95869

Погребальные постройки в Микенской Греции. Ахейские толосы

Доклад

Культурология и искусствоведение

Подобного рода подземные гробницы весьма распространены на Кикладах и особенно на материке. Знаменитые микенские шахтовые гробницы главное открытие Шлимана наполненные утварью из золота с золотыми масками которые клали на лицо умерших и завершающиеся сверху каменными надгробными стелами с рельефными изображениями дают главный материал...

Русский

2015-09-30

99.43 KB

0 чел.

Погребальные постройки в Микенской Греции. Ахейские толосы.

На примитивной ступени культуры могилы часто тесно соприкасаются с поселениями и жилыми домами. Так и в более древних слоях эгейской культуры могилы находятся между жилыми домами или под ними. Позднее, однако,совершается разделение между миром живым и обителью мертвых. Одним из примитивных видов могилы является погребение в естественных гротах и пещерах скалистых местностей. Особенно большое количество погребений в естественных гротах найдено на Крите. На следующей ступени развития естественные пещеры сменяются искусственными могильными камерами, высеченными в скале. Прототипы такого искусственного грота найдены в среднеэлладских некрополях близ Халкиды, в Манике.

Гробницам предшествует небольшое входное пространство, обыкновенно спускающееся в глубину скалы несколькими ступенями; маленький портал ведет в могильную камеру, круглую или в форме трапеции, крытую ложным куполом. Позднее вход,так называемый дромос, становится все длиннее, как показывает, например, искусственный грот в Зафер-Папура на Крите.

Если искусственные гроты применялись для погребения большого количества умерших, то единичные могилы обычно устраивались в виде ям или ящиков (так называемые шахтовые или ящичные). В таких случаях могилы имели иногда круглую, чаще — прямоугольную форму; яма, вырытая в земле, обкладывалась каменными глыбами и перекрывалась огромной каменной плитой; тело умершего покоилось в характерной для южных погребений позе — с поджатыми к подбородку коленями.

Подобного рода подземные гробницы весьма распространены на Кикладах и особенно на материке. Знаменитые микенские шахтовые гробницы ~ главное открытие Шлимана, наполненные утварью из золота, с золотыми масками, которые клали на лицо умерших, и завершающиеся сверху каменными надгробными стелами с рельефными изображениями, дают главный материал для изучения раннемикенского искусства.

Наиболее же интересен в архитектурном смысле третий тип гробницы, так называемой купольной. На Крите встречаются гробницы прямоугольного плана, например, большая гробница в Исопате близ Кносса, возведенная из правильно обработанных квадров и крытая мнимым сводом, но более распространена форма круглой купольной гробницы. На Крите, близ Агиа Триады, найдена древнейшая купольная гробница круглого плана. Однако в поздний период развития критской архитектуры круглые купольные гробницы почти совсем вышли из употребления и,напротив, достигают чрезвычайного расцвета и монументальной формы в микенской архитектуре. Самые монументальные по размерам и пропорциям купольные гробницы найдены в Орхомене, в Средней Греции и в Арголиде. Например, гробница Атрея, которая  лучше всего сохранилась из купольных гробниц, найденных за пределами микенских крепостных стен. Различие с критскими купольными гробницами очень показательно. Там вход в гробницу всегда ориентирован на восток, независимо от условий почвы. В Микенах направление входа варьируется, в зависимости от склона холма, внутри которого выложена гробница. Обычно план купольной гробницы состоит из четырех элементов: из входного коридора, обрамленного квадровыми стенами, так называемого дромоса, ведущего к дверям могилы. Портал могилы, так называемый стомион, перекрыт огромной каменной глыбой (в гробнице Атрея она имеет 9 м в длину) и был украшен по бокам колоннами и орнаментом из цветных камней. За стомионом следует купольная зала (в гробнице Атрея она имеет свыше 14 м в диаметре и почти такую же высоту).

