95875

Раннеархаический период в греческой вазописи. Протоаттическая керамика (мастер Неса и мастер Горгон). Начало формирования нового чернофигурного стиля в росписи

Доклад

Культурология и искусствоведение

Начало формирования нового чернофигурного стиля в росписи. Однако его самая известная работа так называемая Амфора Несса может являться примером чернофигурного стиля. Но к 6 веку традиции ориентализирующего стиля совсем изжили себя. Чернофигурный стиль это централизация керамического стиля в руках Аттики.

Русский

2015-09-30

538.46 KB

0 чел.

Раннеархаический период в греческой вазописи. Протоаттическая керамика (мастер Неса и мастер Горгон). Начало формирования нового чернофигурного стиля в росписи.

Со второй половины 7 в. начинает изменяться концепция декора. Теперь мастера желают передать его не как орнаментальный фриз, а как законченную в себе центрическую композицию. Возникает и новая, чернофигурная техника росписи. Глянцево-черный силуэт вырисовывается на оранжево-кирпичной поверхности сосуда. Контрастность цветового сочетания усиливает четкость силуэтных фигур. Процарапывание линий внутри силуэта дает возможность выявить необходимые детали, сохраняя при этом общую графическую плоскостность изображения. Острая динамическая декоративность сочетается с жизненной экспрессией движения, а интерес к имитации натуры с заботой о сохранении декоративно-монументальной ценности изображения.

Мастер Горгоны.

Динос из Этрурии. Начало 6 в. до н.э.

Горгона, преследующая Персея. Она изображена по схеме коленопреклоненного бега, ноги и голова в профиль, грудь в фас. Но в силуэте Персея уже видны попытки более динамической передачи бега. Движение Горгоны начинается от фигуры Афины, затем мы видим Персея, затем ему навстречу выезжает колесница – таким образом, сцена имеет начало, кульминацию, завершение.

 

Мастер Несса.

Вазописца Несса можно считать первым представителем аттической чернофигурной живописи. Он часто использовал красный пигмент, чтобы усилить красный цвет глины. Возможно, под влиянием египетской манеры изображения человеческих фигур, Несс выработал традицию, по которой белое лицо обозначало в живописи женщин, в то время как мужчины изображались с красным лицом. До конца чернофигурного периода белый цвет использовался для обозначения женских фигур. Ранние работы художника напоминают протокоринфский стиль с его обилием орнамента, заполняющего пространство сосуда. Однако, его самая известная работа, так называемая, Амфора Несса, может являться примером чернофигурного стиля. Движение фигур несколько грубовато, но необычайно энергично. Нет больше такого страха перед пустым пространством.  Он не отказывается полностью от контура. Характерно, что его многие работы монументальны – иногда больше метра в высоту.

Переход к новому, чернофигурному стилю происходил не внезапно. Но к 6 веку традиции ориентализирующего стиля совсем изжили себя. Чернофигурный стиль – это централизация керамического стиля в руках Аттики.

В основе положен контраст между светлым фоном и темными силуэтами фигур с редкими вкраплениями бело или пурпурной краски. Постепенно убираются излишки декорации, и мастера перестают боятся пустого места.

Орнамент четко подчеркивает конструктивное членение сосуда. Интерес к человеческой фигуре, к действию, повествованию. Чаще всего можно встретить мифологические сюжеты (подвиги и приключения героев). Любимый герой – Дионис, любимая форма – амфора.

Наиболее медленно переход от ориентализирующего стиля к чернофигурному совершается в ионийских мастерских, тут происходит смешение стилей, поэтому рассмотрим их керамику.
Клазоменские вазы. 2 и 3 чтв. 6 в. до н. э.
Орнамент: лиственный фриз, лунный серп. Композиция:  обилие свободного фона, динамика, в то же время симметричная, орнаментальная стилизация силуэта. Обильное применение белой краски и пурпура.

