95840

Система права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов., подотраслей и отраслей права. Системное устройство права означает, что оно представляем собой целостное образование, состоящее из множества элементов.

Русский

2015-09-30

23.67 KB

0 чел.

Тема 18. Система права.

 

1. Система права: понятие, элементы.

2. Отрасль права.

3. Виды отраслей права.

4. Институт права.

5.Соотношение системы права и системы законодательства.

1.

Малько

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой1 понимается его строение. Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов., подотраслей и отраслей права.Системное устройство права означает, что оно представляем собой целостное образование, состоящее из множества элементом. .* находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Марченко

Система права представляет собой внутреннее сторение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. Система права выступает как внутренняя система права, отражающая реально существующие в той или иной стране и опосредуемые им общественные отношения. Все составляющие систему права нормы находятся между собой в таких же по своему характеру взаимосвязи и взаимозависимости, как и регулируемые ими общественные отношения. Системность-неотъемлемое свойство любого типа права. Наличие ее указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием.

В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы.  В повседневной жизни они постоянно переплетаются и взаимодополняются.

Среди субъективных факторов следует выделить прежде всего стремление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась если не монолитностью и органическим единством, то по крайней мере элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. Ибо, от того как создана и как внутренне организована система права, зависят ее социально-политическая, юридическая и даже идеологическая значимость и эффективность.

К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.

Малько

Системная организация права имеет важное значение как дли законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (систем ный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Суще ственно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства.

Черты системы права:

—  ее первичным элементом выступают нормы права, которые
объединяются в более крупные образования — институты, пои

отрасли, отрасли;

    ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаи­
моувязаны, что придает ей целостность и единство;

    она обусловлена социально-экономическими, политически
ми, национальными, религиозными, культурными, историческими*
факторами;

имеет объективный характер, ибо зависит от объективно су
ществующих общественных отношений и не может создаваться по
чисто субъективному усмотрению людей
 

Спиридонов отмечает, что «система права как конкретная юридическая реальность - результат исторической эволюции. Будучи только стороной социального целого, право не развивается изолированно, само по себе, и структурные изменения в нем - лишь следствие изменений общества»

Марченко

При рассмотрении системы права под углом зрения ее внутреннего строения и особенностей расположения составляющих ее частей в отечественной и заружной научной литературе принято говорить о структурном анализе системы права, о характере и модержании ее структуры. При этом составные части системы права обычно тиенуются структурными элементами.

Структурными элементами системы права как сложного, многоуровневого комплекса, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Нормы права составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал из которого создаются все отрасли и институты права. Нормы права являются первичными элементами системы права. Они исходят или санкционируются гос. Органами) от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения. Нормами права ругулируются не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения. Что же касается остальных общественных отношений, то онирегулируются неправовыми нормами. Наряду с нормами права огромное значение для любой системы права  имеют институты и отрасли права.

2.

Марченко

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автоносных юридический норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Так, совокупность норма права, опосредствующих трудовые отношения, образует отрасть трудового права России; нормы права, опосредствующие финансовые отношения, формируют отрасль российского финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасть земельного права.

В зависимости от значимости для жизненеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное (государственное) право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное, финансовое, гражданское и тд.

Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входят ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутрегосударствнные, а межгосударственные отношения. Международное право состоит из 2 частей-международного публичного и международного частного права.

Каждая отрасль права представляет собой не случайный набор составляющих ее норм и институтов, а целостное образование, систему, точнее, по отношению к системе права в целом, подсистему. Каждая отрасль права в свою очередь выступает в качестве общей системы по отношению к системе (подсистеме) институтов права.

Таким образом, в рамках системы права в целом существуют менее общие, составляющие ее системы (подсистемы) в виде институтов  и отраслей права. Все они органически саязаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга. Благодаря из взаимосвязи и взаимодействию формируется цельное, внутренне единое, состоящее из институтов и отраслей образование-система права.

3.

Радько

1.профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; причем из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей – других профилирующих, специальных, комплексных – действительно базовую отрасль всей системы – конституционное право; затем три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право.

2. специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право.

3. комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.

