95886

Фидий. Статуя Зевса в Олимпии и статуи Афины Парфенос в Афинах

Доклад

Культурология и искусствоведение

Можно сказать что слава Фидия возрастала с каждым столетием чтобы в конце концов превратиться в своего рода мифический культ в некое обожествление. Платон называет Фидия только мимоходом дельного мастера. Аристотель упоминает имя Фидия в своей Этике.

Русский

2015-09-30

505.35 KB

1 чел.

Фидий. Статуя Зевса в Олимпии и статуи Афины Парфенос в Афинах

Фидий заслужил славу величайшего скульптора древности. Но эта оценка создалась не сразу. Можно сказать, что слава Фидия возрастала с каждым столетием, чтобы в конце концов превратиться в своего рода мифический культ, в некое обожествление. Для современников и для ближайших поколений Фидий был выдающимся мастером своего дела, но не больше. Платон называет Фидия, только мимоходом, «дельного мастера». Аристотель упоминает имя Фидия в своей «Этике». Точно так же в кругах ценителей искусства ранней эллинистической эпохи Фидию отведено, правда, почетное место, но только в самом начале расцвета классического стиля: у Ксенократа, например, Фидий назван основателем искусства литья из бронзы, подготовителем путей, по которым пошел Поликлет и на котором высшей вершины достиг Лисипп.

Но уже во II веке до н. э., несомненно в связи с общей переменой эстетических вкусов, намечается перелом и в оценке Фидия. Характерно при этом, что новая восторженная оценка Фидия базируется не на скульптурах Парфенона и даже не на Афине Парфенос, а почти исключительно на Зевсе Олимпийском. Первый дошедший до нас голос Фидиева энтузиаста принадлежал римскому полководцу Эмилию Павлу, который после своей победы при Пидне предпринял путешествие по греческим городам и в Олимпии принес жертву. Ливий рассказывает о впечатлении, которое на Эмилия Павла произвела статуя Зевса — «он был глубоко потрясен в своем сердце, как будто находился в непосредственном присутствии божества». То впечатление, которое у Эмилия Павла вылилось в чувствах, Цицерон и Квинтилиан пытаются формулировать в понятиях. Для Цицерона Фидий был совершенным воплотителем божественных образов, не заимствовавшим формы своих статуй из натуры, а в своей душе носившим идеал божественной красоты. Квинтилиан сравнивает Фидия с Поликлетом, находя, что Поликлету не хватало веса (духовной возвышенности), и поэтому он не способен был, как Фидий, воплощать божественное величие. «Своим Зевсом,— говорит Квинтилиан,— Фидий придал освященной преданием религии новое духовное содержание». Крайних пределов религиозного преклонения перед Зевсом Олимпийским достигает Дион Хрисостом. «Если человек, испытавший в своей жизни много несчастий и забот, с душой, полной горечи, предстанет перед статуей Зевса, то он забудет обо всем тяжелом и страшном, что несет с собою человеческая жизнь»,— говорит он.

Фидий, сын Хармида, был афинянином по происхождению. Год его рождения следует отнести приблизительно к 500 году. По сведениям Диона Хрисостома, учителем Фидия был афинский бронзовщик Гегий, более поздние источники называют учителем Фидия аргосского скульптора Агелада. Не исключена, однако, возможность, что оба сведения верны и что Фидий сначала учился у Гегия, а потом перешел в мастерскую Агелада, так как в искусстве Фидия следы дорийского влияния совершенно несомненны. В начале своей деятельности Фидий занимался также живописью, и в Афинах показывали расписанный им щит. Позднее же всю живописную отделку своих работ Фидии передавал своему брату или племяннику Панайну. Раскопки, произведенные в «персидском мусоре», не обнаружили ни одной базы, ни одной подписи, относящейся к Фидию. Из этого можно с уверенностью заключить, что деятельность Фидия началась после 480 года до нашей эры.

