95886

Фидий. Статуя Зевса в Олимпии и статуи Афины Парфенос в Афинах

Доклад

Культурология и искусствоведение

Можно сказать что слава Фидия возрастала с каждым столетием чтобы в конце концов превратиться в своего рода мифический культ в некое обожествление. Платон называет Фидия только мимоходом дельного мастера. Аристотель упоминает имя Фидия в своей Этике.

Русский

2015-09-30

505.35 KB

1 чел.

Фидий. Статуя Зевса в Олимпии и статуи Афины Парфенос в Афинах

Фидий заслужил славу величайшего скульптора древности. Но эта оценка создалась не сразу. Можно сказать, что слава Фидия возрастала с каждым столетием, чтобы в конце концов превратиться в своего рода мифический культ, в некое обожествление. Для современников и для ближайших поколений Фидий был выдающимся мастером своего дела, но не больше. Платон называет Фидия, только мимоходом, «дельного мастера». Аристотель упоминает имя Фидия в своей «Этике». Точно так же в кругах ценителей искусства ранней эллинистической эпохи Фидию отведено, правда, почетное место, но только в самом начале расцвета классического стиля: у Ксенократа, например, Фидий назван основателем искусства литья из бронзы, подготовителем путей, по которым пошел Поликлет и на котором высшей вершины достиг Лисипп.

Но уже во II веке до н. э., несомненно в связи с общей переменой эстетических вкусов, намечается перелом и в оценке Фидия. Характерно при этом, что новая восторженная оценка Фидия базируется не на скульптурах Парфенона и даже не на Афине Парфенос, а почти исключительно на Зевсе Олимпийском. Первый дошедший до нас голос Фидиева энтузиаста принадлежал римскому полководцу Эмилию Павлу, который после своей победы при Пидне предпринял путешествие по греческим городам и в Олимпии принес жертву. Ливий рассказывает о впечатлении, которое на Эмилия Павла произвела статуя Зевса — «он был глубоко потрясен в своем сердце, как будто находился в непосредственном присутствии божества». То впечатление, которое у Эмилия Павла вылилось в чувствах, Цицерон и Квинтилиан пытаются формулировать в понятиях. Для Цицерона Фидий был совершенным воплотителем божественных образов, не заимствовавшим формы своих статуй из натуры, а в своей душе носившим идеал божественной красоты. Квинтилиан сравнивает Фидия с Поликлетом, находя, что Поликлету не хватало веса (духовной возвышенности), и поэтому он не способен был, как Фидий, воплощать божественное величие. «Своим Зевсом,— говорит Квинтилиан,— Фидий придал освященной преданием религии новое духовное содержание». Крайних пределов религиозного преклонения перед Зевсом Олимпийским достигает Дион Хрисостом. «Если человек, испытавший в своей жизни много несчастий и забот, с душой, полной горечи, предстанет перед статуей Зевса, то он забудет обо всем тяжелом и страшном, что несет с собою человеческая жизнь»,— говорит он.

Фидий, сын Хармида, был афинянином по происхождению. Год его рождения следует отнести приблизительно к 500 году. По сведениям Диона Хрисостома, учителем Фидия был афинский бронзовщик Гегий, более поздние источники называют учителем Фидия аргосского скульптора Агелада. Не исключена, однако, возможность, что оба сведения верны и что Фидий сначала учился у Гегия, а потом перешел в мастерскую Агелада, так как в искусстве Фидия следы дорийского влияния совершенно несомненны. В начале своей деятельности Фидий занимался также живописью, и в Афинах показывали расписанный им щит. Позднее же всю живописную отделку своих работ Фидии передавал своему брату или племяннику Панайну. Раскопки, произведенные в «персидском мусоре», не обнаружили ни одной базы, ни одной подписи, относящейся к Фидию. Из этого можно с уверенностью заключить, что деятельность Фидия началась после 480 года до нашей эры.

Статуя Зевса Олимпийского

По разным сведениям, Статуя Зевса может быть или завершением раннего периода деятельности скульптора, или предсмертной его работой.

Фидий исполнил статую при участии Колота, специалиста в технике золота и  слоновой кости, и живописца Панайна. Павсаний очень подробно описывает статую Зевса. Согласно описанию Павсания, Зевс восседал на троне, увенчанный венком из оливковых листьев. На правой руке, опиравшейся о ручку трона, он держал Нику, тоже исполненную из золота и слоновой кости; левая же рука Зевса опиралась о жезл, на верхушке которого сидел орел. Одежда и сандалии Зевса были из золота, плащ украшен фигурным и цветным орнаментом. Трон из золота, драгоценных камней, черного дерева был тоже богато украшен фигурной декорацией. Вокруг каждой ножки трона танцевало по четыре Ники. Передние ножки трона завершались сфинксами, под ними находились изображения «Гибели Ниобид». Перекладины, соединявшие ножки трона, были украшены изображениями восьми видов олимпийских состязаний. Проход под троном закрывали перегородки, расписанные Панайном. На спинке трона с одной стороны стояли три Горы, с другой — три Хариты. Скамейка под ногами Зевса была украшена рельефом, изображавшим битву Тесея с Амазонками. База статуи была сделана из синевато-черного камня и украшена золотым рельефом, изображавшим рождение Афродиты из морских волн в присутствии богов. Слева эту композицию открывал Гелиос на своей колеснице; справа она завершалась Селеной. Судя по описаниям, красочная гармония сводилась к трем тональным элементам — черному цвету, золоту и теплой белизне обнаженного тела из слоновой кости.

