95882

Искусство времени «высокой классики». Эпоха Перикла в Афинах. Ансамбль Афинского Акрополя

Доклад

Культурология и искусствоведение

При Перикле заведовал строительством храма архитектор Иктин подрядчиком был Каликрат который в свою очередь еще до начала строительства Парфенона заложил храм Афины Ники. Важнейшие постройки – Парфенон Эрехтейон Храм Ники Аптерос который располагается за стеной Акрополя. Центральное место занимает главный храм Парфенон периптер.

Русский

2015-09-30

1.71 MB

1 чел.

39, 40, 41. Искусство времени «высокой классики».  Эпоха Перикла в Афинах. Ансамбль Афинского Акрополя.

После изгнания из Афин Кимона, на первый план выдвинулся Перикл. По матери он из рода Алкмеонидов. Отец – герой Марафона. Его основная цель – укрепление Афинского морского союза. С 443 года Перикл становится стратегом. Он никогда не был архонтом, но держал все правление в своих руках до своей смерти в 429 году.

Перикл принадлежал к числу теоретиков, был большим дипломатом и, сознавая неизбежность столкновения со Спартой, все же оттягивал его дипломатическими усилиями.

Придя к власти, Перикл продолжил начатое еще при Кимоне строительство Парфенона. Кимоном был назначен архитектор Краик. При Перикле заведовал строительством храма архитектор Иктин, подрядчиком был Каликрат, который в свою очередь еще до начала строительства Парфенона заложил храм Афины Ники. Перикл собрал сильный коллектив архитекторов, скульпторов и художников (Месикл, Фидий, Пионий, с которым прибыли пелопонесские мастера). Правление Перикла – золотая эпоха Афин.

Ансамбль был задуман как мемориал в честь победы над персами. Афины претендовали на лидирующее положение в Греции. Таким образом, ансамбль имел как общественное, так и культовое значение. В нем соединились принципы регулярной и свободо-живописной планировки.

Важнейшие постройки – Парфенон, Эрехтейон, Храм Ники Аптерос, который располагается за стеной Акрополя. Так как Акрополь являлся крепостью, убежищем на случай войны,  большую его часть окружала массивная каменная стена. Вход образуют Пропилеи. Прямо напротив ворот располагается статуя Афины Промахос, которой и посвящен Акрополь. Ансамбль в целом имеет неправильную форму. Центральное место занимает главный храм – Парфенон (периптер). Склон Акрополя был использован для возведения театра Диониса. Холм Акрополя образовывал естественный пьедестал для венчающих его зданий.

Афинский Акрополь:
1. Парфенон (447-432)
2.Храм Афины Ники (449 – 421)
3. Пропилеи (437-432)
4. Эрехтейон (421-406)
5. Статуя Афины Промахос

Пропилеи.

Поначалу Пропилеи были деревянными. В 437 году их начинают отстраивать из мрамора. Это парадные ворота, обрамленные колоннами и антаблементом. Особенность Пропилей у греков – 5 свободных проходов, что показывает отступление от древней семантики, но отчасти перекликается с Месопотамией. Постройка дорического ордера с использованием ионического – 3 ионические колонны в боковых фасадах. Идея Иктина – создание панэллинского ордера, но это удалось ему только позже.

Парфенон.

Будущий храм Афины Паллиаты заложили еще в 488 году, почти сразу после Марафона. Но храм был разрушен при Ксерксе. При Кимоне, в 449 году, храм был заложен вновь. Но строительство было приостановлено из-за изгнания Кимона. После того, как Перикл пришел к власти, строительство в 447 году возобновилось. При Кимоне архитектором был Краик, Перикл сменил его на Иктина с подрядчиком Каликратом.
Само строительство шло с 447 по 438 год. В 438-432 годах шел процесс декоративного оформления храма. В строительстве храма были задействованы лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы(Фидий, Пионий).

Дорический периптер с элементами ионического ордера.
Соотношение колонн классическое 6/13. Высота колонн – 10, 5 м .Размер помещения самого Парфенона – 19, 19/13,37.

Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии:

Стилобат имеет небольшое повышение к центру, так как иначе издалека казалось бы, что пол прогибается.

Угловые колонны наклонены к середине, а две средние — к углам. Это было сделано, чтобы показать их прямыми.

Все колонны имеют энтазис, благодаря которому не кажутся посередине тоньше, однако не столь большой, как у архаических храмов.

Угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как в противном случае они бы казались тоньше. В поперечном разрезе они не являются круглыми.

Эхин почти прямой, его вынос очень мал (0,18 верхнего диаметра колонны).

Высота эхина и абаки одинакова.

Высота архитрава равна высоте фриза. Их отношение к карнизу: 10:10:4,46.

Антаблемент наклонён наружу, а фронтоны — внутрь.

Всего в Парфеноне 92 метопы. Они были созданы первыми по времени. Фидий и пелопонесские мастера. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами, на юге — амазономахия, на западе — вероятно, сцены из Троянской войны, на севере — гигантомахия. В сколь-нибудь цельной форме они сохранились только в изображениях битвы греков с кентаврами.Чередование мотивов – жестокая схватка с неопределившимся исходом/ гибель грека/ торжество эллина над кентавром. Это придает особенную целостность всему фризу: каждая из пар составляет совершенно законченное целое, но одновременно выступает как часть общей картины битвы. Хотя фигуры на метопах очень невелики по сравнению с мощным массивом архитрава, судя по сохранившейся угловой метопе, изображающей кентавра, который душит лапифа, их динамик и пластика концентрировали на себе внимание зрителя. Фриз длиной в 160 м опоясывал всю целлу.

Рельеф-зофор, опоясывающий наружные стены целлы, появился несколько позже. Парфенон был связан с панафинейскими шествиями. Поэтому рельеф композиционно соответствует шествию людей – движение наращивается в направлении движения афинян. Рельеф начинается с изображением сборов процессии под западным фронтоном в правом углу, к которому в первую очередь приближалось шествие больших Панафиней. Далее развертывается поток шествия,  подчиненного то убыстрящемуся, то замедляющемуся ритму. В заключительной части композиции участники ществия приходят к цели, передают подношение жрецам, и движение исчерпывает себя. Завершением композиции является изображение пирующих богов на восточном фасаде. Ритм - от покоя к движению и снова к покою.

Сидящие боги

Западный фронтон (Пеоний).
Фронтоны дошли до нас в плохой сохранности. Судим о них по перефразировках в античной вазописи, по интерпретация в римской скульптуре, по зарисовкам.
Поблизости от центральной оси, оставляя ее однако свободной, находились фигуры Афины и Посейдона, представленные в энергичном, стремительном движении. Эта группа утверждала развитие от центра к краям. Оно в свою очередь уравновешивалось встречным движением боковых фигур, что создавало сложную, динамичную композицию, свободную от ритмической застылости и вместе с тем естественно вписываемую в треугольник фронтона.

Восточный фронтон (Фидий). 
Рождение Афины из головы Зевса. По-видимому, композиция также была лишена стоящей по центру фигуры. Подчинение группы пределам фронтона осуществлялось постепенным успокоением движения фигур по мере их приближения к углам. Группа статуй левой стороны завершалась изображением  полулужащего Кефала, на правой стороне помещались три отдыхающие женские фигуры – мойры.
Статуи обоих фронтонов являются вершиной классики, которая здесь достигла совершенного единства возвышенного и жизненного, героического и естественного. В фигуре Кефала пластика движений передана с монументальностью и ясностью. Вместе с тем она свободна от нарочитой торжественности, идеализированной представительности. Безошибочно выбран оттенок поворота. Ощущение жизненной непосредственности и всеобщной типичности образа. Ощущение движения, игра света и тени.


Кефал

Выразительны женские фигуры мойр, особенно облокотившаяся о колени своей сидящей подруги. Этот лирически-интимный мотив благодаря выразительной обощенности движений и красоте пропорций приобретает величавое монументальное значение.


Мойры.

Фидий подчеркивает универсальное значение сцены рождения божества. В левом углу фронтона видны головы коней поднимающейся колесницы Гелиоса, тогда как в правом углу изображены головы опускающихся коней богини ночи Никс. Смена дня и ночи иносказательно говорит о всеохватывающем значении представленного события, его космических пределах.

Фигуры восточного фронтона совершенно свободны от связи с отведенной для них архитектурной средой, вместе с тем не разрушая ее плоскость. Фронтоны и скульптурные композиции Парфенона – вершина синтеза скульптуры и архитектуры, к которому стремилась художественная культура классики.

Храм Афины Ники (449-421).
Оформление длилось до 415 года. Архитектор – Калликрат. Амфипростиль. Небольшой, компактный. Возвышается на могучей отвесной скале. Интерес представляет фриз, к сожалению, плохо сохранившийся. Непринужденность в расположении фигур, игра света и тени в драпировках создают исполненный стремительной, легкой подвижности образ, гармонирующий со стройностью и повышенной светотеневой живописностью ионийских колонн. В мраморную балюстраду, окружающую храм, были вкомпонованы рельефы, изображающие крылатых Нике.
«Нике, влекущая к жертвеннику быка».
Поразительная энергия движения, сочная глубина контрастов света и тени.
«Нике, развязывающая сандалию».
Пеплос спадает с плеча, интимный, жанрово-лирический характер мотива в какой-то мере предвосхищает праксителевскую линию в искусстве поздней классики.

Нике, развязывающая сандалию

Эрехтейон (421-406).

Эрехтейон противостоит Парфенону своим объемно-пространственным решением и артистически-утонченным характером архитектурного образа.
Композиция слагалась из трех объемов. Первый, прямоугольный, с двухскатной крышей, с отодвинутым от стены ионическим портиком, являлся основным архитектурным объемом. На западной торцовой стене ему соответствовал портик из четырех колонн, поднятых на высокий цоколь. К западному фасаду основного здания примыкал резко выдвинутый вперед портик из двух рядов стройных ионийских колонн. На фоне длинной глухой мраморной южной стены выступал небольшой портик, в котором колонны были заменены фигурами кор-кариатид, поддерживающих карниз портика.
Храм объединил в себе несколько древнейших святилищ. Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине Полиаде.
 Портик этой целлы имеет шесть колонн. Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею. Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею. Её лицевая сторона ограничена снаружи двумя антами, между которыми стоят четыре аттических полуколонны. У этой части два портика — с севера и с юга. Дверной проём северного входа был обрамлён резьбой с розетками. Потолок северного портика украшен кессонами. На южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, названный так по шести статуям, поддерживающим архитрав.

Итак, соотношение скульптуры и архитектуры в Эрехтейоне обладает особой оригинальностью. Мноументальные статуи кор, в упругом напряжении несущие перекрытие антаблемента, выполняют функции колонн и потому отмечены единообразием масштаба и пропорций. Вместе с тем, являясь одновременно человеческими образами, все они различаются оттенками пластического состояния, то освобождает их от ощущения монотонной безличности. Другой характер имеют рельефы зофоров: их решение построено на стремительном развитии в перделах полосы фриза. В зофоре северного портика был найден и своеобраный вариант применения полихромии – используется не раскраска, а цветные материалы. На фиолетовом мраморе плит выделялись сияющие белизной фигуры.


Северный портик.


Портал северного портика


Кессоны северного портика