95748

Комплексные показатели оценки эффективности технической эксплуатации и надёжности автомобилей. Количественная оценка состояний автомобилей

Лекция

Логистика и транспорт

Следовательно конечной целью технической эксплуатации является увеличение производительности и сокращение себестоимости перевозок. С помощью перечисленных показателей оценивают эффективность работы технической эксплуатации. При определении коэффициента выпуска для всего парка автомобилей используются соответствующие автомобиле...

Русский

2015-09-29

212.5 KB

14 чел.

Лекция №9

Комплексные показатели оценки эффективности технической эксплуатации и надёжности автомобилей

Количественная оценка состояний автомобилей.   

Техническая эксплуатация является одной из подсистем автомобильного транспорта, который призван обеспечить потребности общества и экономики страны в грузовых и пассажирских перевозках при оптимальных транспортных   издержках.   Следовательно,   конечной целью технической эксплуатации является увеличение производительности и сокращение себестоимости перевозок. Достигается это увеличением доли технически исправных автомобилей, сокращением затрат на ТО и ремонт, повышением производительности труда ремонтного персонала. С помощью перечисленных показателей оценивают эффективность работы технической эксплуатации. В процессе использования автомобиль с определенной вероятностью может находиться в нескольких состояниях   (таблица 1), оцениваемых за цикл соответствующими коэффициентами. Под циклом понимается или ресурс (пробег) автомобиля до капитального ремонта (LK), или между капитальными ремонтами (ηLк) или полный ресурс до списания Lа.

Таблица 1 Вероятность состояния автомобиля

Состояние

Продолжительность пребывания в состоянии, дни

Вероятность состояния, коэффициенты

Исправен, работает (находится в эксплуатации

Дэ

Исправен, но простаивает вы ожидании работы (нерабочие дни, без водителей)

Дн

Неисправен (ремонт, ТО, ожидание ремонта)

Др

Все состояния – полный цикл

Дц = Дэ + Дн + Др

αвн + αр = 1

Коэффициент выпуска αв представляет собой отношение числа дней нахождения автомобиля в эксплуатации к календарному числу дней за этот период или долю календарного времени, в течение которого автомобиль осуществлял транспортную работу. Для каждого автомобиля этот показатель определяется выражением

где Дэ — число дней эксплуатации автомобиля; Др — число дней простоя автомобиля в ремонте и TО; Дн — число дней простоя в исправном состоянии по организационным причинам; Дц — число дней в цикле.

При определении коэффициента выпуска для всего парка автомобилей используются соответствующие автомобиле-дни (ад):

Коэффициент технической готовности αт  Определяет долю календарного времени, в течение которого автомобиль (или парк автомобилей) находится в работоспособном состоянии и может осуществлять транспортную работу. Он выражается через отношение числа дней Дэ или автомобиле-дней АДэ эксплуатации автомобилей к сумме числа дней эксплуатации и дней простоя Др на ТО и ремонте:

  

Рассмотрим соотношение

 

   откуда             αв = α т   (1-αн)

Таким образом, коэффициент выпуска непосредственно зависит от коэффициента технической готовности и коэффициента нерабочих дней.

На транспорте общего пользования фактически сложившееся

отношение  равно: для грузовых перевозок 0,75—0,78; для

пассажирских — 0,91—0,95.

В свою очередь, годовая производительность, например при грузовых перевозках, непосредственно определяется при прочих равных условиях коэффициентом выпуска и, следовательно, коэффициентом технической готовности:

где q — номинальная грузоподъемность т; γ — коэффициент использования грузоподъемности; β — коэффициент использования пробега; /Сс — среднесуточный пробег.

Таким образом, увеличение коэффициента технической готовности способствует повышению производительности автомобилей.

Связь коэффициента технической готовности с показателями надежности и организацией технического обслуживания и ремонта

Если числитель и знаменатель в формуле αт разделить на Дэ, то получим выражение αт в следующем виде:

или применительно к эксплуатационному циклу

где Дрц — число дней простоя автомобиля в ремонте за цикл; Дэц — число дней эксплуатации автомобиля за цикл.

Продолжительность эксплуатационного цикла в днях зависит от планируемого пробега или наработки за цикл LK и среднесуточного пробега lсс:

Простой в ТО и ремонте за цикл Дрц складывается из простоя в капитальном ремонте Дкр и простое на ТО и ТР: Дтр,то;

Др = Дкртр,то.

Простой в капитальном ремонте обычно нормируется в календарных днях, а простой в ТО и ТР — в виде удельной нормы в днях на 1000 км пробега dтр.

