95831

Правовая система общества

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В каждой стране работает свое право своя национальная национально-государственная система позитивного права которая имеет свою специфику и индивидуальные черты. Наряду с этим такие различные национальные системы права можно объединить в ряд групп правовых общностей типов.

Русский

2015-09-30

30.34 KB

2 чел.

Тема 27. Правовая система общества.

 

1. Правовая система общества: понятие, структура.

2. Отличия понятия «правовая система» от сходных понятий.

3. Классификация правовых систем современности.

4. Романо-германская правовая система

5. Англосаксонская правовая система

6. Социалистическая правовая система

7. Религиозная правовая система

8. Традиционная правовая система

9. Иные правовая система

10. Особенности российской правовой системы

 

1)

Познание сущности и социальной природы права определяет нахождение общих черт, закономерностей, признаков, лежащих в основе функционирующих национальных систем права.

Понятие «национальная правовая система» – одно из самых обширных по содержанию и включает в себя всю без исключения совокупность правовых явлений и процессов, которые действуют в какой-либо отдельно взятой стране.

В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, которая имеет свою специфику и индивидуальные черты.

Наряду с этим такие различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов). При этом каждая из этих групп включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Знаменитый французский юрист Р. Давид (эксперт в области сравнительного изучения права) такие группы однородных национальных систем позитивного права назвал «правовыми семьями», «семьями систем права». Эти названия обширно используются и в российской литературе.

Р. Давид в своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») отталкивается от двух критериев, анализируемых и учитываемых в их совокупности.

1. Юридико-технический критерий (структура действующего права, источники права, юридическая терминология, конструкции, концепции, правовые принципы, методы и практика работы юристов и т. д.).

2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

Этот подход дает возможность понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также употребляемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.

На основе данных критериев была выдвинута следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) семья общего права; 2) романо-эманская правовая семья; 3) религиозные системы (мусульманское право); 4) семья социалистических систем права.В структуру правовой системы входят следующие главные эле­менты:

1)  право (законодательство);

2)  юридическая практика;

господствующая правовая идеология 

2)

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явле­ние, отражающее собой всю правовую организацию общества, це­лостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воз­действие на поведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее свя­зующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного об­щества.

Помимо права, юридической практики и господствующей право­вой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, пра­вовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

3)

Хотя в современном мире существует множество националь­ных правовых систем, они могут быть сведены к ограниченному числу правовых семей. Возможна классификация правовых сис­тем современности в правовые семьи, подобно тому, как это дела­ют и другие науки, оставляя в стороне второстепенные различия и выделяя семьи, как, например, в лингвистике — романские, славянские, семитские языки; в религии — христианство, ислам, буддизм и т.д.; в естественных науках — млекопитающие, пре­смыкающиеся, птицы, земноводные и т.д. Тем самым мы достиг­нем поставленной цели, не входя в детали каждой национальной правовой системы, не акцентируя внимание на общих характер­ных чертах основных правовых семей. Классификацию правовых систем современности следует рас­сматривать как сложную по структуре систему правовых семей, правовых групп и отдельных национальных правовых систем. Внутри каждой правовой семьи можно предусмотреть еще более дробные классификации, т.е. разделить ее на несколько правовых групп. Например, в романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права, в правовой семье общего права — группу английского права и группу американского права и т.п. В основу классификации, во-первых, могут быть положены более широкие или, наоборот, более узкие исходные географичес­кие сферы. Во-вторых, критерии могут носить не географический, а исторический характер. И, наконец, в третьих, в качестве тако­вых могут выступать собственно юридические институты и отрас­ли права.

 при всем многообразии пози­ций и точек зрения можно выделить (разумеется, весьма условно) два основных направления классификации правовых систем со­временности, каждое из которых в свою очередь имеет несколько разновидностей, обладающих определенными особенностями.

Первое направление наиболее ярко представлено в работах из­вестного французского ученого Р. Давида, выдвинувшего идею трихотомии — выделения трех «правовых семей» (романо-гер­манской, англосаксонской, социалистической), к которым при­мыкает весь остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты и названный «религиозные и традиционные сис­темы».

