9573

Налогово-бюджетная политика государства

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Налогово-бюджетная политика государства. Налогово-бюджетная политика государства - воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень ...

Русский

2013-03-13

37.23 KB

117 чел.

Налогово-бюджетная политика государства.

Налогово-бюджетная политика государства - воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень объема производства и занятости, а так же на уровень цен.

Она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры связанных с безработицей и инфляцией. В любой стране государственный бюджет – это ведущее звено финансовой системы. он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – это системы денежных отношений государства через которую осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и финансового расходования. Финансовые отношения складывающиеся у государства с различными организациями, называются бюджетными. Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием центрального фонда денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общих государственных потребностей.  Размер бюджетного фонда зависит от уровня развития экономики, методов управления, социальных задач. Гос. бюджет представляет собой основной финансовый план государства на 1 год и на 2 последующих, т е на будущие 3 года, имеющий силу закона.

Через гос. бюджет мобилизуются средства предприятий и организаций, различных форм собственности частично мобилизуют доходы населения. Мобилизуемые средства направляются насоциально-культурные мероприятия, на обороноспособность страны, на содержание органов гос. управления, на финансовую поддержку субъектов федерации, на погашение гос. долга, на создание  гос. материальных и финансовых резервов и на финансирование народного хозяйства.

Мобилизуемые государством налоги служат одним из главных средств существования социально-экономических предприятий. Централизация ресурсов позволяет государству сосредоточить их на решающих участках социального и экономического развития страны, а так же позволяет осуществлять единую социальную и экономическую политику на всей территории страны.

Основные функции бюджета:

1 распределение ВВП и НД между отраслями и территорией.

2 перераспределение ВВП и НД.

3 гос. регулирование и стимулирование экономики.

4 финансовое обеспечение социальной политики.

5 контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Функции бюджета реализуются через бюджетные механизмы, т е методы и способы формирования доходов и расходов.

Бюджет выступает важным институтом регулирования и стимулирования инвестиций в экономике с целью повышения эффективности. Бюджет используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с целью рационального размещения производственных сил, развитие эк. культура на всей территории России.

Величина бюджета отражает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства. Зависит от масштабности структурных видов в экономике страны. Гос бюджет строится по балансовому методу (профицид и дефицит).

Основные задачи налогово-бюджетной политики

  1.  Удерживать экономику от спада производства
  2.  Обеспечивать финансовую стабильность (путем укрепления денежного обращения, бюджетного дефицита, подавления инфляции)
  3.  Стимулирование инвестиционной активности
  4.  Удерживать доходную базу бюджета (путем усовершенствования налогообложения и усиление контроля за полнотой уплаты налогов)
  5.  Создать систему действенного контроля за эффективными и целенаправленным использованием гос.расходов
  6.  Усилить контроль за величиной гос.долга

В бюджетную систему РФ, политику  гос.федерального бюджета входят бюджеты субъектов РФ (региональные) и местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Бюджет складывается из федерального, регионального и муниципального – называется консолидирущим.  Он используется в бюджетном планировании и служит для предоставления субвенций регионам из федерального бюджета.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые на финансирование целевой программы на безвозвратной основе. Помимо федерального гос.бюджета есть и внебюджетные средства, которые используют для финансирования социальной сферы.

Фонды: федеральные и региональные – пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования. До 2001г. существовал Фонд занятости.

Фонды существуют для обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение пенсий, социальных пособий в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами образуют расширенный бюджет или бюджет расширенного Правительства.

Функционирование гос. Бюджета происходит посредством формирования и распределения доходов.  Доходы создают финансовую базу деятельности государства через их распределения, удовлетворяя общие гос.потребности.

Состав и структура Фондов.

Федеральный бюджет. Налоги и их виды.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие безвозмездно и в безвозвратном порядке в соответствии с законом РФ в распоряжение органов гос.власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых видов доходов, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся обязательные и безвозмездные.

