использовать выводы и рекомендации дипломной работы для оптимизации деятельности компании.


1.Организационно-экономическая характеристика торговой организации

1.1 Общие сведения о предприятии

Индивидуальный предприниматель Родин Владимир Зосимович, в дальнейшем именуемый ИП «Родин В.З.», начал свою деятельность в 2004 году. Основанием для образования и деятельности предприятия служит         Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 78 № 003431280 от 09.07.2004 года.

ИП «Родин В.З.» является коммерческим предприятием и, соответственно, основной задачей деятельности компании является извлечение максимальной прибыли за счет реализации закупаемой продукции.

Профильной деятельностью предприятия ИП «Родин В.З.» является торговля непродовольственными товарами, а именно женским и мужским нижним бельем, женской верхней и домашней одеждой, а также сопутствующими товарами.

Предприятие ИП «Родин В.З.» имеет несколько партнеров в Санкт- Петербурге: это такие предприятия как ООО «Трейд-Сервис» и ЗАО «Азимут Инвест». В целом эти три организации осуществляют совместную деятельность по управлению торговыми сетями «CaterinaLeman», «LaurenVidal», «X.O.» и «ЭстельАдони». Существует еще одна компания, с которой заключен договор о корпоративном партнерстве. Это компания ЗАО «ЭкоСтиль», которая находится в Москве и является единственным поставщиком для ИП «Родин В.З.». Такая ситуация сложилась ввиду того, что руководство ЗАО «ЭкоСтиль» и альянса «Родин-Азимут-Трейд» заключило договор, одним из пунктов которого стало условие, что участники альянса будут представлять московские именные торговые сети в Санкт-Петербурге.

Таким образом, если детальнее рассматривать партнерство с московской компанией, то следует отметить, что деятельность ИП «Родин В.З.» во многом зависит от ЗАО «ЭкоСтиль». Данное партнерство имеет свои минусы:

  1.  Все поставки идут через офис в Москве, т.е. нет прямых поставок от производителей, что увеличивает стоимость продукции, а также время ее доставки (происходит удлинение цепи поставок);
  2.  ИП «Родин В.З.» не всегда имеет возможность заказать интересующие позиции товара, так как компания ЗАО «ЭкоСтиль» заказывает у производителей не весь ассортимент, а ИП «Родин В.З.» закупает товар именно у компании ЗАО «ЭкоСтиль», а не у производителей;
  3.  Сотрудники московского офиса могут в любой момент появиться в розничных магазинах с незапланированной/неожиданной проверкой и в случае каких-либо ошибок менеджера магазина настоять на его увольнении;
  4.  Некоторые розничные магазины были открыты за счет спонсорской поддержки компании ЗАО «ЭкоСтиль», и в этих случаях контроль и влияние автоматически усиливается;
  5.  Так как некоторые группы товаров предоставляются компании ИП «Родин В.З.» на реализацию (выкуп продукции происходит после ее реализации), при наличии высокого спроса на товар в Москве, компания «ЭкоСтиль»  оставляет за собой право забрать этот товар себе на продажу. Такие случаи крайне редкие, но имели место на практике.

Но в таких деловых отношениях можно найти и положительные моменты:

  1.  Компания ИП «Родин В.З.» не имеет дело с таможней и таможенным оформлением ни при поступлении товара, ни при реверсивных потоках;
  2.  Меньшее количество денег уходит на маркетинг и печать рекламной продукции, так как большую часть расходов данной категории оплачивает ЗАО «ЭкоСтиль». Это связано в первую очередь с тем, что маркетинговые исследования проводятся именно московской компанией-партнером;
  3.  Наличие спонсорской поддержки;
  4.  Предоставление товара на реализацию также имеет положительную сторону: не нужно выделять достаточно большое количество денежных средств на поставляемый товар.

То, что ИП «Родин В.З.» является единственным представителем в Санкт-Петербурге торговых марок предоставляемых ЗАО «ЭкоСтиль» является конкурентным преимуществом, так как закупаемый товар имеет определенную целевую аудиторию, и в Санкт-Петербурге на данный момент нет большого количества торговых сетей, способных удовлетворять спрос в данном сегменте рынка.

Таким образом, взаимодействие с компанией ЗАО «ЭкоСтиль» имеет свои недостатки, но дает некоторые конкурентные преимущества. Многие неудобства в осуществлении закупок или перевозок компенсируются поддержкой как финансовой и кадровой, так и информационной.

ИП «Родин В.З.» можно охарактеризовать как торговое предприятие с небольшой розничной сетью. Предприятие имеет арендуемый офис, совмещенный со складскими помещениями, а также 15 арендуемых розничных магазинов, расположенных в различных частях города. Большая часть розничных точек располагается в крупных торговых комплексах, и лишь несколько помещений арендуются на основе договора с КУГИ, т.е. располагаются на первых и цокольных этажах жилых зданий. Следует отметить, что при выборе мест размещения розничных магазинов были выбраны самые известные и посещаемые торговые комплексы Санкт-Петербурга, что во многом определяет успешность торговли и как следствие скорость оборачиваемости товара.

1.2 Экономические показатели торговой организации

Уставной капитал ИП Родин по состоянию на 31 декабря 2014 года составил 5 500 000. Основные средства предприятия — часть имущества, используемая многократно в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев. Стоимость основных фондов на 2013- 12706 тыс.руб, 2014 год 13100 тыс.руб. Товарооборот на 2013 год составил 28403,3 тыс. руб ,в 2014 году 31789,2 тыс. руб. розничный товарооборот в отчетном периоде увеличился на 3385,9 тыс. руб. Таким образом, можно сказать о том, что в целом товарооборот растет, причем динамика роста увеличивается. Это говорит о том, что предприятие правильно использует свои активы и работает для увеличения эффективности.

1.3 Классификация торговой организации.

По сфере торговой деятельности:

розничный - осуществляющие продажу товаров и оказание услуг покупателям для личного, домашнего использования и совместного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. товар предназначается для конечного использования.

По конструктивным характеристикам, организационным особенностям продажи розничная торговля бывает:

стационарная (магазинная)

По специализации магазины бывают:

комбинированные, объединяющие несколько товарных групп по общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребителей («Ткани, одежда», «Мясо, рыба, овощи»).[1]

Рассмотрим каждую из классификаций на примере ИП «Родин В.З.». ИП «Родин В.З.» осуществляет  розничную торговлю.

Теперь рассмотрим организационные особенности розничной торговли. Анализируемое предприятие осуществляет стационарную торговлю непродовольственными товарами. Магазин представляет собой элитный салон с предоставлением индивидуального обслуживания каждого клиента.

По специализации магазины «ХО» можно отнести к специализированным, со смешанным ассортиментом одежды (разные товарные группы, также разные половозрастные группы).

1.4 Месторасположение организации

Офис предприятия располагается Россия, город Санкт-Петербург, улица Орджоникидзе дом 42 офис 301. У данного предприятия офис совмещен со складскими помещениями, что очень удобно для координации товарных потоков,  решения авральных ситуаций, а также организации работы предприятия в целом: так как все менеджеры могут взаимодействовать на любых этапах работы.

Первый салон сети мужского белья «ХО» расположен по адресу Санкт – Петербург, Комендантская площадь, 11, недалеко от станции метро «Комендантский проспект» в ТРК “Миллер Центр”, который является одним из крупнейших комплексов в самом центре Приморского района и состоит из 3-х корпусов общей площадью 44,8 тыс. кв.м, включая крытый многоярусный паркинг на 168 м/мест и открытую парковку на 450 м/мест. Он расположен непосредственно у станции метро “Комендантский проспект” и функционально включает следующие части:

- торгово-досуговый центр, ориентированный на максимальное удовлетворение потребностей покупателей с уровнем дохода средним/выше среднего;

- бизнес центр класса В+ с возможностью использования его арендаторами всей социальной инфраструктуры торгово-досугового комплекса. В “Миллер Центре” работают более 60 магазинов известных российских и международных брендов, 20 досуговых заведений, включая рестораны, кафе, клубы, а также большое число поставщиков услуг: от салона красоты и химчистки до туристических агентств.