Композиция статуи, насколько мы можем судить по описанию Павсания, проникнута строгой прямоугольной тектоникой.

Важная роль в композиции статуи отводилась рельефу.

Афина Парфенос

Если справедливо предположение, что Зевс Олимпийский относится к первому периоду деятельности Фидия, то непосредственно вслед за окончанием статуи Зевса, около 450 года, Фидий переносит свою деятельность в Афины. Очень возможно, что первым произведением, открывающим этот афинский период его искусства, была так называемая Афина Лемния. Статуя была заказана Фидию афинскими клерухами —  колонистами, выселившимися в 448 году на остров Лемнос, как посвящение богине родного города, и была поставлена на Акрополе, к северу от дороги, которая вела от Пропилей к Эрехтейону. Плиний называет эту статую идеалом прекрасных форм. Лукиан восхищается очертаниями лица и нежностью щек Афины Лемнии. Гимерий, ритор позднего времени, описывая статую, говорит, что красота лица богини
была скрыта не шлемом, а румянцем. Отсюда можно заключить, что Афина Лемния, против обыкновения, не имела шлема на голове. Одним из самых блестящих открытий выдающегося археолога Фуртвенглера была идентификация Фидиевой Лемнии со статуей, известной по реплике в Дрездене и по голове в Болонском музее.
Когда мы рассматриваем дрезденский торс с приставленной к нему головой из Болонского музея, бросается в глаза прежде всего ширина фаса по сравнению с очень узким профилем и чрезвычайно прямоугольная тектоника композиции —голова повернута к плечу почти под прямым углом, но тело в этом движении совершенно не участвует. Еще более важное доказательство в пользу Фидия как автора этой статуи дает трактовка одежды. Для опоясывания дорийского пеплоса существовали две главные схемы. Одна — дорийская, с поясом, который был скрыт коротким напуском; другая — аттическая; с перепоясыванием пеплоса-- поверх длинного напуска. Дрезденская статуя дает ясный пример чисто аттического опоясывания, которое сбоку образует волнообразные складки по каймам пеплоса. В свою очередь, в афинской схеме можно наблюдать два вида этих боковых складок. В одном случае края двух сторон пеплоса сходятся и расходятся попеременно. Именно второй тип боковых складок мы видим на дрезденской статуе, а также на Фидиевой Афине Парфенос — вполне возможно, что впервые в изобразительном искусстве он был введен Полигнотом и развит Фидием.

Пользуясь, с одной стороны, описаниями Лукиана и Химория, с другой,—изображениями на гемме и рельефе, Фуртвенглер следующим образом реконструирует первоначальную композицию Лемнии. Левой рукой богиня опирается о копье, в правой держит шлем; ее эгида повязана наискось. Глаза Лемнии были вставлены из цветного камня, лента, опоясывающая волосы, тоже, вероятно, была украшена цветными вставками. Для пластической концепции Фидия характерна тенденция к тектоническому обрамлению скульптуры. Тело Лемнии, крепкое и широкое, характеризует ее как воительницу, покровительницу героев. По контрасту с этим атлетическим телом голова трактована гораздо мягче, с тем сочетанием грации и мужественности, кото рое так восхищало Лукиана. Мы видим здесь то же благожелательное, одухотворенное выражение, которое было присуще и лицу Зевса Олимпийского. Ведь Афина была не только воительницей, но и покровительницей искусств и домашнего ремесла. Прекрасно исполнены волнистые волосы Лемнии, тесно сплетающиеся отдельными прядями и все же ложащиеся широким, свободным ритмом. Только мастер, обладающий исключительным чутьем красочной поверхности ив совершенстве вла девший контрастами света и тени, мог создать этот узор волос, далекий и от линейной орнаментики Мирона, и от сухой лепки Поликлета.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4999. Надежность систем автоматического управления 231 KB
  Надежность систем автоматического управления Введение Расчеты надежности автоматизированных систем управления относятся к категории наиболее сложных расчетов. Им должны предшествовать: Уяснение принципа работы и физической сущности явлений элемен...
5000. Рынок: сущность. Противоречия рынка 145.5 KB
  Введение Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по все...
5001. Система учета затрат direct costing и условия ее наиболее эффективного применения на предприятии 130 KB
  Система учета затрат directcosting и условия ее наиболее эффективного применения на предприятии Введение В современной обстановке перехода к рынку, постоянно необходимо проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Д...
5002. Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике 185.5 KB
  Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике Введение Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо или косвенно оказывают влияние на жизни люд...
5004. Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А 205.2 KB
  Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А (L=1450 мм) Введение Перед автомобильной промышленностью в настоящее время стоят задачи, связанные с увеличением выпуска экономичных автомобилей с дизельными двигателями, позволяющих значительно сократить расход ...
5005. Выбор системы автоматического управления сверлильно-расточно-фрезерного станка модели 600V 100 KB
  Выбрать систему автоматического управления сверлильно-расточно-фрезерного станка модели 600V, проспект Стерлитамакского станкостроительного завода прилагается. Список сокращений САУ – система автоматического управления УЧПУ...
5006. Проект геодезического обоснования стереотопографической съемки масштаба 1:5000 302 KB
  Топографические карты, созданные в результате обработки данных топографической съемки, используют в различных областях человеческой деятельности. Без карт невозможна работа по прокладке нефтепроводов и газопроводов, строительству электрост...
5007. Экономическая система: понятие, структура, генезис 180 KB
  Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества. Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возоб...