95882

Искусство времени «высокой классики». Эпоха Перикла в Афинах. Ансамбль Афинского Акрополя

Доклад

Культурология и искусствоведение

При Перикле заведовал строительством храма архитектор Иктин подрядчиком был Каликрат который в свою очередь еще до начала строительства Парфенона заложил храм Афины Ники. Важнейшие постройки – Парфенон Эрехтейон Храм Ники Аптерос который располагается за стеной Акрополя. Центральное место занимает главный храм Парфенон периптер.

Русский

2015-09-30

1.71 MB

1 чел.

39, 40, 41. Искусство времени «высокой классики».  Эпоха Перикла в Афинах. Ансамбль Афинского Акрополя.

После изгнания из Афин Кимона, на первый план выдвинулся Перикл. По матери он из рода Алкмеонидов. Отец – герой Марафона. Его основная цель – укрепление Афинского морского союза. С 443 года Перикл становится стратегом. Он никогда не был архонтом, но держал все правление в своих руках до своей смерти в 429 году.

Перикл принадлежал к числу теоретиков, был большим дипломатом и, сознавая неизбежность столкновения со Спартой, все же оттягивал его дипломатическими усилиями.

Придя к власти, Перикл продолжил начатое еще при Кимоне строительство Парфенона. Кимоном был назначен архитектор Краик. При Перикле заведовал строительством храма архитектор Иктин, подрядчиком был Каликрат, который в свою очередь еще до начала строительства Парфенона заложил храм Афины Ники. Перикл собрал сильный коллектив архитекторов, скульпторов и художников (Месикл, Фидий, Пионий, с которым прибыли пелопонесские мастера). Правление Перикла – золотая эпоха Афин.

Ансамбль был задуман как мемориал в честь победы над персами. Афины претендовали на лидирующее положение в Греции. Таким образом, ансамбль имел как общественное, так и культовое значение. В нем соединились принципы регулярной и свободо-живописной планировки.

Важнейшие постройки – Парфенон, Эрехтейон, Храм Ники Аптерос, который располагается за стеной Акрополя. Так как Акрополь являлся крепостью, убежищем на случай войны,  большую его часть окружала массивная каменная стена. Вход образуют Пропилеи. Прямо напротив ворот располагается статуя Афины Промахос, которой и посвящен Акрополь. Ансамбль в целом имеет неправильную форму. Центральное место занимает главный храм – Парфенон (периптер). Склон Акрополя был использован для возведения театра Диониса. Холм Акрополя образовывал естественный пьедестал для венчающих его зданий.

Афинский Акрополь:
1. Парфенон (447-432)
2.Храм Афины Ники (449 – 421)
3. Пропилеи (437-432)
4. Эрехтейон (421-406)
5. Статуя Афины Промахос

Пропилеи.

Поначалу Пропилеи были деревянными. В 437 году их начинают отстраивать из мрамора. Это парадные ворота, обрамленные колоннами и антаблементом. Особенность Пропилей у греков – 5 свободных проходов, что показывает отступление от древней семантики, но отчасти перекликается с Месопотамией. Постройка дорического ордера с использованием ионического – 3 ионические колонны в боковых фасадах. Идея Иктина – создание панэллинского ордера, но это удалось ему только позже.

Парфенон.

Будущий храм Афины Паллиаты заложили еще в 488 году, почти сразу после Марафона. Но храм был разрушен при Ксерксе. При Кимоне, в 449 году, храм был заложен вновь. Но строительство было приостановлено из-за изгнания Кимона. После того, как Перикл пришел к власти, строительство в 447 году возобновилось. При Кимоне архитектором был Краик, Перикл сменил его на Иктина с подрядчиком Каликратом.
Само строительство шло с 447 по 438 год. В 438-432 годах шел процесс декоративного оформления храма. В строительстве храма были задействованы лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы(Фидий, Пионий).

Дорический периптер с элементами ионического ордера.
Соотношение колонн классическое 6/13. Высота колонн – 10, 5 м .Размер помещения самого Парфенона – 19, 19/13,37.

Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии:

Стилобат имеет небольшое повышение к центру, так как иначе издалека казалось бы, что пол прогибается.

Угловые колонны наклонены к середине, а две средние — к углам. Это было сделано, чтобы показать их прямыми.

Все колонны имеют энтазис, благодаря которому не кажутся посередине тоньше, однако не столь большой, как у архаических храмов.

Угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как в противном случае они бы казались тоньше. В поперечном разрезе они не являются круглыми.

Эхин почти прямой, его вынос очень мал (0,18 верхнего диаметра колонны).

Высота эхина и абаки одинакова.

Высота архитрава равна высоте фриза. Их отношение к карнизу: 10:10:4,46.

Антаблемент наклонён наружу, а фронтоны — внутрь.

Всего в Парфеноне 92 метопы. Они были созданы первыми по времени. Фидий и пелопонесские мастера. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами, на юге — амазономахия, на западе — вероятно, сцены из Троянской войны, на севере — гигантомахия. В сколь-нибудь цельной форме они сохранились только в изображениях битвы греков с кентаврами.Чередование мотивов – жестокая схватка с неопределившимся исходом/ гибель грека/ торжество эллина над кентавром. Это придает особенную целостность всему фризу: каждая из пар составляет совершенно законченное целое, но одновременно выступает как часть общей картины битвы. Хотя фигуры на метопах очень невелики по сравнению с мощным массивом архитрава, судя по сохранившейся угловой метопе, изображающей кентавра, который душит лапифа, их динамик и пластика концентрировали на себе внимание зрителя. Фриз длиной в 160 м опоясывал всю целлу.

Рельеф-зофор, опоясывающий наружные стены целлы, появился несколько позже. Парфенон был связан с панафинейскими шествиями. Поэтому рельеф композиционно соответствует шествию людей – движение наращивается в направлении движения афинян. Рельеф начинается с изображением сборов процессии под западным фронтоном в правом углу, к которому в первую очередь приближалось шествие больших Панафиней. Далее развертывается поток шествия,  подчиненного то убыстрящемуся, то замедляющемуся ритму. В заключительной части композиции участники ществия приходят к цели, передают подношение жрецам, и движение исчерпывает себя. Завершением композиции является изображение пирующих богов на восточном фасаде. Ритм - от покоя к движению и снова к покою.

Сидящие боги

Западный фронтон (Пеоний).
Фронтоны дошли до нас в плохой сохранности. Судим о них по перефразировках в античной вазописи, по интерпретация в римской скульптуре, по зарисовкам.
Поблизости от центральной оси, оставляя ее однако свободной, находились фигуры Афины и Посейдона, представленные в энергичном, стремительном движении. Эта группа утверждала развитие от центра к краям. Оно в свою очередь уравновешивалось встречным движением боковых фигур, что создавало сложную, динамичную композицию, свободную от ритмической застылости и вместе с тем естественно вписываемую в треугольник фронтона.

Восточный фронтон (Фидий). 
Рождение Афины из головы Зевса. По-видимому, композиция также была лишена стоящей по центру фигуры. Подчинение группы пределам фронтона осуществлялось постепенным успокоением движения фигур по мере их приближения к углам. Группа статуй левой стороны завершалась изображением  полулужащего Кефала, на правой стороне помещались три отдыхающие женские фигуры – мойры.
Статуи обоих фронтонов являются вершиной классики, которая здесь достигла совершенного единства возвышенного и жизненного, героического и естественного. В фигуре Кефала пластика движений передана с монументальностью и ясностью. Вместе с тем она свободна от нарочитой торжественности, идеализированной представительности. Безошибочно выбран оттенок поворота. Ощущение жизненной непосредственности и всеобщной типичности образа. Ощущение движения, игра света и тени.


Кефал

Выразительны женские фигуры мойр, особенно облокотившаяся о колени своей сидящей подруги. Этот лирически-интимный мотив благодаря выразительной обощенности движений и красоте пропорций приобретает величавое монументальное значение.


Мойры.

