95767

Военная служба и порядок ее прохождения в органах государственной охраны

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Порядок прохождения военной службы по контракту в органах государственной охраны. Прохождение военной службы по призыву в органах государственной охраны. Запреты и ограничения прав (свобод) военнослужащих, связанные с военной службой.

Русский

2015-09-29

137 KB

4 чел.

Тема  5.

Военная служба и порядок ее прохождения в органах государственной охраны.

                                               

                                                         

         Учебные вопросы лекции

          1.Порядок прохождения военной службы по контракту в  органах государственной охраны

          2.Прохождение военной службы по призыву в органах государственной охраны

          3.Запреты и ограничения прав (свобод) военнослужащих, связанные с военной службой

          

          Заключение

Содержание лекции

        

Вступительная часть

Решение военной организацией государства задач обороны и военной безопасности специфическими военными методами предполагает особый порядок функционирования входящих в нее государственных органов и организаций и исполнения обязанностей объединяемых ими людей посредством исполнения  военной службы. Государство определяет необходимость военной службы исходя из целей обороны и военной безопасности и необходимости применения военных методов для их достижения.                 

  Военная служба является особым видом федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, входящих в военную организацию государства. Её специфика, в отличие от других видов государственной  службы, определяется предназначением Вооруженных  Сил РФ,  других  войск, воинских формирований и органов, сущностью воинской обязанности.

В ст. 1 Федерального закона «Об обороне» указано, что в целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств и создаются Вооруженные Силы РФ.

Личный состав федеральных органов государственной охраны   комплектуется гражданами Российской Федерации, которые, будучи призванными или поступившими на военную службу в добровольном порядке по контракту, становятся военнослужащими.

Комплекс юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в связи и по поводу организации военной службы и выполнения военнослужащими установленных для них обязанностей, образует правовой институт военной службы.

С одной стороны военная служба является особым видом федеральной государственной службы, заключающимся в выполнении гражданами Российской Федерации воинской обязанности, а с другой, это правовой институт, представляющий комплекс военно-служебных общественных отношений, регулируемых специальными нормами российского законодательства.

Именно эти вопросы, связанные с понятием военной службы и порядком  ее прохождения и будут рассмотрены в данной лекции.                               

Проверка подготовки обучающихся к лекции—принимаю доклад,    проверяю наличие слушателей на занятии.

                                                          Учебные вопросы:          

5.1 Порядок прохождения военной службы по контракту в органах государственной охраны.                                             

Под прохождением военной службы понимается изменение служебно-правового положения военнослужащих в связи с юридическими фактами, которые, порождают, изменяют или прекращают военно-служебные отношения.

Порядок прохождения военной службы в органах государственной охраны определяется ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О государственной охране»»,  Положением о порядке прохождения военной службы, ДУ и нормативными правовыми актами ФСО России .

К числу основных юридических фактов, влияющих на  служебно-правовое положение военнослужащих, относятся начало и окончание военной службы (далее – служба), назначение  на воинскую  должность (далее – должность), освобождение от должности, прикомандирование и перевод военнослужащего, приостановление военной службы, присвоение и лишение воинского звания (далее – звание), снижения и восстановление в звании, предоставление отпуска,  увольнение со службы, исключение  из списков личного состава воинской части в связи с увольнением.

Решения о приеме на службу, назначению на должность, присвоению звания и другим вопросам принимаются в форме указов Президента РФ или  приказов полномочного  должностного лица органов государственной охраны.

К гражданам, поступающим на службу по контракту в органы государственной охраны,  предъявляются следующие требования:

– по уровню образования – наличие образования не ниже среднего (полного) общего;

– для граждан, поступающих на службу на должности, для которых штатом предусмотрены звания старших и высших офицеров, на предусмотренные штатом должности, исполнение обязанностей по которым предполагает работу с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе, – высшее профессиональное образование;

– по уровню профессиональной подготовки – наличие знаний, умений, навыков и деловых качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей по должности, на которую предполагается назначение;

– уровню физической подготовки – выполнение нормативных требований, предусмотренных в органах государственной охраны.

Началом  службы по контракту считается:

– для граждан, поступивших на службу по контракту, – день вступления в силу контракта о прохождении службы;

– граждан, не проходивших службу или прошедших службу ранее и поступивших в военно-учебные заведения, – день зачисления в указанные заведения.                       

Срок службы определяется контрактом о прохождении службы (далее – контракт) и зависит от ряда обстоятельств.  