Второй магазин сети мужского белья «ХО» находится в торгово-развлекательном центре «Питер-РАДУГА», который открылся 25 апреля 2007 года и сразу же стал пользоваться большой популярностью у покупателей. Торговый центр расположен на проспекте Космонавтов, д.14, рядом с одной из важнейших городских артерий - Витебским проспектом, связывающим центр города с красивейшими пригородами - Пушкином и Павловском, что делает подъезд удобным, а соседство с крупнейшей спортивно-концертной площадкой города СКК "Петербургским" привлекательным. ТРЦ «Питер-РАДУГА» является региональным торговым центром и объединяет под своей крышей более 150 магазинов, кафе, рестораны и развлекательный центр. Общая площадь ТРЦ составляет 82 000 кв.м., аренднопригодная – 75 000 кв.м.

По сегодняшний день «Радуга» является одним из самых крупных работающих торгово-развлекательных центров в городской черте и входит в десятку лучших торговых комплексов Санкт-Петербурга.

Третий салон сети мужского нижнего белья «ХО» расположен в ТРК Гранд Каньон, расположенном по адресу пр. Энгельса, д.154. ТРК «Гранд Каньон» был открыт в феврале 2006 года.

В «Гранд Каньоне» представлен широкий спектр товарных групп, в том числе большой выбор универмагов, монобрэндовых спортивных магазинов. Это также известные международные марки модной одежды и обуви, подарки, товары для дома, для красоты и здоровья и всевозможные услуги.

Одна из принципиальных позиций реализованной в ТРК концепции – тщательный подбор арендаторов. Особое внимание уделено семейному отдыху, товарам и развлечениям для детей. В целом ТРК «Гранд Каньон» наиболее похож своей политикой, размерами и условиями с ТРК “Миллер Центр”.[2]


2 Товарная политика торговой организации

2.1 Ассортимент предприятия. Характеристика и классификация

На предприятии ИП «Родин В.З.» выделяется шесть основных групп: женское нижнее белье, мужское нижнее белье и домашняя одежда, женская домашняя одежда, женская верхняя одежда, купальный ассортимент, сопутствующие товары.

  1.  Женское нижнее белье составляет около 51% от общего ассортимента компании. Эта ассортиментная группа разделена на две категории по производителям: Франция и Германия. Большая часть французского товара является коллекционным товаром на реализации примерно 60-65%, остальные 35-40% - это базовые модели. Наличие такой большой части товара на реализации обусловлено тем, что коллекционные модели не выгодно выкупать, так как товар достаточно быстро морально устаревает и становится неликвидным.
  2.  Мужское нижнее белье и домашняя одежда. Ассортимент товаров данной категории достаточно широкий, но не глубокий и составляет около 22% от общей массы товара. Большая часть товара находится на реализации. Только одна торговая марка (производство Германии) полностью выкупается. Это направление в компании ИП «Родин В.З.» только недавно начало развиваться. На данный момент имеется всего три магазина мужского белья и спрос на данную продукцию не устойчив. В основном заказываются небольшие партии коллекционного товара, рассчитанные на два существующих салона. Но за 2013 год продажи возросли, к тому же отдел продаж дал согласие на торговлю мужским ассортиментом в сети женского белья, и это было правильным маркетинговым ходом. Спрос на мужской ассортимент именно в женских салонах оказал неожиданно высоким. Осуществлять закупки мужского ассортимента при наличии в основном коллекционного товара несложно. Основной задачей является обеспечение необходимым количеством товара двух магазинов. В основном закупки данной ассортиментной группы производятся на основе личного восприятия товара менеджером по закупкам.
  3.  Женская домашняя одежда. Эта ассортиментная группа составляет примерно 5% от общего количества товара. Почти весь товар группы «домашняя одежда» выкупается. При этом следует отметить, что товар в основном представлен торговой маркой из Германии, то есть должен выкупаться. Есть также небольшое количество различных не постоянно заказываемых (чаще французских) торговых марок на реализации.
  4.  Женская верхняя одежда составляет 11% от всей товарной массы. Весь товар этой категории выкупается. Также следует отметить, что фактически весь товар за исключением шести наименований является коллекционным.
  5.  Купальный ассортимент составляет около 10% от общей массы товаров и полностью выкупается, несмотря на то, что товар полностью коллекционный.  Поставки начинаются уже с конца января – начала февраля. В связи с этим менеджер по снабжению должен ориентироваться в спросе на продукцию (статистика по спросу ведется по торговым маркам, так каждая из них, как правило, из года в год производит похожие модели) и правильно составить заказ для наилучшей эффективности продаж.
  6.  К сопутствующим товарам относятся чулочно-носочные изделия, тапки, полотенца, сумки, мешки и капсулы для стирки. Данная категория товаров не пользуется высоким спросом и не требует больших денежных вложений: имеет невысокую стоимость, занимает мало складской площади. Эта группа товаров составляет примерно 3% от общего количества товара.

Одной из задач данной дипломной работы является исследование товарного ассортимента сети магазинов мужского нижнего белья «ХО». Поэтому далее мы будем исследовать ассортимент представленный в рассматриваемой торговой сети.

2.2 Структура ассортимента

Бельевая группа :

  •  Трусы – боксы, классические, семейные (швейные или трикотажные), стринги.
  •  Майки
  •  Футболки
  •  Кальсоны

Домашняя одежда:

  •  Пижамы
  •  Домашние костюмы
  •  Халаты
  •  Футболки
  •  брюки домашние
  •  сопутствующие товары –тапки.

Пляжная одежда:

  •  Шорты
  •  Плавки
  •  Футболки
  •  Майки
  •  Сопутствующие товары –тапки, полотенца, сумки

Чулочно-носочные изделия :

  •  Носки
  •  Гольфы
  •  Следки

В каждой ассортиментной группе существует два направления: базовые модели и коллекционные модели.

Базовые модели – это товар, который предприятие заказывает постоянно, как правило, не зависимо от сезона. В целом по всем ассортиментным группам это более, чем 10000 наименований.

Коллекционные модели – это товар, который необходимо заказывать на каждый сезон. Сезонность заказов определяется следующим образом: осень-зима и весна-лето. Каждый сезон компания получает около 7000 наименований коллекционных моделей по всем ассортиментным группам.

Соотношение базовых и коллекционных моделей торгового предприятия ИП «Родин В.З.» выглядит следующим образом (рис.1).

Рисунок 1 - Соотношение базовых и коллекционных моделей на складе предприятия ИП «Родин В. З.»

Таблица 1- Структура ассортимента 2014 г

вид товара

количество

средняя цена

относительные показатели

натуральные

стоимостные

Нижнее белье

Трусы

1987

1650

18,3

4,4

Майки

321

1865

2,9

4,9

футболки

652

2100

6,1

5,5

кальсоны

146

1950

1,3

5,2

Домашняя одежда

Пижамы

159

3540

1,5

9,4

  Домашние костюмы

234

4650

2,1

12,3

Халаты

147

4300

1,4

11,4

Футболки

298

2300

2,7

6

брюки домашние

498

2500

4,6

6,6

Домашние тапки

345

1100

3,2

2,9

Купальные товары

  Шорты

478

1960

4,4

5,1

Плавки

1463

1705

13,5

4,5

  Футболки

476

2300

4,4

6

Майки

385

2000

3,5

5,5

Сопутствующие товары

Тапки, полотенца, сумки

287

2300

2,7

6

Чулочно-носочные изделия

Носки

1765

500

16,3

1,3

  Гольфы

554

650

5,2

1,7

Следки

647

450

5,9

1,3

 

 

 

100

100

;(1)

; (2)

Из таблицы 1 мы видим, что в общей структуре ассортимента по количеству единиц наибольшие показатели у трусов, плавок и носков равные 18,3%,13,5% и 16,3% соответственно. Данные были получены с помощью расчетов с использованием формулы (2). В то время как наибольший вес в показателях товарооборота, т.е. в стоимостном выражении занимают домашние костюмы, халаты и пижамы. Стоимостное выражение товара в структуре ассортимента можно рассчитать по формуле (2). Рассмотрим ассортимент в разрезе товарных групп (см. табл.2)

Таблица 2 - Структура ассортимента по товарным группам 2014 г

вид товара

количество

средняя цена

относительные показатели

натуральный

стоимостной

Нижнее белье

3106

1891,25

28,64785095

19,33635285

Домашняя одежда

1681

3065

15,50451946

31,33690496

Купальные товары

2802

1991,25

25,84394023

20,35876411

Сопутствующие товары – тапки, полотенца, сумки

287

2300

2,647113079

23,51545886

Чулочно-носочные изделия

2966

533,3

27,35657628

5,452519221

10842

9780,8

100

100

При рассмотрении ассортимента в разрезе товарных групп мы видим, что в натуральном выражении наибольшие показатели у нижнего белья, чулочно-носочных изделий и купального ассортимента (см. рис. 2), в то время как в стоимостном выражении наибольший вес имеет домашняя одежда. В то время как нижнее белье, купальные товары и сопутствующие товары имеют примерно одинаковые относительные показатели стоимостного выражения 19,3%; 20,3% и 23,5% соответственно.

