95768

Организационно-правовые способы обеспечения законности в военном управлении

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В юридической литературе категория законность определяется как точное неуклонное и единообразное исполнение соблюдение федеральных законов и других нормативных правовых актов всеми органами военного управления должностными лицами и отдельными военнослужащими.

Русский

2015-09-29

141 KB

0 чел.

Тема  4.

Организационно-правовые способы обеспечения законности в военном управлении.

                                               

         Учебные вопросы лекции

     1.Понятие и система организационно-правовых способов обеспечения законности в военном управлении

     2.Прокурорский надзор за исполнением законов в органах государственной охраны

     3.Роль судов в обеспечении законности деятельности органов государственной охраны

Заключение

Содержание лекции

        

Вступительная часть

 

В юридической литературе категория «законность» определяется как точное, неуклонное и единообразное исполнение (соблюдение) федеральных законов и других нормативных правовых актов всеми органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими.

Принцип законности получил свое закрепление в  ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, которая гласит, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

Проблема обеспечения законности в военном управлении имеет комплексный характер. За длительную историю существования военной организации государства перепробовано много способов, форм и процедур обеспечения законности в военном управлении.

Обеспечивать законность означает пресекать или предупреждать нарушения нормативных правовых актов, восстанавливать нарушенные права и законные интересы органов государственной охраны и их сотрудников.

Исходя из изложенного, можно заключить, что центральным элементом законности является цель – строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми лицами действующего законодательства.

Для достижения поставленной цели на практике используется широкая система организационно-правовых способов обеспечения законности

Учебные вопросы:          

 4.1. Понятие и система организационно-правовых способов

обеспечения законности в военном управлении

                                                                                           

.

Под организационно-правовыми способами обеспечения законности понимается совокупность установленных законодательством организационных и правовых средств, используемых государством и должностными лицами для укрепления законности. 

Деятельность по обеспечению законности в управлении органами государственной охраны осуществляется по двум направлениям:

– обеспечение строгого соблюдения законности каждым органом военного управления и каждым должностным лицом;

– обеспечение прав и законных интересов сотрудников органов государственной охраны в повседневной деятельности.

Важнейшими методами обеспечения законности в военном управлении являются контроль и надзор со стороны государственных органов.

Эти методы объединяет, во-первых, то, что они являются неразрывной составной частью организующей (управленческой) деятельности органов  государственной власти; во-вторых, имеют одну и ту же цель: сопоставить и оценить фактическое положение дела по сравнению с тем, каким оно должно быть в соответствии с требованиями закона. В то же время надзор и контроль отличаются друг от друга.

Под надзором понимается постоянное, систематическое наблюдение за деятельностью поднадзорных органов или лиц с целью присмотра и проверки.  Отличительной чертой надзора как метода обеспечения законности является отсутствие отношений подчиненности между надзорным органом и поднадзорным объектом.

Надзорный орган, осуществляя свои функции, оценивает деятельность поднадзорных органов (объектов) только с точки зрения законности, не вмешиваясь в его оперативную, административно-хозяйственную деятельность.

Он использует специфические методы выявления правонарушений и применяет особые, только ему свойственные формы реагирования. В зависимости от характера задач и полномочий государственных органов различают прокурорский надзор, надзор государственных инспекций, судебный надзор.

Под контролем понимается систематическая проверка подконтрольных органов или лиц, сопровождаемая указаниями контролирующих органов, обязательными для проверяемых органов  или лиц . Отличительной чертой контроля являются отношения подчиненности между контролирующим органом и подконтрольным объектом.

Контролирующий орган является вышестоящим, руководящим органом  по отношению к подконтрольному органу, и в отличие от надзорного органа имеет право вмешиваться в оперативную, административно-хозяйственную деятельность подконтрольного объекта, давать обязательные для него указания.

При осуществлении контроля оценка деятельности подконтрольных органов осуществляется не только  с точки зрения законности, но и целесообразности, эффективности.  

