95765

Комплектование органов государственной охраны гражданским персоналом и организация трудовых отношений

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие гражданского персонала и общие требования, предъявляемые к лицам гражданского персонала. Понятие трудового договора. Заключение, изменение и расторжение трудового договора в органах государственной охраны. Правовые средства обеспечения трудовой дисциплины в органах государственной охраны.

Русский

2015-09-29

126.5 KB

0 чел.

Тема  7

Комплектование органов государственной охраны гражданским персоналом и организация трудовых отношений.

                                               

         Учебные вопросы лекции

1. Понятие гражданского персонала и общие требования, предъявляемые к лицам гражданского персонала.

2. Понятие трудового договора. Заключение, изменение и расторжение трудового договора в органах государственной охраны

3. Правовые средства обеспечения трудовой дисциплины в органах государственной охраны

4. Понятие и порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в органах государственной охраны

                                                   

Учебные вопросы:

 

1. Понятие гражданского персонала и общие требования, предъявляемые к лицам гражданского персонала.1

Как отмечалось выше, личный состав ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов включает не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала. Гражданский персонал военной организации государства (далее – гражданский персонал) состоит из двух существенно различающихся по правовому статусу категорий:

1) федеральных государственных гражданских служащих (далее - ФГГС);

2) работников

Правовое положение гражданского персонала, а также порядок осуществления трудовой (профессиональной служебной) деятельности регулируется комплексом различных по юридической силе и органам издания нормативных правовых актов. Ключевыми из них являются Трудовой кодекс РФ, а применительно к федеральным государственных гражданским служащим – также Федеральный закон от  27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о гражданской службе). При этом нормы ТК РФ распространяются на федеральных государственных гражданских служащих в той части, в которой они не урегулированы вышеназванным законом.

Лица гражданского персонала характеризуются следующими признаками:

- они исполняют обязанности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в военных организациях;

- они заключают трудовой договор (работники) или служебный контракт (федеральные государственные служащие) с уполномоченным должностным лицом военной организации;

- они исполняют обязанности в целях обеспечения возложенных на военные организации, в штате которых они состоят, задач.

Должности федеральных государственных гражданскими служащих комплектуются только гражданами. В то же время, согласно ст. 15 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» иностранные граждане могут быть приняты на работу в ВС РФ, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала. Законодательством РФ наложен запрет на работу иностранных граждан в органах.

Гражданский персонал относится к некомбатантам, которые в соответствии с международно-правовыми нормами определяются как лица, хотя и принадлежащие к вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. В то же время при захвате неприятелем они, как и комбатанты, признаются военнопленными.

Далее рассмотрим особенности правового статуса ФГГС, которые установлены главным образом Законом о гражданской службе.

К федеральным гражданским служащим из числа гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов относятся граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий Минобороны России (иных ФОИВ, в которых предусмотрена военная служба) и лиц, замещающих государственные должности РФ2.

Федеральная государственная гражданская служба осуществляется (исполняется) на определенных должностях. Согласно ст. 9 Закона о гражданской службе должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" и "обеспечивающие специалисты".

Федеральная государственная гражданская служба осуществляется также в ФОИВ, в которых предусмотрена военная служба, а её назначение – обеспечить полномочия указанных ФОИВ и руководителей этих ФОИВ. Перечень и конкретные наименования должностей ФГГС закреплены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 (с изменениями).

В отличие от ФГГС основное предназначение работников – это выполнение вспомогательных функций по обеспечению повседневной деятельности военных организаций, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Данная часть гражданского персонала неоднородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей, рабочих и др.

Конкретные Перечни должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в военной организации государства устанавливается Министром обороны РФ и иными руководителями ФОИВ, в которых предусмотрена военная служба.

Специфика сферы деятельности обусловливает наличие ряда особенностей в правовом статусе гражданского персонала военной организации государства среди иных категорий работников и федеральных государственных гражданских служащих.

Согласно ст. 349 ТК РФ на работников ВС РФ и ФОИВ, в которых предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с задачами военных организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, дополнительные льготы и преимущества, а также ограничения. Например, согласно федеральным законам  «О государственной охране» (ст. 21) и «О Федеральной службе безопасности» (ст. 18) гражданский персонал органов государственной охраны и органов ФСБ России, а также их дети в возрасте до 18 лет имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях и подразделениях органов ФСБ России

Если работа (профессиональная служебная деятельность) предполагает использование сведений, составляющих государственную тайну, то согласно Закону РФ «О государственной тайне» лицо гражданского персонала должно иметь в установленном порядке оформленный допуск к этим сведениям.

