95892

Греческая скульптура и рельеф в последние десятилетия VI века до нашей эры. Куросы, коры и скульптурный фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах

Доклад

Культурология и искусствоведение

Надгробный памятник на могиле воина. Шаг в сторону метрической достоверности пропорций. Изменение модуля, отход от общего принципа золотого сечения. Возможно, модуль – длина локтя. Мускулы даны условно, а не орнаментально. Показ движения человеческого тела в пространстве. Модульная система всегда учитывала высоту пьедестала.

Русский

2015-09-30

923.79 KB

0 чел.

Греческая скульптура и рельеф в последние десятилетия VI века до нашей эры. Куросы, коры и скульптурный фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах.

Курос из Анависоса (надгробие Кройса) – рубеж архаики и классики

Надгробный памятник на могиле воина. Шаг в сторону метрической достоверности пропорций. Изменение модуля, отход от общего принципа золотого сечения. Возможно, модуль – длина локтя. Мускулы даны условно, а не орнаментально. Показ движения человеческого тела в пространстве. Модульная система всегда учитывала высоту пьедестала. Дано диагональное движение, совмещено движение плеч и бедер. Нет симметрии правой и левой частей. Естественность в передаче пластики отд. частей тела. Постепенное оживание. Волосы – орнаментальны, одинаковы. Матовость фактуры. Внутренняя сдержанность, разумная воля. Идеал прекрасной доблести и благолепия.

Курос из Пирея (бронза, ок. 480, рубеж).

Группа Птуон. Более стройные пропорции, каждая деталь, часть тела выполняла свою функцию. Нет ни одной подобной детали, нет симметричных эл-тов. Отсутствие принципа тождественности. Конец фронтальности. Жест, разрушающий общий абрис фигуры. Вторжение статуи в пространство. Исчезает ось. Руки на разных уровнях. Пластический, а не конструктивный характер тектоники. Круговой обход.

Кора в пеплосе (ок. 530 г.)

Выразительность силуэта и предельная обобщенность форм. Вотивные памятники. Руки кор – составные, сдержанный жест. Детали оформления лица и тела теряют симметричность. Ассиметрия волос – конец фронтальности. Принципиальная нетождественность элементов. Стремление передать внутреннее через внешнее. Идея пластического единства. Проявление объемности тела сквозь ниспадающие складки. Ощущение чистоты, душевной ясности. Тема юности. Идеальные, правильные черты. Нежная улыбка.

«Задумчивая кора» (ок. 500 г.)

Большая детализация. Орнаментальность. Новое тектоническое решение. Вертикальные и горизонтальные ритмические решения, диагональ. Нет четкой геометрии – «овал». Пластическая лиричность. Нет жесткой дидактики. Плавное перетекание, предельная гибкость. Игра драпировок. Максимальное оживление образа. Статика как частный случай движения.

Хиосская кора.

«Строгий стиль». Переход от архаики к классике. Круговой обход. Сквозь драпировки сквозит тело. Иллюзия шага. При полной статике. Волны драпировок. Состояние подвижного покоя. Лицо: постепенно исчезает архаическая улыбка, иная пластически-духовная конструкция

Сокровищница Сифносцев

Жители находящегося рядом с Паросом острова Сифноса построили в Дельфах незадолго до 525 года до н. э. богато украшенную рельефами небольшую сокровищницу размерами по основанию 5,95 X 8,37 м. Стояла она на возвышении — «бастионе», укрепленном с северной и южной стороны подпорными стенами полигональной кладки, принцип которой был заимствован у архитекторов острова Лесбоса. Она была особенно роскошна и выделялась на общем фоне других построек. Геродот пишет, что «на Сифносе находятся золотые и серебряные рудники; на десятину доходов от этих рудников сифносцы содержат в Дельфах сокровищницу, не уступающую богатейшим сокровищницам». Как и другие, сокровищница сифносцев служила местом хранения регулярных денежных взносов от городов и общин в пользу Аполлона. Павсаний, в частности, не забывает упомянуть о том, что «когда сифносцы по алчности прекратили взнос десятины, последовало наводнение и сокрыло их рудники».

Были кариатиды, которые несли на себе большой фронтон.

Восточный фронтон сокровищницы сифносцев. Мрамор 526525 гг. до н. э. Общий вид и фрагмент. Похищение Гераклом Треножника из Дельф

С восточной стороны сокровищницы сифносцев были расположены плиты фриза с изображением собрания богов и боя за тело павшего воина. Использование двух различных по сюжету сцен, как бы разделяющих фриз восточной стороны сокровищницы на две самостоятельные части, характерно для архаического искусства. Такая композиция согласуется с характером строго симметричного и составленного как бы из двух элементов восточного торца сокровищницы, открывавшегося путнику, двигавшемуся вверх по священной дороге. В основе двухчастности торца здания лежали два ската кровли и четкий треугольник фронтона. Характер симметричного построения торца сокровищницы, очевидно, и заставил скульптора обратиться к подобной композиции его рельефов. Возможно также, что скульптор, разделяя восточную полосу фриза на две части, стремился пробудить в паломнике мысль, что сокровищница украшена и с южной стороны, где также были рельефные изображения на фризе.

В каждой части восточного фриза движения основных фигур имеют разные направления. Благодаря этому не возникает впечатления однообразия. В левой стороне фриза внимание сидящих богов Олимпа направлено к центральной части. Крайние боги обращены к середине. Напротив, в правой половине фриза, хотя движение персонажей в середине группы направлено к центру, где лежит сраженный грек, крайние квадриги лошадей изображены движущимися в стороны.

Глубоко продумано в сокровищнице сифносцев не только расположение обеих сцен, но и общая композиция всей восточной стороны фриза. Так в левом участке крайняя фигура воспринимается обособленно от изображений других богов. В правом — также правая фигура стоящего воина отделена от сцены боя.

Изображения богов исполнены с выразительностью и чувством такта, присущими греческим скульпторам эпохи архаики. В движениях заметна экспрессивность жестов олимпийцев. И в то же время они не утрачивают величавости.

Правая крайняя часть исполнена спокойствия. Ее композиционная роль состояла в том, чтобы замыкать всю восточную сторону фриза справа, хотя сюжетное ее значение естественно было связано со сценой сражения за тело Патрокла.

Патрокл показан лежащим на земле в центре плиты. Слева и справа от него изображены по два воина, борющиеся в полном вооружении — со щитами и копьями, в шлемах и панцирях. У одного на шлеме изображена голова горгоны Медузы, помещенная там для устрашения противника.

Еще есть гигантомахия с Аполлоном, Артемидой, Гефестом и другими богами в северном фризе. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20435. Систе́ма управле́ния ба́зами да́нных 159 KB
  Основные функции СУБД управление данными во внешней памяти на дисках; управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша; журнализация изменений резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев; поддержка языков БД язык определения данных язык манипулирования данными. Обычно современная СУБД содержит следующие компоненты: ядро которое отвечает за управление данными во внешней и оперативной памяти и журнализацию процессор языка базы данных обеспечивающий оптимизацию запросов на извлечение и...
20436. Модель клиент-сервер 39 KB
  Модель клиентсервер До этого момента мы вряд ли сказали чтото о действительной организации распределенных систем более интересуясь тем как в этих системах организованы процессы. Они пришли к выводу о том что мышление в понятиях клиентов запрашивающих службы с серверов помогает понять сложность распределенных систем и управляться с ней. В этом разделе мы кратко рассмотрим модель клиентсервер. Клиенты и серверы В базовой модели клиентсервер все процессы в распределенных системах делятся на две возможно перекрывающиеся группы.
20437. Разделение приложений по уровням 76 KB
  Например сервер распределенной базы данных может постоянно выступать клиентом передающим запросы на различные файловые серверы отвечающие за реализацию таблиц этой базы данных. В этом случае сервер баз данных сам по себе не делает ничего кроме обработки запросов. Однако рассматривая множество приложений типа клиентсервер предназначенных для организации доступа пользователей к базам данных многие рекомендовали разделять их на три уровня: уровень пользовательского интерфейса; уровень обработки; уровень данных. Уровень обработки обычно...
20438. CASE-средства 1.81 MB
  В предыдущей лекции было рассказано о видах диаграмм UML и даны некоторые рекомендации относительно последовательности их построения. Мы уже знаем что нотация UML специально разрабатывалась в расчете на то чтобы диаграммы можно было легко рисовать от руки. В этой лекции мы познакомимся с некоторыми подобными пакетами а именно: IBM Rational Rose; Borland Together; Microsoft Visio; Sparx Systems Enterprise Architect; Gentleware Poseidon; SmartDraw; Dia; Telelogic TAU G2; StarUML; другие программы UML отличное средство моделирования но как...
20439. Rational Rose DataModeler 29.5 KB
  Унифицированный язык объектноориентированного моделирования Unified Modeling Language UML явился средством достижения компромисса между этими подходами. Существует достаточное количество инструментальных средств поддерживающих с помощью UML жизненный цикл информационных систем и одновременно UML является достаточно гибким для настройки и поддержки специфики деятельности различных команд разработчиков. Таким языком оказался UML. Создание UML началось в октябре 1994 г.
20440. CASE-средства 39.5 KB
  Microsoft Visio Visio решение для построения диаграмм от Microsoft. По словам разработчиков Visio помогает преобразовать технические и бизнесконцепции в визуальную форму. Visio имеет некоторые дополнительные возможности но все же повторим по большей мере это только средство для иллюстрирования документов MS Office не дотягивающее до уровня пакетов которые мы описывали ранее. Изобразительные же возможности Visio действительно весьма широки: Используя предопределенные фигуры Visio Professional draganddrop и мастера вы можете...
20441. Эволюция CASE-средств 99.5 KB
  Таким образом CASEтехнологии не могут считаться самостоятельными методологиями они только делают более эффективными пути их применения. CASE ≈ не революция в программо технике: современные CASEсредства являются естественным продолжением эволюции всей отрасли средств разработки ПО. Традиционно выделяют шесть периодов качественно отличающихся применяемой техникой и методами разработки ПО которые характеризуются использованием в качестве инструментальных следующих средств: ассемблеров дампов памяти анализаторов компиляторов...
20442. Варианты архитектуры клиент-сервер 122 KB
  Варианты архитектуры клиентсервер Разделение на три логических уровня обсуждавшееся в предыдущем пункте наводит на мысль о множестве вариантов физического распределения по отдельным компьютерам приложений в модели клиентсервер. Серверы реализующие все остальное то есть уровни обработки и данных. Проблема подобной организации состоит в том что на самом деле система не является распределенной: все происходит на сервере а клиент представляет собой не что иное как простой терминал. Многозвенные архитектуры Один из подходов к организации...
20443. Введение в UML 54.5 KB
  Модель физического уровня в языке UML отражает компонентный состав проектируемой системы с точки зрения ее реализации на аппаратурной и программной платформах конкретных производителей. Сущности в UML В UML определены четыре типа сущностей: структурные поведенческие группирующие и аннотационные. Структурные сущности это имена существительные в моделях на языке UML.