95761

Правовые основы расследования преступлений и правонарушений в органах безопасности

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Порядок возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела в органах безопасности Заключение Административное служебное расследование это деятельность начальника органа безопасности по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими гражданским персоналом проступков правонарушений...

Русский

2015-09-29

130.5 KB

0 чел.

Тема № 12.

Правовые основы расследования преступлений и правонарушений  в органах безопасности.

                                                          

         Учебные вопросы лекции

          1.Административное (служебное) расследование в органах безопасности

          2.Дознание и его организация в органах безопасности

      3.Порядок возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела в органах безопасности

          Заключение

Административное (служебное) расследование – это деятельность начальника органа безопасности по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения.

При характеристике указанного понятия следует подчеркнуть, что в действующих нормативных правовых актах категории «административное расследование» и «служебное расследование» употребляются как синонимы. Так, например, в ст. 7 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», ст. 94 УВС, ст. 81 ДУ, приказе ФСО России от 30 апреля 2008 г. № 210 используется понятие  административное расследование, а приказе ФСО России от 20 июня 2005 г. № 238   закреплено понятие служебное расследование. По этой причине далее нами будет использоваться понятие расследование.

                                                             Учебные вопросы:          

 

10.1.Административное (служебное) расследование в органах безопасности  

Расследование в пределах своей компетенции вправе назначать все начальники органов безопасности.

В ходе проведения расследования устанавливаются: место, время, обстоятельства происшествия, наличие или отсутствие вины конкретного сотрудника в действиях (бездействии), степень вины каждого в случае совершения проступков несколькими сотрудниками, наступление вредных последствий в результате совершенного проступка, наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность виновных лиц, причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

Для назначения расследования необходимы повод и основание. Поводом для назначения расследования являются:

– непосредственное обнаружение начальником факта совершения сотрудником проступка;

– доклады и рапорты должностных лиц органов безопасности, материалы, поступившие из правоохранительных органов и иных органов власти, заявления, жалобы, обращения и письма юридических и физических лиц, выступления и публикации в средствах массовой информации, содержащие сведения о совершении сотрудниками проступков, а также о происшествиях, участниками которых они являлись;

– предложения должностных лиц органов безопасности о назначении расследования.

Анонимное заявление, а также оперативная информация не могут служить основаниями для назначения и проведения расследования.

Основанием для назначения расследования является наличие достаточных данных, указывающих на возможное совершение сотрудником проступка.

В зависимости от правовых последствий поводы и основания назначения расследования делятся на обязательные и необязательные.

Обязательные поводы и основания – это такие поводы и основания, при наличии которых начальник органа безопасности обязан назначить расследование. На сегодняшний день нет единого нормативного правового акта, содержащего полный перечень обязательных поводов и оснований. Правовые нормы, предусматривающие обязательное назначение расследований, разбросаны по большому количеству  правовых актов. К числу таких поводов и оснований относятся:

– гибель (смерть) сотрудника либо получение им увечья (ранения, травмы, контузии) (п. 5 Инструкции об организации страхования жизни и здоровья военнослужащих федеральных органов государственной охраны, граждан, призванных на военные сборы, утвержденной приказом ФСО России );

– обнаружение ущерба, причиненного органу безопасности (ст. 7 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», ст. 94 УВС);

– утрата сотрудником денежного аттестата.

Все иные поводы и основания назначения расследования относятся к необязательным, при их наличии начальник органа безопасности вправе назначить расследование.

Решение о назначении расследования оформляется в виде резолюции на документе. В отдельных случаях, при невозможности по объективным обстоятельствам незамедлительного письменного оформления решения о назначении расследования, указание о его назначении может быть дано устно с последующим письменным оформлением принятого решения и отражением даты устного указания о назначении расследования.

Решение о назначении расследования и определении состава комиссии для его проведения может быть также оформлено приказом руководителя (начальника, командира), имеющего право издавать приказы.