Малько

Конституционное право ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя,

правовое положение личности, форма правления и государственно-

го устройства; доминирующий метод — императивный.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неиму-щественные отношения; основной метод — диспозитивный.

Административное право регулирует управленческие отноше-ния, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной де-чятельности органов государства; преобладающий метод — импера-тивный.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств на права | и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную ' и государственную собственность и т.п.; господствующий метод — императивный.

По предметному единству:

1) Базовые (КП,ГП,УП и др.);

2) Специальные (ТП, ЗемП,СемП и др.);

3) Комплексные (Торг.П, ЭП,Комм.П, др.).

По назначению:

- материальные,

- процессуальные.

По субъектам правовых отношений:

- публичные,

- частные.

Частное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивающие частные интересы граждан и негосударственных объединений (ГП, СемП, ТруП,ПредпринП,ЗемП,ТоргП).

Признаки частного права:

- регулирует общественные отношения между частными лицами;

- опирается на диспозитивный метод правового регулирования;

- имеет горизонтальные связи равных субъектов;

- объединяет отрасли гражданского, предпринимательского, семейного права и иных отраслей права.

Публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный, общегосударственный интерес.

Признаки публичного права:

- предмет правового регулирования - общественные отношения в области государственного управления;

- опирается на императивный метод правового регулирования;

- имеет вертикальные, властные связи между субъектами;

- объединяет в себе отрасли КонстП, АдминП, ФинП,УИП,МунП,АрбП,УПроцесс).

Соотношение публичного и частного права:

1) Используются нормативные понятия одной семьи в актах и отраслях другой (понятие «юридического лица», «органа государственной власти»);

2) ПП выражает интересы государства, ЧП — интересы отдельных лиц;

3) ЧП свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, ПП — неимущественные;

4) ЧП регулирует отношения частных лиц между собой, ПП — частных лиц с государством либо между государственными органами;

5) В ЧП метод координации, в ПП — субординации;

6) В ЧП — децентрализованное регулирование из многих независимых друг с другом центров, в ПП—жестко централизованная регуляция общественных отношений государственной властью;

7) В ПП инициатива защиты прав исходит от государства, в ЧП — от заинтересованного частного лица.

4.

Малько

Институт права это упорядоченная совокупность юридичее ких норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных

отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, и

институт — лишь их вид.

Институт права — гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответевенности, охраны труда и т.п.

Марченко

Институты права представляют собой относительные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. По сравнению с нормами — первичными структурными элементами системы права — институты являются более емкими по своему характеру и содержанию составными частями, вторичными структурными элементами системы права.

Каждым в отдельности институтом права регулируются не все, а лишь однородные общественные отношения. Соответственно каждым институтом права в зависимости от вида и особенностей опосредуемых им отношений охватываются не все, а лишь отдельные, качественно определенные, относительно самостоятельные и автономные совокупности правовых норм.

Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с сотавляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права. Например, КП Росии состоит из таких институтов, как институт гражданства — совокупность норм, регулирующих общественные отношения, связанные с приобретением, осуществлением, изменением или утратой лицом статуса гражданина того или иного государства; институты, определяющие место и роль конкретного гос. Органа в общей системе гос.органов; институты, устанавливающие порядок формирования и деятельности полит.партий, общественных организаций и движений. В трудовом праве есть институты, связанные с заключением и осуществлением трудовых договоров, начислением и выплатой заработной платы, соблюденией трудовой дисциплины, оформлением и уходом на пенсию.

Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права, существуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права (смешанные институты).

5.

Радько

Система права и система законодательства соотносятся как содержание и внешняя форма права.

Система права – это совокупность взаимосвязанных юридических норм, институтов права, отраслей права.

Система законодательства – это совокупность источников права, т. е. система нормативных правовых актов, которые являются формой выражения правовых норм.

Соотношение системы права и системы законодательства:

  1.  система права характеризует содержание права, т. е. внутреннюю структуру права, а система законодательства – внешнюю форму выражения права (строение и состояние источников права);

2. система права обеспечивает взаимодействие правовых норм, источников права и отраслей права при регулировании общественных отношений, а система законодательства – наличие необходимой для регулирования общественных отношений правовой информации;

3. в системе права исходный элемент – это норма права, а в системе законодательства – нормативный правовой акт;

4. характер системы права – объективный, а системы законодательства – объективно–субъективный, но в значительной степени субъективный;

5. система права является первичной, а система законодательства – производной, так как отражает систему права и строится на ее основе.