Первый контракт вправе заключить граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Он заключается:

– с поступающим на должность, для которой штатом предусмотрено звание солдат или  сержантов, – на три года;

– поступающим на должность, для которой штатом предусмотрено звание прапорщика или офицера, – на пять лет;

– военнослужащим, обучающимся в военно-учебном заведении, – на время обучения в указанном заведении и пять лет службы после его окончания.

Для граждан, поступивших на службу по контракту на должности, подлежащие замещению солдатами и сержантами (за исключением обучающихся в военно-учебных заведениях) в целях проверки их соответствия требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами, устанавливается испытание сроком на три месяца. В срок испытания не засчитываются периоды, когда военнослужащий фактически отсутствовал в воинской части или месте военной службы.

Новый контракт может заключаться военнослужащим на срок 3, 5 и 10 лет или на время обучения в военно-учебном заведении и пять лет после его окончания, а также на неопределенный срок (до достижения предельного возраста пребывания на военной службе).  Рапорт о заключении нового контракта подается не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действия контракта.

Предельный возраст пребывания на службе установлен:

– для  Маршала  РФ,  генерала  армии, адмирала флота, генерал-полковника – 60 лет;

– генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала – 55 лет;

– полковника, капитана 1 ранга – 50 лет;

– военнослужащего, имеющего иное воинское звание, – 45 лет.

С военнослужащими органов государственной охраны, являющимися высококвалифицированными специалистами и достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, могут быть заключены контракты на период достижения ими 65-летнего возраста в порядке, определяемом директором ФСО России .

Военнослужащие органов государственной охраны  проходят военную службу, как правило, на должности, причем военнослужащий может занимать только одну должность. Каждой должности должно соответствовать одно звание.

 Назначение на должности и освобождение от должностей осуществляется следующими правовыми актами: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены звания высших офицеров, – указами Президента РФ; всех иных военнослужащих – приказами начальников  органов государственной охраны в соответствии с полномочиями, определенными директором ФСО России.

Назначение военнослужащего на должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявленным к данной должности. При этом учитывается уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические  качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащий освобождается от занимаемой должности в случае назначения на новую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной службы, также в связи с  другими  обстоятельствами,  предусмотренными  законодательством РФ. Право освобождения военнослужащего от занимаемой должности имеет должностное лицо, которому представлено право назначения на данную должность.

Военнослужащие могут быть назначены на первую должность, высшую должность, равную  должность или низшую должность. 

Назначение военнослужащих, проходящих службу по контракту, на низшую или высшую должность осуществляется только с их согласия. В связи со служебной необходимостью на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по равной или высшей должности, которую он не занимает:

– вакантной (незанятой) должности с его согласия (временное исполнение должности – ВрИД);

-  не вакантной (занятой) должности – в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимавшего ее военнослужащего от должности (временное исполнение обязанностей – ВРИО).
Непрерывный срок временного исполнения обязанностей по должности, которую военнослужащий не занимает, не должен превышать 6 мес. в случае исполнения обязанностей по вакантной должности; 4 мес. – в случае исполнения обязанностей по не вакантной воинской должности.
Для решения вопросов дальнейшего прохождения службы военнослужащие, проходящие службу по контракту, могут быть
зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого начальника, имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на должность.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящийся в другой местности) в следующих случаях:

 по служебной необходимости;

 в порядке продвижения по службе;

 по состоянию здоровья в соответствии с заключением ВВК;

 по семейным обстоятельствам по личной просьбе;

 по личной просьбе;

 в связи с организационно-штатными мероприятиями;

 в связи с плановой заменой;

 в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;

 в связи с отчислением из военно-учебного заведения;

 если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной  с руководством подчиненными.

Военнослужащие, проходящие службу по контракту,  могут быть переведены с их согласия или по их просьбе для дальнейшего прохождения службы из органов государственной охраны в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. 

В органах государственной охраны установлены следующие составы военнослужащих и звания (см. табл. 1)       

Таблица 1

                                                          

Составы военнослужащих

Воинские звания

Солдаты, сержанты, старшины

рядовой, ефрейтор, мл. сержант, сержант, ст. сержант, старшина

Прапорщики

прапорщик, ст. прапорщик

Офицеры:

младшие офицеры

старшие  офицеры

высшие  офицеры

мл. лейтенант, лейтенант, ст. лейтенант, капитан

майор, подполковник, полковник

генерал-майор, генерал-лейтенант,

генерал-полковник, генерал армии,

Маршал РФ

Звания присваиваются военнослужащим персонально, причем звание может быть первым или очередным.