Эта зала, предназначенная для заупокойного культа, крыта ложным куполом из тридцати трех выступающих один над другим и срезанных по кривой слоев кладки. Маленькие отверстия в стенах гробницы свидетельствуют о том, что первоначально купол был украшен металлическими узорами, вероятно, розетками. Наконец, рядом с круглым купольным залом находится меньшая и более низкая камера, прямоугольная в плане, которая служила местом погребения. Монументальной простоте и величавости замысла, которую обнаруживают эти микенские гробницы, критская архитектура не может противопоставить никаких параллелей. Здесь веет духом суровой закономерности, присущей греческому дорийскому храму.

Еще одним примером ахейского толоса является Толос Клитемнестры, который также находится около Тиринфского дворца. Построена на 30 лет позже.

Что касается самой формы погребения, то, помимо ям и каменных ящиков, известен способ погребения в больших сосудах-пифосах и в глиняных саркофагах, так называемых ларнаках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59453. Устами вдячно притулюсь до материнської руки 92 KB
  Перша мати Непорочна як лілея біла Із дитятком немовлятком Пречистая Діва. Друга мати це найкраща на світі країна Земля наша наша славна ненька Україна Третя мати що ж про неї гарного сказати Це ласкава люба мила рідна моя мати...
59454. Музи генія (літературно-музична композиція про Т.Г.Шевченка) 78 KB
  Шевченко: А я так мало небагато Благав у Бога тілько хату Одну хатиночку в гаю Та дві тополі коло неї Та безталанную мою Мою Оксаночку щоб з нею Удвох дивитися з гори На Дніпр широкий на яри Та на лани золото полі Та на високії могили; Дивитись думати гадать Колито їх понасипали...
59455. Cценарій “Лисичка –сестричка” (Висміювання підступності, нечесності. Розвиток вміння емоційно зображати характери) 70.5 KB
  На фоні поля віддаляючись від зображення села з’являється Лисичка з курочкою під пахвою тривожна музика. Украла собі Лисичка-сестричка курочку та й біжить. Лисичка: Добрий вечір люди добрі Привітно помахала хвостиком.
59456. Виховний захід: Державні та народні символи України 56.5 KB
  Мета. Ознайомити дітей з національними та народними символами України; формувати національну свідомість школярів; виховувати почуття любові до своєї землі.
59457. Тематичний брейн-ринг: “Україно, моя Україно” 28.5 KB
  У становленні України як держави велику роль зіграла Запорозька Січ Питання Як називалося Запорізьке Військо його отаман Сотня кош Вишневецьким а отаман-кошовим. Питання Яких ви знаєте гетьманів-героїв українського народу.
59458. Гра-вікторина «Що? Де? Коли?» 52 KB
  Після цього всі команди починають тихо обговорювати лист та шукати правильну відповідь. Лише тоді коли варіанти відповідей усіх команд будуть неправильними ведучий каже відповідь а призове очко вважається нерозіграним. Що крім відмови це мало означати Чому з усієї городини підносили саме гарбуз Відповідь...
59459. Сценарій: Веселий ярмарок (ознайомлення дітей з традицією ярмаркування українського народу) 75 KB
  При вході до залу зібрались учасники свята: дітипокупці з кошиками торбинами а також їх рідні і гості запрошені на свято. Дітипокупці підходять невеликими групами до лотків запитують що продавець просить за товар і пропонують свої умови.
59460. Великий гуманіст епохи Відродження В. Шекспір 30 KB
  Перекладачі творів Шекспіра Роль Шекспіра у розвитку англійської поезії жанр €œсонет Вклад великого гуманіста епохи відродження Англії в розвиток театру. розвивався талант Шекспіра сина ремісника який в 20 років залишає рідну домівку дружину з трьома дітьми...
59461. Інтелектуальний конкурс “Відкрий для себе Україну” 54 KB
  Франка Нам пора для України жить девізом нашого конкурсу. Сім днів України. Упродовж 20 років він не покладав ратної зброї проявляючи надзвичайний військовий хист завзято відстоюючи козацьку волю давні запорізькі звичаї і цілковите самоврядування України.