95875

Раннеархаический период в греческой вазописи. Протоаттическая керамика (мастер Неса и мастер Горгон). Начало формирования нового чернофигурного стиля в росписи

Доклад

Культурология и искусствоведение

Начало формирования нового чернофигурного стиля в росписи. Однако его самая известная работа так называемая Амфора Несса может являться примером чернофигурного стиля. Но к 6 веку традиции ориентализирующего стиля совсем изжили себя. Чернофигурный стиль это централизация керамического стиля в руках Аттики.

Русский

2015-09-30

538.46 KB

0 чел.

Раннеархаический период в греческой вазописи. Протоаттическая керамика (мастер Неса и мастер Горгон). Начало формирования нового чернофигурного стиля в росписи.

Со второй половины 7 в. начинает изменяться концепция декора. Теперь мастера желают передать его не как орнаментальный фриз, а как законченную в себе центрическую композицию. Возникает и новая, чернофигурная техника росписи. Глянцево-черный силуэт вырисовывается на оранжево-кирпичной поверхности сосуда. Контрастность цветового сочетания усиливает четкость силуэтных фигур. Процарапывание линий внутри силуэта дает возможность выявить необходимые детали, сохраняя при этом общую графическую плоскостность изображения. Острая динамическая декоративность сочетается с жизненной экспрессией движения, а интерес к имитации натуры с заботой о сохранении декоративно-монументальной ценности изображения.

Мастер Горгоны.

Динос из Этрурии. Начало 6 в. до н.э.

Горгона, преследующая Персея. Она изображена по схеме коленопреклоненного бега, ноги и голова в профиль, грудь в фас. Но в силуэте Персея уже видны попытки более динамической передачи бега. Движение Горгоны начинается от фигуры Афины, затем мы видим Персея, затем ему навстречу выезжает колесница – таким образом, сцена имеет начало, кульминацию, завершение.

 

Мастер Несса.

Вазописца Несса можно считать первым представителем аттической чернофигурной живописи. Он часто использовал красный пигмент, чтобы усилить красный цвет глины. Возможно, под влиянием египетской манеры изображения человеческих фигур, Несс выработал традицию, по которой белое лицо обозначало в живописи женщин, в то время как мужчины изображались с красным лицом. До конца чернофигурного периода белый цвет использовался для обозначения женских фигур. Ранние работы художника напоминают протокоринфский стиль с его обилием орнамента, заполняющего пространство сосуда. Однако, его самая известная работа, так называемая, Амфора Несса, может являться примером чернофигурного стиля. Движение фигур несколько грубовато, но необычайно энергично. Нет больше такого страха перед пустым пространством.  Он не отказывается полностью от контура. Характерно, что его многие работы монументальны – иногда больше метра в высоту.

Переход к новому, чернофигурному стилю происходил не внезапно. Но к 6 веку традиции ориентализирующего стиля совсем изжили себя. Чернофигурный стиль – это централизация керамического стиля в руках Аттики.

В основе положен контраст между светлым фоном и темными силуэтами фигур с редкими вкраплениями бело или пурпурной краски. Постепенно убираются излишки декорации, и мастера перестают боятся пустого места.

Орнамент четко подчеркивает конструктивное членение сосуда. Интерес к человеческой фигуре, к действию, повествованию. Чаще всего можно встретить мифологические сюжеты (подвиги и приключения героев). Любимый герой – Дионис, любимая форма – амфора.

Наиболее медленно переход от ориентализирующего стиля к чернофигурному совершается в ионийских мастерских, тут происходит смешение стилей, поэтому рассмотрим их керамику.
Клазоменские вазы. 2 и 3 чтв. 6 в. до н. э.
Орнамент: лиственный фриз, лунный серп. Композиция:  обилие свободного фона, динамика, в то же время симметричная, орнаментальная стилизация силуэта. Обильное применение белой краски и пурпура.