Должностные лица, проводящие расследование, имеют право требовать у непосредственных участников и очевидцев события разъяснения и письменные объяснения по вопросам, относящимся к расследуемым событиям и фактам, получать в установленном порядке консультации у специалистов органов безопасности, запрашивать и получать информацию и документы для ознакомления, имеющие отношение к проведению расследования, осуществлять фото- и видеосъемку места события и предметов (с учетом соблюдения режима секретности),  применять с согласия опрашиваемых лиц для фиксации получаемой от них в ходе расследования информации средства аудио- и видеозаписи, осуществлять иные законные действия, связанные с проведением расследования.        

В письменном объяснении указывается дата, место составления объяснения, анкетные данные опрашиваемого лица (при необходимости), а также излагаются обстоятельства, связанные с фактом расследования.

Записи делаются от первого лица и по возможности дословно.   

Допускается изложение в объяснении ответов на поставленные вопросы опрашиваемым собственноручно.

Объяснение подписывается опрашиваемым и сотрудником, проводившим расследование.

В ходе расследования не производятся обыски, выемки, допросы и другие следственные действия, предусмотренные УПК РФ.

В проведении расследования не могут участвовать лица, находящиеся в прямом или непосредственном подчинении лица, в отношении которого проводится расследование, а также имеющие личную заинтересованность в расследовании (родственные связи, неприязненные или дружеские отношения и т.п.).

К проведению расследований не должны привлекаться сотрудники подразделений органов безопасности, занимающие юридические должности (юрисконсульты, старшие юрисконсульты и т.п.).

Расследование должно быть закончено в 10-дневный срок с момента его назначения. 

В случае необходимости этот срок может быть продлен руководителем вышестоящего органа безопасности, но не более чем на один месяц.

Расследование завершается составлением должностным лицом (комиссией), проводившим расследование, заключения, состоящего из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указывается должность, воинское звание (для военнослужащих), фамилия и инициалы сотрудника (состав комиссии), проводившего расследование, в соответствии с каким приказом (поручением) и какого начальника назначено расследование, основание для его проведения, период работы сотрудника (комиссии), проводившего расследование.

В описательной части излагаются обстоятельства происшествия, установленные в ходе расследования.

В резолютивной части излагаются выводы о виновности (невиновности) сотрудника, а также конкретные предложения о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной, административной, материальной, уголовной) целесообразно его привлечь.

При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших совершению проступка, предлагаются мероприятия по их устранению.

К заключению по итогам проведения расследования прилагаются все материалы расследования (письменные объяснения, справки, рапорты, письма, акты, копии документов, выписки и др.), подтверждающие изложенные в заключении факты и выводы.

При обнаружении в ходе расследования в действиях сотрудников признаков преступления, об этом незамедлительно докладывается начальнику органа безопасности, правомочному рассматривать вопрос о возбуждении уголовного дела, и представляется соответствующий рапорт.      

В случае возбуждения уголовного дела по материалам расследования копии материалов расследования, направленных военному прокурору либо в иной орган дознания, остаются в соответствующем органе безопасности.

Заключение по результатам расследования подписывается должностным лицом, его проводившим (членами комиссии), с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему материалами расследования направляется на визирование сотруднику, занимающему юридическую должность, после чего представляется на утверждение начальнику, назначившему расследование.

Сотрудники, в отношении которых проводилось расследование, в обязательном порядке должны быть ознакомлены с его результатами в части, их, о чем делается отметка на заключении, удостоверяемая подписями указанных лиц.

Сотруднику, отказавшемуся от ознакомления, должна быть предоставлена возможность письменно изложить объяснение причин отказа. Отказ от ознакомления с результатами расследования оформляется справкой с указанием причин отказа.

После завершения расследования начальник, назначивший расследование, определяет меры, необходимые для восстановления нарушенного порядка, и предотвращения подобных нарушений, а также меры воздействия на сотрудников, виновность которых доказана в ходе расследования (привлечение их к дисциплинарной ответственности, предложения о привлечении к материальной ответственности или меры общественного воздействия).

