95876

Греческая скульптура в первой и второй четверти 5 в. до н.э. Критий и Несиод – «Тиранноубийцы». Произведения Агелада и Пифагора Регийского

Доклад

Культурология и искусствоведение

Изображение человека в целостном и едином движении вот основная художественная задача которую ставил перед собой художник решительно отбросивший архаические принципы строго фронтальной и неподвижной статуи последовательно и глубоко развивавший черты реализма накопленные в искусстве поздней архаики.

Русский

2015-09-30

164.37 KB

1 чел.

Греческая скульптура в первой и второй четверти 5 в. до н.э.  Критий и Несиод – «Тиранноубийцы». Произведения Агелада и Пифагора Регийского.

Скульптура ранней классики, хоть и являлась переходом к скульптуре высокой классики, обладала специфическими чертами. Ради достижения пластической гармонии она не приносила в жертву конкретность движения. В искусстве того времени велся активный поиск правдивой передачи движения и изображения фигуры во взаимодействии с другими фигурами.

В круглой пластике важное место заняли вопросы взаимосвязи героев, объединенных сюжетной и композиционной общностью действия. Один из примеров решения этой проблемы – бронзовая группа из Акрополя, изображавшая Гармодия и Аристогитона – знаменитые «Тираноубийцы».

История такова, что первоначально задумка поставить памятникам борцам за демократию была выполнена Антенором, и скульптуры были поставлены на рыночной площади. Однако после разгрома Афин царь Ксеркс похитил памятник. Восстановлением его в 476 году занялись мастера Критий и Несиод, отлив фигуры из бронзы. Позднее, после Александровых походов на восток, старую скульптурную группу удалось вернуть, и она была поставлена рядом со скульптурами Крития и Несиода. До нашего времени дошла лишь римская мраморная копия группы, исполненной Критием и Несиодом, которая находится в Неаполитанском музее.

Неаполитанский Гармодий, очевидно, воспроизводит довольно точно оригинал строгого стиля, тогда как Аристогитон имеет более позднюю голову. Это первый опыт статуарной группы, поэтому тираноубийцы, конечно, лишены настоящего органического единства. Группа задумана символически — не как действие, а как воля к действию, причем цель этого действия в самой группе отсутствует. Отсутствует и пластическая слитность обеих фигур: статуи Тираноубийц могут быть отодвинуты дальше и ближе одна от другой, могут быть поставлены на разные постаменты. Тем не менее, группа объединена идейным смыслом – этой самой волей к движению, пусть отвлеченной, но целью. Их связывает вместе и психологический контраст их движений: Гармодий нападает, замахивается мечом, осторожный Аристогитон заслоняет его плащом. Таким образом, мы видим интеллектуальную слитность фигур.

Из-за отсутствия пластической слитности фигур возникает проблема – группа лишена общей точки зрения. Пластическая жизнь группы Тираноубийц развертывается отрывистыми толчками, отдельными несогласованными точками зрения.

Агелад.

Возглавлял аргосскую школу. Известен своими статуями победителей Олимпийских игр и статуей Зевса в Мессене, также изображённую на мессенских монетах. Произведения Агелада до наших дней не сохранились, но есть предположения, что именно он является автором одной известной бронзовой статуи бородатого бога.

Статуя, более 2 м в вышину, была найдена близ мыса Артемисион на острове Эвбее, лежащей в воде,на расстоянии почти километра от берега, и представляет собой греческий оригинал высокого качества. Статуя изображает, по всей вероятности, Посейдона – левая рука его вытянута вперед, правая замахивается назад и мечет молнии. Судя по изображениям на мессенских монетах, в близкой позе Агелад изобразил своего знаменитого Зевса Итомата. Однако мягкая, скрывающая костяк трактовка форм как будто говорит против пелопоннесского происхождения статуи, а волосы бога со своеобразными локонами, падающими на лоб, дают основания причислить статую к аттической школе.

По свидетельству Плиния, Агелад был учителем Мирона, Поликлета, другие авторы также считали его учителем Фидия.

Пифагор Регийский.

Работы его известны лишь по упоминаниям древних авторов. Сохранилось несколько римских копий его работ («Мальчик, вынимающий занозу» (Рим, Палаццо консерваторов), «Гиацинт» (Эрмитаж). Из сохранившихся греческих статуй Пифагору Регийскому приписывают найденную в Дельфах знаменитую бронзовую статую «Возничий».

О нём говорили как о первом скульпторе, в творчестве которого была сделана попытка соблюсти ритм и соразмерность. Кроме того, Пифагор прославился реалистическим изображением человеческих жил, вен и волос.

По преданию, Пифагор Регийский также является автором термина «симметрия», которым он обозначал пространственную закономерность в расположении одинаковых частей фигуры или самих фигур.

Итак, судя по всему, Пифагор Регийский был одним из самых последовательных новаторов начального периода ранней классики. Основной целью его творчества было реалистическое изображение человека в естественно-жизненном движении. Так, по описанию древних известна его статуя «Раненый Филоктет», поражавшая современников правдивой передачей движений человека. Приписывается Пифагору Регийскому статуя «Гиацинт» или (как ее называли прежде) «Эрот Соранцо» (Государственный Эрмитаж, римская копия). Мастер изобразил юношу в тот момент, когда он следит за полетом брошенного Аполлоном диска; он поднял голову, тяжесть тела перенесена на одну ногу.

Изображение человека в целостном и едином движении — вот основная художественная задача, которую ставил перед собой художник, решительно отбросивший архаические принципы строго фронтальной и неподвижной статуи, последовательно и глубоко развивавший черты реализма, накопленные в искусстве поздней архаики. Вместе с тем движения «Гиацинта» еще несколько резки и угловаты; некоторые стилистические особенности, например в трактовке волос, непосредственно примыкают к архаическим традициям. В этой статуе смело и резко поставлены новые художественные задачи, но не до конца еще создана соответствующая этим задачам стройная и последовательная система нового художественного языка.

Дельфийский Возничий.

Пример того, как по-новому разрабатывается монументальный образ человека.  Хотя мастер и прибегает к натурализму в изображении, он не противоречит сдержанной энергии мотива движения, ясной структуре объемов, суровой монументальности фигуры в целом.
Ноги трактованы необычайно тщательно. Вены, ногти. Тут же и контраст – одеяние передано очень обобщенно, складки его напоминают каннелюры колонны. Жест рук выверен, но застывший, таким же застывшим является и его бесстрастное лицо.

Тем не менее, возничий решительно отличается от архаических куросов. Он поставлен так, что его можно воспринимать со всех сторон. Некоторыми учеными переход к подобным статуям рассматривается как переход от двумерного восприятия к восприятию статуи со всех точек зрения.

Реалистическая жизненность, неразрывное слияние философского и эстетического начала в художественном образе, героическая типизация образа реального человека — это основные черты складывавшегося искусства классики. Общественно-воспитательное значение искусства ранней классики было неразрывно и естественно слито с его художественным обаянием, оно было лишено каких-либо элементов нарочитого морализирования. Новое понимание задач искусства сказывалось и в новом понимании образа человека, в новом критерии красоты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43912. Свидетельство о вере и Церкви росписей собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве 2.73 MB
  Сразу же отметим, что духовность, духовную жизнь, духовное состояние следует понимать только как жизнь, водимую Духом Святым, как степень подчинения всего Духу Святому или же уклонения от Его воли. То есть духовность обязательно связана с Церковью, водимой Духом Святым, основанной Господом Иисусом Христом.
43913. Разработка автоматизированной системы автоматизации учета контроля прохождения изделия по этапам технологического процесса, для ОАО «НИИ Машиностроения» 24.52 MB
  Для современных предприятий внедрение информационной системы является серьезным шагом к решению таких ключевых бизнес задач как: снижение общих затрат предприятия повышение скорости товарооборота сокращение излишков товарных запасов до минимума увеличение и усложнение ассортимента продукции улучшение качества продукции выполнение заказов в срок повышение общего качества обслуживания заказчиков и т. Целью дипломного проекта является разработка автоматизированной системы автоматизации учета контроля прохождения изделия по этапам...
43914. Проектирование здания пожарно-спасательной станции АПСО, ГИМС в пос. Соловецкий 5.66 MB
  Анализ современной практики градостроительства дает возможность сделать заключение что работы по ремонту и реконструкции жилых и общественных зданий носят постоянный и закономерный характер. После завершения работ по реконструкции и строительству пристройки здания все элементы благоустройства примыкающей территории нарушенные в процессе производства строительно-монтажных работ должны быть восстановлены в прежнем виде. В результате этих испытаний после статической обработки получены расчетные характеристики грунтов каждого слоя таблица 1....
43915. Разработка рецептуры заварных изделий 6.29 MB
  В последние годы увеличился выпуск полуфабрикатов для приготовления кондитерских изделий: дрожжевого песочного слоеного теста крема помады и др. Заварные изделия Изделия из заварного теста эклеры трубочки шу профитроли любят все и взрослые и дети. Многие производители кондитерской продукции стремятся включить заварные изделия в свой ассортимент однако приготовление заварного теста отнюдь не простая задача. Тесто Для приготовления заварного теста используйте готовую смесь Теграл Клара Супер.
43916. Изучение технологического процесса ремонта электродвигателя-преобразователя НБ – 436 в объёме ТР-3 1.04 MB
  Расчет эксплуатируемого парка локомотивов. Расчет программы технических обслуживаний и ремонтов поездных локомотивов Расчет фронта ремонта локомотивов Определение процента неисправных локомотивов.
43917. Гидравлика. Жидкие среды 1.71 MB
  Гидравлическая классификация основана на разности в скоростях падения частиц (зерен) материала неодинаковой величины и плотности, находящихся во взвешенном состоянии в водной среде. Частицы классифицируются в основном в условиях их стесненного падения, при этом одновременно
43918. Методика організації самостійної роботи майбутніх інженерів-педагогів при викладанні дисципліни «Деталі машин» (на прикладі Української інженерно-педагогічної академії) 1.9 MB
  Вища освіта України завжди була дуже високої якості. Такою вона залишається і сьогодні. Випускники ВНЗ України, особливо фізико-математичного, медичного, авіаційного, морського, інженерно-технічного і хіміко-технологічного профілів, працюють і мають авторитет практично у всіх країнах світу.
43919. Модернизация учебной лабораторной установки для лаборатории гидравлики и теплотехники кафедры 34, МГИУ 3.17 MB
  По мере прикрытия дросселя общий уровень давления в вихревой трубе повышается, и расход холодного потока через отверстие диафрагмы увеличивается при соответствующем уменьшении расхода горячего потока. При этом температуры холодного и горячего потоков также изменяются.
43920. Проект разработки средств мокрой очистки технологических газов и мероприятий по охране труда в условиях мартеновского цеха ОАО «Запорожсталь» 927.5 KB
  В разделе КИП и А разработаны системы автоматического контроля и регулирования газоочистной установки мартеновской печи №7 ОАО Запорожсталь. Технология выплавки стали в мартеновских печах Устройство мартеновской печи Современная мартеновская печь представляет собой сложное техническое сооружение и состоит из двух основных частей: верхнего строения включающего рабочее пространство и головки печи и нижнего строения состоящего из шлаковиков боровов регулирующих устройств регенераторов и газопроводов.1...