Рисунок 2 - Структура ассортимента по товарным группам 2014 г

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что при изучении ассортимента необходимо анализировать как количественные, так и стоимостные показатели. Т.е. несмотря на то, что наибольшее количество товаров относится к группе нижнее белье, товарная группа домашняя одежда занимает большее количество денежных активов предприятия, что обусловлено стоимостью одной единицы товара. Также мы можем сделать выводы о влиянии рассматриваемых товарных групп на товарооборот: продажа одной единицы домашней одежды принесет большую прибыль, нежели продажа одной единицы нижнего белья.

2.3 Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров

В основе формирования ассортимента товаров лежит спрос, на который влияют следующие факторы:

  •  Экономические факторы определяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, размерами доходов и социального обеспечения населения, розничными ценами на товары, так как город большой и достаточно высокая доля населения с доходом выше среднего, такие салоны существуют в больших количествах наравне с бутиками. (когда сделаем таблицу сделать ссылку на товарооборот и доход). Экономические, в том числе успехи научно-технического прогресса – например, создание дышащих тканей таких как мерсеризированный хлопок  (хлопок пропитан специальным раствором с целью достижения несмываемого блеска и повышенной прочности).
  •  Социально-демографические: покупателями  «XO» являются люди с высоким, средним, и редко чуть ниже среднего уровня доходов,60% мужчин, 40% женщин. Возрастные показатели покупателей колеблются от 18 до 67 лет.
  •  Социально-психологические факторы: покупатели магазинов «ХО» делятся на тех, кто предпочитает высококачественное бельё, изготовленное из натуральных и искусственных высокотехнологичных материалов, обладающих износостойкостью, удобством в носке (комфорт) и эксплуатации (легко стирается, быстро сохнет, долго не теряет товарный вид).
  •  К социально-психологическим факторам относятся вопросы моды, престижа, заботы о здоровье и др. Покупателей можно разделить на несколько групп: группа покупателей  для которых важен бренд, престиж, модность, эти люди приобретают товар с каждой новой коллекцией, чтоб быть в тренде. Для них не важна цена, а важен престиж. Группа покупателей, которые являются  приверженцами одной торговой марки, и покупают понравившиеся новинки, которые появляются в новой коллекции. Группа покупателей, которые ждут скидок и распродаж, и покупают товар известных торговых марок высокого качества по более низкой цене. Случайные покупатели сделавшие единовременную покупку.[3]

На торговых предприятиях процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента (с количества товарных групп). Затем определяется полнота и глубина ассортимента (количество видов и разновидностей товаров).

У ИП «Родин В.З.» есть собственные правила по формированию ассортимента:

База в торговых марках заказывается  в зависимости от продаж, эффективность не должна быть  не меньше  20%.  

Фэшн коллекция:  заказывается 2 раза в год + «Рождество»

С февраля по апрель заказывается «осень-зима» исходя из эффективности продаж и товарного остатка.

С августа по октябрь заказываются купальный и бельевой ассортимент.

В конце октября - начале ноября заказывается «Рождество».

Ассортимент в целом формируется также исходя из остатков и продаж.
При условии, что товар был взят на реализацию, менеджеры ИП «Родин В.З.» могут принять решение о возврате партии товара при согласовании с менеджерами ЗАО «Эко-Стиль».

2.4 Потребительские свойства товара и показатели качества

Причины, по которым покупается товар:

  1.  Известная торговая сеть
  2.  Гибкая дисконтная система
  3.  Известные бренды
  4.  Особо модный товар
  5.  Высококачественный товар изготовленный из высокотехнологичных материалов
  6.  Высокое качество обслуживания
  7.  Частое обновление коллекции
  8.  Эксклюзивность

Клиентов салонов «XO» сложно объединить в одну группу, так как товар представлен в различных направлениях моды и стиля. Ассортимент магазина делится на:

  •  Классику,
  •  Моду,
  •  Ультрамоду.

Можно объединить только по конкурентности торговых марок. Например: Москино-Гальяно-Армани,

  •  БруноБанани- Олаф Бенц (Менстор),
  •  Калида- Шиссер ,
  •  Ханро – Эрменгежильдо
  •  Зегна- Зиммерли,
  •  Жокей- Триумф – Жолидон.

Товар покупается по критериям:

  1.  Покупка товара новой коллекции
  2.  Приобретения товара по скидкам и акциям
  3.  Сезонная распродажа

Показатели качества:

  1.  - Превосходное соотношение цена/качество ;
  2.  - Использование самых высококачественных материалов;
  3.  - Гарантия подлинности материала и качества продукции;
  4.  - Качество материала улучшается за счёт использования новый технологий

Преимущества:

  1.  Повышенная прочность полотна
  2.  Повышенная износоустойчивость
  3.  Устойчивость волокна к пиллинг-эффекту(не скатывается)
  4.  Ровная поверхность полотна
  5.  Мягкое и шелковистое на ощупь полотно
  6.  Гладкая благородная поверхность как у мерсеризованного хлопка
  7.  Насыщенные яркие расцветки

Свойства хлопковых тканей:

  1.  Самый распространённый вид сырья
  2.  На 94% состоит из целлюлозы
  3.  Высокая прочность (плохо рвётся и медленно истирается)= износоустойчивость
  4.  Высокие впитывающие свойства =приятно на коже
  5.  Недостаток: легко мнутся и не очень эластичны

Жизненный цикл товара от производства до потребителя :

Дизайн > Прототип >Коллекция >Производство> Розничная сеть> Конечный покупатель.

Таблица 3 - Показатели качества согласно Декларации о соответствии

Вид ГОСТ

Потребительские свойства

Показатели свойств

Группа

Подгруппа

1

2

3

4

ГОСТ 2351-88;
ГОСТ  4.45-86;
ГОСТ  17521;
ГОСТ 31228-2004;
ГОСТ 4103-82

1.

1

Надежность

2

Нормы устойчивости окраски материалов для бельевых изделий

Материалы хлопчатобумажные, смешанные:

Стирка 1

4/4

Стирка 4

¾

Пот

4/4

Трение (сухое)

3

Материалы льняные, полульняные:

Стирка 1

4/4

Стирка 4

¾

Пот

4/4

Трение (сухое)

3

Материалы шелковые, полушелковые, в том числе из химических волокон(нитей):

Стирка 1

4/4

Стирка 4

-

Пот

-

Трение (сухое)

3

Показатели стойкости к внешним воздействиям

3

Возможность химической чистки, стирки, глажения, балл:  -   (стойкость к воздействию химических препаратов, тепла и влаги)

4

Прочность соединения деталей, даН/см:   -      (стойкость к механическим воздействиям)[4]

Эргономические

Антропометрические показатели мужчин:

По полнотным группам:

рост

158-188 (интервал между размерами 6см)

обхват груди

84-128 (интервал между размерами 4см)

обхват талии

1 -  70-90

2 -  72-112

3 -  78-122

4 -  96-124

5 -  106-130 (интервал между размерами 4см)[5]

Гигиенические свойства материалов

гигроскопичность, %, не менее

6

воздухопроницаемость, дм2/м2с, не менее

100

удельное поверхностное электрическое сопротивление, Ом, не менее

содержание свободного формальдегида мкг/г не более [6]

75

Эстетические

Соответствие изделия современному направлению моды, балл

Э

Уровень обработки и отделки изделия, балл

Э1

Четкость и выразительность использования товарных знаков и ярлыков, балл

Э2

информационная выразительность

не регламентируется

целостность композиции

рациональность формы

совершенство производственного исполнения

Социально-экономические

2

цена

не определяется стандартом

имидж

не регламентируется

3

4

внешний вид

Соответствие образцу эталону, не должно быть заломов, складок, морщин, перекосов

Соответствие конструктивных линий образцу-эталону; не должно быть искривления и нарушения конфигурации края детали

Не должно быть пропусков, натяжения или слабины материала и нитей в строчках, искривления строчек и швов; расположение строчек от краев деталей или швов, наличие закрепок и закрепления концов строчек, частота стежков и ширина швов, цвет и количество сложений ниток - в соответствии с требованиями нормативно-технической документации

Безопасность

Свойства материалов, обеспечивающие безвредность

не содержит опасных веществ

2.5 Оценка свойств товара

Свойства товара выступают главным регулятором рыночного спроса

физические свойства — материальные характеристики, отражающие форму, габариты, вес, объем, срок службы, материал, из которого изготовлен товар. Все товары предприятия ИП Родин В.З выполнены из высококачественных материалов, имеет большие размерные ряды (от S-5XL),удобные упаковки ,подходящие как для складирования так и для обеспечения внешнего вида при продаже товаров.

