9574

Бюджетный дефицит и профицит

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Текущие расходы предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учереждений,а так же оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям эк...

Русский

2013-03-13

53.5 KB

13 чел.

Текущие расходы предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учереждений,а так же оказание государственной поддержки другим бюджетам  и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов. Средства  резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации стихийных бедствий и др. чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

  1.  Ассигнование – средства на содержание бюджетных учереждений.
  2.  средства на оплату товаров и услуг  выполняются юридическими лицами под государственным и муниципальным контролем.
  3.  трансферты населению.
  4.  субвенции и субсидии.
  5.  инвестиции в уставной капитал юридических лиц.
  6.  бюджетные ссуды, дотации, субвенции в бюджеты других уровней.
  7.  кредиты иностранным гражданам .
  8.  средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающих предоставление средств юридическим лицам  на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной  или возмездной основах на срок более 6 мес. в пределах финансового года.

Трансферты – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению(пенсия, пособия).

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов физ и юр лиц.

Субвенция – денежные средства, выдаваемые на безвозвратной и безвозмездной основе на финансирование  целевых расходов физ и юр лиц.

Бюджетные инвестиции – вложения бюджетных средств в уставной капитал организации, в результате чего возникает доля государственной или муниципальной собственности.

                         Бюджетный дефицит и профицит.

Расходы гос. бюджета  и его доходы не всегда совпадают. Если расходы >доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Обратная ситуация – профицит(излишек). Принято различать первичный и общий гос бюджет. Первичный – общий дефицит гос бюджета, уменьшенный на сумму %-ых выплат по гос долгу.

По аналогии определяется и профицит.

Различают так же фактический, структурный, циклический дефицит гос бюджета.

Фактический  – отрицательная разница между фактическими доходами расходами правительства.

Структурный – разность между доходами и расходами госбюджета, рассчитанная для уровня   национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, та разница, которая существовала бы, если бы действующей системе налогообложении и принятых законодательной властью госрасходов, в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклическая – разница между фактическим и структурным дефицитом госбюджета. Циклический дефицит – следствие колебания экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменение в налоговых поступлениях и госрасходах  происходит автоматически.

                                                                                                       T

                            T, G

 E профицит

                               200

                                      дефицит

                                       0                   600   1000              2000              Y

G – гос расходы; Т –налоги, Y – доход, Е – сбалансированный бюджет( налоговые поступления =госрасходам Т=G).

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники.

Внутренние:

  1.  Кредиты, полученные Россией от кредитной организации в валюте РФ.
  2.  госзаймы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени РФ.
  3.  бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Внешние:

  1.  госзаймы, осуществляемые в иностранной валюте, путём  выпуска ценных бумаг от имени РФ.
  2.  кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Концепции бюджетной политики.

1) ежегодно балансируемый бюджет.

Долгое время ежегодная балансированность бюджета считалась главной целью финансовой политики государства. Ситуация в корне изменилась после великой депрессии 30-го года, когда для ликвидации глубокого спада производства и безработицы потребовалось увеличить правительственные расходы и тем самым пойти на рост бюджетного дефицита.  Такие практические рекомендации были обоснованы новой общей теорией занятости Д. Кейнса  и его сторонников в основе которой лежит фискальная политика макроэкономического регулировани, проводимая государством.   

Сторонники этой концепции не хотят замечать того, что такой бюджет фактически приводит не к стабилизации экономики, а к углублению колебаний экономического цикла.

Предположим, что экономика страны сталкивается с периодом длительной безработицы, доходы населения падают и при этом автоматически понижаются налоговые поступления. Стремясь в этих условиях сбалансировать бюджет правительство  должно:

  1.  Либо сократить госрасходы;
  2.  либо повысить ставки налогов;
  3.  либо использовать сочетания этих двух мер.

В результате происходит сокращение совокупного спроса, реальный объём  производства  уменьшается, а безработица увеличивается.

Такое стремление сбалансировать бюджет приводит к стимулированию инфляции. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления и чтобы предотвратить повышение доходов над расходами правительство должно:

  1.  Либо повысить госрасходы;
  2.  либо снизить ставки налогов;

результат  будет негативным  или это приведёт к усилению инфляции.

2) балансируемый бюджет на циклической основе.

Концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, но не за каждый год.(5-7 лет)

Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.  

Для того, что бы противостоять спаду , правительство снижает налоги и увеличивает расходы. В ходе последующего инфляционного подъёма, правительство увеличивает налоги и снижает расходы . возникает положительное сальдо (разница между доходами и расходами) бюджета, которое должно быть направлено на покрытие дефицита, возникающего в период спада.

Таким образом, правительство проводит антиинфляционную политику и балансирует бюджет при этом возникает проблема в том, что спады и подъёмы в экономическом цикле могут быть неодинаковы , как по глубине, так и по продолжительности.

3) Функциональный подход к сбалансированности бюджета.  

