95770

Организационно-правовые основы управления органами государственной охраны

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Все органы военного управления составляют централизованную систему объединяемую и управляемую Минобороны России ФСБ России СВР России ФСО России МВД России МЧС России Спецстроем России и Службой спецобъектов. Местные органы военного управления военные комиссариаты и военные коменданты гарнизонов в административном отношении...

Русский

2015-09-29

131.5 KB

1 чел.

Тема № 2

Организационно-правовые основы управления органами государственной охраны.

                         

         Учебные вопросы лекции

1Структура и правовое положение органов военного управления органами государственной охраны

2 Компетенция органов государственной власти по руководству органами государственной охраны

3. Полномочия органов военного управления в период чрезвычайного и  военного положений

Заключение

Содержание лекции

        

           Вступительная часть

Органы военного управления являются составной частью системы органов государственного управления. Все органы военного управления составляют централизованную систему, объединяемую и управляемую Минобороны России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, МВД России, МЧС России, Спецстроем России и Службой спецобъектов.

Местные органы военного управления (военные комиссариаты) и военные коменданты гарнизонов в административном отношении подчиняются по вертикали вышестоящим органам Минобороны России.

Органы государственной охраны – государственные органы, предназначенные для обеспечения безопасности объектов государственной охраны, защиты охраняемых объектов, а также предоставления государственным органам специальной связи и информации.

                                          Учебные вопросы:          

        

2.1. Структура и правовое положение органов  военного управления  органами государственной охраны .

        

Система органов военного управления в органах государственной охраны повторяет их структуру.  В соответствии с приложением к Положению о ФСО России  в структуру органов государственной охраны входят:

– Федеральная служба охраны РФ (ФСО России);

– Управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России (территориальные органы);

–  подразделения связи специального назначения ФСО России (далее – подразделения связи);

– образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность органов охраны (подведомственные организации).

ФСО России имеет в своем составе службы, управления, государственные комплексы и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах РФ, которые непосредственно реализуют деятельность органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции.

Наиболее важные вопросы, касающиеся деятельности ФСО России, рассматриваются на заседаниях  коллегии, состоящей из директора ФСО России (председатель коллегии), заместителей, а также других руководящих сотрудников ФСО России. Количество членов коллегии и ее состав  утверждается директором ФСО России (далее – директор).

ФСО России возглавляет директор, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФСО России задач в установленной сфере деятельности. Полномочия директора определены в Положении о ФСО России.

Директор имеет первого заместителя, заместителя, заместителя директора – руководителя СБП ФСО России,  заместителя директора – руководителя Спецсвязи ФСО России, статс-секретаря – заместителя директора ФСО России. Полномочия заместителей определяются директором. Заместители директора ФСО России имеют право представлять ФСО России во взаимоотношениях с Правительством РФ, государственными органами, а также осуществлять согласование нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и вести переписку от имени ФСО России по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Состав ФСО России достаточно динамичен. Структурными подразделениями ФСО России являются службы, управления и государственные комплексы.

Всего в состав ФСО России входят восемь служб: безопасности Президента Российской Федерации, охранных мероприятий, коменданта Московского Кремля, специальной связи и информации, инженерно-технического обеспечения, хозяйственного обеспечения, охраны на Кавказе и охраны по Северо-Западному федеральному округу.

Службы ФСО России состоят из управлений в службах, отделов и других подразделений. Службы ФСО России возглавляют руководители служб. Руководители служб ФСО России пользуются правами заместителя директора в объеме, необходимом для реализации возложенных на соответствующие службы задач.

Должностные права, обязанности и порядок подчиненности руководителей служб определены в соответствующих положениях о службах ФСО России, утвержденных директором.

На правах самостоятельных управлений в ФСО России входят управления планирования и организации охранных мероприятий;  правового обеспечения; кадров; организационно-контрольное; финансово-экономическое  и другие.

Управления состоят из отделов и других подразделений. Управления ФСО России возглавляют начальники управлений. Должностные права и обязанности, порядок подчиненности начальников управлений определены в соответствующих положениях об управлениях, утвержденных директором.

Управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах (далее – Управления в федеральных округах) входят в состав органов государственной охраны и являются территориальными органами ФСО России.

Управления в федеральных округах возглавляют начальники управлений, которые непосредственно подчинены заместителю директора – руководителю Спецсвязи ФСО России.

Управлениям в федеральных округах подчинены центры специальной связи и информации (далее – центры), дислоцирующиеся на территории соответствующего федерального округа.

Полный перечень центров правительственной связи впервые в открытой печати был изложен в приложении к приказу ФАПСИ от 1 октября 2002 г. № 284 «Об утверждении Положения о центре правительственной связи» . Положения об  Управлениях в федеральных округах и центрах утверждаются директором ФСО России.

Центры состоят из отделов, отделений и других подразделений. Должностные права и обязанности, порядок подчиненности начальников отделов, отделений и других подразделений центра определяются в соответствующих положениях о подразделениях, утверждаемых начальником центра.

Подразделение связи возглавляет начальник подразделения. Он является единоначальником в мирное и военное время и отвечает:

– за боевую и мобилизационную готовность вверенного ему подразделения связи;

– успешное выполнение подразделением поставленных задач;

– боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы;

– внутренний порядок;

– состояние и сохранность вооружения, военной техники и других материальных средств;

– техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение.

Подразделения связи состоят из служб, отделов и отделений.  Должностные права и обязанности, порядок подчиненности начальников служб, отделов и отделений определяются в соответствующих положениях, утверждаемых начальником подразделения связи.

Особое внимание в системе управления подразделением связи следует уделять распределению между должностными лицами ответственности и полномочий.

Решение этих вопросов позволяет добиваться слаженности действий личного состава, минимизировать дублирование в их работе, что способствует более эффективному достижению целей подразделения.  

В этой связи важным является вопрос документального закрепления конкретного перечня обязанностей и прав должностных лиц, за ненадлежащее исполнение которых они будут нести ответственность, поскольку уставы ВС РФ не содержат полного перечня полномочий по всем должностям, имеющимся в штате подразделения связи (например, начальник штаба подразделения связи, начальник службы и др.).

По указанной причине при установлении ответственности и привлечении к ней виновных должностных лиц возникают трудности, обусловленные тем, что полномочия на виновного, как часто выясняется, официально не оформлялись, следовательно, невозможно и привлечь его к ответственности.  

Во избежание подобных негативных явлений, порождающих безответственность и халатное отношение к исполнению служебных обязанностей, начальнику подразделения связи необходимо полно и конкретно определить в положениях или должностных инструкциях, разработанных на основе законодательства круг обязанностей должностных лиц подразделения связи. После утверждения этих положений (инструкций) следует довести их до каждого должностного лица под роспись.

Права, обязанности и ответственность устанавливаются и распределяются в подразделении связи в первую очередь применительно к главным целям деятельности службы, отделения, наиболее важным процессам, за функционирование которых несут ответственность назначенные для этого лица.

Единоначалие начальников органов государственной охраны осуществляется в следующих правовых формах:

– издание приказов по личному составу, строевой части, боевой подготовке, тылу;

– руководство войсковым хозяйством, планирование хозяйственной деятельности, организация учета и списания материальных средств, а также контроль за хозяйственной деятельностью;

– обеспечение при необходимости выполнения своих требований мерами принуждения, предусмотренными законодательством (меры дисциплинарной и материальной ответственности, возбуждение уголовного дела);

– участие как органа юридического лица в гражданско-правовых отношениях;

– осуществление функций работодателя в трудовых отношениях с работниками федерального органа государственной охраны;

– деятельность как органа дознания;

– рассмотрение и разрешению жалоб, заявлений и предложений.

Органы военного управления могут быть классифицированы по различным основаниям.

В зависимости от территории, на которую распространяется компетенция органов военного управления, они классифицируются:

1) на центральные органы военного управления – ФСО России, службы ФСО России, управления в службах ФСО России, управления ФСО России;

2) на органы военного управления в федеральных округах и на других территориях – управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, Служба охраны по Северо-Западному федеральному округу, Служба охраны на Кавказе, центры специальной связи и информации ФСО России;

3) органы военного управления подразделениями связи, военно-образовательными и научно-исследовательскими учреждениями,  иными органами охраны.