Таким образом

 где LK — пробег автомобиля за эксплуатационный цикл, тыс. км. Следует обратить внимание, что основная доля простоев (до 85—95%) приходится на текущий ремонт на АТП. Поэтому сокращение простоев в ремонте, производимом на АТП, является главным резервом увеличения αв, αт.

Продолжим анализ коэффициента технической готовности αт и рассмотрим следующее выражение:

где простои автомобиля во всех видах ТО и ремонта за счет рабочего времени в днях на единицу пробега (дни/1000 км).

В этом случае αт  принимает вид

где Vэ — эксплуатационная скорость, км/ч; Тсм – продолжительность рабочей смены автомобиля

Влияние простоев в ремонте Вр и среднесуточного пробега на ат показано на рисунке. 1

Рис. 2 Влияние срока службы автомобиля с начала эксплуатации на коэффициент технической готовности

Рис 1 Влияние простоев в ремонте и

среднесуточного пробега на коэффициент

технической готовности

1 – 100 км, 2 – 200 км, 3 – 300 км, 4 – 400 км.

Необходимо отметить, что с увеличением пробега автомобиля с начала эксплуатации (с его старением) простои в ремонте возрастают, а коэффициент технической готовности уменьшается (рис. 2) по экспоненциальному закону.

На простои при устранении неисправностей влияют так же условия эксплуатации, уровень организации ТО и ТР, квалификация персонала и другие факторы.

Связь коэффициента технической готовности с показателями надежности автомобиля или группы автомобилей.

Общий простой    автомобиля за период его работы складывается из К простоев. В этом случае средняя наработка на отказ, вызывающий простой, выразится Хпр = Lk/к, км, тогда при средней продолжительности одного простоя tпр продолжительность простоя автомобиля за эксплуатационный цикл Дрц = tпрк следовательно

подставив это отношение в формулу коэффициента технической готовности получим

,

где ωпр – параметр потока отказов за рассматриваемый период

Из указанной формулы следует, что на αт влияют, во-первых, tПр, характеризующее уровень технологии   и организации   производства, а также приспособленность автомобиля и его агрегатов к ТО и ремонту (или эксплуатационная  технологичность);   Хпр, определяющее надежность автомобиля, условия эксплуатации, а также качество проведения ТО и ремонта;    1СС,  характеризующий интенсивность эксплуатации автомобилей. Во-вторых, появляется возможность управления технической готовностью автомобилей, на основе количественной оценки мероприятий по обеспечению заданного уровня коэффициента выпуска и коэффициента технической готовности

Анализ простоев по цехам, участкам, агрегатам позволяет выявить причины, оказывающие наибольшее влияние на простои и разработать мероприятия по их устранению, что повысит коэффициент технической готовности, а следовательно и производительность автомобилей.

Оценка материальных затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт 

производится, как правило, с помощью удельных показателей — затрат на 1 км пробега, затрат на год эксплуатации, затрат на единицу транспортной работы, которые нормируются специальными отраслевыми документами.

Удельные затраты на ТО и ТР обычно нормируются: по техническому обслуживанию — в коп (руб.) по статьям расхода (заработная плата, материалы) на вид обслуживания, а также на 1000 км пробега; по текущему ремонту — в руб. (коп.) по статьям расхода на 1000 км пробега. Значения удельных затрат являются предельным нормативом, превышение которого не должно допускаться. Однако предусматривается корректирование нормативов в зависимости от ряда факторов условий эксплуатации. Нормативы затрат периодически утверждаются вышестоящим органом (Министерством автомобильного транспорта).

Отношение фактических затрат к нормативным определяет уровень затрат на ТО и ТР в данном АТП. Весьма важным показателем является удельный вес затрат на техническое обслуживание и ремонт в себестоимости автомобильных перевозок. Непосредственные затраты на техническое обслуживание и ремонт, включая капитальный ремонт автомобилей, шин и накладные расходы технической службы, составляют около 22—26% себестоимости перевозок. Уровень организации и качества технической эксплуатации автомобилей (техническое обслуживание и ремонт) оказывает существенное влияние на ряд статей себестоимости перевозок: затраты на топливо-смазочные и эксплуатационные материалы, которые составляют от 15 до 22% себестоимости перевозок. В общей сложности до 50% себестоимости перевозок зависит от качества, и эффективности технической эксплуатации автомобилей.

Таким образом, при управлении технической эксплуатацией и оценке ее эффективности необходимо рассматривать две взаимосвязанные группы показателей: комплексные или внешние, характеризующие работу ИТС, как подсистемы автомобильного транспорта; частные или внутренние, определяющие эффективность работы отдельных подсистем собственно ИТС (рис. 3).

