95872

Греческие вазы протогеометрического и геометрического стилей

Доклад

Культурология и искусствоведение

Протогеометрика Керамику переходного периода между концом микенской культуры и началом геометрического стиля называют протогеометрическим стилем. Благодаря датированным находкам протогеометрических сосудов время распространения этого стиля определяется довольно точно с середины XII по середину X в.

Русский

2015-09-30

3.82 MB

0 чел.

Греческие вазы протогеометрического и геометрического стилей.

Протогеометрика

Керамику переходного периода между концом микенской культуры и началом геометрического стиля называют протогеометрическим стилем. Благодаря датированным находкам протогеометрических сосудов время распространения этого стиля определяется довольно точно — с середины XII по середину X в.до н.э. 

Таким образом, получается непрерывная эволюция форм и орнамента. Непрерывное вырастание протогеометрического стиля из микенского и его переход в геометрический отражается даже в истории главных находок: с особенной полнотой последовательность развития можно наблюдать на Крите и в Арголиде — то есть местах главного расцвета крито-микенского искусства и в Аттике, главном центре геометрического стиля.

Особенности сосудов протогеометрического стиля:

— небольшие размеры

— коричнево-черная глазурь и изготовление на гончарном круге (пришли из микенской керамики)

— В формах одновременно есть гладкость и гибкость, свойственные микенской керамике, и новая тектоника: закругленный корпус сосуда с резко выделенной воронкообразной ножкой. (часто встречающийся мотив)

— В ранних образцах орнамент нанесен от руки (как в микенской), позже получают распространение циркуль и линейка.

— Крито-микенский мотив спирали все чаще вытесняется геометрическим мотивом концентрических кругов.

— Орнаментика протогеометрических сосудов очень скупа.  Иногда украшение сосуда сводится к покрывающему всю его поверхность слою черной глазури. 

Однако стоит отметить, что орнамент всегда сосредоточен в верхней части сосуда, на его плечах, то есть в том месте, которое в эпоху геометрики будет главным местом размещения росписей.

Ваза из Афин, 10 век до нашей эры, Ашемильянский музей в Оксфорде. Типичная протогеометрика. Роспись, характерная для ранней геометрики - прямые и волнистые линии, концентрические окружности. Свободные элементы линий сочетаются с полуциркульными дугами, выполненными явно при помощи инструмента. Сложные построения обычно помещались в плечевой части сосуда. Форма очень конструктивная. Можно говорить, что греки научились приготавливать глину. 

Геометрика

В начале IX века принципы геометрического стиля вполне установились. К этому времени греческие племена (и населявшие Элладу раньше, и вновь в ней появившиеся) более или менее заканчивают свои перемещения и обосновываются на своих новых родинах. Между прочим, против гипотезы чисто дорийского происхождения геометрического

стиля говорит и то обстоятельство, что свой наивысший расцвет геометрический стиль переживает в Аттике, то есть области, совершенно не затронутой дорийским нашествием.

С другой стороны, следует отметить важное отлитие геометрического стиля от крито-микенского искусства: Все произведения критского искусства проникнуты единством. В эпоху геометрического стиля, напротив, что ни город, что ни местность — то новый оттенок стиля, свои излюбленные приемы и мотивы. Ясно видно, что греческое искусство начинает развиваться как подлинно народное искусство.

Особенности сосудов геометрического стиля:

— Сосуд есть прежде всего конструкция: он состоит из отдельных частей,

каждая из которых выполняет свою определенную, тектоническую функцию.

— Ваза геометрического стиля представляет собой предмет, построение.

— Ваза геометрического стиля замкнута в своих отвлеченных, непроницаемых стенках, изолирована от всего окружающего.

— Тектоническая ясность и эта замкнутость придают керамике геометрического стиля монументальный характер.

— Вазы геометрического стиля иногда достигают высоты свыше полутора метров. Могут заменять собой могильный памятник.

— Простой, мощный ритм –> величественное впечатление.

— Монументальный характер геометрической керамики подчеркнут еще ее раскраской: в геометрическом стиле господствует суровое, немного мрачное ограничение колорита — желтым фоном глины и черно-бурым лаком орнамента.

Фон не участвует в декорации, он является лишь негативной величиной, тогда как все формальное и предметное значение орнамента сосредоточено в темном лаке. Особенно эта монохромность колорита бросается в глаза на вазах, где вся поверхность сосуда покрыта черной глазурью и только на плечах и шее оставлены небольшие орнаментированные поля.

— Орнамент геометрического стиля сводится к простым, по бoльщей части пря- молинейным элементам —зигзагу, треугольнику, меандру, кресту, шашечному узору. Сюда присоединяются еще точно проведенные циркулем круги и розетки.

