95862

Греческая скульптура раннеархаического периода. Статуи богов и адорантов, произведения торевтики и бронзового литья. Женская статуя из Ауксеры, Артемида с острова Делос

Доклад

Культурология и искусствоведение

Статуи богов и адорантов произведения торевтики и бронзового литья. На самом же деле следует провести очень важное разграничение: если в греческих декоративных ансамблях во фронтонах и фризах неограниченно господствует камень то понятие отдельной круглой статуи было для грека гораздо более тесно связано с металлом чем с камнем.

Русский

2015-09-30

687.65 KB

0 чел.

Греческая скульптура раннеархаического периода. Статуи богов и адорантов, произведения торевтики и бронзового литья. Женская статуя из Ауксеры, Артемида с острова Делос.

Главное отличие греческой скульптуры от египетской заключалось в том, что если для египтян понятие скульптуры было однозначно «высеканию в камне», то в греческой скульптуре «литье из металла» играло не меньшую, а может быть и большую роль. Гибель большинства греческих бронзовых оригиналов, а также обилие позднейших копий из мрамора в значительной мере искажают для нас общую картину греческого пластического искусства, давая чрезмерный перевес мраморным образцам. На самом же деле следует провести очень важное разграничение: если в греческих декоративных ансамблях, во фронтонах и фризах, неограниченно господствует камень, то понятие отдельной, круглой статуи было для грека гораздо более тесно связано с металлом, чем с камнем.

Греческие литературные источники называют изобретателями литья из бронзы двух скульпторов с острова Самоса —Теодора и Ройка, работавших на рубеже VII и VI веков.

Путем сочетания двух старинных техник-—воскового отлива и металлической ковки по деревянному остову — они пришли к идее новой монументальной техники литья из бронзы: с помощью деревянной, составленной из частей, модели.

Критская школа

полумифический скульптор Дедал

Некоторые из критских находок дают нам представление о пластической концепции если не самого Дедала, то вдохновленных им первых греческих скульпторов. Статуи исполнены из грубого известняка, но в технике обработки камня —в преобладании острых углов и прямых линий — чувствуются явные следы ножа и пилы, специфических инструментов деревянной скульптуры. Два торса (из Элевтерны и Айгиоргитики), например, изображают мужчин со сложной прической из завитых локонов; торсы эти принадлежали, вероятно, сидящим фигурам и отличаются массивными, тяжелыми, словно ожиревшими формами. Лучше сохранилась статуя сидящей женщины из святилища в Принии. На голове у женщины нечто вроде короны или кокошника, ее волосы заплетены во множество коротких кос; она одета в туго перепоясанный пеплос, сверх которого на плечи накинута короткая накидка; на нижней части ее одежды вышито изображение сфинкса между двумя рядами розеток.

К тому же критскому кругу Дедалидов относится и Ауксеррская женская статуэтка из известняка.

Возможно, что именно на Крите надо искать первоисточники и другого излюбленного типа архаической скульптуры — стоящей фигуры обнаженного юноши. Одним из древнейших образцов этого типа является «Криофор» Берлинского антиквариума — бронзовая статуэтка юноши, держащего на плечах барана. Статуэтка «Криофора» принадлежит, вероятно, началу VII века, так как в ней отсутствует мотив выдвинутой вперед левой ноги, занесенный в Грецию из Египта и ставший обязательным для обнаженных статуй архаического периода. Вообще в статуэтке «Криофора» сильнее проявляются пережитки минойских традиций, чем восточные влияния. К этим минойским пережиткам относится, например, передник, туго стянутая поясом талия и в особенности движение рук с резко отставленными в стороны локтями. Но, вместе с тем, «Криофору» свойственны уже и чисто греческие черты, которые мы тщетно стали бы искать в египетской или минойской скульптуре — интерес к структуре человеческого тела, к сочленениям, стремление прощупать костяк в ногах и в грудной клетке.

Одно из первых мраморных изваяний, найденное в крупном религиозном центре греков Делосе, статуя Артемиды, полна огромной силы воздействия. Образ прост и в то же время монументально-торжествен. Симметрия выступает во всем: волосы разделены на четыре ряда локонов слева и справа, плотно прижаты к телу руки. Предельной лаконичностью форм мастер достигает впечатления спокойной властности божества.

Артемида Делосская, около 650 года до нашей эры

Женская статуэтка, известная как "Леди Ауксер" 

Крит

Приблизительно 630 до н.э.

Известняк

Высота 75 см

Идентификация и точное происхождение этой статуэтки, обнаруженной в 1907 при раскопках Ауксерского музея, остаётся загадкой. Однако она является прекрасным примером "Дедалического" стиля, в котором в VII веке в Греции начали выполнять каменные статуи. Лицо U-образной формы, волосы, убранные в тяжёлые локоны, строго фронтальная ориентация характерны для этого стиля, получившему своё название по имени инженера Дедала, которому в древности приписывали большинство старинных статуй


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10590. Фасады реконструируемых зданий с учетом новых теплозащитных и архитектурно-художественных свойств 2.26 MB
  Фасады реконструируемых зданий с учетом новых теплозащитных и архитектурнохудожественных свойств. Фасадные системы предназначены для использования в новом строительстве а также при капитальном ремонте и реконструкции существующих зданий в целях придания зданию со
10591. Космоцентризм. Античная философия 60.5 KB
  Античная философия: космоцентризм Античная философия возникла в греческих городах-государствах полисах на рубеже VII-VI вв. до н.э. Первая стадия досократовская VIIV вв. до н.э.. Представители: Милетская школа Гераклит Эфесский элейская школа Пифагор и его послед...
10592. Философия Возрождения: антропоцентризм (XV –XVI вв.) 50 KB
  Философия Возрождения: антропоцентризм XV XVI вв. С XV века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур техническими открытиями и нововведениями самопрялка ткацкий станок водяное к...
10593. Немецкая классическая философия во второй половине XVIII века 56 KB
  Немецкая классическая философия В Германии во второй половине XVIII века сформировалось новое направление немецкая классическая философия. Ее представители: Кант дуалист Фихте субъективный идеалист Шеллинг объективный идеалист Гегель объективный идеали
10594. Отечественная философия XIX - начала XX веков 82.5 KB
  Отечественная философия XIX начала XX веков Русская философия начинает свое существование с XIX века. Основная тема которая на протяжении почти целого столетия занимала умы русской интеллигенции историческая судьба России ее прошлое настоящее и будущее ее историче...
10595. Предмет и цель математического моделирования 19.24 KB
  Предмет и цель математического моделирования. В развитии различных областей человеческой деятельности математика оказывала и оказывает существенное влияние. Ее роль складывалась исторически и зависела от двух факторов: степени развития математических понятий и ма
10596. Математическое моделирование системы индукционного нагрева 32.53 KB
  Математическое моделирование системы индукционного нагрева. Система индукционного нагрева представляет собой в общем случае источник питания индуктор нагреваемое тело и окружающую среду. Источник питания будь то генератор повышенной частоты тиристорный п...
10597. Тепловая задача. Основные положения. Критерии и числа подобия 67.46 KB
  Тепловая задача. Основные положения. Критерии и числа подобия В настоящее время существует немало как аналитических так и численных методов решения тепловых задач для тел цилиндрической и прямоугольной формы. В случае нагрева тел более сложной формы для решения п...
10598. Методы решения краевых задач. Метод разделения переменных (Метод Фурье) 119.66 KB
  Методы решения краевых задач. Метод разделения переменных Метод Фурье. Метод разделения переменных относится к классическим методам решения линейного дифференциального уравнения теплопроводности. При его применении вначале находится совокупность частных решений...