Клазоменские саркофаги.
Еще ярче последовательный

переход к чернофигурному стилю демонстрируют глиняные саркофаги,

в большом количестве найденные в клазоменских некрополях. Там господствовал

в то время обычай, может быть, заимствованный из Египта: перед погребением выставлять

тело умершего в саркофаге в вертикальном положении; крышек у этих саркофагов

не было, а их широкие ранты давали благодарное поле для росписи. В росписи

ряда клазоменских саркофагов обычно можно наблюдать сочетание на одном и том

же памятнике двух различных стилей; причем обычно роспись, исполненная в новом

стиле, занимает главное место у изголовья, а в более старом, отжившем стиле — в ногах

умершего. Так, на саркофагах первой половины VI века внизу обыкновенно расположен

животный фриз ориентализирующего стиля, тогда как наверху изображена

какая-нибудь эпическая композиция, чаще всего единоборство героев, в чистом чернофигурном

стиле. Историческое значение клазоменской керамики еще усугубляется

чрезвычайной тематической изобретательностью ее мастеров. Так, на клазоменских

вазах впервые появляется изображение морских коней и тритонов, а возможно, что

и образ сатира впервые зарождается в фантазии клазоменских керамистов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6958. Визначення зусилля і питоме зусилля об’ємного осаджування циліндричної заготовки d=200мм і висотою h=300мм, інженерним методом розрахунків 147.5 KB
  Теоретичні відомості Осадкою називають технологічну операцію, за допомогою якої зменшують висоту заготівки з одночасним збільшенням її поперечних розмірів. У технологічних процесах кування осадка застосовуємся, як основна так і попередня операція...
6959. Економіка праці та соціально-трудових відносин 703 KB
  Тема1 Ринок праці в економічній системі План лекції: 1.Поняття ринку праці, його елементи і функції 2.Структура, типи і сегменти ринків праці 3.Теоретичні основи аналізу ринку праці Рекомендована література до теми: 1. Богиня Д. П. Основи економік...
6960. Проектирование винтового горизонтального конвейера 248 KB
  Задание Спроектировать винтовой горизонтальный конвейер со следующими параметрами: Производительность Q = 4 т/ч Длина конвейера L = 15 м Транспортируемый материал– зола сухая. Рис.1 Схема винтового конвейера...
6961. Экономика предприятия. Учебный курс 1.58 MB
  В учебном пособии Экономика предприятий дается представление о производственном предприятии как целостной организационно-экономической и социальной системе. Подробно рассмотрены темы, касающиеся обоснования потребности предприятия в основных ресурса...
6962. Назначение режима резания при сверлении, зенкеровании и развертывании 143 KB
  Назначение режима резания при сверлении, зенкеровании и развертывании Цель работы: изучить методику назначения режимов резания по таблицам нормативов. Ознакомиться и приобрести навыки работы с нормативами. Задание: На вертикально-сверлильном станке ...
6963. Серебренный век в русском искусстве 1.4 MB
  Введения Тема меня заинтересовала сразу, потому что считал серебренный век одна из важнейших частей нашей культурной истории России. Задача как можно больше рассказать и пояснить о особенностях серебренного века. Описать каждую из отраслей серебренн...
6964. Учет изменений, вызванных развитием застроенных территорий населенного пункта в государственном кадастре недвижимости (на примере г. Сухой Лог) 1 MB
  В связи с постоянным развитием и перепланировкой городских территорий, изменением социальных, технических требований возникает необходимость проведения реконструкции. Это вызвано и экономической важностью более эффективного использования...
6965. Исследование деятельности ОАО Банка Петрокоммерц 1.34 MB
  Глава 1. Правовые и экономические основы деятельности ОАО Банка Петрокоммерц. Правовое положение Открытое акционерное общество Коммерческий банк Петрокоммерц, именуемое в дальнейшем Банк, является кредитной организацией, созданной по решению внеочер...
6966. Моделирование автоклава с ПИД-регулятором 759.17 KB
  Содержание пояснительной записки Введение 1. Технологический процесс. Автоматическое регулирование. Виды и преимущества регуляторов. ПИД-регулятор. Автоклав 2. Моделирование автоклава с ПИД-регулятором 3. Вычислительный эксперимент ПИД-регуляторов н...