Клазоменские саркофаги.
Еще ярче последовательный

переход к чернофигурному стилю демонстрируют глиняные саркофаги,

в большом количестве найденные в клазоменских некрополях. Там господствовал

в то время обычай, может быть, заимствованный из Египта: перед погребением выставлять

тело умершего в саркофаге в вертикальном положении; крышек у этих саркофагов

не было, а их широкие ранты давали благодарное поле для росписи. В росписи

ряда клазоменских саркофагов обычно можно наблюдать сочетание на одном и том

же памятнике двух различных стилей; причем обычно роспись, исполненная в новом

стиле, занимает главное место у изголовья, а в более старом, отжившем стиле — в ногах

умершего. Так, на саркофагах первой половины VI века внизу обыкновенно расположен

животный фриз ориентализирующего стиля, тогда как наверху изображена

какая-нибудь эпическая композиция, чаще всего единоборство героев, в чистом чернофигурном

стиле. Историческое значение клазоменской керамики еще усугубляется

чрезвычайной тематической изобретательностью ее мастеров. Так, на клазоменских

вазах впервые появляется изображение морских коней и тритонов, а возможно, что

и образ сатира впервые зарождается в фантазии клазоменских керамистов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9797. Процедуры и функции. Блочная структура программы 112.5 KB
  Процедуры и функции. Блочная структура программы Введение Систематический подход к программированию предполагает повышенное внимание к аспектам, связанным со структурой программы. Представление программы как совокупности (иерархии) относительно обос...
9798. Принятие решений в условиях риска, Эффективность выпуска новых видов продукции 66 KB
  Принятие решений в условиях риска. Элементы неопределенности, присущие функционированию и развитию многих экономических процессов, обуславливают появление ситуаций, не имеющих однозначного исхода (решения). Это обстоятельство усложняет процесс...
9799. Принятие решений в условиях неопределенности 72 KB
  Принятие решений в условиях неопределенности. При принятии решений в условиях неопределенности, когда вероятности возможных вариантов обстановки неизвестны, может быть использованы ряд критериев, выбор каждого из которых, наряду с характером решаем...
9800. Проблемы сравнительной оценки вариантов решений с учетом риска 273.5 KB
  Проблемы сравнительной оценки вариантов решений с учетом риска. Как отмечалось ранее, на методы принятия решений в условиях риска существенное влияние оказывает многообразие критериев и показателей, посредством которых оценивается уровень риска. В р...
9801. Учет риска при инвестировании капитальных вложений 86 KB
  Учет риска при инвестировании капитальных вложений. В условиях рыночной экономики, особенно в период ее становления, инвестирование развития сопряжено с риском неполучения ожидаемых результатов в установленные (желаемые) сроки. В связи с этим возник...
9802. Система критериев принятия рискового решения 133.5 KB
  Система критериев принятия рискового решения. Принятие рискового решения на ведение конкретной операции (сделки) в предпринимательской деятельности является заключительной процедурой на стадии анализа риска в технологии риск-менеджмента. Объективная...
9803. Критерии принятия решения в условиях определенности 77.5 KB
  Критерии принятия решения в условиях определенности. В условиях определенности неблагоприятные последствия рисковой ситуации однозначно и адекватно оцениваются значениями показателей риска. В данном случае используются детерминированные модели и мет...
9804. Критерии принятия решения в условиях стохастической неопределенности 32 KB
  Критерии принятия решения в условиях стохастической неопределенности. В условиях стохастической (частичной) неопределенности (риска) исходы предполагаемого результата деятельности имеют вероятностный характер и взаимосвязи между критериями и показат...
9805. Критерии принятия решения в условиях нестохастической неопределенности 24 KB
  Критерии принятия решения в условиях нестохастической неопределенности. В условиях неопределенности нестохастической природы значения ожидаемого результата не могут быть описаны в рамках вероятностных моделей. Между критериями и оценками риска сущес...