95887

Монументальная греческая живопись 2-й половины V века до нашей эры, ее открытия. Агатарх Самосский, Аполлодор, Зевксис, Паррасий

Доклад

Культурология и искусствоведение

Реформа Аполлодора имела прежде всего техническое значение. При том картины Аполлодора не связаны со стеной не подчинены архитектуре не выполняют никаких декоративных функций. Другими словами Аполлодора можно считать основателем совершенно самостоятельной так называемой станковой живописи.

Русский

2015-09-30

503.57 KB

1 чел.

Монументальная греческая живопись 2-й половины V века до нашей эры, ее открытия. Агатарх Самосский, Аполлодор, Зевксис, Паррасий.

Аполлодор

Вторая половина V века до нашей эры. Изобрел светотень, что повекло за собой настоящий перелом в развитии греческой живописи. Реформа Аполлодора имела прежде всего техническое значение. До него живопись выполняла, главным образом, декоративные функции, с л у ж и л а украшением стены.

Аполлодор пишет свои картины на деревянных досках, в технике темперы, где связующим веществом является яичный белок. При том картины Аполлодора не связаны со стеной, не подчинены архитектуре, не выполняют никаких декоративных функций. Другими словами, Аполлодора можно считать основателем совершенно самостоятельной, так называемой «станковой живописи». Однако значение Аполлодора не исчерпывается одними только техническими новшествами. От античных ценителей искусства не укрылся глубокий внутренний смысл реформы Аполлодора. Современники называли Аполлодора «дкиаграфом». Буквальное значение этого слова —«тенеписец». Аполлодор, следовательно, был первым живописцем, последовательно применявшим свет и тени для моделировки фигур. Отныне плоский силуэт уступает в живописи место выпуклому, трехмерному телу. Но термин «скиаграфия» имел и более широкое значение, например, у Платона под ним подразумевалось изображение мнимости, оптическая иллюзия. Иначе говоря, начиная с Аполлодора, живописец перестает изображать предметы такими, какими он их знает, и изображает такими, какими видит. Зрительное восприятие торжествует над осязательным.

Стоит отметить, что вместе с Аполлодором в истории греческого искусства намечается совершенно новое явление — идейная борьба направлений.

Что касается времени деятельности Аполлодора, то ее расцвет вряд ли можно относить ранее 430 года. Такую датировку, с одной стороны, оправдывают вазовые композиции, на которых именно с этого времени начинают появляться попытки под ражания Аполлодору. А с другой стороны, мы знаем, что молодой Зевксис, который был учеником Аполлодора, прибывает в Афины, привлеченный его славой, в середине 20-х годов.

Ваза мастерской Мидия с росписью «Похищение дочерей Левкиппа» служит примером восприятия открытий Аполлодора в вазописи.

Для восстановления стиля росписей Аполлодора в нашем распоряжении, помимо вазовых рисунков, есть и другой материал — копии и подражания эллинистического или римского времени. Конечно, рассматривать их как точную замену греческих оригиналов классической эпохи не приходится. Но все же они дают много важных указаний для понимания реформы Аполлодора. Так, несомненной копией греческого оригинала является картина, написанная на мраморе и найденная в Геркулануме. Как свидетельствует подпись, эту копию исполнил афинянин Александр, по-видимому около начала нашей эры; но оригинал этой копии, по всей вероятности, восходит ко второй половине V века. Картина принадлежит к типу так называемых «монохромов; она написана нюансами одной красно-коричневой краски, которой показаны как складки одежды, так и волосы женщин, и только в некоторых мелочах, на пример на сандалиях, заметны следы серо-голубой краски. Картина изображает ссору между Лето и Ниобой за игрой в кости, ссору, которая впоследствии приведет к трагической судьбе Ниобид. За исключением чуть заметной оттушевки контуров и углублений складок, автор этой картины не пользовался приемами пластической моделировки форм, так что его живопись имеет еще вполне силуэтный характер. Поэтому есть все основания предполагать, что оригинал геркуланской картины восходит еще ко времени до решающей реформы Аполлодора.

Совершенно другие стилистические приемы можно наблюдать на другой геркуланской копии, тоже написанной на мраморе и изображающей «Борьбу с кентавром». Здесь для достижения пластической лепки форм художник уже широко пользуется моделировкой и даже решается на изображение тени у копыт кентавра, причем выдержано даже единство, освещения, падающего слева. Есть все основания думать, что эта геркуланская картина представляет собою копию с оригинала если не самого Аполлодора, то, во всяком случае, с произведения его времени.

Аполлодора недаром называли «скиаграфом», то есть тенеписцем, так как, в сущности, он овладел только половиной проблемы — только тенью. Аполлодор пользовался для градации светотени, очевидно, только двумя элементами — локальным тоном и тенью по краю формы.

Зевксис

Только последователю Аполлодора, Зевксису, удалось овладеть второй половиной проблемы — светом. Только в живописи Зевксиса можно говорить о контрасте между светом и тенью, связанными средним тоном или полутоном.

