95875

Раннеархаический период в греческой вазописи. Протоаттическая керамика (мастер Неса и мастер Горгон). Начало формирования нового чернофигурного стиля в росписи

Доклад

Культурология и искусствоведение

Начало формирования нового чернофигурного стиля в росписи. Однако его самая известная работа так называемая Амфора Несса может являться примером чернофигурного стиля. Но к 6 веку традиции ориентализирующего стиля совсем изжили себя. Чернофигурный стиль это централизация керамического стиля в руках Аттики.

Русский

2015-09-30

538.46 KB

0 чел.

Раннеархаический период в греческой вазописи. Протоаттическая керамика (мастер Неса и мастер Горгон). Начало формирования нового чернофигурного стиля в росписи.

Со второй половины 7 в. начинает изменяться концепция декора. Теперь мастера желают передать его не как орнаментальный фриз, а как законченную в себе центрическую композицию. Возникает и новая, чернофигурная техника росписи. Глянцево-черный силуэт вырисовывается на оранжево-кирпичной поверхности сосуда. Контрастность цветового сочетания усиливает четкость силуэтных фигур. Процарапывание линий внутри силуэта дает возможность выявить необходимые детали, сохраняя при этом общую графическую плоскостность изображения. Острая динамическая декоративность сочетается с жизненной экспрессией движения, а интерес к имитации натуры с заботой о сохранении декоративно-монументальной ценности изображения.

Мастер Горгоны.

Динос из Этрурии. Начало 6 в. до н.э.

Горгона, преследующая Персея. Она изображена по схеме коленопреклоненного бега, ноги и голова в профиль, грудь в фас. Но в силуэте Персея уже видны попытки более динамической передачи бега. Движение Горгоны начинается от фигуры Афины, затем мы видим Персея, затем ему навстречу выезжает колесница – таким образом, сцена имеет начало, кульминацию, завершение.

 

Мастер Несса.

Вазописца Несса можно считать первым представителем аттической чернофигурной живописи. Он часто использовал красный пигмент, чтобы усилить красный цвет глины. Возможно, под влиянием египетской манеры изображения человеческих фигур, Несс выработал традицию, по которой белое лицо обозначало в живописи женщин, в то время как мужчины изображались с красным лицом. До конца чернофигурного периода белый цвет использовался для обозначения женских фигур. Ранние работы художника напоминают протокоринфский стиль с его обилием орнамента, заполняющего пространство сосуда. Однако, его самая известная работа, так называемая, Амфора Несса, может являться примером чернофигурного стиля. Движение фигур несколько грубовато, но необычайно энергично. Нет больше такого страха перед пустым пространством.  Он не отказывается полностью от контура. Характерно, что его многие работы монументальны – иногда больше метра в высоту.

Переход к новому, чернофигурному стилю происходил не внезапно. Но к 6 веку традиции ориентализирующего стиля совсем изжили себя. Чернофигурный стиль – это централизация керамического стиля в руках Аттики.

В основе положен контраст между светлым фоном и темными силуэтами фигур с редкими вкраплениями бело или пурпурной краски. Постепенно убираются излишки декорации, и мастера перестают боятся пустого места.

Орнамент четко подчеркивает конструктивное членение сосуда. Интерес к человеческой фигуре, к действию, повествованию. Чаще всего можно встретить мифологические сюжеты (подвиги и приключения героев). Любимый герой – Дионис, любимая форма – амфора.

Наиболее медленно переход от ориентализирующего стиля к чернофигурному совершается в ионийских мастерских, тут происходит смешение стилей, поэтому рассмотрим их керамику.
Клазоменские вазы. 2 и 3 чтв. 6 в. до н. э.
Орнамент: лиственный фриз, лунный серп. Композиция:  обилие свободного фона, динамика, в то же время симметричная, орнаментальная стилизация силуэта. Обильное применение белой краски и пурпура.

Клазоменские саркофаги.
Еще ярче последовательный

переход к чернофигурному стилю демонстрируют глиняные саркофаги,

в большом количестве найденные в клазоменских некрополях. Там господствовал

в то время обычай, может быть, заимствованный из Египта: перед погребением выставлять

тело умершего в саркофаге в вертикальном положении; крышек у этих саркофагов

не было, а их широкие ранты давали благодарное поле для росписи. В росписи

ряда клазоменских саркофагов обычно можно наблюдать сочетание на одном и том

же памятнике двух различных стилей; причем обычно роспись, исполненная в новом

стиле, занимает главное место у изголовья, а в более старом, отжившем стиле — в ногах

умершего. Так, на саркофагах первой половины VI века внизу обыкновенно расположен

животный фриз ориентализирующего стиля, тогда как наверху изображена

какая-нибудь эпическая композиция, чаще всего единоборство героев, в чистом чернофигурном

стиле. Историческое значение клазоменской керамики еще усугубляется

чрезвычайной тематической изобретательностью ее мастеров. Так, на клазоменских

вазах впервые появляется изображение морских коней и тритонов, а возможно, что

и образ сатира впервые зарождается в фантазии клазоменских керамистов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76472. Понятие недействительности брака и основания признания брака недействительным 15.31 KB
  С момента государственной регистрации заключения брака в органах загса. Основания для признания брака недействительным установлены в п. Заключение брака при отсутствии условий установленных законом для заключения брака: взаимного добровольного согласия лиц вступающих в брак и достижения ими брачного возраста если этот возраст не был снижен в порядке установленном законом ст.
76473. Отличие расторжение брака от признания брака недействительным 15.84 KB
  Отдельные же из них в виде исключения продолжают существовать и после расторжения брака. Различен порядок расторжения брака и признания его недействительным. Поразному определяется круг лиц имеющих право обратиться с иском о расторжении брака и признании его недействительным.
76474. Общая совместная собственность супругов и её состав 15.86 KB
  Супруги в брачном контракте могут отнести это имущество либо к общей долевой собственности либо к раздельной собственности каждого из них. Что касается имущества принадлежавшего каждому из супругов до вступления в брак то оно как и прежде признается их раздельной собственностью Аналогичный правовой режим распространяется на имущество полученное одним из супругов во время брака в дар или по наследству а также на вещи индивидуального пользования кроме предметов роскоши хотя бы они и были приобретены во время брака за счет общих...
76475. Личные неимущественные права и обязанности супругов 15.65 KB
  Право супругов на равенство при решении вопросов: воспитания и образования детей; отцовства и материнства; планирования семьи; распределения семейного бюджета; ведения домашнего хозяйства; других вопросов семейной жизни; 5 иные права предусмотренные семейным законодательством. К личными неимущественным правам тесно примыкают такие обязанности супругов как: обязанность не препятствовать другому супругу в осуществлении им личных...
76476. Собственность каждого из супругов (раздельное, индивидуальное имущество) 16.72 KB
  Например дом приобретенный на деньги полученные от продажи квартиры принадлежащей одному из супругов до брака. Семейное законодательство относит к раздельному имуществу супругов не только имущество полученное в дар или по наследству но и имущество полученное по иным безвозмездным сделкам. К этому виду приобретений прежде всего следует отнести имущество полученное в порядке безвозмездной приватизации например при безвозмездной приватизации квартиры одним из супругов.
76477. Осуществление супругами правомочий по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом 14.94 KB
  Особенностью совместной собственности супругов является то что владение пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов п. В настоящее же время в отсутствие специальных правил единственным выходом для супругов которые не могут самостоятельно договориться по вопросу осуществления правомочий владения и пользования общим имуществом является раздел имущества который предполагает прекращение совместной собственности и возникновение общей долевой собственности. Определив свою долю в общем...
76478. Раздел общего имущества супругов: Соглашение о разделе имущества супругов 17.81 KB
  256 ГК РФ имущество нажитое во время брака супругами является их совместной собственностью а имущество которое принадлежало супругам до брака является имуществом каждого из супругов и разделу не подлежит за исключением случаев когда имущество одного из супругов признано судом общим имуществом супругов. 38 СК РФ устанавливает что общее имущество супругов может быть разделено как в течение брака так и после расторжения брака по требованию любого из супругов. Также общее имущество супругов может быть разделено по требованию кредиторов...
76479. Определение долей супругов при разделе имущества в судебном порядке 15.66 KB
  В соответствие с этим совершенно логично звучит принцип равенства долей супругов при разделе общего имущества закрепленный в п. Если договором между супругами не установлено иное то по закону по умолчанию каждый из супругов является собственником доли общего имущества в размере 1 2 части. Как уже упоминалось выше тот факт что один из супругов по уважительной причине не имел источника постоянного дохода или по совместному согласию занимался домашним хозяйством и воспитанием детей не дает никаких оснований уменьшать долю при разделе...
76480. Вопросы, разрешаемые судом при расторжении брака. Момент прекращения брака при разводе 16.15 KB
  24 СК РФ разрешить и другие вопросы: а с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода; б о взыскании с родителей средств на содержание детей; в о взыскании средств на содержание нетрудоспособного нуждающегося супруга; г о разделе имущества находящегося в общей совместной собственности супругов. Не вызывает сомнения что все перечисленные вопросы являются весьма важными для разводящихся супругов. 24 СК РФ требования об учете интересов детей и каждого из супругов например размер алиментов на несовершеннолетних...