95863

Греческая скульптура раннеархаического периода. Аполллоны и куросы

Доклад

Культурология и искусствоведение

Раньше все эти статуи стоящих обнаженных юношей называли Аполлонами. Возможно что действительно некоторые из них изображают Аполлона; но большинство статуй несомненно воплощают не богов а людей образы умерших поставленные на их могилах статуи атлетов победителей на Олимпийских состязаниях.

Русский

2015-09-30

621.5 KB

0 чел.

Греческая скульптура раннеархаического периода. Аполллоны и куросы.

В архаическую эпоху выдвинулись скульптурные школы в Аргосе и Сикионе. Основной и почти исключительной темой этих скульптурных школ является обнаженная мужская фигура.

Раньше все эти статуи стоящих обнаженных юношей называли «Аполлонами». Возможно, что действительно некоторые из них изображают Аполлона; но большинство статуй несомненно воплощают не богов, а людей — образы умерших, поставленные на их могилах, статуи атлетов, победителей на Олимпийских состязаниях. Поэтому в применении к этому типу архаических статуй довольствуются более нейтральным названием: курос — юноша.

Тип архаического «Аполлона» создался под известным влиянием египетских статуй. От этого египетского прототипа архаические «Аполлоны» надолго удержали и выдвинутую вперед левую ногу, и опущенные со сжатыми кулаками руки.

Но уже с первых шагов греческие скульпторы обнаруживают самобытность своей концепции и вносят в образ «Аполлона» черты, чуждые египетской скульптуре: во-первых, полную обнаженность статуи, во-вторых, интерес к структуре, к органическим функциям человеческого тела и, наконец, свободу, независимость статуи от всего окружающего.

Полимед

К концу VII — началу VI века тип куроса достигает своего полного развития. К этому именно времени относится одно из самых ярких произведений дорийской школы: две статуи обнаженных юношей, найденные в Дельфах. Согласно надписям, они являются работами скульптора Полимеда из Аргоса и изображают Клеобиса и Битона, прославленных Геродотом за их сыновнюю любовь. Несмотря на выдвину тую вперед ногу, статуи Полимеда погружены в абсолютную неподвижность. Руки. сжатые в кулаки, плотно прижаты к бедрам. Плечи, бедра и колени статуй находятся на одном уровне; подошвы ног плотно примыкают к земле.

Скульптор проявляет интерес к строению человеческого тела. С особым вниманием Полимед изучает рисунок коленной чашечки, точной линией проводит он границу между животом и грудной клеткой; обобщенно, суммарно трактованы все мягкие части тела — бедра, живот.

Его скульптуру можно сравнить с дорическим ордером в архитектуре, где точно так же преобладает интерес к конструкции.

Статуи Полимеда показывают, каких усилий стоило архаическому скульптору овладеть конструкцией и объемом человеческого тела. Профиль статуи представлял для скульптора очень большие затруднения: бедра слишком широки, грудь слишком плоска, ухо посажено слишком далеко назад. Создается впечатление, что между фасом и профилем статуи нет органического единства, что они как бы принадлежат двум различным существам.

Эта несогласованность профиля и фаса является результатом моторного представления формы, когда художник как бы по отдельности ощупывает каждое измерение тела, не в силах охватить их сразу, в одном взгляде. Этому вторила и техника работы архаического скульптора. Он видел объем с четырех сторон, и они подвергались последовательной обработке. В результате статуя греческой архаики имеет чистый профиль и чистый фас, но лишена пластики переходов от одного к другому.

Статуи Полимеда знакомят нас не только с общедорийскими признаками в архаической скульптуре, они являются, вместе с тем, и одним из первых образцов самой выдающейся из дорийских школ — школы Аргоса. Для аргосской школы характерна спокойная мощь, которой веет от всех созданий аргосской школы, будь то мужская или женская статуя, одетая или обнаженная фигура. Кубической формы череп с низким лбом и квадратное, могучее, приземистое тело составляют идеал аргосской школы. Аргосских скульпторов занимают не мелкие детали в строении человеческого тела, а его общие тектонические функции, отношение между несущими и опирающимися частями,контраст напряженных и свободных мускулов.

Ионийская школа

Ионийцы предпочитают одетую фигуру обнаженной. Уже около 600 года, в то время как дорийские скульпторы довольствуются грубым известняком, на островах Эгейского моря скульпторы начинают переходить к мрамору. Острова Наксос и Парос особенно прославились и своим мрамором, и мастерами в его обработке. Ионийцам принадлежит первенство и в технике литья из бронзы.

Стоит отметить, что ионийцам ближе декоративные задачи скульптуры.

Сильное влияние восточного искусства обнаруживает и другой декоративный ансамбль ионийской школы. Дорога священных процессий, которая вела от гавани к знаменитому храму Аполлона, так называемому Дидимейону, с двух сторон была украшена сидящими статуями — по всей вероятности, портретами жрецов святилища, принадлежавших к семейству Бранхидов. И тема сидящих статуй, и способ их установки — чисто египетские, напоминающие аллеи статуй, ведущие к египетскому храму.

Эти памятники Бранхидов лучше всего вводят нас в существо ионийской пластической концепции, так как именно в искусстве наиболее восточных ионийских областей контраст с дорийским стилем сказывается особенно резко. Статуи сидящих Бранхидов воздвигались в течение всего VI века. Шаг за шагом можно проследить, как члены тела дифференцируются, выделяются из массы каменного блока, яснее проступают сквозь складки одежды. Но основные пластические принципы, точно так же как типично ионийский идеал человеческого тела, остаются неизменными в течение всего архаического периода. Скульптор здесь совершенно забывает о скелете и видит только мягкую, расплывающуюся массу.

Всем Бранхидам свойственны приземистые пропорции, все они толсты, тяжеловесны и вялы в движениях. В трактовке тела ионийский скульптор избегает всяких острых углов, всяких резких границ и стремится к мягкому, текучему ритму поверхности. Очень плавный декоративный узор чертят плоские слои одежды.

Мастера ионийской школы первыми обратились к проблеме трактовки форм тела через прозрачный слой одежды.

Ионийские скульпторы уловили то, что было еще совершенно недоступно дорийской школе —специфическую жизнь глаз, эмоциональный эффект взгляда. За полуопущенными веками ионийских голов впервые начинает пробуждаться душа человека. Вместе с тем, ионийские скульпторы первые пытаются освободить человеческую фигуру от той изоляции, от той суровой замкнутости, в которой пребывает дорийская статуя. Ионийского скульптора занимает не столько самое тело, сколько его поверхность, пространство, его окружающее, и воздух, его овевающий.

Аттическая школа

Самые ранние из известных нам произведений аттической скульптуры восходят к концу VII векa. Сюда относится прежде всего голова, найденная у Дипилонских ворот. При всей своей примитивности, это, несомненно, одно из самых оригинальных произведений архаической скульптуры. Узкая в фас и широкая в профиль голова высечена удивительно монументальными, широкими и ясными плоскостями. Черты лица и волосы трактованы чисто орнаментально. Этот орнамент словно проникает внутрь, в самую конструкцию пластической формы (особенно поучительна в этом смысле совершенно абстрактная, орнаментально-тектоническая трактовка уха). В дипилонской голове есть что-то возвышенное и, вместе с тем, демоническое, присущее только произведениям ранней аттической школы.

С аттической концепцией мужского обнаженного тела знакомит нас курос, найденный на мысе Сунион и относящийся, вероятно, тоже к концу VII века. Из внешних признаков обращают на себя внимание огромные глаза с почти прямой линией нижнего века и высокие прямые плечи, столь отличные от покатых плеч ионийских «Аполлонов». Характерно также тяготение аттических скульпторов к треугольно стилизованным формам. Как и в дипилонской голове, поражает монументальная трактовка тела широкими обобщенными плоскостями и орнаментальная точность в рисунке деталей (например, колен, ребер, сгиба руки у локтя). Наконец, следует отметить еще одну интересную особенность в статуе из Суниона: она поставлена на постаменте не совсем прямо, а несколько наискось к его передней плоскости. Что это не случайный недочет, доказывает другая статуя юноши, найденная в том же месте и, возможно, состав лявшая дополнение к «Аполлону». Как же следует понимать это своеобразное отклонение от прямой оси? Очевидно, это одна из первых попыток уйти от фронтального восприятия и поместить статую во все измерения сразу.

