95863

Греческая скульптура раннеархаического периода. Аполллоны и куросы

Доклад

Культурология и искусствоведение

Раньше все эти статуи стоящих обнаженных юношей называли Аполлонами. Возможно что действительно некоторые из них изображают Аполлона; но большинство статуй несомненно воплощают не богов а людей образы умерших поставленные на их могилах статуи атлетов победителей на Олимпийских состязаниях.

Русский

2015-09-30

621.5 KB

0 чел.

Греческая скульптура раннеархаического периода. Аполллоны и куросы.

В архаическую эпоху выдвинулись скульптурные школы в Аргосе и Сикионе. Основной и почти исключительной темой этих скульптурных школ является обнаженная мужская фигура.

Раньше все эти статуи стоящих обнаженных юношей называли «Аполлонами». Возможно, что действительно некоторые из них изображают Аполлона; но большинство статуй несомненно воплощают не богов, а людей — образы умерших, поставленные на их могилах, статуи атлетов, победителей на Олимпийских состязаниях. Поэтому в применении к этому типу архаических статуй довольствуются более нейтральным названием: курос — юноша.

Тип архаического «Аполлона» создался под известным влиянием египетских статуй. От этого египетского прототипа архаические «Аполлоны» надолго удержали и выдвинутую вперед левую ногу, и опущенные со сжатыми кулаками руки.

Но уже с первых шагов греческие скульпторы обнаруживают самобытность своей концепции и вносят в образ «Аполлона» черты, чуждые египетской скульптуре: во-первых, полную обнаженность статуи, во-вторых, интерес к структуре, к органическим функциям человеческого тела и, наконец, свободу, независимость статуи от всего окружающего.

Полимед

К концу VII — началу VI века тип куроса достигает своего полного развития. К этому именно времени относится одно из самых ярких произведений дорийской школы: две статуи обнаженных юношей, найденные в Дельфах. Согласно надписям, они являются работами скульптора Полимеда из Аргоса и изображают Клеобиса и Битона, прославленных Геродотом за их сыновнюю любовь. Несмотря на выдвину тую вперед ногу, статуи Полимеда погружены в абсолютную неподвижность. Руки. сжатые в кулаки, плотно прижаты к бедрам. Плечи, бедра и колени статуй находятся на одном уровне; подошвы ног плотно примыкают к земле.

Скульптор проявляет интерес к строению человеческого тела. С особым вниманием Полимед изучает рисунок коленной чашечки, точной линией проводит он границу между животом и грудной клеткой; обобщенно, суммарно трактованы все мягкие части тела — бедра, живот.

Его скульптуру можно сравнить с дорическим ордером в архитектуре, где точно так же преобладает интерес к конструкции.

Статуи Полимеда показывают, каких усилий стоило архаическому скульптору овладеть конструкцией и объемом человеческого тела. Профиль статуи представлял для скульптора очень большие затруднения: бедра слишком широки, грудь слишком плоска, ухо посажено слишком далеко назад. Создается впечатление, что между фасом и профилем статуи нет органического единства, что они как бы принадлежат двум различным существам.

Эта несогласованность профиля и фаса является результатом моторного представления формы, когда художник как бы по отдельности ощупывает каждое измерение тела, не в силах охватить их сразу, в одном взгляде. Этому вторила и техника работы архаического скульптора. Он видел объем с четырех сторон, и они подвергались последовательной обработке. В результате статуя греческой архаики имеет чистый профиль и чистый фас, но лишена пластики переходов от одного к другому.

Статуи Полимеда знакомят нас не только с общедорийскими признаками в архаической скульптуре, они являются, вместе с тем, и одним из первых образцов самой выдающейся из дорийских школ — школы Аргоса. Для аргосской школы характерна спокойная мощь, которой веет от всех созданий аргосской школы, будь то мужская или женская статуя, одетая или обнаженная фигура. Кубической формы череп с низким лбом и квадратное, могучее, приземистое тело составляют идеал аргосской школы. Аргосских скульпторов занимают не мелкие детали в строении человеческого тела, а его общие тектонические функции, отношение между несущими и опирающимися частями,контраст напряженных и свободных мускулов.

Ионийская школа

Ионийцы предпочитают одетую фигуру обнаженной. Уже около 600 года, в то время как дорийские скульпторы довольствуются грубым известняком, на островах Эгейского моря скульпторы начинают переходить к мрамору. Острова Наксос и Парос особенно прославились и своим мрамором, и мастерами в его обработке. Ионийцам принадлежит первенство и в технике литья из бронзы.