В основе этой классификации лежат два критерия — идеоло­гический (сюда Р. Давид относит факторы религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридичес­кой техники, причем оба они должны быть использованы «не изо­лированно, а в совокупности».

Классификация Р. Давида пользуется значительной популяр­ностью в современной юридической науке. Преподавание, напри­мер, учебного курса «Основные правовые системы современности» во французских университетах ведется в соответствии именно с этой классификацией.

Наиболее известным представителем второго направления является немецкий юрист К. Цвайгерт. В качестве критерия классификации у него взято понятие «правовой стиль» («стиль пра­ва»), учитывающий пять факторов: 1) происхождение и эволю­цию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления;

3) специфические правовые институты; 4) природу источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы.

На этой основе К. Цвайгерт различает восемь «правовых кру­гов»: романский, германский, скандинавский, англо-американ­ский, социалистический, право ислама, индусское право, дальне­восточное право.

4.

К романо-германской правовой семье относятся правовые сис­темы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых сис­тем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Совре­менная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно вы­делить следующие:

    единая иерархически построенная система источников писа­
ного права, доминирующее место в которой занимают нормативные
акты (законодательство);

    главная роль в формировании права отводится законодателю,
который создает общие юридические правила поведения; правопри­
менитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь
точно реализовать эти общие нормы в конкретных правопримени­
тельных актах;

    имеются писаные конституции, обладающие высшей юриди­
ческой силой;                                                                               .

    высокий уровень нормативных обобщений достигается при
помощи кодифицированных нормативных актов;

    весомое положение занимают подзаконные нормативные
акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

    деление системы права на публичное и частное, а также на
отрасли;

    правовой обычай и юридический прецедент выступают в ка­
честве вспомогательных, дополнительных источников;

    на первом месте находятся не обязанности, а права человека
и гражданина;

    особое значение имеет юридическая доктрина, разработав­
шая и разрабатывающая в университетах основные принципы (тео­
рию) построения данной правовой семьи.

5)

К англо-саксонской правовой семье относят национально-пра­вовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

    основным источником права выступает судебный прецедент
(правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по
конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

    юридические прецеденты носят индивидуальный (казуисти­
ческий) характер;

    ведущую роль в формировании права (в правотворчестве)
отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в
системе государственных органов;

    на первом месте находятся не обязанности, а права человека
и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

    главенствующее значение имеет процессуальное (процедур­
ное, доказательственное) право, которое во многом определяет
право материальное;

    отсутствуют кодифицированные отрасли права;

    отсутствует классическое деление права на частное и пуб­
личное;

    статутное право (законодательство) и юридические обычаи
выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источ­
ников;                       '

  •  юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагмати­ческий, прикладной характер.

6.)

Социалистическая правовая семья (или социалистические пра­вовые системы) составляет или, точнее, во многом составляла в про­шлом третью правовую семью, выделенную в основном по идеоло­гическому признаку. Правовые системы стран, входящих в «соци­алистический лагерь», ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европей­ских и советских ученых и восходящая к римскому праву.

При значительном сходстве с континентальным правом пра­вовые системы социализма имели существенные особенности, обу­словленные явно выраженным классовым характером. Единствен­ным или основным источником социалистического права явля­лось вначале революционное творчество исполнителей, а позже - нормативно-правовые акты, в отношении которых декларирова­лось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего боль­шинства населения, а затем - всего народа, руководимого ком­мунистической партией. Само совершение социалистической ре­волюции связывалось с целями построения настоящего социализ­ма, но при условии мировой социалистической революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-право­вые акты, большую часть которых составляли подзаконные (сек­ретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.), фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы пар­тийно-государственного аппарата.