Лица гражданского персонала могут замещать вакантные воинские должности. Перечни отдельных вакантных воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом, утверждаются соответствующими руководителями ФОИВ, где предусмотрена военная служба3.

Далее рассмотрим способы и общий порядок комплектования гражданским персоналом. Комплектование военной организации гражданским персоналом осуществляется двумя способами:

1) путем направления военным комиссариатом гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы (значение данного способа комплектования в настоящее время незначительно);

2) путем добровольного поступления на работу (службу) соответствующих лиц (основной способ).

Применительно ко первому способу комплектования следует отметить, что несмотря на определенные особенности правового положения лиц, проходящих АГС, командиром воинской части (работодателем) с ними, заключается срочный трудовой договор и оформляется прием на работу в соответствии с ТК РФ.  Поэтому лица этой категории также относятся к гражданскому персоналу военной организации.

В соответствии с законодательством РФ в добровольном порядке на должности гражданского персонала возможно поступить двумя путями:

а)  путем поступления граждан на работу (службу) в форме их прямого (самостоятельного) обращения за работой к работодателю (основной путь);

б) путем поступления граждан на работу (службу) при посредничестве органов службы занятости населения или негосударственных организаций по трудоустройству (второстепенный путь). В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» командование соответствующих военных организаций имеет право на равных основаниях принимать на работу граждан, как самостоятельно обратившихся по поводу трудоустройства, так и прибывших по направлениям органов службы занятости населения.

Порядок приема на работу состоит из двух последовательных этапов действий командира (начальника) или по его поручению руководителя кадровой службы:

- подбора претендента на работу (службу);

- оформления отношений с принимаемым на работу (службу) лицом.

Подбор претендента на работу заключается в определении деловых качеств обратившегося за работой и их соответствия предъявляемым требованиям по вакантной должности. На данном этапе учитываются предусмотренные ст. 64 ТК РФ гарантии приема граждан на работу, запрещающие необоснованный отказ в заключении трудового договора по различным обстоятельствам (например, в зависимости от пола, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного положения, места жительства и др.), не связанным с деловыми качествами претендента на работу.

В то же время при подборе претендента должен быть учтен ряд установленных законодательством ограничений при приеме на работу (государственную гражданскую службу), в частности:

- возрастные ограничения (для работников установлены ст. 63 ТК РФ, а для государственных гражданских служащих – ст. 21 Закона о гражданской службе);

- ограничения, связанные с психофизическими возможностями работников (ст. 253 ТК РФ);

- ограничения, связанные с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также дисквалификацией работника (государственного гражданского служащего);

- ограничения и запреты, связанные со спецификой предстоящей работы или профессиональной служебной деятельности.

Последняя группа ограничений для различных категорий гражданского персонала установлена соответствующими федеральными законами. Так, дополнительные ограничения прав гражданского персонала органов государственной охраны и органов ФСБ России закреплены в Федеральных законах «О государственной охране» (ст. 18) и «О федеральной службе безопасности» (ст. 16). Указанным категориям гражданского персонала запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и иметь имущество, зарегистрированное за пределами России на праве собственности. В свою очередь, особые ограничения и запреты для ФГГС установлены Законом о гражданской службе (ст.16-17).

Претендент должен помимо прочего удовлетворять конкретным квалификационным требованиям. Требования по вакантной должности, предъявляемые к претенденту на работу, устанавливаются на основании квалификационных требований и тарифно-квалификационных характеристик (требований). Квалификационные требования по общеотраслевым должностям служащих изложены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих,  утвержденном Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37 (с изменениями и дополнениями). На основе, прежде всего, указанных квалификационных характеристик в воинской части разрабатываются должностные инструкции.

В свою очередь общие квалификационные требования для должностей ФГГС (уровень образования, профессиональные знания и навыки и др.) закреплены в ст. 12 Закона о государственной гражданской службе. Квалификационные требования к стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности установлены указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131. Актами соответствующих руководителей ФОИВ, в которых предусмотрена военная служба, утверждаются квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, а также включаются в должностной регламент государственного гражданского служащего.