В зависимости от задач, выполняемых объектами управления, органы военного управления делятся на органы управления:

1) подразделениями охраны;

2) управлениями специальной связи и информации в федеральных округах, центрами специальной связи и информации;

3) подразделениями связи специального назначения;

4) обеспечивающими организациями.

Ключевым правовым документом, устанавливающим  внутреннее построение органов военного управления, являются штаты.

Штат – правовой акт, который определяет действительное наименование подразделения, наименования и функции входящих подразделений, наименования и количество должностей военнослужащих, федеральных  государственных  гражданских  служащих,  служащих  и профессий рабочих, предусмотренные для должностей военнослужащих воинские звания, коды государственных должностей федеральной государственной гражданской службы, размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, размеры должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих и служащих, разряды оплаты труда.

Дополнением к штатам являются табели – документы, определяющие количество вооружения, оборудования и всех видов имущества, необходимых для нормальной деятельности органа охраны.

Задачи, функции и организация деятельности органов охраны определяются  в соответствующих  положениях  или уставах.

Штаты органов охраны, табели, а также положения об органах охраны подлежат утверждению директором ФСО России, а штаты и табели органов государственной охраны, подчиненных Спецсвязи ФСО России утверждаются заместителем директора  ФСО России – руководителем Спецсвязи ФСО России.

Полномочия  начальников органов охраны по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, хозяйственных и иных вопросов устанавливаются специальными правовыми актами ФСО России. Так, например, приказом ФСО России _________ регламентированы права должностных лиц органов охраны по решению кадровых вопросов, приказами ФСО России от 20 ноября 2004 г. № 453 и Спецсвязи  ФСО России от 15 января 2008 г. № 1 – по осуществлению финансово-хозяйственных операций, а приказом ФСО России от 18 сентября 2006 г. № 426 – по списанию с учета пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества, а также безнадежной к получению задолженности

.

                        Выводы по 1-му вопросу:

ФСО России  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых государственной власти и другим государственным органам.

2.2. Компетенция органов государственной власти по руководству органами государственной охраны.

 

Военное строительство является важнейшей составной частью деятельности, направленной на реализацию такой функции государства, как обеспечение его военной безопасности.

В зависимости от характера и масштабов вопросов, решаемых государством в области целенаправленного воздействия на органы государственной охраны, различают две группы государственных органов: органы государственного руководства и органы военного управления.  

Руководство органами охраны осуществляет Президент РФ. По отдельным направлениям деятельности, определенным Конституцией и федеральными законами, руководящие функции осуществляют Совет Федерации, Государственная Дума и Правительство РФ.

К органам военного управления относятся ФСО России, службы ФСО России, управления ФСО России, управления в службах ФСО России, управления специальной связи  информации ФСО в федеральных округах ФСО России и т.д. Должностными лицами, осуществляющими управленческие функции, являются директор ФСО России, заместители директора ФСО России, руководители служб ФСО России, начальники управлений ФСО России, начальники управлений в службах ФСО России и т.д.

В соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «О государственной охране»  и другими нормативными правовыми актами

Президент РФ наделен мерами политического, военного, экономического, мобилизационного и правового характера.

К мерам политического характера относятся:

– утверждение концепции национальной безопасности и военной доктрины РФ;

– введение в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии на территории РФ или в отдельных ее местностях военного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

– введение в действие нормативных правовых актов военного времени, прекращение их действия, формирование и упразднение органов исполнительной власти на период военного времени;

– ведение переговоров и подписание международных договоров РФ в области безопасности, включая договоры о государственной охране.

Среди мер военного характера выделяют:

– принятие в соответствии с федеральными законами решения о привлечении органов охраны к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

– утверждение концепции и планов строительства органов охраны;

– утверждение единого перечня воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами и общего количества воинских должностей, замещаемых полковниками;

– присвоение высших воинских званий, назначение военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождение их от воинских должностей и увольнение их с военной службы;

– утверждение штатной  численности военнослужащих органов охраны;

– издание указов о призыве на военную службу, военные сборы (с указанием  численности граждан  РФ, призываемых в органы охраны), а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Реализуя меры экономического характера, Президент РФ утверждает государственные федеральные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса.