Очередное звание присваивается военнослужащему в день истечения срока службы в предыдущем звании, если он занимает должность, для которой штатом предусмотрено звание, равное или более высокое, чем звание, присваиваемое военнослужащему.
     Сроки службы в предыдущем звании определены в Положении о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащему, имеющему звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в высшем военно-учебном заведении, а также в адъюнктуре или военной докторантуре, очередное звание  до подполковника включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в предыдущем звании независимо от должности, которую занимал до поступления в это военно-учебное заведение.

Очередное звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше звания, предусмотренного штатом для занимаемой им должности.

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено звание на одну ступень выше звания, предусмотренного штатом для занимаемой им должности,  но не выше воинского звания майора, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему должность профессорско-преподавательского состава в военно-учебном заведении – не выше звания полковник или капитан 1 ранга.

Военнослужащие могут быть лишены звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Гражданин, лишенный звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем звании должностным  лицом, имеющим право присваивать это звание в соответствии с Положением о порядке  прохождения  военной службы.

Военнослужащим предоставляются следующие виды отпусков: основной, каникулярные (военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях), дополнительные, по беременности и родам (военнослужащим женского пола),  по уходу за ребенком.

Военнослужащим также могут быть предоставлены отпуска по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа начальника органа государственной охраны. По просьбе военнослужащего основной отпуск может быть предоставлен ему по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 сут.

Продолжительность основного отпуска военнослужащим, проходящим службу по контракту, устанавливается исходя из общей продолжительности службы в льготном исчислении. Так, военнослужащим, общая продолжительность службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, отпуск установлен продолжительностью 30 сут., от 10 до 15 лет – 35 сут., от 15 до 20 лет – 40 сут., 20 лет и более – 45 сут.
В случае наличия нескольких оснований для увеличения пр
одолжительности основного отпуска, время увеличения суммируется. Общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительного времени отдыха не может превышать 60 сут., не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

В случае, когда основной и (или) дополнительные отпуска за истекший год не были предоставлены военнослужащему, проходящему службу по контракту, в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется  военнослужащему в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно.

Военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае  осуществляется начальником органа государственной охраны на основании справки из лечебного учреждения.

В случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, матери, отца, сына, дочери, родного брата, родной сестры, отца, матери супруга или лица, на воспитании которого находился военнослужащий или которого он воспитывает), а также пожара, другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего, находящегося в отпуске (кроме отпуска по личным обстоятельствам), военный комендант (военный комиссар), на территории которого  военнослужащий находится в отпуске, имеет право предоставить этому военнослужащему (по его желанию) отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 сут. с увеличением времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно. О предоставленном отпуске военный комендант гарнизона (военный комиссар) немедленно извещает начальника органа государственной охраны, в котором проходит службу военнослужащий.

Важными фактами, влияющими на служебно-правовое положение военнослужащих, является увольнение со службы и исключение из списков личного состава части. Военнослужащие  увольняются со службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения со службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе, в отставку.

Военнослужащий, проходящий службу по контракту,  подлежит увольнению со службы: 

– по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

– по истечении срока контракта;

– по состоянию здоровья – в связи с признанием его ВВК не годным к военной службе;

– по состоянию здоровья – в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

– в связи с лишением его воинского звания;

– в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

– в связи с отчислением из военно-учебного заведения;

– в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

– в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

– в связи с прекращением гражданства РФ военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах государственной охраны;

– в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах государственной охраны, гражданства (подданства) иностранного государства.

Военнослужащий, проходящий службу по контракту, может  быть досрочно уволен со службы, т. е. уволен по инициативе начальника:

 в связи с организационно-штатными мероприятиями;

 переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу МЧС России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

 невыполнением им условий контракта;  

 отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

 вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать должности в течение определенного срока;

 как не выдержавший испытания;

 в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу.

Военнослужащий, проходящий службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение со службы:

 в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

 признанием его ВВК  ограниченно годным  к военной службе;

 по семейным обстоятельствам;

 в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ либо назначением его временно исполняющим обязанности указанного должностного лица или избранием (назначением) членом Совета Федерации;

 в связи с избранием его депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

Кроме того, по заключению аттестационной комиссии военно-служащий, проходящий службу по контракту, может быть уволен со службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Последним днем службы военнослужащего считается день исключения его из списков личного состава части.