Концепция связана с идеей обеспечения   сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым, положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Здесь сбалансированность бюджета является второстепенной экономической проблемой т.к.:

1)налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет в период экономического роста автоматически возрастают, а макроэкономическое сбалансирование стимулирует этот рост, поэтому дефицит бюджета будет автоматически самоликвидирован.

2) возможности правительства финансировать дефицит весьма широки, начиная от выпуска облигаций  и кончая эмиссией денег.

3) считается, что проблема, порожденная значительным госдолгом, не столь обременительны для нормальной экономики.

2 и 3 концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие чёткой финансовой программы в рамках финансового потенциала страны -  контроль за развитием бюджетного дефицита, поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на эффективные экономические мероприятия.    

Способы покрытия бюджетного дефицита.

  1.  Госзаймы;
  2.  ужесточение систем налогообложения;
  3.  сеньораж – доход, получаемый государством от выпуска денег. Или  Разница между номинальной стоимостью и затратами на их напечатание. Или ифляционный налог, получаемый государством при выпуске новых денег.

Госдолг.

Нарастание бюджетного дефицита в экономике приводит к появлению и увеличению госдолга. Госдолг – это сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся положительных сальдо бюджета.

Внешний госдолг – долг, иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Это наиболее тяжёлый долг, т.к. страна должна продавать наиболее ценные товары , чтобы оплатить  и % и сам долг.

Внутренний госдолг – долг своему населению, долговое обязательство правительства РФ перед физ и юр лицами.

Долговые обязательства могут выступать в следующих формах:

  1.  Кредитов, полученных правительством РФ;
  2.  госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени правительства.
  3.  других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.

Долговые обязательства могут быть:

  •  краткосрочными(до 1 года)
    •  среднесрочными (1-5)
    •  долгосрочными (5-35)

бюджетный  дефицит и госдолг тесно связаны: во-первых – госзаймы – важный источник покрытия бюджетного дефицита, во- вторых, без анализа величины госдолга невозможно определить дефицит бюджета.

Госдолг имеет 2 опасности:

  1.  Банкротство нации;
  2.  опасность переложения данного бремени на будущее поколение.

Таким образом, правительство принимает следующие меры по обслуживанию долга:

А) рефинансирование – когда при наступлении срока погашения облигаций, правительство продает новые облигации с тем, чтобы использовать выручку для погашения предыдущих облигаций.

Б) взимание новых налогов. Цель – получить доход для выплаты процентов по долгу и основной его суммы.

В) выпуск новых денег в обращение.

Кроме того, рост госдолга ведёт к негативным экономическим последствиям:

1) выплата процентов по госдолгу увеличивает неравенство доходов, т.к. значительная часть гос обязательств сосредотачивается у состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга ведёт к тому, что деньги переходят к более обеспеченным гражданам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84781. Начало Отечественной войны 1812 года 161.5 KB
  Цель урока: Сформировать у обучающихся представления о Отечественной войне 1812 года как героической странице российской истории. Образовательные: проанализировать причины цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году; охарактеризовать основные события войны...
84782. Путешествие по компьютеру 60.5 KB
  Тип урока: урок-повторение с применением игровых технологий Вид: комбинированный урок Технология: личностно-ориентированная игровая Цели урока: Обучающая создать условия для закрепления первичного представления об устройстве компьютера назначении его составных частей и периферийных устройств.
84784. Налоги. Макроэкономика 142.55 KB
  Цели урока: сформировать знания о государственных финансов и налоговой политики. Понятия урока: налог, налоговая система, принципы налогообложения, прямые налоги, косвенные налоги, подохлдный налог, автономный налог, пропорциональный налог, регрессивный налог,
84785. Как правильно тратить деньги? 18.22 KB
  Учитель выступает в роли родителя который выдает ребенку карманные деньги. Учитель проводит аукцион. Условия аукциона: 1 не задавать вопросы 2 учитель не показывает товар который хочет продать до тех пор пока учащиеся не согласятся его купить.
84786. Координатная плоскость 132 KB
  Развивающие: развивать умения сравнивать выделять главное анализировать и делать выводы; развивать умение самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развивать навыки применения компьютерных технологий при изучении математики; развивать речь; развивать внимание...
84787. Норд – Ост: 10 лет спустя 45.5 KB
  Формирование навыков анализа синтеза умения извлекать фактические знания из исторических источников применение их на практике; Развития умения аргументировать свою точку зрения давать оценку явлениям государственной и общественной жизни XXI века. Умение выражать свою точку зрения.
84788. Библия и Евангелие 37 KB
  Энциклопедии. Я думаю, многие из вас очень любят читать энциклопедии. В одних мы можем узнать много интересного из жизни животных, в других – о строении Вселенной. Есть энциклопедии, которые отвечают на самые разные вопросы. А есть такая книга, которую можно назвать энциклопедией жизни? Это – Библия.
84789. В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 25.03 KB
  Находясь вдали от близких и родного дома оставшись один на один с суровой и величавой природой Васютка борется за выживание. Можно ли назвать наш урок; Поединок Васютки и тайги; Нет в поединке участвуют враги противники в этом же рассказе они находят общий язык...