  •  функциональные свойства служат для обеспечения удовлетворения одной или нескольких потребностей и отражают предназначение товара, его полезность. Обыкновенное бельё способно преобразить мужчину. Стоит правильно подобрать модель ,и все недостатки фигуры сразу исчезают , подчёркивая исключительно достоинства . Всё больше внимания стало уделяться удобству белья . Компания  старается производить бельё , в котором мужчина сам себе понравился бы и в котором он чувствовал бы себя хорошо – причём целый день . Кроме того, бельё должно быть красивым и по доступным ценам . использует инновации в производстве белья, что определяет его стоимость.
  •  экономические свойства охватывают его цену. Ценовая политика компании  направлена на соотношение цены и качества , поэтому цена на изделие  оправдана , она включает в себя качество товара (прежде чем товар дойдёт до покупателя он проходит все стадии тестирования на качество ), использует высококачественные материалы .

Аргументы продаж продукции  :

  1.  Наличие в компании собственных специалистов (инженеров) по текстилю .
  2.  Превосходное соотношение цена-качество
  3.  Использование самых высококачественных материалов
  4.  Гарантия подлинности материала и качества продукции
  5.  Контроль качества, осуществляемый внутри компании
  6.  Большой опыт работы , приобретённый за долгие годы существования на текстильном рынке
  7.  Непрекращающийся инновационный процесс.
  •  эстетические свойства органически связаны с уровнем потребительской культуры, образом жизни, спецификой воспитания, традициями, социальным статусом, Во время обсуждения проекта менеджеры по продукции представляют коллекцию на рассмотрение торговому отделу и службе маркетинга .  После обсуждения и внесения корректировок производителя первые образцы – прототипы из предусмотренного материала , с запланированным дизайнером рисунками в точно соответствии с решением , насколько это возможно. На начальном этапе образцов и идей представлено на 10-15% больше, чем включает в себя окончательный вариант коллекции.
  •  Дальнейшие встречи с торговым отделом и службой маркетинга происходят, когда уже готовы образцы. На этих совещаниях продолжается обсуждение с торговым отделом ,службой маркетинга  и производственным отделом , во время которого прототипы критически изучаются . После этих обсуждений  и внесения последних изменений  начинается производство коллекции образцов -  прототипов и компания  может начать принимать первые заказы на новую коллекцию .Далее коллекция производиться и доводиться до потребителя посредством розничной торговли .
  •  символические свойства в отличие от функциональных свойств, заложенных в товар производителем, выражают те качества, которые им приписывает потребитель. Главное что хочет потребитель от нижнего белья это комфорт, доступную цену. Менеджеры по закупки товаров учитывают потребительские свойства и стараются сделать заказ с учетом всех критериев.[7]

Планирование исследования:

  •  Тип проводимого исследования: описательный
  •  Метод: социологический опрос

Информация по:

1. Форме планирования: оперативная

2. Месту сбора: внешняя

3. Регулярности: эпизодическая

4. Назначению: аналитическая, рекомендательная

  •  Метод сбора информации: количественный
  •  Способ получения: единичный, письменный, структурированный опрос
  •  Формирование выборки: невероятностный метод, по принципу удобства
  •  Объем: 100 человек

Добрый день, магазин «XO»проводит исследование!

Просим Вас ответить на несколько вопросов. Это не займет большого количества Вашего времени, но поможет нам сделать товар таким, каким хотите его видеть именно Вы!

Адрес: г.Санкт-Петербург , Комендантский пр., д.11; пр. Испытателей, 37,Универмаг Миллер центр
Телефон: 8-931-378-79-44
Ф.И.О. исследователя: Ефимова М.А.

1)Каков уровень Вашего дохода.

а – Низкий

б – Средний

в– Высокий

2)Оцените эргономические(способность товара создавать ощущение удобства, комфортности) свойства товаров:

1-Очень плохо

2 - Плохо

3 - Средне

4- Хорошо

5-Очень хорошо

3)Оцените эстетические свойства товара:

1-Очень плохо

2 - Плохо

3 - Средне

4 - Хорошо

5- Очень хорошо

4)Оцените гигиенические свойства товара:

1-Очень плохо

2- Плохо

3- Средне

4- Хорошо

5 - Очень хорошо

5) Оцените экономические свойства товара:

1-Очень плохо

2 - Плохо

3- Средне

4- Хорошо

5- Очень хорошо

Матрица представлена в Приложении 1

Таблица 4 – Оценка свойств товара

Группы потребителей

по доходу

% соотношение

Средние баллы параметров

Средний балл товара

Эргономические

Эстетические

Гигиенические

Экономические

Низкий

9

4,75

5

4,96

3,97

4,67

Средний

47

4,97

4,95

4,93

4,8

4,91

Высокий

44

4,81

4,93

4,79

4,72

4,81

Итого

100

4,91

4,94

4,93

4,63

4.85

В результате проведенного исследования и расчетов (см. таблицу 4) мы выявили, что наибольший процент потребителей относится к среднему и высокому уровню дохода. Также согласно таблице наибольший средний балл товарам магазина «ХО» поставили потребители со средним уровнем дохода. Также мы видим, что клиенты с низким уровнем дохода готовы платить за товар, но он должен на все 100% соответствовать их эстетическим предпочтениям. В целом показатели по всем параметрам не имеют большого разброса, но наиболее весомыми факторами стали эстетические, наименее значимыми оказались экономические, даже для покупателей с низким уровнем дохода.

2.6 Факторы обеспечивающие качество товара

Факторы, обеспечивающие качество товаров, можно подразделить на 3 группы: влияющие на формирование качества, стимулирующие качество, способствующие сохранению качества товаров.

К факторам, влияющим на формирование качества товаров, относятся: изучение рынка товаров, разработка требований к товарам, качество исходного сырья и материалов, качество конструирования и проектирования, качество изготовления, контроль.

ИП «Родин В.З.» гарантом качества своих товаров может предоставить следующие аргументы:Использование только сертифицированных исходных материалов

  •  Сотрудничество только с надежными зарекомендовавшими себя поставщиками
  •  Соблюдение строгих правил охраны окружающей среды при производстве
  •  Постоянные проверки соблюдения правил
  •  Составление отчетов по соблюдению норм охраны окружающей среды
  •  Экологические нормы компании  очень строгие и являются образцом соблюдения международных норм качеств, компания сотрудничает с соответствующими организациями

Клиенты могут быть полностью уверены в качестве продукции, т.к. компания гарантирует:

  •  Наличие в компании собственных специалистов (инженеров)по текстилю
  •  Превосходное соотношение цена/качество ;
  •  Использование самых высококачественных материалов;
  •  Гарантия подлинности материала и качества продукции;
  •  Контроль качества, осуществляемый внутри компании ;
  •  Большой опыт работы, приобретённый за долгие годы существования на текстильном рынке;
  •  Не прекращающийся инновационный процесс.

Факторы, стимулирующие качество товаров: 

1) методы материального и морального стимулирования, к ним можно отнести постоянные распродажи сезонного товара, наличие премий за выполнение и перевыполнение плана продаж, который составляется индивидуально для каждого магазина и соответственно каждой команды продавцов. Также существуют бонусы за продажу определенных групп товара в определенные временные промежутки, и за единовременную продаже товаров на определенную сумму.

2) улучшение условий труда на рабочем месте. Каждый магазин снабжен современным торговым оборудованием, что безусловно обеспечивает удобство и трудоспособность. Также во всех магазинах предусмотрено место для отдыха, приема пищи, а также выполнения административной работы.


Факторы, способствующие сохранению качества товаров:

К факторам, обеспечивающим сохранность качества, относятся:

1) упаковка, за качеством упаковки сотрудники следят на всех этапах движения товара к потребителю. Даже если поставщики не добросовестно отнеслись к упаковке, складские работники исправляют этот дефект. Также если в процессе торговли и организации транспортных потоков между магазинами упаковка портится, этот дефект также исправляется. Таким образом, потребитель всегда получает красивый товар надлежащего качества. К тому же как правило упаковка обеспечивает удобное складирование, сканирование, транспортировку и пр.

