95876

Греческая скульптура в первой и второй четверти 5 в. до н.э. Критий и Несиод – «Тиранноубийцы». Произведения Агелада и Пифагора Регийского

Доклад

Культурология и искусствоведение

Изображение человека в целостном и едином движении вот основная художественная задача которую ставил перед собой художник решительно отбросивший архаические принципы строго фронтальной и неподвижной статуи последовательно и глубоко развивавший черты реализма накопленные в искусстве поздней архаики.

Русский

2015-09-30

164.37 KB

1 чел.

Греческая скульптура в первой и второй четверти 5 в. до н.э.  Критий и Несиод – «Тиранноубийцы». Произведения Агелада и Пифагора Регийского.

Скульптура ранней классики, хоть и являлась переходом к скульптуре высокой классики, обладала специфическими чертами. Ради достижения пластической гармонии она не приносила в жертву конкретность движения. В искусстве того времени велся активный поиск правдивой передачи движения и изображения фигуры во взаимодействии с другими фигурами.

В круглой пластике важное место заняли вопросы взаимосвязи героев, объединенных сюжетной и композиционной общностью действия. Один из примеров решения этой проблемы – бронзовая группа из Акрополя, изображавшая Гармодия и Аристогитона – знаменитые «Тираноубийцы».

История такова, что первоначально задумка поставить памятникам борцам за демократию была выполнена Антенором, и скульптуры были поставлены на рыночной площади. Однако после разгрома Афин царь Ксеркс похитил памятник. Восстановлением его в 476 году занялись мастера Критий и Несиод, отлив фигуры из бронзы. Позднее, после Александровых походов на восток, старую скульптурную группу удалось вернуть, и она была поставлена рядом со скульптурами Крития и Несиода. До нашего времени дошла лишь римская мраморная копия группы, исполненной Критием и Несиодом, которая находится в Неаполитанском музее.

Неаполитанский Гармодий, очевидно, воспроизводит довольно точно оригинал строгого стиля, тогда как Аристогитон имеет более позднюю голову. Это первый опыт статуарной группы, поэтому тираноубийцы, конечно, лишены настоящего органического единства. Группа задумана символически — не как действие, а как воля к действию, причем цель этого действия в самой группе отсутствует. Отсутствует и пластическая слитность обеих фигур: статуи Тираноубийц могут быть отодвинуты дальше и ближе одна от другой, могут быть поставлены на разные постаменты. Тем не менее, группа объединена идейным смыслом – этой самой волей к движению, пусть отвлеченной, но целью. Их связывает вместе и психологический контраст их движений: Гармодий нападает, замахивается мечом, осторожный Аристогитон заслоняет его плащом. Таким образом, мы видим интеллектуальную слитность фигур.

Из-за отсутствия пластической слитности фигур возникает проблема – группа лишена общей точки зрения. Пластическая жизнь группы Тираноубийц развертывается отрывистыми толчками, отдельными несогласованными точками зрения.

Агелад.

Возглавлял аргосскую школу. Известен своими статуями победителей Олимпийских игр и статуей Зевса в Мессене, также изображённую на мессенских монетах. Произведения Агелада до наших дней не сохранились, но есть предположения, что именно он является автором одной известной бронзовой статуи бородатого бога.

Статуя, более 2 м в вышину, была найдена близ мыса Артемисион на острове Эвбее, лежащей в воде,на расстоянии почти километра от берега, и представляет собой греческий оригинал высокого качества. Статуя изображает, по всей вероятности, Посейдона – левая рука его вытянута вперед, правая замахивается назад и мечет молнии. Судя по изображениям на мессенских монетах, в близкой позе Агелад изобразил своего знаменитого Зевса Итомата. Однако мягкая, скрывающая костяк трактовка форм как будто говорит против пелопоннесского происхождения статуи, а волосы бога со своеобразными локонами, падающими на лоб, дают основания причислить статую к аттической школе.

По свидетельству Плиния, Агелад был учителем Мирона, Поликлета, другие авторы также считали его учителем Фидия.

Пифагор Регийский.

Работы его известны лишь по упоминаниям древних авторов. Сохранилось несколько римских копий его работ («Мальчик, вынимающий занозу» (Рим, Палаццо консерваторов), «Гиацинт» (Эрмитаж). Из сохранившихся греческих статуй Пифагору Регийскому приписывают найденную в Дельфах знаменитую бронзовую статую «Возничий».