Платежи в пользу государства: федеральные, региональные и местные налоги, штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

К неналоговым доходам относятся налоги от имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от приватизации, от внешнеэкономической деятельности,  доходы бюджетных целевых фондов.

Налоги – обязательные, индивидуальные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц (ст. 8 п. 1 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, уплачиваемый физическими и юридическими лицами, независимо от факта ведения ими хозяйственной деятельности в результате чего плательщику государством предоставляются определенные права, выдаются лицензии, на установленные законом виды деятельности (ст. 8 п. 2 НК РФ)

Сущность налогов проявляется в 2-х функциях:

- фискальная - реализовывает основное предназначение налогов – формирование финансовых средств государства, бюджетных доходов

- регулирующая – связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства

Основными элементами налога являются:

- субъект налогообложения – лица, юридические или физические, которые по закону являются плательщиками налога

- объект налогообложения – имущество, на стоимость которого начисляется налог (земля, имущество, прибыль, заработная плата)

- налоговая ставка – размер налога на единицу обложения (в качестве единицы один рубль дохода, 1 га земли и т.д.)

Ставки налогов подразделяются на:

- регрессивные (% изъятия дохода налогами уменьшается при увеличении дохода)

- пропорциональные взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода)

- прогрессивные (ставка налога повышается при увеличении дохода)

Для прогрессивного налога большое значение представляет средняя и предельная налоговая ставка.

Средняя налоговая ставка – отношение суммы налога к величине облагаемого минимального дохода.

Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

По характеру взаимоотношения между государством и субъектами налогов различают:

- прямые налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщиков (налог на прибыль, земельный налог, транспортный налог)

- косвенные – в виде надбавки к цене товара или тарифа на услуги и которые оплачиваются конечным потребителем ( НДС, акцизы, таможенная пошлина)

Налоговым кодексом устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

- федеральные

- региональные

- местные

Федеральные:

- НДС – налог на добавленную стоимость

- акцизы

- налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

- налог на прибыль организаций

- налог на добычу полезных ископаемых

-  водный налог

- сборы за пользование объектами животного мира

- за пользование водными и земельным ресурсами

- плата за вредное воздействие на окружающую среду

Региональные:

- налог на имущество организаций

- налог на игорный бизнес

- транспортный налог

Местные:

- земельный налог

- налог на имущество физических лиц

Кривая Лаффера

Согласно концепции  Артура Лаффера – американского экономиста – стремление правительства пополнить казну повышением ставки налогов может привести к противоположным результатам.

Описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в бюджет государства

T- доходы

t - ставка

В данном случае предполагается, что речь идет о ставке подоходного налога – по мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы гос.бюджета (налоговая ставка выражена) будут вначале расти от 0 до какого-то максимального уровня - М приблизительно равно50%  ставки налога, а затем снижается  опять до нуля. Видно, что 100% ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и 0% ставка.

Лафер считал, что если экспонента находится в точке К , то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню в точке М, т.е. к максимальному  уровню доходов гос. бюджета.

Этот результат связан с тем, что более низкие налоговые ставки могут повысить стимул к труду, рост сбережений, инвестиций и, в целом, приведут к расширению налоговой базы (доход по отношению к  которому применяется налоговая ставка). Уменьшение налоговых ставок приводит к стимулированию и расширению производства и занятости. Уменьшает необходимость трансфертных выплат, уменьшается социальная нагрузка на бюджет. Таким образом, если экономика находится  в той области кривой Лаффера , которая выше точки М, мероприятия по уменьшению налоговой ставки приведут к росту доходов гос.бюджета. Увеличение налоговых ставок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки L.

Состав и структура расходов федерального бюджета

Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансирование, обеспечение задач и функций гос-ва и местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания расходы гос.бюджета делятся на:

- капитальные

- текущие  и предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности и включают :

- расходы на инвестиции (действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии в соответствии с утвержденной инвестиционной программой)

- средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиции юридич. Лицам.

- на проведении капитального (восстановительного) ремонта, связанные с  расширением воспроизводства и др.