Фидий подчеркивает универсальное значение сцены рождения божества. В левом углу фронтона видны головы коней поднимающейся колесницы Гелиоса, тогда как в правом углу изображены головы опускающихся коней богини ночи Никс. Смена дня и ночи иносказательно говорит о всеохватывающем значении представленного события, его космических пределах.

Фигуры восточного фронтона совершенно свободны от связи с отведенной для них архитектурной средой, вместе с тем не разрушая ее плоскость. Фронтоны и скульптурные композиции Парфенона – вершина синтеза скульптуры и архитектуры, к которому стремилась художественная культура классики.

Храм Афины Ники (449-421).
Оформление длилось до 415 года. Архитектор – Калликрат. Амфипростиль. Небольшой, компактный. Возвышается на могучей отвесной скале. Интерес представляет фриз, к сожалению, плохо сохранившийся. Непринужденность в расположении фигур, игра света и тени в драпировках создают исполненный стремительной, легкой подвижности образ, гармонирующий со стройностью и повышенной светотеневой живописностью ионийских колонн. В мраморную балюстраду, окружающую храм, были вкомпонованы рельефы, изображающие крылатых Нике.
«Нике, влекущая к жертвеннику быка».
Поразительная энергия движения, сочная глубина контрастов света и тени.
«Нике, развязывающая сандалию».
Пеплос спадает с плеча, интимный, жанрово-лирический характер мотива в какой-то мере предвосхищает праксителевскую линию в искусстве поздней классики.

Нике, развязывающая сандалию

Эрехтейон (421-406).

Эрехтейон противостоит Парфенону своим объемно-пространственным решением и артистически-утонченным характером архитектурного образа.
Композиция слагалась из трех объемов. Первый, прямоугольный, с двухскатной крышей, с отодвинутым от стены ионическим портиком, являлся основным архитектурным объемом. На западной торцовой стене ему соответствовал портик из четырех колонн, поднятых на высокий цоколь. К западному фасаду основного здания примыкал резко выдвинутый вперед портик из двух рядов стройных ионийских колонн. На фоне длинной глухой мраморной южной стены выступал небольшой портик, в котором колонны были заменены фигурами кор-кариатид, поддерживающих карниз портика.
Храм объединил в себе несколько древнейших святилищ. Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине Полиаде.
 Портик этой целлы имеет шесть колонн. Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею. Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею. Её лицевая сторона ограничена снаружи двумя антами, между которыми стоят четыре аттических полуколонны. У этой части два портика — с севера и с юга. Дверной проём северного входа был обрамлён резьбой с розетками. Потолок северного портика украшен кессонами. На южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, названный так по шести статуям, поддерживающим архитрав.

Итак, соотношение скульптуры и архитектуры в Эрехтейоне обладает особой оригинальностью. Мноументальные статуи кор, в упругом напряжении несущие перекрытие антаблемента, выполняют функции колонн и потому отмечены единообразием масштаба и пропорций. Вместе с тем, являясь одновременно человеческими образами, все они различаются оттенками пластического состояния, то освобождает их от ощущения монотонной безличности. Другой характер имеют рельефы зофоров: их решение построено на стремительном развитии в перделах полосы фриза. В зофоре северного портика был найден и своеобраный вариант применения полихромии – используется не раскраска, а цветные материалы. На фиолетовом мраморе плит выделялись сияющие белизной фигуры.


Северный портик.