В системе обеспечения законности различают контроль (надзор) общий (проверка всей работы данного органа) и контроль (надзор)  специальный, или функциональный (проверка отдельного направления деятельности данного учреждения, например, проверка финансово-хозяйственной деятельности).

Контроль может быть внутриведомственным, осуществляемым внутри системы органов государственной охраны (например, со стороны Организационно-контрольного управления ФСО России осуществляется контроль законности использования финансовых средств в органах государственной охраны).

Контроль (надзор) может быть надведомственным, осуществляемым органами, не входящими в систему органов безопасности (например, надзор ГИБДД за соблюдением водителями транспортных средств органов государственной охраны правил дорожного движения).

Традиционно в органах государственной охраны сложилась следующая система организационно-правовых способов обеспечения законности:

– общегосударственный надведомственный контроль (надзор), осуществляемый федеральными государственными органами и государственными инспекциями;

– внутриведомственный контроль – контроль органов военного управления и начальников всех степеней;

– судебный надзор;                 

– прокурорский надзор;

– обжалование незаконных действий должностных лиц и разрешение жалоб.

Общегосударственный (надведомственный) контроль (надзор) осуществляется Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, отдельными федеральными органами исполнительной власти, государственными инспекциями, Уполномоченным по правам человека, Счетной палатой РФ.

Широкими контрольными полномочиями в отношении органов государственной охраны обладает Президент РФ. Контроль Президента обусловлен его положением как главы государства, гаранта прав и свобод человека и гражданина.

В  Администрации Президента РФ на правах самостоятельного подразделения действует Контрольное управление.  Основными задачами Контрольного управления являются:

– контроль и проверка исполнения органами государственной власти, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ), в том числе по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина, указов и распоряжений Президента РФ;

– контроль за реализацией общенациональных проектов;

– контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;

– контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ и иных программных документов Президента РФ;

– информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовке на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Государственная Дума осуществляет контрольные функции при утверждении отчета о федеральном бюджете за отчетный финансовый год.

В практике контрольной деятельности  Государственной Думы и Совета Федерации предусмотрено внесение парламентского запроса Директору ФСО России по вопросам, входящим в их  компетенцию.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право запроса на имя Директора ФСО России. На депутатский запрос должен быть дан письменный ответ не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса, срок.

Правительство РФ в пределах своих полномочий контролирует деятельность органов государственной охраны.

К таким сферам относятся оснащение органов государственной охраны вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами, обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и другие.

При организации надведомственного надзора за  органами государственной охраны важное место отводится государственным инспекциям.

Государственные инспекцииэто органы специализированного надзора в различных сферах деятельности.

Например, Российская трудовая инспекция осуществляет, в том числе, надзор за соблюдением трудового законодательства в органах государственной охраны, ГИБДД надзирает за соблюдением безопасности дорожного движения и т. д.

Конституцией РФ (ст. 103) был введен новый институт защиты прав и свобод человека и гражданина – Уполномоченный по правам человека (далее – Уполномоченный), деятельность которого регламентирована Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г.

Уполномоченный  рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) органов военного управления и воинских должностных лиц, если ранее заявитель обжаловал эти  решения и действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный вправе:

– обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

– обратиться в компетентные органы  государственной охраны с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

– обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

– изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

– обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Внутриведомственный контроль в органах государственной охраны осуществляется вышестоящими должностными лицами и специально учрежденным для этого  контрольно-ревизионным аппаратом.

Этот вид контроля предусмотрен Положением об органах государственной охраны, согласно которому их руководители несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач в установленной сфере деятельности; на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов издают нормативные правовые акты, в том числе совместно или по согласованию с руководителями других федеральных органов исполнительной власти, организуют проверку их исполнения».

Деятельность по внутриведомственному контролю в органах государственной охраны возглавляет  директор ФСО России.  Эту работу он проводит через подчиненные  органы военного управления.  Эту же  задачу в пределах своей компетенции решают  все иные начальники органов государственной охраны.  