Копия заключения по результатам расследования, в ходе которого была установлена виновность сотрудника в совершении проступка, направляется в кадровый аппарат органа безопасности для приобщения к личному делу сотрудника, в отношении которого проводилось расследование.

В случае, когда предмет проведенного расследования или информация, полученная в ходе его проведения, затрагивает интересы иных подразделений органов безопасности, копия заключения направляется в эти подразделения.

Материалы расследования по его окончании подшиваются в следующем порядке: опись, первичный документ, послуживший поводом для назначения расследования, полученные в ходе расследования материалы (рапорты, письменные объяснения, справки, письма, акты, выписки, характеристики и др.), заключение по результатам расследования.

Указанные материалы брошуруются в отдельные дела и хранятся в подразделении органа безопасности, в котором проводилось расследование, в соответствии с правилами ведения делопроизводства.

Определенные особенности имеют административные расследования по факту гибели (смерти) сотрудников, получения ими травм или причинении материального ущерба органам безопасности.

Для производства расследования по факту гибели (смерти) сотрудников, получения ими травм назначается комиссия в составе не менее 3 человек, один из которых является председателем комиссии.

В комиссию не назначаются сотрудники, являющиеся непосредственными начальниками или подчиненными лица, с которым произошел факт гибели (смерти) или травматизма, а также должностные лица, непосредственно отвечающие за безопасность прохождения военной службы и безопасность труда на объекте, либо в обязанности которых входит проведение инструктажей по мерам безопасности при проведении работ, занятий и т.п., в ходе которых произошел факт гибели (смерти) или травматизма.

О фактах гибели (смерти), в том числе и самоубийства военнослужащих, а также получении ими травм незамедлительно информируется военный прокурор гарнизона  и осуществляется подготовка проектов постановлений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, решения по которым принимаются должностными лицами, правомочными рассматривать вопрос о возбуждении уголовного дела.

Если военнослужащим была получена травма в свободное от исполнения служебных обязанностей время в результате действий иных лиц (в том числе и преступных), все материалы и документы после производства служебного расследования для производства соответствующей проверки могут направляться в территориальные органы внутренних дел или прокуратуру.

О направлении указанных документов сообщается военному прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности в соответствующем федеральном органе безопасности.

Расследование по факту причинения имущественного ущерба органу безопасности должно быть закончено в срок, не    превышающий одного месяца со дня обнаружения ущерба. В  необходимых  случаях  этот  срок может  быть  продлен  вышестоящим в порядке подчиненности начальником, но не более чем на один месяц.    

Размер    причиненного    ущерба    определяется    в    соответствии с ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

К материалам расследования в обязательном порядке приобщается справка об оценочной стоимости ущерба, подлежащего возмещению.

Приказ начальника органа безопасности о возмещении   ущерба должен  быть издан в двухнедельный срок  со дня  окончания административного расследования или принятия соответствующим начальником решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке, либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под личную подпись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

Приказ считается обращенным к исполнению с момента его представления в соответствующий финансовый аппарат для производства удержания в установленном порядке.

Приказ о привлечении военнослужащего к материальной ответственности, поступивший в финансовый аппарат (подразделение), находится на контроле до его полного исполнения.

                                               Выводы по 1-му вопросу:

Основанием для назначения расследования является наличие достаточных данных, указывающих на возможное совершение сотрудником проступка.

В зависимости от правовых последствий поводы и основания назначения расследования делятся на обязательные и необязательные.

10.2. Дознание и его организация в органах безопасности.

Дознание- это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Основным назначением дознания в органах безопасности является защита прав и законных интересов лиц и органов безопасности, потерпевших от преступлений; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод; уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания.

Правовую основу дознания в органах безопасности составляют УПК РФ, УК РФ  и Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания ВС РФ, других войск и формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, объявленная к руководству приказом Главного военного прокурора от 18 января  2008 г. № 20.

