95892

Греческая скульптура и рельеф в последние десятилетия VI века до нашей эры. Куросы, коры и скульптурный фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах

Доклад

Культурология и искусствоведение

Надгробный памятник на могиле воина. Шаг в сторону метрической достоверности пропорций. Изменение модуля, отход от общего принципа золотого сечения. Возможно, модуль – длина локтя. Мускулы даны условно, а не орнаментально. Показ движения человеческого тела в пространстве. Модульная система всегда учитывала высоту пьедестала.

Русский

2015-09-30

923.79 KB

0 чел.

Греческая скульптура и рельеф в последние десятилетия VI века до нашей эры. Куросы, коры и скульптурный фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах.

Курос из Анависоса (надгробие Кройса) – рубеж архаики и классики

Надгробный памятник на могиле воина. Шаг в сторону метрической достоверности пропорций. Изменение модуля, отход от общего принципа золотого сечения. Возможно, модуль – длина локтя. Мускулы даны условно, а не орнаментально. Показ движения человеческого тела в пространстве. Модульная система всегда учитывала высоту пьедестала. Дано диагональное движение, совмещено движение плеч и бедер. Нет симметрии правой и левой частей. Естественность в передаче пластики отд. частей тела. Постепенное оживание. Волосы – орнаментальны, одинаковы. Матовость фактуры. Внутренняя сдержанность, разумная воля. Идеал прекрасной доблести и благолепия.

Курос из Пирея (бронза, ок. 480, рубеж).

Группа Птуон. Более стройные пропорции, каждая деталь, часть тела выполняла свою функцию. Нет ни одной подобной детали, нет симметричных эл-тов. Отсутствие принципа тождественности. Конец фронтальности. Жест, разрушающий общий абрис фигуры. Вторжение статуи в пространство. Исчезает ось. Руки на разных уровнях. Пластический, а не конструктивный характер тектоники. Круговой обход.

Кора в пеплосе (ок. 530 г.)

Выразительность силуэта и предельная обобщенность форм. Вотивные памятники. Руки кор – составные, сдержанный жест. Детали оформления лица и тела теряют симметричность. Ассиметрия волос – конец фронтальности. Принципиальная нетождественность элементов. Стремление передать внутреннее через внешнее. Идея пластического единства. Проявление объемности тела сквозь ниспадающие складки. Ощущение чистоты, душевной ясности. Тема юности. Идеальные, правильные черты. Нежная улыбка.

«Задумчивая кора» (ок. 500 г.)

Большая детализация. Орнаментальность. Новое тектоническое решение. Вертикальные и горизонтальные ритмические решения, диагональ. Нет четкой геометрии – «овал». Пластическая лиричность. Нет жесткой дидактики. Плавное перетекание, предельная гибкость. Игра драпировок. Максимальное оживление образа. Статика как частный случай движения.

Хиосская кора.

«Строгий стиль». Переход от архаики к классике. Круговой обход. Сквозь драпировки сквозит тело. Иллюзия шага. При полной статике. Волны драпировок. Состояние подвижного покоя. Лицо: постепенно исчезает архаическая улыбка, иная пластически-духовная конструкция

Сокровищница Сифносцев

Жители находящегося рядом с Паросом острова Сифноса построили в Дельфах незадолго до 525 года до н. э. богато украшенную рельефами небольшую сокровищницу размерами по основанию 5,95 X 8,37 м. Стояла она на возвышении — «бастионе», укрепленном с северной и южной стороны подпорными стенами полигональной кладки, принцип которой был заимствован у архитекторов острова Лесбоса. Она была особенно роскошна и выделялась на общем фоне других построек. Геродот пишет, что «на Сифносе находятся золотые и серебряные рудники; на десятину доходов от этих рудников сифносцы содержат в Дельфах сокровищницу, не уступающую богатейшим сокровищницам». Как и другие, сокровищница сифносцев служила местом хранения регулярных денежных взносов от городов и общин в пользу Аполлона. Павсаний, в частности, не забывает упомянуть о том, что «когда сифносцы по алчности прекратили взнос десятины, последовало наводнение и сокрыло их рудники».

Были кариатиды, которые несли на себе большой фронтон.

Восточный фронтон сокровищницы сифносцев. Мрамор 526525 гг. до н. э. Общий вид и фрагмент. Похищение Гераклом Треножника из Дельф

С восточной стороны сокровищницы сифносцев были расположены плиты фриза с изображением собрания богов и боя за тело павшего воина. Использование двух различных по сюжету сцен, как бы разделяющих фриз восточной стороны сокровищницы на две самостоятельные части, характерно для архаического искусства. Такая композиция согласуется с характером строго симметричного и составленного как бы из двух элементов восточного торца сокровищницы, открывавшегося путнику, двигавшемуся вверх по священной дороге. В основе двухчастности торца здания лежали два ската кровли и четкий треугольник фронтона. Характер симметричного построения торца сокровищницы, очевидно, и заставил скульптора обратиться к подобной композиции его рельефов. Возможно также, что скульптор, разделяя восточную полосу фриза на две части, стремился пробудить в паломнике мысль, что сокровищница украшена и с южной стороны, где также были рельефные изображения на фризе.

В каждой части восточного фриза движения основных фигур имеют разные направления. Благодаря этому не возникает впечатления однообразия. В левой стороне фриза внимание сидящих богов Олимпа направлено к центральной части. Крайние боги обращены к середине. Напротив, в правой половине фриза, хотя движение персонажей в середине группы направлено к центру, где лежит сраженный грек, крайние квадриги лошадей изображены движущимися в стороны.

Глубоко продумано в сокровищнице сифносцев не только расположение обеих сцен, но и общая композиция всей восточной стороны фриза. Так в левом участке крайняя фигура воспринимается обособленно от изображений других богов. В правом — также правая фигура стоящего воина отделена от сцены боя.

Изображения богов исполнены с выразительностью и чувством такта, присущими греческим скульпторам эпохи архаики. В движениях заметна экспрессивность жестов олимпийцев. И в то же время они не утрачивают величавости.

Правая крайняя часть исполнена спокойствия. Ее композиционная роль состояла в том, чтобы замыкать всю восточную сторону фриза справа, хотя сюжетное ее значение естественно было связано со сценой сражения за тело Патрокла.

Патрокл показан лежащим на земле в центре плиты. Слева и справа от него изображены по два воина, борющиеся в полном вооружении — со щитами и копьями, в шлемах и панцирях. У одного на шлеме изображена голова горгоны Медузы, помещенная там для устрашения противника.

Еще есть гигантомахия с Аполлоном, Артемидой, Гефестом и другими богами в северном фризе. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13266. Ознакомление с устройством и принципом работы трансформатора 1.49 MB
  Лабораторная работа № 7 Исследование однофазного трансформатора. Цель: Ознакомление с устройством и принципом работы трансформатора. Получение основных характеристик трансформатора. Приборы: 1. Амперметр 2. Вольтметр ...
13267. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИОДОВ 361.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 ЭТ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИОДОВ Цель работы: Изучение полупроводниковых диодов и стабилитронов снятие их вольтамперных характеристик. Приборы: 1.Универсальный стенд.
13268. Изучение выпрямителей 307.5 KB
  Лабораторная работа №9 Изучение выпрямителей Цель работы: Изучение различных схем выпрямления переменного тока. Определение основных характеристик выпрямителей. Приборы и принадлежности: 1. Универсальный стенд. 2. Осциллограф. 3. Амперметр. 4. Вольтм
13269. Изучение различных схем сглаживающих фильтров 335 KB
  Цель работы: Изучение различных схем сглаживающих фильтров определение основных характеристик. Изучение параметрического стабилизатора на стабилитроне. Приборы:1. Универсальный стенд. Амперметр. Вольтметр. Осциллограф. 10.1Теоретическое введени...
13270. Исследование тиристора 99.5 KB
  Лабораторная работа №11 Исследование тиристора. Цель работы: ознакомление с вольтамперными характеристиками и основными параметрами переключающих диодовтиристоров. Приборы:1.Универсальный стенд. 2.Авометр. 3.Амперметр. 4.Электронный вольтметр. 11.1Теоритич
13271. Опытное определение параметров трёхфазного синхронного генератора 92.5 KB
  Лабораторная работа C1 по дисциплине Электрические машины Опытное определение параметров трёхфазного синхронного генератора Цель работы: Изучение методов экспериментального определения параметров установившихся и переходных режимов работы синхронного ген
13272. Ознакомление со свойствами синхронного двигателя, его угловыми и рабочими характеристиками 240.5 KB
  Лабораторная работа С4. Исследование трехфазного синхронного двигателя. Цель работы: ознакомление со свойствами синхронного двигателя его угловыми и рабочими характеристиками. Параметры двигателя: nн = 1000 об/мин Pн = 1 кВт Sн = 1.25 кВА cosн = 08 U1н = 127 В I1н = 35 А ...
13273. Исследование трёхфазного синхронного двигателя 240.5 KB
  Исследование трёхфазного синхронного двигателя Цель работы: ознакомление с методом пуска работой и характеристиками синхронного двигателя. Определение его устойчивого режима работы по угловой характеристике. Опыты проводим по схеме: ...
13274. Исследование трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором 1.18 MB
  Лабораторная работа А2. Исследование трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Цель работы: исследование пусковых свойств и рабочих характеристик асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Параметры асинхронного двигателя: P2Н =...