Стоит отметить, что ионийцам ближе декоративные задачи скульптуры.

Сильное влияние восточного искусства обнаруживает и другой декоративный ансамбль ионийской школы. Дорога священных процессий, которая вела от гавани к знаменитому храму Аполлона, так называемому Дидимейону, с двух сторон была украшена сидящими статуями — по всей вероятности, портретами жрецов святилища, принадлежавших к семейству Бранхидов. И тема сидящих статуй, и способ их установки — чисто египетские, напоминающие аллеи статуй, ведущие к египетскому храму.

Эти памятники Бранхидов лучше всего вводят нас в существо ионийской пластической концепции, так как именно в искусстве наиболее восточных ионийских областей контраст с дорийским стилем сказывается особенно резко. Статуи сидящих Бранхидов воздвигались в течение всего VI века. Шаг за шагом можно проследить, как члены тела дифференцируются, выделяются из массы каменного блока, яснее проступают сквозь складки одежды. Но основные пластические принципы, точно так же как типично ионийский идеал человеческого тела, остаются неизменными в течение всего архаического периода. Скульптор здесь совершенно забывает о скелете и видит только мягкую, расплывающуюся массу.

Всем Бранхидам свойственны приземистые пропорции, все они толсты, тяжеловесны и вялы в движениях. В трактовке тела ионийский скульптор избегает всяких острых углов, всяких резких границ и стремится к мягкому, текучему ритму поверхности. Очень плавный декоративный узор чертят плоские слои одежды.

Мастера ионийской школы первыми обратились к проблеме трактовки форм тела через прозрачный слой одежды.

Ионийские скульпторы уловили то, что было еще совершенно недоступно дорийской школе —специфическую жизнь глаз, эмоциональный эффект взгляда. За полуопущенными веками ионийских голов впервые начинает пробуждаться душа человека. Вместе с тем, ионийские скульпторы первые пытаются освободить человеческую фигуру от той изоляции, от той суровой замкнутости, в которой пребывает дорийская статуя. Ионийского скульптора занимает не столько самое тело, сколько его поверхность, пространство, его окружающее, и воздух, его овевающий.

Аттическая школа

Самые ранние из известных нам произведений аттической скульптуры восходят к концу VII векa. Сюда относится прежде всего голова, найденная у Дипилонских ворот. При всей своей примитивности, это, несомненно, одно из самых оригинальных произведений архаической скульптуры. Узкая в фас и широкая в профиль голова высечена удивительно монументальными, широкими и ясными плоскостями. Черты лица и волосы трактованы чисто орнаментально. Этот орнамент словно проникает внутрь, в самую конструкцию пластической формы (особенно поучительна в этом смысле совершенно абстрактная, орнаментально-тектоническая трактовка уха). В дипилонской голове есть что-то возвышенное и, вместе с тем, демоническое, присущее только произведениям ранней аттической школы.

С аттической концепцией мужского обнаженного тела знакомит нас курос, найденный на мысе Сунион и относящийся, вероятно, тоже к концу VII века. Из внешних признаков обращают на себя внимание огромные глаза с почти прямой линией нижнего века и высокие прямые плечи, столь отличные от покатых плеч ионийских «Аполлонов». Характерно также тяготение аттических скульпторов к треугольно стилизованным формам. Как и в дипилонской голове, поражает монументальная трактовка тела широкими обобщенными плоскостями и орнаментальная точность в рисунке деталей (например, колен, ребер, сгиба руки у локтя). Наконец, следует отметить еще одну интересную особенность в статуе из Суниона: она поставлена на постаменте не совсем прямо, а несколько наискось к его передней плоскости. Что это не случайный недочет, доказывает другая статуя юноши, найденная в том же месте и, возможно, состав лявшая дополнение к «Аполлону». Как же следует понимать это своеобразное отклонение от прямой оси? Очевидно, это одна из первых попыток уйти от фронтального восприятия и поместить статую во все измерения сразу.

