95885

Греческая скульптура 5 в. до н.э. в Аттике. Фидий (работы на Афинском Акрополе: ионийский фриз и фронтон восточного фасада Парфенона. Бронзовые статуи Афины)

Доклад

Культурология и искусствоведение

После победы при Марафоне в 470 году, где-то в 460-ых гг Фидий делает большую статую Афины, которая позже получила название Промахос. Она стояла между Пропилеями и Парфеноном, ее позолоченный шлем и кончик копья были видны издалека приближающимся с моря кораблям.

Русский

2015-09-30

382.58 KB

0 чел.

Греческая скульптура 5 в. до н.э. в Аттике. Фидий (работы на Афинском Акрополе: ионийский фриз и фронтон восточного фасада Парфенона. Бронзовые статуи Афины).

После победы при Марафоне в 470 году, где-то в 460ых гг Фидий делает большую статую Афины, которая позже получила название Промахос. Она стояла между Пропилеями и Парфеноном, ее позолоченный шлем и кончик копья были видны издалека  приближающимся с моря кораблям. позолоченный шлем и кончик копья были видны далеко с моря приближающимся кораблям. Афинские монеты дают самое общее представление об этой статуе, не позволяя сделать никаких точных заключений ни о ее стиле, ни о времени ее возникновения.

Следующий этап творчества Фидия открывает  бронзовая статуя Афины Лемнии, исполненная в 450ых гг до н.э. Жители острова Лемнос выделили деньги, чтобы Фидий от их имени исполнил статую Афины и поставил на Акрополе. Считается, что она была с шлемом в руках, как будто только что одержала победу. Левой рукой богиня опирается о копье, в правой держит шлем; ее эгида повязана наискось. Глаза Лемнии были вставлены из цветного камня, лента, опоясывающая волосы, тоже, вероятно, была украшена цветными вставками. Для пластической концепции Фидия характерна тенденция к тектоническому обрамлению скульптуры. Тело Лемнии, крепкое и широкое, характеризует ее как воительницу, покровительницу героев. По контрасту с этим атлетическим телом голова трактована гораздо мягче, сочетая грацию и мужественность. Благожелательное, одухотворенное выражение лица. Прекрасно исполнены волнистые волосы Лемнии, тесно сплетающиеся отдельными прядями и все же ложащиеся широким, свободным ритмом. Только мастер, обладающий исключительным чутьем красочной поверхности и в совершенстве владевший контрастами света и тени, мог создать этот узор волос, далекий и от линейной орнаментики Мирона, и от сухой лепки Поликлета.

Работы в Парфеноне.
Ионический фриз.

Рельеф-зофор, опоясывающий наружные стены целлы. Парфенон был связан с панафинейскими шествиями. Поэтому рельеф композиционно соответствует шествию людей – движение наращивается в направлении движения афинян. Рельеф начинается с изображением сборов процессии под западным фронтоном в правом углу, к которому в первую очередь приближалось шествие больших Панафиней. Далее развертывается поток шествия, на север,  подчиненного то убыстрящемуся, то замедляющемуся ритму. В заключительной части композиции участники ществия приходят к цели, передают подношение жрецам, и движение исчерпывает себя. Завершением композиции является изображение пирующих богов на восточном фасаде. Ритм - от покоя к движению и снова к покою.


Юноши с сосудами. Северный фасад


Восточный фасад. Сидящие боги.

Композиция восточного фронтона.

Рождение Афины из головы Зевса. По-видимому, композиция  была лишена стоящей по центру фигуры. Подчинение группы пределам фронтона осуществлялось постепенным успокоением движения фигур по мере их приближения к углам. Группа статуй левой стороны завершалась изображением  полулужащего Кефала, на правой стороне помещались три отдыхающие женские фигуры – мойры.
Статуи обоих фронтонов являются вершиной классики, которая здесь достигла совершенного единства возвышенного и жизненного, героического и естественного. В фигуре Кефала пластика движений передана с монументальностью и ясностью. Вместе с тем она свободна от нарочитой торжественности, идеализированной представительности. Безошибочно выбран оттенок поворота. Ощущение жизненной непосредственности и всеобщной типичности образа. Ощущение движения, игра света и тени.


Кефал

Выразительны женские фигуры мойр, особенно облокотившаяся о колени своей сидящей подруги. Этот лирически-интимный мотив благодаря выразительной обощенности движений и красоте пропорций приобретает величавое монументальное значение.


Мойры.

Фидий подчеркивает универсальное значение сцены рождения божества. В левом углу фронтона видны головы коней поднимающейся колесницы Гелиоса, тогда как в правом углу изображены головы опускающихся коней богини ночи Никс. Смена дня и ночи иносказательно говорит о всеохватывающем значении представленного события, его космических пределах.

Фигуры восточного фронтона совершенно свободны от связи с отведенной для них архитектурной средой, вместе с тем не разрушая ее плоскость. Фронтоны и скульптурные композиции Парфенона – вершина синтеза скульптуры и архитектуры, к которому стремилась художественная культура классики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77168. ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 707 KB
  Действительно будущему кандидату необходимо трезво оценивать свои возможности по финансированию избирательной кампании а также планировать возможность привлечения внешних источников пополнения избирательного фонда.
77169. Создание кафе-ресторана с караоке в Центральной части города Москвы 688.5 KB
  Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественного питания для людей с уровнем дохода средним и выше среднего. Данный проект планируется реализовать без образования юридического лица для уменьшения налогообложения и упрощения финансовой отчетности.
77170. Психологические аспекты адаптации персонала во время испытательного срока 588 KB
  Ежедневно в жизни многих людей происходят события, которые можно отнести к слову – «новое». Где-то рождается новый человек, создается новая семья, осуществляется новое открытие в какой-либо сфере или отрасли человеческой деятельности, наконец, новый работник приходит в новый для себя трудовой коллектив.
77171. Event как инструмент PR 496 KB
  Актуальность темы в том, что в современные корпоративные праздники вкладываются большие средства, силы, к их подготовке привлекаются специалисты различных отраслей и сфер деятельности.
77172. Бизнес-план агентства наружной рекламы 464.5 KB
  Наружная реклама ( Outdoor advertising) - одно из основных средств рекламы, носители которого размещаются вне помещений. Данный вид рекламы является наиболее эффективным и перспективным. К основным видам наружной рекламы относят: перетяжки, щиты, суперсайты и брандмауры...