95892

Греческая скульптура и рельеф в последние десятилетия VI века до нашей эры. Куросы, коры и скульптурный фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах

Доклад

Культурология и искусствоведение

Надгробный памятник на могиле воина. Шаг в сторону метрической достоверности пропорций. Изменение модуля, отход от общего принципа золотого сечения. Возможно, модуль – длина локтя. Мускулы даны условно, а не орнаментально. Показ движения человеческого тела в пространстве. Модульная система всегда учитывала высоту пьедестала.

Русский

2015-09-30

923.79 KB

0 чел.

Греческая скульптура и рельеф в последние десятилетия VI века до нашей эры. Куросы, коры и скульптурный фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах.

Курос из Анависоса (надгробие Кройса) – рубеж архаики и классики

Надгробный памятник на могиле воина. Шаг в сторону метрической достоверности пропорций. Изменение модуля, отход от общего принципа золотого сечения. Возможно, модуль – длина локтя. Мускулы даны условно, а не орнаментально. Показ движения человеческого тела в пространстве. Модульная система всегда учитывала высоту пьедестала. Дано диагональное движение, совмещено движение плеч и бедер. Нет симметрии правой и левой частей. Естественность в передаче пластики отд. частей тела. Постепенное оживание. Волосы – орнаментальны, одинаковы. Матовость фактуры. Внутренняя сдержанность, разумная воля. Идеал прекрасной доблести и благолепия.

Курос из Пирея (бронза, ок. 480, рубеж).

Группа Птуон. Более стройные пропорции, каждая деталь, часть тела выполняла свою функцию. Нет ни одной подобной детали, нет симметричных эл-тов. Отсутствие принципа тождественности. Конец фронтальности. Жест, разрушающий общий абрис фигуры. Вторжение статуи в пространство. Исчезает ось. Руки на разных уровнях. Пластический, а не конструктивный характер тектоники. Круговой обход.

Кора в пеплосе (ок. 530 г.)

Выразительность силуэта и предельная обобщенность форм. Вотивные памятники. Руки кор – составные, сдержанный жест. Детали оформления лица и тела теряют симметричность. Ассиметрия волос – конец фронтальности. Принципиальная нетождественность элементов. Стремление передать внутреннее через внешнее. Идея пластического единства. Проявление объемности тела сквозь ниспадающие складки. Ощущение чистоты, душевной ясности. Тема юности. Идеальные, правильные черты. Нежная улыбка.

«Задумчивая кора» (ок. 500 г.)

Большая детализация. Орнаментальность. Новое тектоническое решение. Вертикальные и горизонтальные ритмические решения, диагональ. Нет четкой геометрии – «овал». Пластическая лиричность. Нет жесткой дидактики. Плавное перетекание, предельная гибкость. Игра драпировок. Максимальное оживление образа. Статика как частный случай движения.

Хиосская кора.

«Строгий стиль». Переход от архаики к классике. Круговой обход. Сквозь драпировки сквозит тело. Иллюзия шага. При полной статике. Волны драпировок. Состояние подвижного покоя. Лицо: постепенно исчезает архаическая улыбка, иная пластически-духовная конструкция

Сокровищница Сифносцев

Жители находящегося рядом с Паросом острова Сифноса построили в Дельфах незадолго до 525 года до н. э. богато украшенную рельефами небольшую сокровищницу размерами по основанию 5,95 X 8,37 м. Стояла она на возвышении — «бастионе», укрепленном с северной и южной стороны подпорными стенами полигональной кладки, принцип которой был заимствован у архитекторов острова Лесбоса. Она была особенно роскошна и выделялась на общем фоне других построек. Геродот пишет, что «на Сифносе находятся золотые и серебряные рудники; на десятину доходов от этих рудников сифносцы содержат в Дельфах сокровищницу, не уступающую богатейшим сокровищницам». Как и другие, сокровищница сифносцев служила местом хранения регулярных денежных взносов от городов и общин в пользу Аполлона. Павсаний, в частности, не забывает упомянуть о том, что «когда сифносцы по алчности прекратили взнос десятины, последовало наводнение и сокрыло их рудники».

Были кариатиды, которые несли на себе большой фронтон.

Восточный фронтон сокровищницы сифносцев. Мрамор 526525 гг. до н. э. Общий вид и фрагмент. Похищение Гераклом Треножника из Дельф

С восточной стороны сокровищницы сифносцев были расположены плиты фриза с изображением собрания богов и боя за тело павшего воина. Использование двух различных по сюжету сцен, как бы разделяющих фриз восточной стороны сокровищницы на две самостоятельные части, характерно для архаического искусства. Такая композиция согласуется с характером строго симметричного и составленного как бы из двух элементов восточного торца сокровищницы, открывавшегося путнику, двигавшемуся вверх по священной дороге. В основе двухчастности торца здания лежали два ската кровли и четкий треугольник фронтона. Характер симметричного построения торца сокровищницы, очевидно, и заставил скульптора обратиться к подобной композиции его рельефов. Возможно также, что скульптор, разделяя восточную полосу фриза на две части, стремился пробудить в паломнике мысль, что сокровищница украшена и с южной стороны, где также были рельефные изображения на фризе.