Портал северного портика


Кессоны северного портика


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79239. Экономическая мысль периода генезиса капитализма: меркантилизм как первая концепция рыночных отношений. Экономическая система физиократов 177.5 KB
  Нация распадается на три класса граждан: класс производительный класс собственников и класс непроизводительный. Непроизводительный класс состоит из всех граждан которые заняты другими услугами и видами труда кроме земледелия и затраты которых оплачиваются производительным классом и классом собственников в свою очередь получающим свои доходы от производительного класса. Экономическая таблица охватывает три указанных класса и ежегодно получаемое ими богатство и описывает обмен commerce между ними в следующей форме. Класс собственников...
79240. Классическая политическая экономия. Экономические системы А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823 гг.) 152 KB
  Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда или из того что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. Напротив у народов цивилизованных и процветающих – хотя у них большое число людей совсем не работает причем многие неработающие потребляют в десять а часто и в сто раз большего труда чем...
79241. Идеи классической политической экономии в учениях Т. Мальтуса, Ж.-Б. Сэя., Дж. Ст. Милля 192.5 KB
  Это обстоятельство а также внимание оказанное обществом моему Опыту обязывали меня произвести некоторые исторические исследования с целью изучить влияние закона народонаселения на прошедшее и настоящее состояния общества. Нищета и бедствия производимые чрезмерно быстрым размножением населения бы ли уже замечены и жестокие меры против этих бедствий были указываемы со времен Платона и Аристотеля. Не говоря уже о том что сравнение между возрастанием населения и средств потребления не было никем изложено с достаточной силой и ясностью...
79242. Экономическое учение западно-европейских социалистов и демократическая мысль России 1-й половины XIX века 303.5 KB
  Лучшим средством привлечь их на свою сторону будет возможно полное разъяснение этого вопроса; вот цель какую я себе ставлю обращаясь к различным группам человечества разделяемого мною на три класса: первый – это тот к которому имеем честь принадлежать мы с вами; он шествует под знаменем прогресса человеческого духа и состоит из ученых художников и всех людей разделяющих либеральные идеи. Это такое брожение когда все отношения между членами нации становятся непрочными и величайший из всех бичей – анархия – свободно производит свои...
79243. Марксистская политическая экономия. Структура и логика «Капитала» К. Маркса 313 KB
  Но товарная форма продукта труда или форма стоимости товара есть форма экономической клеточки буржуазного общества. Этот его характер не зависит от того много или мало труда стоит человеку присвоение его потребительных свойств. Как потребительная стоимость он не заключает в себе ничего загадочного будем ли мы его рассматривать с той точки зрения что он своими свойствами удовлетворяет человеческие потребности или с той точки зрения что он приобретает эти свойства как продукт человеческого труда. Потому что вопервых как бы...
79244. Основные идеи русского марксизма. Экономическая мысль России второй половины XIX – начала XX веков. Экономические взгляды народников, Г. В. Плеханова (1856-1918 гг.), В. И. Ленина (1870-1924 гг.) 323 KB
  Для социальной науки предмет которой не личность а коллектив весь капитализм с его бесчисленными противоречиями непрерывной борьбой неустойчивыми равновесиями движением от одних кризисов и революций к другим есть не более как переходная фаза между двумя органическими общественными системами длительная революция методов производства и форм сотрудничества. Но и они должны переходить ко все более глубоким пластам и при нынешней скорости расширения производства угольное будущее этих стран также становится все более темным. Эволюция...
79245. Организация планирования на предприятии. Планирование как инструмент принятия управленческих решений 21.2 KB
  Организация планирования на предприятии. Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности выбора наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов объемов и сроков выпуска товаров выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства распределения и потребления которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов...
79246. Стратегическое планирование развития предприятия, цели и особенности стратегического планирования 13.45 KB
  Цель функционирования компании фирмы предприятия это четко и однозначно сформулированные намерения представленные в виде перечня подлежащих достижению главных показателей имеющих количественную оценку. Цели представляют собой ориентиры развития фирмы а стратегия это план их достижения. Цель можно определить и как конечные экономические и финансовые результаты деятельности фирмы которые она планирует получить к заранее установленному сроку. Цель возникает как результирующая компонента потребностей покупателей определяемых миссией...
79247. Особенности бизнес планирования 18.56 KB
  Бюджетное управление это технология управления компанией комплекс организационных мер операций и приемов направленных на разработку и внедрение системы бюджетного управления Бюджет предприятия – план составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении; определяющий потребность предприятия в ресурсах необходимых для получения запланированных доходов. Бюджетная структура – система функциональных бюджетов предприятия по которой происходят последовательное планирование и учет результатов хозяйственной деятельности всего...