95875

Раннеархаический период в греческой вазописи. Протоаттическая керамика (мастер Неса и мастер Горгон). Начало формирования нового чернофигурного стиля в росписи

Доклад

Культурология и искусствоведение

Начало формирования нового чернофигурного стиля в росписи. Однако его самая известная работа так называемая Амфора Несса может являться примером чернофигурного стиля. Но к 6 веку традиции ориентализирующего стиля совсем изжили себя. Чернофигурный стиль это централизация керамического стиля в руках Аттики.

Русский

2015-09-30

538.46 KB

0 чел.

Раннеархаический период в греческой вазописи. Протоаттическая керамика (мастер Неса и мастер Горгон). Начало формирования нового чернофигурного стиля в росписи.

Со второй половины 7 в. начинает изменяться концепция декора. Теперь мастера желают передать его не как орнаментальный фриз, а как законченную в себе центрическую композицию. Возникает и новая, чернофигурная техника росписи. Глянцево-черный силуэт вырисовывается на оранжево-кирпичной поверхности сосуда. Контрастность цветового сочетания усиливает четкость силуэтных фигур. Процарапывание линий внутри силуэта дает возможность выявить необходимые детали, сохраняя при этом общую графическую плоскостность изображения. Острая динамическая декоративность сочетается с жизненной экспрессией движения, а интерес к имитации натуры с заботой о сохранении декоративно-монументальной ценности изображения.

Мастер Горгоны.

Динос из Этрурии. Начало 6 в. до н.э.

Горгона, преследующая Персея. Она изображена по схеме коленопреклоненного бега, ноги и голова в профиль, грудь в фас. Но в силуэте Персея уже видны попытки более динамической передачи бега. Движение Горгоны начинается от фигуры Афины, затем мы видим Персея, затем ему навстречу выезжает колесница – таким образом, сцена имеет начало, кульминацию, завершение.

 

Мастер Несса.

Вазописца Несса можно считать первым представителем аттической чернофигурной живописи. Он часто использовал красный пигмент, чтобы усилить красный цвет глины. Возможно, под влиянием египетской манеры изображения человеческих фигур, Несс выработал традицию, по которой белое лицо обозначало в живописи женщин, в то время как мужчины изображались с красным лицом. До конца чернофигурного периода белый цвет использовался для обозначения женских фигур. Ранние работы художника напоминают протокоринфский стиль с его обилием орнамента, заполняющего пространство сосуда. Однако, его самая известная работа, так называемая, Амфора Несса, может являться примером чернофигурного стиля. Движение фигур несколько грубовато, но необычайно энергично. Нет больше такого страха перед пустым пространством.  Он не отказывается полностью от контура. Характерно, что его многие работы монументальны – иногда больше метра в высоту.

Переход к новому, чернофигурному стилю происходил не внезапно. Но к 6 веку традиции ориентализирующего стиля совсем изжили себя. Чернофигурный стиль – это централизация керамического стиля в руках Аттики.

В основе положен контраст между светлым фоном и темными силуэтами фигур с редкими вкраплениями бело или пурпурной краски. Постепенно убираются излишки декорации, и мастера перестают боятся пустого места.

Орнамент четко подчеркивает конструктивное членение сосуда. Интерес к человеческой фигуре, к действию, повествованию. Чаще всего можно встретить мифологические сюжеты (подвиги и приключения героев). Любимый герой – Дионис, любимая форма – амфора.

Наиболее медленно переход от ориентализирующего стиля к чернофигурному совершается в ионийских мастерских, тут происходит смешение стилей, поэтому рассмотрим их керамику.
Клазоменские вазы. 2 и 3 чтв. 6 в. до н. э.
Орнамент: лиственный фриз, лунный серп. Композиция:  обилие свободного фона, динамика, в то же время симметричная, орнаментальная стилизация силуэта. Обильное применение белой краски и пурпура.