Господствовало узконормативное понимание права. Частное право уступало господствующее место праву публичному. Для со­ветской правовой системы оставались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласова­нии интересов частных лиц и общества. Право носило императив­ный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной влас­тью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной прак­тики выступать в роли создателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права. Эта принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась и отсутствием в стране судебной касты, которая претендовала бы на то, чтобы стать независимой от государственной власти, если не соперничающей с ней. Несмот­ря на конституционный принцип независимости судей и подчи­нения их только закону, суд оставался инструментом в руках пра­вящего класса (группы), обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная власть не пыталась контро­лировать законодательную и исполнительную ветви власти. В СССР было трудно найти что-либо подобное контролю за кон­ституционностью законов.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Ла­тинской Америки, составлявшие «социалистический лагерь», су­щественное влияние оказала первая правовая система, считав­шаяся социалистической, - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и явля­ются (Китай, Куба, Северная Корея) разновидностями социалис­тического права.

В настоящее время можно констатировать существенные изме­нения в правовой системе России и других государств, относивших­ся к социалистической правовой семье. Россия провозгласила дви­жение по пути формирования правового демократического социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы на новом качественном уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также вос­приятие некоторых достоинств прецедентного права, присущих системе «общего права». Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личнос­ти, защите общества от произвола властей, взаимной ответствен­ности государства и личности. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т.е. сущест­венно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.

7)

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма "дина демалхута дина" (Закон царства - закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться. В современном Израиле, хотя формально Галаха остаётся доминирующей правовой нормой, законы государства всё более теснят сферу её применения. В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей; в современных исламских странах шариат является лишь основой законодательства, а также источником его толкования в спорных случаях. 

10)