В зависимости от целей и объема проверки внутриведомственный контроль может быть общим или специальным. Общий контроль, охватывающий проверкой все стороны работы контролируемого органа, организуется и осуществляется начальниками органов государственной охраны.

Специальный контроль проверяет проверку работы какого-либо отдела, службы или отдельного направления деятельности (например, финансово-хозяйственной, службы войск, организации физической подготовки и т. д.).   

Особое место в системе контроля  принадлежит  Организационно-контрольному управлению ФСО России (далее – ОКУ ФСО России).

ОКУ является структурным подразделением органов государственной охраны, организующими и осуществляющими в пределах своей компетенции в органах государственной охраны контроль за фактическим состоянием их организационно-управленческой, оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельности, проведение служебных и административных расследований, контроль и надзор в области промышленной безопасности, безопасной эксплуатации тепловых установок, а также обеспечение соблюдения единства и точности измерений и требований охраны труда.  

Формы осуществления контроля деятельности органов государственной охраны весьма разнообразны.

Они различаются в зависимости от объема полномочий и специфики органа  военного управления.

Важнейшими из форм, реально обеспечивающих контроль со стороны органов военного управления, являются следующие:

повседневный текущий контроль. Основными формами  повседневного текущего контроля являются: запрос устной информации о соблюдении установленной формы и сроков исполнения поручения; истребование от исполнителя поручения или от его начальника письменных и устных сообщений о состоянии исполнения поручения; рассмотрение информации (отчетов) о выполнении поручения, анализ исполнения поручения;

заслушивание докладов (отчетов) воинских должностных лиц на заседаниях Коллегии ФСО России, командованиях  иных органов  государственной охраны с принятием управленческих решений, которые проводятся в жизнь приказами соответствующих начальников органов государственной охраны;

инспектирование органов государственной охраны. 

Инспекторские проверки подразделяются на комплексные, тематические и контрольные.

Комплексные инспекторские проверки включают мероприятия по изучению состояния дел по всем основным направлениям служебной деятельности на всех ее организационных уровнях и охватывают период в два предыдущих года и текущий год деятельности проверяемого подразделения.

Комплексные инспекторские проверки органов государственной охраны проводятся не реже одного раза в пять лет.

Тематические инспекторские проверки включают мероприятия по изучению отдельных сторон служебной деятельности и охватывают период в один-два года деятельности проверяемого органа государственной охраны.

Контрольные инспекторские проверки включают мероприятия, направленные на изучение деятельности органа государственной охраны по устранению недостатков, выявленных в ходе комплексной или тематической инспекторской проверки, либо заслушивания отчета руководителя указанного органа государственной охраны.

Контрольные инспекторские проверки охватывают период со времени проведенной комплексной или тематической инспекторской проверки, либо с момента заслушивания отчетного доклада и соответствующий докладу отчетный период.

По результатам проверки в качестве итогового документа составляется итоговая справка (акт), в которой должны содержаться следующие сведения: сроки проведения проверки; участвовавшие в проверке сотрудники; проведенные проверочные мероприятия; выявленные недостатки с подтверждающими примерами; вывод о деятельности проверяемого органа безопасности; предложения и рекомендации по устранению выявленных недостатков и совершенствованию служебной деятельности;

ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности (далее – ревизия) представляет собой систему контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных финансовых и хозяйственных операций ревизуемого органа безопасности, правильности их отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете и бухгалтерской отчетности, а также действий руководителя (начальника) и иных должностных лиц органа государственной охраны, ответственных за их совершение.

Основными задачами ревизий являются: проверки соблюдения федерального законодательства при осуществлении хозяйственных и финансовых операций, целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, экономного расходования материальных ресурсов; обеспечение сохранности федеральной собственности, правильности ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, достоверности учетных и отчетных данных; осуществление контроля за состоянием контрольно-ревизионной работы в органах безопасности, предупреждение хищений, недостач и злоупотреблений; проведение профилактической работы.

Ревизии и проверки организуются и проводятся ОКУ ФСО России.

Ревизии органов государственной охраны проводятся, как правило, не реже одного раза в два года.

Для проведения ревизии создается ревизионная группа. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, ревизорами, начальником органа государственной охраны, соответствующим заместителем начальника органа и его помощником по финансово-экономической работе, начальниками служб.

При наличии возражений или замечаний по акту, подписывающие его должностные лица органа государственной охраны, хозяйственная деятельность которых ревизуется, делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.

Ревизионная группа вносит предложения по устранению недостатков и нарушений, выявленных ревизией. Начальники органов государственной охраны обязаны принять меры по устранению недостатков и нарушений, а также в установленный срок  представить донесение по их  устранению;

инвентаризация материальных средств. Основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия материальных средств; сопоставление фактического наличия материальных средств с данными бухгалтерского учета; контроль качественного состояния и комплектности материальных средств.

Для инвентаризации материальных средств назначается инвентаризационная комиссия. Состав инвентаризационной комиссии, создаваемой сроком на один год, определяется приказом начальника органа государственной охраны  (за месяц до начала календарного года). Проверка фактического наличия материальных средств производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

– материальные ценности и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

– убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению начальника органа государственной охраны;

– недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц ;  

юрисконсультская деятельность, осуществляемая органами юридической службы. Основными направлениями деятельности юридической службы являются контроль за соответствием законодательству проектов приказов, издаваемых органами военного управления; правовое обеспечение договорно-претензионной работы; ведение справочной работы и др.;

расследование фактов и обстоятельств, имеющих признаки правонарушения. Расследование назначается  начальником органа государственной охраны и проводится в форме служебного (административного)  расследования  или в форме дознания .

В случае выявления нарушения требований законности органы военного управления обязаны реагировать на них – пресечь нарушение и восстановить нарушенное право.

Отличительной чертой применяемых органами военного управления форм реагирования является их административно-правовой характер, обусловленный отношениями власти и подчинения между контролирующим органом и подконтрольным объектом.

                                      Выводы по 1-му вопросу:

Формами реагирования органов военного управления на нарушения требований законности  являются:

– отмена приказов и других актов военного управления, изданных подконтрольным должностным лицом с нарушением законодательства. При этом отмена приказов (решений) может сопровождаться принятием вышестоящим органом военного управления нового решения либо указанием подконтрольному органу принять определенное решение;

– привлечение виновных к дисциплинарной или материальной ответственности;

– возбуждение начальником органа государственной охраны уголовного дела в отношении подчиненных, совершивших преступление;

– предъявление в суд искового заявления с требованием о взыскании с подчиненных ущерба, причиненного имуществу войсковой части.

4.2. Прокурорский надзор за исполнением   законов в органах государственной охраны.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом от 7 января 1992 г.    

Военная прокуратура является составной частью прокуратуры РФ и действует на основании общих принципов организации и деятельности прокуратуры.

Задачами военной прокуратуры являются укрепление боеспособности и боевой готовности войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, воинской дисциплины; охрана прав и свобод военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, членов их семей, гражданского персонала; охрана прав и законных интересов воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений.

Военная прокуратура имеет трехзвенную систему и состоит из Главной военной прокуратуры, военной прокуратуры военных округов (флотов), военных прокуратур гарнизонов, а также военных прокуратур, приравненных к ним.  

Военные прокуратуры гарнизонов и приравненные к ним военные прокуратуры возглавляются военным прокурором, который имеет заместителя, старших помощников и помощников, старших следователей и следователей.

