95752

Предмет и система учебной дисциплины «Военная администрация»

Лекция

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Роль и место органов государственной охраны в системе обеспечения национальной безопасности РФ. Развитие военной администрации как института права и учебной дисциплины Роль и место органов государственной охраны в системе обеспечения национальной безопасности РФ. Успешное развитие и само существование России как суверенного...

Русский

2015-09-29

137 KB

3 чел.

Тема № 1.

Предмет и система учебной дисциплины «Военная администрация».

                                               

  1.  Роль и место органов государственной охраны в системе обеспечения национальной безопасности РФ.

2. Предмет учебной дисциплины  и ее взаимосвязь с другими учебными дисциплинами

3.Развитие военной администрации как института права и учебной дисциплины

           

  1.  Роль и место органов государственной охраны в системе обеспечения национальной безопасности РФ.

Успешное развитие и само существование России как суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Необходимость обеспечения национальной безопасности является объективной потребностью любого государства, поскольку в основных сферах его жизнедеятельности – политической, экономической, социальной – зарождаются и развиваются противоречия, которые обуславливают возникновение источников опасности.

Право не должно оставаться в стороне от решения проблем национальной безопасности. Более того, в этом ему должна принадлежать одна из главных ролей.

Понятие «национальная безопасность» как сложнейшее многогранное социально-политическое и правовое явления  объективно  носит конкретно-исторический характер. В советский период в нашем государстве доминировала узкая трактовка безопасности, которая сводилась к контрразведывательной деятельности и недопущению инакомыслия внутри страны.  В период с 1993 по 2000 год в Российской Федерации  преобладал подход, согласно которому национальная безопасность обеспечена, если  обеспечена безопасность личности. В последние годы в юридической  науке утвердился взгляд, согласно которому на первый план в обеспечении национальной безопасности выдвигается безопасность государства и общества, так как только государство способно обеспечить безопасность личности и общества.

Согласно легальному определению, закрепленному в Стратегии национальной безопасности до 2020 г. под  национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

В отечественной науке можно встретить и другие определения «национальной безопасности», раскрывающие различные аспекты рассматриваемого явления. При этом,  как правило, сами определения национальной безопасности довольно близки по смыслу, выделяя в большей степени составляющие явления.  

 Правовую основу обеспечения национальной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты ФОИВ.

Деятельность по обеспечению национальной безопасности включает в себя:

– прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз национальной безопасности;

– определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;

– правовое регулирование;

– разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз национальной безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

– применение специальных экономических мер;

– разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения;

– организацию научной деятельности в области обеспечения национальной безопасности;

– координацию деятельности ФОИВ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

– финансирование расходов на обеспечение национальной безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

– международное сотрудничество;

– осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными приоритетами, т.е. направлениями, обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации  являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

В действующем законодательстве РФ «оборона» используется как область государственной деятельности и область государственного управления. И именно в этом значении оборона будет рассматриваться здесь и далее в рамках учебного курса «Военное право».

Оборона представляет собой систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ст. 1 Федерального закона «Об обороне»).

Исходя из указанного определения, можно выделить следующие признаки, характеризующие сущность обороны и отличающие её от иных смежных отраслей государственной деятельности.

Во-первых, оборона связана с такой функцией Российской Федерации, как защита суверенитета, целостности и неприкосновенности её территории (ст. 4 Конституции РФ). Реализация данной функции Российской Федерации, как и любого государства, предусмотрена различными международными нормативными правовыми актами. В их числе – Устав ООН, Устав Совета Европы, основополагающие документы СНГ и др.

Во-вторых, оборона, связана с применением военной силы и подготовкой к применению военной силы.

В-третьих, оборона есть защита (подготовка к защите) от вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию иностранного государства или группы государств. Применение вооруженной силы государством в порядке обороны (самообороны) является необходимой и правомерной мерой. Важнейшими международно-правовыми нормами, закрепляющими право государства на оборону от агрессии, являются п. 4 ст. 2 и ст. 51 Устава ООН1. Под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН (ст. 1 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. № 3314).

Угрозами военной безопасности2 в настоящее время являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.

Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства – агрессора (коалиции государств).

В области обороны органы государственной охраны:

– участвуют в разработке Плана применения ВС РФ, Плана оперативного оборудования территории РФ в целях обороны, федеральных государственных программ вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса;

– участвуют совместно с ВС РФ в отражении агрессии против РФ в соответствии с Планом применения ВС РФ;

– организуют подготовку к совместным с ВС РФ действиям в целях обороны;

–  участвуют в подготовке граждан РФ к военной службе;

– обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории РФ и по подготовке коммуникаций в целях обороны;

–  привлекаются к совместной с ВС РФ оперативной и мобилизационной подготовке;

–  выполняют иные задачи в области обороны в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.

