95873

Произведения мелкой пластики геометрического периода

Доклад

Культурология и искусствоведение

В беотийских терракотах пластическая концепция сводится к тому что все тело статуэтки вписано в какую-нибудь простейшую геометрическую форму цилиндра конуса колокола. Аналогичную концепцию обнаруживают также статуэтки переходного периода найденные на островах Родосе и Тере.

Русский

2015-09-30

2.19 MB

1 чел.

Произведения мелкой пластики геометрического периода

В ранней греческой скульптуре можно наблюдать нечто вроде переходного протогеометрического периода.

Памятники этого переходного стиля найдены, главным образом, в тех местностях, где всего прочнее сохранились крито-микенскйе традиции — то есть на самом Крите, на островах Эгейского моря (особенно на острове Родосе), в Арголиде и в Беотии.

Речь идет исключительно о мелкой, часто очень примитивной по формам, пластике из терракоты, бронзы и иногда из сло-новой кости.

В беотийских терракотах пластическая концепция сводится к тому, что все тело статуэтки вписано в какую-нибудь простейшую геометрическую форму — цилиндра, конуса, колокола. Ног и рук иногда нет вовсе, если же они есть, то не пропорционально велики или малы; голова дана в самых примитивных намеках.

В этой ранней греческой пластике проявляется несомненное влияние позднемикенских и позднекритских колоннообразных статуэток.

Аналогичную концепцию обнаруживают также статуэтки переходного периода, найденные на островах Родосе и Тере.

Несколько другую разновидность того же переходного типа показывают статуэтки, найденные в Спарте, в древнем святилище Артемиды Орфии.

Спартанские статуэтки отличаются очень короткими размерами, по большей части без ног; тело трактовано в виде круглой колонны с расширением у базы; руки в виде коротких обрубков резко отделяются от плеч, вытянутые в стороны или вперед.

При всей геометрической схематизации спартанских идолов, в них сказывается, однако, большая потребность в движении и большее структурное чутье, чем в принадлежащих к той же эпохе критских статуэтках, Но оба направления объединяет тенденция к подчер- киванию корпуса в ущерб конечностям.

С какого-то момента,— его трудно определить точно, но, по всей вероятности, он совпадает с началом геометрического стиля,— в этих примитивных обрубках начинает просыпаться органическая жизнь. Человеческое тело приобретает более или менее нормальную длину, начинает детализоваться на составные части, намечается талия,грудь и живот, ноги расчленяются на бедра и икры и т. п. Вместе с тем, начинается прояснение одежды, появляется головной убор, пояс, и движения фигур приобретают то или иное предметное назначение. Однако это стилистическое развитие ранней греческой пластики идет не по одному руслу, а сразу же расходится в двух почти противоположных направлениях.

Стиль «вытянутых конечностей» 

Материал дают статуэтки из Олимпии. Характерной особенностью олимпийских статуэток, уже в самых древних экземплярах, является преувеличенный интерес к конечностям, по большей части чересчур длинным и чрезвычайно активным, в ущерб съежившемуся и очень маленькому телу. Некоторые из олимпийских статуэток даже вообще не имеют никакого тела и состоят из одних конечностей. Чаще всего изображается фигура воина; правой рукой он поднимает копье, левая опущена и держит щит; большинство воинов имеет на голове шлем. Во всех олимпийских статуэтках проявляется тенденция во имя эффекта движения разбрасывать конечности далеко от тела в самых противоположных направлениях.

Стиль «Тулова»

Материал дает Пелопонесс. По существу своей концепции статуэтки этого стиля значительно ближе, чем произведения первого стиля, к тем ранним греческим идолам, которые принадлежат переходу между микенской и геометрической эпохами.

Основная их тенденция заключается в том, что вся человеческая фигура рассматривается как единый, замкнутый блок. Этот блок может быть плоским, квадратным или круглым, но он всегда характеризуется цельностью, замкнутостью массы и спокойствием позы. Поэтому тело почти всегда облечено в одежды, руки не отделяются от тела, а напротив, тесно к нему приложены. Однако, в отличие от примитивных идолов протогеометрической эпохи, теперь тело и конечности трактованы гораздо подробнее и реальнее, и пояс отчетливо дифференцирует нижнюю и верхнюю часть тела.

Женское божество из Беотии в стиле тулова.

Конспект Никулиной

Существовали предметы мелкой пластики, торевтики, а также интересно отметить объекты поклонения - разного рода камни. Мелкая пластика очень интересна. Она изображает культовые фигуры. Есть «стиль тулова», материал - глина, камень, дерево. Также есть «стиль вытянутых конечностей», использующийся для изделий из бронзы.  Существуют и предметы ювелирного искусства (появилось под финикийским и ахейским влиянием) из золота, серебра и слоновой кости. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37444. Оценка качества товаров. Понятие и этапы оценки качества. Градации качества. Несоответствия и дефекты товаров 18.86 KB
  Оценка уровня качества — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми...
37445. Химический состав и свойства товаров 17.78 KB
  Медикобиологические требования к качеству продовольственных товаров — комплекс критериев, определяющих пищевую ценность и безопасность продовольственного сырья и продовольственных товаров.
37446. Сохраняющие факторы: упаковка товаров, транспортирование, хранение 18.84 KB
  Тара в зависимости от функционального назначения подразделяется на потребительскую и транспортную. В потребительскую тару расфасовывают продукцию (банка, бутылка, ампула, туба и др.)
37447. Средства товарной информации. Виды и формы 19.27 KB
  От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара
37448. Мастер общения. Советы практикующего психолога 439.5 KB
  Советы практикующего психолога ДУМАЕТЕ У ВАС НЕТ ЗАКОМПЛЕКСОВАННОСТИ В ОБЩЕНИИ Думаю что нет такс усмешкой и непоколебимой самоуверенностью обычно отвечают молодые люди. Но если ответ противоположный Как только представите себя в аудитории или на сцене так сразу все внутри заполняет липкий страх ногируки становятся деревянными во рту пересыхает перед глазами плывет Да и в обычном общении немало затруднений Вот тогда поспешите преодолеть закомплексованность в общении. В результате сформировалась новая задача вначале снять у...
37449. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК. СЕТЕВЫЕ ЗАДАЧИ 1.83 MB
  Mathematica — система компьютерной алгебры разработанная компанией Wolfram Research. Содержит множество функций как для аналитических преобразований, так и для численных расчётов. Кроме того, программа поддерживает работу с графикой и звуком, включая построение дву- и трёхмерных графиков функций, рисование произвольных геометрических фигур, импорт и экспорт изображений и звука.