Начальники органов безопасности, являясь начальниками органов дознания,  реализуют процессуальные полномочия только по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала органов безопасности  в связи  с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении  части, гарнизона.

При получении сообщений о преступлениях, не относящихся к полномочиям органа дознания, начальник органа безопасности обязан незамедлительно переслать указанное сообщение по подследственности.

Начальник органа безопасности вправе возложить отдельные процессуальные полномочия органа дознания на подчиненных ему должностных лиц.

Для этого начальник органа безопасности своим письменным приказом назначает дознавателями наиболее подготовленных и дисциплинированных офицеров.

Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору.

Органы дознания и дознаватели осуществляют уголовное преследование от имени государства по  уголовным  делам публичного и частно-публичного обвинения.

Кроме того, с согласия прокурора они осуществляют уголовное преследование по уголовным делам частного обвинения, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам (к которым относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны) не может защищать свои права и законные интересы.

Осуществляя уголовное преследование, органы дознания и дознаватели реализуют следующие полномочия и обязанности:

1) принимают необходимые розыскные, оперативно-розыскные и иные предусмотренные законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений;

2) осуществляют прием, регистрацию и проверку сообщения
о любом совершенном или готовящемся преступлении (сообщения
о преступлении, распространенного в средствах массовой информа-       ции – только  по поручению прокурора) в пределах компетенции, установленной УПК РФ, в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ;

3) принимают по результатам рассмотрения сообщения о преступлении одно из процессуальных решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ;

4) незамедлительно уведомляют военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ о возбуждении уголовного дела;

5) незамедлительно направляют военному прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела, а по указанию последнего и материалы по рассмотрению сообщения о преступлении для проверки законности и обоснованности названного постановления; незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, о принятом решении, с разъяснением заявителю его права обжаловать данное постановление и порядок обжалования;

6) направляют военному прокурору и заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения (а по указанию военного прокурора – в прокуратуру и материалы по рассмотрению сообщения о преступлении), с разъяснением заявителю его права обжаловать данное постановление и порядок обжалования;

7) после возбуждения уголовного дела производят неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст.150 УПК РФ), в целях обнаружения и фиксации следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (в том числе для установления лица, совершившего преступное деяние;

8) исполняют письменные указания военного прокурора, данные в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (если уголовное дело военным прокурором не изъято у органа дознания и не передано следователю), о производстве процессуальных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий в ходе производства неотложных следственных действий;

9) осуществляют передачу военному прокурору не подследственного военным следственным органам Следственного комитета при прокуратуре РФ (далее – военным следственным органам) уголовного дела после производства по нему неотложных следственных действий для направления по подследственности в иной орган предварительного расследования;

10) направляют подследственное военному следственному органу уголовное дело после производства по нему неотложных следственных действий руководителю военного следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ;

11) после направления уголовного дела руководителю военного следственного органа исполняют постановления о задержании, приводе, об аресте, производят отдельные следственные и иные процессуальные действия, оперативно-розыскные и розыскные мероприятия, а также оказывают содействие при их осуществлении только по письменным поручениям следователя, которые в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ обязательны для исполнения;

12) в случае направления руководителю военного следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимают розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, с уведомлением следователя об их результатах;

  13) реализуют иные полномочия и обязанности, предусмотренные УПК РФ.

По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 150 УПК РФ), орган дознания или дознаватель в ходе производства неотложных следственных действий вправе произвести задержание подозреваемого в совершении преступления.

Таким образом, объем полномочий и обязанностей органа дознания и дознавателя зависит от формы расследования преступления. Преступления, предварительное следствие по уголовным делам о которых  необязательно, перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК РФ –  это преступления, предусмотренные ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ч. 1 ст. 117 (истязание),           ст. 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ч. 1 ст. 127 (незаконное лишение свободы), ст.129 (клевета), ст.130 (оскорбление), ч. 1 ст. 158 (кража), ч. 1 ст. 159 (мошенничество), ч. 1 ст. 160 (присвоение или растрата), ч. 1 ст. 161 (грабеж),            ч. 1 ст. 163 (вымогательство), ч. 1 ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения), ч. 1 ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества), ст. 168 (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), ч. 1 ст. 188 (контрабанда), ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), ч. 1 ст. 213 (хулиганство), ч. 1 ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности), ч. 1 и 4 ст. 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств),  ч. 1 и 4  ст. 223 (незаконное изготовление оружия), ст. 224 (небрежное хранение огнестрельного оружия), ч. 1 ст. 228 (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ст. 228-2 (нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ), ч. 1 ст. 230 (склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ) УК РФ и др.

В соответствии с  п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание по указанным уголовным делам  в порядке, установленном главой 32 УПК РФ, производится следователями военных следственных органов.

Деятельность начальников органов безопасности как органов дознания, а также деятельность дознавателей по указанной категории уголовных дел заключается в выполнении всех полномочий и обязанностей, за исключением производства неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела.

После возбуждения уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия является необязательным, и направления его руководителю военного следственного органа следователем по данному делу производится дознание.

Дознаватели уполномочены:

– самостоятельно производить следственные и  иные  процессуальные действия и принимать процессуальные решения,  за исключение случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие военного прокурора и (или) судебное решение;

– осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Требования, поручения и запросы органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

На время исполнения дознавателем обязанностей по осуществлению уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства командир воинской части своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает автомобильным транспортом, средствами связи и помещением для работы.

Дознаватель обязан:

1) при осуществлении уголовного преследования по уголовным делам строго руководствоваться требованиями Конституции РФ, УПК РФ, УК РФ и положениями настоящей Инструкции;

2) по согласованию с командиром воинской части и военным прокурором планировать производство неотложных следственных действий, определять последовательность расследования уголовного дела и принимать предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию;

3) разъяснять подозреваемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав. Подозреваемому, кроме того, обеспечивать право на защиту, которое он может осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. При этом дознаватель обязан разъяснить подозреваемому его права и обеспечить ему возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами;

4) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и по обеспечению сохранности его имущества. О принятых мерах дознаватель уведомляет подозреваемого;

5) в письменной форме докладывать командиру воинской части о всех выявленных в процессе предварительного расследования нарушениях законов, уставов, приказов, наставлений, а также других нарушениях, способствовавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению. О результатах принятых мер сообщать военному прокурору;

6) принимать активное участие в работе по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала  органов безопасности, разъяснять личному составу федеральные законы;

7) исполнять письменные указания военного прокурора и командира воинской части, требования военного прокурора, а также письменные поручения следователя по уголовным делам, данные ими в порядке, соответственно, п. 3 и 4 ч. 2 ст. 37 и п. 4, 6 ч. 2 ст. 38 и (или) ч. 1 ст. 152 УПК РФ.

Дознаватель несет полную ответственность за обоснованность принимаемых им процессуальных решений, своевременное и законное производство процессуальных действий по уголовным делам, сохранность собранных материалов по делу.

Процессуальные решения, принимаемые дознавателем, в предусмотренных УПК РФ случаях подлежат утверждению органом дознания. Постановления органа дознания или дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Нарушение норм УПК РФ органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.

Процессуальные действия и решения оформляются органом дознания или дознавателем на бланках процессуальных документов для досудебного производства.

Процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным или иным способом. В случае отсутствия бланков процессуальных документов, выполненных типографским, электронным или иным способом, они могут быть написаны от руки.

Орган дознания или дознаватель обеспечивает участникам уголовного судопроизводства, указанным в ст. 119 УПК РФ, право на заявление ходатайств о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений.

Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Орган дознания или дознаватель обязан рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 УПК РФ. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное заносится в протокол следственного действия.

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.

Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении орган дознания – командир воинской части или дознаватель выносит постановление, которое доводится до сведения лица, заявившего ходатайство. Постановление об отказе в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано в порядке, установленном главой 16 УПКРФ.