Характерной чертой последних двух десятилетий в исследовании проблем национальной безопасности являлось отсутствие научных исследований в области государственной безопасности, в том числе и само понятие «государственная безопасность» не получило должной научной разработки. Во многом это было обусловлено с прежним пониманием государственной безопасности как незыблемости коренных устоев социалистического общества. Вместе с тем определение термина «государственная безопасность» имеет не только политическое, но и практическое значение, так как указанное понятие позволяет обозначить сферу деятельности органов государственной безопасности – органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, СВР России и  Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации.

Под государственной безопасностью следует понимать состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц3.

Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности населения страны от преступных посягательств на права граждан и их объединений, а также от угроз природного и техногенного характера4. Исходя из изложенного понимания общественной безопасности, очевидно, что безопасность личности входит в содержание общественной безопасности.

Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.

Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от функционирования системы обеспечения национальной безопасности, в которую входят  силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, система обеспечения национальной безопасности включает в себя два элемента – силы обеспечения национальной безопасности и средства обеспечения национальной безопасности.

К силам обеспечения национальной безопасности относятся:

1) войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба;

2) федеральные органы государственной власти, в которых федеральным законом предусмотрена правоохранительная служба;

3) федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» в мирное время  военная  служба предусматривается:

– в войсках  –  ВС РФ, внутренних войсках МВД России;

– воинских формированиях – Спецстрое России и в спасательных воинских формированиях МЧС России;

– федеральных органах государственной власти – органах государственной охраны, органах федеральной службы безопасности,  СВР России, Службе спецобъектов при Президенте РФ, военной прокуратуре и военно-следственных подразделениях Следственного комитета РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы.

На военное время могут создаваться специальные формирования, в которых будет предусматриваться прохождение военной службы.

Граждане, проходящие военную службу, имеют статус военнослужащих и им присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба предусмотрена в различных государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих указанные в ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» функции, которые иначе можно назвать правоохранительными функциями. Гражданам, проходящим правоохранительную службу,  присваиваются специальные звания и классные чины.

В Федеральном законе «О системе государственной службы» не указано, в каких именно органах, службах и учреждениях предусмотрена правоохранительная служба. Вместе с тем анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что правоохранительная служба предусмотрена в органах внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службе судебных приставов и ряде других органов государственной власти.

Федеральные органы государственной власти, в которых федеральным законом не предусмотрено военной и (или) правоохранительной службы являются субъектами обеспечения национальной безопасности только в случаях прямо упомянутых в федеральном законодательстве. К числу подобных органов государственной власти относится Совет Безопасности РФ, являющийся совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности.

В состав Совета Безопасности входят:

– Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент РФ;

– Секретарь Совета Безопасности РФ;

– постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

– обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения безопасности;

– формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

– прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

–  подготовка предложений Президенту РФ: о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий; о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

– координация деятельности ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения безопасности;

– оценка эффективности деятельности ФОИВ в области обеспечения безопасности.

Предмет военного права ограничивается только сферой государственной деятельности в которой функционирует военная служба. По этой причине вопросы, изучаемые в рамках учебной дисциплины «Военное право», с одной стороны,  и основной профессиональной образовательной программы «Правовое обеспечение национальной безопасности»,  с другой стороны,  соотносятся как часть и целое.

К средствам обеспечения национальной безопасности относятся технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Таким образом, к средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, непосредственно использующиеся для обеспечения национальной безопасности.

        

         2. Предмет учебной дисциплины

                                            

 Военное управление расчленяется на ряд функций – направлений деятельности по выполнению задач военного управления. Все функции военного управления могут быть разделены на три группы: общие, специальные (основные) и обеспечивающие.

Общие функции военного управления присущи всей системе управления в целом. Они заключаются в учете, анализе, прогнозировании, планировании, организации, регулировании, контроле деятельности органов государственной охраны.

Специальные (основные) функции управления оказывают организующее воздействие на отдельные стороны деятельности объектов управления, через эти функции непосредственно реализуются цели и задачи субъектов военного управления.

