95859

Ионийский ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Египетская колонна стилизованная под цветок лилии но имеет круглую а не продолговатую форму волютообразные завитки капителей в Вавилоне и Ассирии но там не имеет тела орнаментальная плоскостная Кипр финикийская архитектура но тут нет контраста между круглым стволом колонны и четырехгранной капителью плоский ствол плоская капитель.

Русский

2015-09-30

942.2 KB

1 чел.

Ионийский ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды).

Источники орнаментальных мотивов коринфской капители:
1. Волюты – растительный мотив. Египетская колонна, стилизованная под цветок лилии (но имеет круглую, а не продолговатую форму) + волютообразные завитки капителей в Вавилоне и Ассирии (но там не имеет тела, орнаментальная, плоскостная) + Кипр, финикийская архитектура (но тут нет контраста между круглым стволом колонны и четырехгранной капителью, плоский ствол, плоская капитель).

2. Венок из ниспадающих листьев – тоже восточный растительный мотив. Египетская пальмовая капитель.
Итак,
 орнаментальные, декоративные мотивы ионийской капители заимствованы с Востока, но они подчинены совершенно новой, совершенно самостоятельной, чисто греческой конструктивной идее.

Древнейшие дошедшие до нас памятники ионийского зодчества относятся к середине или ко второй половине 6 века до н.э. Пример ранней ионийской капители – капитель храма Артемиды в Эфесе. Горизонтальное развертывание волют, волюты без растительных декораций, они – отвлеченный орнамент. Венок листьев из растительной формы превратился в тектоническую – сплющился, сократился.

В дальнейшем развитии ионийского ордера различают два главных варианта конструктивной схемы — малоазийский и аттический.

Малоазийский вариант.
Храм Афины в Приене (4 век до н. э.).

База малоазийского варианта состоит из двух элементов: из так называемой скоции, то есть желоба, оправленного с обеих сторон орнаментом колец и несколько раз повторенного, и из выпуклого карниза с полукруглым профилем - торуса. Многократное подчеркивание горизонтальных членений доставляет специфическую особенность малоазииской базы.

Ствол  ионийской колонны гораздо тоньше, чем дорийской. Ствол ионийской колонны суживается кверху меньше, чем дорийской, и равномернее — без энтазиса. Нормальное количество каннелюр — двадцать четыре, но часто можно встретить и значительно большее число, например, сорок восемь, как в эфесском Артемисионе. Каннелюры ионийской колонны глубже выдолблены и отделяются друг от друга не острыми гранями, как в дорийской колонне, а тонкими полосками, как бы сохраняющими первоначальную поверхность ствола. Кроме того, каждая каннелюра, заканчивается снизу и сверху закруглением. Вследствие этого создается богатая игра света и тени, пластическая моделировка колонны, и каждая колонна приобретает большую индивидуальность, активность. Антаблемент в ионийской колонне профилирован тоньше, чем в дорийской архитектуре. Ионийский архитрав всегда состоит из нескольких (чаще всего трех) полос, слегка выступающих одна над другой,и замыкается сверху пластически трактованным киматием. В малоазийском варианте, как правило,отсутствует фигурный фриз, и над архитравом следует орнамент зубчиков (дентикулов), который несомненно является пережитком деревянной конструкции, имитируя выступы деревянных балок.

Выделяют две местные разновидности ионийского ордера — эфесскую и самосскую. Главным памятником эфесского варианта является Артемисион в Эфесе.

Самосский вариант ярче всего представлен грандиозным святилишем Геры на острове Самосе. Основное отличие самосского варианта сводится к следующему. Его капитель состоит всегда из двух каменных блоков. Самосскую капитель характеризует своеобразный надлом в горизонтальной ленте, связывающей две волюты, а сами волюты больше свисают вниз. Самосская колонна имеет более низкую базу и поддерживает архитрав непосредственно волютами капители без промежуточной абаки.

Аттический вариант ионийского ордера встречается по большей части в небольших постройках 5 века и часто выступает в сочетании с дорийским ордером (в Парфеноне). Отличительные черты:

База аттической колонны разделена на 3 части: желоб, снизу и сверху обрамленный выпуклыми валами, причем верхний часто украшен плетеным орнаментом. В последующем развитии аттическая база теряет свою массивность, становится ниже и благодаря своему гибкому изяществу в конце концов совершенно вытесняет малоазийскую базу из употребления.
Колонна и антаблемент аттического варианта отличаются от малоазийского большим орнаментальным богатством и большей декоративной пышностью: между киматиеми волютами капители вставлена полоска плетеного орнамента; в антаблементе простой мотив зубчиков сменяется сложным узором фигурного фриза.

В памятниках V века, в храме Ники на Акрополе и особенно в Эрехтейоне, аттический вариант ионийского ордера достигает наибольшей грации и пышности.

В ионическом ордере существует тенденцией к подчеркиванию одного главного фасада. Тенденция эта проявляется в расширении интервала между колоннами, обрамляющими главный вход. Так как расширение интервала проведено только на главном фасаде здания, то между передней и задней стороной храма получается разногласие в количестве колонн - восемь на передней, девять - на задней стороне (Артемисион в Эфесе).

Проблема угловой капители.