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Порядок предупреждения  органом дознания или дознавателем  участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными  данных предварительного расследования, отбора подписки, а также предания гласности данных предварительного расследования регулируется ст. 161 УПК РФ.

В ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.

Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

В случаях превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконного освобождения от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (ст. 300 УК РФ), незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей (ст. 301 УК РФ), принуждения подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего,  свидетеля к даче показаний либо эксперта, специалиста к даче заключения или показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий (ст. 302 УПК РФ), фальсификации доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве (ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ), нарушения неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) орган дознания или дознаватель подлежат привлечению к уголовной ответственности.

                                      

                                          Выводы по 2-му вопросу:

         

  Основным назначением дознания в органах  безопасности является защита прав и законных интересов лиц и органов безопасности, потерпевших от преступлений; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод; уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания.

           

10.3. Порядок возбуждения  уголовного  дела или отказа в возбуждении уголовного дела в органах безопасности.                                                                                                                                                                                                            

Возбуждение уголовного дела (отказ в возбуждении уголовного дела) является первой стадией уголовного процесса. Начинается данная стадия с момента поступления или обнаружения повода для возбуждения уголовного дела.

Поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной;  сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.

Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно заносится в протокол следственного действия.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ, т.е. рапортом об обнаружении признаков преступления.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Такое предупреждение должно сопровождать и письменное заявление о преступлении. Если письменное заявление получено по почте, то предупреждение об ответственности производится при явке заявителя для получения объяснений, допросе либо производстве иных процессуальных действий с его участием.

Анонимное заявление о преступлении, не содержащее сведений о фамилии или местонахождении (адреса) заявителя, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако содержащиеся в нем сведения могут быть использованы для проведения проверки (служебного разбирательства) и решения в дальнейшем вопроса о наличии признаков преступления.

Также такие заявления, при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, могут направляться в правоохранительные органы (оперативные службы) по принадлежности для использования в пресечении и раскрытии преступлений.

Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

В том случае, если в сведениях, сообщаемых лицом, явившимся с повинной, содержится сообщение о совершении преступлений другими лицами, в этой части орган дознания или дознаватель должен предупредить заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в ст.ст. 141 и 142 УПК РФ, принимается дознавателем, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления на имя командира воинской части по предусмотренной форме. В рапорте должны содержаться подробные сведения о месте, времени совершенного деяния и его обстоятельствах, лице, его совершившем (если оно известно), наступивших последствиях, данные о времени и источнике получения информации.

В случае совершения военнослужащим правонарушения, в котором наличие признаков преступления не является очевидным, командир воинской части назначает служебное разбирательство, которое производится в порядке, установленном ДУ.

Если в результате выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки преступления, должностное лицо, производившее разбирательство, составляет мотивированный рапорт на имя командира воинской части, который поручает дознавателю составить рапорт об обнаружении признаков преступления.

В целях исключения случаев укрытия преступлений от учета, правильного исчисления сроков принятия процессуальных решений
по сообщениям о преступлениях, а также реализации полномочий военного прокурора по проверке исполнения требований федерального закона при их приеме, регистрации и разрешении письменные заявления о преступлениях, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях, письменные заявления о явке с повинной, протоколы явки с повинной, рапорты об обнаружении признаков преступлений
подлежат обязательной регистрации в книге регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в войсковую часть (учреждение), которая должна вестись в каждой воинской части.

При регистрации сообщений о преступлениях на документе (письменном заявлении, протоколе принятия устного заявления о преступлении, протоколе явки с повинной, рапорте об обнаружении признаков преступления производится запись или проставляется штамп регистрации с указанием даты и времени регистрации, порядкового номера регистрационной записи, фамилии, инициалов должностного лица (дознавателя, др.), получившего сообщение (принявшего заявление, составившего протокол).

Правильность регистрационных записей на документе удостоверяется подписью лица, получившего сообщение о преступлении.