Специальными функциями военного управления в органах государственной охраны являются:

– персональная охрана Президента РФ и  членов семьи, проживающих совместно с ним или сопровождающих его, Председателя Правительства РФ и  других объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда;

– транспортное и бытовое обслуживание (включая безопасное питание) Президента РФ, членов семьи Президента РФ, проживающих совместно с ним или сопровождающих его, Председателя Правительства РФ, а также транспортное обслуживание других объектов государственной охраны;

– обеспечение Президента РФ президентской связью, в том числе с главами иностранных государств и главами правительств иностранных государств, а также правительственной и иными видами специальной связи в местах его постоянного и временного пребывания и при его передвижениях;

– предоставление мер государственной охраны Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий;

– организация и проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда, объектов государственной охраны;

– поддержание в указанных местах общественного порядка и  принятие мер по устранению обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны;

– обеспечение правительственной и иными видами специальной связи, а на основании решений Президента РФ – президентской связью объектов государственной охраны и других лиц в местах их постоянного и временного пребывания;

– осуществление эксплуатации, организация и проведение мероприятий по совершенствованию, обеспечению безопасности и надежности  систем специальной связи на территории России, а также международной правительственной и иных видов специальной связи и др. .

Обеспечивающие функции военного управления обслуживают процесс реализации общих и специальных функций. Группу обеспечивающих функций составляют кадровая, материально-техническая (хозяйственная), финансовая, делопроизводственная.

Военное управление, с одной стороны, является видом государственного управления и базируется на общих принципах (от латинского pricipium) государственного управления. С другой стороны, оно имеет ярко выраженную специфику и характеризуется особыми принципами. По этой причине принципы военного управления делятся на две группы: общие и особенные.  

К общим принципам военного управления, наиболее часто выделяемым в юридической литературе,  относятся объективность, конкретность, эффективность, законность и публичность.

Социальные процессы протекают в соответствии с объективными законами развития общества, поэтому от субъекта управления требуется познание и умелое использование объективных закономерностей, учет реальных возможностей, фактического состояния общественных отношений. Эти требования и составляют суть принципа объективности.

Принцип конкретности управления состоит в осуществлении управления применительно к конкретным обстоятельствам на основе достоверной информации, как о внутреннем состоянии объекта управления, так и о внешних условиях, в которых он находится. Достоверная информация позволяет установить конкретные формы проявления в данных условиях тех или иных общественных закономерностей и определить в соответствии с этим цели и действия подчиненных, то есть конкретизировать пути и средства достижения целей управления.

Суть принципа эффективности заключается в том, чтобы достигнуть целей управления при наименьших затратах людских, финансовых ресурсов и времени.

К критериям эффективности, которые применяются на практике, обычно относят размеры материальных и физических затрат, сроки выполнения задач, достигнутые положительные результаты.

Законность как принцип управления означает строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами управления законов и подзаконных нормативных и иных актов государственных органов. Законность выражается в обязанности каждого  субъекта и объекта управления действовать в пределах своей компетенции.

Принцип публичности означает:

– открытость военного управления в части сведений, не отнесенных к государственной или служебной тайне;

– судебный контроль за соблюдением в военном управлении конституционно закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан.

Особенными принципами военного управления являются централизация управления, единоначалие, воинская дисциплина и субординация взаимоотношений.

Централизация управления находит свое выражение:

– в установлении единого и общего командования для всех органов безопасности;

– в наделении центральных органов военного управления всей полнотой прав по руководству подчиненными органами государственной охраны;

– безусловной обязательности актов вышестоящих органов военного управления для нижестоящих органов и подчинении последних только по вертикали.

По сравнению с другими отраслями государственного управления в военном управлении централизация проведена с наибольшей полнотой и последовательностью. Общевоинские уставы и приказы органов государственной охраны закрепляют четыре формы подчинения при централизованном управлении: прямое, непосредственное, в оперативном отношении, в специальном отношении.

Прямое подчинение означает подчинение во всех отношениях всем вышестоящим командирам (начальникам), начиная с непосредственного командира (начальника). Прямым начальником является начальник, которому военнослужащие подчинены по службе (в том числе и временно). Прямые начальники несут ответственность за все стороны деятельности подчиненных им органов безопасности.

Непосредственное подчинение есть подчинение ближайшему прямому начальнику. Так, начальник отделения является прямым начальником всего личного состава отделения и непосредственным начальником начальников станций. Непосредственные начальники, как и прямые, несут ответственность за все стороны деятельности подчиненных им подразделений.