Эта проблема вызывало большие затруднения у архитекторов. Сначала оборачивали волюты лицом и к передней и к боковой стороне здания — они сталкивались по диагонали и отгибали друг друга от прямого направления, тогда как с противоположной стороны при столкновении двух реверсов образовывался неприятный пустой угол.

Иктин в храме Аполлона в Бассах пытался применить трехгранную капитель:совершенно отказываясь от киматия, он развертывал три мощных волюты под острым углом друг к другу. Однако такое решение, пригодное для внутренней колоннады ,совершенно не годилось для наружной колоннады периптера. Поэтому ионийскую капитель просто перестали применять для наружной колоннады . Сам Иктин поступает так в Парфеноне: позади перистасы дорийского ордера он помещает по ряду ионийских колонн у переднего и заднего портика.

Чаще всего ионийскую колонну применяли в постройках, имевших только один колонный портик по фасаду, как, например, в храме Ники Аптерос на Афинском Акрополе. Здесь ионийская колонна действительно находится в своей природной сфере — она служит фасаду, она является рельефным украшением передней плоскости здания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54823. Клуб внимательных пешеходов 60.5 KB
  Сегодня мы проверим насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения и умело применяете знания на практике Юные пешеходы Будущие водители Дети и родители Велосипедисты и автомобилисты. Азбуку эту помни всегда чтобы с тобой не случилась беда Везде и всюду правила Их надо знать всегда Свои имеют правила шофер и пешеход Как табличку умножения как урок Помни правила движения назубок Внимание Внимание Вас ожидает состязание На лучшее знание и выполнения Правил дорожного движения Перед нами 2 команды. Послушайте правила игры.
54824. Воспитательный час по ПДД 46 KB
  Денис: Приветствую Вас ребята Здесь в лесу проходит дорога. Вот теперь идите смело Пешеходам путь открыт Проходите разрешаю Не беда что я один Я надежно защищаю От трамваев и машин Денис Ну что ребята запомним сигналы Светофора. Заяц Денис помоги Денис Что случилось Зайчик Заяц Большая беда может произойти Денис Я слушаю рассказывай.
54825. Правила дорожнього руху знай – життя і здоров’я зберігай 49.5 KB
  Мета заходу: закріпити навички учнів з ПДР; навчити їх постійно дотримуватися правил ПДР, аналізувати їх значення, не ризикувати своїм життям і здоров’ям, перебуваючи на дорозі; виховувати почуття відповідальності, свідомого ставлення до реальних подій, дисциплінованості; формувати соціальну і здоров’язберігаючу компетенцію.
54826. МИР У ВСЬОМУ СВІТІ 73 KB
  Preparation: To create props for the assembly, which say: «To Peace in the world» and «People become terrorists because…», and will be displayed on the stage of the Assembly Hall. Pictures about terrorism will be displayed on the screen. Materials needed: Multimedia equipment, notebook, cards with the songs and poems about «To Peace in the world»
54827. Основні складові трудової діяльності дошкільників 50.5 KB
  Сьогодні ми знову зібралися для того щоб поговорити про дуже важливу проблему трудове виховання дітей дошкільного віку. Щоб поліпшити його необхідно переглянути систему знань про працю дорослих членів суспільства які отримують діти змінити ставлення до людей праці і сформувати у дітей працелюбність як одну з базових якостей особистості. Знання стимулюють розвиток моральних почуттів дітей та спонукають їх до діяльності. Залишаючись актуальною протягом всієї історії розвитку людства проблема трудового...
54828. Педагогіка орієнтована на дитину 89.5 KB
  Що мається на увазі під поняттям діти с особливими потребами Це діти які в силу різних причин потребують посиленої уваги педагогів що здійснюють навчання виховання соціальну підтримку цих дітей тобто діти яких природа позбавила можливості на достатньому рівні сприймати світ й відчувати свою належність до нього через хвороби вади чи патологічний стан. Сьогодні ми поділимося досвідом як проходить процес навчання та виховання таких дітей у нашому закладі: якою повинна бути звичайна освіта для особливих дітей. Тому сьогодні на...
54829. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Приемы активизации аудитории» 36 KB
  Учебнохудожественные задачи: познакомить с методами активизации испробовать методы на аудитории и проверить их эффективность.Основная часть: Назначение методов активизации аудитории привлечение внимания формирование интереса создание доверия возбуждение желания призыв к действию. Методы активизации аудитории подсадка.
54830. Эластичность спроса на ресурсы. Факторы эластичности спроса на ресурсы 32.04 KB
  Если у ресурса много хороших заменителей, то эластичность спроса на него будет высокая, поскольку повышение цены заставит производителя резко сократить спрос и использовать альтернативные факторы производства. И наоборот, если у ресурса нет серьезных заменителей...
54831. Видатні педагоги про збереження здоров’я дитини 269.5 KB
  Але для того щоби насолоджуватися скарбами природи людина має бути здоровою сильною та розумною. Павлов Зміцнити здоровя людини в дитинстві не допустити щоб дитина вступила в юність кволою і млявою це означало дати їй усю повноту життєвих радощів В. Особливого значення набуває формування гармонійно розвиненої суспільно активної фізично досконалої здорової особистості.