95859

Ионийский ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Египетская колонна стилизованная под цветок лилии но имеет круглую а не продолговатую форму волютообразные завитки капителей в Вавилоне и Ассирии но там не имеет тела орнаментальная плоскостная Кипр финикийская архитектура но тут нет контраста между круглым стволом колонны и четырехгранной капителью плоский ствол плоская капитель.

Русский

2015-09-30

942.2 KB

1 чел.

Ионийский ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды).

Источники орнаментальных мотивов коринфской капители:
1. Волюты – растительный мотив. Египетская колонна, стилизованная под цветок лилии (но имеет круглую, а не продолговатую форму) + волютообразные завитки капителей в Вавилоне и Ассирии (но там не имеет тела, орнаментальная, плоскостная) + Кипр, финикийская архитектура (но тут нет контраста между круглым стволом колонны и четырехгранной капителью, плоский ствол, плоская капитель).

2. Венок из ниспадающих листьев – тоже восточный растительный мотив. Египетская пальмовая капитель.
Итак,
 орнаментальные, декоративные мотивы ионийской капители заимствованы с Востока, но они подчинены совершенно новой, совершенно самостоятельной, чисто греческой конструктивной идее.

Древнейшие дошедшие до нас памятники ионийского зодчества относятся к середине или ко второй половине 6 века до н.э. Пример ранней ионийской капители – капитель храма Артемиды в Эфесе. Горизонтальное развертывание волют, волюты без растительных декораций, они – отвлеченный орнамент. Венок листьев из растительной формы превратился в тектоническую – сплющился, сократился.

В дальнейшем развитии ионийского ордера различают два главных варианта конструктивной схемы — малоазийский и аттический.

Малоазийский вариант.
Храм Афины в Приене (4 век до н. э.).

База малоазийского варианта состоит из двух элементов: из так называемой скоции, то есть желоба, оправленного с обеих сторон орнаментом колец и несколько раз повторенного, и из выпуклого карниза с полукруглым профилем - торуса. Многократное подчеркивание горизонтальных членений доставляет специфическую особенность малоазииской базы.

Ствол  ионийской колонны гораздо тоньше, чем дорийской. Ствол ионийской колонны суживается кверху меньше, чем дорийской, и равномернее — без энтазиса. Нормальное количество каннелюр — двадцать четыре, но часто можно встретить и значительно большее число, например, сорок восемь, как в эфесском Артемисионе. Каннелюры ионийской колонны глубже выдолблены и отделяются друг от друга не острыми гранями, как в дорийской колонне, а тонкими полосками, как бы сохраняющими первоначальную поверхность ствола. Кроме того, каждая каннелюра, заканчивается снизу и сверху закруглением. Вследствие этого создается богатая игра света и тени, пластическая моделировка колонны, и каждая колонна приобретает большую индивидуальность, активность. Антаблемент в ионийской колонне профилирован тоньше, чем в дорийской архитектуре. Ионийский архитрав всегда состоит из нескольких (чаще всего трех) полос, слегка выступающих одна над другой,и замыкается сверху пластически трактованным киматием. В малоазийском варианте, как правило,отсутствует фигурный фриз, и над архитравом следует орнамент зубчиков (дентикулов), который несомненно является пережитком деревянной конструкции, имитируя выступы деревянных балок.

Выделяют две местные разновидности ионийского ордера — эфесскую и самосскую. Главным памятником эфесского варианта является Артемисион в Эфесе.

Самосский вариант ярче всего представлен грандиозным святилишем Геры на острове Самосе. Основное отличие самосского варианта сводится к следующему. Его капитель состоит всегда из двух каменных блоков. Самосскую капитель характеризует своеобразный надлом в горизонтальной ленте, связывающей две волюты, а сами волюты больше свисают вниз. Самосская колонна имеет более низкую базу и поддерживает архитрав непосредственно волютами капители без промежуточной абаки.

Аттический вариант ионийского ордера встречается по большей части в небольших постройках 5 века и часто выступает в сочетании с дорийским ордером (в Парфеноне). Отличительные черты:

База аттической колонны разделена на 3 части: желоб, снизу и сверху обрамленный выпуклыми валами, причем верхний часто украшен плетеным орнаментом. В последующем развитии аттическая база теряет свою массивность, становится ниже и благодаря своему гибкому изяществу в конце концов совершенно вытесняет малоазийскую базу из употребления.
Колонна и антаблемент аттического варианта отличаются от малоазийского большим орнаментальным богатством и большей декоративной пышностью: между киматиеми волютами капители вставлена полоска плетеного орнамента; в антаблементе простой мотив зубчиков сменяется сложным узором фигурного фриза.

В памятниках V века, в храме Ники на Акрополе и особенно в Эрехтейоне, аттический вариант ионийского ордера достигает наибольшей грации и пышности.

В ионическом ордере существует тенденцией к подчеркиванию одного главного фасада. Тенденция эта проявляется в расширении интервала между колоннами, обрамляющими главный вход. Так как расширение интервала проведено только на главном фасаде здания, то между передней и задней стороной храма получается разногласие в количестве колонн - восемь на передней, девять - на задней стороне (Артемисион в Эфесе).