К 560 году до н. э. относится знаменитая статуя мужчины с теленком на плечах,так называемого Мосхофора, найденная на Афинском Акрополе. Здесь афинский скульптор пытается решить смелую задачу—показать форму тела сквозь прозрачную, открытую спереди одежду. Однако разрешить эту задачу чисто пластическим путем он не в состоянии. Если бы не резко очерченная кайма одежды и не яркая ее окраска пурпурным цветом (в контраст к белому телу и голубому теленку), то вообще было
бы трудно догадаться, что тело Мосхофора частично скрыто под одеждой. Это затруднение с одеждой у архаического скульптора явилось несомненным следствием его осязательного восприятия натуры. Архаический скульптор подходил к проблеме одетой фигуры не оптически, не снаружи, а изнутри, от ощущения собственного тела, прикрытого одеждой. Статуя изображает некоего афинского господина Ромба, жертвующего теленка из своего стада на алтарь богини Афины. Это, таким образом, один из первых портретов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38481. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного п. «д» ч.2 ст. 105 УК РФ 430 KB
  Соучастие в убийстве с особой жестокостью. Объектом посягательства при убийстве вообще и убийстве с особой жестокостью в частности является жизнь человека рассматриваемая как высшая ценность. По российскому уголовному законодательству умышленное убийство совершенное с особой жесткостью принадлежит к числу тех преступлений которые труднее всего поддаются точному юридическому определению и вызывают наибольшую сложность в установлении его юридических признаков. Настоящая работа представляет собой описание и анализ...
38482. Камерные оперы Н. А. Римского-Корсакова: особенности воплощения литературного первоисточника 2.98 MB
  Моцарт и Сальери. Моцарт и Сальери: литературный первоисточник как оперное либретто. РимскогоКорсакова Моцарт и Сальери. Первым опытом подобного рода произведения стал Моцарт и Сальери 1897 речитативная камерная опера развивающая декламационномелодические принципы Каменного гостя А.
38483. Програма резервування даних про звукові файли в інформаційних системах 1.33 MB
  Основним конкурентом можна вважати програму Cll Центр WELLtime ціна якої приблизно становить 1750 грн.6 де величина однієї із статей прямих витрат яка вибрана за основу в даному випадку це вартість інтелектуальної власності грн. грн.3 це коефіцієнт який враховує додаткові витрати; загальні витрати на проектування даної розробки; грн.
38484. Технология приготовления зраз рыбных рубленных с картофелем жареным, соусом томатным 83 KB
  Технология приготовления подача и требования к качеству зраз рыбных рубленных с картофелем жареным соусом томатным Организация рабочего места для приготовления 220 порций зраз рыбных рубленных в рыбном цехе Охрана труда в рыбном цехе Список использованной литературы Приложения технологическая схема приготовления зраз рыбных рубленных с картофелем жареным соусом томатным расчет количества продуктов для приготовления 24 порций зраз рыбных рубленных с картофелем жареным соусом томатным Введение Рыба...
38485. Особливості обліку і аудиту витрат і виходу ріпаку в сільськогосподарських підприємствах 813 KB
  Економічний зміст витрат на виробництво та завдання їх обліку 1.Класифікація виробничих витрат та їх значення для обліку Розділ 2. Документальне забезпечення витрат та виходу продукції ріпаку 3. Синтетичний та аналітичний облік витрат та виходу продукції ріпаку 3.
38486. Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в классе по дирижированию 147.5 KB
  Историческая обусловленность возникновения специальности концертмейстера. Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в классе по дирижированию.Специфика работы концертмейстера в классе по дирижированию. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы дворцы творчества эстетические центры музыкальные и педагогические училища и ВУЗы.
38487. Фольклор українського народу, як глибой та незалежний жанр музичного мистецтва 106 KB
  Календарнопостановочний план 20 ст. Ефект плавного переходу Середній план Ну что это со мной ты скажи что это со мной С обложкой весеннего цвета куплю тебе модный журнал прочтешь три четыре совета сошьешь себе платье на лето. СХ Добрый день а я жду вас Это для вас Не красна изба углами а красна пирогами Інтершум співає головна героїня Загальний план Життєвий шлях Віри Осадчої з перших кроків був наповнений народними співами. Закадровий текст; грає...
38488. Организация бухгалтерского учета и анализ деятельности предприятия малого бизнеса на примере ООО «РТ Сервис» 1.69 MB
  1 Нормативноправовые основы организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса .3 Проблемы и основные перспективы развития малого предпринимательства в России 2 Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса на примере ООО РТ Сервис 2.2 Организация бухгалтерского учета имущества ООО РТ Сервис 2.