                            

                                            Выводы по 1-му вопросу:

1  Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, являющийся наиболее активной и основной формой исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности.

2 Военная служба – это правовой институт, представляющий собой комплекс военно-служебных отношений, регулируемых специальными нормами законодательства Российской Федерации.        

 3. Прохождение военной службы - это изменение служебно-правового положения    военнослужащих, а также призванных на военные сборы военнообязанных в связи с такими юридическими фактами, которые согласно действующему законодательству порождают, изменяют или прекращают военно-служебные отношения.            

4. Посредством правого регулирования прохождения военной службы за каждым военнослужащим закрепляется определенный круг как служебных, так и личных прав и обязанностей, что в свою очередь, способствует обеспечению законности, прочности  и  устойчивости служебно-правого положения военнослужащих федеральных органов государственной охраны.

    

5.2. Прохождение военной службы по призыву в органах государственной охраны.

В органах государственной охраны прохождение службы по призыву предусмотрено в Президентском полку СКМК ФСО России, в подразделениях связи специального назначения, военно-учебных заведениях и некоторых других подразделениях обеспечения.

Граждане РФ, не проходившие службу, обучающиеся в военно-учебных заведениях, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Условия и порядок прохождения службы по призыву отличаются от условий и порядка ее прохождения по контракту.

Началом службы по призыву считается:

для граждан, призванных на службу, не пребывавших в запасе, день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения службы;

граждан, призванных на службу из числа окончивших высшие учебные заведения и зачисленных в запас с присвоением звания офицера, день убытия к месту прохождения службы, указанный в предписании военного комиссариата;

граждан, призванных на службу непосредственно после окончания высшего учебного заведения, которым присвоено звание офицера, день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных учебных заведений;

граждан, поступивших в военно-учебное заведение и не проходивших службу или прошедших службу ранее, день зачисления в указанные учебные заведения.

Со дня начала службы граждане, призванные на нее,  наделяются правовым статусом. Вместе с тем, до приведения к Военной присяге:

военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой, караульной службе);

за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника;

на военнослужащего не может налагаться взыскание в виде ареста.

В соответствии со сложившейся судебной практикой курсанты военно-учебных заведений, не достигшие 18 лет, не являются субъектом преступления против военной службы.

С 1 января 2008 г. срок службы по призыву установлен 12 мес.  

Срок службы истекает в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву.

В срок службы по призыву не засчитывается: 

время пребывания в дисциплинарной воинской части;

время отбывания ареста осужденных военнослужащих;

время самовольного оставления воинской части или места службы продолжительностью свыше 10 сут. независимо от причины оставления.

Военнослужащим, проходящим службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, увечий или заболеваний, полученных во время участия в них, засчитывается за два дня службы по призыву.

Солдаты и сержанты, проходящие службу по призыву, после              3мес. военной службы вправе поступить на службу по контракту, а имеющие высшее образование - без ограничения  сроков .

Военнослужащий, проходящий службу по призыву, переводится к новому месту службы без его согласия.

Для военнослужащих, проходящих службу по призыву, первым званием  является  звание рядовой.

Звание рядовой присваивается:

– гражданину, не имеющему звания, призванному на военную службу, – при убытии из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения службы;

– гражданину, не имеющего звания и зачисленному в запас, – при зачислении в запас;

– гражданину, не имеющему звания и зачисленному в военно-учебное заведение, – при зачислении в указанное учебное заведение.

Звание ефрейтор  может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему должность, для которой штатом предусмотрено звание рядовой. Звание младший сержант присваивается рядовому, замещающему должность, для которой штатом предусмотрено звание младший сержант и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов.

Право присвоения указанных воинских званий принадлежит начальнику органа охраны, имеющему право издавать приказы по личному составу.

Снижение в звании сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, в качестве меры дисциплинарного взыскания производится на основаниях, указанных в ДУ. Снижение в званиях может сопровождаться переводом на низшую должность.  

Военнослужащим, проходящим службу по призыву, могут предоставляться дополнительные отпуска по болезни и личным обстоятельствам.