Сообщения о преступлениях, поступившие почтой, помимо регистрации в указанной книге, подлежат регистрации в порядке, установленном для входящей корреспонденции. На почтовом сообщении (в день его поступления), на рапорте об обнаружении признаков преступления (в день получения информации) органом дознания налагается резолюция регистрации и порядке проведения проверки, а также указывается дознаватель, которому она поручается.

Лица, ответственные за регистрацию сообщений о преступлениях, ведение  книги, назначаются приказом по воинской части.

Правильность ведения книги, достоверность, своевременность и полнота вносимых в нее записей ежемесячно проверяется командиром воинской части или лицом, его замещающим.

О результатах проверки в книге делается запись, которая удостоверяется подписью проверяющего. Книга регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в войсковую часть (учреждение), незамедлительно представляется для проверки по требованию военного прокурора.

Дознаватель и орган дознания обязаны принять, зарегистрировать и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, орган дознания проводит проверку по поручению военного прокурора.

Орган дознания вправе по письменному ходатайству дознавателя продлить установленный 3-сут. срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий военный прокурор вправе по ходатайству органа дознания или дознавателя продлить этот срок до 30 сут.

При удовлетворении ходатайства дознавателя о продлении срока проверки сообщения о преступлении орган дознания незамедлительно направляет его копию со своим решением по нему военному прокурору.

Заявителю выдается документ (справка, уведомление и т.п.) о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован заявителем военному прокурору или в суд в порядке, установленном ст. ст.124 и 125 УПК РФ.

Для возбуждения уголовного дела уголовного дела одного повода недостаточно. Необходимо еще и основание.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Способами проверки сообщения о преступлении являются: а) направление требований, поручений, запросов; б) истребование документов и материалов;

в) получение объяснений; г) производство документальных проверок, ревизий, инвентаризаций, если они могут быть закончены в срок, не превышающий 10–30 сут.; д) проведение исследований; е) осмотр места происшествия; ж) проведение органами, указанными  ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскных мероприятий.

При проведении проверки сообщения о преступлении не могут быть истребованы: почтово-телеграфная корреспонденция; сведения о вкладах в банках; материалы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну; материалы, находящиеся у лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью.

Запрещается при производстве проверки сообщения о преступлении производить следственные действия,  кроме  отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, – осмотра места происшествия.

Проверка сообщения о преступлении должна осуществляться в объеме, необходимом для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При производстве  проверки сообщения о преступлении необходимо обеспечивать неразглашение ее данных.

Несоблюдение этого требования может привести к тому, что лицо, совершившее преступление, уничтожит следы преступления, скроется от предварительного расследования или нанесет иной ущерб раскрытию и расследованию преступления.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания или дознаватель принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УК РФ), при наличии заявления потерпевшего или его законного представителя о возбуждении уголовного дела, – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности или в суд орган дознания или дознаватель принимает меры по сохранению следов преступления.

При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ орган дознания или дознаватель (должностное лицо органа дознания) в пределах компетенции, установленной  УПК РФ (ст. 20, п. 1 ч. 3 ст. 150, п. 4 ч. 2 ст. 157), возбуждает уголовное дело публичного обвинения, о чем выносится соответствующее постановление. Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, подлежит утверждению органом дознания.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении делается соответствующая отметка.

Одновременно с  возбуждением  уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

Каждое возбужденное уголовное дело в течение 24 часов должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Орган дознания обязан в день вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, уведомить военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, командир воинской части или дознаватель обязан в этот же срок представить военному прокурору гарнизона либо заместителю военного прокурора гарнизона копию указанного постановления, уведомить о принятом процессуальном решении заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Одновременно с возбуждением уголовного дела в отношении конкретного лица орган дознания направляет телеграммы с запросами о его судимости, а в отношении военнослужащего – кроме того, о представлении в соответствующий военный следственный орган личного дела и копии карты призывника.

В случае, если военный прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, он в срок не позднее 24 ч. с момента получения материалов  отменяет постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, подлежит утверждению органом дознания.