Текущие расходы бюджета предназначены для обеспечения текущего  функционирования органов гос.власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания гос. поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание  резервных фондов.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в течение текущего финансового года.

Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

- ассигнования – это средства на содержание бюджетных учреждений

- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых юридич. лицами под государственным и муниципальным контролем

- трансферты населению

- субвенции и субсидии

- инвестиции в уставный капитал юридических лиц

- бюджетные средства, дотации, субвенции в бюджеты других уровней

- кредиты иностранным гражданам

- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматриваемая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые бюджету на безвозвратной, безвозмездной основе на срок больше 6-ти месяцев в пределах финансового года.

Трансферты населению – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению (пособия, стипендии, пенсии).

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция - бюджетные средства,  предоставляемые на безвозвратной и безвозмездной основе местным органам власти со стороны государства на финансирование целевых расходов физич. и юридич. лиц  на определенный срок на конкретные цели, подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Бюджетные инвестиции – вложения бюджетных средств в уставные капиталы организаций, в результате  возникает доля государственной или муниципальной собственности, увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества за счет средств бюджета.

Бюджетный дефицит и бюджетный профицид

Расходы и доходы гос.бюджета не всегда совпадают. Если расходы превышают доходы, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. В случае, когда доходов больше чем расходов возникает бюджетный профицид (профицид бюджета – излишки).

Различают:

-  первичный и

- общий  дефицит гос.бюджета

Общий дефицит гос.бюджета уменьшенный на сумму % выплат по гос.долгу.

Аналогично и первичный профицид.

Принято различать дефицит гос.бюджета:

1. - фактический – отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

2. - структурный – разность между доходами и расходами гос.бюджета, рассчитано для уровня национального дохода, соответствует  полной занятости (та разница, которая существует, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью гос.расходов в экономике наблюдалась бы полная занятость)

3. – циклический – разница между 1-м и 2-м  - следствие колебаний экономической  активности в ходе делового цикла, при этом изменение в налоговых поступлениях и гос.расходах происходит автоматически.

Гос. расходы, налоговые поступления и дефицит.

TG – гос. расходы

T – налоги

Y – доход

E – сбалансированный бюджет.

Налоговые поступления = гос. расходам.

Источниками финансового дефицита федерального бюджета является внутренние и внешние источники следующих видов.

Внутренние источники:

1 – кредиты, полученные Россией от финансовых органов в валюте РФ

2 – гос.займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ

3 – ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

Внешние:

- гос.займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

- кредиты правительств иностранных государств, банков и учреждений, международных финансовых  организаций, предоставляются в иностранной валюте.

Концепции бюджетной политики

1.  Ежегодно балансируемый бюджет

Долгое время ежегодная сбалансированность бюджета считалась главной целью финансовой политики гос-ва.

Ситуация изменилась после великой депрессии 30-х годов, когда для ликвидации глубокого спада производства и безработицы потребовалось увеличить правительственные расходы и тем самым пойти на рост бюджетного дефицита.

Также практические рекомендации были обоснованы общей теорией занятости Джона Кейнса и его сторонников, в основе которой лежит фискальная политика макроэкономического регулирования, проводимая государством.

Сторонники этой концепции не хотят замечать того, что такой бюджет фактически приводит не к стабильности экономики, а к углублению колебаний экономического цикла.

Предположим, что  экономика сталкивается с периодом длительной безработицы, т.е. доходы населения падают и при этом автоматически снижаются налоговые поступления.

Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно:

- увеличивать гос.расходы

- повышать ставки налогов

- использовать сочетания этих мер

В результате происходит сокращение совокупного спроса, реального спада производства, а безработица увеличивается.

Такое стремление сбалансировать бюджет приводит к стимулированию инфляции.

В условиях инфляции при  повышении цен,  доходов  автоматически растут налоговые поступления и чтобы предотвратить повышение доходов над расходами правительство должно:

- повысить гос.расходы

- снизить ставки налогов.

Результат будет негативным, т.к. это ведет к усилению инфляции.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30135. ИЗУЧЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАСПРЕДЕЛЕННО ВЫПОЛНЯЮЩИХСЯ ПРОЦЕССОВ 65.72 KB
  Осуществить построение топологии сети требуемого вида (рис. 3.1); выполнить широковещательную рассылку вводимого с клавиатуры сообщения от узла S на все остальные узлы. На узле, инициирующем рассылку, выводить (в виде матрицы) топологию сети и остовное дерево, на остальных хостах сети после получения сообщения выводить номер хоста и сам текст сообщения.
30136. Средства создания и сопровождения сайта 139.29 KB
  Подпись Дата Лист 2 КОГУ Проверил Бегун Э.контур утвердить Лит Листов КОГУ Лабораторная работа 9. Подпись Дата Лист 2 КОГУ Проверил Бегун Э.контур утвердить Лит Листов КОГУ создал hobby.
30137. Теория сплайнов. Параметры, влияющие на точность аппроксимации контура 3.81 MB
  SPLINE SPLINE kim spline проходит точно через заданные точки. Минимально допустимое количество точек определяется особенностями системы ЧПУ; например система ЧПУ Sinumerik позволяет построить кривые только через 6 смежных точек в то время как система ЧПУ WinPCNC через 4 точки в предельном случае можно использовать две точки но в этом случае кривая трактуется как отрезок прямой. Главная область применения этого типа сплайна прохождение через точки полученные от контрольноизмерительной машины КИМ или от аналогичных машин. В...
30138. Фазовые портреты кусочно-линейных систем 52.98 KB
  Вариант 5 В программе Синус построен график нелинейности с использованием аналитического выражения: Рис.1 Нелинейная система второго порядка с двузначной кусочнолинейной функцией Рис. Для данной нелинейности получаем следующие области: Получили следующие границы областей многолистного фазового портрета линии переключения нелинейностей: Рис. Фазовый портрет при начальных точках...
30139. Снижение себестоимости 1 м3 горной массы при ведении буровзрывных работ 632.92 KB
  Выбор и обоснование параметров буровзрывных работ для условий разреза БунгурскийСеверный. Дипломный проект по специальности Открытые горные работы 130403 Новокузнецк 2012 количество страниц таблиц иллюстраций источников чертежей . Излагаются сущность способа вскрытия месторождения системы разработки структуры комплексной механизации технологические схемы отработки участка месторождения электроснабжения карьера.8 Выводы 22 2 Генеральный план и технологический комплекс на поверхности 23 3 Горные...
30140. Изучение теоретических и практических основ управления персоналом на предприятии на примере ООО «Оригинал» 176.44 KB
  Эффективное управление трудовым потенциалом предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности. Производственнохозяйственная деятельность предприятия ООО Оригинал 2.Основные направления деятельности предприятия.Основные техникоэкономические и финансовые показатели деятельности предприятия.
30142. Значение автомобильного транспорта в обеспечении перевозок грузов и пассажиров-для народного хозяйства. Задачи автомобильного транспорта 163 KB
  Автомобильный транспорт занимают одно из ведущих мест в транспортной артерии нашей страны. Большая часть грузовых перевозок и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом. В настоящее время перед автомобильной промышленностью стоят большие задачи по выпуску автомобилей и автобусов, удовлетворяющих потребности в увеличении перевозимого груза и улучшения комфортности в кабинах грузовых автомобилей
30143. Мицеллярные эффекты в кинетикереакций взаимодействия малахитового зеленого, кристаллического фиолетового та бриллиантового зеленого с гидроксид ионом 771 KB
  Установлено, что не все используемые в опытах ПАВ влияют на скорость реакции обесцвечивания ФФ в щелочном растворе и все используемые в опытах ПАВ влияют на скорость реакции обесцвечивания КФ в щелочном растворе. Мицеллы ТХ-100 и смешанные мицеллы ТХ-100 с ДСН, ТХ-100 с Brij-35 не влияют на скорость реакции обесцвечивания ФФ в щелочном растворе