Отпуск по болезни предоставляется на основании заключения ВВК в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Солдатам и сержантам указанный отпуск предоставляется на срок от 30 суток. Отпуск по болезни может быть продлен не более чем на  60 суток. В общей сложности срок непрерывного нахождения военнослужащего, проходящего службу по призыву, на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни не должен превышать         4 мес., кроме случаев, когда законодательством РФ предусмотрены более длительные сроки нахождения на лечении. По истечении установленного срока непрерывного нахождения на лечении и в отпуске по болезни военнослужащий подлежит освидетельствованию ВВК для решения вопроса о годности его к службе.

Отпуск по личным обстоятельствам отпуск предоставляется на срок до 10 сут. в случаях:

– тяжелого состояния здоровья или смерти близкого родственника военнослужащего;

– пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или родственников военнослужащего;

– в других исключительных случаях, когда начальник органа безопасности посчитает, что присутствие военнослужащего в семье необходимо.

Военнослужащие, проходящие службу по призыву, увольняются со службы  по истечении срока службы или досрочно.

Военнослужащие, проходящие службу по призыву,  подлежат увольнению со службы:

– по истечении срока службы по призыву при отсутствии других оснований для увольнений;

– по состоянию здоровья – в связи с признанием его ВВК не годным или ограниченно годным к службе;

–в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

– в связи с избранием депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

–в связи с  отчислением из военно-учебного заведения, если выслужен срок службы по призыву.

Военнослужащий, проходящий службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение со  службы:

– если он является сыном (родным братом) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением обязанностей службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей службы в период прохождения военных сборов;

– является сыном (родным братом) граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей службы, после увольнения со службы либо после окончания военных сборов;

– в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, бабушкой, дедушкой или усыновителем, не находящихся на полном государственном обеспечении и нуждающихся по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) либо являющихся инвалидами 1 или 2 группы или гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) или не достигли возраста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

– имеет ребенка и воспитывает его без матери;

– имеет двух и более детей;

– имеет ребенка-инвалида в возрасте до трех лет.

Военнослужащие, проходящие службу по призыву и выслужившие установленный срок службы, в отношении которых ведется предварительное следствие по уголовному делу, увольняются со службы по окончании следствия.

Военнослужащие, уволенные со службы, на день исключения из списков части должны быть полностью обеспечены установленными видами довольствия. До проведения с ними всех необходимых видов расчетов они из списков части без их согласия не исключаются.

Уволенные со службы солдаты и сержанты, проходившие службу по призыву, направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случае изменения места жительства их семей.

Все уволенные со службы убывают к месту постановки на воинский учет (к месту жительства), как правило, самостоятельно. В случаях, когда самостоятельное убытие невозможно по условиям дислокации органа государственной охраны, их отправку организует орган государственной охраны. Перед увольнением со службы военнослужащим должны быть разъяснены права и компенсации, предусмотренные для них нормативными правовыми актами РФ.

Выводы по 2-му вопросу:

1. Солдаты и сержанты, проходящие военную службу по призыву, имеют правовое положение военнослужащих и на них распространяются нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о порядке прохождения военной службы.

2. Наряду с общим порядком прохождения военной службы, данной категории военнослужащих присущи определенные особенности ее прохождения.

5.3. Запреты и ограничения прав (свобод) военнослужащих,

связанные с военной службой.

По сравнению с другими социальными группами граждан, выделенными по профессиональному критерию, военнослужащие ограничены в ряде прав и свобод. 

Цель указанных ограничений заключается в следующем:

– в создании эффективных условий для служебной деятельности военнослужащих;

– установлении препятствий возможному злоупотреблению военнослужащих;

– обеспечении независимости служебной деятельности от какого-либо влияния, не связанного со службой.  

В соответствии с  ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.  В отношении военнослужащих органов государственной охраны ограничения устанавливаются ФЗ «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О государственной охране»  и других.  

Все запреты и ограничения условно делятся на три группы: личного характера, в политической и социально-экономических сферах.

В личной сфере имеются ограничения прав и свобод военнослужащих:

– в свободе передвижения и праве на выбор места жительства;

– в свободе совести и вероисповедания.

Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы. Военнослужащие, проходящие службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах местных гарнизонов, в которые они уволены. Документом, подтверждающим правомерность нахождения в увольнении, является увольнительная записка, которая действительна только в пределах своего гарнизона.  

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, вправе выезжать за пределы территориальных гарнизонов с разрешения командира воинской части, а по частным делам с территории РФ – только при наличии разрешения командования органов государственной охраны. Например для сотрудников государственной охраны  этот порядок определен приказом ФСО России _________.