Задачам изучения деловых качеств работника способствует ознакомление с документами, предъявляемыми им при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ). Истребование от поступающих на работу документов, не определенных законодательством, запрещается. В отдельных случаях законом предусматривается представление дополнительных документов (например, при поступлении на государственную службу гражданин обязан представить личное заявление, медицинское заключение и справку из налоговой службы о предоставлении сведений (декларации) об имущественном положении).

Для определения пригодности к поручаемой работе несовершеннолетних, федеральных государственных гражданских служащих и в других случаях, определенных ст. 213 ТК РФ, за счет средств работодателя производится предварительный медицинский осмотр, а для определения пригодности к отдельным видам деятельности – обязательное психиатрическое освидетельствование.

Следует отметить, что согласно ст. 22 Закона о гражданской службе поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности. Однако конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом ФОИВ, где предусмотрена военная служба.

Оформление отношений с федеральным гражданским служащим осуществляется заключением служебного контракта в порядке, предусмотренном гл. 5 Закона о гражданской службе. Трудовые отношения с работником оформляются трудовым договором в порядке, предусмотренном разд. III ТК РФ.

Трудовой договор (служебный контракт) с гражданским персоналом – это соглашение между воинской частью и работником (федеральным гражданским служащим), в соответствии с которым одна сторона – воинская часть поручает ему работу (профессиональную служебную деятельность) по обусловленной трудовой (служебной) функции, обеспечивает условия труда (службы), предусмотренные законодательством, своевременно и в полном размере выплачивает ему вознаграждение (заработную плату, денежное содержание), а другая сторона – гражданский персонал обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую (служебную) функцию и соблюдать действующие в военной организации (воинской части) правила внутреннего трудового распорядка (служебного распорядка).

Изменение трудового договора и прекращение трудовых отношений с гражданским персоналом осуществляются в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Следует отметить, что основным способом комплектования военной организации государства гражданским персоналом является поступление граждан на работу по трудовому договору.

                                                

2. Понятие трудового договора. Заключение, изменение и расторжение трудового договора в органах государственной охраны.

Основанием возникновения трудовых отношений между работником и начальником органа государственной охраны (далее работодатель) является трудовой договор. Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с  которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные действующим законодательством, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Содержание трудового договора составляет совокупность его условий. Условия трудового договора делятся  на обязательные (существенные) и дополнительные условия. Обязательные условия определяются законодательством.

Трудовой договор не может быть заключен без определения следующих существенных условий:

– место работы (с указанием структурного подразделения органа государственной охраны);

– дата начала работы;  

– наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатом органа государственной охраны;

– права и обязанности работника;

– права и обязанности работодателя;

– характеристика условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

– режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в органе государственной охраны);

– условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

-виды и условия социального страхования.

Дополнительные условия определяются соглашением сторон. При включении их в трудовой договор они рассматриваются как обязательные для исполнения. К дополнительным могут относится условия об испытании; неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой или иной); обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет органа государственной охраны; иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством.

Недействительными являются условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством о труде, а также коллективным договором.  Так, в отдельных случаях при приеме на работу от работника требуют подписку о том, что он не будет увольняться в течение определенного времени, не изъявит желания обучаться заочно и т. д. Незаконно оговоренное условие не порождает правовых последствий.

Трудовой договор заключается в письменной форме в двух  экземплярах, по одному каждой стороне трудового договора.

Прием на работу оформляется приказом начальника органа государственной охраны, который объявляется работнику под расписку. При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в органе государственной охраны, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными правовыми актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.

Фактический допуск гражданин к работе считается заключением трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.

По срокам действия трудовые договоры подразделяются на две  группы:

– договоры, заключаемые на неопределенный срок;

– договоры, заключаемые на определенный срок (не более пяти лет), если иной срок не установлен федеральными законами.

Заключение договоров на неопределенный срок является правилом в трудовом законодательстве. Трудовые договоры на определенный срок могут заключаться только в случаях, прямо  упомянутых в федеральных законах (например, ст. 59 Трудового кодекса).