Подчинение в оперативном отношении есть неполное и обычно временное подчинение лицу, не являющемуся прямым начальником. Оперативный начальник имеет право ставить оперативные задачи подчиненном ему в этом отношении должностному лицу и несет за эту сторону деятельности ответственность. Круг вопросов, по которым осуществляется оперативное подчинение, устанавливается в приказах органов безопасности. Так, на период выполнения отдельных задач в оперативное подчинение командующего войсками военного округа может быть передано подразделение связи специального назначения ФСО России, а при проведении крупномасштабных охранных мероприятий могут формироваться сводные отряды.

Подчинение в специальном отношении предусматривает подчинение по отдельным вопросам службы или по какому-либо специальному кругу деятельности лицу, не являющемуся прямым начальником.

Подчинение по  специальным вопросам предусматривает подчиненность соответствующим начальникам по вопросам боевой и мобилизационной готовности; комплектования органов безопасности личным составом; поддержания воинской дисциплины и правопорядка; финансового, технического, тылового, морально-психологического обеспечения, а также по иным вопросам, определенным нормативными правовыми актами РФ и органов государственной охраны. Например, заместитель начальника Академии ФСО России по тылу, непосредственно подчиненный начальнику академии, подчинен также начальнику УВТС Спецсвязи ФСО  России по вопросам планирования, снабжения, учета и отчетности по тыловым вопросам.

Специальные начальники имеют право  отдавать приказы по вопросам специального подчинения и  контролировать  подчиненных им в специальном отношении должностных лиц. Итоги проверок объявляются в приказах вышестоящих прямых начальников.

Единоначалие, как принцип взаимоотношений между военнослужащими, закреплено в статье 30 УВС.  Суть единоначалия состоит в том, что командир (начальник) наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возлагается персональная ответственность перед государством за все стороны деятельности подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие – принцип организационно-правовой, он определяет форму взаимоотношений между начальником и подчиненными, способ принятия и исполнения решения.

Вместе с тем, следует отметить, что на стадии принятия решения командир (начальник) вправе проводить коллегиальное обсуждение наиболее важных вопросов со своими подчиненными.

Так, например, в соответствии с п. 16 Положения о ФСО  России наиболее важные вопросы, касающиеся деятельности органов государственной охраны, рассматриваются на заседаниях Коллегии ФСО России.

Проведенное заседание Коллегии оформляется протоколом, который подписывается председателем Коллегии. Решения заседания Коллегии после объявления их приказом ФСО России направляются в структурные подразделения ФСО России.

Указанный алгоритм действий обеспечивает принятие наиболее оптимального решения по важнейшим вопросам военного управления органов государственной охраны.

Правовыми нормами, способствующими проведению в военно-служебных отношениях принципа единоначалии, являются:

– безусловная обязательность приказа командира (начальника) для всех подчиненных (ст. 33, 43 УВС, ст. 9 ДУ);

– недопустимость неисполнения приказа командира (начальника) по мотиву его обжалования (ст. 43 УВС);

– обязательность исполнения приказа, отданного старшим начальником, даже если он мешает выполнению первого приказа, полученного от другого, младшего начальника (ст. 45 УВС);

– соответствие объема прав и обязанностей военнослужащих характеру выполняемой служебной деятельности (п. 3 ст. 37 ФЗ  «О воинской обязанности и военной службе»).

Принципом военного управления является воинская дисциплина, то есть строгое  и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами, приказами командиров (начальников).

Дисциплина (от disciple – ученик) в самом широком смысле есть совокупность нравственных, умственных и физических навыков человека, посвятившего себя какой-либо специальности.

Воинская дисциплина как один из видов государственной дисциплины имеет ряд существенных особенностей:

– более детально регламентирует требования, предъявляемые к военнослужащим;

– правила воинской дисциплины распространяются и на внеслужебную сферу;

– предъявляет значительно более высокие требования к исполнителям;

– объем дисциплинарных прав у командиров (начальников) значительно шире, чем у иных должностных лиц;

– важнейшим требованием воинской дисциплины является обязанность беспрекословного повиновения приказам командиров (начальников).

Принцип субординации взаимоотношений имеет целью упорядочить  взаимоотношения между военнослужащими.

Драгомиров М. И. поясняет слово «субординация» как «обязанность всякого чина обращаться снизу вверх с докладом, сверху вниз с приказанием, не иначе как в ступень командования, непосредственно за ним следующую вверх или вниз» .

УВС регламентирует следующие правила субординации:

– обо всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику (ст. 19);

– по служебным вопросам военнослужащий должен обратиться к своему непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику. По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости – к старшему начальнику (ст. 18);

– приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении приказа своему непосредственному начальнику (ст. 42).

