95887

Монументальная греческая живопись 2-й половины V века до нашей эры, ее открытия. Агатарх Самосский, Аполлодор, Зевксис, Паррасий

Доклад

Культурология и искусствоведение

Реформа Аполлодора имела прежде всего техническое значение. При том картины Аполлодора не связаны со стеной не подчинены архитектуре не выполняют никаких декоративных функций. Другими словами Аполлодора можно считать основателем совершенно самостоятельной так называемой станковой живописи.

Русский

2015-09-30

503.57 KB

1 чел.

Монументальная греческая живопись 2-й половины V века до нашей эры, ее открытия. Агатарх Самосский, Аполлодор, Зевксис, Паррасий.

Аполлодор

Вторая половина V века до нашей эры. Изобрел светотень, что повекло за собой настоящий перелом в развитии греческой живописи. Реформа Аполлодора имела прежде всего техническое значение. До него живопись выполняла, главным образом, декоративные функции, с л у ж и л а украшением стены.

Аполлодор пишет свои картины на деревянных досках, в технике темперы, где связующим веществом является яичный белок. При том картины Аполлодора не связаны со стеной, не подчинены архитектуре, не выполняют никаких декоративных функций. Другими словами, Аполлодора можно считать основателем совершенно самостоятельной, так называемой «станковой живописи». Однако значение Аполлодора не исчерпывается одними только техническими новшествами. От античных ценителей искусства не укрылся глубокий внутренний смысл реформы Аполлодора. Современники называли Аполлодора «дкиаграфом». Буквальное значение этого слова —«тенеписец». Аполлодор, следовательно, был первым живописцем, последовательно применявшим свет и тени для моделировки фигур. Отныне плоский силуэт уступает в живописи место выпуклому, трехмерному телу. Но термин «скиаграфия» имел и более широкое значение, например, у Платона под ним подразумевалось изображение мнимости, оптическая иллюзия. Иначе говоря, начиная с Аполлодора, живописец перестает изображать предметы такими, какими он их знает, и изображает такими, какими видит. Зрительное восприятие торжествует над осязательным.

Стоит отметить, что вместе с Аполлодором в истории греческого искусства намечается совершенно новое явление — идейная борьба направлений.

Что касается времени деятельности Аполлодора, то ее расцвет вряд ли можно относить ранее 430 года. Такую датировку, с одной стороны, оправдывают вазовые композиции, на которых именно с этого времени начинают появляться попытки под ражания Аполлодору. А с другой стороны, мы знаем, что молодой Зевксис, который был учеником Аполлодора, прибывает в Афины, привлеченный его славой, в середине 20-х годов.

Ваза мастерской Мидия с росписью «Похищение дочерей Левкиппа» служит примером восприятия открытий Аполлодора в вазописи.

Для восстановления стиля росписей Аполлодора в нашем распоряжении, помимо вазовых рисунков, есть и другой материал — копии и подражания эллинистического или римского времени. Конечно, рассматривать их как точную замену греческих оригиналов классической эпохи не приходится. Но все же они дают много важных указаний для понимания реформы Аполлодора. Так, несомненной копией греческого оригинала является картина, написанная на мраморе и найденная в Геркулануме. Как свидетельствует подпись, эту копию исполнил афинянин Александр, по-видимому около начала нашей эры; но оригинал этой копии, по всей вероятности, восходит ко второй половине V века. Картина принадлежит к типу так называемых «монохромов; она написана нюансами одной красно-коричневой краски, которой показаны как складки одежды, так и волосы женщин, и только в некоторых мелочах, на пример на сандалиях, заметны следы серо-голубой краски. Картина изображает ссору между Лето и Ниобой за игрой в кости, ссору, которая впоследствии приведет к трагической судьбе Ниобид. За исключением чуть заметной оттушевки контуров и углублений складок, автор этой картины не пользовался приемами пластической моделировки форм, так что его живопись имеет еще вполне силуэтный характер. Поэтому есть все основания предполагать, что оригинал геркуланской картины восходит еще ко времени до решающей реформы Аполлодора.

Совершенно другие стилистические приемы можно наблюдать на другой геркуланской копии, тоже написанной на мраморе и изображающей «Борьбу с кентавром». Здесь для достижения пластической лепки форм художник уже широко пользуется моделировкой и даже решается на изображение тени у копыт кентавра, причем выдержано даже единство, освещения, падающего слева. Есть все основания думать, что эта геркуланская картина представляет собою копию с оригинала если не самого Аполлодора, то, во всяком случае, с произведения его времени.

Аполлодора недаром называли «скиаграфом», то есть тенеписцем, так как, в сущности, он овладел только половиной проблемы — только тенью. Аполлодор пользовался для градации светотени, очевидно, только двумя элементами — локальным тоном и тенью по краю формы.

Зевксис

Только последователю Аполлодора, Зевксису, удалось овладеть второй половиной проблемы — светом. Только в живописи Зевксиса можно говорить о контрасте между светом и тенью, связанными средним тоном или полутоном.

