9574

Бюджетный дефицит и профицит

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Текущие расходы предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учереждений,а так же оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям эк...

Русский

2013-03-13

53.5 KB

13 чел.

Текущие расходы предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учереждений,а так же оказание государственной поддержки другим бюджетам  и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов. Средства  резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации стихийных бедствий и др. чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

  1.  Ассигнование – средства на содержание бюджетных учереждений.
  2.  средства на оплату товаров и услуг  выполняются юридическими лицами под государственным и муниципальным контролем.
  3.  трансферты населению.
  4.  субвенции и субсидии.
  5.  инвестиции в уставной капитал юридических лиц.
  6.  бюджетные ссуды, дотации, субвенции в бюджеты других уровней.
  7.  кредиты иностранным гражданам .
  8.  средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающих предоставление средств юридическим лицам  на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной  или возмездной основах на срок более 6 мес. в пределах финансового года.

Трансферты – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению(пенсия, пособия).

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов физ и юр лиц.

Субвенция – денежные средства, выдаваемые на безвозвратной и безвозмездной основе на финансирование  целевых расходов физ и юр лиц.

Бюджетные инвестиции – вложения бюджетных средств в уставной капитал организации, в результате чего возникает доля государственной или муниципальной собственности.

                         Бюджетный дефицит и профицит.

Расходы гос. бюджета  и его доходы не всегда совпадают. Если расходы >доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Обратная ситуация – профицит(излишек). Принято различать первичный и общий гос бюджет. Первичный – общий дефицит гос бюджета, уменьшенный на сумму %-ых выплат по гос долгу.

По аналогии определяется и профицит.

Различают так же фактический, структурный, циклический дефицит гос бюджета.

Фактический  – отрицательная разница между фактическими доходами расходами правительства.

Структурный – разность между доходами и расходами госбюджета, рассчитанная для уровня   национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, та разница, которая существовала бы, если бы действующей системе налогообложении и принятых законодательной властью госрасходов, в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклическая – разница между фактическим и структурным дефицитом госбюджета. Циклический дефицит – следствие колебания экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменение в налоговых поступлениях и госрасходах  происходит автоматически.

                                                                                                       T

                            T, G

 E профицит

                               200

                                      дефицит

                                       0                   600   1000              2000              Y

G – гос расходы; Т –налоги, Y – доход, Е – сбалансированный бюджет( налоговые поступления =госрасходам Т=G).

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники.

Внутренние:

  1.  Кредиты, полученные Россией от кредитной организации в валюте РФ.
  2.  госзаймы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени РФ.
  3.  бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Внешние:

  1.  госзаймы, осуществляемые в иностранной валюте, путём  выпуска ценных бумаг от имени РФ.
  2.  кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Концепции бюджетной политики.

1) ежегодно балансируемый бюджет.

Долгое время ежегодная балансированность бюджета считалась главной целью финансовой политики государства. Ситуация в корне изменилась после великой депрессии 30-го года, когда для ликвидации глубокого спада производства и безработицы потребовалось увеличить правительственные расходы и тем самым пойти на рост бюджетного дефицита.  Такие практические рекомендации были обоснованы новой общей теорией занятости Д. Кейнса  и его сторонников в основе которой лежит фискальная политика макроэкономического регулировани, проводимая государством.   

Сторонники этой концепции не хотят замечать того, что такой бюджет фактически приводит не к стабилизации экономики, а к углублению колебаний экономического цикла.

Предположим, что экономика страны сталкивается с периодом длительной безработицы, доходы населения падают и при этом автоматически понижаются налоговые поступления. Стремясь в этих условиях сбалансировать бюджет правительство  должно:

  1.  Либо сократить госрасходы;
  2.  либо повысить ставки налогов;
  3.  либо использовать сочетания этих двух мер.

В результате происходит сокращение совокупного спроса, реальный объём  производства  уменьшается, а безработица увеличивается.

Такое стремление сбалансировать бюджет приводит к стимулированию инфляции. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления и чтобы предотвратить повышение доходов над расходами правительство должно:

  1.  Либо повысить госрасходы;
  2.  либо снизить ставки налогов;

результат  будет негативным  или это приведёт к усилению инфляции.

2) балансируемый бюджет на циклической основе.

Концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, но не за каждый год.(5-7 лет)

Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.  

Для того, что бы противостоять спаду , правительство снижает налоги и увеличивает расходы. В ходе последующего инфляционного подъёма, правительство увеличивает налоги и снижает расходы . возникает положительное сальдо (разница между доходами и расходами) бюджета, которое должно быть направлено на покрытие дефицита, возникающего в период спада.

Таким образом, правительство проводит антиинфляционную политику и балансирует бюджет при этом возникает проблема в том, что спады и подъёмы в экономическом цикле могут быть неодинаковы , как по глубине, так и по продолжительности.

3) Функциональный подход к сбалансированности бюджета.  

Концепция связана с идеей обеспечения   сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым, положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Здесь сбалансированность бюджета является второстепенной экономической проблемой т.к.:

1)налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет в период экономического роста автоматически возрастают, а макроэкономическое сбалансирование стимулирует этот рост, поэтому дефицит бюджета будет автоматически самоликвидирован.

2) возможности правительства финансировать дефицит весьма широки, начиная от выпуска облигаций  и кончая эмиссией денег.

3) считается, что проблема, порожденная значительным госдолгом, не столь обременительны для нормальной экономики.

2 и 3 концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие чёткой финансовой программы в рамках финансового потенциала страны -  контроль за развитием бюджетного дефицита, поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на эффективные экономические мероприятия.    

Способы покрытия бюджетного дефицита.

  1.  Госзаймы;
  2.  ужесточение систем налогообложения;
  3.  сеньораж – доход, получаемый государством от выпуска денег. Или  Разница между номинальной стоимостью и затратами на их напечатание. Или ифляционный налог, получаемый государством при выпуске новых денег.

Госдолг.

Нарастание бюджетного дефицита в экономике приводит к появлению и увеличению госдолга. Госдолг – это сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся положительных сальдо бюджета.

Внешний госдолг – долг, иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Это наиболее тяжёлый долг, т.к. страна должна продавать наиболее ценные товары , чтобы оплатить  и % и сам долг.

Внутренний госдолг – долг своему населению, долговое обязательство правительства РФ перед физ и юр лицами.

Долговые обязательства могут выступать в следующих формах:

  1.  Кредитов, полученных правительством РФ;
  2.  госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени правительства.
  3.  других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.

Долговые обязательства могут быть:

  •  краткосрочными(до 1 года)
    •  среднесрочными (1-5)
    •  долгосрочными (5-35)

бюджетный  дефицит и госдолг тесно связаны: во-первых – госзаймы – важный источник покрытия бюджетного дефицита, во- вторых, без анализа величины госдолга невозможно определить дефицит бюджета.

Госдолг имеет 2 опасности:

  1.  Банкротство нации;
  2.  опасность переложения данного бремени на будущее поколение.

Таким образом, правительство принимает следующие меры по обслуживанию долга:

А) рефинансирование – когда при наступлении срока погашения облигаций, правительство продает новые облигации с тем, чтобы использовать выручку для погашения предыдущих облигаций.

Б) взимание новых налогов. Цель – получить доход для выплаты процентов по долгу и основной его суммы.

В) выпуск новых денег в обращение.

Кроме того, рост госдолга ведёт к негативным экономическим последствиям:

1) выплата процентов по госдолгу увеличивает неравенство доходов, т.к. значительная часть гос обязательств сосредотачивается у состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга ведёт к тому, что деньги переходят к более обеспеченным гражданам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73318. Застосування прогресивних технологій у сфері торгівлі 310 KB
  Інновації в оптовій торгівлі в основному обумовлені тенденціями розвитку оптового ринку такими як: глобалізація міжнародного бізнесу і ресурсні обмеження; висока швидкість матеріальних фінансових і інформаційних потоків; великі обсяги операцій; асортимент товарів що розширюється; складна територіально розгалужена структура філій складів і керуючих центрів; скорочення життєвих циклів товарів; прагнення роздрібну до зниження обсягів Тому в умовах модернізації економіки особливу значимість набувають прогресивні технології які повинні...
73319. Новообразования в подростковом возрасте 166 KB
  Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С.Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство
73320. Проблемы омонимии японского языка и пути её решения 136.5 KB
  Проблема омонимии при устном общении является весьма существенной для японского языка, так как омонимы – серьезное препятствие при передаче информации. Основной целью работы является рассмотрение основных проблем омонимии в японском языке и методах их решений.
73322. Розрізнення дієслів неозначеної форми за питаннями що робити? що зробити? 729.73 KB
  Сьогодні у нас незвичайний урок. На нас чекає різноманітна і цікава робота. Тому ви повинні бути уважні, працювати активно. Ви вже непогано знаєте мову. Отож ми з вами зараз відправимося у велику чарівну країну Грам
73323. Преобразование целых выражений с помощью формул сокращённого умножения 391.59 KB
  Разработка урока проверки и коррекции знаний по теме Преобразование целых выражений с помощью формул сокращённого умножения 7 класс Из опыта работы Кисель Галины Васильевны: учитель математики; высшая категория; звание учитель-методист; педагогический стаж 25 лет Город Донецк УРОК тема: Преобразование целых выражений с помощью формул сокращенного умножения Дидактические цели урока: Проверка глубины усвоения знаний и умений преобразо Воспитательная цель: выватьвыражения с помощью формуя сокращенного умножения;...
73325. Дискусія: «Дон Кіхот: «за» і «проти» 136.58 KB
  Маршака та інших присвячених Дон Кіхоту. Мозковий штурм Хто такий Дон Кіхот: благородний лицар чи божевільний написати свої ідеї Оголошення теми та мети уроку. Три погляди на образ Дон Кіхота.
73326. Правописание приставок на з-, с 195.2 KB
  Правописание какой части слова мы сейчас изучаем В самом слове приставка тоже есть приставка как объяснить ее написание присоединение. В раздаточном: Какие приставки живут в этих домах Что общего