В органах государственной охраны наиболее распространенными случаями  заключения трудовых договоров на определенный срок являются:  

– замена временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы;  

– проведение срочных работ по предотвращению несчастных случаев, аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также устранение последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

– работа в данном органе безопасности по совместительству;

–  достижение пенсионного возраста, а также состояние здоровья, подтвержденное медицинским заключением;

– научная, педагогическая и другая  работа, предполагающая заключение трудового договора на определенный срок на основе конкурса, проведенного в порядке, установленном законом или правовым актом органа государственной охраны.

С целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе при заключении трудового договора может быть установлено испытание, которое должно быть указано в трудовом договоре. Испытательный срок не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях – шести месяцев.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда работник фактически отсутствовал на работе. Оценку результатов испытания дает начальник органа государственной охраны, который вправе при  неудовлетворительном его результате до истечения испытательного срока расторгнуть трудовой договор.

Трудовое законодательство (ст. 60 Трудового кодекса) запрещает работодателю требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Перевод на другую работу  допускается только с согласия работника за исключением случаев производственной необходимости. Не является переводом на другую постоянную работу и не требует согласия работника перемещение его в том  же органе государственной охраны на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения существенных условий трудового договора.

По причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовой функции. О введении указанных изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.   

В случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на не обусл овленную трудовым договором работу  в той же воинской части с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. В ст. 74 Трудового кодекса приведен перечень случаев производственной необходимости:

– предотвращение катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

– предотвращение несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества;

– замещение отсутствующего работника (не более одного месяца в течение календарного года).

Работодатель обязан отстранить от работы работника:

– появившегося на работе в состоянии алкогольного опьянения;

– не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

– не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;

– при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

– по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Расторжение трудового договора может осуществляться как по соглашению сторон, так по инициативе работника  или  работодателя.

По соглашению сторон трудовой договор может быть расторгнут в любое время.

Работник, работающий на основании трудового договора без указания срока,  имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом письменно работодателя за две недели. Если же заявление работника обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в учебное заведение, переезд в другую местность и т. п.), работодатель обязан расторгнуть трудовой договор и оформить увольнение в тот срок, о котором просит работник.  Работник может подать заявление и раньше, а по истечении срока предупреждения об увольнении вправе прекратить работу.

Расторжение договора по инициативе администрации. По инициативе администрации работник может быть уволен с работы только при наличии оснований, указанных в законе. Общие основания расторжения трудового договора закреплены в ст.  81 Трудового кодекса. К таким условиям относятся:

– ликвидация органа государственной охраны, сокращение численности или штата работников;

– несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья;

– неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

– совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

– представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

– прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне;

– однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей.

Под однократным грубым нарушением работником трудовых обязанностей понимается прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня); появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи  с исполнением им трудовых обязанностей; совершение по месту работы хищения чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;  нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Увольнение работника в связи с сокращением штата или несоответствием работника занимаемой должности (выполняемой работе) допускается, если невозможно перевести с его согласия на другую работу.  По всем основаниям, указанным в ст. 81 Трудового кодекса, запрещается  увольнять работника в период временной нетрудоспособности и в период пребывания работника в ежегодном отпуске, беременных женщин, за исключением случаев полной ликвидации органа государственной охраны.  

Увольнение работника должно быть оформлено во всех случаях в последний день его работы с выдачей ему трудовой книжки с записью оснований увольнения и ссылкой на пункт и статью Трудового кодекса.

3. Правовые средства обеспечения трудовой дисциплины в органах государственной охраны.

Под трудовой дисциплиной понимается обязательное для всех работников органа государственной охраны  подчинение правилам поведения, установленным нормативными правовыми актами, коллективным и  трудовым договорами.

Трудовой распорядок органа государственной охраны определяется правилами внутреннего трудового распорядка, который утверждается начальником органа государственной охраны с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии со сложившейся практикой в правилах  внутреннего трудового распорядка находят отражение:

– общие положения, предусматривающие действия этих правил, на кого они распространяются, их цель, задачи;

– порядок приема и увольнения работников (приводятся кратко положения Кодекса с их уточнением для данного органа государственной охраны);

– основные обязанности работников;

– основные обязанности администрации;

– рабочее время и его использование: режим рабочего времени для всего органа государственной охраны и структурных подразделений, в том числе начало и конец обеденных перерывов, графики сменности, структура рабочей недели (5-  или 6-дневной);

– меры поощрения за успехи в труде;

– взыскания за нарушение трудовой дисциплины.

