95887

Монументальная греческая живопись 2-й половины V века до нашей эры, ее открытия. Агатарх Самосский, Аполлодор, Зевксис, Паррасий

Доклад

Культурология и искусствоведение

Реформа Аполлодора имела прежде всего техническое значение. При том картины Аполлодора не связаны со стеной не подчинены архитектуре не выполняют никаких декоративных функций. Другими словами Аполлодора можно считать основателем совершенно самостоятельной так называемой станковой живописи.

Русский

2015-09-30

503.57 KB

1 чел.

Монументальная греческая живопись 2-й половины V века до нашей эры, ее открытия. Агатарх Самосский, Аполлодор, Зевксис, Паррасий.

Аполлодор

Вторая половина V века до нашей эры. Изобрел светотень, что повекло за собой настоящий перелом в развитии греческой живописи. Реформа Аполлодора имела прежде всего техническое значение. До него живопись выполняла, главным образом, декоративные функции, с л у ж и л а украшением стены.

Аполлодор пишет свои картины на деревянных досках, в технике темперы, где связующим веществом является яичный белок. При том картины Аполлодора не связаны со стеной, не подчинены архитектуре, не выполняют никаких декоративных функций. Другими словами, Аполлодора можно считать основателем совершенно самостоятельной, так называемой «станковой живописи». Однако значение Аполлодора не исчерпывается одними только техническими новшествами. От античных ценителей искусства не укрылся глубокий внутренний смысл реформы Аполлодора. Современники называли Аполлодора «дкиаграфом». Буквальное значение этого слова —«тенеписец». Аполлодор, следовательно, был первым живописцем, последовательно применявшим свет и тени для моделировки фигур. Отныне плоский силуэт уступает в живописи место выпуклому, трехмерному телу. Но термин «скиаграфия» имел и более широкое значение, например, у Платона под ним подразумевалось изображение мнимости, оптическая иллюзия. Иначе говоря, начиная с Аполлодора, живописец перестает изображать предметы такими, какими он их знает, и изображает такими, какими видит. Зрительное восприятие торжествует над осязательным.

Стоит отметить, что вместе с Аполлодором в истории греческого искусства намечается совершенно новое явление — идейная борьба направлений.

Что касается времени деятельности Аполлодора, то ее расцвет вряд ли можно относить ранее 430 года. Такую датировку, с одной стороны, оправдывают вазовые композиции, на которых именно с этого времени начинают появляться попытки под ражания Аполлодору. А с другой стороны, мы знаем, что молодой Зевксис, который был учеником Аполлодора, прибывает в Афины, привлеченный его славой, в середине 20-х годов.

Ваза мастерской Мидия с росписью «Похищение дочерей Левкиппа» служит примером восприятия открытий Аполлодора в вазописи.

Для восстановления стиля росписей Аполлодора в нашем распоряжении, помимо вазовых рисунков, есть и другой материал — копии и подражания эллинистического или римского времени. Конечно, рассматривать их как точную замену греческих оригиналов классической эпохи не приходится. Но все же они дают много важных указаний для понимания реформы Аполлодора. Так, несомненной копией греческого оригинала является картина, написанная на мраморе и найденная в Геркулануме. Как свидетельствует подпись, эту копию исполнил афинянин Александр, по-видимому около начала нашей эры; но оригинал этой копии, по всей вероятности, восходит ко второй половине V века. Картина принадлежит к типу так называемых «монохромов; она написана нюансами одной красно-коричневой краски, которой показаны как складки одежды, так и волосы женщин, и только в некоторых мелочах, на пример на сандалиях, заметны следы серо-голубой краски. Картина изображает ссору между Лето и Ниобой за игрой в кости, ссору, которая впоследствии приведет к трагической судьбе Ниобид. За исключением чуть заметной оттушевки контуров и углублений складок, автор этой картины не пользовался приемами пластической моделировки форм, так что его живопись имеет еще вполне силуэтный характер. Поэтому есть все основания предполагать, что оригинал геркуланской картины восходит еще ко времени до решающей реформы Аполлодора.

Совершенно другие стилистические приемы можно наблюдать на другой геркуланской копии, тоже написанной на мраморе и изображающей «Борьбу с кентавром». Здесь для достижения пластической лепки форм художник уже широко пользуется моделировкой и даже решается на изображение тени у копыт кентавра, причем выдержано даже единство, освещения, падающего слева. Есть все основания думать, что эта геркуланская картина представляет собою копию с оригинала если не самого Аполлодора, то, во всяком случае, с произведения его времени.

Аполлодора недаром называли «скиаграфом», то есть тенеписцем, так как, в сущности, он овладел только половиной проблемы — только тенью. Аполлодор пользовался для градации светотени, очевидно, только двумя элементами — локальным тоном и тенью по краю формы.

Зевксис

Только последователю Аполлодора, Зевксису, удалось овладеть второй половиной проблемы — светом. Только в живописи Зевксиса можно говорить о контрасте между светом и тенью, связанными средним тоном или полутоном.

Агатарх Самосский

Известен рассказ о том, как Алкивиад хотел, чтобы Агатарх расписал его дом; но так как Агатарх был связан другими заказами, то Алкивиад запер художника в своем доме и не выпускал четыре месяца, пока декорация не была закончена. Витрувий называет Агатарха первым живописцем театральных декораций, сообщает, что Агатарх устроил перспективную сцену для постановки трагедий Эсхила. Под впечатлением этих театральных декораций философы Анаксагор и Демокрит заинтересовались проблемой перспективы и установили первые теоретические предпосылки для перспективного изображения пространства. Следовательно, Агатарх был специалистом декоративной, в частности, архитектурной живописи и, в отличие от своего современника Аполлодора, который был занят исключительно человеческой фигурой, интересовался, главным образом, изображением npocтранства, окружением человека

Интерес к окружению человека, в пейзажной и архитектурной форме, сильно повышается во второй половине V века. Об этом свидетельствует современная Агатарху вазовая живопись. Как пример пейзажного восприятия можно назвать одно из самых выдающихся произведений афинской керамики конца V века — амфору из Ареппо с изображением Пелопса, похищающего Гипподамию на колеснице Посейдона. Здесь высокого мастерства достигает изображение пейзажа.  Другой пример мастерства Агатарха — композиция на дне мадридской чаши, подписанной мастером Айсоном. Композиция эта изображает Тезея, убивающего минотавра. Фоном для фигур здесь служит архитектурная кулиса — нечто вроде портика храма с двумя колоннами, частью фронтона и угловым акротерием. Однако портик здесь представлен в виде плоской геометрической проекции, ступени, которые должны быть перед портиком, оказались позади колонн. Значительно прогрессивней в этом смысле мастер другой композиции, сохранившейся только во фрагменте. Она изображает Диониса и Ариадну перед храмом. На этот раз колоннада храма представлена уже не в виде фасадной проекции, а во всей своей пластической телесности, с уходящими в глубину линиями карниза. Известная иллюзия трехмерного пространства здесь, несомненно, достигнута, и очень вероятно, что именно на такой же ступени пространственного восприятия находились и театральные декорации Агатарха.

Паррасий

Выходец из Эфеса; жил и творил в Афинах и городах Малой Азии, прославился натурализмом изображения и совершенством пропорций. Сюжеты его картин были преимущественно на мифологические темы.

работал в Афинах, в т. ч. на Акрополе под рук. Фидия; автор рисунка для щита Афины Промахос (кентавромахия). По Плинию Старшему, «первый ввел в живопись симметрию, первый - выразительность в лице, изящество в волосах...». Соединил строгий рисунок и возвышенный стиль Полигнота  с живописными открытиями Аполлодора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28835. Генетическая психология 54.5 KB
  Генетическая психология Швейцарский психолог Жан Пиаже 18961980 один из наиболее известных ученых чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Научные интересы Пиаже еще с юности были сосредоточены на биологии и математике. Пиаже начинает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. В середине 20 в Пиаже создает свой основной труд Введение в генетическую эпистемологию возглавляет Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета.
28836. Гуманистическая психология 47.5 KB
  Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека экзистенциальная философия предмет и методы исследований Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии: а человек целостен и должен изучаться в его целостности; б каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев case study лучше чем статистические обобщения; в человек открыт миру переживание человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; г человеческая жизнь должна...
28837. Когнитивная психология 54 KB
  психологии порождено скорее общим направлением и логикой развития психологии чем открытиями конкретных ученых тем не менее деятельность двух психологов в наибольшей степени способствовала её возникновению. Миллер создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов восприятия памяти мышления речи и проводили анализ их генезиса. Положительное в метафоре компьютера то что интеллект не рассматривается как набор последовательных малосвязанных этапов переработки информации...
28838. Естественно-научная парадигма в русской психологии 74 KB
  Роль психологии вооружить общество знаниями о психических явлениях и о законах деятельности души направить развитие нравственности морального поведения человека. Когда рефлекс обрывается не перейдя в движение не получив внешнего выражения завершающая часть рефлекса а она несет в качестве движения познавательную нагрузку уходит вовнутрь превращается в мысль хотя и незримую но продолжающую служить организатором поведения. Поэтому в механизме поведения реализуемом по типу рефлекса действует рефлекторное кольцо. Павлова: предмет и...
28839. Русская философская психология 74 KB
  Предмет психологии это наука о явлениях духа а не о его сущности сущность человек понять не может давалось обоснование исследовательского метода интроспективный анализ и индуктивное из частного общее обобщение описывались основные психологические законы законы ассоциаций по сходству смежности и причинности предлагалась классификация разделов психологии и давался очерк истории психологии. В лекциях Троицкого по психологии обнаруживается сочетание разнообразных подходов к психическому: вопреки эмпирической установке которая в...
28840. Развитие экспериментальной психологии в дореволюционной России 73.69 KB
  Развитие экспериментальной психологии в дореволюционной России. Формирование современной объективной психологии было основной целью которой посвящены практически все сочинения Введенского. Главный свой труд он так и назвал Психология без всякой метафизики 1917 подчеркивая этим и необходимость и возможность построения объективной психологии. Работы Введенского имели большое значение для отечественной психологии соединяя воедино европейскую и российскую традиции в понимании задач и предмета психологии а также различных способов...
28841. Развитие отечественной психологии в 20-40-е годы ХХ века 51.5 KB
  Развитие отечественной психологии в 2040е годы ХХ века Октябрьская революция оказала значительное влияние на развитие российской науки в целом и психологии в частности. С другой стороны молодое Советское государство начало последовательно оказывать помощь психологической науке создаются институты с исследовательскими лабораториями Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии.задачи психологии: 1. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм психика продукт деятельности...
28842. Педология в Советской России: основные направления работы достижения 44.5 KB
  Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды которая оказывает влияние не только на психику но часто и на антропоморфические параметры развития. Наука о ребенке должна быть не только теоретической но и практической Общие моменты развития педологии В россии начала распространяться в нач 20 в. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды но и насколько биологические механизмы лежащие в основе психического...
28843. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского 48 KB
  Филосовская основа Марксизм: Считалось что Человек природное существо но его природа социальна и поэтому человека его психику новообразования нужно рассматривались как продукт общественноисторического развития. Только в процессе общественной жизни человека возникли сложились и развились его новые потребности а самые природные потребности человека в процессе его исторической развития изменились. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические и литические периоды дав качественную характеристику кризисов....