Под предметом любой учебной дисциплины понимается часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной учебной дисциплиной; это круг основных, наиболее существенных  вопросов, которые  изучает учебная дисциплина.

Предмет дисциплины «Военная администрация» включает две группы вопросов. 

К первой относятся нормы права, регулирующие военное управление. В связи с тем, что нормы права выражаются в федеральных законах, правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, правовых актов органов государственной охраны, их изучению будет уделено большое внимание.

Вместе с тем, предмет учебной дисциплины «Военная администрация» не может ограничиться  только  изучением правовых норм, регулирующих военное управление.

Стоит только измениться правовым актам, как будут бесполезны и  результаты обучения. Поэтому наряду с нормами права, регулирующими военное управление, к предмету дисциплины «Военная администрация» относятся правовые понятия военного управления.

Обучение в таком случае носит более фундаментальный характер, а его результаты не утрачивают значения и в случаях последующих изменений законодательства.

Учебная дисциплина «Военная администрация» имеет тесную взаимосвязь с другими учебными дисциплинами, изучаемыми в Академии ФСО России.

Во-первых, указанную взаимосвязь можно проследить по изучаемому объекту, т.е. учебная дисциплина «Военная администрация» связана со всеми учебными дисциплинами, изучающими военное управление.

Во-вторых, учебная дисциплина «Военная администрация» тесно связана с юридическими учебными дисциплинами и особенно с такими, как «Теория государства и права», «Административное право», «Конституционное право», «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право»  и «Гражданское право».

                            

                   Связь дисциплины «Военная администрация»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             с «Теорией государства и права» прослеживается в том, что для нее исходными являются категории и понятия, разработанные теорией государства и права.

Неразрывную связь дисциплина »Военная администрация» имеет с «Административным правом РФ». Предметом «Административного права» являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

В особенной части «Административного права» рассматриваются специальная тема – управление в области обеспечения обороны и безопасности государства . Это дает основание сделать вывод о том, что учебная дисциплина «Военная администрация» представляет собой как бы продолжение, развитие и конкретизацию норм «Административного права» применительно к войскам, воинским формированиям и органам.

Однако неправильно было бы рассматривать дисциплину «Военная администрация» как раздел административного права, ее предмет шире. В него входят вопросы и других отраслей (конституционного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и др.).  

Дисциплина «Военная администрация» тесно связана с «Конституционным правом  РФ». «Конституционное право РФ» определяет систему органов государственной власти России и порядок их формирования, устанавливает права, свободы и обязанности человека и гражданина, закрепляет защиту Отечества как долг и обязанность граждан .

Ответственность воинских должностных лиц и военнослужащих  за преступления против порядка подчиненности и воинских взаимоотношений регламентируются «Уголовным правом РФ».

Компетенция начальников органов государственной охраны по вопросам возбуждения уголовных дел и их расследования определяется уголовно-процессуальной отраслью права.

По вопросам организации материально-технического снабжения военных организаций и органов, не обеспеченных централизованными поставками, регулирования имущественных отношений военных организаций дисциплина «Военная администрация» тесно связана с «Гражданским правом РФ»

                  

                       

                     

3. Развитие военной администрации как института права  и учебной дисциплины

Потребность в разработке правовых основ военного управления и в научной систематизации правового материала возникла давно.

Одними из первых правовых актов, регулирующих военное  управление, являются Устав ратных, пушкарских и других дел   1621 г. и Ученье и хитрость ратного строя 1647 г.

Необходимость в разработке правовых норм о военном управлении  значительно возросла с появлением регулярной армии в начале XVIII в., основанной на кадровой системе и всеобщей воинской повинности.

Именно к этому периоду относится утверждение в  1716 г. Петром I Воинских Артикулов – систематизированного правового акта, регламентирующего военное управление. Глава III Воинских Артикулов именовалась  «О команде, предпочтении и почитании высших и нижних чинов, и о послушании рядовых».

Артикул 29 предписывал подчиненному «… весьма воздерживаться от всякого непристойного рассуждения об указах, которые ему от начальника даны … А если кто против того учинит, а особливо тогда когда с неприятелем в бой вступят, или ионная тому подобная учинится потреба, то оного по окончании того дела, за непристойное его дерзновение, лишением чести наказать. Ибо начальнику принадлежит повелевать, а подчиненному послушну быть …».