Правила внутреннего трудового распорядка доводятся до каждого работника органа государственной охраны.

К правовым методам обеспечения трудовой дисциплины в органах государственной охраны относят применение поощрений; наложение дисциплинарных взысканий; привлечение работников к материальной ответственности.

Законодательством предусмотрены следующие меры поощрения: объявление благодарности; выдача премии;  награждение ценным подарком, почетной грамотой;  присвоение  звания лучшего по профессии или почетного звания (например «Заслуженный деятель науки»); награждение орденами и медалями.  

Основаниями применения поощрений являются образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, продолжительная и безупречная работа, новаторство и другие достижения в труде.

Поощрения объявляются приказом начальника органа государственной охраны и доводятся до трудового коллектива. Все меры поощрения, применяемые к работнику, отмечаются в его трудовой книжке. В течение действия дисциплинарного взыскания к работнику  меры поощрения не применяются. Допускается соединение нескольких мер поощрения  (например, награждение работника грамотой и выдача премии).

Высшей формой поощрения являются государственные награды РФ: ордена, медали, знаки отличия РФ; почетные звания РФ.

Учреждение государственных наград и награждение ими отнесено к компетенции Президента РФ.

Важными правовыми средствами укрепления трудовой дисциплины являются привлечение работников к дисциплинарной или материальной ответственности. Следует особо подчеркнуть, что трудовое законодательство допускает привлечение работника за один и тот же проступок как к дисциплинарной, так и к материальной ответственности.

Дисциплинарная ответственность наступает за  совершение дисциплинарного проступка, т. е. противоправного, виновного нарушения работником дисциплины труда. Противоправными признаются такие действия или бездействия, которые противоречат требованиям законодательства. Работник признается виновным в дисциплинарном проступке, если деяние совершается им умышленно или по неосторожности.

Является ли совершенное деяние дисциплинарным проступком, начальник органа государственной охраны определяет исходя из обязанностей работника и реально совершенного им деяния. Примерный перечень дисциплинарных проступков приведен в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ»

В частности, к дисциплинарным проступкам относятся:

– отсутствие работника без уважительных причин на рабочем месте;

– отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда;

– отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации,  если это является обязательным условием допуска к работе.

Порядок наложения и срок действия дисциплинарного взыскания установлен ст. 193 Трудового кодекса. Начальник органа государственной охраны при наложении дисциплинарного взыскания обязан учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующую  работу и поведение работника. До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. При отказе работника дать письменное объяснение составляется акт, который подписывается должностным лицом, получившим объяснение и присутствующими при этом лицами.  После составления акта указанный отказ не может являться препятствием для наложения дисциплинарного взыскания.  

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения профкома  (если подобное согласие необходимо). В указанный срок не засчитываются все виды отпусков. Дисциплинарное взыскание накладывается не позднее 6 мес. со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – не позднее 2 лет со дня его совершения. В эти сроки не включается время производства по уголовному делу.   

Дисциплинарное взыскание налагается приказом начальника органа государственной охраны, который доводится до работника под расписку в течение трех дней со дня его издания. Действует дисциплинарное взыскание в течение года, а затем автоматически гасится.  

Взыскание может быть снято досрочно по инициативе администрации, профкома или работника.

Работник вправе обжаловать наложение взыскания в Гострудинспекцию или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Перечень дисциплинарных взысканий, указанный в ст. 192 Трудового кодекса, состоит из двух групп: морально-правовых мер (замечание, выговор) и крайней меры (увольнения с работы).

Материальная ответственность состоит в обязанности работника возместить ущерб, причиненный органу государственной охраны в результате виновного, противоправного деяния при исполнении своих трудовых обязанностей.

Законодательство предусматривает возможность наступления материальной ответственности только при совокупности следующих условий: наличие реального ущерба;  противоправности поведения работника; причинной связи между противоправным действием работника и наступившим материальным ущербом; вины работника, причинившего ущерб, в форме умысла или неосторожности. Отсутствие хотя бы одного из условий освобождает работника от обязанности возместить ущерб.

Трудовое законодательство в зависимости от размера возмещаемого ущерба различает два вида материальной ответственности работников: ограниченную и полную.

Ограниченной материальная ответственность называется потому, что размер возмещаемого ущерба ограничивается размером заработка работника. При полной материальной ответственности   работник возмещает причиненный ущерб полностью.

По общему правилу работник несет ограниченную материальную ответственность.  Привлечение работника к полной материальной ответственности является исключением из общего правила и допускается только в случаях, предусмотренных  ст. 243 и 244 Трудового кодекса:

– когда в соответствии с законодательством на работника (например кассира)  прямо возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный органу государственной охраны при исполнении работником трудовых обязанностей, независимо от того, был ли заключен с работником договор о полной материальной ответственности;

– недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

– умышленного причинения ущерба;

– причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

– причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

– причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

– разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

– причинения ущерба не при исполнении трудовых обязанностей;

– при заключении с работником  договора о полной материальной ответственности.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета за вычетом степени износа этого имущества.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками начальник органа государственной охраны обязан организовать проведение служебного расследования, в ходе которого устанавливаются размер причиненного ущерба и причина его возникновения. При проведении расследования истребование от работника письменного объяснения является обязательным. Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами служебного расследования и обжаловать их в установленном порядке.

Добровольное возмещение ущерба является наиболее простым и удобным способом возмещения работником причиненного ущерба.

В случае отказа работника добровольно возместить ущерб принудительное привлечение его к ответственности реализуется в форме  приказа начальника органа государственной охраны о взыскании ущерба или судебного решения.

Начальник органа  государственной охраны   вправе издавать приказ о привлечении к материальной ответственности работника:

– если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка работника;

– не истек срок давности со дня установления размера причиненного ущерба;

– работник продолжает находиться в трудовых отношениях с работодателем.

Возмещение ущерба в судебном порядке производится:

– если работник несет полную материальную ответственность, а ущерб превышает его средний месячный заработок;

– с момента установления размера причиненного ущерба истекло более месяца, а приказ о взыскании ущерба не был издан.  

По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник предоставляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

                                   

4. Понятие и порядок разрешения индивидуальных

трудовых споров в органах государственной охраны.

Под индивидуальным трудовым спором понимается неурегулированное разногласие по вопросам применения нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров:

– между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор;

– между работником и работодателем;

– между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (далее – КТС)  и судами.

Порядок разрешения индивидуального трудового спора – это установленная процедура разбирательства, начиная с принятия  заявления и кончая вынесением решения по делу. Общим правилом является первоначальное рассмотрение заявления в КТС. Минуя КТС, работник органа безопасности имеет право обратиться непосредственно в суд, если предметом жалобы является:

– восстановление на работе;

– изменение даты и формулировки причины увольнения;

– перевод на другую работу;

– оплата за время вынужденного прогула либо выплата разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

– отказ в приеме на работу;

– указание на дискриминацию.

КТС создается во всех  органах безопасности на паритетных началах из представителей начальника органа государственной охраны и работников. Представители работников избираются общим собранием трудового коллектива. Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда  он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Поступившее заявление работника подлежит обязательной регистрации.  КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти дней со времени подачи заявления работником.   

КТС рассматривает спор в присутствии заявителя. Решение КТС принимается тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих. Решение КТС подписывается председателем и его заместителем. Оно вручается работнику и начальнику органа государственной охраны в течение трех дней со дня его принятия. Решение КТС может быть обжаловано работником или начальником органа государственной охраны в суде.

Если решение КТС не было обжаловано в суде, оно подлежит исполнению в течение трех дней. В случае неисполнения решения КТС выдает работнику  удостоверение, являющееся исполнительным документом.

На основании удостоверения судебный пристав – исполнитель по правилам исполнительного производства  приводит решение в исполнение.  

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд. Все индивидуальные трудовые споры, за исключением споров о восстановлении на работе, рассматриваются мировым судьей (ст. 23 ГПК РФ). Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа либо со дня выдачи трудовой книжки. На исковые требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью работника срок исковой давности не установлен.

При пропуске по уважительным причинам установленных сроков обращения в суд, они могут быть восстановлены судом.

Рассматривая трудовые споры, суд руководствуется нормами трудового и гражданского процессуального права. Разрешение спора может окончиться заключением мирового соглашения. В случае признания увольнения или перевода работника на другую работу незаконным, суд обязан восстановить его на прежней работе. Кроме того, работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула.  Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.

  

1 В данном учебном вопросе будет рассмотрен порядок комплектования военной организации государства гражданским персоналом в мирное время. Отметим, что согласно Положению о призыве граждан по мобилизации граждане, работающие в мирное время в воинских частях на должностях гражданского персонала, подлежат первоочередной приписке к этим воинским частям

2 Государственные должности РФ – должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (в том числе должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ и т.п.). Сводный перечень государственных должностей РФ утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 (с изменениями). При этом непосредственное исполнение полномочий лицами, замещающими государственные должности РФ по российскому законодательству государственной службой не является.

3 См., например: Об утверждении Перечня воинских должностей органов федеральной службы безопасности, которые могут замещаться гражданским персоналом : Приказ ФСБ России от 23 января 2006 г. № 20.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53003. ФИЗКУЛЬТУРА В МИРЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ 286.5 KB
  Играть можно как внутри класса разбивая его на команды так и между классами. В игре участвуют две команды. Выполнив правильно задание команды набирают баллы которые фиксируются на магнитной доске табло. После завершения игры подводятся итоги и команды награждаются.
53004. Фізкультхвилинки і рухливі ігри на уроках та в позаурочній діяльності молодших школярів 41 KB
  Я називаю предмет який є в нашому класі а ви показуєте на нього рукою коли я скажу розплющити очі ви побачите чи правильно показали Гра Гойдалки Стати прямо ноги нарізно руки в поясі. Гра Косар Встати зза парт випростатися ноги нарізно руки перед собою. Виконувати у середньому темпі 56 разів Гра Потягти канат Стати прямо руки нарізно підняти руки вгору вдихнути повітря робити такі рухи ніби тримаєшся за канат і тягнеш його трохи згинаючи коліна видихати повітря до рахунку 78. А як спить...
53006. Фізкультурні паузи як психофізіологічні аспекти уроку іноземної мови 29 KB
  Комплексність уроку іноземної мови, а також характер функцій видів мовленнєвої діяльності - бути метою або засобом навчання - створюють сприятливі умови для врахування зазначених вище даних у межах кожної навчальної задачі, що планується.
53007. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ 113 KB
  Упражнения способствующие развитию мышц пальцев руки предплечья. Действия на счет 1 Действия на счет 2 Действия на счет 3 Действия на счет 4 Основная стойка руки вниз Руки к плечам Руки вверх Руки к плечам И. Руки в стороны Руки вверх Руки в стороны И. Руки в стороны Руки к плечам Руки в стороны И.
53008. ВИНИКНЕННЯ ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ В СТАРОДАВНЬОМУ СВІТІ 63 KB
  Австралійцям широко були відомі різноманітні ігри та розваги. У первісних народів Америки індіанців ескімосів та ін були відомі ігри з киданням мяча в ціль. Первісні племена Африки широко застосовували у вихованні дітей підлітків та юнаків фехтування на палицях боротьбу ігри з бігом і стрибками стрільбу з лука вправи з розгойдуванням на ліанах з подальшими стрибками. Самою ранньою формою фізичного виховання були колективні ігри.
53010. Акробатика. Игры - эстафеты 48.5 KB
  Строевые упражнения Повороты Налево Направо Кругом Расчет на 13 Ходьба на носках руки на поясе; на пятках руки за головой; на внешней стороне стопы руки на поясе на внутренней стороне стопы руки на поясе в полном присесте руки на коленях Бег в среднем темпе; приставными шагами правым ⁄ левым боком бег со сменой направления Ходьба с восстановлением дыхания. Руки на поясе. руки к плечам. – стойка ноги врозь руки на поясе 1.
53011. Основна гімнастика 67 KB
  Дистанція витягнутої руки Розповісти про правила поведінки на уроці фізичного виховання. 15хв Стежити за чіткістю виконання Під час ходьби руки на поясі тулуб прямий плечі розведені. Біг: звичайний; з підніманням колін; із закиданням гомілок; з підскоками і сплесками руками над головою; Ходьба: звичайна підняти руки через сторони вгору – вдих опустити руки – видох Гра Світлофор: Учні шикуються в колону по одному і в повільному темпі біжать по спортзалу. руки на поясі.