Уголовное дело не может быть возбуждено при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 УПК РФ:

1) за отсутствием события преступления (п. 1. ч. 1);

2) за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1);

3) за истечением сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1);

4) в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого,
за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1);

5) в связи с отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ.

Отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием
в деянии состава преступления  допускается лишь в отношении конкретного лица.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, орган дознания обязан рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, направляется органом дознания по согласованию с военным прокурором в данное средство массовой информации для обязательного опубликования.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 ч с момента его вынесения направляется заявителю и военному прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ органа дознания или дознавателя в возбуждении уголовного дела может быть обжалован военному прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ.

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, военный прокурор или суд отменяют его и направляют соответствующее постановление органу дознания со своими указаниями.

                                       Выводы по 3-му вопросу:

При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ орган дознания или дознаватель (должностное лицо органа дознания) в пределах компетенции, установленной  УПК РФ (ст. 20, п. 1 ч. 3 ст. 150, п. 4 ч. 2 ст. 157), возбуждает уголовное дело публичного обвинения, о чем выносится соответствующее постановление. Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, подлежит утверждению органом дознания.

Уголовное дело не может быть возбуждено при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 УПК РФ:

                                                          Заключение:          

В процессе воспитания военнослужащих  органов безопасности используется в основном метод  убеждения, однако  в отношении  лиц, нарушающих законы и правопорядок, применяется метод государственного принуждения, одной из важнейших мер которого является юридическая  ответcтвенность  военнослужащих.

    Установленная государством и регулируемая  нормами права юридическая ответственность военнослужащих служит эффективным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка в  органах безопасности.

        Использование командирами (начальниками) знаний о порядке применения   указанных видов юридической ответственности в повседневной служебной деятельности, является важным условием предупреждения правонарушений, укрепления законности и воинского правопорядка в  органах безопасности.

                                                                     

                                              Учебная литература:         

 

1. Военная администрация : курc лекций / С.В. Блатин, А.С. Сорокин. – Орел: Академия ФСО России, 2009. –С188-208.  

2.Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант» - М.: «За права военнослужащих», 2008. – Вып. 90. – 496.

5.Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания ВС РФ, других войск и формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утв. приказом Заместителем генерального прокурора - Главным военным прокурором от 18 января  2008 г. № 20.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996  г. № 64-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

7.Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации от 18т декабря 2001 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 52               (1 ч.). – Ст. 492

8.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 19.07.2009 г.) // СЗ РФ,2002, № 1 (ч.1), ст.1.

9.Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495

                            


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31906. Интернет-продвижение коммерческой организации (на примере ООО «Элстрой-НН») 533 KB
  5 1 Деятельность коммерческих В2Ворганизаций в условиях развития сети Интернет10 Интернет как новая коммуникативная среда.10 Продающие возможности сети Интернет.14 Роль Интернета в сфере В2Вторговли.32 Исследование отношения пользователей к различным видам Интернетрекламы.
31908. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА 3.24 MB
  Ее ключевыми элементами являются: 1 Принцип интегральности описания языка в силу которого лексемам в явном виде приписываются все свойства релевантные для правил а правила учитывают все формы поведения лексем не упомянутые непосредственно в словаре.
31909. Внутрішнє представлення цілочисельних даних в IBM РС 58.65 KB
  Виконати переклад заданих викладачем чисел з десяткової в двійкову систему числення. Дати їх внутрішнє (машинне) представлення в залежності від діапазону в знакових і беззнакових форматах типів Shortint (signed char), Byte (unsigned char), Integer (int), Word (unsigned int). Машинне представлення даних має бути дане в двійковій і шестнадцятирічній системах числення.
31910. Свобода совісті – явище духовної культури 103.5 KB
  Неоднозначність впливу релігії на різні сфери суспільного життя. Релігія в житті українців. Релігія і вільнодумство і атеїзм. Історичне підгруддя і реалії сьогодення. Свобода совісті як форми запобігання і вирішення соціальних конфліктів на релігійному ґрунті.