К 560 году до н. э. относится знаменитая статуя мужчины с теленком на плечах,так называемого Мосхофора, найденная на Афинском Акрополе. Здесь афинский скульптор пытается решить смелую задачу—показать форму тела сквозь прозрачную, открытую спереди одежду. Однако разрешить эту задачу чисто пластическим путем он не в состоянии. Если бы не резко очерченная кайма одежды и не яркая ее окраска пурпурным цветом (в контраст к белому телу и голубому теленку), то вообще было
бы трудно догадаться, что тело Мосхофора частично скрыто под одеждой. Это затруднение с одеждой у архаического скульптора явилось несомненным следствием его осязательного восприятия натуры. Архаический скульптор подходил к проблеме одетой фигуры не оптически, не снаружи, а изнутри, от ощущения собственного тела, прикрытого одеждой. Статуя изображает некоего афинского господина Ромба, жертвующего теленка из своего стада на алтарь богини Афины. Это, таким образом, один из первых портретов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60267. Обрядовість українців (Інтелектуальна творчо-пошукова гра) 71.5 KB
  ІІ конкурс Народні звичаї Кого кличуть їсти голодну кутю Мороз Коли настає Новий рік за старим стилем З 13 на 14 січня Яку назву має той період коли не можна їсти мясо молоко яйця Піст Яке свято завжди приходить рівно через...
60268. ПАМЯТЬ СЕРЦЯ СТОЇТЬ НА ПОСТУ 113.5 KB
  1 ведучий: Найкоротша з ночей обірвалася вибухом смерті. 2 ведучий: Я вірю в память Допоки вона житиме житиме історія житиме держава. 3 ведучий: Памятай що за твоє щастя в пекельних печах таборів смерті у смертельних боях за кожний сантиметр землі...
60269. Україно, моя Україно. Виховний захід 124.5 KB
  Україно моя Україно Мого серця струна золота. Через поле твоє Україно Не одна пролетіла орда. Але вистояв в ті лихоліття Як Антей український наш рід І крокує у новім столітті Незборимий немов моноліт Україно моя мій щасливий барвінковий краю В солов’їних гаях в жайворонковій пісні в полях Рідна земле моя я ріднішої в світі не знаю Україно – ти доле моя Україно моя – ти колиска козацького роду Ти заново у крові зродилась немов немовля. Україно – ти гордість моя Ми щасливий народ і щасливими будем довіку.
60270. Літературно-музична композиція «Что делать нам с бессмертными стихами?» 92.5 KB
  Ведуча Ми запрошуємо Вас до літературномистецького кабаре Бродячая Собака якому в цьому році відзначають 100 років від дня заснування. Це буде і не кабаре і не клуб ні карт ні програми Ведуча Так Микола Могилевський став хрещеним батьком...
60271. ВІД ЗІРОК - ДО ЗІРОК 61 KB
  Мета: вчити сприймати і відчувати все серцем; розвивати творчі здібності; формувати і виховувати творчу особистість, здатну цінувати себе і поважати інших. вечір наші мами Добрий вечір татусі Добрий вечір бабусі і дідусі І звичайно гості всі...
60272. АЛЬТЕРНАТИВНІ ДЖЕРЕЛА ЕНЕРГІЇ 1.8 MB
  Мета і завдання проекту Виявити переваги і недоліки традиційних джерел енергії Провести дослідження наявних світових енергетичних комплексів з метою виявлення найбільш безпечних з точки зору екології...
60273. Хіміко-екологічний калейдоскоп 242 KB
  Мета: екологічне виховання учнів; пропаганда розумного ставлення до природи; привернення уваги учнів до проблем навколишнього середовища з метою захистити землю від нас самих, зберегти її для нас і наших нащадків.
60274. Конференція «Про аскорбінку знаємо все!?.» 95.5 KB
  Обладнання: плакати Добова потреба населення України у вітаміні С Вміст вітаміну С у продуктах харчування бюлетень Корисно знати що Реактиви: соки цитрусових розчин крохмалю розчин йоду колби.
60275. Чотирнадцяте сузір’я: вплив Космосу на свідомість людини 102.5 KB
  А там далекодалеко розгорнулось недосяжне тло помережане сузір’ями. Небесним світилам почали поклонятися а найбільш яскраві й помітні групи зір обєднали в сузіря кожному з яких дали своє найменування: Персей Кассіопея Андромеда Південна Гідра Телець Центавр Пегас Овен тощо.