Статуя Зевса Олимпийского

По разным сведениям, Статуя Зевса может быть или завершением раннего периода деятельности скульптора, или предсмертной его работой.

Фидий исполнил статую при участии Колота, специалиста в технике золота и  слоновой кости, и живописца Панайна. Павсаний очень подробно описывает статую Зевса. Согласно описанию Павсания, Зевс восседал на троне, увенчанный венком из оливковых листьев. На правой руке, опиравшейся о ручку трона, он держал Нику, тоже исполненную из золота и слоновой кости; левая же рука Зевса опиралась о жезл, на верхушке которого сидел орел. Одежда и сандалии Зевса были из золота, плащ украшен фигурным и цветным орнаментом. Трон из золота, драгоценных камней, черного дерева был тоже богато украшен фигурной декорацией. Вокруг каждой ножки трона танцевало по четыре Ники. Передние ножки трона завершались сфинксами, под ними находились изображения «Гибели Ниобид». Перекладины, соединявшие ножки трона, были украшены изображениями восьми видов олимпийских состязаний. Проход под троном закрывали перегородки, расписанные Панайном. На спинке трона с одной стороны стояли три Горы, с другой — три Хариты. Скамейка под ногами Зевса была украшена рельефом, изображавшим битву Тесея с Амазонками. База статуи была сделана из синевато-черного камня и украшена золотым рельефом, изображавшим рождение Афродиты из морских волн в присутствии богов. Слева эту композицию открывал Гелиос на своей колеснице; справа она завершалась Селеной. Судя по описаниям, красочная гармония сводилась к трем тональным элементам — черному цвету, золоту и теплой белизне обнаженного тела из слоновой кости.

Композиция статуи, насколько мы можем судить по описанию Павсания, проникнута строгой прямоугольной тектоникой.

Важная роль в композиции статуи отводилась рельефу.

Афина Парфенос

Если справедливо предположение, что Зевс Олимпийский относится к первому периоду деятельности Фидия, то непосредственно вслед за окончанием статуи Зевса, около 450 года, Фидий переносит свою деятельность в Афины. Очень возможно, что первым произведением, открывающим этот афинский период его искусства, была так называемая Афина Лемния. Статуя была заказана Фидию афинскими клерухами —  колонистами, выселившимися в 448 году на остров Лемнос, как посвящение богине родного города, и была поставлена на Акрополе, к северу от дороги, которая вела от Пропилей к Эрехтейону. Плиний называет эту статую идеалом прекрасных форм. Лукиан восхищается очертаниями лица и нежностью щек Афины Лемнии. Гимерий, ритор позднего времени, описывая статую, говорит, что красота лица богини
была скрыта не шлемом, а румянцем. Отсюда можно заключить, что Афина Лемния, против обыкновения, не имела шлема на голове. Одним из самых блестящих открытий выдающегося археолога Фуртвенглера была идентификация Фидиевой Лемнии со статуей, известной по реплике в Дрездене и по голове в Болонском музее.
Когда мы рассматриваем дрезденский торс с приставленной к нему головой из Болонского музея, бросается в глаза прежде всего ширина фаса по сравнению с очень узким профилем и чрезвычайно прямоугольная тектоника композиции —голова повернута к плечу почти под прямым углом, но тело в этом движении совершенно не участвует. Еще более важное доказательство в пользу Фидия как автора этой статуи дает трактовка одежды. Для опоясывания дорийского пеплоса существовали две главные схемы. Одна — дорийская, с поясом, который был скрыт коротким напуском; другая — аттическая; с перепоясыванием пеплоса-- поверх длинного напуска. Дрезденская статуя дает ясный пример чисто аттического опоясывания, которое сбоку образует волнообразные складки по каймам пеплоса. В свою очередь, в афинской схеме можно наблюдать два вида этих боковых складок. В одном случае края двух сторон пеплоса сходятся и расходятся попеременно. Именно второй тип боковых складок мы видим на дрезденской статуе, а также на Фидиевой Афине Парфенос — вполне возможно, что впервые в изобразительном искусстве он был введен Полигнотом и развит Фидием.

Пользуясь, с одной стороны, описаниями Лукиана и Химория, с другой,—изображениями на гемме и рельефе, Фуртвенглер следующим образом реконструирует первоначальную композицию Лемнии. Левой рукой богиня опирается о копье, в правой держит шлем; ее эгида повязана наискось. Глаза Лемнии были вставлены из цветного камня, лента, опоясывающая волосы, тоже, вероятно, была украшена цветными вставками. Для пластической концепции Фидия характерна тенденция к тектоническому обрамлению скульптуры. Тело Лемнии, крепкое и широкое, характеризует ее как воительницу, покровительницу героев. По контрасту с этим атлетическим телом голова трактована гораздо мягче, с тем сочетанием грации и мужественности, кото рое так восхищало Лукиана. Мы видим здесь то же благожелательное, одухотворенное выражение, которое было присуще и лицу Зевса Олимпийского. Ведь Афина была не только воительницей, но и покровительницей искусств и домашнего ремесла. Прекрасно исполнены волнистые волосы Лемнии, тесно сплетающиеся отдельными прядями и все же ложащиеся широким, свободным ритмом. Только мастер, обладающий исключительным чутьем красочной поверхности ив совершенстве вла девший контрастами света и тени, мог создать этот узор волос, далекий и от линейной орнаментики Мирона, и от сухой лепки Поликлета.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79377. Автономное существование человека в условиях природной среды 57 KB
  Способствующие: хорошее здоровье, высокие морально-волевые качества, психофизиологическая устойчивость организма, наличие средств для жизнедеятельности в экстремальных условиях (одежда, снаряжение водно-пищевой запас), подготовленность к действиям в экстремальных условиях.
79378. Комп’ютери бувають різні 66.5 KB
  Мета: сформувати уявлення про види компютерів; розглянути види компютерів та сфери їх застосування; повторити правила безпечної роботи та поведінки в компютерному класі правила вибору переміщення обєктів; вчити робити висновки узагальнення доводити власну думку...
79379. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 36.5 KB
  Не держите деньги в карманах в которые легко проникнуть вору. Ключи и кошелек храните во внутренних карманах При выходе из дома в темное время суток избегайте малолюдных и плохо освещенных мест пустынных парков и скверов; на улице держитесь подальше от стен домов.
79380. Относительное позиционирование 85.5 KB
  Смещение в этом случае будет происходить не относительно «родительского» элемента (как при абсолютном позиционировании), а относительно самого блока в нормальном потоке. Это будет понятнее на примере. Пусть у нас есть html-страница с тремя div-ами...
79381. УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. ПОНЯТИЕ ПРСТУПЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 16.78 KB
  Лишение свободы на определенный срок в возрасте до 16 лет на срок до 6 лет. Если за особо тяжкое преступления с санкцией до 10 лет несовершеннолетним назначается отбытие в воспитательных колониях. М.Б. наказание в виде лишения свободы и за небольшой и средней тяжести преступления, есл преступления совершены впервые.
79382. УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА ХУЛИГАНСТВО, ВАНДАЛИЗМ, НАДРУГАТЕЛЬСТВО, ЗА ПРИВЕДЕНИЕ В НЕГОДНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 19.16 KB
  Грубое нарушение общественного порядка: действия причинившие существенный ущерб личным или общественным интересам либо выразившееся в злостном нарушении общественной нравственности Примеры: срыв общественного мероприятия нарушение покоя и отдыха граждан в ночное время распитие спиртных...
79383. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 55 KB
  Способы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: подачей звуковых и или световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией текстов директор школы зам. директора о необходимости эвакуации путях эвакуации направлении...
79385. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ГО. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ. КЧС И ПБ 60 KB
  Определяет: задачи и правовые основы их осуществления; правовое регулирование в области гражданской обороны; принципы организации и ведения гражданской обороны; полномочия органов государственной власти Российской Федерации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации...