95858

Дорический ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Колонны разностильны из-за того что по мере их подгнивания заменялись каменными. Каменные колонны которым замещались деревянными часто повторяли их удлиненные пропорции как в храме Афины в Мармарии. Для того чтобы уравновесить давление горизонтальных объемов периптера колонны поставлены достаточно часто.

Русский

2015-09-30

770 KB

0 чел.

Дорический ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды).

Один из древнейших храмов ранней архаики – храм Геры в Олимпии. Первоначально он состоял из пронаоса и наоса с двумя рядами столбов внутри. Сделан был из сырцового кирпича. Стены дополнительно укреплялись балками, столбы и балки были деревянными.
В конце 7 в. до н.э. храм был перестроен - расширен и окружен деревянной колоннадой. Мастеров еще не интересовали ясные пропорциональные соотношения – удлиненные пропорции с отношением колонн 6:16. Колонны разностильны из-за того, что по мере их подгнивания заменялись каменными.

Каменные колонны, которым замещались деревянными, часто повторяли их удлиненные пропорции, как в храме Афины в Мармарии. 

Лишь позже утвердились более массивные, по-настоящему дорические пропорции – например, в храме в Керкире на Корфу. Тут некоторая тяжеловесность объема, приземистость пропорций, грузность фронтона.

Большую роль в развитии дорического ордера сыграло возникновение Великой Греции. Отличительные черты дорических периптеров здесь – тяжеловесность пропорций и тяга к грандиозным масштабам. Например, храм Аполлона в Сиракузах (6:16), сильно вытянутый в длину с очень грузными колоннами. Для того, чтобы уравновесить давление горизонтальных объемов периптера, колонны поставлены достаточно часто. Центральная ось здания выявлена расширенным центральным интерколумнием.

Храм Геры в Пестуме (середина 6 в. до н.э.). Соотношение колоннады 9:18. Нечетность колонн обусловлена системой планировки здания – целла храма была разбита на два нефа, имевших свои входы, которые были расположены за интерколумниями по сторонам от центральной колонны фасада. Расплющенный эхин особенно подчеркивает напряженное столкновение давящего и несущего начала.

В храме Деметры в Посейдонии (с классическим соотношением колонн 6:13)) была предпринята попытка введения в дорическую схему элементов ионического ордера. Колонны во внутренней колоннаде возвышались на базе ионийского типа. Лишь в 5 в. до н. э. в Аттике был достигнут синтез дорического и ионийского ордеров.

К середине 6 в. до н.э. в материковой Греции дорический ордер вступает в классическую стадию своего развития.  В храме Аполлона в Дельфах был применен принцип некоторого сгущения колонн к центру, и введена легкая выпуклость линии стилобата, которая снимала впечатление у зрителя ощущение придавленности более тяжелой центральной частью храма. Строгая соразмерность пропорций, пластическая выразительность форм, компенсация неприятных оптических эффектов.