95883

Греческая скульптура во второй четверти и середине 5 века до н.э. Творчество Мирона ( статуя «Дискобола», скульптурная группа «Афина и Марсий»). Ранние работы Фидия и Поликлета

Доклад

Культурология и искусствоведение

Группа Афины и Марсия задумана таким образом что она полностью и исчерпывающе открывается с одной точки зрения. Точно так же и движение Афины состоит из двух противоречивых импульсов она готовится уйти и одновременно поворачивается назад угрожая Марсию. Очень интересен образ Афины.

Русский

2015-09-30

241.83 KB

1 чел.

Греческая скульптура во второй четверти и середине 5 века до н.э.  Творчество Мирона ( статуя «Дискобола», скульптурная группа «Афина и Марсий»). Ранние работы Фидия и Поликлета.

Родом из Элеветры, маленького городка на границе Беотии и Аттики. Мастерская находилась в Афинах. Павсаний называет его учеником Агелада, как и Фидия и Поликлета. Был несколько старше Фидия и Поликлета, так как его статуи отличаются более заметными признаками архаизма.Но возможно также, что этот налет архаики объясняется более консервативным характером художественной концепции Мирона. Работал Мирон почти исключительно в бронзе. Его деятельность падает примерно на 480-440 гг до н.э.

Статуя «Дискобол» является главным фундаментом для реконструкции стиля Мирона. Статуя имеет несколько повторений, только одно из них имеет голову, восходящую несомненно к первоначальному оригиналу — это статуя из Палаццо Ланчелотти в Риме. Реконструирована из частей нескольких копий.

В искусстве Мирона еще очень сильны пережитки архаизма. Они проявляются, прежде всего, в самой трактовке тела, суховатой и линейно-точной (характерна для архаизма Мирона также плоская грудь его «Дискобола»), в том, что динамика движения сосредоточена почти исключительно в конечностях, тогда как самый торс остается почти неподвижным. Но наиболее

прочные следы архаика оставила на общей пластической концепции Мирона. Статуя Дискобола имеет совершенно плоскостной, рельефный характер; все главные элементы движения собраны на передней плоскости — статья рассчитана на рассмотрение толькос одной точки зрения, спереди. Если мы станем обходить Дискобола' кругом, то увидим, что' его профиль совершенно лишен самостоятельного значения, так как не имеет никакой глубины, никакой пластической телесности. С другой стороны, с фаса движение тела и лицо Дискобола приведено в полную гармонию, сбалансировано до последней степени тектонического равновесия.

Афина и Марсий.

Возможно, находилась на Афинском Акрополе. Эволюция концепции пластической группы. Контраст фигур. Психологический центр сместился внутрь группы, на флейты.  Группа Афины и Марсия задумана таким образом, что она полностью и исчерпывающе открывается с одной точки зрения. Для достижения такого эффекта Мирон опять жертвует трехмерностью формы.

Мирон использовал здесь тот же прием кратчайшего перерыва между двумя противоположными движениями, как и в Дискоболе. Подобно Дискоболу, и у Марсия движение сосредоточено исключительно в конечностях в легком балансе ног и широко раскинутых руках - тогда как торс остается неподвижным. Точно так же и движение Афины состоит из двух противоречивых импульсов — она готовится уйти и одновременно поворачивается назад, угрожая Марсию.

Очень интересен образ Афины. Мирон уклонился здесь от установившегося типа Афины как могучей воительницы и изобразил юную, еще не вполне сложившуюся девушку, угловато-грациозную, но уже полную серьезности.

И в голове Марсия, и Афины, и в их фигурах проявляется то же самое противоречие фаса и профиля (разные выражения), что и в Дискоболе. В Афине  очень много органической силы, жизненной энергии, дыхания этой юности.

Ранние работы Фидия.

Еще до создания статуи Афины Промахос Фидий был известен как «делатель богов». Статуи Фидий начал делать еще в начале 470ых. Самая ранняя знаменитая работа – статуя Афины для области Ахайя на Пелопоннесе. К сожалению, мы не можем представить ее облик. Следующая статуя – статуя Афины для Платейи. Она была выполнена в технике акролита – одежды ее были сделаны из позолоченного дерева, лицо, руки и ноги из пентелийского мрамора. От нее не сохранилось никаких достоверных воспроизведений.