При реализации мер мобилизационного характера, связанных с руководством органами охраны, Президент РФ  объявляет общую или частичную мобилизацию в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ.

Реализуя в области руководства мероприятия правового характера, Президент РФ:

– определяет меры по обеспечению государственной охраны лиц, указанных в ст. 8 и 9 ФЗ «О государственной охране»;

– принимает решение о предоставлении государственной охраны лицам, не упомянутым в ст. 8 ФЗ «О государственной охране»;

– утверждает положение о президентской связи ;

–  утверждает общевоинские уставы;

-  утверждает положения о ФСО России, порядке прохождения военной службы,  флаге ФСО России,  Боевом Знамени Президентского полка СКМК ФСО России .

Президент РФ издает указы и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме указов Президента РФ, акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Президента РФ.

В реализации полномочий Президента РФ в области военного руководства важную роль играет Совет Безопасности РФ, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития РФ, обеспечения национальной безопасности и проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности,  

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от общего количества и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. Для реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ.

Важными полномочиями по руководству органами охраны обладает  Федеральное Собрание РФ.

Так, Совет Федерации Федерального Собрания РФ:

– рассматривает расходы на обеспечение безопасности, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;

– рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области государственной охраны;

– утверждает указы Президента РФ о введении военного положения или чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях;

– утверждает указы Президента РФ о привлечении органов охраны с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ:

– рассматривает расходы на обеспечение безопасности, устанавливаемые федеральными законами;

– принимает федеральные законы в области государственной охраны.

Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ – Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Оно в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»  и иными нормативными правовыми актами осуществляет меры по руководству органами охраны, а также в пределах своих полномочий несет ответственность за их состояние и обеспечение материальными средствами.

Основные функции Правительства РФ в области военного руководства связаны с реализацией мер экономического, правового и мобилизационного характера.

В экономической области Правительство РФ:

– осуществляет управление федеральной собственностью;

– разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение;

– формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства;

– организует оснащение органов охраны вооружением и военной техникой по их заказам, а также их обеспечение материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам, организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;  

– определяет условия финансово-хозяйственной деятельности органов охраны.

Среди правовых мероприятий Правительства РФ по руководству органами охраны следует выделить:

– принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации военно-учебных заведений;

– определение порядка предоставления и использования для нужд органов охраны земель, лесов, вод и других природных ресурсов;

– определение порядка подготовки граждан к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу, проведения военно-врачебной экспертизы;

–  утверждение перечня военно-учетных специальностей.   

Среди мер мобилизационного характера выделяют:

– руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от формы собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

– осуществление  контроля за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти.

Правительство РФ в области военного руководства осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, законодательством и указами Президента РФ.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

                    

                       Выводы по 2-му вопросу.

Федеральным законом «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ установлено, что органы государственной охраны комплектуются военнослужащими.

Под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности обьектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Руководство органами государственной охраны осуществляет Президент РФ, а по отдельным направлениям деятельности- Совет Федерации, Государственная Дума и Правительство РФ.  

2.3. Полномочия органов военного управления в период чрезвычайного и  военного положений

Военное положение и чрезвычайное положение являются специальными административно-правовыми режимами. Они вводятся Президентом РФ в порядке, определенном федеральными конституционными законами «О военном положении»  и «О чрезвычайном положении».  

На время введения указанных административно-правовых режимов на  органы государственной охраны  могут возлагаться дополнительные задачи.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

Военное положение в России вводилось в различных условиях и по различным причинам. Так, например, в начале Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР ввел военное положение в ряде республик и областей, а также на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте.

Введение военного положения значительно расширило полномочия военного командования в тех местностях, которые объявлялись на военном положении.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

Президент РФ незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе. В указе Президента РФ о введении военного положения определяются:

– обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;

– дата и время, с которых начинает действовать военное положение;

– границы территории, на которой вводится военное положение.

Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио, телевидения, незамедлительному официальному опубликованию и передаче на утверждение Совета Федерации.  

Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 ч с момента получения этого указа.

На основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:

– усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

– введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

– эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

– введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

– приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

– привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

– изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

– запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

– запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

– запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

– ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

– запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, – задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 сут.;

– запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций – изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

– введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны;

– запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

– введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

– интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с РФ;

– запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ;

– введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

– прекращение деятельности в РФ иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ.

Интернирование (изоляция) может применяться в период действия военного положения только в случае агрессии против РФ. На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.

На территории, на которой ведутся военные действия и введено военное положение, применение вышеизложенных мер по обеспечению режима военного положения  Президентом РФ может быть возложено на органы военного управления.

При обеспечении режима военного положения в соответствии с указом Президента РФ органы государственной охраны могут выполнять следующие задачи:

– поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

– участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

– охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

– пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;

– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

– участие в проведении иных мероприятий по обеспечению режима военного положения.

Чрезвычайное положение – это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение вводится для устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ. Оно может вводиться как на всей территории РФ, так и в отдельных ее местностях. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 сут., а вводимого в отдельных ее местностях, – 60 сут.

В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных федеральным конституционным законом.  

Обстоятельства введения чрезвычайного положения делятся на две группы:

– обстоятельства социального характера – попытки насильственного изменения основ конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей и  иные обстоятельства;

– обстоятельства природного и техногенного характера – чрезвычайные ситуация природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) тяжкие последствия.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

– обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

– обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

– границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

– силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

– перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

– государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

– время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 ч с момента обнародования указа Президента РФ, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.  

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, зависят от обстоятельств его введения.

Если чрезвычайное положение было введено для устранения обстоятельств социального характера, могут применяться следующие меры и временные ограничения:

–  введение комендантского часа;

– ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

– приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

– проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

– ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции.

В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций – временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

– выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств – за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

– продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Если чрезвычайное положение было введено для устранения обстоятельств природного или техногенного характера, могут применяться следующие меры и временные ограничения:

– временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

– введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

– привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

– отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

– отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных федеральным конституционным  законом и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

– в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В исключительных случаях на основании указа Президента РФ для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться  органы государственной охраны.

При привлечении органов государственной охраны к обеспечению режима чрезвычайного положения на них могут возлагаться задачи:

– поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

– охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей природной среды;

– разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

– участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

– участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При выполнении указанных задач на военнослужащих органов охраны распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.  

Комендант осуществляет руководство комендатурой указанной территории. Деятельность комендатуры регулируется положением, утверждаемым Президентом РФ.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры  территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может быть создан оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих чрезвычайное положение.   

                                

                               Выводы по 3-му вопросу.

Чрезвычайное положение и военное положение это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления  и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод.  

Они вводятся на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ.

                                               Заключение.

1.Задачи, функции и организация деятельности органов охраны определяются  в соответствующих  положениях  или уставах.

2.Руководство органами охраны осуществляет Президент РФ. По отдельным направлениям деятельности, определенным Конституцией и федеральными законами, руководящие функции осуществляют Совет Федерации, Государственная Дума и Правительство РФ.

        3.Военное положение и чрезвычайное положение являются специальными административно-правовыми режимами. Они вводятся Президентом РФ в порядке, определенном федеральными конституционными законами «О военном положении»  и «О чрезвычайном положении».

          На время введения указанных административно-правовых режимов на  органы государственной охраны  могут возлагаться дополнительные задачи, а сами органы охраны могут переходить в подчинение специально созданных органов военного управления.

Методические указания и задание слушателям для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы  -  

Вопросы по теме,  рекомендуемые для подготовки к зачету:

1. Органы государственного руководства и органы военного управления.

2. Полномочия Президента Российской Федерации по руководству органами государственной охраны.

3. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по руководству федеральными органами государственной охраны.

4. Правовое положение ФСО России, служб ФСО России, управлений ФСО России, управлений Спецсвязи ФСО России в федеральных округах,  центров специальной связи и информации, подразделений связи специального назначения, военно-образовательных учреждений и иных органов государственной охраны.

