95884

Греческая скульптура высококлассического периода. Поликлет (статуя «Дорифора» и «Канон» Поликлета, статуя Амазонки, «Диадумен»)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Поликлет известен как теоретик. В своем трактате «Канон» Поликлет впервые пытается установить общезначимые законы пропорций, в иллюстрации к которым находились скульптуры Дискофора и Дорифораю Принципы Поликлета были основаны на взаимоотношениях между отдельными частями фигуры, например, голова должна была умещаться 7 раз...

Русский

2015-09-30

333.9 KB

1 чел.

Греческая скульптура высококлассического периода. Поликлет (статуя «Дорифора» и «Канон» Поликлета, статуя Амазонки, «Диадумен»).

Поликлета называли антиподом Фидия. Пелопонесская школа. Он родился либо в Аргосе, либо в Сикионе. Искусство Поликлета считается вершиной высокой классики.

Поликлет известен как теоретик. В своем трактате «Канон» Поликлет впервые пытается установить общезначимые законы пропорций, в иллюстрации к которым находились скульптуры Дискофора и Дорифораю Принципы Поликлета были основаны на взаимоотношениях между отдельными частями фигуры, например, голова должна была умещаться 7 раз в росте фигуры человека, ладонь 6 раз. Для человеческого лица Поликлет также устанавливает принцип деления на три равные доли — лоб, нос и губы с подбородком. Такие пропорции установились уже в архаической скульптуре, но были вытеснены строгим стилем. Поликлет возвращается к архаическому идеалу. На античных ценителей искусства Канон Поликлета производил впечатление несколько тяжеловесных, приземистых пропорций, близкое к дорическому стилю. Для Поликлета характерна и центростремительная пластика (центр – торс).

Дискофор и Дорифор (40ые гг 5 в. до н.э.)

С помощью свободно отставленной назад ноги Поликлет заставил все тело статуи прийти в движение. Тело Дорифора двигается во всех трех измерениях. Оно двигается вертикально— потому что средняя ось тела изгибается непрерывной кривой линией. Оно двигается горизонтальном направлении — потому что все горизонтальные оси тела находятся на разных уровнях: правое колено выше левого, напротив, правое плечо ниже левого. И, наконец, оно двигается из глубины — посредством копья и шага левой ноги. Это непрерывное движение Поликлетова Дорифора совершается не случайно, а подчинено определенному, строго продуманному ритму. Главным стержнем этого ритма является так называемый контрапост — то есть противоположение и равновесие правой и левой стороны тела: опирающейся правой ноге соответствует свободно свисающая правая рука, а свободной левой ноге — напряженно согнутая левая рука. Таким образом, равновесие напряжений, баланс энергий совершается крестообразно, по принципу хиазма.

Так же продуманно, так же синтетически абстрактно разработаны отдельные формы Дорифора. Поликлет избегает деталей мускулатуры трактует тело в больших обобщенных плоскостях, ограниченных ясными, твердыми гранями. Голова Дорифора сконструирована удивительно просто и энергично, но не имеет никаких признаков индивидуального выражения, не наделена никакой эмоциональной жизнью. Характерна для Поликлета трактовка волос. Они  обладают своей собственной пластической массой и своим собственным движением.

Раненая амазонка.

Самые знаменитые из этих мастеров встретились в испытании своего умения в «Амазонках», которых они, надлежащим образом сделали. Затем эти статуи были помещены в храм Дианы Эфесской, и было решено, что решение — каковая статуя самая лучшая, будет оставлено на суд самих художников. (...) Соответственно, первое место было у Поликлета, второе — у Фидия, третье — у Кресилая, четвертое — у Кидона, и пятое — у Фрадмона. (Плиний Старший)

Диодумен.

Атлет, повязывающий вокруг головы победную повязку. Юношеская фигура, относится ко времени, когда Поликлет работал в Афинах (датируется не ранее 420 года).

В Диадумене мы имеем дело с таким же абстрактным каноном, с таким же синтетическим образом атлетического тела, как и в Дорифоре. Но сильно меняется пластическая концепция. формы стали гораздо круглее, мягче, поверхность богаче, живописнее.

