95876

Греческая скульптура в первой и второй четверти 5 в. до н.э. Критий и Несиод – «Тиранноубийцы». Произведения Агелада и Пифагора Регийского

Доклад

Культурология и искусствоведение

Изображение человека в целостном и едином движении вот основная художественная задача которую ставил перед собой художник решительно отбросивший архаические принципы строго фронтальной и неподвижной статуи последовательно и глубоко развивавший черты реализма накопленные в искусстве поздней архаики.

Русский

2015-09-30

164.37 KB

1 чел.

Греческая скульптура в первой и второй четверти 5 в. до н.э.  Критий и Несиод – «Тиранноубийцы». Произведения Агелада и Пифагора Регийского.

Скульптура ранней классики, хоть и являлась переходом к скульптуре высокой классики, обладала специфическими чертами. Ради достижения пластической гармонии она не приносила в жертву конкретность движения. В искусстве того времени велся активный поиск правдивой передачи движения и изображения фигуры во взаимодействии с другими фигурами.

В круглой пластике важное место заняли вопросы взаимосвязи героев, объединенных сюжетной и композиционной общностью действия. Один из примеров решения этой проблемы – бронзовая группа из Акрополя, изображавшая Гармодия и Аристогитона – знаменитые «Тираноубийцы».

История такова, что первоначально задумка поставить памятникам борцам за демократию была выполнена Антенором, и скульптуры были поставлены на рыночной площади. Однако после разгрома Афин царь Ксеркс похитил памятник. Восстановлением его в 476 году занялись мастера Критий и Несиод, отлив фигуры из бронзы. Позднее, после Александровых походов на восток, старую скульптурную группу удалось вернуть, и она была поставлена рядом со скульптурами Крития и Несиода. До нашего времени дошла лишь римская мраморная копия группы, исполненной Критием и Несиодом, которая находится в Неаполитанском музее.

Неаполитанский Гармодий, очевидно, воспроизводит довольно точно оригинал строгого стиля, тогда как Аристогитон имеет более позднюю голову. Это первый опыт статуарной группы, поэтому тираноубийцы, конечно, лишены настоящего органического единства. Группа задумана символически — не как действие, а как воля к действию, причем цель этого действия в самой группе отсутствует. Отсутствует и пластическая слитность обеих фигур: статуи Тираноубийц могут быть отодвинуты дальше и ближе одна от другой, могут быть поставлены на разные постаменты. Тем не менее, группа объединена идейным смыслом – этой самой волей к движению, пусть отвлеченной, но целью. Их связывает вместе и психологический контраст их движений: Гармодий нападает, замахивается мечом, осторожный Аристогитон заслоняет его плащом. Таким образом, мы видим интеллектуальную слитность фигур.

Из-за отсутствия пластической слитности фигур возникает проблема – группа лишена общей точки зрения. Пластическая жизнь группы Тираноубийц развертывается отрывистыми толчками, отдельными несогласованными точками зрения.

Агелад.

Возглавлял аргосскую школу. Известен своими статуями победителей Олимпийских игр и статуей Зевса в Мессене, также изображённую на мессенских монетах. Произведения Агелада до наших дней не сохранились, но есть предположения, что именно он является автором одной известной бронзовой статуи бородатого бога.

Статуя, более 2 м в вышину, была найдена близ мыса Артемисион на острове Эвбее, лежащей в воде,на расстоянии почти километра от берега, и представляет собой греческий оригинал высокого качества. Статуя изображает, по всей вероятности, Посейдона – левая рука его вытянута вперед, правая замахивается назад и мечет молнии. Судя по изображениям на мессенских монетах, в близкой позе Агелад изобразил своего знаменитого Зевса Итомата. Однако мягкая, скрывающая костяк трактовка форм как будто говорит против пелопоннесского происхождения статуи, а волосы бога со своеобразными локонами, падающими на лоб, дают основания причислить статую к аттической школе.

По свидетельству Плиния, Агелад был учителем Мирона, Поликлета, другие авторы также считали его учителем Фидия.

Пифагор Регийский.

Работы его известны лишь по упоминаниям древних авторов. Сохранилось несколько римских копий его работ («Мальчик, вынимающий занозу» (Рим, Палаццо консерваторов), «Гиацинт» (Эрмитаж). Из сохранившихся греческих статуй Пифагору Регийскому приписывают найденную в Дельфах знаменитую бронзовую статую «Возничий».

О нём говорили как о первом скульпторе, в творчестве которого была сделана попытка соблюсти ритм и соразмерность. Кроме того, Пифагор прославился реалистическим изображением человеческих жил, вен и волос.

По преданию, Пифагор Регийский также является автором термина «симметрия», которым он обозначал пространственную закономерность в расположении одинаковых частей фигуры или самих фигур.

