95859

Ионийский ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Египетская колонна стилизованная под цветок лилии но имеет круглую а не продолговатую форму волютообразные завитки капителей в Вавилоне и Ассирии но там не имеет тела орнаментальная плоскостная Кипр финикийская архитектура но тут нет контраста между круглым стволом колонны и четырехгранной капителью плоский ствол плоская капитель.

Русский

2015-09-30

942.2 KB

0 чел.

Ионийский ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды).

Источники орнаментальных мотивов коринфской капители:
1. Волюты – растительный мотив. Египетская колонна, стилизованная под цветок лилии (но имеет круглую, а не продолговатую форму) + волютообразные завитки капителей в Вавилоне и Ассирии (но там не имеет тела, орнаментальная, плоскостная) + Кипр, финикийская архитектура (но тут нет контраста между круглым стволом колонны и четырехгранной капителью, плоский ствол, плоская капитель).

2. Венок из ниспадающих листьев – тоже восточный растительный мотив. Египетская пальмовая капитель.
Итак,
 орнаментальные, декоративные мотивы ионийской капители заимствованы с Востока, но они подчинены совершенно новой, совершенно самостоятельной, чисто греческой конструктивной идее.

Древнейшие дошедшие до нас памятники ионийского зодчества относятся к середине или ко второй половине 6 века до н.э. Пример ранней ионийской капители – капитель храма Артемиды в Эфесе. Горизонтальное развертывание волют, волюты без растительных декораций, они – отвлеченный орнамент. Венок листьев из растительной формы превратился в тектоническую – сплющился, сократился.

В дальнейшем развитии ионийского ордера различают два главных варианта конструктивной схемы — малоазийский и аттический.

Малоазийский вариант.
Храм Афины в Приене (4 век до н. э.).

База малоазийского варианта состоит из двух элементов: из так называемой скоции, то есть желоба, оправленного с обеих сторон орнаментом колец и несколько раз повторенного, и из выпуклого карниза с полукруглым профилем - торуса. Многократное подчеркивание горизонтальных членений доставляет специфическую особенность малоазииской базы.

Ствол  ионийской колонны гораздо тоньше, чем дорийской. Ствол ионийской колонны суживается кверху меньше, чем дорийской, и равномернее — без энтазиса. Нормальное количество каннелюр — двадцать четыре, но часто можно встретить и значительно большее число, например, сорок восемь, как в эфесском Артемисионе. Каннелюры ионийской колонны глубже выдолблены и отделяются друг от друга не острыми гранями, как в дорийской колонне, а тонкими полосками, как бы сохраняющими первоначальную поверхность ствола. Кроме того, каждая каннелюра, заканчивается снизу и сверху закруглением. Вследствие этого создается богатая игра света и тени, пластическая моделировка колонны, и каждая колонна приобретает большую индивидуальность, активность. Антаблемент в ионийской колонне профилирован тоньше, чем в дорийской архитектуре. Ионийский архитрав всегда состоит из нескольких (чаще всего трех) полос, слегка выступающих одна над другой,и замыкается сверху пластически трактованным киматием. В малоазийском варианте, как правило,отсутствует фигурный фриз, и над архитравом следует орнамент зубчиков (дентикулов), который несомненно является пережитком деревянной конструкции, имитируя выступы деревянных балок.

Выделяют две местные разновидности ионийского ордера — эфесскую и самосскую. Главным памятником эфесского варианта является Артемисион в Эфесе.

Самосский вариант ярче всего представлен грандиозным святилишем Геры на острове Самосе. Основное отличие самосского варианта сводится к следующему. Его капитель состоит всегда из двух каменных блоков. Самосскую капитель характеризует своеобразный надлом в горизонтальной ленте, связывающей две волюты, а сами волюты больше свисают вниз. Самосская колонна имеет более низкую базу и поддерживает архитрав непосредственно волютами капители без промежуточной абаки.

Аттический вариант ионийского ордера встречается по большей части в небольших постройках 5 века и часто выступает в сочетании с дорийским ордером (в Парфеноне). Отличительные черты:

База аттической колонны разделена на 3 части: желоб, снизу и сверху обрамленный выпуклыми валами, причем верхний часто украшен плетеным орнаментом. В последующем развитии аттическая база теряет свою массивность, становится ниже и благодаря своему гибкому изяществу в конце концов совершенно вытесняет малоазийскую базу из употребления.
Колонна и антаблемент аттического варианта отличаются от малоазийского большим орнаментальным богатством и большей декоративной пышностью: между киматиеми волютами капители вставлена полоска плетеного орнамента; в антаблементе простой мотив зубчиков сменяется сложным узором фигурного фриза.

В памятниках V века, в храме Ники на Акрополе и особенно в Эрехтейоне, аттический вариант ионийского ордера достигает наибольшей грации и пышности.

В ионическом ордере существует тенденцией к подчеркиванию одного главного фасада. Тенденция эта проявляется в расширении интервала между колоннами, обрамляющими главный вход. Так как расширение интервала проведено только на главном фасаде здания, то между передней и задней стороной храма получается разногласие в количестве колонн - восемь на передней, девять - на задней стороне (Артемисион в Эфесе).

Проблема угловой капители.

Эта проблема вызывало большие затруднения у архитекторов. Сначала оборачивали волюты лицом и к передней и к боковой стороне здания — они сталкивались по диагонали и отгибали друг друга от прямого направления, тогда как с противоположной стороны при столкновении двух реверсов образовывался неприятный пустой угол.

Иктин в храме Аполлона в Бассах пытался применить трехгранную капитель:совершенно отказываясь от киматия, он развертывал три мощных волюты под острым углом друг к другу. Однако такое решение, пригодное для внутренней колоннады ,совершенно не годилось для наружной колоннады периптера. Поэтому ионийскую капитель просто перестали применять для наружной колоннады . Сам Иктин поступает так в Парфеноне: позади перистасы дорийского ордера он помещает по ряду ионийских колонн у переднего и заднего портика.

Чаще всего ионийскую колонну применяли в постройках, имевших только один колонный портик по фасаду, как, например, в храме Ники Аптерос на Афинском Акрополе. Здесь ионийская колонна действительно находится в своей природной сфере — она служит фасаду, она является рельефным украшением передней плоскости здания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10185. Техническая мысль эпохи Возрождения. Изобретения и инженерная деятельность Леонардо да Винчи 34.5 KB
  Техническая мысль эпохи Возрождения. Изобретения и инженерная деятельность Леонардо да Винчи Гениальным ученым-изобретателем эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи 1452-1519 гг.. Он являлся незаконнорожденным сыном нотариуса. Когда Леонардо исполнилось 15 лет отец устр...
10186. Техника XVII - XVIII вв. Создание и использование паровой машины 43.5 KB
  Техника XVII-XVIII вв. Создание и использование паровой машины На протяжении практически всего XVII в. главным источником энергии оставался водяной двигатель. О его потенциальных возможностях свидетельствует крупнейшая гидротехническая установка сооруженная на реке Сена
10187. Трудовая биография и изобретательская деятельность И.И. Ползунова 33.5 KB
  Трудовая биография и изобретательская деятельность И. И. Ползунова Первый в мире универсальный паровой двигатель изобрел русский механик И. И. Ползунов 1728-1766 гг.. Он родился в Екатеринбурге в семье рядового солдата. Окончив горнозаводскую школу. Ползунов стал трудитьс
10188. Стефенсон Д. - основатель мирового локомотивостроения и железнодорожного дела 32 KB
  Д. Стефенсон основатель мирового локомотивостроения и железнодорожного дела Основоположником железнодорожного транспорта принято считать английскою инженера Джорджа Стефенсона 1781-1848 гг.. Он родился в семье потомственных рабочих угольных копи Ньюкасла где и сам на...
10189. Механики Черепановы и их роль в создании первого российского паровоза 34 KB
  Механики Черепановы и их роль в создании первого российского паровоза Первый российский паровоз был создан отцом и сыном Черепановыми Ефимом Алексеевичем 1774-1842 гг. и Мироном Ефимовичем 1803-1849 гг.. Они происходили из крепостных крестьян Выйского завода на Урале. Отец
10190. Технические достижения XIX в. Изобретение радио и двигателя внутреннего сгорания 40 KB
  Технические достижения XIX в. Изобретение радио и двигателя внутреннего сгорания Применение паровой машины на производстве и транспорте обусловило подлинную промышленную революцию XIX в. Механизмом которому было суждено коренным образом изменить жизнедеятельность люд
10191. Развитие средств транспорта в XX – начале XXI вв. Состояние и перспективы железнодорожного дела в современной России 36.5 KB
  Развитие средств транспорта в XX – начале XXI вв. Состояние и перспективы железнодорожного дела в современной России Двигатель внутреннего сгорания помог человеку твердо обосноваться в воздушном пространстве. Использование в этих целях паровой машины оказалось неудачн...
10192. Основные этапы освоения космоса. Жизненный путь и научная деятельность К.Э. Циолковского 34 KB
  Основные этапы освоения космоса. Жизненный путь и научная деятельность К.Э. Циолковского Крупные успехи современной тяжелой авиации всецело связаны с использованием реактивного двигателя. Он основан на принципе движения ракеты т.е. противодействии силе термической р
10193. Создание и совершенствование ЭВМ. Роль электроники и компьютерных технологий в современном мире 47.5 KB
  Создание и совершенствование ЭВМ. Роль электроники и компьютерных технологий в современном мире Логическим результатом эволюции радиоэлектронных технологий стало создание ЭВМ. Назвать точную дату изобретения и автора первой электронной вычислительной машины достат