95876

Греческая скульптура в первой и второй четверти 5 в. до н.э. Критий и Несиод – «Тиранноубийцы». Произведения Агелада и Пифагора Регийского

Доклад

Культурология и искусствоведение

Изображение человека в целостном и едином движении вот основная художественная задача которую ставил перед собой художник решительно отбросивший архаические принципы строго фронтальной и неподвижной статуи последовательно и глубоко развивавший черты реализма накопленные в искусстве поздней архаики.

Русский

2015-09-30

164.37 KB

1 чел.

Греческая скульптура в первой и второй четверти 5 в. до н.э.  Критий и Несиод – «Тиранноубийцы». Произведения Агелада и Пифагора Регийского.

Скульптура ранней классики, хоть и являлась переходом к скульптуре высокой классики, обладала специфическими чертами. Ради достижения пластической гармонии она не приносила в жертву конкретность движения. В искусстве того времени велся активный поиск правдивой передачи движения и изображения фигуры во взаимодействии с другими фигурами.

В круглой пластике важное место заняли вопросы взаимосвязи героев, объединенных сюжетной и композиционной общностью действия. Один из примеров решения этой проблемы – бронзовая группа из Акрополя, изображавшая Гармодия и Аристогитона – знаменитые «Тираноубийцы».

История такова, что первоначально задумка поставить памятникам борцам за демократию была выполнена Антенором, и скульптуры были поставлены на рыночной площади. Однако после разгрома Афин царь Ксеркс похитил памятник. Восстановлением его в 476 году занялись мастера Критий и Несиод, отлив фигуры из бронзы. Позднее, после Александровых походов на восток, старую скульптурную группу удалось вернуть, и она была поставлена рядом со скульптурами Крития и Несиода. До нашего времени дошла лишь римская мраморная копия группы, исполненной Критием и Несиодом, которая находится в Неаполитанском музее.

Неаполитанский Гармодий, очевидно, воспроизводит довольно точно оригинал строгого стиля, тогда как Аристогитон имеет более позднюю голову. Это первый опыт статуарной группы, поэтому тираноубийцы, конечно, лишены настоящего органического единства. Группа задумана символически — не как действие, а как воля к действию, причем цель этого действия в самой группе отсутствует. Отсутствует и пластическая слитность обеих фигур: статуи Тираноубийц могут быть отодвинуты дальше и ближе одна от другой, могут быть поставлены на разные постаменты. Тем не менее, группа объединена идейным смыслом – этой самой волей к движению, пусть отвлеченной, но целью. Их связывает вместе и психологический контраст их движений: Гармодий нападает, замахивается мечом, осторожный Аристогитон заслоняет его плащом. Таким образом, мы видим интеллектуальную слитность фигур.

Из-за отсутствия пластической слитности фигур возникает проблема – группа лишена общей точки зрения. Пластическая жизнь группы Тираноубийц развертывается отрывистыми толчками, отдельными несогласованными точками зрения.

Агелад.

Возглавлял аргосскую школу. Известен своими статуями победителей Олимпийских игр и статуей Зевса в Мессене, также изображённую на мессенских монетах. Произведения Агелада до наших дней не сохранились, но есть предположения, что именно он является автором одной известной бронзовой статуи бородатого бога.

Статуя, более 2 м в вышину, была найдена близ мыса Артемисион на острове Эвбее, лежащей в воде,на расстоянии почти километра от берега, и представляет собой греческий оригинал высокого качества. Статуя изображает, по всей вероятности, Посейдона – левая рука его вытянута вперед, правая замахивается назад и мечет молнии. Судя по изображениям на мессенских монетах, в близкой позе Агелад изобразил своего знаменитого Зевса Итомата. Однако мягкая, скрывающая костяк трактовка форм как будто говорит против пелопоннесского происхождения статуи, а волосы бога со своеобразными локонами, падающими на лоб, дают основания причислить статую к аттической школе.

По свидетельству Плиния, Агелад был учителем Мирона, Поликлета, другие авторы также считали его учителем Фидия.

Пифагор Регийский.

Работы его известны лишь по упоминаниям древних авторов. Сохранилось несколько римских копий его работ («Мальчик, вынимающий занозу» (Рим, Палаццо консерваторов), «Гиацинт» (Эрмитаж). Из сохранившихся греческих статуй Пифагору Регийскому приписывают найденную в Дельфах знаменитую бронзовую статую «Возничий».

О нём говорили как о первом скульпторе, в творчестве которого была сделана попытка соблюсти ритм и соразмерность. Кроме того, Пифагор прославился реалистическим изображением человеческих жил, вен и волос.

По преданию, Пифагор Регийский также является автором термина «симметрия», которым он обозначал пространственную закономерность в расположении одинаковых частей фигуры или самих фигур.

Итак, судя по всему, Пифагор Регийский был одним из самых последовательных новаторов начального периода ранней классики. Основной целью его творчества было реалистическое изображение человека в естественно-жизненном движении. Так, по описанию древних известна его статуя «Раненый Филоктет», поражавшая современников правдивой передачей движений человека. Приписывается Пифагору Регийскому статуя «Гиацинт» или (как ее называли прежде) «Эрот Соранцо» (Государственный Эрмитаж, римская копия). Мастер изобразил юношу в тот момент, когда он следит за полетом брошенного Аполлоном диска; он поднял голову, тяжесть тела перенесена на одну ногу.

Изображение человека в целостном и едином движении — вот основная художественная задача, которую ставил перед собой художник, решительно отбросивший архаические принципы строго фронтальной и неподвижной статуи, последовательно и глубоко развивавший черты реализма, накопленные в искусстве поздней архаики. Вместе с тем движения «Гиацинта» еще несколько резки и угловаты; некоторые стилистические особенности, например в трактовке волос, непосредственно примыкают к архаическим традициям. В этой статуе смело и резко поставлены новые художественные задачи, но не до конца еще создана соответствующая этим задачам стройная и последовательная система нового художественного языка.

Дельфийский Возничий.

Пример того, как по-новому разрабатывается монументальный образ человека.  Хотя мастер и прибегает к натурализму в изображении, он не противоречит сдержанной энергии мотива движения, ясной структуре объемов, суровой монументальности фигуры в целом.
Ноги трактованы необычайно тщательно. Вены, ногти. Тут же и контраст – одеяние передано очень обобщенно, складки его напоминают каннелюры колонны. Жест рук выверен, но застывший, таким же застывшим является и его бесстрастное лицо.

Тем не менее, возничий решительно отличается от архаических куросов. Он поставлен так, что его можно воспринимать со всех сторон. Некоторыми учеными переход к подобным статуям рассматривается как переход от двумерного восприятия к восприятию статуи со всех точек зрения.

Реалистическая жизненность, неразрывное слияние философского и эстетического начала в художественном образе, героическая типизация образа реального человека — это основные черты складывавшегося искусства классики. Общественно-воспитательное значение искусства ранней классики было неразрывно и естественно слито с его художественным обаянием, оно было лишено каких-либо элементов нарочитого морализирования. Новое понимание задач искусства сказывалось и в новом понимании образа человека, в новом критерии красоты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52882. Контроль читання з англійської мови у 3 класі за підручником “ New Let’s Learn English” 62 KB
  Hello. My name is Jim. I live in Eastbourne. I am nine. I like reading and playing football. I have got very nice toys. My favourite toys are a spaceship and a kite. I keep them in the cupboard. I also like watching videos. After school I like playing computer games.
52883. Святковий поїзд. Проектна робота 745 KB
  Закріпити вживання ЛО з теми «Місяці. Пори року». Розвивати лексичні, граматичні, мовленнєві навички, пам ять, мислення, фонетичний слух. Перевірити рівень мовної та мовленнєвої компетенції учнів. Тренувати в аудіюванні. Формувати здатність працювати в парі, групі.
52885. Погода взимку. Розваги 502.5 KB
  Winter is the fourth season. December, January and February are winter months. In winter it is cold. Winter is the coldest season of the year. All rivers and ponds are frozen. The ground is covered with snow. Trees and bushes are covered with snowflakes.
52886. Свята та традиції. New Year 1.98 MB
  Objectives: to develop the habits of reading, writing and speaking on the given topic; to practise the structure “there is/are”, asking and answering questions in Present Simple; to enlarge the students’ knowledge about holidays and traditions of the English-speaking countries.
52887. All About Us. Two Capitals: London, Kyiv 48 KB
  Objectives: - to develop pupils’ skills in listening, reading, speaking and writing; - to teach pupils to express their opinion; - to provide interactive work in pairs and small groups; - to teach pupils cooperative work;
52888. London Transport 83 KB
  There are lots of places of interest in London. From Tower Bridge you can see the Tower of London. From Tower Bridge you can see the Tower of London. It is a museum now. There are hundreds of interesting collections in it. There is a famous clock in London called Big Ben
52889. All Seasons Are Beautiful 55 KB
  Teacher: Different people have different tempers. On different parts of the day everybody has different mood. Let’s see how you are now. Take your “faces” and if you feel well, great – draw a smile; if you feel neither well nor bad, draw a face without a smile; and if you are sad and unhappy, draw a sad face...
52890. Love. Wedding. Marriage 185 KB
  Objectives to develop student’s fluency in speaking English, communicative activity using interactive forms; to motivate students in expressing their opinions; to develop students’ thinking skills;