95880

Фронтоны и метопы греческих храмов в конце раннеклассического периода. Храм Зевса в Олимпии

Доклад

Культурология и искусствоведение

Персонажи отличаются свободой пластической жизни, которые раньше можно было найти только в статуарной пластике. Стремительная и суровая энергия Тесея, повергающего Антиопу. Торжественная величавость Зевса, встречающего Геру. Острый контраст между патетической энергией Актеона и порывом нападающих на него псов.

Русский

2015-09-30

1.44 MB

2 чел.

Фронтоны и метопы греческих храмов в конце раннеклассического периода. Храм Зевса в Олимпии.

Перенесение в монументальную композицию принципов решения, найденных для отдельной фигуры.
Метопы храма «Е» в Селинунте (480-460 гг).
Персонажи отличаются свободой пластической жизни, которые раньше можно было найти только в статуарной пластике. Стремительная и суровая энергия Тесея, повергающего Антиопу. Торжественная величавость Зевса, встречающего Геру. Острый контраст между патетической энергией Актеона и порывом нападающих на него псов.

Священный брак Зевса и Геры


Храм Зевса в Олимпии (468-456 гг. до н.э.).
Построен архитектором Либоном. Самый крупный храм Пелопонесса. Храм почти полностью разрушен, его вид мы можем представить на основе раскопок и описаний древних авторов. Классический дорический периптер (соотношение колонн 6:13). Построен из твердой породы ракушечника. Пропорции строгие и ясные, праздничная окраска.

Восточный фронтон.
Композиция посвящена мифическому состязанию Пелопа и Эномая. Изображая момент жертвоприношения Зевсу, художник ставит целью передачу сосредоточенного в себе покоя, который предшествует развитию бурного действия. Этот момент наполнен огромным потенциальным драматизмом. О том, что Пелоп и Эномай вскоре понесутся в скачке, напоминают введенные в боковые части композиции запряженные в колесницу кони. Это один из первых случаев понимания в греческом искусстве того, что и в пассивной ситуации может быть огромное внутреннее напряжение. В скульптурах восточного фронтона, в их величественном покое, умело передана готовность к действию.

В каждой фигуре чувствуется характер, индивидуальность, переданная в малейших деталях их постановки. Уверенно поднятая голова Эномая подчеркивает его гордыню, фигура Пелопа показывает состояние глубокой сосредоточенности.
Особенно значительна фигура Зевса. Он одновременно и культовая статуя, украшающая фасад храма, и присутствующий при состязании бог. Он крупнее, чем остальные фигуры, но соразмерен им. В сдержанном развороте его торса сочетаются жизненная сила и величавый покой. Мощная архитектоника его полуобнаженного тела подчеркнута ниспадающими складками плаща, составляющего ритмически выразительный контраст складкам Пелопа и Эномая.

Сверху -  восточный фронтон, снизу – зап.

Коленопреклоненная девушка

Центральная часть


Сидящий старец. Статуя левого угла восточного фронтона.

Западный фронтон.

Композиция изображает борьбу лапифов и кентавров. Миф: на свадебном пире царя Перифоя присутствовали кентавры. Они не обладали чувством меры и не умели владеть собой. Они опьянели и ринулись похищать женщин и мальчиков. Здесь – антитеза разумной гармонии (упруго-напряженная, целеустремленная энергия эллинов) и бурной разнузданности движений кентавров. Над борющимися телами господствует образ властно простершего руку Аполлона. Неизбежный итог борьбы дан  в этическом и композиционно-ритмическом господстве центральной группы.

Аполлон


Лапифянка, схваченная за волосы кентавром.

Метопы.

Посвящены подвигам Геракла. Миф о нем – воплощение героических трудов человека, его борьба со стихийными силами. Композиции метоп строятся на сопоставлении величаво-ясных по своим ритмам и пропорциям фигур.
Геракл, укрощающий критского быка. Фигуры, направленные по диагоналям метопы, уравновешены противоположной направленностью. Развитие движения по диагонали жестко подчиняет фигуры скрытым в квадрате геометрическим членениям. Формы быка тяжелы и грузны, но их движение уступает порыву Геракла, пронизанному целеустремленной волей. Меньшая масса при большей динамике уравновешивает большую массу поспокойнее.

Геракл и Атлас


Геракл, приносящий Афине стимфаллийских птиц.


Геракл и критский бык.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31830. Рассчитаны основные элементы схемы, разработана печатная плата и конструкция универсального модуля 877 KB
  1 Выбор типа печатной платы.2 Выбор материала печатной платы.3 Выбор метода изготовления печатной платы.6 Расчет размеров печатной платы15 2.
31831. Нетрадиционные формы урока 178 KB
  Специфика урока иностранного языка. У урока иностранного языка особенная специфика которую учитель иностранного языка не может не учитывать. Именно преподавание организованное на основе заданий коммуникативного характера обучение иноязычной коммуникации используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка. Интернет на уроках иностранного языка.
31834. Участок по централизованному ремонту детали класса “корпусные” 1.65 MB
  На первом этапе технологического процесса восстановления детали класса “корпусные” поступают на рабочие места для контроля на наличие скрытых дефектов и дефектов другого характера. Далее деталь поступает на участок слесарно-механической обработки с учетом технологического маршрута со склада деталей ожидающих ремонта. Участок предназначен для восстановления деталей слесарно-механической обработкой, а также для изготовления дополнительных ремонтных деталей
31835. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ООО «ЕВРОДОР» 838 KB
  Возрастающая непредсказуемость рынка требует от предприятия нахождения адекватных способов реагирования обеспечивающих в перспективе сохранение или повышение эффективности его деятельности конкурентоспособности устойчивости развития и т. Перед предприятиями данной отрасли возник комплекс проблем стратегического характера: обеспечение выживаемости выбор и реализация конкурентных и интеграционных стратегий развития в новых экономических условиях реформирование моделей организации управления и др. Цель дипломной работы разработка...
31837. АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ «ОАО СБЕРБАНК РОССИИ» 417 KB
  АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ ОАО СБЕРБАНК РОССИИ ДР АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ СБЕРБАНКА РОССИИ. Характеристика кредитной деятельности Сбербанка России. Анализ кредитного портфеля ОАО Сбербанк России.
31838. Разработка мультиагентной информационной системы для диспетчерской службы такси, позволяющей автоматизировать распределение заказов между таксистами и, тем самым, улучшить качество обслуживания клиентов 662.93 KB
  КЛАССИФИКАЦИЯ АГЕНТОВ. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АГЕНТОВ. АРХИТЕКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ АГЕНТОВ Одноуровневая архитектура взаимодействия агентов Иерархическая архитектура взаимодействия агентов. АРХИТЕКТУРА АГЕНТА Общая классификация архитектур Архитектуры агентов основанные на знаниях Архитектура на основе планирования реактивная архитектура Многоуровневость.