95890

Творчество Иктина. Парфенон и храм Аполлона в Бассах

Доклад

Культурология и искусствоведение

Будущий храм Афины Поллиады заложили еще в 488 году, почти сразу после Марафона. Но храм был разрушен при Ксерксе. При Кимоне, в 449 году, храм был заложен вновь. Но строительство было приостановлено из-за изгнания Кимона. После того, как Перикл пришел к власти, строительство в 447 году возобновилось.

Русский

2015-09-30

947.11 KB

6 чел.

Творчество Иктина. Парфенон и храм Аполлона в Бассах

Парфенон.

Будущий храм Афины Поллиады заложили еще в 488 году, почти сразу после Марафона. Но храм был разрушен при Ксерксе. При Кимоне, в 449 году, храм был заложен вновь. Но строительство было приостановлено из-за изгнания Кимона. После того, как Перикл пришел к власти, строительство в 447 году возобновилось. При Кимоне архитектором был Краик, Перикл сменил его на Иктина с подрядчиком Каликратом.
Само строительство шло с 447 по 438 год. В 438-432 годах шел процесс декоративного оформления храма. В строительстве храма были задействованы лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы(Фидий, Пе
оний).
Соотношение колонн классическое 6/13. Высота колонн – 10, 5 м .Размер помещения самого Парфенона – 19, 19/13,37.

Всего в Парфеноне 92 метопы. Они были созданы первыми по времени. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами, на юге — амазономахия, на западе — вероятно, сцены из Троянской войны, на севере — гигантомахия. В сколь-нибудь цельной форме они сохранились только в изображениях битвы греков с кентаврами.Чередование мотивов – жестокая схватка с неопределившимся исходом/ гибель грека/ торжество эллина над кентавром. Это придает особенную целостность всему фризу: каждая из пар составляет совершенно законченное целое, но одновременно выступает как часть общей картины битвы. Хотя фигуры на метопах очень невелики по сравнению с мощным массивом архитрава, судя по сохранившейся угловой метопе, изображающей кентавра, который душит лапифа, их динамик и пластика концентрировали на себе внимание зрителя. Фриз длиной в 160 м опоясывал всю целлу.

Храм Аполонна в Бассах

На одиноком, поросшем дубами плоскогорье, называвшемся Бассами, близ Фигалии, Иктину предстояло перестроить в большой храм маленькую капеллу Аполлона Эпикурия. Как и во всех других известных нам случаях деятельности Иктина, он был здесь только автором проекта, исполнителями которого являлись, другие архитекторы. Проект Иктина относится к 20-м годам V века. Храм Аполлона был выстроен иэ известняка. В его отделке не найти ни изящных деталей и профилировок, ни такого тонкого расчета курватуры, как в Парфеноне, но зато самый план поражает смелостью и оригинальностью своего замысла. В отличие от всех греческих храмов, храм в Бассах был ориентирован не с востока на запад, а с севера на юг; возможно, что такое расположение диктовалось самыми условиями почвы и наличием первоначального святилища, но нужна была смелость гения, чтобы найти выход, который, внешне как будто пренебрегая традициями, вместе с тем давал им внутреннее удовлетворение. Иктин нашел выход в том, что сзади присоединил к целле нового храма помещение старого святилища, в котором помещалась культовая статуя Аполлона, причем сохранил старый вход в эту капеллу Аполлона, который выходил на восток, и, таким образом наперекор традициям, оказался в продольной стороне храма. Снаружи храм имел вполне традиционный дорийский облик, но отличался непривычной длиной (шести колоннам по фасаду соответствовали по боковым сторонам не тринадцать, а пятнадцать колонн). Зато совершенно по-новому была задумана внутренность храма. В центре целлы пол был слегка опущен. По боковым стенам целлы короткие выступы образовывали ниши, вероятно, предназначенные для помещения статуй; причем два отрезка стен были расположены по диагонали. Выступы завершались полуколоннами на очень широких базах, увенчанными трехгранными ионийскими капителями, небывалыми ни до, ни после Иктина. Довершалась эта удивительная комбинация неожиданных элементов, во-первых, одинокой коринфской колонной, которая отделяла целлу от капеллы Аполлона, а во-вторых, тем, что фигурный фриз обходил не с наружной стороны целлы, как обычно, а украшал ее внутренние стены. Все эти нововведения интересны не только сами по себе, но и как показатель общего стремления Иктина перенести центр тяжести с наружной массы храма на внутреннее его пространство. Перед нами — первая попытка осуществить идею интерьера, до сих пор чуждую греческой архитектуре. Архитектура тех эпох, которые проявляют особенный интерес к человеческой душе, всегда характеризуется перевесом интерьера над экстерьером.

Присматриваясь к этой попытке Иктина создать новую концепцию внутреннего пространства, естественно задать вопрос об освещении целлы храма. Обычное освещение через входные двери, разумеется, было совершенно недостаточно для фриза. Как было выяснено при раскопках храма в Бассах, часть мраморных черепиц крыши храма имела в середине отверстие, которое особым обрамлением было защищено от стока воды. Совершенно несомненно, что эти черепицы с отверстиями предназначались для освещения. Поэтому следует предполагать, что храм Аполлона в Бассах имел и потолок и крышу. Таким образом, Иктину принадлежит заслуга не только нового подхода к организации внутреннего пространства, но и постановки, впервые, проблемы освещения этого внутреннего пространства.

Наконец, храм Аполлона в Бассах был первым храмом, где одновременно участвовали все три ордера, где впервые появляется коринфская капитель.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55152. Категорійно-понятійний апарат з БЖД, таксономія небезпек 949 KB
  Мета: Усвідомити концепцію допустимого ризику та визначити небезпечні й шкідливі чинники для життя людини що найчастіше трапляються шляхом соціального опитування студентів.
55153. План рахунків бухгалтерського обліку. Структура та основи побудови балансу 127 KB
  Принцип повного висвітлення передбачає: а) фінансова звітність повинна містити всю інформацію потенційні наслідки госп-ських операцій; б) фінансова звітність повинна містити всю інформацію про фактичні та потенційні наслідки господарських операцій...
55154. Українська товарна номенклатура ЗЕД: поняття, структура, особливості застосування 122.5 KB
  Законом України Про Митний тариф України що використовується для цілей тарифного та інших видів регулювання зовнішньоекономічної діяльності ведення статистики зовнішньої торгівлі та здійснення митного оформлення товарів. УКТ ЗЕД складається на основі Гармонізованої системи...
55155. Форми колективного обговорення професійних проблем 34 KB
  Які існують підходи до перемовин Як класифікують перемовини Які розрізняють стратегії ведення перемовин З яких стадій складаються перемовини Що таке збори Які є види зборів З яких етапів складаються збори Як треба виступати на зборах аби привернути увагу присутніх до змісту виступу та переконати їх...
55156. Поняття господарського обліку. Мета, завдання, та види обліку. Користувачі облікової інформації. Об’єкти обліку 118.5 KB
  Закон визначає право на його ведення, однак не визначає жодних правил його організації. Інформація є доступною для зовнішніх користувачів
55157. Основи роботи з Windows 1.01 MB
  Постановка загальної проблеми: Як знайти потрібну інформацію по роботі з операційною системою Windows використовуючи довідкову систему І. Знайти та ознайомитись з можливістю пошуку...
55158. Педагогічне спілкування як провідна складова професійно-педагогічної комунікації 57.5 KB
  МЕТА: Схарактеризувати педагогічне спілкування за функціями; зясувати що є запорукою продуктивного педагогічного спілкування; визначити барєри спілкування та оптимальні способи їх подолання.