Рис. 3 Связь показателей эффективности автомобильного транспорта с технической эксплуатации

С помощью комплексных показателей определяют направления совершенствования ИТС в целом, а с помощью частных показателей выявляют подсистемы ИТС, улучшение работы которых окажется наиболее эффективным как для подсистемы, так и для автомобильного транспорта.

PAGE  3


EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25422. Методы исследования в области СР 15.92 KB
  Всю совокупность методов используемых в СР можно классифицировать на 2 большие группы: теоретические и практические. К теоретическим методам СР следует отнести общенаучные методы: индукция заключение осуществляется от фактов к гипотезе и к общему утверждению; дедукция заключение от общих утверждений к частным фактам; синтез соединение элементов в единое целое; аналогия умозаключение при котором 3 об изученном объекте переносятся на сходный менее изученный; сравнение метод позволяющий установить сходство...
25423. Методы исследования в социальной статистике 14.9 KB
  Задачами для СоцС явся: систематический анализ ситуации в соц сфере; анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей соц инфрастрры; изучение уровня и условий жизни нася; оценка степени дифференциации этих характеристик; анализ динамики; прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу; исследование факторов под влиянием к х сложилась данная ситуация; выяснение соотношений объективных и субъективных факторов. Разработка подходов к построению обобщающих показателей позволяющих...
25424. Семья и ее основные функции. Социально-экономические, духовно-культурные, психолого-педагогические основания современной семьи 47.5 KB
  Социальноэкономические духовнокультурные психологопедагогические основания современной семьи. Структура ответа: Вступление Понятие семьи Основные функции семьи Вывод Общеизвестно что семья является уникальным социальным созданием человечества.1 Интегральными характеристиками семьи которые во многом определяют ее потенциалы считаются: психологическое здоровье функциональноролевая согласованность социальноролевая адекватность эмоциональная удовлетворенность адаптивность в микросоциальных отношениях устремленность на семейное...
25425. Основные направления и технологии социальной работы с семьей 50.5 KB
  Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи семьи одиноких матерей военнослужащих семьи воспитывающие детей с ограниченными возможностями усыновленных и опекаемых детей имеющие родителейинвалидов студенческие семьи семьи беженцев мигрантов безработных асоциальные семьи и др. Исходя их этого социальный работник призван выполнять следующие функции: диагностическую изучение особенностей семьи...
25426. Проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства в России 18.19 KB
  В Конституции РФ сказано что в Российской Федерацииобеспечивается государственная поддержка семьи материнства отцовства и детстваразвивается система социальных служб устанавливаются государственные пенсии пособия и иные гарантии социальной защиты. Основными принципами социальной работы с семьей являются: Приоритет прав и интересов ребенка всесторонней развитие и уважение его человеческого достоинства; Уважение прав родителей объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; Соблюдение конфиденциальности...
25427. Государственная семейная политика и механизм ее реализации 17.26 KB
  Государственная семейная политика – это целостная система принципов оценок и мер организационного экономического правового научного информационного пропагандирующего и кадрового характера направленная на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Цель ГСП – обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. была принята концепция ГСП в России необходимость семейной политики определилась теми неблагоприятными последствиями в изменении структуры и функций семьи...
25428. Гендерные аспекты социальной работы 68 KB
  анализу социальной ситуации клиента социальной службы изысканию ресурсов и технологий оказания помощи клиенту в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Доминанты пола играют определенную роль для выбора стратегий поддерживающей терапии клиента. Проблемы мужчиныклиента в контексте брачносемейных отношений и психосексуальных конфликтов являются важной составной частью социальной работы. Таким образом полоролевые особенности клиента вызывают ряд специфических проблем которые имеют свою функциональную...
25429. Женщины – один из наиболее значимых объектов социальной работы 47.5 KB
  Женщины составляют большинство населения в России где их доля равна 531 881 мужчина на 1000 женщин. Для возрастной структуры России гендерный аспект имеет особое значение: среди жителей страны в возрасте 60 лет и старше доля женщин составляет более 65 диспропорция мужского и женского населения что ведет к женскому одиночеству. Исследованием положения женщин вплотную заняты 2 науки: гендерология и феминология. Предмет гендерологиисоциальные статусы женщины и мужчины определяющие определенный характер их взаимодействия и...
25430. Основные направления социальной работы с женщинами 38 KB
  Женщины – социальнодемографическая группа населения которая в силу своих особенностей является категорией особенно нуждающейся в социальной помощи.Основной признак выделения женщин в качестве особой социальнодемографической группы и специфической категории клиентов социальной работы заключается в их генеративной функции то есть способности к деторождению. Споры о роли женщины в обществе о ее социальном положении существовал всегда но на каждом историческом этапе вставал с особой характерной для того времени остротой.