В 460ых гг создает большую скульптурную группу. Скорее всего, здесь он работал не один. Это памятник победы при Марафоне, поставленный афинянами в Дельфах. Памятник состоял из тринадцати бронзовых фигур на одной общей каменной базе, в центре стоял Мильтиад между Афиной и Аполлоном, еще 5 фигур с обеих сторон – герои сражения при Марафоне. От этого памятника сохранилось на месте, в начале священной дороги, только несколько каменных квадров от нижних ступеней базы.

Ранние работы Поликлета.

Поликлета называли антиподом Фидия. Пелопонесская школа. Он родился либо в Аргосе, либо в Сикионе.

Поликлет известен как теоретик. В своем трактате «Канон» Поликлет впервые пытается установить общезначимые законы пропорций. Принципы Поликлета были основаны на взаимоотношениях между отдельными частями фигуры. Для человеческого лица Поликлет также устанавливает принцип деления на три равные доли — лоб, нос и губы с подбородком. Такие пропорции установились уже в архаической скульптуре,но были вытеснены строгим стилем. Поликлет возвращается к архаическому идеалу. На античных ценителей искусства Канон Поликлета производил впечатление несколько тяжеловесных, приземистых пропорций, близкое к дорическому стилю.
Мир Поликлет передает с помощью свободного построения, разных ракурсов. Он не создает очень сложных фигур, но всегда дает им развитую мускулатуру.

Одним из ранних памятников является скульптура юноши, надевающего на себя венок –Киниск (60е гг 5 в.). Контрапост проведен с функциональным хиазмом, формы тела разработаны с железной логикой и твердыми границами мускулов. Но голова повернута в сторону свободной ноги — это лишает статую Киниска тектоники.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6701. Медицинская протозоология. Характерные признаки простейших и их представители 25.22 KB
  Медицинская протозоология. Характерные признаки простейших. Представители. Один из разделов медицинской паразитологии - медицинская протозоология. Она изучает паразитических простейших, вопросы патогенеза, терапии заболеваний, диагн...
6702. Гельминтология. Характерные признаки типа Плоские черви - Plathelmintes 26.13 KB
  Гельминтология. Введение в гельминтологию. Характерные признаки типа Плоские черви - Plathelmintes. Класс Сосальщики - Trematoda. Класс Ленточные черви - Cestoda. Характеристика типа Круглые черви Гельминтология...
6703. Членистоногие (Arthopoda). Класс паукообразные 26.06 KB
  Тип Членистоногие (Arthopoda) Общая характеристика. Класс паукообразные. Членистоногие - самый многочисленный тип. Характерные признаки: двусторонняя симметрия трехслойная организация гетерономная метамерия...
6704. Членистоногие. Тип Членистоногие. Подтип Трахейнодышащие. Класс Насекомые 25.32 KB
  Тип Членистоногие. Подтип Трахейнодышащие. Класс Насекомые. Насекомые произошли от 1 из групп многоножек перешедших к жизни на земле. Организация усложнялась, появлялись приспособления к наземному образу жизни. Насекомых очень много и они распростра...
6705. Человек и биосфера. Человечество как активный элемент биосферы. Ноосфера 29.05 KB
  Человек и биосфера. Биосфера как историческая система. Современные концепции. Организация биосферы - живое вещество, количественная и качественная характеристика биосферы. Эволюция биосферы. Человечество как активный эл...
6706. Биологические ритмы и их закономерности. Хронобиология 26.93 KB
  Биологические ритмы и их закономерности. Хронобиология. С понятием ритм связана организация живой материи. Ритмос - соразмерность. 1751- часы цветов Карла Линнея. В настоящее время все ученые знают, что одно из фундаментальных свойств организмов...
6707. Экология как наука. Введение в экологию человека 30.25 KB
  Экология как наука. Введение в экологию человека. Определение и строение экологии. Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Особенности экологии человека. Охрана природы. Рациональное природопользование. Основные...
6708. Система оценки рифм. Качество рифмы и словоблудие 18.82 KB
  Система оценки рифм Из истории развития рифмы Рифмой, как мы ранее определили, является созвучие в некоторой заранее определённой позиции, как правило, в конце строк. Однако не всегда она была такой выраженной, как сейчас. До того, как в Россию приш...
6709. Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм 21.39 KB
  Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм Сейчас часто можно услышать от людей, сведущих в поэзии: хорошая рифма, плохая рифма. Они вполне могут объяснить, почему они считают тот или иной рифменный ряд плохим ил...