95880

Фронтоны и метопы греческих храмов в конце раннеклассического периода. Храм Зевса в Олимпии

Доклад

Культурология и искусствоведение

Персонажи отличаются свободой пластической жизни, которые раньше можно было найти только в статуарной пластике. Стремительная и суровая энергия Тесея, повергающего Антиопу. Торжественная величавость Зевса, встречающего Геру. Острый контраст между патетической энергией Актеона и порывом нападающих на него псов.

Русский

2015-09-30

1.44 MB

2 чел.

Фронтоны и метопы греческих храмов в конце раннеклассического периода. Храм Зевса в Олимпии.

Перенесение в монументальную композицию принципов решения, найденных для отдельной фигуры.
Метопы храма «Е» в Селинунте (480-460 гг).
Персонажи отличаются свободой пластической жизни, которые раньше можно было найти только в статуарной пластике. Стремительная и суровая энергия Тесея, повергающего Антиопу. Торжественная величавость Зевса, встречающего Геру. Острый контраст между патетической энергией Актеона и порывом нападающих на него псов.

Священный брак Зевса и Геры


Храм Зевса в Олимпии (468-456 гг. до н.э.).
Построен архитектором Либоном. Самый крупный храм Пелопонесса. Храм почти полностью разрушен, его вид мы можем представить на основе раскопок и описаний древних авторов. Классический дорический периптер (соотношение колонн 6:13). Построен из твердой породы ракушечника. Пропорции строгие и ясные, праздничная окраска.

Восточный фронтон.
Композиция посвящена мифическому состязанию Пелопа и Эномая. Изображая момент жертвоприношения Зевсу, художник ставит целью передачу сосредоточенного в себе покоя, который предшествует развитию бурного действия. Этот момент наполнен огромным потенциальным драматизмом. О том, что Пелоп и Эномай вскоре понесутся в скачке, напоминают введенные в боковые части композиции запряженные в колесницу кони. Это один из первых случаев понимания в греческом искусстве того, что и в пассивной ситуации может быть огромное внутреннее напряжение. В скульптурах восточного фронтона, в их величественном покое, умело передана готовность к действию.

В каждой фигуре чувствуется характер, индивидуальность, переданная в малейших деталях их постановки. Уверенно поднятая голова Эномая подчеркивает его гордыню, фигура Пелопа показывает состояние глубокой сосредоточенности.
Особенно значительна фигура Зевса. Он одновременно и культовая статуя, украшающая фасад храма, и присутствующий при состязании бог. Он крупнее, чем остальные фигуры, но соразмерен им. В сдержанном развороте его торса сочетаются жизненная сила и величавый покой. Мощная архитектоника его полуобнаженного тела подчеркнута ниспадающими складками плаща, составляющего ритмически выразительный контраст складкам Пелопа и Эномая.

Сверху -  восточный фронтон, снизу – зап.

Коленопреклоненная девушка

Центральная часть


Сидящий старец. Статуя левого угла восточного фронтона.

Западный фронтон.

Композиция изображает борьбу лапифов и кентавров. Миф: на свадебном пире царя Перифоя присутствовали кентавры. Они не обладали чувством меры и не умели владеть собой. Они опьянели и ринулись похищать женщин и мальчиков. Здесь – антитеза разумной гармонии (упруго-напряженная, целеустремленная энергия эллинов) и бурной разнузданности движений кентавров. Над борющимися телами господствует образ властно простершего руку Аполлона. Неизбежный итог борьбы дан  в этическом и композиционно-ритмическом господстве центральной группы.

Аполлон


Лапифянка, схваченная за волосы кентавром.

Метопы.

Посвящены подвигам Геракла. Миф о нем – воплощение героических трудов человека, его борьба со стихийными силами. Композиции метоп строятся на сопоставлении величаво-ясных по своим ритмам и пропорциям фигур.
Геракл, укрощающий критского быка. Фигуры, направленные по диагоналям метопы, уравновешены противоположной направленностью. Развитие движения по диагонали жестко подчиняет фигуры скрытым в квадрате геометрическим членениям. Формы быка тяжелы и грузны, но их движение уступает порыву Геракла, пронизанному целеустремленной волей. Меньшая масса при большей динамике уравновешивает большую массу поспокойнее.

Геракл и Атлас


Геракл, приносящий Афине стимфаллийских птиц.


Геракл и критский бык.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71998. Збільшення і зменшення числа на кілька одиниць. Вправи на засвоєння таблиць додавання і віднімання числа 2. Поняття «умова», «запитання», відповідь» задачі 28.5 KB
  Сьогодні ми проведемо урок разом із героями відомої казки Колобок. Яка зараз пора року Отже коли Колобок від Баби та від Діда втік і покотився по стежинці повалив пухкий білий сніг. Колобок ніколи не бачив снігу і розгубився.
72001. Таблиці додавання і віднімання числа 4. Додавання і віднімання за допомогою числового відрізка. Складання і розв’язування задач за коротким записом 42 KB
  Мета: Скласти таблицю додавання і віднімання 4; вправляти учнів у розв’язуванні прикладів на додавання й віднімання чисел 3 і 4; вдосконалювати навички усної лічби; розвивати мислення. Обладнання: таблиця «Додавання і віднімання числа 4»; предметні малюнки; картки для роботи в парах...
72002. Урок-сказка «Новые приключения Красной Шапочки» 67 KB
  Цели: совершенствовать вычислительные навыки детей и умения решать задачи; развивать внимание, логическое мышление и воображение детей; воспитывать интерес к предмету. Оборудование: картонные фигурки главных героев сказки, полоски из бумаги, таблицы, часы.
72003. Нахождение неизвестной части по целому и известной части 64 KB
  Цели урока. Выделить и зафиксировать неизвестную величину. Сконструировать способ нахождения части по известному целому и другой части. Обучать учащихся составлению моделей различных видов. Тип урока. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой формах.
72004. Число і цифра 3. Порівняння чисел у межах 3. Написання цифри 3. Порівняння довжини і товщини предметів 64 KB
  МЕТА. Розкрити зміст поняття число і цифра 3;ознайомити учнів з утворенням числа 3, учити писати цифру 3, порівнювати числа в межах трьох; порівнювати предмети за товщиною, користуючись словами: «товстий», «тонкий», «товщий», «тонший», «однакові».
72005. Узагальнення навичок розв’язувати приклади в межах 10. Задачі на знаходження суми 41.5 KB
  Мета: узагальнювати вміння учнів розв’язувати приклади в межах 10, порівнювати число і вираз, знаходити невідомий доданок, зменшуване, від’ємник; розв’язувати задачі на знаходження суми, порівнювати числа та вираз, визначати одиниці виміру рідини, довжини, маси...
72006. Составление и решение выражений на сложение 122.5 KB
  Цель: закрепить умение составлять и вычислять выражения на сложение; упражнять в написании цифр, счете в пределах 9, сравнении чисел, распознавании многоугольников; развивать наблюдательность, зри тельную память, сообразительность, формировать познавательный интерес...