Клазоменские саркофаги.
Еще ярче последовательный

переход к чернофигурному стилю демонстрируют глиняные саркофаги,

в большом количестве найденные в клазоменских некрополях. Там господствовал

в то время обычай, может быть, заимствованный из Египта: перед погребением выставлять

тело умершего в саркофаге в вертикальном положении; крышек у этих саркофагов

не было, а их широкие ранты давали благодарное поле для росписи. В росписи

ряда клазоменских саркофагов обычно можно наблюдать сочетание на одном и том

же памятнике двух различных стилей; причем обычно роспись, исполненная в новом

стиле, занимает главное место у изголовья, а в более старом, отжившем стиле — в ногах

умершего. Так, на саркофагах первой половины VI века внизу обыкновенно расположен

животный фриз ориентализирующего стиля, тогда как наверху изображена

какая-нибудь эпическая композиция, чаще всего единоборство героев, в чистом чернофигурном

стиле. Историческое значение клазоменской керамики еще усугубляется

чрезвычайной тематической изобретательностью ее мастеров. Так, на клазоменских

вазах впервые появляется изображение морских коней и тритонов, а возможно, что

и образ сатира впервые зарождается в фантазии клазоменских керамистов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35212. Характеристика маршрутів і маршрутних систем. Закономірності розташування перевезень за маршрутами 19.98 KB
  Маршрутна система повинна бать складена таким чином, щоб поіздами здійснювалися без пересадок по коліях, по яких формується основні потоки. Маршрутні системи найбільше підвергаються змінам
35213. Енергоживлення міського транспорту. Система живлення тягових мереж. Обладнання тягових підстанцій та їх розташування. Контактна мережа 41.79 KB
  Тягові підстанції ОГРП живляться за схемами, вибір яких відповідає вимогам надійності. Кожна ТП повинна живитися не менше від 2-х вводів. Радіальні схеми живлення вимагають прокладки до ТП ізольованих повітряних або кабельних ліній.
35214. Визначення пасажирських та грузових потоків у транспортних мережах 23.23 KB
  Транспортні перевезення пасажирів і вантажу є вектором економічного і соціального розвитку міст України. Збільшення перевезень автомобільним транспортом супроводжується якісним перетворенням міського і дорожнього рухів у масовий процес
35215. Міський електротранспорт. Класифікація відів міського електротранспорту 22.92 KB
  Пасажирський - метрополітен, трамвай, манорельсовий транспорт, троллебус, річковий трамвай, вертольоти. Вантажний - вантажні трамваї та тролейбуси. Спеціальний - ремонтні трамваї та тролейбуси
35216. Будівельні конструкції, Конспект лекцій 1.28 MB
  Короткий історичний нарис розвитку конструкцій із деревини та пластмас. Сучасний стан та галузі раціонального використання в будівництві конструкцій з дерева та пластмас. Сировинна база. Класифікація і стандартизація лісних товарів. Переваги та недоліки деревини порівняно з іншими конструкційними матеріалами.
35217. Імпорт таблиць. Встановлення зв'язків між таблицями 56.5 KB
  Мета: навчитися імпортувати таблиці MS Excel в таблиці Ms ccess а також навчитися звязувати таблиці. Поняття таблиці поля та запису таблиці. Дайте визначення первісного та альтернативного ключа таблиці.
35218. Пошук даних 119 KB
  Мета: Навчитися будувати динамічні набори записів, користуватися вбудованою функцією Построитель выражений.
35219. Створення екранних форм 145 KB
  Мета: Навчитися створювати прості екрані форми та ієрархічні. Індивідуальне завдання Створення екранних форм Для вводу модифікації та перегляду даних створити такі форми: Форму Ринкові ціни для вводу та модифікації даних таблиці 1. Хід виконання Перші дві форми завдання необхідно створити за допомогою Автоформи. Форми створюються на основі вхідних таблиць.
35220. Аудит. Опорний курс лекцій 1.44 MB
  Аудит – це процес, за допомогою якого компетентний незалежний фахівець накопичує та оцінює свідчення про облікову та звітну інформацію щодо фінансово – господарської діяльності суб’єктів господарювання для визначення та письмового висловлення своєї думки щодо ступеня її відповідності встановленим законодавством критеріям.