Развитие военно-административного законодательства нашло свое отражение в Полевом Уголовном уложении 1812 г. Так, в параграфах 29–37 Уложения была предусмотрена уголовная ответственность за невыполнение  приказаний начальств, ослушание и неповиновение. Большинство из перечисленных преступлений наказывались смертной казнью.

Следующим этапом развития военно-административного законодательства явилось издание в 1868 г. Устава воинского о наказаниях и ДУ 1869 г. Ст. 1 указанного ДУ поясняла, что дисциплина «…обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказания начальства».  

В послереволюционный период в связи с недоверием к командным кадрам, в состав которых были привлечены старые военные специалисты, в Красной Армии был введен  институт военных комиссаров. Все приказы командиров подлежали исполнению только после согласования с военными комиссарами.

Первым советским правовым актом, регламентирующим взаимоотношения между начальником и подчиненным, был УВС 1918 г. В ст. 1 УВС указывалось, что военнослужащий «…обязуется… беспрекословно выполнять все приказы командиров и комиссаров».

Согласно ст. 10 и 13 названного Устава, подчиненный должен был исполнять все приказания своих начальников (кроме явно преступных), направленные на пользу службе или во исполнение законов и военных постановлений. Аналогичные положения содержались и в ст. 20-22  ДУ 1919 г.  

26 мая 1922 г.  был принят УК РСФСР, ст. 202 которого предусматривала уголовную ответственность за неисполнение приказа. Указанная правовая норма в последующем была включена в Положение о воинских преступлениях от 31 октября 1924 г.

Особым этапом в развитии советского военно-админист-ративного законодательства следует признать введение в действие ДУ Красной Армии 1940 г. и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. об установлении полного единоначалия. Ст. 8 ДУ 1940 г. определяла: «Приказ командира и начальника – закон для подчиненного. Он должен быть выполнен безоговорочно, точно и в срок. Невыполнение приказа является преступлением  и карается судом военного трибунала».

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР был упразднен институт военных комиссаров и ответственность за все стороны боевой и политической жизни подразделении была возложена на командиров (начальников).

В военно-судебном праве имел большое значение вопрос о роли командира в уголовном процессе. Командир (начальник) имел ряд прав судебно-следственного характера: а) право разрешать вопрос о предании суду военнослужащих; б) право давать санкции на арест офицерского состава; в) право органов военного управления заменять высшую меру наказания – расстрел, определенную военным трибуналом, лишением свободы или направлением на передовые позиции; г) право единоличным распоряжением направлять военнослужащих в штрафные воинские части сроком до трех недель.

Закон об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 г. по-новому подошел к установлению уголовной ответственности за преступления против подчиненности, сформулировав составы неповиновения и неисполнения приказа в зависимости от формы вины – умысла или неосторожности.

23 августа 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были утверждены новые УВС и ДУ. В УВС был приведен текст военной присяги и определен порядок ее принятия военнослужащими.

При принятии присяги военнослужащие клялись быть честными, храбрыми, дисциплинированными, хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.

Современный этап правового регулирования военного управления следует исчислять с 1 января 1993 г. В этот день прекратил свое действие Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» и вступили в действие Законы РФ «О воинской обязанности и военной службе»  и «О статусе военнослужащих» .

В ст. 36 Закона «О воинской обязанности и военной службе» было определено, что «военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона».

«Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни», – закреплялось в ст. 1 Закона «О статусе военнослужащих».

14 декабря 1993 г. Указом Президента РФ были утверждены УВС И ДУ, а с 1 января 1997 г. вступил в действие УК РФ, в котором   ст. 332–336 предусмотрена уголовная ответственность за преступления против порядка подчиненности и воинских взаимоотношений .

С момента выделения военного управления из системы военных знаний военно-административные нормы изучаются учебной  дисциплиной «Военная администрация».

Начало преподавания указанной учебной дисциплины в России относится к 30-м гг. начала XIX в. Первоначально оно осуществлялось в Академии Генерального штаба  и включало вопросы военного управления, военной службы и комплектования армии.

Военная администрация считалась в Академии Генштаба одним из основных предметов. Затем ее преподавание вводится во всех военно-учебных заведениях Российской империи. Однако объем и содержание курса не получили твердого научного обоснования.

Порой военная администрация приобретала  характер сугубо практической, прикладной научной дисциплины, знакомящей будущих офицеров с основами устройства армии и флота, правилами военной службы, порядком ведения делопроизводства и т. д.

В таком виде военная администрация преподавалась в военных училищах. В военных академиях в нее включаются уже более глубокие проблемы организации войск, принципы рационального построения военного управления и т.д.