Суровыми, мерными полосами орнамент охватывает стенки сосуда. Железный дух творцов дорийского храма чудится в этой скупой, жесткой декорации, полной страха перед пустым пространством. Постепенно к орнаментальным мотивам начинает присоединяться изображение животных и человека. Это лесные северные животные или, еще чаще, животные из домашнего окружения — козули, лошади, аисты, гуси.

Точно так же и в фигурных композициях, чрезвычайно сильно стилизованных, изображаются темы, связанные с реальным бытом. Так как большинство известных нам сосудов геометрического стиля предназначено было для заупокойного культа, то в фигурных композициях чаще всего встречаются сцены погребения.

Позднее появляются стилизованные композиции морских битв, а к концу развития геометрического стиля в декорацию сосуда робко начинают проникать образы мифов и легенд, — сначала кентавр, а потом и целые драматические эпизоды, как, например, композиция на блюде из Фив, которую, по всей вероятности, следует истолковать как «Похищение Елены». Человеческая фигура изображена сплошным темным силуэтом, мужчины обыкновенно обнаженными — подобно позднейшей греческой скульптуре наготу надо понимать здесь идеально, как абстракцию монументального стиля.

Ваза из Мюнхена, 9 век до нашей эры. Четкая форма, напоминающая изделия из металла. Характерный образец аттики.

Дипилонские вазы в Аттике

Наибольшего богатства фигурной декорации и наибольшей монументальности формы керамика геометрического стиля достигает в Аттике. Сосуды этого типа носят название «дипилонского» стиля, так как наилучшие образцы были найдены в Афинском некрополе близ так называемых «Дипилонских» врат.

В формах сосуда обращает на себя внимание резкое отделение функциональных эле ментов; короткая, волнообразная ножка расширяется в обратном направлении, чем корпус; так же резко приставлена к корпусу высокая, расширяющаяся кверху шея; ручки сосуда очень маленькие и тесно к нему примыкают —чтобы не нарушить монументальной цельности силуэта и общего вертикального устремления.

Пропорции чрезвычайно просты — высота шеи равна половине высоты корпуса. Орнаментика и ее распределение:

Самая широкая двойная полоса меандра помещена на шейке сосуда, подчеркивая ее вертикальную тенденцию.

Сверху и снизу от двойного меандра расположено по одной полосе лежащего меандра и одному фризу с животными. Они расположены в ритмическом чередовании: это для того, чтобы подчеркнуть, что шейка сосуда является только частью некоего тектонического целого.

С таким же тонким расчетом верхнему фризу дана более просторная композиция и более высокие размеры.

На корпусе вазы главное место — на плечах между ручками — занимает фигурная композиция.

Сверху и снизу от нее — по полосе меандра. Эти полосы включают не два, а только полтора меандра, так как помещены как раз в местах сужения корпуса вазы.

С большим тектоническим чутьем проведено постепенное уменьшение и учащение орнаментальных единиц к ножке сосуда: сначала простой горизонтальный меандр, потом частый вертикальный меандр, потом ланцетный орнамент и, наконец, пунктир.

Что касается фигурных композиций, то хотя они распределены по обеим сторонам сосуда, но одна композиция ясно подчеркнута как главная, фасадная — и обрамлением, и размерами фигур.

Присматриваясь к орнаментике геометрического стиля, можно заметить два главных принципа ее распределения.

  1. Способ горизонтальных полос с непрерывным рядом покоряющихся орнаментальных элементов.
  2. Так называемый «метопный» способ, в котором горизонтальные полосы делятся вертикальными рамками на ряд прямоугольных полей, похожих на метопы дорийского храма. «Метопный» способ композиции естественно способствовал изоляции отдельных орнаментальных элементов, превращая их в самостоятельные композиционные организмы.

В конце концов вазопись геометрики пришла к геральдическому противопоставлению двух фигур, обрамленных орнаментом. Это можно считать прообразом картины. 