 5. Правовое положение начальника органа государственной охраны как руководителя административно-хозяйственной единицы

  6. Полномочия органов военного управления в период мобилизации, чрезвычайного и военного положений.

                                   Учебная литература;         

1. Военная администрация : курc лекций / С.В. Блатин, А.С. Сорокин. – Орел: Академия ФСО России, 2009. –С23-42.  

2. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант» - М.:

Литература, используемая для подготовки лекции

1. Военная администрация : курc лекций / С.В. Блатин, А.С. Сорокин. – Орел: Академия ФСО России, 2009. –С23-42.  

2. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант» - М.: «За права военнослужащих», 2008. – Вып. 90. – 496                                

 3. ФЗ от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» // СЗ РФ. – 1996.  – № 22. – Ст. 2594.

4. Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2003 г  № 759 «Об утверждении Положения о президентской связи» // СЗ РФ. – 2003. – № 28. – Ст. 2899.

5.Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г  № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // СЗ РФ. – 1999. – № 38. – Ст. 4534.

 6. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2002 г.  № 113 «О флаге ФСО России» // СЗ РФ. – 2002. – № 5. – Ст. 501.

  7. Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. № 428 «О Боевом знамени Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля ФСО России» // СЗ РФ. – 2006. – № 18. – Ст. 1979.

  8. Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. – № 24. – Ст. 2392.

  9. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712

  10.Перечень Управлений ФСО России приведен на основе нормативных правовых актов ФСО России, не содержащих сведений, отнесенных к государственной тайне.

  11.Положения об управлениях специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах и центрах специальной связи и информации, дислоцированных на территориях федеральных округов, были утверждены приказами ФСО России от 30 октября 2004 г. №№ 425 – 431. 

  12.Военно-учебными заведениями, входящими в систему органов охраны, являются Академия ФСО России и Воронежское военно-техническое училище.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. № 1450-р «О переименовании Академии Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации и Воронежского военно-технического училища Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. – № 46. (Ч. II). – Ст. 4567.

 13.В систему научно-исследовательских организаций входят НИИ «Контур», НИИ «Энергия»,  Научно-исследовательский центр ФСО России.

  14.Штаты и табели подразделений Спецсвязи ФСО России утверждаются заместителем директора ФСО России – руководителем Спецcвязи ФСО Роccии.

   15.Раздел V ФЗ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 6. – Ст. 711. 22. 

   16.«О военном положении»: фед. конституционный закон от  30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20941. Редактор структуры данных, настройка основного и контекст-ного меню в системе Вертикаль-Справочник 3.79 MB
  Цели и задачи: Изучить редактор структуры данных настройку основного и контекстного меню в системе ВертикальСправочник После занятия студент должен: Знать: Порядок формирования структуры данных таблицы процедуры настройки основного меню методику присоединение списков к базе данных порядок подключения коментариев к таблицам базы данных и порядок подключения коментариев к таблицам баз данных . Уметь: Создать несколько структур данных для таблиц зарегистрировать маркеры пунктов и переменных контекстного меню. Проработать теоретический...
20942. Шифрування та дешифрування даних за допомогою блокових алгоритмів 321.24 KB
  dword ^= bf_Fb ^ PArray[n] CBlowFish::CBlowFish { PArray = new DWORD [18] ; SBoxes = new DWORD [4][256] ;} CBlowFish:: CBlowFish { delete PArray ; delete [] SBoxes ;} the low level private encryption function void CBlowFish::Blowfish_encipher DWORD xl DWORD xr{ union aword Xl Xr ; Xl.dword ;} the low level private decryption function void CBlowFish::Blowfish_decipher DWORD xl DWORD xr{ union aword Xl ; union aword Xr ; Xl.dword;} constructs the enctryption sieve void CBlowFish::Initialize BYTE key[]...
20943. Шифрування та дешифрування даних за допомогою потокових алгоритмів 51.15 KB
  100] of byte; var b : barray; NMijk : byte; z : longint; Procedure WriteBB:barray; begin IncZ; Write Z:3' : '; for i:=1 to M do writealphabet[b[i]]; writeln; end; Procedure SwapBvar B:barray;ik:byte; var x : byte; begin x:=B[i]; B[i]:=B[k]; B[k]:=x; end; Procedure PermuteAllB:barray;N:byte; var ikj : byte; begin WriteBB; while true do begin i:=N; while i 0 and B[i] =B[i1] do i:=i1; if i=0 then exit; for j:=i1 to N do if B[j] B[i] then K:=j; SwapBBik; for j:=i1 to i N1i div 2 do SwapBBjNi1j;...
20944. Створення програми для формування та перевірки повідомлень за допомогою електронно-цифрового підпису 48.9 KB
  czynniki pierwsze klucz zakryty p1 4 = 0 q1 4 = 0 p = 19; q = 23; n = pq; M = random n; print Message = M; print Cryptogram = C; C = M^2 n; m1= C ^ p1 4 p; m2= p C ^ p1 4 p; m3 = C ^ q1 4 q; m4 = q C ^ q1 4 q; fork=1p d=pk1 q; if floordda = qd;break;break;;; fork=1q d=qk1 p; if floorddb = pd;break;break;;; print Decryption = ; M1 = am1bm3 n M2 = am1bm4 n M3 = am2bm3 n M4 = am2bm4 n Результат виконання...
20945. Створення програми приховання повідомлення у графічному файлі за допомогою стеганографічних перетворень 69.4 KB
  h include iostream include string using namespace std int mainint argc char argv[] { HANDLE hFile hFileMess hFileCont; BYTE pdbFileByte pdbMessByte; const BYTE dbKeySize = 8; BYTE dbKey[dbKeySize]={4160824202832}; BYTE dbKey[dbKeySize]={12730546}; BYTE dbKey[dbKeySize]={01234567}; DWORD dwMessSizedwFileSizedwRealFiledwRealMess; DWORD dwOffsetPictdwPictSize; hFile = CreateFileargv[1]GENERIC_READFILE_SHARE_READNULLOPEN_EXISTING0NULL; dwFileSize = GetFileSizehFileNULL; pdbFileByte = new...
20946. Читання, очищення та запис секторів диску 63.5 KB
  Текст програми: Program LB1; uses doscrt; var ij:integer; n_sekn_dorn_golkol_sek:word; code:word; buf :array[0.es:=seg buf ; r.bx:=ofs buf ; intr13r; code:=r.es:=seg buf ; r.
20947. Запис і читання інформації в інженерні циліндри диска 53.38 KB
  MODEL SMALL STS segment para stack 'stack' dw 1000 dup 0 TOS label word STS ends DATA segment track80 db 801011 ;дорожкаголовкасектордлина сектора db 801021 db 801031 db 801041 db 801051 db 801061 db 801071 db 801081 db 801091 db 801101 db 801111 db 801121 db 801131 db 801141 ;таблица параметров контроллера дисководов DCP db 0DFh ;задержка переключения головок0Dh=3мс ;задержка при загрузке головокFh db 002h ;время загрузки=4мс db 025h ;задержка перед выключением двигателя db 001h ;размер...
20948. Запис і читання інформації диска с зміною чергуванням секторів 51.33 KB
  h Номер форматируемой дорожки define TRK 20 Код размера сектора 1024 байт define SEC_SIZE 2 таблица параметров дискеты typedef struct _DPT_ { unsigned char srt_hut; unsigned char dma_hlt; unsigned char motor_w; unsigned char sec_size; unsigned char eot; unsigned char gap_rw; unsigned char dtl; unsigned char gap_f; unsigned char fill_char; unsigned char hst; unsigned char mot_start; } DPT; union REGS inregs outregs; char _far diskbuf[1024]; void mainvoid; void mainvoid { struct diskinfo_t di; unsigned status; unsigned char...
20949. Стиснення даних 55.23 KB
  define MAX_VALUE 1 BITS 1 Отметим что на MSDOSмашине при define MAX_CODE MAX_VALUE 1 длине кода 14 бит необходимо компи лировать используя largeмодель. define TABLE_SIZE 9029 endif if BITS = 12 define TABLE_SIZE 5021 endif void malloc; Это массив для значений кодов int code_value; Этот массив содержит префиксы кодов unsigned int prefix_code; Этот массив содержит...