2) маркировка, тоже является неким лицом товара, обеспечивая покупателя всей необходимой информацией.

Маркировка на упаковке  содержит следующую информацию:

  •  наименование товара
  •  наименование и адрес изготовителя (упаковщика, экспортера, импортера);
  •  наименование страны и места происхождения;
  •  товарный знак изготовителя (при наличии);
  •  размер
  •  состав (перечень компонентов, из которых изготовлен изделие);
  •  стандарт или ТУ, устанавливающий требования к качеству.

3) условия доставки и хранения, ИП "Родин В.З." осуществлял жесткий отбор на должность экспедиторов, которые также несут ответственность за качество товара. Все изъяны упаковки при транспортировке обязательно фиксируются для корректного управления качеством. Для организации хранения используются стеллажи, которые индивидуально собираются для каждой группы товара.

4) профилактика и правильная эксплуатация. На большинстве изделий имеется информация по правильной эксплуатации, также в салонах имеются технические средства по уходу за текстильной продукцией.[8]

2.7 Товарная информация

Существуют три группы средств товарной информации:

  •  маркировка (производственная и товарная); информационные ресурсы (нормативные и технические документы);
  •  реклама (печатная, на радио, по телевидению, в Интернете);
  •  специальная литература (справочники, словари, научная и научно-популярная литература).

Маркировка товара содержит :

  •  информационные знаки (штриховые коды, знаки регистрации, ассортиментные знаки)
  •  наименование товара
  •  наименование и адрес изготовителя (упаковщика, экспортера, импортера);
  •  наименование страны и места происхождения;
  •  товарный знак изготовителя (при наличии);
  •  размер
  •  состав (перечень компонентов, из которых изготовлен изделие);
  •  стандарт или ТУ, устанавливающий требования к качеству.

Примеры документов, регламентирующих стандарты и требования к качеству:

ГОСТ700080Материалы текстильные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

ГОСТ 3897-87 Изделия трикотажные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 8710-84 Материалы текстильные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

ГОСТ 10581-91 Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 25530-82 Изделия штучные шелковые и полушелковые. Первичная упаковка и маркировка

Вшивные ярлыки имеют информацию по уходу за изделием

ГОСТ 16958-71 Изделия текстильные. Символы по уходу

Этикетка (иначе имеет название ярлык) — это текстовый или графический знак, выполненный в виде наклейки, талона или бирки на любой продукт производства или выставочный экспонат. В общем случае на ней указывается  название товара или изделия, торговая марки изготовителя, дата производства, срок годности продукта и другая важная для потребителя информация.

Общие требования сформулированы в законе «О защите прав потребителей». Этикетка должна исполнять требования к оформлению и информации, а также включать следующие сведения:

  •  об основных потребительских свойствах продукции;
  •  гарантийный срок или срок допустимого использования, если они установлены;
  •  дату выпуска изделия;
  •  правила и условия безопасного и эффективного применения товаров;
  •  фирменное наименование производителя, продавца и исполнителя, их место нахождения;
  •  лицо (и его место нахождения место нахождения), уполномоченное производителем  на принятие претензий от потребителей товаров или других участников рынка.[9]


  1.  Анализ розничного товарооборота торговой организации

  1.  Информационное обеспечение анализа розничного товарооборота

Основные источники информационного обеспечения анализа розничного товарооборота являются

  1.  Бухгалтерская отчетность
  2.  Статистическая отчетность

В процессе анализа товарооборота предприятия решаются такие задачи как, изучение динамики оценка ритмичности и равномерности, осуществление факторного анализа.

В процессе анализа розничного товарооборота оценивается степень выполнения плана, осуществляется контроль за розничным товарооборотом как в целом по организации, так и по месяцам, кварталам или товарным группам.

  1.  Определение общего объема товарооборота и анализ его динамики

К задачам изучения динамики товарооборота относятся:  оценка и анализ изменения и тенденций общего объема товарооборота в целом по географическому и экономическому пространству, а также дифференцировано - в территориальном разрезе, по формам рыночной деятельности, по социально-экономическим группам потребителей;  оценка и анализ изменения продажи отдельных продуктов и услуг;  выделение отдельных элементов (факторов) динамики товарооборота (количественного, ценностного, демографического, структурного и т.д.), построение факторных индексных моделей динамики товарооборота; выявление и моделирование закономерностей динамического развития товарооборота и его прогнозирование.

Таблица .5 - Общий объем товарооборота

Показатели

2013 год

2014 год

Отклонение (+/-)

Темп отклонения %

Товарооборот тыс.руб.

28403,3

31789,2

3385,9

111,92

По данным таблицы 5 мы видим, что розничный товарооборот в отчетном периоде увеличился на 3385,9 тыс. руб., что составляет 111,92%.Также следует отметить прирост товарооборота по расчетам на 2013 год. В 2013 году динамика роста товарооборота составляла 108,5%. Таким образом, можно сказать о том, что в целом товарооборот растет, причем динамика роста увеличивается. Это говорит о том, что предприятие правильно использует свои активы и работает для увеличения эффективности.

3.3Анализ товарно-групповой структуры и ритмичности товарооборота

Чтобы оценить показатели товарооборота, необходимо рассмотреть данные по товарным группам как показано в таблице 6. Для исследования будут использованы все товарные группы. В данном случае чулочно-носочный ассортимент включен в группу сопутствующих товаров. В первую очередь это обусловлено тем, что на данном этапе это направление товаров только начало развиваться.

Таблица 6 - Структура товарооборота по товарным группам

Товарные группы

 2013 год

 2014 год

Темп отклонения %

Изменение в динамике структуры товарооборота.%

Сумма,

тыс. руб.

Удельный вес %

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес %

Нижнее Бельё

6461,7

23

7283,2

23

0

0

Дом. Одежда

8734

31

9509,2

30

3

-1

Пляжный ассортимент

7313,9

25

8427,6

27

8

+2

Сопутствующие товары

5893,7

21

6569,2

20

5

-1

По данным таблицы 6 мы видим, что существенно изменился удельный вес товарной группы плавки. Если отталкиваться от показателей удельного веса товарных групп, то изменение в структуре товарооборота незначительны. Сравним товарные группы: показатель удельного веса по белью не изменился в отчетном периоде, в то время как показатель домашней одежды уменьшился на 1%. Товарная группа сопутствующие товары уменьшились на 1%, из чего можно сделать вывод, что основную долю товарооборота составляет домашняя одежда. Но ввиду условий хранения и стоимости единицы товара и прочих факторов менеджеры считают нецелесообразным увеличивать удельный вес товарной группы домашняя одежда в общей структуре товарооборота. Если рассматривать изменения в структуре товарооборота в динамике то можно увидеть, что группа домашняя одежда по прежнему занимает больший удельный вес. В целом структура не претерпела больших изменений, можно отметить лишь значительные изменения к товарной группе плавки.

Для изучения ритмичности товарооборота мы использовали показатели товарооборота по кварталам (см.  таблицу 7)

Таблица.7 - Ритмичность товарооборота

Квартал

2013 год

 2014 год

Отклонение (+/-)

Темп отклонения%

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес,%

1

61279,7

21,6

66725

20,9

5445,1

-0,7

2

75659,8

26,6

78139

24,6

2479,2

-2

3

64065,2

22,5

86099

27,08

22033,8

4,6

4

83028

29,2

86929

27,3

3901

-1,9

Итого:

284033

100

317892

100

Наибольший удельный вес товарооборота равен 86929 тыс.руб наблюдается в 4 квартале, что связано с наибольшим количеством акций, и специальных предложений в этот период. Наименьший товарооборот наблюдается в первом квартале, что обусловлено преимущественно социально-психологическим фактором. Наибольший прирост товарооборота наблюдается в 3 квартале, обусловлено появлением большого количества сезонного товара. Таким образом, мы видим, что предприятие работает неравномерно, чему способствуют различные факторы, такие как сезонность товара, скачки показателей покупательской способности, зависимость от поставщиков и пр.

3.4 Факторный анализ товарооборота

Товарооборот предприятия ИП «Родин В.З.» изменился под действием следующих факторов: влияние цен, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; состояние и эффективность использования материально - технической базы предприятия.