С образованием в России 17 июня 1878 г. Военно-юридической академии стали интенсивно разрабатываться законодательные вопросы, и сама военная администрация как теоретическая дисциплина все в большей мере приобретает правовой характер, что было вызвано развитием военного законодательства: появлением законов о комплектовании армии, военной службе, ответственности военнослужащих.

Профессор Военно-юридической академии П. Л. Лобко разработал и издал семнадцать выпусков «Записок военной администрации для военных и юнкерских училищ».

Предмет Военной администрации определялся им как «изучение законов существования армии, а именно: а) ее устройства или организации; б) пополнения или комплектования, в) прохождения службы; г) устройства военного управления и т.д.) удовлетворения материальных потребностей, как отдельных лиц, так и всей армии».

Профессор П. Лузанов издал конспект лекций по военно-административным законам. В них уже прямо утверждалось, что предмет изучения военной администрации «составляют так называемые административные законы, то есть законы, касающиеся военного быта, устройства и управления войск».

На Западе первую попытку разработки теории военных законов сделал Лоренц фон Штейн в своем обширном сочинении «Учение о военном быте как часть науки о государстве» .

Профессор А. Добровольский относил вопросы организации армии, ее разделения на рода войск, тактического ее использования к области военной науки, включал их в область военной администрации как науки лишь настолько, «насколько военная организация отражается на правовых отношениях армии».

Рассматривая армию как государственное учреждение, он отмечал, что она в своем устройстве, во внутренних взаимоотношениях составных ее частей подчиняется определениям права, правовые нормы определяют устройство армии и всю систему военной организации государства в широком смысле слова, регулируют весь порядок внутренней войсковой жизни. Эти нормы в своей совокупности конструировались в особую отрасль права – военное право, которое вслед за выделением военно-уголовного и военно-судебного получило название права военно-административного.

Наука военно-административного права определялась А. Добровольским как наука о правовых нормах, регулирующих устройство, организацию и комплектование армии,  снабжение ее всем необходимым, а также устройство, компетенцию и деятельность органов военной власти.

В советских военно-учебных заведениях военная администрация стала преподаваться одновременно с созданием этих учебных заведений как элементарный курс. Уже в 1919 г. были изданы «Записки по военной администрации» для курсов подготовки командного состава, а в 1924 г. – учебник «Элементарный курс военной администрации» (автор – генерал Загю). Появляются и специальные курсы военной администрации, написанные для слушателей военных академий.

В 30-е гг. XX века преподавание военной администрации было свернуто, а научная разработка курса велась лишь по отдельным проблемам. Так, тема «Организация и мобилизация войск» сохранялась в цикле оперативно-тактических дисциплин в Военной академии имени М. В. Фрунзе.

С созданием в 1936 г. Военно-юридического института, а затем Военно-юридической академии активизировалась разработка правовых вопросов военного управления в качестве соответствующих разделов административного, уголовного и судебного права.

В 1940, 1945 и 1951 гг. были изданы учебники по военно-административному праву, написанные преподавателями указанной академии  С. С. Студеникиным,  А. Е. Луневым, И. Ф. Побежимовым,               Н. А. Виноградовым.

Преподавателями кафедры военной администрации и административного права Военно-юридической академии (Д. Н. Артамоновым, Г.Н. Колибаба, А. Н. Поздняковым, Н. И. Кузнецовым,                Н. И. Павловым,  Н. В. Артамоновым и др.) был написан ряд диссертаций и монографий по отдельным проблемам военного управления: правовые основы военного строительства; правовые акты военного управления; правовое регулирование  военной службы; единоначалие и правовые формы его осуществления; воинская дисциплина, законность, контроль в военной организации.

В 1956, 1962 и 1970 гг. вышли новые издания учебника «Военная администрация».

По ряду вопросов военного управления имеются интересные положения в работах других авторов (Д. М. Овсянко, В. Г. Стрекозов, Ю. Я. Казанчев, А. С. Амелин, Г. В. Орлов), участвовавших в исследовании таких проблем, как конституционная обязанность граждан по защите Отечества;  компетенция государственных органов по руководству вооруженными силами; прохождение военной службы и др.

С 1980 г. по настоящее время  в Военном институте Минобороны (Военном университете) большой вклад в разработку вопросов военного управления Б. Ф. Старов (прокурорский надзор в Вооруженных Силах), Х. М. Ахметшин (военно-уголовного законодательство), А. А. Тер-Акопов (правовые основания уголовной ответственности военнослужащих), А. Н. Писарев (полномочия государственных органов в области обороны), А. В. Кудашкин (военная служба в РФ) и др. В 1980, 1990, 1998 и 2008 гг. переиздается учебник «Военная администрация»

                     

1 Устав Организации Объединенных Наций принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г., ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1945 г.