Агатарх Самосский

Известен рассказ о том, как Алкивиад хотел, чтобы Агатарх расписал его дом; но так как Агатарх был связан другими заказами, то Алкивиад запер художника в своем доме и не выпускал четыре месяца, пока декорация не была закончена. Витрувий называет Агатарха первым живописцем театральных декораций, сообщает, что Агатарх устроил перспективную сцену для постановки трагедий Эсхила. Под впечатлением этих театральных декораций философы Анаксагор и Демокрит заинтересовались проблемой перспективы и установили первые теоретические предпосылки для перспективного изображения пространства. Следовательно, Агатарх был специалистом декоративной, в частности, архитектурной живописи и, в отличие от своего современника Аполлодора, который был занят исключительно человеческой фигурой, интересовался, главным образом, изображением npocтранства, окружением человека

Интерес к окружению человека, в пейзажной и архитектурной форме, сильно повышается во второй половине V века. Об этом свидетельствует современная Агатарху вазовая живопись. Как пример пейзажного восприятия можно назвать одно из самых выдающихся произведений афинской керамики конца V века — амфору из Ареппо с изображением Пелопса, похищающего Гипподамию на колеснице Посейдона. Здесь высокого мастерства достигает изображение пейзажа.  Другой пример мастерства Агатарха — композиция на дне мадридской чаши, подписанной мастером Айсоном. Композиция эта изображает Тезея, убивающего минотавра. Фоном для фигур здесь служит архитектурная кулиса — нечто вроде портика храма с двумя колоннами, частью фронтона и угловым акротерием. Однако портик здесь представлен в виде плоской геометрической проекции, ступени, которые должны быть перед портиком, оказались позади колонн. Значительно прогрессивней в этом смысле мастер другой композиции, сохранившейся только во фрагменте. Она изображает Диониса и Ариадну перед храмом. На этот раз колоннада храма представлена уже не в виде фасадной проекции, а во всей своей пластической телесности, с уходящими в глубину линиями карниза. Известная иллюзия трехмерного пространства здесь, несомненно, достигнута, и очень вероятно, что именно на такой же ступени пространственного восприятия находились и театральные декорации Агатарха.

Паррасий

Выходец из Эфеса; жил и творил в Афинах и городах Малой Азии, прославился натурализмом изображения и совершенством пропорций. Сюжеты его картин были преимущественно на мифологические темы.

работал в Афинах, в т. ч. на Акрополе под рук. Фидия; автор рисунка для щита Афины Промахос (кентавромахия). По Плинию Старшему, «первый ввел в живопись симметрию, первый - выразительность в лице, изящество в волосах...». Соединил строгий рисунок и возвышенный стиль Полигнота  с живописными открытиями Аполлодора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

360. Экономика предприятия. Понятия предприятия 625 KB
  Понятие предприятия, цели и направления деятельности. Классификация и структура персонала предприятия. Классификация, структура и оценка основных производственных фондов. Основные принципы организации и регулирования оплаты труда.
361. Выполнение работ по профессии Контролер (Сберегательного банка) 660.5 KB
  Порядок совершения операций по приему денежной наличности в кассу кредитной организации от юридических и физических лиц. Выполнение и оформление кассовых операций. Операции с поврежденными и сомнительными денежными знаками иностранных государств.
362. Особенности развития гибкости при занятиях гимнастикой у девочек 7-8 лет 303.5 KB
  Художественная гимнастика как вид спорта. Гибкость как физическое качество. Возрастные особенности развития девочек 7-8 лет. Тренировочный процесс на занятиях по художественной гимнастике в СДЮСШОР №1 Калининского района.
363. Модель промислового верстата з ЧПУ 1.84 MB
  Промисловий верстат з ЧПУ використовується для обробки різного роду матеріалів, нанесення зображень на різні види поверхонь, отримання різного роду фігурних елементів, фрезерних робіт.
364. Экономический расчет работы предприятия 473.5 KB
  Расчет численности младшего обслуживающего персонала. Определение средней тарифной ставки по видам воздействий. Расчет сдельного расценка за 1 автомобиле-день работы автомобиля. Затраты на расходные материалы и запасные части для ремонтной.
365. Основы программирования 110 KB
  Описание процесса компиляции и запуска программы. Программа для вычислений над матрицами. Microsoft Visual Studio Express. Стандартная библиотека шаблонов (STL). Создание динамического класса для работы с матрицами.
366. Создание транспортной сети SDH в городе Темиртау. 517.5 KB
  Разработка схемы включения станций в проектируемую сеть SDH города Темиртау. Выбор топологии включения станций проектируемой сети. Возможность интеграции с каналами PDH. Развитие магистральных телекоммуникаций казахстанских операторов связи.
367. Трансформация образа трикстера в современной культуре 843 KB
  Основные характеристики трикстера как мифологического персонажа в архаической традиции. Исходная парадигма образа героя-трикстера: этиологические мифы. Трикстериада и ее взаимоотношения с институтом шаманизма и волшебной сказкой.
368. Смарт-карты известных мировых производителей 139.5 KB
  Основные сведения о смарт-картах. Чтение/запись смарт-карты через параллельный порт. Основные управляющие команды карты. Назначение областей данных. Принципиальная схема источника питания.