Военнослужащие, проходящие службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, только при наличии оснований, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.   

Ограничения военнослужащих в свободе совести и вероисповедания заключается в том, что военнослужащие не имеют права на участие в богослужениях и религиозных церемониях в служебное время. Они не вправе отказываться от исполнения обязанностей службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Создание религиозных объединений в органе государственной охраны. Религиозные обряды на территории органа государственной охраны могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения начальника органа государственной охраны. Сотрудники  не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений, а также для пропаганды отношения к ним.  

Ограничения и запреты  в политической сфере имеют              целью обеспечить политическую нейтральность военнослужащих и оградить их от влияния политических партий. Среди ограничений и запретов в указанной сфере выделяют:

– ограничения в праве на свободу слова;

– ограничения в праве на участие в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;

– запрет на нахождение в объединениях, преследующих политические цели;

– запрет на создание в органах государственной охраны политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели;

– запрет на ведение любой политической агитации, в том числе предвыборной, на территории органа государственной охраны;

– запрет на использование служебного положения в интересах политических партий, а также для пропаганды отношения к ним.

Реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, военнослужащие не вправе разглашать государственную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников).

Запрещено участие военнослужащих в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, если эти мероприятия проводятся в служебное время, на территории воинской части или с оружием.

Военнослужащие не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели. Деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в органах государственной охраны не допускается.

Запрещается ведение любой политической агитации, на территориях воинских частей. Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты и других предвыборных мероприятиях.    

Законодательством предусмотрено ограничение военнослужащих в ряде социально-экономических прав. Так, в ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» содержится запрет на иную  оплачиваемую деятельность военнослужащих, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности, если эта  деятельность не препятствует исполнению служебных обязанностей. Под научной или иной творческой деятельностью на практике понимается подготовка и опубликование  научных статей, монографий, создание культурных ценностей и их интерпретация.

Также военнослужащие не вправе:

– заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда не-посредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

– использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

– получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей службы;

– получать от физических и юридических лиц  вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в соответствии с общевоинскими уставами;

– принимать без разрешения Президента РФ награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

– выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной  основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями.

По общему правилу продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих службу по контракту, не может превышать 40 ч в неделю. Однако ряд мероприятий может проводиться без ограничения еженедельного служебного времени. К числу таких мероприятий относятся: мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или объявлением мобилизации; срочные мероприятия, связанные с обеспечением безопасности объектов государственной охраны и (или) защитой охраняемых объектов; несение караульной службы; проверки (в том числе инспекторские) и др.

                                     

                                

                               Выводы по 3-му вопросу:

Особый статус военнослужащих предопределяет законодательно ряд ограничений их прав и свобод.

Цель указанных ограничений заключается в следующем:  

-создании эффективных условий для служебной деятельности военнослужащих;

          - установлении препятствий возможному злоупотреблению военнослужащих;

– обеспечении независимости служебной деятельности от какого-либо влияния, не связанного со службой.  

                                                       Заключение:

Военная служба – особый вид деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению безопасности государства и его вооруженной защите.

    Прохождение военной службы – это нормативно регулируемый процесс изменения служебно-правового положения граждан в связи с поступлением на службу  и до ее окончания. Отношения в связи с прохождением военной службы регулируются  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сфера же военно-служебных отношений является прерогативой федеральных органов  государственной власти,  т. е. регулирование прохождения военной службы осуществляется федеральным законодательством. Все военнослужащие федеральных органов государственной охраны в период прохождения военной службы находятся под защитой государства и для них законодательством предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты.

 

Методические указания и задание слушателям для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы  -  

Вопросы по теме,  рекомендуемые для подготовки к зачету:

1.Воинская обязанность и формы ее реализации.

2.Добровольное поступление граждан на военную службу.    

3.Понятие прохождения военной службы.

4.Начало, срок и окончание военной службы.

5.Порядок заключения контракта и прекращения его действия.

6.Назначение на воинские должности, возложение временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника),  освобождения от воинских должностей.

7.Перевод, прикомандирование военнослужащих и приостановление им военной службы.

8.Присвоение воинских званий.

9.Предоставление военнослужащим отпусков.

10.Увольнение с военной службы.

11.Кадровые полномочия должностных лиц органов государственной охраны.  

12.Особенности прохождения военной службы в условиях чрезвычайного и военного положений.