2 Согласно п. 6 Военной доктрины РФ 2010 года военная безопасность РФ – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

3 Опалев А.В. ФСБ России. правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской  Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. –                      М.: Эксмо, 2006. – С. 208.

4  Там же. С. 202.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26896. Органы пищеварения птиц. Мочеполовые органы птиц 4.27 KB
  Органы пищеварения птиц. Мочеполовые органы птиц. Мочеполовые органы птиц. Половые органы самца.
26897. Органы дыхания птиц 2.65 KB
  Органы дыхания птиц. Характерные особенности органов дыхания птиц позволяющие вентилировать свои органы дыхания во время полёта: Простота структуры носовой полости; наличие певчей гортани; своеобразной строение лёгких которые занимают небольшой объём в грудной клетке; усложнённое развитие воздухоносных мешков. Мешки служат дополнительным резервуаром для воздуха а также совершенствуют сам акт дыхания: птицы получают кислород не только при вдохе но и при выдохе что повышает уровень метаболизма.
26898. Органы кожного покрова птиц и их производные 7.22 KB
  Органы кожного покрова птиц и их производные. Одна из характерных особенностей кожи птиц отсутствие в ней как и у рептилий .Лишь над последними крестцовыми позвонками у большинства птиц расположена копчиковая железа glandula uropigyi состоящая из двух неодинаковых по величине долей функционирующих наподобие сальных желез. У водоплавающих птиц копчиковая железа развита сильнее; у кур доли железы величиной с горошину а у уток с лесной орех.
26899. Артерия сафена 4.96 KB
  saphena отходит на середине бедра и направляясь вниз переходит на каудальную поверхность голени и стопы где и разветвляется на пальцевые артерии. cranialis проходит под кожей на плюсну и делится на I IV общие дорсальные пальцевые артерии аа. calcanei которые образуют пяточную сеть rete calcaneum делится на медиальную и латеральную плантарные артерии. plantaris lateralis б Латеральная пальмарная 1 артерия образовав глубокую плантарную дугу делится на И IV плантарные плюсневые артерии от которых отходят II rIV...
26900. Сосуды и нервы области кисти 5.33 KB
  Различают поверхностные и глубокие вены верхней конечности. ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВЕНЫ Поверхностные подкожные вены развиты сильнее чем глубокие поэтому они являются основным дренажным руслом верхней конечности. От них начинаются основные венозные пути оттока крови от кожи и подкожной клетчатки верхней конечности латеральная и медиальная подкожные вены руки которые принимают кровь из венозного сплетения тыльной поверхности пальцев.Дорсальные пястные вены богато анастомозируют между собой образуя тыльную венозную сеть кисти.
26901. Сосуды и нервы области кисти 2.25 KB
  Иннервация брюшины Иннервация париетальной брюшины осуществляется нервами которые иннервируют соответствующие участки стенок живота. В иннервации брюшины передней брюшной стенки принимают участие нижние межреберные нервы а также нервы поясничного сплетения. В иннервации брюшины покрывающей диафрагму принимают участие диафрагмальные и нижние межреберные нервы. Иннервация брюшины задней стенки живота осуществляется парными ветвями поясничного сплетения ветвями подвздошнопоясничного нерва.
26902. Питание и иннервация стенок грудной полости 3.53 KB
  Задние межреберные артерии aa. ветви внутренней грудной артерии пронизывают межреберные промежутки и участвуют в кровоснабжении большой грудной мышцы.Нервы Имеется двенадцать пар основных передних грудных нервных ветвей верхние одиннадцать представляют собой межреберные нервы nn. Межреберные нервы с третьего по шестой в целом имеют типичный ход тогда как в топографии всех остальных имеются отклонения.
26903. Артерии головы 5.34 KB
  Кровь к голове поступает по левой и правой общим сонным артериям которые берут свое начало из общего ствола сонных артерий. Внутренняя сонная артерия а. carotis interna –кровоснабжает головной мозг Наружная сонная артерия a. Затылочная артерия a.
26904. Артерии грудной конечности 3.46 KB
  Подмышечная артерия а. Впереди сустава от нее отходит надлопаточная артерия a. suprascapularis позади сустава подмышечная артерия делится на подлопаточную и плечевую. Подлопаточная артерия a.