Агатарх Самосский

Известен рассказ о том, как Алкивиад хотел, чтобы Агатарх расписал его дом; но так как Агатарх был связан другими заказами, то Алкивиад запер художника в своем доме и не выпускал четыре месяца, пока декорация не была закончена. Витрувий называет Агатарха первым живописцем театральных декораций, сообщает, что Агатарх устроил перспективную сцену для постановки трагедий Эсхила. Под впечатлением этих театральных декораций философы Анаксагор и Демокрит заинтересовались проблемой перспективы и установили первые теоретические предпосылки для перспективного изображения пространства. Следовательно, Агатарх был специалистом декоративной, в частности, архитектурной живописи и, в отличие от своего современника Аполлодора, который был занят исключительно человеческой фигурой, интересовался, главным образом, изображением npocтранства, окружением человека

Интерес к окружению человека, в пейзажной и архитектурной форме, сильно повышается во второй половине V века. Об этом свидетельствует современная Агатарху вазовая живопись. Как пример пейзажного восприятия можно назвать одно из самых выдающихся произведений афинской керамики конца V века — амфору из Ареппо с изображением Пелопса, похищающего Гипподамию на колеснице Посейдона. Здесь высокого мастерства достигает изображение пейзажа.  Другой пример мастерства Агатарха — композиция на дне мадридской чаши, подписанной мастером Айсоном. Композиция эта изображает Тезея, убивающего минотавра. Фоном для фигур здесь служит архитектурная кулиса — нечто вроде портика храма с двумя колоннами, частью фронтона и угловым акротерием. Однако портик здесь представлен в виде плоской геометрической проекции, ступени, которые должны быть перед портиком, оказались позади колонн. Значительно прогрессивней в этом смысле мастер другой композиции, сохранившейся только во фрагменте. Она изображает Диониса и Ариадну перед храмом. На этот раз колоннада храма представлена уже не в виде фасадной проекции, а во всей своей пластической телесности, с уходящими в глубину линиями карниза. Известная иллюзия трехмерного пространства здесь, несомненно, достигнута, и очень вероятно, что именно на такой же ступени пространственного восприятия находились и театральные декорации Агатарха.

Паррасий

Выходец из Эфеса; жил и творил в Афинах и городах Малой Азии, прославился натурализмом изображения и совершенством пропорций. Сюжеты его картин были преимущественно на мифологические темы.

работал в Афинах, в т. ч. на Акрополе под рук. Фидия; автор рисунка для щита Афины Промахос (кентавромахия). По Плинию Старшему, «первый ввел в живопись симметрию, первый - выразительность в лице, изящество в волосах...». Соединил строгий рисунок и возвышенный стиль Полигнота  с живописными открытиями Аполлодора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82995. Як зимують птахи взимку? Подорож на ялинку до звірят. Створення аплікації зі рваних різнокольорових серветок 160 KB
  Мета. Продовжувати вчити встановлювати взаємозв’язки між змінами в неживій природі, житті рослин та тварин;розвивати уяву, мислення, пізнавальний інтерес; розширити, узагальнити знання про зимуючих птахів та звірів; розкрити особливість життя птахів та звірів узимку та залежність їх життя...
82996. «Колядники». Колядки. Щедрівки 72 KB
  Розширити знання дітей з української обрядовості, показати, як святкували Різдво, про народні традиції колядування, щедрування; навчати спостерігати, як у віршованих творах зображено святкування традиційних свят українського народу. Викликати в учнів інтерес до традицій українського народу у відзначенні свята Різдво.
82997. Світ звуків і фарб 1.71 MB
  Пачкуля та Чистюля; костюм Оле Лукойє 7 костюмів гномів різних кольорів; кошик із яблуками; малюнок Пачкулі; два набори шапочок усіх барв веселки; конверт для Білосніжки; книжки із зображенням гномів; баночки з водою альбомні аркуши фарби кисточки серветки палітри; відеозапис м-ф Білосніжка і сім гномів проектор.
82998. Гроші в житті людини 742 KB
  Мета: сформувати уявлення в учнів про такі поняття як гроші та багатство, вчити правильно визначати життєві цінності, обирати правильну життєву позицію, розвивати навички правильного користування здобутою інформацією. Задачі: дати визначення поняття грошей та багатства; дати порівняльну характеристику...
82999. Казка – дитяча опера «Коза Дереза» муз. М. Лисенко, Дніпрова Чайка. Омоніми – слова однакові за написанням, різні за значенням 492.5 KB
  Формування поняття про багатозначність слів в українській мові, виробляти вміння правильно вживати багатозначні слова в мовленні; розширювати уявлення про значення слів; збагачувати словниковий запас, розвивати монологічне та діалогічне мовлення, мислення, самостійність...
83000. ЇЖА, КОРИСНА ДЛЯ ЗДОРОВ’Я 661.5 KB
  Мета: Розширити уявлення дітей про їжу корисну для здоров’я вчити їх правильно харчуватися виховувати естетичні смаки щодо зовнішнього вигляду страв. Обладнання: Малюнки ілюстрації таблиці слайди до теми предметні малюнки із зображенням продуктів для гри Смачного...
83001. Как животные готовятся к зиме? 107.5 KB
  Цель: Продолжать формировать представления о птицах и зверях, устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе, жизни растений и животных; развивать логическое мышление; воспитывать желание беречь родную природу. Оборудование: таблицы, рисунки с изображением птиц и зверей зимой, образцы.
83002. Резание бумаги и картона. Изготовление раздаточного материала для дидактической игры «Рыбалка» 254.5 KB
  Цель: формировать умение резать бумагу прямыми и закругленными линиями; совершенствовать умение вырезать фигуры по шаблону; развивать пространственные навыки воображение фантазию; воспитывать аккуратность. Обвести и вырезать по шаблону верхний нижний плавник.
83003. Здоровье – самая большая ценность 486.5 KB
  Цель: расширить и закрепить представление о том что здоровье главное богатство каждого человека; дать учащимся представление о семье как важнейшем условии формирования сохранения и укрепления здоровья детей; сформировать представление о влиянии микроклимата семьи на здоровье детей...