Проблема угловой капители.

Эта проблема вызывало большие затруднения у архитекторов. Сначала оборачивали волюты лицом и к передней и к боковой стороне здания — они сталкивались по диагонали и отгибали друг друга от прямого направления, тогда как с противоположной стороны при столкновении двух реверсов образовывался неприятный пустой угол.

Иктин в храме Аполлона в Бассах пытался применить трехгранную капитель:совершенно отказываясь от киматия, он развертывал три мощных волюты под острым углом друг к другу. Однако такое решение, пригодное для внутренней колоннады ,совершенно не годилось для наружной колоннады периптера. Поэтому ионийскую капитель просто перестали применять для наружной колоннады . Сам Иктин поступает так в Парфеноне: позади перистасы дорийского ордера он помещает по ряду ионийских колонн у переднего и заднего портика.

Чаще всего ионийскую колонну применяли в постройках, имевших только один колонный портик по фасаду, как, например, в храме Ники Аптерос на Афинском Акрополе. Здесь ионийская колонна действительно находится в своей природной сфере — она служит фасаду, она является рельефным украшением передней плоскости здания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85324. Функции традиционного народного костюма 39.08 KB
  В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество вышивка кружевоплетение низание шитье аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей кожи меха лыка бисера бус блесток пуговиц шелковых лент тесьмы позумента кружев птичьих перьев речного жемчуга перламутра цветных граненных стеклышек и др. Хранителями древних традиций народного костюма у русских как и большинства других народов были крестьяне.Борева включал не только зачатки различных видов...
85325. Семиотические основы изучения народной художественной культуры 39.09 KB
  Решающим фактором народной культуры является процесс антропогенеза и происхождения народной культуры как таковой. В животном мире культуры не существует. В животном мире обнаруживаются явления которые в дальнейшем послужили основанием для формирования народной культуры.
85326. Семейно-бытовые праздники и обряды: структура, функции и художественные элементы 47.87 KB
  Понятие обычая обряда ритуала традиции Мы видим что стремлением людей ярко красиво торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. являются переломными моментами в жизни людей меняющими их отношения с окружающими дающими им новые права и предъявляющими новые требования. Что же заключается в понятии обряд В чем его сущность Почему во все времена начиная с первобытнообщинного строя люди отмечали торжественными ритуальными действиями наиболее выдающиеся события...
85327. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева 42.19 KB
  В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природнобиологическом характере этноса обусловленного тем что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географоклпматических условиях.cnn же некоторое количество людей обладающих этим признаком соберется вместе объединенные одной целью если при этом они находятся в благоприятных географических условиях необходим разнообразный ландшафт появляется зародыш нового этноса начинается бурный процесс...
85328. Основные принципы формирования понятия народной художественной культуры 38.78 KB
  До сих пор понимание предметного поля каждого ил этих образований народной к остается весьма дискурсивным. Тем более что ряд наук филология история этнография искусствоведение претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении народной культуры преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в ХХ в.
85329. Традиционные и инновационные формы народной художественной культуры 39.23 KB
  В народной художественной культуре любого народа постоянно появляется и бытует огромное количество образований представляюших собой традиционный фольклор традиции и новых образований связанных с традиционными художественными структурами новации. В культурологии сочетанием традиции и новации обозначают две взаимозависимые стороны развития культуры в которых зафиксирована мысль о том что она содержит в себе как устойчивые так и изменчивые моменты. Глобальная характеристика культуры заключается в единстве традиции и новаторства...
85330. Поняття «норма» і «аномалія» в психології 31.92 KB
  Норма лат. В практичній психології і педагогіці сьогодні працюючими є поняття учбова норма; соціальновікова норма індивідуальна норма. Питання про аномалії в розвитку може розглядатися тільки в контексті знання про нормальні параметри цих процесів і поведінки.
85331. Полісенсорна система навчання слабочуючих дітей і комунікаційна система навчання глухих 38.93 KB
  Отже потрібно для нього створити відповідні його природі умови. У сучасній дидактичній системі навчання мови глухих дітей за принципом формування мовного спілкування С.Зиков розрізняють три форми словесної мови: дактильная усна і письмова. В якості вихідної форми мови найбільш повно відповідає природі глухого дитини використовується пальцева сприймається зором форма словесної мови дактильная форма.
85332. Психолого-педагогічні основи розвитку і освіти дітей зі складним дефектом 37.31 KB
  Залежно від структури порушення діти з поєднаними порушеннями поділяються на три основні групи. У першу входять діти з двома вираженими психофізичними порушеннями кожне з яких може викликати аномалію розвитку: сліпоглухих діти розумово відсталі глухі слабочуючі із затримкою психічного розвитку первинної. У другу групу мають одне істотне психофізичний порушення провідне і супутнє йому інше порушення виражене в слабкому ступені але помітно обтяжлива хід розвитку: розумово відсталі діти з невеликим зниженням слуху. У третю групу...