Таблица 8 - Товарный баланс

Показатели

2013 год, тыс. руб

2014 год,

тыс. руб

Отклонение

(+/-)

Влияние на изменение товарооборота (+/-)

Запасы товаров на начало года

4020,3

3000,4

-1019,9

1019,9

Поступление товаров

2960,2

4364,6

1404,4

1404.4

Прочее выбытие товаров

1561,8

1198,4

-363,4

363,4

Запасы товаров на конец года

4103,2

4008,3

-94,9

94,9

Розничный товарооборот

28403,3

31789,2

3385,9

3385,9

Формула  товарного баланса:

Зн+П=РО+В+Зк (3),

где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода;

П – поступление товаров;

РО – розничный товарооборот;

В – прочее выбытие товаров;

Зк – запасы товаров на конец отчетного периода.

1)В=28403,3+4103,2-3984-2960

2)В=4020.3+4364,6-3178,2-4008,3=1198,4

Величина товарных запасов определяется рядом факторов, среди которых основными являются объем товарооборота, его структура, скорость обращения товаров (товарооборачиваемость).

Товарооборачиваемость – время, необходимое для полного обновления запаса, или количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас. Измеряется данный показатель количеством оборотов, совершенных товарными запасами за исследуемый период и продолжительностью одного оборота.

Скорость оборота (С)  или время обращения товаров в количестве оборотов определяется по формуле:

                                            С  (4)

или                                                      С  (5),

где Зср – средние товарные запасы;

      Д – число дней в периоде (30,90,360)

Время обращения товаров в днях (В) определяется по формуле:

                                               В  (6)

или                                                    В  (7),

где РО одн – однодневный товарооборот.

Чаще средние товарные запасы исчисляют по формуле средней хронологической:

        Зср    (8),

где , , … , - запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;

n – число дат, за которые взяты данные.

Для исследования и проведения расчетов в таблице 8 использовались формулы (4),(5),(6),(7),(8).

В таблице 8 мы видим положительную динамику по большинству показателей, увеличение товарооборота на 3385,9 тыс. руб., что обусловлено уменьшением выбытия, снижением уровня запасов на конец года, таким образом, мы видим, что торговое предприятие работает в  полную силу, исправляя ошибки предыдущих отчетных периодов.

  1.  Технология продаж торговой организации

4.1 Планировка торгового зала

Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующие основные группы:

  •  торговые;
  •  помещения для приемки и хранения товаров и подготовки их к продаже;
  •  подсобные;
  •  служебные и бытовые;
  •  технические.

Торговые помещения являются основными в магазине. От размеров, пропорций и планировки помещений этой группы во многом зависят организация торгово-технологического процесса в магазине и экономические показатели его деятельности.  Итак, рассмотрим план торгового зала, который изображен на рис 3.

Рисунок 3 - План магазина «ХО» в ТК «Миллер-центр»

В данном магазине присутствует подсобное помещение, торговый зал, примерочные. Их фото увидим на рис. 4 и 5.

Рисунок 4 - Общий вид торгового зала «Миллер-Центр «ХО»

Рисунок 5 – Примерочная «Миллер-Центр «ХО»

Техническое оснащение. Виды торговой мебели и требования к ней.

Sт.з=32м2

Кассовый стол-1

Островная стойка-1

Накопители-9

Эконом-панели с крючками-10

Пуф для посетителей-1

Скамьи для примерочных-2

S остров.стойки - 4м2

S накопителя - 0,75 м2

S кассового стола – 1м2

S эк.панели с крючками - 0,8м2

S эк.панелей с крючками = 0,8*10=8м2

S накопителей= 0,75*9=6,75м2

S островной стойки =4м2

S выкладки =8+6,75+4+1=19,75м2

Sвыкладки/ Sторгового зала=19,75/32=0,62

Коэффициент полезного использования площади = 0,62, что является средним показателем для небольшого салона с непродовольственным ассортиментом. Но так как предприятие работает неритмично, данный показатель меняется и в четвертом квартале (самом товарообеспеченном), как правило, составляет не менее 0,68.

Таблица 9 – Основные средства предприятия

Показатели

2013 год

2014год

Отклонение (+/-)

Темп отклонения, %

Розничный товарооборот, тыс. руб.

28403,3

31789,2

3385,9

111,9

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

12706

13100

394

103,1

Среднесписочная численность работников, чел.

28

31

3

110,7

Фондооотдача,  руб

22,4

24,2

1,8

108,03

Фондоемкость,  руб.

0,04

0,41

0,37

102,5

Фондооснощенность. руб.

45378,82

42258,1

-3120,72

93,1

Фо   (9),

1)Фо2013=28403,3/12706, (согласно формуле (9)

2)Фо2014=31789,2/13100, (согласно формуле (9)

где Фо – фондоотдача;

Ф – Среднегодовая стоимость основных средств.

Фондоотдача показывает, сколько на каждый рубль основных средств приходится рублей товарооборота.

Фе (10),

1) Фе2013=12706/28403,3 (согласно формуле (10)

2) Фе2014=13100/31789,2 (согласно формуле (10)

где Фе – фондоемкость.

Фондоемкость показывает, сколько на каждый рубль товарооборота приходится стоимость основных средств.

Фо (11),

1)Фосн2013=12706/28 (согласно формуле (11)

2)Фосн2014=13100/31(согласно формуле (11)

где Фосн – фондооснащенность.

По данным таблицы 9 можно сделать вывод, что в отчетном году наблюдается увеличение основных средств на 394 тыс. руб, что составляет 103,1%, в 2014 году увеличивается среднесписочная численность работников на 3 человека что составляет 110,7 %, фондоотдача возрастает  незначительно всего на 1,8 (108,3%), что говорит о росте эффективности использования основных производственных фондов предприятия. Фондоемкость к отчетному году уменьшается на 0,37, что скорее  всего говорит о снижении стоимости основных производственных фондов, хоть и незначительном. Показатель фондооснащенности уменьшается на -3120,72 что составляет 93,1%, что говорит о некотором снижении уровня производительности.

Таблица 10 - Показатели по труду  (при анализе данных отчетного и прошлого года (периода))

Показатели

2013 год

2014 год

Отклонение

(+/-)

Темп отклонения

%

Розничный товарооборот, руб

28403,3

31789,2

3385,9

112

Среднесписочная численность торговых работников –всего, чел

28

31

3

110,7

В том числе продавцов

24

27

3

112,5

Удельный вес продавцов в общей численности работников, %

85,7

87,1

1,4

101,6

Среднегодовая выработка на одного торгового работника, тыс. руб

1014,4

1025,4

11

101,1

Среднегодовая выработка на одного продавца, тыс.руб.

1183,5

1177,4

-6,1

99,5

По данным таблицы 10 можно увидеть положительную динамику: увеличение товарооборота на 3385,9 тыс.руб. и увеличения количество работников и продавцов, среднегодовая выработка также увеличилась на 1,1%,что составляет 11 тыс.руб. Отрицательная динамика наблюдается лишь в среднегодовой выработке на одного продавца. Но количество продавцов обусловлено открытием нового магазина, а каждый магазин должен быть укомплектован определённым количеством работников. Таким образом, мы можем утверждать, что деятельность предприятия в целом положительна.

Таблица 11 - Расчет влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота  (при анализе данных отчетного и прошлого года (периода))

Наименование факторов

Влияние на динамику товарооборота

Расчет

Сумма, тыс. руб.

Изменение численности продавцов

3*1183,5

3726,5

Изменение среднегодовой  выработки продавцов

31*11

341

Баланс

3726,5-341

3385,5

Согласно таблице 11 за счет увеличения численности продавцов розничный товарооборот увеличился на 3726,5 тыс. руб, а за счет  увеличения количества продавцов среднегодовая выработка  увеличилась на 11тыс. руб. В итоге, розничный товарооборот  увеличился на  3385,5 тыс.руб. в относительном выражении и на 112 % в абсолютном выражении. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изменение численности продавцов повлияло на увеличение товарооборота.

  1.  Размещение и выкладка товара в торговом зале

Товар развешивается в зале по торговым маркам, по одной штуке на размер. Товар со знаком SALE (уцененный товар) выделяется в определенном месте и обозначается флажком. Вывешивается товар с учетом торговой марки,  цвета и модели (рис. 6, 8, 9). Каждая  группа товаров выделяется в зале отдельно: домашняя одежда, пляжная одежда, носки, бельё, сопутствующие товары(рис.7).

SALE выставляется в самых выгодных позициях, чтобы привлекать клиентов. Есть два варианта: недалеко от входа чтобы привлечь клиента в магазин , либо рядом с кассовым столом чтобы побудить клиента совершить покупку вместе с уже выбранным товаром, не относящимся к категории SALE. Как правило, рядом с кассовым столом размещаются товары которые среди остального ассортимента могут не обратить на себя внимание.