Главное же — что самым радикальным образом эволюционировала идея контрапоста, понятие пластической динамики. Шаг Диадумена гораздо эластичней, решительней и шире шага Дорифора. Плоский силуэт Дорифора обратился в трехмерное тело Диадумена. В Диадумене все конечности стремятся как бы преодолеть гнет передней плоскости и развернуть свои движения в трехмерном пространстве. Тем не менее, совершенное пренебрежение содержанием образа - во имя выразительного контрапоста Поликлет совершенно жертвует органической натуральностью мотива движения, например, рук, слишком далеко раскинутых, чтобы завязать повязку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35664. Вишивка атласними стрічками. Картина Кошик з квітами 1.69 MB
  Його мета полягає в тому щоб зясувати якої вони думки щодо того якою повинна бути обрана мною картина. Аналіз обєктіваналогів Ця картина приваблює мене своєю кольоровою гамою у поєднанні з ніжним віддтінком тканини. Ця картина приваблює мене своїми дрібними деталями тобто вони виконані францюзькими вузликами.
35665. Вязання крючком. Творчий проект 208.84 KB
  Відповідно до метиобєкту і предмету роботи були поставлені такі завдання: Проаналізувати та теоретично обґрунтувати особливості вязання крючком. Висока якість виконання речей з могил коптів дозволяє вважати що техніка в'язання була відома набагато раніше. У 1867 році Вільям Фелкін висунув гіпотезу що в'язання було відоме ще за часів Троянської війни.
35666. Технологія пошиття повсякденної спідниці 64.07 KB
  Але де взяти нову спідницю щоб вона була не тільки модна але і подобалася б у всіх деталях добре сиділа на фігурі і була не дуже дорога Найкраще зшити її самої. Мета: Зшити спідницю. Завдання: 1 Навчитися шити спідницю 2 Ознайомитися з технологією пошиття спідниці 3 Зшити спідницю. Мистецтво шиття Для того щоб зшити спідницю потрібно виконати кілька етапів.
35667. Випалювання сови. Творчий проект 2.23 MB
  Випалювання сови Хід проектування У ході проектування свого виробу я повинен пройти такі етапи: І. Щоправда я вимушений був розчаруватись бо не мав спеціального пристрою для випалювання по дереву. І коли у школі задали домашнє завдання зробити якийнебудь виріб то одразу ж згадав про випалювання і прийшовши додому взявся за роботу. Серед багатьох художніх ремесел що з обробкою дерева окреме місце посідає декоративне випалювання.
35668. Вышитая открытка. Творческий проект 1.08 MB
  3 Минимаркетинговое исследование Проведя минимаркетинговое исследование направленное на выбор объекта проектирования выяснилось что 5 проголосовало за мягкую игрушку 15 за изготовление открытки техникой скрапбукинг а остальные проголосовали за изготовление вышитой открытки. По большому счету это были не совсем обычные открытки не представляющие большой культурной ценности. Кроме того в тоже время а именно к концу 19го века стали очень популярны фото открытки. Привнеся в европейскую традицию чтото свое отечественные...
35669. Театрализованные игры. Исследовательская работа 965.67 KB
  Что такое театрализованная игра. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Игра. Что такое театрализованная игра. Он хочет играть играет всем и познаёт окружающий мир прежде всего и легче всего в игре игрой.
35670. Виготовлення спідниці. Творчий проект 586.77 KB
  Іспанія епохи Відродження була в той момент законодавцем мод і вводить в гардероб каркасний костюм. Спідниці шиються на спеціальному щільному чохлі з металевими або деревяними обручами різних розмірів. Вузька в талії, підігнана до корсета, спідниця розширюється донизу, облягаючи конусоподібний каркас (вертюгаден) без єдиної складкиитки 5 грн 1 моток 1 моток 5 грн Прикраси 3 грн 1 шт...
35671. Дерево з бісеру. Творчий проект 233.62 KB
  Виріб: Фіалкове дерево з бісеру 1.3 Після опитування яке стосується мого проекту я зробила висновок: Виконаний проект матиме свого споживача тому що вироби з бісеру це завжди вишукано незвичайно і дуже гарно. Найбільша кількість кольорів бісеру була створена в Завхідній Європі в XIX ст.
35672. Виготовлення вишитої картини. Творчий проект 1.19 MB
  Також наприклад у Древньому Єгипті певна вишивка означала соціальне становище людини: найкрасивіша різнобарвна багата вишивка робилася на одязі тільки у осіб царського роду фараонів; у нижчих шарів суспільства вона була набагато скромніше або взагалі відсутня. Зрозуміло вишивка була поширена не тільки в Єгипті а й наприклад у Стародавній Греції де була знайдена домашнє начиння на якій зображені жінки вишивали на пяльцях. У словянських народів спочатку вишивка мала релігійний характер була так званим оберегом від зла.