В соответствии с действующим законодательством задачами военной прокуратуры являются:

– надзор за исполнением законов органами военного управления и их должностными лицами, а также за соответствием законам, издаваемых ими правовых актов;

– надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, членов их семей и лиц гражданского персонала;

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие в отношении военнослужащих;

– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и др. задачи.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами военного управления и их должностными лицами, соответствием законам издаваемых ими правовых актов, а также за соблюдением прав и свобод военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, членов их семей и лиц гражданского персонала военный прокурор вправе:

– по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

– требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

– вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В случае установления факта нарушения закона военный прокурор вправе:

– принести протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном законодательством  РФ;

– внести представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;

– вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Протест приносится военным прокурором или его заместителем. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление об устранении нарушений закона вносится военным прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено военному прокурору в письменной форме.

Военный прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, может вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Постановление военного прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях военный прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.  

При осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие  в отношении военнослужащих, военный прокурор осуществляет проверку прав и свобод военнослужащих, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие в отношении военнослужащих.

Военный прокурор принимает участие в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, военный прокурор выступает  в качестве государственного обвинителя.

При возникновении споров, разрешаемых в порядке гражданского судопроизводства, военный прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по уважительным причинам не может обратиться в суд.

Прокурор обязан участвовать при рассмотрении в порядке гражданского судопроизводства и давать заключение по  следующим делам: о защите избирательных прав граждан; выселении;  восстановлении на работе; возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.       

Военный прокурор или его заместитель приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. 

Помощник военного прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу,  в рассмотрении которого они участвовали.

Военный прокурор или его заместитель, независимо от участия в судебном разбирательстве, вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.  

Усмотрев, что решение, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, военный прокурор приносит представление в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.     

                                   

                                 

                                                   Выводы по 2-му вопросу: 

Военная прокуратура является составной частью прокуратуры Российской Федерации и действует на основании общих принципов организации и деятельности прокуратуры.

Задачами военной прокуратуры являются укрепление боеспособности и боевой готовности войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, воинской дисциплины; охрана прав и свобод военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, членов их семей, гражданского персонала; охрана прав и законных интересов воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений.

Формы прокурорского реагирования на нарушение закона: протест, представление, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушения закона.

                             4.3 Роль судов в обеспечении законности

                        деятельности органов государственной охраны.

В правовом государстве важнейшая роль в обеспечении законности военного управления отводится судебной власти. В Конституции РФ (ч. 2 ст. 46) сказано: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Тем самым судебная власть справедливо рассматривается в качестве инстанции, которая призвана посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) разрешать споры и конфликты по поводу законности решений и действий органов военного управления и воинских должностных лиц.

Судебная система РФ установлена Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ».

Право сотрудников органов государственной охраны на обращение с исковым заявлением (заявлением) в суд является одной из форм осуществления надзора за законностью в военном управлении.  Существуют и другие формы судебного надзора:

– рассмотрение исковых заявлений органов военного управления и воинских должностных лиц;

– проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, административных, гражданских дел законности актов военного управления;

– проверка судами при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрение уголовных дел в отношении воинских должностных лиц;

– рассмотрение административных дел в отношении воинских должностных и органов военного управления, являющихся юридическими лицами.

С точки зрения порядка обращения в суд можно различать:

– исключительно судебный надзор (вопрос о законности действия решается только судом);

– альтернативный (с жалобой, иным требованием можно обратиться к вышестоящему должностному лицу или в суд).

Прямым считается надзор, когда суд рассматривает гражданское дело по жалобе о незаконности акта военного управления в соответствии с нормами ГПК РФ.  По существу это дела о законности управленческих действий, выяснение этого – главная цель правосудия, и решение суда посвящается оценке законности акта военного управления.

Косвенный надзор осуществляется при рассмотрении иных гражданских, а также всех уголовных и административных дел. В этих случаях вопрос о законности встает, если это влияет на решение главного вопроса, связанного с рассматриваемым судом делом (о наличии преступления, взыскании ущерба и т. д.) и он рассматривается попутно.

Специальные решения о законности акта военного управления судья не принимает. Установив несоответствие акта военного управления юридическим нормам, содержащимся в нормативных правовых актах, имеющих более высокую юридическую силу, судья принимает решение в соответствии с указанным нормативным правовым актом.

Надзор за законностью деятельности органов военного управления осуществляют все суды: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.   

Конституционный Суд Российской Федерации:    

– разрешает дела о соответствии Конституции России федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

– разрешает споры о компетенции между федеральными органами исполнительной власти;

– по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Итоговое решение Конституционного Суда по существу вопроса именуется постановлением. Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Правовые акты и их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в органах безопасности.

Они осуществляют правосудие от имени РФ, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В составе Верховного Суда  РФ  действует Военная коллегия, которая  рассматривает:

– дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, органов безопасности, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

–  гражданские и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;

– гражданские и уголовные дела по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу;

– гражданские и уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ;

– гражданские и уголовные дела в качестве суда первой инстанции в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, в случаях, предусмотренных федеральными законами.  

Решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, вынесенные ею в качестве суда первой инстанции, могут быть обжалованы в случаях и в порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством РФ.

В структуру военных судов входят гарнизонные военные суды и окружные (флотские) военные суды.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела в качестве суда первой или второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

Гарнизонный военный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские, уголовные и административные дела, за исключением дел, подсудных вышестоящим судам.  

Военным судам в порядке гражданского судопроизводства подсудны следующие группы дел:

– гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законно интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов;

– дела, в которых одной из сторон является военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, воинская часть или учреждение при соглашении сторон на рассмотрение соответствующих дел в военном суде.

Военные суды в порядке уголовного судопроизводства рассматривают:

– дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;

– дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими  военные сборы, в период прохождения ими военной службы (военных сборов), но ко времени рассмотрения указанных дел в суде уволенными с военной службы (прошедшими военные сборы);

– жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также граждан, уволенных с военной службы;

– жалобы на решения и действия (бездействие) военных прокуроров по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также граждан, уволенных с военной службы.

Дела о преступлениях, совершенных гражданами до их призыва или поступления на военную службу, но ко времени рассмотрения указанных дел в суде проходящих военную службу, военным судам не подсудны.

Итоговое решение по уголовному делу военным судом принимается в форме приговора.

Приговор может быть оправдательным или обвинительным. На приговор военного суда в течение  10 сут. с момента его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, может быть подана кассационная жалоба.

Если кассационная жалоба или представление не поданы, приговор вступает в законную силу по истечении срока кассационного обжалования. При подаче кассационной жалобы или представления приговор  вступает в законную силу с вынесением судом второй инстанции определения об оставлении  жалобы (представления) без удовлетворения.

Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, то военный суд вправе вынести частное определение или постановление. 

В частном определении или постановлении обращается внимание соответствующих организаций или должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер.

Военный суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.

Итоговое судебное постановление по гражданскому делу военным судом принимается в форме решения.

Военный суд принимаемым решением восстанавливает права истца, нарушенные ответчиком, или признает, что такого нарушения не было, отклоняет требования истца, защищая тем самым права ответчика. Решение военного суда вступает в законную силу по тем же самым правилам, что и приговор военного суда.

Военный суд, рассмотревший гражданское дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из фактических обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.   

Если при рассмотрении гражданского дела будут выявлены нарушения законности, военный суд вправе вынести частное определение и направить его в орган безопасности или соответствующим должностным лицам, которые в течение месяца обязаны сообщить о принятых ими мерах.

В случае несообщения о принятых мерах виновные должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

Наложение штрафа не освобождает ответственных должностных лиц сообщить о мерах, принятых по частному определению военного суда.  

Вступившее в законную силу решение суда становится обязательным как для органов военного управления,  участвовавших в деле, так и для самого суда, принявшего решение.

                                         Выводы по 3-му вопросу:

 Право сотрудников органов государственной охраны на обращение с исковым заявлением (заявлением) в суд является одной из форм осуществления надзора за законностью в военном управлении.  Основные формы судебного надзора:

– рассмотрение исковых заявлений органов военного управления и воинских должностных лиц;

– проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, административных, гражданских дел законности актов военного управления;

– проверка судами при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрение уголовных дел в отношении воинских должностных лиц;       

       - рассмотрение административных дел в отношении воинских должностных и органов военного управления, являющихся юридическими лицами

                                                            Заключение:

 Проблема обеспечения законности в военном управлении имеет комплексный характер. За длительную историю существования военной организации государства перепробовано много способов, форм и процедур обеспечения законности в военном управлении.

В настоящее время  в органах государственной охраны сложилась следующая система организационно-правовых способов обеспечения законности:

– общегосударственный надведомственный контроль (надзор), осуществляемый федеральными государственными органами и государственными инспекциями;

– внутриведомственный контроль – контроль органов военного управления и начальников всех степеней;

– судебный надзор;                 

– прокурорский надзор;

– обжалование незаконных действий должностных лиц и разрешение жалоб

Методические указания и задание слушателям для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы  -  

Вопросы по теме,  рекомендуемые для подготовки к зачету:

 

1.Понятие и система организационно-правовых способов обеспечения законности.  

2.Общегосударственный надзор (контроль) за соблюдением законности.      

3.Внутриведомственный контроль за соблюдением законности.

4.Система судебных органов.

5.Роль судов в обеспечении законности.

6.Судебные акты.

7.Прокурорский надзор.

8.Формы прокурорского реагирования на нарушения законов.

9.Обжалование в дисциплинарном порядке незаконных действий должностных лиц.

10. Разрешение жалоб.

                                             Учебная литература;     

1. Военная администрация : курc лекций / С.В. Блатин, А.С. Сорокин. – Орел: Академия ФСО России, 2009. –С57-75.  

 2. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант» - М.: «За права военнослужащих», 2008. – Вып. 90. – 496  

Литература, используемая для подготовки лекции

  1. Военная администрация : курc лекций / С.В. Блатин, А.С. Сорокин. – Орел: Академия ФСО России, 2009. –С57-75.  

  2. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант» - М.: «За права военнослужащих», 2008. – Вып. 90. – 496  

3.Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. – 2009. –   № 4. – Ст. 445.

   4.О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 25.12.2008 г.) // СЗ  РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.

    5.Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон от 12 августа    1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 26.12.2008 г.) // СЗ  РФ. – 1995. – № 33. –    Ст. 3349.

    6.О государственной охране : Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ (в ред. от 14.07.2008 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2594.

    7.О федеральной службе безопасности : Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. от 25.12.2008 г.) // СЗ РФ. – 1995. – № 15. – Ст. 1269.

    8.О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2005 г.) // СЗ РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.

    9.О воинской обязанности и военной службе : Федеральный закон от 28  марта  1998  г.  №  53-ФЗ (в ред. от 28.04.2009 г.) //  СЗ РФ. –  1998.  –  № 13. –  Ст. 1475.

    10.О статусе военнослужащих : Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в ред. от 14.03.2009 г.) // СЗ РФ. – 1998. –  № 22. – Ст. 2331.

     11.О военных судах Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ (в ред. от  04.12.2006 г.) // СЗ  РФ. – 1999. –  № 26. – Ст. 3170.

12.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28.04.2009 г.) // СЗ  РФ. – 1996. –  №  25. – Ст. 2954.

13.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.   № 174-ФЗ (в ред. от 04.01.2009 г.) // СЗ РФ. – 2001. –  №  52  (ч. 1). –            Ст.  4921.

14.Вопросы прохождения военной службы : Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. №  1237  (в ред. от 28.04. 2009 г.) // СЗ РФ. – 1999. – № 38. – Ст. 4534.

15.Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации : Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013  (в ред. от 215.05.    2008 г.) // СЗ РФ. – 2004. – № 32. – Ст. 3314.