Итак, судя по всему, Пифагор Регийский был одним из самых последовательных новаторов начального периода ранней классики. Основной целью его творчества было реалистическое изображение человека в естественно-жизненном движении. Так, по описанию древних известна его статуя «Раненый Филоктет», поражавшая современников правдивой передачей движений человека. Приписывается Пифагору Регийскому статуя «Гиацинт» или (как ее называли прежде) «Эрот Соранцо» (Государственный Эрмитаж, римская копия). Мастер изобразил юношу в тот момент, когда он следит за полетом брошенного Аполлоном диска; он поднял голову, тяжесть тела перенесена на одну ногу.

Изображение человека в целостном и едином движении — вот основная художественная задача, которую ставил перед собой художник, решительно отбросивший архаические принципы строго фронтальной и неподвижной статуи, последовательно и глубоко развивавший черты реализма, накопленные в искусстве поздней архаики. Вместе с тем движения «Гиацинта» еще несколько резки и угловаты; некоторые стилистические особенности, например в трактовке волос, непосредственно примыкают к архаическим традициям. В этой статуе смело и резко поставлены новые художественные задачи, но не до конца еще создана соответствующая этим задачам стройная и последовательная система нового художественного языка.

Дельфийский Возничий.

Пример того, как по-новому разрабатывается монументальный образ человека.  Хотя мастер и прибегает к натурализму в изображении, он не противоречит сдержанной энергии мотива движения, ясной структуре объемов, суровой монументальности фигуры в целом.
Ноги трактованы необычайно тщательно. Вены, ногти. Тут же и контраст – одеяние передано очень обобщенно, складки его напоминают каннелюры колонны. Жест рук выверен, но застывший, таким же застывшим является и его бесстрастное лицо.

Тем не менее, возничий решительно отличается от архаических куросов. Он поставлен так, что его можно воспринимать со всех сторон. Некоторыми учеными переход к подобным статуям рассматривается как переход от двумерного восприятия к восприятию статуи со всех точек зрения.

Реалистическая жизненность, неразрывное слияние философского и эстетического начала в художественном образе, героическая типизация образа реального человека — это основные черты складывавшегося искусства классики. Общественно-воспитательное значение искусства ранней классики было неразрывно и естественно слито с его художественным обаянием, оно было лишено каких-либо элементов нарочитого морализирования. Новое понимание задач искусства сказывалось и в новом понимании образа человека, в новом критерии красоты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8655. Философия нового времени. Французские просветители и материалисты. 50 KB
  Философия нового времени План. Краткая характеристика эпохи. Материализм нового времени: Бэкон, Гоббс. Монизм и дуализм: Декарт, Спиноза. Французские просветители и материалисты. Краткая характеристика эпохи. Новое время а...
8656. Философия её предмет, основные проблемы и функции 67 KB
  Философия её предмет, основные проблемы и функции. План. Философия и мировоззрение. Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний. Место философии в системе духовной культуры ...
8657. Философия марксизма. Разработка материалистической диалектики 43.5 KB
  Философия марксизма План Учение о практике Разработка материалистической диалектики Новая концепция истории Исходные характеристики: Создателями, основоположниками марксизма были Маркс и Энгельс. Карл Маркс (1818-1883). Окончил юри...
8658. От христианства Возрождению 97.5 KB
  От христианства Возрождению Философия средневековья и ее теоцентризм. Основные этапы: патристика и схоластика Проблема универсалий: реализм и номинализм. Философия эпохи Возрождения и ее характерные черты....
8659. Общество, как система. Основные подсистемы общества 82.5 KB
  Философское понятие общества. Общество, как система. Основные подсистемы общества. Общество, как исторический процесс. Гражданское общество. Правовое государство. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития...
8660. Древнекитайская философия 46.5 KB
  Древнекитайская философия. Особенности средневековой философии. Древнекитайская философия. - Конфуций - латинизированное название, буквально Кун-фу-цзы - старый учитель Кун. Конфуцианство возникает в 6 веке до н.э...
8661. Философия в системе культуры 21.22 KB
  Философия в системе культуры Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения Особенности мифологического мировоззрения Признаки религиозного мировоззрения. 1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. - Мировоззрение...
8662. Сущность и предназначение философии 18.7 KB
  Сущность и предназначение философии. Особенность философского мировоззрения. Истоки философии. Семь мудрецов Предмет философии. Основной вопрос философии. Особенности философского мировоззрения. Философское мировоззрение прихо...
8663. Сущность и предназначение философии. Основные формы философского дискурса 19.7 KB
  Сущность и предназначение философии. Предмет философии. Основной вопрос философии. Разделы философии. Основные формы философского дискурса. Предмет философии. - предмет философии - это то, что она изучает, это угол зрени...