                                              Учебная литература:         

 

 1. Военная администрация : курc лекций / С.В. Блатин, А.С. Сорокин. – Орел: Академия ФСО России, 2009. –С76-93.  

 2.Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант» - М.: «За права военнослужащих», 2008. – Вып. 90. – 496.

Литература, используемая для подготовки лекции.

  1. Военная администрация : курc лекций / С.В. Блатин, А.С. Сорокин. – Орел: Академия ФСО России, 2009. –С76-93.  

 2.Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант» - М.: «За права военнослужащих», 2008. – Вып. 90. – 496.  

3.Конституция РФ (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. – 2009. –   № 4. – Ст. 445.

4.Об обороне : Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (в ред. от 9.04.2009 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 23. – Ст.2750.

5.О воинской обязанности и военной службе : Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ  (в ред. от 28.04.2009 г.)  // СЗ РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1475.

6.О статусе военнослужащих  : Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ  (в ред. 14.03.2009 г.) // СЗ РФ. – 1999. – № 38. –  Ст. 4534.

7.О государственной охране : Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ  (в ред. 14.07.2008 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2594.

8.О системе государственной службы Российской Федерации : Федеральный закон от 27  мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 1.12.2007 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.

9.Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации : Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013  (в ред. от 21.05.2008 г.) // СЗ РФ. – 2004. – № 32. – Ст. 3314.

10.Вопросы прохождения военной службы : Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237  (в ред. от 28.04.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 38. – Ст. 4534.

11.Об утверждении Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : Указ Президента РФ от 10 сентября 2007 г. №  1495 (в ред. от 23.10.2008 г.)// СЗ РФ. – 2007. – № 47 (ч.1). – Ст. 5749.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11894. Определение фосфора (ортофосфатов) в виде фосформолибденованадиевой гетерополикислоты 204 KB
  Лабораторная работа №107 Определение фосфора ортофосфатов в виде фосформолибденованадиевой гетерополикислоты. Краткое теоретическое введение: Методы молекулярной спектрометрии позволяют наблюдать результаты взаимодействия электромагнитного излучения с мо...
11895. Титрование цинка (II) раствором ЭДТА в присутствии индикатора эриохрома черного Т. 244 KB
  Лабораторная работа №110 Титрование цинка II раствором ЭДТА в присутствии индикатора эриохрома черного Т. Краткое теоретическое введение: Методы молекулярной спектрометрии позволяют наблюдать результаты взаимодействия электромагнитного излучения с молекула
11896. Определение хлоридов в растворе 68 KB
  Лабораторная работа №113 Определение хлоридов в растворе. Краткое теоретическое введение: Фототурбидиметрия и фотонефелометрия основаны на явлении рассеяния света дисперсными системами суспензиями или золями получаемыми в результате аналитических реакций. П...
11897. Анализ очищенного рассола для производства хлора и каустической соды 138.5 KB
  Лабораторная работа №203 Анализ очищенного рассола для производства хлора и каустической соды Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода. В основе потенциометрии лежит зависимость равновесного электродного потенциала от активности концент
11898. Кулонометрическое титрование кислот 154.5 KB
  Лабораторная работа №211 Кулонометрическое титрование кислот Краткое теоретическое введение: Кулонометрия объединяет методы анализа основанные на измерении количества электричества израсходованного на электрохимические реакции приводящие к количественному ...
11899. Определение жидких хлорметанов в их смеси 295 KB
  Лабораторная работа №301 Определение жидких хлорметанов в их смеси. Краткое теоретическое введение: Достоинства метода газожидкостной хроматографии ГЖХ и газовой хроматографии в целом: 1 высокая разделительная способность и экспрессность процесса; 2 возможнос
11900. Определение СН3СООН, СН3СООNa, NaCl в их смеси 402 KB
  Лабораторная работа №304 Определение СН3СООН СН3СООNa NaCl в их смеси Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода Ионообменная хроматография метод разделения смесей основанный на распределении компонентов смеси между раствором и ионообменником...
11901. Определение аминокислот в их смеси 289 KB
  Лабораторная работа №309 Определение аминокислот в их смеси. Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода Создание метода бумажной хроматографии в 1944 г. значительно расширило возможности разделения идентификации и количественного определен...
11902. Определение арсеназо 1 и голубого декстрана в их смеси 229.5 KB
  Лабораторная работа №312 Определение арсеназо 1 и голубого декстрана в их смеси. Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода Гельхроматография или гельпроникающая или эксклюзионная хроматография является одним из вариантов жидкостной хромато...