Рисунок 6 - Развеска товара в зале магазина «ХО»

Рисунок 7 - Торговый зал магазина «ХО»

Рисунок 8 - Развеска товара по торговым маркам

Рисунок 9 - Развеска товарной группы домашняя одежда

  1.  Рекламно-информационное оформление магазина

Рекламно-информационное оформление магазина включает:

  •  вывеску (рис.10), состоящую из названия магазина, отвечающего типу предприятия, фирменного знака, а также указателя времени работы магазина.

Работает магазин по режиму работы универмага или  торгового комплекса, в котором он находится.

Рисунок 10 - Вывеска магазина «ХО»

  •  размещение товара в магазине. Товар  развешивается в зале по торговым маркам , по одной штуке на размер. Если товар новый то  самый маленький размер вывешивается  в зале а остальное убирается в накопители.

Товар со знаком SALE (уцененный товар ) выделяется в определенном месте и обозначается флажком. Вывешивается товар с учетом цвета и модели. Определенная группа товаров выделяется в зале отдельно, выделены на: домашнюю одежду, пляжную одежду , носки, бельё.


  1.  Пути роста товарооборота торговой организации

5.1 Прогнозирование товарооборота как один из путей увеличения его объема.

В условиях рыночной экономики эффективная деятельность организаций розничной торговли зависит от полноты и качества планирования и прогнозирования. Для повышения достоверности разрабатываемых прогнозов необходимо знать принципы и методы научного предвидения. Это помогает понять заинтересованность потребителя, принимать вероятностные решения, заблаговременно оценить будущую обстановку. Целью разработки таких прогнозов, как правило, является определение размера ожидаемой прибыли. Кроме того, проводимые расчеты позволяют выявить возможные источники финансирования развития материально-технической базы этих торговых организаций.

Прогнозирование и планирование розничного товарооборота необходимо проводить с использованием следующих методов:

метод технико-экономических расчетов;

опытно-статистический метод;

экономико-математическое моделирование;

методы построения оптимизационных моделей.

Одной из основных проблем ИП Родин является неритмичность поставок. Менеджерам по снабжению необходимо контролировать выполнение поставок в срок и в полном объеме, прогнозируя и внося поправки в работу поставщиков. Менеджерам необходимо прибегать к таким расчетам и анализу с целью дальнейшего прогресса и искоренения проблем неритмичности.

Организация прогнозирования деятельности позволит получать информацию о вероятностных результатах, что позволит своевременно принимать обоснованные решения. В этих условиях развитие розничного товарооборота будет опираться на обоснованную оценку влияния внешних и внутренних факторов, что позволит добиться существенного роста розничного товарооборота.

  1.  Совершенствование Маркетинговой деятельности - основа для повышения розничного товарооборота 

Важнейшей задачей стратегического управления является установление и поддержание динамического взаимодействия организации с окружающей ее средой, призванное обеспечить ей преимущества в конкурентной борьбе, что достигается за счет предоставления покупателю продукта фирмы. Поэтому маркетинг объективно занимает позицию одной из ведущих функций стратегического управления. Для целого ряда организаций в зависимости от того, какие они преследуют цели и какие реализуют стратегии, маркетинг является ключевой функцией, обеспечивающей их успешное функционирование. Маркетинговые мероприятия оказывают значительное влияние на динамику товарооборота организации розничной торговли. Поэтому необходимо большое внимание уделять комплексу Маркетинга на предприятии. Критерием эффективности Маркетинговой кампании является достижение поставленных целей, которыми могут быть роста товарооборота, увеличение числа покупателей, повышение уровня лояльности покупателей, увеличение прибыли и рост рентабельности реализации.

На данном этапе развития ИП Родин не имеет отдела маркетинга. Работники имеют косвенное отношение к маркетингу и не являются специалистами широкого профиля. Таким образом, реорганизация и обучение персонала поможет росту товарооборота.

  1.  Влияние отдельных видов ресурсов на объем товарооборота

На объем товарооборота оказывают влияние различные виды ресурсов, которые подразделяются на материальные, финансовые и трудовые. Все эти виды ресурсов используются в различном сочетании в зависимости от складывающейся конкретной ситуации развития товарооборота. Рассмотрим влияние данных ресурсов на объем товарооборота более подробно.

Наиболее активной частью материальных ресурсов, оказывающих наибольшее влияние на динамику товарооборота являются товарные запасы.

Сокращение времени товарного обращения является одним из условий ускорения всего процесса расширенного воспроизводства, более эффективного использования оборотных средств в народнохозяйственном комплексе. Скорость оборота товаров является важным фактором экономии расходов за счет сохранения качества товаров, сокращения товарных потерь, повышения эффективности использования материально-технической базы.

Вместе с тем скорость обращения товаров должна сочетаться с наличием в розничных организациях широкого и устойчивого ассортимента, гарантирующего бесперебойное удовлетворение спроса обслуживаемого населения.

Факторы, влияющие на состояние товарных запасов и их товарооборачиваемость, можно объединить в следующие группы:

(объем производства, размещение организаций по экономическим районам, специализация, расширение ассортимента товаров и др.);

транспортные условия и организация поставок товаров (вид транспорта, формы перевозок, ритмичность поставок и др.);

условия потребления (динамика денежных доходов, спрос на новые товары, сезонность спроса и др.);

торговые условия (развитие материально-технической базы, размеры организаций, соотношение общей и торговой площадей, насыщенность рынка товарами и др.);

физико-химические свойства товаров (сроки хранения, частота поставки и др.)


Заключение

В процессе исследования деятельности предприятия ИП «Роди В.З.» мы выяснили, что оно относится к малому бизнесу, представляет собой небольшую торговую сеть, занимается продажей непродовольственных товаров.

В процессе анализа мы выявили несколько основных проблем:

Также происходит снижение производительности. Производительность труда - важнейший показатель эффективности общественного производства, зависящий от уровня развития производительных сил в обществе, степени использования его производственного, научного, трудового, природного потенциала, соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Производительность труда является важным трудовым показателем. От ее уровня и динамики зависит состав работников, высота и фонд оплаты труда, величина выпуска продукции и тому подобное. Поэтому планирование трудовых показателей начинается с планирования производительности труда. Необходимо принимать во внимание факторы, препятствующие росту производительности, такие, как снижение цены труда при постоянном росте уровня жизни и увеличение уровня затрат на восстановление трудоспособности.

В условиях современного производства основными факторами роста производительности труда являются:

1) факторы, лежащие на стороне работника: уровень его интеллектуального развития, физическое здоровье, система ценностных ориентации, трудовая активность, ответственность, дисциплинированность и т. д.;

2) факторы, связанные с материально-технической базой производства: уровень развития техники, технологии, скорость обновления организационно-технических и технологических принципов в производстве на основе использования достижений НТР и т. д.;

3) организационные факторы: развитие кооперации, специализации, комбинирования производства, совершенствование организации труда и производства;

4) факторы оптимальной стыковки производства продукции и ее реализации (маркетинговые исследования, службы разработки и реализации маркетинговой стратегии).

Еще одна проблема, это неритмичность товарооборота. Неритмичность работы предприятия порождает непроизводительные расходы в третьем и четвертом квартале в связи с простоями оборудования, транспорта, рабочей силы, нарушения договорных обязательств по поставкам продукции контрагентам, а в начале года в первом и втором квартале непроизводительные расходы связаны со сверхурочными работами продавцов и работников склада и офиса (например, связанных с приемкой и маркировкой товара), снижением уровня контроля за качеством продукции. Основным способом решения данной проблемы является контроль за закупочным процессом и качеством продукции, создание различных маркетинговых решений, например акций.