16.Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960  (в ред. от 17.11..2008 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 33. – Ст. 3254.

17.Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (вместе с «Положением о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации) : Указ Президента РФ от 1 августа 2007  г.  № 1004 (в ред. от 04.01.2009 г.)  //  СЗ  РФ.  –  2007.  Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 // СЗ РФ. – 2007. – № 47 (ч. 1). –    Ст. 5749.

18.Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных  Сил  Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба :  Приказ Генерального прокурора  РФ от 18 января 2008 г.  № 20.

 19.Об объявлении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба : Приказ ФСО России от 11 марта 2008 г. № 125.

 20.О совершенствовании учета и отчетности о состоянии дисциплины в федеральных органах государственной охраны : Приказ ФСО России ___________.

  21.Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 г. № 729 // СЗ – 2004.  – № 24. –  Ст. 2395.

   22. Руководство по войсковому (корабельному)  хозяйству  в ВС РФ, утвержденного приказом  Минобороны России от 23 июля 2004 г. № 222 //  БНА. – 2004. – № 36, 37. Гл-4,5.

    23.ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.

     24.Федерального конституционного закона  от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3170.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35609. Проект «Творческая весна» 35.5 KB
  Развитие творчества и любознательности детей является весьма актуальной темой в период обучения. формирование уважительного отношения к одноклассникам Воспитательные способствование установлению доброжелательных взаимоотношений между участниками образовательного процесса воспитание самостоятельности аккуратности развитие навыков сотрудничества между одноклассниками развитие художественного вкуса детей Развивающие развитие у школьников черт культурной личности: оценивать художественные произведения музыкальные и литературные ...
35610. Новогодняя игрушка. Творческий проект 25.18 KB
  Нитки Шарики Клей ПВА Технологический процесс. Затем шерстяные нитки обмочим в клее ПВА и начинаем наматывать на шарик. Смачиваем шерстяные нитки в клее ПВА. Затем аккуратно начинаем наматывать на шарик нитки.
35612. Ассоль. (техника- вышивка гладью) 384.5 KB
  Правила безопасности во время работы Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями кольцами к работающему. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе кольцами вперёд. Иглы булавки ножницы наперсток хранят в специальной шкатулке с крышкой. Выравнивание краев ткани Ткань размером 30x40 Измерение Линейка карандаш ножницы.
35613. Профессия графический дизайнер. Творческий проект 2 MB
  Мой логотип Визитная карточка Мои проекты и работы Разработка подарочной упаковки для фирмы diva Упаковка играет сегодня огромную роль в развитии потребительского рынка являясь важной составляющей имиджа брендов. Этапы разработки упаковки На начальном этапе разработки упаковки осуществляется выбор материала определение формы размера цветового решения разработка текста изображения и конструкции упаковки. При разработке оформления упаковки индивидуальный образ фирмы был сохранен так как подарочная упаковка создавалась именно по...
35614. Пошив юбки. Разработка творческого проекта 1.89 MB
  Юбки –запаски тканые с поперечными полосами. Развивала свои творческие способности и художественное виденье предметов с помощью изготовления юбки. Идеально подходит для юбки-солнца на мой взгляд крепсатин.
35616. ШКОЛА ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ПРОЕКТ 221 KB
  По его вине Древо Жизни утратило крону. ПРОЕКТ ШКОЛА ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Принцип устойчивости экодеревни Проблемы экодеревень ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Экономическая деятельность в поселении Природные виды деятельности Виды деятельности связанные с информационными технологиями Научная деятельность Искусство Народные ремёсла Медицина Туризм Строительство Малые производства Культура Образование Безопасная интеграция в природную среду Топология экологического поселения Проект...
35617. Шарлотка. Творческий проект 68.02 KB
  Тема: Шарлотка. Но от салата я отказалась И решила приготовить пирог шарлотка. Шарлотка фр. Классическая шарлотка это французское сладкое блюдо приготовленное из белого хлеба заварного крема фруктов и ликёра.