В каждой части восточного фриза движения основных фигур имеют разные направления. Благодаря этому не возникает впечатления однообразия. В левой стороне фриза внимание сидящих богов Олимпа направлено к центральной части. Крайние боги обращены к середине. Напротив, в правой половине фриза, хотя движение персонажей в середине группы направлено к центру, где лежит сраженный грек, крайние квадриги лошадей изображены движущимися в стороны.

Глубоко продумано в сокровищнице сифносцев не только расположение обеих сцен, но и общая композиция всей восточной стороны фриза. Так в левом участке крайняя фигура воспринимается обособленно от изображений других богов. В правом — также правая фигура стоящего воина отделена от сцены боя.

Изображения богов исполнены с выразительностью и чувством такта, присущими греческим скульпторам эпохи архаики. В движениях заметна экспрессивность жестов олимпийцев. И в то же время они не утрачивают величавости.

Правая крайняя часть исполнена спокойствия. Ее композиционная роль состояла в том, чтобы замыкать всю восточную сторону фриза справа, хотя сюжетное ее значение естественно было связано со сценой сражения за тело Патрокла.

Патрокл показан лежащим на земле в центре плиты. Слева и справа от него изображены по два воина, борющиеся в полном вооружении — со щитами и копьями, в шлемах и панцирях. У одного на шлеме изображена голова горгоны Медузы, помещенная там для устрашения противника.

Еще есть гигантомахия с Аполлоном, Артемидой, Гефестом и другими богами в северном фризе. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48110. Цивільний процес. Опорний конспект лекцій 3.66 MB
  У травні 2006 року Указом Президента України була схвалена Концепція вдосконалення судівництва для утвердження справедливого суду в Україні відповідно до європейських стандартів що ставить перед собою такі завдання як створення цілеспрямованої науково обґрунтованої методологічної основи розвитку правосуддя в Україні на найближчі десять років; визначення шляхів удосконалення законодавства у цій сфері; якісне підвищення фахового рівня суддівського корпусу. До них належать: 1 незалежність суддів і підпорядкування їх тільки закону; 2...
48111. Страхування. Опорний конспект лекцій 605 KB
  Зміст Тема 1 Страхування в умовах ринкової економіки. 10 Тема 3 Майнове страхування. 16 Тема 4 Страхування відповідальності .
48112. Політологія. Опорні конспекти 2.22 MB
  Курс Політологія саме й розрахований на формування у студентів політичної свідомості знань про політичні процеси та зацікавленість політичними проблемами минулого і сучасності. В процесі семінарських занять студенти закріплюють знання понятійнокатегоріального апарату курсу “Політологія†усвідомлюють сутність політичних феноменів та цінностей виявляють для себе зміст політичних теорій та політичної практики минулого та сучасності. Інформативний блок : Обєкт предмет структура політології Політолóгія від грецького politik ...
48113. РЕЛІГІЄЗНАВСТВО. ОПОРНИЙ КОНСПЕКТ 588.5 KB
  Сутність та структура релігії Суспільство та релігія: аспекти взаємодії. Історичні форми релігії. Походження релігії основні концепції її виникнення. Ранні історичні форми релігії.
48115. Соціологія як наука. Предмет, структура і функції соціології 1.46 MB
  Наявність спільних проблем дослідження інтереси соціальні установки та цінності орієнтації думки настрої людей. Нині переважаючою стає тенденція до комплексного всебічного дослідження явищ і процесів суспільного життя до спільного дослідження з точки зору декількох наук до комбінування поєднання їх пізнавальних можливостей. Дослідження соціальної структури суспільства і вироблення поняття соціальна стратифікація як постійної характеристики будьякого організованого суспільства. Перенесення акцентів на дослідження систем держав з...
48116. Культура фахового мовлення. Навчальний посібник 792 KB
  Черкаси ЧДТУ 2010 ПЕРЕДМОВА Оскільки мова використовується в усіх сферах сучасного суспільного життя то майбутні фахівці з гуманітарних і негуманітарних спеціальностей мають досконало знати державну мову вільно володіти лексичним і фразеологічним багатством української літературної мови розуміти норми орфоепії орфографії граматики стилістики та вміти застосовувати їх на практиці. Метою пропонованого посібника є підвищення загальномовного рівня студентів ознайомлення з особливостями ділової української мови офіційноділового стилю їх...
48118. Корреляционно–регрессионный анализ связей социально–экономических явлений 405 KB
  В среднем по совокупности 20 9525 ПОЛЕ КОРРЕЛЯЦИИ Рисунок 3 Зависимость производственной себестоимости 1 ц зерна от объема ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ РЕГРЕССИИ Рисунок 4 Зависимость уровня заработной платы рабочих сельскохозяйственных предприятий региона от производительного стажа их работы ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСНОТЫ СВЯЗИ 1 Коэффициент корреляции знаков Фехнера: где nа число совпадений знаков отклонений индивидуальных значений признаков от их среднего значения; nв число несовпадений...