Таким образом, мы провели исследование сложившихся на предприятии ИП «Родин В. З.» проблем: выявили их в процессе исследования и предложили пути их решения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К. Коммерческая деятельность. - Москва, 2001, 134с.
  2.  Петербург 2 [электронный ресурс]URL http://peterburg2.ru/restplaces/54/, база данных по торгово-развлекательным комплексам СПб
  3.  Периодическое издание: Показатели ассортимента товаров // Маркетинг.2000,- №10.- 53с.
  4.  ГОСТ 2351-88. Изделия и полотна трикотажные. Нормы устойчивости окраски и методы ее определения, от 01.03.95 – 6с.
  5.  ГОСТ 17521-72 Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды от 12.03.93 – 13с.
  6.  ГОСТ 31228-2004 Изделия трикотажные бельевые для взрослых. Нормы физико-гигиенических показателей 15.06.2004 – 2 с.
  7.   Периодическое издание: Современная торговля. 2002,- №6 – 36с.
  8.  Зельдович Б.З. Управление качеством: Учебное пособие, ИНФРА-М – 426с.
  9.  «Трикотажные изделия» Н.Б. Заря 2001, - 156 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

а

б

в

Эргономические

Эстетические

Гигиенические

Экономические

1

+

5

5

5

4

2

+

5

5

5

3

3

+

4

5

5

3

4

+

4

5

5

4

5

+

5

5

5

4

6

+

4

5

5

3

7

+

5

5

5

5

8

+

5

5

5

5

9

+

5

5

5

5

10

+

5

5

5

5

11

+

5

5

5

5

12

+

5

5

5

5

13

+

5

5

5

5

14

+

5

5

5

5

15

+

5

5

5

5

16

+

5

5

5

5

17

+

5

5

5

5

18

+

5

5

5

5

19

+

5

5

5

5

20

+

4

5

5

5

21

+

4

5

5

4

22

+

4

5

5

5

23

+

5

5

5

5

24

+

5

5

5

5

25

+

4

5

5

5

26

+

5

5

5

5

27

+

5

5

5

5

28

+

4

5

5

5

29

+

5

5

5

5

30

+

5

5

5

5

31

+

4

5

4

5

32

+

5

5

5

5

33

+

5

5

5

5

34

+

4

5

5

5

35

+

5

5

5

5

36

+

5

5

5

5

37

+

5

5

4

3

38

+

4

5

4

4

39

+

5

5

4

4

40

+

5

5

5

4

41

+

5

5

5

3

42

+

5

5

5

4

43

+

5

5

5

4

44

+

5

5

5

4

45

+

5

4

5

3

64

+

4

5

5

3

47

+

5

5

5

3

48

+

5

5

5

5

49

+

5

5

5

5

50

+

5

5

5

5

51

+

5

5

5

5

52

+

5

5

5

5

53

+

5

5

5

5

54

+

5

5

5

5

55

+

5

5

5

3

56

+

5

5

5

5

57

+

5

5

5

5

58

+

5

5

5

5

59

+

5

5

5

5

60

+

5

5

5

5

61

+

5

4

5

5

62

+

5

5

5

5

63

+

5

5

5

5

64

+

5

5

5

5

65

+

5

5

5

5

66

+

5

5

5

5

67

+

5

5

5

5

68

+

5

5

5

5

69

+

5

5

5

5

70

+

4

5

5

5

71

+

4

5

4

5

72

+

5

5

4

5

73

+

5

5

4

5

74

+

5

5

4

5

75

+

5

5

4

5

76

+

5

5

5

5

77

+

5

5

5

4

78

+

5

5

4

3

79

+

4

5

5

3

80

+

5

5

4

4

81

+

5

5

4

4

82

+

5

5

5

5

83

+

5

5

5

5

84

+

5

5

4

4

85

+

5

5

4

4

86

+

5

5

5

4

87

+

5

5

5

5

88

+

5

5

5

3

89

+

5

5

5

5

90

+

4

5

4

5

91

+

5

5

4

5

92

+

4

5

5

5

93

+

5

5

5

5

94

+

5

5

5

5

95

+

5

5

5

5

96

+

5

4

5

5

97

+

5

4

5

5

98

+

5

4

5

5

99

+

4

4

5

4

100

+

4

5

4

4

9

47

44

4,91

4,94

4,93

4,63


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20208. ИЗУЧЕНИЕ ОКОНЕЧНОЙ АППАРАТУРЫ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ К - 60П 148.5 KB
  Шестидесятиканальная система передачи на транзисторах К 60П предназначена для уплотнения симметричного кабеля диаметром жил 12мм в спектре частот 12 252 кГц. Работой устройств АРУ управляют токи контрольных частот: 16кГц наклонная 112 кГц криволинейная 248 кГц плоская. Индивидуальное преобразование спектра частот 03 34 кГц каждого из 12 каналов тональной частоты осуществляется соответственно с помощью одной из несущих частот: 108; 104; ; 64 кГц. В результате этого преобразования образуется спектр стандартной первичной...
20209. ИЗУЧЕНИЕ КОДИРУЮЩЕГО УСТРОЙСТВА 33 KB
  Сигнал на выходе компаратора зависит от соотношения Iвх и Iэт если Iвх Iэт на выходе компаратора логическая 1 . Если Iвх Iэт на выходе компаратора логический 0 . Сигнал строб 1 формирует импульс кодовой группы а сигнал строб 2 в зависимости от решения компаратора оставляет эталонный ток включенным до конца кодирования отсчета если Iвх Iэт или выключает эталонный ток данного разряда если Iвх Iэт. Наименование импульсов Амплитуда Примечание ТИ Строб 1 Строб 2 РИ 2вых Iэт 23 = 8 Iэт 22 = 4 Iэт 21 = 2 Iэт 20 = 1...
20210. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГЕНЕРАТОРА ЦСП 35 KB
  Подключить шнуры питания макета и измерительные приборы к розеткам сеть 220В . Включить тумблеры питания настроить измерительные приборы. Исследовать работу датчика кодовых групп ДКГ: поставить на макете ключ 1 в положение РУЧ при этом работой ДКГ можно управлять вручную кнопкой при помощи ручного датчика импульсов РДИ для контроля состояния комбинации кодовой группы используются светодиоды; при помощи шнуров подключить 1ый вход осциллографа к выходу ДКГ и настроить осциллограф на неподвижное изображение импульсов на экране для этого...
20211. НЕОБСЛУЖИВАЕМЫЙ РЕГЕНЕРАЦИОННЫЙ ПУНКТ НРП-К12 СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ИКМ-30 57.5 KB
  Ознакомиться с составом оборудования и конструкцией НРПК12 ИКМ30. Изучить структурную схему НРП. Оборудование НРП.
20212. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МНОГОКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ С ЧАСТОТНЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ КАНАЛОВ 1.32 MB
  Источниками первичных сигналов являются генераторы синусоидальных сигналов Г. Зарисовать осциллограмму следующих сигналов: первичных сигналов первого второго и третьего каналов форму напряжений на выходе генераторов Г; несущих частот этих каналов гнезда 789; на выходе каждого модулятора предварительно соединив дужкой источник первичного сигнала с соответствующим модулятором; на выходе каждого канального фильтра; группового сигнала: а для случая одного канального сигнала; б для случая двух канальных сигналов; в для случая трех...
20213. ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ АППАРАТУРЫ МНОГОКАНАЛЬНОЙ СВЯЗИ С РАЗДЕЛЕНИЕМ КАНАЛОВ ПО ВРЕМЕНИ 77.5 KB
  Соединив гнезда 12 14 и 16 17 включают между ними усилитель имитирующий линию с нелинейными искажениями. Зарисовать осциллограмму следующих сигналов: первичных сигналов одного канала например первого гнездо 1; групповой сигнал на выходе сумматора гнездо 12 предварительно соединив дужкой гнезда 1 2; сигналы в точках 26 и 29 соединив дужками гнезда 12 13 15 17. Групповой сигнал на выходе сумматора гнездо 12 при подключении всех трех каналов соединив дужками гнезда 2 4 5 6. Подключить усилитель имитирующий линию с...
20214. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КАНАЛА ТОНАЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ 90.5 KB
  Исследование основных электрических характеристик канала тональной частоты ТЧ. Изучение характеристик канала ТЧ и методов их измерения. Измерение характеристик канала ТЧ.
20215. Система передачи ИКМ – 30 61.5 KB
  В системе ИКМ – 30 для каждого канала ТЧ организуются по два специально выделенных канала СК1 и СК2 для передачи сигналов взаимодействия и управления с УВ сигналы. Циклы и сверхциклы ИКМ – 30 мы уже рассматривали ранее. В настоящее время выпускается система ИКМ–30–4 четвертого поколения с сервисным оборудованием мирового уровня.
20216. Синхронная цифровая иерархия 47.5 KB
  Такой путь признан мировым сообществом в качестве оптимального и для его реализации разработана технология СИНХРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ИЕРАРХИИ СЦИ – Synchronous Digital Hierarchy SDH.707 МККТТ приводятся его следующие преимущества: упрощённая техника объединения разделения цифровых потоков; прямой доступ к компонентам без необходимости расшивки всего потока; расширение возможностей эксплуатации в сети и технического обслуживания; лёгкий переход ко всё более высоким скоростям передачи; возможна передача как сигналов SDH систем так и PDH...