Ваза из Диппилонского некрополя, конец 9 - 8 веков до нашей эры, Афинский национальный музей. Период зрелой Геометрики. Сцены, связанные с заупокойным обрядом, часто встречаются в диппилонской вазописи. Яйцевидная форма тулова и традиция антропоморфизма (вазы воспринимались как живые существа сакрального характера) характерны для Аттики. Очень условные ручки. Метопная вставка между ручками (шахматный орнамент на балдахине - звездное небо).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27161. Варианты формата CD 221 KB
  Однако значительная информационная ёмкость нового носителя 740 Мбайт навела специалистов на мысль использовать его в качестве элемента постоянной памяти для хранения архивных данных. Каждый кадр как уже описывалось в главе 3 содержит в себе 24 исходных информационных символа байта. В формате CDROM эти 24 символа являются обезличенными и могут нести в себе какую угодно информацию лишь бы она была преобразована в двоичную форму и организована в байты. Изза наличия этой избыточности диск CDROM имеет меньшую информационную ёмкость до...
27162. Digital Versatile Disc (DVD) 187 KB
  Digital Versatile Disc DVD 12. История появления DVD К концу 1994 года в технической прессе стали появляться сообщения о том что известный тандем SONY PHILIPS подаривший миру технологию CD готов представить на суд потребителю еще более совершенный носитель идеально подходящий для записи информации практически любого характера. В процессе работы над новым носителем несколько раз менялось его название отражая основные намерения разработчиков на том или ином этапе: MMCD MultiMediaCD; HDDVD High Density Digital Video Disc; HDCD...
27163. Система магнитооптической записи звука «Минидиск» 224.5 KB
  Звуковые характеристики Число каналов Детонации 2 или 1 отсутствуют Формат данных Частота дискретизации кГц Кодирование сжатие данных Модуляция канальный код Система защиты от ошибок 441 ATRAC EFM 814 ACIRC Оптические характеристики Длина волны излучения лазера нм Числовая апертура объектива Мощность излучения лазера при записи мВт Метод записи 780 045 25 – 50 главный пучок Модуляция магнитного поля 11. В общем случае магнитооптический эффект это изменение оптических свойств вещества в зависимости от его...
27164. СИСТЕМА ЦИФРОВОЙ МАГНИТНОЙ ЗАПИСИ ЗВУКА R-DAT 182.5 KB
  Описание формата RDAT Rotary Head Digital Audio Tape Recorder – это система цифровой звукозаписи на магнитную ленту шириной 381 мм равную ширине ленты в обычной аналоговой компакткассете с помощью вращающихся головок. В отличие от формата CD здесь предусмотрено не только воспроизведение программ но и возможность их записи с высоким качеством. Режим I предназначен для записи и воспроизведения программ с частотой дискретизации 48 кГц при 16 разрядном линейном квантовании.
27165. Система защиты от ошибок 494.5 KB
  В магнитофонах формата RDAT так же как и в формате CD для борьбы с искажениями используется комплексная система защиты от ошибок включающая в себя два кода РидаСоломона С1[3228] и С2[3226] и двунаправленный способ перемежения данных. Проверочная матрица НР кода С1 показана на рисунке 9 а расположение символов внутри кодового слова задано векторстолбцом VP показанным на рисунке 10. Порождающий многочлен GPX этого кода имеет вид: или Поскольку кодовое слово кода С1 содержит четыре проверочных символа то этот код способен...
27166. КАНАЛЬНОЕ КОДИРОВАНИЕ 108.5 KB
  Считается что если после такого преобразования число канальных бит высокого уровня равно числу канальных бит низкого уровня то постоянная составляющая всей комбинации будет равна нулю DSV = 0. Оставшиеся 103 комбинации пришлось выбрать из тех которые имеют ненулевое значение DSV. Однако вместо одной 10разрядной комбинации каждому из этих 103 8разрядных символов поставлены в соответствие две отличающиеся друг от друга только знаком DSV. Одна из них имеет значение DSV = 2 другая – DSV = 2.
27167. СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 172 KB
  Эта информация кроме специально отведенной для нее зоны данных субкода размещается еще и в символах кода идентификации ID которые имеют место в начале каждого блока – как в зоне данных ИКМ W1 и W2 так и в зоне данных субкода SW1 и SW2. Служебная информация размещаемая в зоне данных субкода может переписываться и дописываться независимо от музыкальной информации записанной в ИКМзоне. Изменить ее не изменяя основных данных невозможно. Это та информация которая записана в символах W1 и W2 кода идентификации ID зоны ИКМданных.
27168. DAT-кассета 167.5 KB
  Так же как у видеокассеты рабочая поверхность ленты защищена шарнирной крышкой и доступ к ней обеспечивается только при откидывании этой крышки. Эта панель к тому же застопоривает шарнирную крышку препятствуя доступу к магнитному слою ленты. Таким образом DATкассета хорошо закрыта со всех сторон и магнитный слой находящейся нее ленты надежно защищен от пыли царапин отпечатков пальцев и других внешних воздействий. В дальнейшем при опускании кассеты внутрь транспортного механизма специальный рычаг ЛПМ поднимает шарнирную крышку...
27169. Система автотрекинга 174.5 KB
  Необходимые условия для вхождения в синхронизм обеспечиваются за счет того что перед началом каждого очередного массива данных на дорожке зона ИКМданных или зона данных субкода размещаются вспомогательные последовательности содержащие большое число переходов IBG вводный и выводной сигналы. Уровни сигналов ошибки при точном а и неточном б следовании головки по дорожке IBG4 F4 F4 F3 F1 F4 F3 IBG3 IBG2 В Нечетный кадр F4 F1 IBG1 1 1 1 2 блока 1 2 2 ATF2 ATF1 Направление движения ленты Направление движения головки 2 2 1 2 1 1 1 IBG1...