95872

Греческие вазы протогеометрического и геометрического стилей

Доклад

Культурология и искусствоведение

Протогеометрика Керамику переходного периода между концом микенской культуры и началом геометрического стиля называют протогеометрическим стилем. Благодаря датированным находкам протогеометрических сосудов время распространения этого стиля определяется довольно точно с середины XII по середину X в.

Русский

2015-09-30

3.82 MB

0 чел.

Греческие вазы протогеометрического и геометрического стилей.

Протогеометрика

Керамику переходного периода между концом микенской культуры и началом геометрического стиля называют протогеометрическим стилем. Благодаря датированным находкам протогеометрических сосудов время распространения этого стиля определяется довольно точно — с середины XII по середину X в.до н.э. 

Таким образом, получается непрерывная эволюция форм и орнамента. Непрерывное вырастание протогеометрического стиля из микенского и его переход в геометрический отражается даже в истории главных находок: с особенной полнотой последовательность развития можно наблюдать на Крите и в Арголиде — то есть местах главного расцвета крито-микенского искусства и в Аттике, главном центре геометрического стиля.

Особенности сосудов протогеометрического стиля:

— небольшие размеры

— коричнево-черная глазурь и изготовление на гончарном круге (пришли из микенской керамики)

— В формах одновременно есть гладкость и гибкость, свойственные микенской керамике, и новая тектоника: закругленный корпус сосуда с резко выделенной воронкообразной ножкой. (часто встречающийся мотив)

— В ранних образцах орнамент нанесен от руки (как в микенской), позже получают распространение циркуль и линейка.

— Крито-микенский мотив спирали все чаще вытесняется геометрическим мотивом концентрических кругов.

— Орнаментика протогеометрических сосудов очень скупа.  Иногда украшение сосуда сводится к покрывающему всю его поверхность слою черной глазури. 

Однако стоит отметить, что орнамент всегда сосредоточен в верхней части сосуда, на его плечах, то есть в том месте, которое в эпоху геометрики будет главным местом размещения росписей.

Ваза из Афин, 10 век до нашей эры, Ашемильянский музей в Оксфорде. Типичная протогеометрика. Роспись, характерная для ранней геометрики - прямые и волнистые линии, концентрические окружности. Свободные элементы линий сочетаются с полуциркульными дугами, выполненными явно при помощи инструмента. Сложные построения обычно помещались в плечевой части сосуда. Форма очень конструктивная. Можно говорить, что греки научились приготавливать глину. 

Геометрика

В начале IX века принципы геометрического стиля вполне установились. К этому времени греческие племена (и населявшие Элладу раньше, и вновь в ней появившиеся) более или менее заканчивают свои перемещения и обосновываются на своих новых родинах. Между прочим, против гипотезы чисто дорийского происхождения геометрического

стиля говорит и то обстоятельство, что свой наивысший расцвет геометрический стиль переживает в Аттике, то есть области, совершенно не затронутой дорийским нашествием.

С другой стороны, следует отметить важное отлитие геометрического стиля от крито-микенского искусства: Все произведения критского искусства проникнуты единством. В эпоху геометрического стиля, напротив, что ни город, что ни местность — то новый оттенок стиля, свои излюбленные приемы и мотивы. Ясно видно, что греческое искусство начинает развиваться как подлинно народное искусство.

Особенности сосудов геометрического стиля:

— Сосуд есть прежде всего конструкция: он состоит из отдельных частей,

каждая из которых выполняет свою определенную, тектоническую функцию.

— Ваза геометрического стиля представляет собой предмет, построение.

— Ваза геометрического стиля замкнута в своих отвлеченных, непроницаемых стенках, изолирована от всего окружающего.

— Тектоническая ясность и эта замкнутость придают керамике геометрического стиля монументальный характер.

— Вазы геометрического стиля иногда достигают высоты свыше полутора метров. Могут заменять собой могильный памятник.

— Простой, мощный ритм –> величественное впечатление.

— Монументальный характер геометрической керамики подчеркнут еще ее раскраской: в геометрическом стиле господствует суровое, немного мрачное ограничение колорита — желтым фоном глины и черно-бурым лаком орнамента.

Фон не участвует в декорации, он является лишь негативной величиной, тогда как все формальное и предметное значение орнамента сосредоточено в темном лаке. Особенно эта монохромность колорита бросается в глаза на вазах, где вся поверхность сосуда покрыта черной глазурью и только на плечах и шее оставлены небольшие орнаментированные поля.

— Орнамент геометрического стиля сводится к простым, по бoльщей части пря- молинейным элементам —зигзагу, треугольнику, меандру, кресту, шашечному узору. Сюда присоединяются еще точно проведенные циркулем круги и розетки.

Суровыми, мерными полосами орнамент охватывает стенки сосуда. Железный дух творцов дорийского храма чудится в этой скупой, жесткой декорации, полной страха перед пустым пространством. Постепенно к орнаментальным мотивам начинает присоединяться изображение животных и человека. Это лесные северные животные или, еще чаще, животные из домашнего окружения — козули, лошади, аисты, гуси.

Точно так же и в фигурных композициях, чрезвычайно сильно стилизованных, изображаются темы, связанные с реальным бытом. Так как большинство известных нам сосудов геометрического стиля предназначено было для заупокойного культа, то в фигурных композициях чаще всего встречаются сцены погребения.

Позднее появляются стилизованные композиции морских битв, а к концу развития геометрического стиля в декорацию сосуда робко начинают проникать образы мифов и легенд, — сначала кентавр, а потом и целые драматические эпизоды, как, например, композиция на блюде из Фив, которую, по всей вероятности, следует истолковать как «Похищение Елены». Человеческая фигура изображена сплошным темным силуэтом, мужчины обыкновенно обнаженными — подобно позднейшей греческой скульптуре наготу надо понимать здесь идеально, как абстракцию монументального стиля.

Ваза из Мюнхена, 9 век до нашей эры. Четкая форма, напоминающая изделия из металла. Характерный образец аттики.

Дипилонские вазы в Аттике

Наибольшего богатства фигурной декорации и наибольшей монументальности формы керамика геометрического стиля достигает в Аттике. Сосуды этого типа носят название «дипилонского» стиля, так как наилучшие образцы были найдены в Афинском некрополе близ так называемых «Дипилонских» врат.

В формах сосуда обращает на себя внимание резкое отделение функциональных эле ментов; короткая, волнообразная ножка расширяется в обратном направлении, чем корпус; так же резко приставлена к корпусу высокая, расширяющаяся кверху шея; ручки сосуда очень маленькие и тесно к нему примыкают —чтобы не нарушить монументальной цельности силуэта и общего вертикального устремления.

Пропорции чрезвычайно просты — высота шеи равна половине высоты корпуса. Орнаментика и ее распределение:

Самая широкая двойная полоса меандра помещена на шейке сосуда, подчеркивая ее вертикальную тенденцию.

Сверху и снизу от двойного меандра расположено по одной полосе лежащего меандра и одному фризу с животными. Они расположены в ритмическом чередовании: это для того, чтобы подчеркнуть, что шейка сосуда является только частью некоего тектонического целого.

С таким же тонким расчетом верхнему фризу дана более просторная композиция и более высокие размеры.

На корпусе вазы главное место — на плечах между ручками — занимает фигурная композиция.

Сверху и снизу от нее — по полосе меандра. Эти полосы включают не два, а только полтора меандра, так как помещены как раз в местах сужения корпуса вазы.

С большим тектоническим чутьем проведено постепенное уменьшение и учащение орнаментальных единиц к ножке сосуда: сначала простой горизонтальный меандр, потом частый вертикальный меандр, потом ланцетный орнамент и, наконец, пунктир.

Что касается фигурных композиций, то хотя они распределены по обеим сторонам сосуда, но одна композиция ясно подчеркнута как главная, фасадная — и обрамлением, и размерами фигур.

Присматриваясь к орнаментике геометрического стиля, можно заметить два главных принципа ее распределения.

  1. Способ горизонтальных полос с непрерывным рядом покоряющихся орнаментальных элементов.
  2. Так называемый «метопный» способ, в котором горизонтальные полосы делятся вертикальными рамками на ряд прямоугольных полей, похожих на метопы дорийского храма. «Метопный» способ композиции естественно способствовал изоляции отдельных орнаментальных элементов, превращая их в самостоятельные композиционные организмы.

В конце концов вазопись геометрики пришла к геральдическому противопоставлению двух фигур, обрамленных орнаментом. Это можно считать прообразом картины. 

Ваза из Диппилонского некрополя, конец 9 - 8 веков до нашей эры, Афинский национальный музей. Период зрелой Геометрики. Сцены, связанные с заупокойным обрядом, часто встречаются в диппилонской вазописи. Яйцевидная форма тулова и традиция антропоморфизма (вазы воспринимались как живые существа сакрального характера) характерны для Аттики. Очень условные ручки. Метопная вставка между ручками (шахматный орнамент на балдахине - звездное небо).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18935. Массовая коммуникация и тенденции мирового развития. Понятия «медиакультура» и «информационное общество» 34.5 KB
  Массовая коммуникация и тенденции мирового развития. Понятия медиакультура и информационное общество Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений среди численно больших аудиторий с целью воздействия на оценки мнения и поведения людей. Масс...
18936. Реальная и потенциальная аудитория средств массовой коммуникации. Социологические способы изучения коммуникативного поведения аудитории 30 KB
  Реальная и потенциальная аудитория средств массовой коммуникации. Социологические способы изучения коммуникативного поведения аудитории Реальным физическим объектом социологического изучения аудитории СМИ являются массы людей различные общественные группы в...
18937. Социологический подход к общественному мнению 38 KB
  Социологический подход к общественному мнению. Распространенное представление об общественном мнении сводится к тому что оно является простой совокупностью отдельных точек зрения по тому или иному вопросу. Этот подход к определению общественного мнения который мо...
18938. Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации. Метод контент-анализа 46.5 KB
  Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации. Метод контентанализа Существуют разные подходы к анализу содержания сообщений МК: Семиотический подход – раскодирование смысловых структур текста. Особое внимание уделяется анализу культурного
18939. Использование средств массовой коммуникации в ПР-деятельности 52.5 KB
  Использование средств массовой коммуникации в ПРдеятельности Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений через печать радио ТВ кино звукозапись видеозапись и другие каналы передачи информации среди численно больших аудиторий с целью ...
18940. Модели анализа эффектов массовой коммуникации, характеризующие особенности использования средств массовой коммуникации в электоральных целях 78 KB
  Модели анализа эффектов массовой коммуникации характеризующие особенности использования средств массовой коммуникации в электоральных целях 3 периода исследования эффектов СМК: 1. 2030е годы 20 в. МК имеет большие возможности воздействия на аудиторию появление ре...
18941. Функции массовой коммуникации 48 KB
  Функции массовой коммуникации. Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций так как именно в массовой коммуникации являющейся общением больших соц
18943. Коммуникативное пространство. Роль связей с общественностью в формировании коммуникативного пространства 90.5 KB
  Коммуникативное пространство. Роль связей с общественностью в формировании коммуникативного пространства Коммуникативное пространство современной цивилизации формируется рядом машин порождающих символы. В этой роли выступают и массмедиа и искусство и политиче