О нём говорили как о первом скульпторе, в творчестве которого была сделана попытка соблюсти ритм и соразмерность. Кроме того, Пифагор прославился реалистическим изображением человеческих жил, вен и волос.

По преданию, Пифагор Регийский также является автором термина «симметрия», которым он обозначал пространственную закономерность в расположении одинаковых частей фигуры или самих фигур.

Итак, судя по всему, Пифагор Регийский был одним из самых последовательных новаторов начального периода ранней классики. Основной целью его творчества было реалистическое изображение человека в естественно-жизненном движении. Так, по описанию древних известна его статуя «Раненый Филоктет», поражавшая современников правдивой передачей движений человека. Приписывается Пифагору Регийскому статуя «Гиацинт» или (как ее называли прежде) «Эрот Соранцо» (Государственный Эрмитаж, римская копия). Мастер изобразил юношу в тот момент, когда он следит за полетом брошенного Аполлоном диска; он поднял голову, тяжесть тела перенесена на одну ногу.

Изображение человека в целостном и едином движении — вот основная художественная задача, которую ставил перед собой художник, решительно отбросивший архаические принципы строго фронтальной и неподвижной статуи, последовательно и глубоко развивавший черты реализма, накопленные в искусстве поздней архаики. Вместе с тем движения «Гиацинта» еще несколько резки и угловаты; некоторые стилистические особенности, например в трактовке волос, непосредственно примыкают к архаическим традициям. В этой статуе смело и резко поставлены новые художественные задачи, но не до конца еще создана соответствующая этим задачам стройная и последовательная система нового художественного языка.

Дельфийский Возничий.

Пример того, как по-новому разрабатывается монументальный образ человека.  Хотя мастер и прибегает к натурализму в изображении, он не противоречит сдержанной энергии мотива движения, ясной структуре объемов, суровой монументальности фигуры в целом.
Ноги трактованы необычайно тщательно. Вены, ногти. Тут же и контраст – одеяние передано очень обобщенно, складки его напоминают каннелюры колонны. Жест рук выверен, но застывший, таким же застывшим является и его бесстрастное лицо.

Тем не менее, возничий решительно отличается от архаических куросов. Он поставлен так, что его можно воспринимать со всех сторон. Некоторыми учеными переход к подобным статуям рассматривается как переход от двумерного восприятия к восприятию статуи со всех точек зрения.

Реалистическая жизненность, неразрывное слияние философского и эстетического начала в художественном образе, героическая типизация образа реального человека — это основные черты складывавшегося искусства классики. Общественно-воспитательное значение искусства ранней классики было неразрывно и естественно слито с его художественным обаянием, оно было лишено каких-либо элементов нарочитого морализирования. Новое понимание задач искусства сказывалось и в новом понимании образа человека, в новом критерии красоты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76572. Виды договоров 18.7 KB
  Предварительный договор это соглашение сторон о заключении основного договора в будущем на условиях предусмотренных предварительным договором п. Его нужно отличать от срочного договора заключенного под отлагательным сроком когда права и обязанности сторон возникают не сразу при заключении договора а по истечении определенного срока. Предварительный договор представляет собой добровольно принятое сторонами обязательство заключить дополнительно основной договор в нем должны быть согласованы все существенные условия основного договора....
76573. Понятие и содержание договора 28.41 KB
  Понятие договора дано в статье 420 ГК РФ. Для договора необходимо совпадение воли сторон по всем вопросам имеющим для них существенное значение. Правовое регулирование договора как сделки осуществляется также правилами главы 9 ГК РФ о двух и многосторонних сделках.
76577. Обеспечение исполнения обязательств 35.91 KB
  Такие правовые средства называются способами обеспечения исполнения обязательства. Использование сторонами обеспечения обязательства с одной стороны стимулирует самого должника к надлежащему исполнению обязательства с другой стороны гарантирует удовлетворение интересов кредитора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Обеспечение обязательства по общему правилу осуществляется на основании соглашения сторон.
76578. Условия исполнения обязательств 18.43 KB
  Условия исполнения обязательств К условиям характеризующим надлежащее исполнение обязательства относятся требования предъявляемые к субъекту и предмету исполнения а также к сроку месту и способу исполнения. Такие условия обычно закрепляются диспозитивными нормами закона что дает возможность его участникам избрать конкретный вариант исполнения обязательства в наибольшей степени отвечающий их интересам. Субъектом исполнения обязательства является должник. Обычно предполагается что он сам исполняет лежащий на нем долг что является...