Российская правовая учение имеет ряд особенностей, которые затрудняют ее включение в законодательную правовую семью. Во-первых, отечественная правовая система несет на себе отпечаток идеологизированной правовой системы. Долгая практика игнорирования закона приводит к тому, который и сегодня закон не воспринимается всеми однозначно как ведущий источник права. Российское общественной правосознание характеризуется гипертрофированным оценочным компонентом, в результате чего каждое законодательное установление оценивается субъектами с точки зрения их представления о справедливости, а также и с точки зрения собственных интересов. Это подрывает идею неукоснительного следования предписаниям закона. Во-вторых, основным источником (по массовости) является не столько постановление, сколько подзаконные акты. Невиданное по объемам подзаконное нормотворчество не столько конкретизирует предписания закона, сколько затрудняет практику его применения. Упор на подзаконные акты также мешает закону сделаться действительно ведущим источникам права. Характеризуя отечественную правовую систему, нуждаться помнить, что сущность ее нельзя сводить только к харак-теру используемых ею юридических источников и на этом осно-вании причислять отечественную правовую систему к романо-германскому правовому ареалу. Между правовыми семьями нет резкой границы: идет постоянный действие взаимообмена, использования аналогичных форм, что, однако, не говорит об элиминации коренных культурно-исторических границ основных правовых цивилизаций. Самобытность славянской правовой семьи и прежде всего российской правовой системы обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколь глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов. К началам, имеющим методологическое значение для анализа отечественногоправа, можно отнести следующие : 1. Самобытность русской государственности, не поддающаяся элиминации даже после длительных и массированных включений иностранных управленческих и конституционных форм. Для русского права постоянно была исключительно важной связь с государством. 2. Особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования, крестьянскую общину, общество,сельскохозяйственный кооператив, основывающиеся на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления. 3. Формирование особого типа социального статуса личности, для которого свойственно преобладание коллективистских элементов правосознания и нежесткость линий дифференциации сплетня и государства. Эту черту не нужно рассматривать как недостаток, необходимо воспринять ее вдруг национальную особенность. 4. Тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (нестяжательство, благочестие). Юридические источники славянской правовой семьи через Византию унаследовали законодательные традиции римского права и таким «кружным» путем примыкают к романо-германской правовой семье. однако, повторимся, наличие ряда национально-исторических, культурных, ментальных особенностей не позволяют России полностью вписаться в модельзаконодательной правовой семьи. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14970. Астана қаласының көшелері 809 KB
  Астана қаласы Тілдерді дамыту басқармасының тапсырысы бойынша Руханият орталығы дайындаған Астана қаласы ономастика комиссиясы мақұлдаған Редакция алқасы Рахымжанов Әмірхан Асанғазы Оразкүл Әбжанов Хангелді Жолдасбеков Мырзатай Кекілбаев Әбіш Нұр
14971. Балқаш көлі 52.5 KB
  Балқаш көлі Балқаш өңірі әрі жылы әрі күн сәулесі көп түсетін табиғаты жағынан Қазақстандағы тартымды жерлердің бірі. Шөлді болып келетін қуаң дала Балқаш көлінен нәр алады. Бұл аймақ өзінің әсем көрінісімен ерекше өсімдіктер және жануарлар дүниесімен белгілі....
14972. Әулиеата қаласының тұрғызылуы 66.5 KB
  Әулиеата қаласын тұрғызған Абылай хан еді Ш. Уәлиханов пен өзбек тарихшысы Махмудқа сенсек шындық осындай Бақтияр Әбілдаұлы Тасыған дария тартылып арнасына түскені сияқты 1774 жылы қырғыз басқыншылары да тәубасына келген еді. Ресейге қарасты Еділ қалмақтары Жоң...
14973. Жамбыл облысындағы тарихи тұлғаларға орнатылған ескерткіштер 583.5 KB
  Тәуелсіздікті жақындатқан тұлғалар Азаттықтың ақ таңы атқалы он бес жылда облысымызда орнатылған ескерткіштер елдік еңсемізді биіктетіп тұр Лесбек Сайлаубеков Тәуелсіз ел атануымыздың арқасында өшкеніміз жанып өлгеніміз тіріліп жлоғымыз түгенделуде. Ш
14974. Қадырғали Жалайыридың зираты 44 KB
  Қадырғали Жалайыри зираты Ресейдің Рязань облысындағы Қасымов қаласында жатыр Қазақ халқы мемлекеттік тәуелсіздігінің арқасында өзінің тарихи рухани және мәдени құндылықтарына ие бола бастады. Елдің бұрынғы атақты батырларына ұлы қайраткерлеріне және ғал...
14975. Қазақстан Республикасы, туризм, туристік нысандар 43 KB
  Қазақстан Республикасы туризм туристік нысандар Туризм. Ұлы Жiбек жолы бойында орналасқандықтан Қазақстан аумағындағы қалалар мен табиғаты ғажайып қорықты жерлер ежелден саяхат және туризм нысандары болып табылған. Қазақстандағы алғашқы туристiк ұйымдар 20 ғд...
14976. Қазақстанның географиялық зерттелу тарихы 223.5 KB
  Қазақстанның географиялық зерттелу тарихы Қазақстан Республикасының аумағы батысында Едiл өз. алабынан шығысында Алтай тауы шыңдарына дейiн солтнде Батыс Сiбiр жазығынан Солт. Қазақстан жазығы оңтнде ТяньШань тауына дейiн созылып жатыр. Еуропа мен Азия ел
14977. Қазақстанның ежелгі қалалары 48 KB
  Қазақстанның ежелгі қалалары ҚАЗАҚСТАННЫҢ ЕЖЕЛГI ҚАЛАЛАРЫ жазба деректемелер мен археологиялық материалдар нәтижесiнде анықталған байырғы қоныс орындары қала жұрттары. 6 9 ғларда Оңт. Қазақстан мен Оңт.Батыс Жетiсуда қала мәдениетi жақсы дамыды. Саяси жағынан бұ
14978. Қазақстанның ең ежелгі қаласы 34.5 KB
  Қазақстанның ең ежелгі қаласы Сонымен жылқы жылының күзінде Тараз қаласының 2000 жылдық мерейтойы өткізіледі. Бұл жөнінде дүниежүзілік құзырлы ұйым ЮНЕСКО шешім қабылдаған болатын. Осыдан екі жыл бұрын түркі дүниесінің қазақ мемлекетінің рухани астанасы Түркістанның 15...