95884

Греческая скульптура высококлассического периода. Поликлет (статуя «Дорифора» и «Канон» Поликлета, статуя Амазонки, «Диадумен»)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Поликлет известен как теоретик. В своем трактате «Канон» Поликлет впервые пытается установить общезначимые законы пропорций, в иллюстрации к которым находились скульптуры Дискофора и Дорифораю Принципы Поликлета были основаны на взаимоотношениях между отдельными частями фигуры, например, голова должна была умещаться 7 раз...

Русский

2015-09-30

333.9 KB

1 чел.

Греческая скульптура высококлассического периода. Поликлет (статуя «Дорифора» и «Канон» Поликлета, статуя Амазонки, «Диадумен»).

Поликлета называли антиподом Фидия. Пелопонесская школа. Он родился либо в Аргосе, либо в Сикионе. Искусство Поликлета считается вершиной высокой классики.

Поликлет известен как теоретик. В своем трактате «Канон» Поликлет впервые пытается установить общезначимые законы пропорций, в иллюстрации к которым находились скульптуры Дискофора и Дорифораю Принципы Поликлета были основаны на взаимоотношениях между отдельными частями фигуры, например, голова должна была умещаться 7 раз в росте фигуры человека, ладонь 6 раз. Для человеческого лица Поликлет также устанавливает принцип деления на три равные доли — лоб, нос и губы с подбородком. Такие пропорции установились уже в архаической скульптуре, но были вытеснены строгим стилем. Поликлет возвращается к архаическому идеалу. На античных ценителей искусства Канон Поликлета производил впечатление несколько тяжеловесных, приземистых пропорций, близкое к дорическому стилю. Для Поликлета характерна и центростремительная пластика (центр – торс).

Дискофор и Дорифор (40ые гг 5 в. до н.э.)

С помощью свободно отставленной назад ноги Поликлет заставил все тело статуи прийти в движение. Тело Дорифора двигается во всех трех измерениях. Оно двигается вертикально— потому что средняя ось тела изгибается непрерывной кривой линией. Оно двигается горизонтальном направлении — потому что все горизонтальные оси тела находятся на разных уровнях: правое колено выше левого, напротив, правое плечо ниже левого. И, наконец, оно двигается из глубины — посредством копья и шага левой ноги. Это непрерывное движение Поликлетова Дорифора совершается не случайно, а подчинено определенному, строго продуманному ритму. Главным стержнем этого ритма является так называемый контрапост — то есть противоположение и равновесие правой и левой стороны тела: опирающейся правой ноге соответствует свободно свисающая правая рука, а свободной левой ноге — напряженно согнутая левая рука. Таким образом, равновесие напряжений, баланс энергий совершается крестообразно, по принципу хиазма.

Так же продуманно, так же синтетически абстрактно разработаны отдельные формы Дорифора. Поликлет избегает деталей мускулатуры трактует тело в больших обобщенных плоскостях, ограниченных ясными, твердыми гранями. Голова Дорифора сконструирована удивительно просто и энергично, но не имеет никаких признаков индивидуального выражения, не наделена никакой эмоциональной жизнью. Характерна для Поликлета трактовка волос. Они  обладают своей собственной пластической массой и своим собственным движением.

Раненая амазонка.

Самые знаменитые из этих мастеров встретились в испытании своего умения в «Амазонках», которых они, надлежащим образом сделали. Затем эти статуи были помещены в храм Дианы Эфесской, и было решено, что решение — каковая статуя самая лучшая, будет оставлено на суд самих художников. (...) Соответственно, первое место было у Поликлета, второе — у Фидия, третье — у Кресилая, четвертое — у Кидона, и пятое — у Фрадмона. (Плиний Старший)

Диодумен.

Атлет, повязывающий вокруг головы победную повязку. Юношеская фигура, относится ко времени, когда Поликлет работал в Афинах (датируется не ранее 420 года).

В Диадумене мы имеем дело с таким же абстрактным каноном, с таким же синтетическим образом атлетического тела, как и в Дорифоре. Но сильно меняется пластическая концепция. формы стали гораздо круглее, мягче, поверхность богаче, живописнее.

Главное же — что самым радикальным образом эволюционировала идея контрапоста, понятие пластической динамики. Шаг Диадумена гораздо эластичней, решительней и шире шага Дорифора. Плоский силуэт Дорифора обратился в трехмерное тело Диадумена. В Диадумене все конечности стремятся как бы преодолеть гнет передней плоскости и развернуть свои движения в трехмерном пространстве. Тем не менее, совершенное пренебрежение содержанием образа - во имя выразительного контрапоста Поликлет совершенно жертвует органической натуральностью мотива движения, например, рук, слишком далеко раскинутых, чтобы завязать повязку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54241. Координатна пряма. Протилежні числа. Модуль числа. Цілі числа 63.5 KB
  Протилежні числа. Модуль числа. Цілі числа Державна спеціалізована художня школаінтернат ІІІІ ступенів Колегіум мистецтв в Опішні Урок математики в 6 класі Тема уроку: Координатна пряма. Протилежні числа.
54242. Системы линейных уравнений с двумя переменными 286 KB
  Цель урока. Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными». Развивать умение применять полученные знания на практике. Воспитать настойчивость, прилежания в работе и культуру устной и письменной математической речи.
54243. Розвязання рівнянь 314.5 KB
  Повторити уміння розв’язувати лінійні рівняння використовуючи їх властивості. На уроці ми продовжимо розв’язувати рівняння. Одночасно по три учні розв’язують рівняння біля дошки. Розв’яжіть рівняння 2 3.
54244. Винесення множника з-під знаку кореня. Перетворення виразів, які містять квадратні корні 147.5 KB
  Мета уроку: Повторити навчальний матеріал із теми Квадратні корені; Узагальнити і систематизувати знання учнів по використанню різних підходів до перебудови вираження яке містить квадратні корені; Формувати вміння логічно думати аналізувати й порівнювати одержані результати; Розвивати креатині та алгоритмічні здібності учнів; Виховувати вміння самостійно виконувати перебудову виразів із радикалами.192 №505 Творче креативне завдання: Побудовати...
54245. Что, где, когда, конкурс для школьников 49.5 KB
  У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил что ему 100 лет несколько месяцев и несколько дней но дней рождения у него было только 25. Чего стало больше молока в воде или воды в молоке практическая задача поровну стакана молока в воде и столько же воды в молоке Если бы завтрашний день был вчерашним то до воскресенья осталось бы столько дней сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Сколько задач сын решил правильно а сколько неправильно 13 правильно 7 неправильно 1312 710=86 составить систему...
54246. Розв’язування показникових рівнянь 714 KB
  Тема: Розв’язування показникових рівнянь. Ми розглянули приклади задач із фізикибіологіїекономіки які зводяться до розв’язання показникових рівнянь. Через який час після аварії кількість радіоактивних атомів цезія – 137 зменшиться у 128 разів Розв’язок Задача зводиться до розв’язування показникового рівняння. Кобальт – 60 поражає та сприяє розвитку рака печінки.
54247. Урок - путешествие в математическую сказку, 5 класс 48.5 KB
  Цель: - отработать у учащихся навыки и умения складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа при решении упражнений и задач; - с помощью практических заданий и теоретических вопросов развивать творческую и умственную активность; - развивать логическое мышление, смекалку и сообразительность в нестандартных ситуациях; - воспитывать целеустремленность, уверенность в своих силах, коллективизм и самооценку;
54249. Своеобразие индийской культуры 15.18 KB
  Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений.