95884

Греческая скульптура высококлассического периода. Поликлет (статуя «Дорифора» и «Канон» Поликлета, статуя Амазонки, «Диадумен»)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Поликлет известен как теоретик. В своем трактате «Канон» Поликлет впервые пытается установить общезначимые законы пропорций, в иллюстрации к которым находились скульптуры Дискофора и Дорифораю Принципы Поликлета были основаны на взаимоотношениях между отдельными частями фигуры, например, голова должна была умещаться 7 раз...

Русский

2015-09-30

333.9 KB

1 чел.

Греческая скульптура высококлассического периода. Поликлет (статуя «Дорифора» и «Канон» Поликлета, статуя Амазонки, «Диадумен»).

Поликлета называли антиподом Фидия. Пелопонесская школа. Он родился либо в Аргосе, либо в Сикионе. Искусство Поликлета считается вершиной высокой классики.

Поликлет известен как теоретик. В своем трактате «Канон» Поликлет впервые пытается установить общезначимые законы пропорций, в иллюстрации к которым находились скульптуры Дискофора и Дорифораю Принципы Поликлета были основаны на взаимоотношениях между отдельными частями фигуры, например, голова должна была умещаться 7 раз в росте фигуры человека, ладонь 6 раз. Для человеческого лица Поликлет также устанавливает принцип деления на три равные доли — лоб, нос и губы с подбородком. Такие пропорции установились уже в архаической скульптуре, но были вытеснены строгим стилем. Поликлет возвращается к архаическому идеалу. На античных ценителей искусства Канон Поликлета производил впечатление несколько тяжеловесных, приземистых пропорций, близкое к дорическому стилю. Для Поликлета характерна и центростремительная пластика (центр – торс).

Дискофор и Дорифор (40ые гг 5 в. до н.э.)

С помощью свободно отставленной назад ноги Поликлет заставил все тело статуи прийти в движение. Тело Дорифора двигается во всех трех измерениях. Оно двигается вертикально— потому что средняя ось тела изгибается непрерывной кривой линией. Оно двигается горизонтальном направлении — потому что все горизонтальные оси тела находятся на разных уровнях: правое колено выше левого, напротив, правое плечо ниже левого. И, наконец, оно двигается из глубины — посредством копья и шага левой ноги. Это непрерывное движение Поликлетова Дорифора совершается не случайно, а подчинено определенному, строго продуманному ритму. Главным стержнем этого ритма является так называемый контрапост — то есть противоположение и равновесие правой и левой стороны тела: опирающейся правой ноге соответствует свободно свисающая правая рука, а свободной левой ноге — напряженно согнутая левая рука. Таким образом, равновесие напряжений, баланс энергий совершается крестообразно, по принципу хиазма.

Так же продуманно, так же синтетически абстрактно разработаны отдельные формы Дорифора. Поликлет избегает деталей мускулатуры трактует тело в больших обобщенных плоскостях, ограниченных ясными, твердыми гранями. Голова Дорифора сконструирована удивительно просто и энергично, но не имеет никаких признаков индивидуального выражения, не наделена никакой эмоциональной жизнью. Характерна для Поликлета трактовка волос. Они  обладают своей собственной пластической массой и своим собственным движением.

Раненая амазонка.

Самые знаменитые из этих мастеров встретились в испытании своего умения в «Амазонках», которых они, надлежащим образом сделали. Затем эти статуи были помещены в храм Дианы Эфесской, и было решено, что решение — каковая статуя самая лучшая, будет оставлено на суд самих художников. (...) Соответственно, первое место было у Поликлета, второе — у Фидия, третье — у Кресилая, четвертое — у Кидона, и пятое — у Фрадмона. (Плиний Старший)

Диодумен.

Атлет, повязывающий вокруг головы победную повязку. Юношеская фигура, относится ко времени, когда Поликлет работал в Афинах (датируется не ранее 420 года).

В Диадумене мы имеем дело с таким же абстрактным каноном, с таким же синтетическим образом атлетического тела, как и в Дорифоре. Но сильно меняется пластическая концепция. формы стали гораздо круглее, мягче, поверхность богаче, живописнее.

Главное же — что самым радикальным образом эволюционировала идея контрапоста, понятие пластической динамики. Шаг Диадумена гораздо эластичней, решительней и шире шага Дорифора. Плоский силуэт Дорифора обратился в трехмерное тело Диадумена. В Диадумене все конечности стремятся как бы преодолеть гнет передней плоскости и развернуть свои движения в трехмерном пространстве. Тем не менее, совершенное пренебрежение содержанием образа - во имя выразительного контрапоста Поликлет совершенно жертвует органической натуральностью мотива движения, например, рук, слишком далеко раскинутых, чтобы завязать повязку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47497. Программирование на Java 1.15 MB
  Процесс инкапсуляции значения в объект называется упаковкой (boxing). До появления Java 2 версии 5.0 вся упаковка выполнялась программистом вручную, с помощью создания экземпляра оболочки с нужным значением. В приведенной далее строке кода значение 100 упаковывается вручную в объект типа Integer:
47498. Культура русской речи 1.17 MB
  Виноградова Культура русской речи Ответственные редакторы доктор филологических наук профессор Л. Ширяев Культура русской речи. Книга представляет собой первый академический учебник по культуре речи содержащий наиболее полный систематизированный материал по данной теме. В основе издания лежит принципиально новая теоретическая концепция культуры речи.
47499. Артикуляционная гимнастика в считалках 3.44 MB
  В пособии предложены эффективные упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата. Упражнения сопровождаются иллюстрациями и стихотворным текстом. Упражнения сопровождаются забавными рисунками которые дети с удовольствием раскрасят и стихотворным текстом который сначала читает взрослый а затем по мере запоминания проговаривает ребенок.
47500. Маркетинг. Тестові та ситуаційні завдання 2.67 MB
  Самостійна робота у навчанні студентів ІЕУ ІОФ маркетингу. теоретичні методичні та практичні аспекти маркетингу Змістовий модуль Теоретичні та методичні основи маркетингу. Актуальність і практична необхідність вивчення і використання маркетингу в умовах ринкових відносин.
47502. Телекомунікаційні системи та мережі. Методичні вказівки 430 KB
  Містять рекомендації щодо змісту структури правил оформлення дипломного проекту а також методику організації роботи студентадипломника приведено порядок представлення дипломного проекту до захисту. ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ Дипломне проектування його мета і структура Дипломне проектування є заключним етапом навчання студентів у ВНЗ і має своєю метою: а систематизацію закріплення і розширення теоретичних і практичних знань за фахом та використання їх під час розвязання конкретних наукових технічних економічних і виробничих задач; б...
47503. СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.54 MB
  Цели и задачи квалификационной выпускной дипломной работы Цели и задачи квалификационной работы магистра Этапы подготовки квалификационной работы Защита квалификационных работ РАЗДЕЛ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
47504. Методичні вказівки. Економіка підприємства 201.5 KB
  Гетьмана МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИЗ НАПИСАННЯ ДИПЛОМНОЇ РОБОТИ для студентів спеціальності “Економіка підприємства†спеціалісти денної та заочної форми навчання Сімферополь 2012 Методичні вказівки і тематика дипломних робіт для студентів спеціальності “Економіка підприємства†підготовлена кафедрою економіки підприємства Кримського економічного інституту ДВНЗ Київський національний економічний університет ім. МЕТА І ЗАВДАННЯ ДИПЛОМНОЇ РОБОТИ Написання і захист дипломної роботи є заключним етапом технологічного процесу підготовки...