Отличия системы права от системы законодательства:

1. первичный элемент системы права – юридическая (правовая) норма, а первичный элемент системы законодательства – нормативный правовой акт;

2. отрасль системы права не всегда совпадает с отраслью системы законодательства. Возможны:

а) существование отрасли права, но отсутствие соответствующей ей отрасли законодательства;

б) существование отрасли в системе законодательства, но отсутствие соответствующей отрасли в системе права;

в) полное совпадение отрасли в системе права с соответствующей отраслью в системе законодательства;

3. по объему система законодательства значительно шире системы права, так как право не существует вне законодательства, а в законодательство в широком смысле входит право и некоторые положения, которые не являются правом;

4. в системе права отрасли и институты права подразделяются и по предмету, и по методу правового регулирования, а в системе законодательства – только по предмету;

5. в системе права деление происходит по горизонтали (правовая норма, институт права, отрасль права), а в системе законодательства – как по горизонтали (отраслевое), так и по вертикали (иерархическое), так как система законодательства непосредственно отражает федеративную структуру государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45103. Legal profession in Russia 15.84 KB
  I wаnt to tell you bout min kind’s legl profession in Russi. dvocte is licensed lwyer to prctice lw nd independent dviser on legl issues. He should hve higher legl eduction t lest two yers of legl experience nd to pss qulifiction exms. They consult clients on legl issues; drft documents present clients in ll kinds of civil dministrtive litigtions provide criminl defense; nd do ll other legl services.
45104. London 13.53 KB
  London is the capital of the Great Britain. Population of London is about 8 million people. It’s one of the largest cities in the world. It’s one of the most important commercial, cultural and political centers in the world
45105. Police 12.84 KB
  Police is the gency of community or government tht is responsible for mintining public order preventing nd detecting crime. The bsic police mission –preserving order by enforcing rules of conduct lws. The conception of the police force s protective nd lw enforcement orgniztion developed from the use of militry bodies s gurdins of pece such s the Pretorin Gurd – bodygurd of the ncient Romn Emperors.
45106. Ural State Law Academy and study work 27.5 KB
  I’m second yer student of the Url Stte Lw cdemy. Now I wnt to tell some words bout the history our cdemy. The Lw cdemy is one of the biggest higher eductionl institutions in our country. Now it is clled the Url Stte Lw cdemy.
45107. Judicial system of the Russian Federation 27 KB
  Usully these tke the form of hierrchy of courts. In Russi there re bout 14000 judges in 2500 courts of generl jurisdiction on vrious levels. There re courts of first nd second instnce. court of second instnce is one which exmines ppels nd protests ginst sentences nd decisions of courts of first instnce.
45108. The Russian Federation 16.87 KB
  The country is multintion stte. Stte structure The Russin Federtion is democrtic federl stte with republicn form of power. The Hed of Stte is president. The stte emblems re two heded egle three colored flg with: white red nd blue stripes.
45109. The Ural State Law Academy 15.26 KB
  Lter it ws reorgnized into the Siberin Institute of Soviet Lw. In 1934 the Institute moved into Sverdlovsk got the nme of the Sverdlovsk Institute of Lw nd bore this nme till 1992 Now it is clled the Urls Stte Lw cdemy. Till 1976 there ws only one fculty t the Sverdlovsk Lw Institute – the Lw fculty. The cdemy hs three Institutes t the dy deprtment: the Institute of the Prosecutor’s Office the Institute of Justice nd the Institute of Business nd Lw.
45111. English is a world language 15.09 KB
  English hs become world lnguge becuse of its estblishment s mother tongue outside Englnd. English hs lredy become world lnguge by virtue of the politicl nd economic ntions. People who spek English fll into one of three groups: who hve lerned it s their ntive lnguge; those who hve lerned it s second lnguge in society tht is minly bilingul; nd those who re forced to use it for prticulr purpose – dministrtive professionl or eductionl.