95893

Особенности надгробного рельефа в греческом искусстве VI века до нашей эры. Мужские и юношеские надгробия

Доклад

Культурология и искусствоведение

В результате этого процесса работы путем углубления рисунка создался основной принцип греческого рельефа неприкосновенность передней плоскости принцип согласно которому все наиболее выпуклые части рельефа лежали в первоначальной плоскости каменной плиты. Зависимость архаического рельефа от рисунка проявляется не только в неоконченных произведениях.

Русский

2015-09-30

905.92 KB

1 чел.

Особенности надгробного рельефа в греческом искусстве VI века до нашей эры. Мужские и юношеские надгробия.

Плоский рельеф, вышедший из рисунка, получил в архаической скульптуре распространение главным образом как украшение надгробных стел. Надгробная стела возвышалась обыкновенно на ступенчатом постаменте и представляла собой продолговатую каменную плиту, слегка сужающуюся кверху и завершающуюся волютами или пальметкой. Украшалась стела или живописным, или пластическим изображением умершего. Сохранилось несколько надгробных стел, рельефы которых остались в начатом и незаконченном виде. Эти незаконченные рельефы, показывающие нам самый процесс работы греческого скульптора, вместе с тем чрезвычайно красноречиво вскрывают преемственную связь рельефа с рисунком. Процесс работы греческого скульптора над рельефом надо представлять себе следующим образом. Сначала он рисовал на каменной плите контуры будущего рельефного изображения; затем, глубже врезывая контур, выделял силуэт фигуры и, постепенно углубляясь в фон, отнимал от него столько, сколько ему нужно было для закругления форм. В результате этого процесса работы, путем углубления рисунка, создался основной принцип греческого рельефа — неприкосновенность передней плоскости, принцип, согласно которому все наиболее выпуклые части рельефа лежали в первоначальной плоскости каменной плиты. Именно этот принцип и придает греческому рельефу такую удивительную декоративную законченность. Зависимость архаического рельефа от рисунка проявляется не только в неоконченных произведениях. Его можно наблюдать и на вполне законченных рельефах архаики.

Таков, например, датирующийся третьей четвертью VI века до н. э. надгробный рельеф из Спарты, изображающий поклонение героизированным умершим. Муж и жена сидят на троне, позади которого извивается змея, и держат в руках кубок и гранатовое яблоко. У ног умерших в крошечных размерах представлены оставшиеся в живых родственники, приносящие дары на могилу — гранатовое яблоко, цветы и петуха.

Происхождение рельефа из рисунка сказывается здесь очень отчетливо: контуры фигур не закругляются, а срезаны острыми гранями; таким образом, моделировка форм почти отсутствует —перед нами плоские силуэты, вырезанные из каменного фона. Но, с другой стороны, в рельефе из Спарты есть черты, которые резко противоречат принципам двухмерного рисунка и которые мы никогда не найдем в древневосточном рельефе. Это, во-первых, фон, который снят неравномерно, в некоторых местах меньше, в других больше, и, во-вторых, голова мужчины, повернутая лицом прямо к зрителю. Оба эти приема указывают на то, что у греческого скульптора начинает пробуждаться сознание третьего измерения.

Стела из Симы относится к первой половине VI века. Умерший изображен в традиционной позиции архаических «Аполлонов»— с выдвинутой вперед левой ногой. Трактовка рельефа находится еще на очень ранней, графической стадии: контуры вырезаны глубокой, резкой гранью; тело трактовано совершенно плоско, без всякой моделировки; левая рука, держащая копье, находится не позади тела, а как бы вырастает из него.

Следующую стадию развития представляет аттическая стела, которую следует датировать последней четвертью VI века. Она изображает некоего Аристиона; на базе помечено имя автора —Аристокл. Прогресс более пластической лепки формы сразу бросается в глаза: левая рука находится действительно позади, грудь и плечи приобрели глубину, внутренняя форма обогатилась множеством анатомических подробностей; кроме того, из желания добиться большей округлости и телесности форм, Аристокл вырезывает фон в виде полукруглого углубления и заставляет фигуру выступать перед обрамлением. И тем не менее, традиции плоского
рисунка еще очень сильно дают себя знать: в резких контурах, в совершенно сплющенной правой руке и в чисто профильном, как бы скованном плоскостью стелы, положении фигуры.

Стела Аристиона

К рубежу VI и V веков относится стела, найденная в Орхомене и подписанная скульптором Алксенором. На стеле изображен, надо думать, земледелец; одной рукой он опирается на посох, другой держит саранчу, дразня ею своего верного пса. Автор орхоменской стелы делает еще более решительный шаг к освобождению пластической формы от двухмерной плоскости. Правда, некоторые части фигуры (правая рука, левая нога) трактованы еще в виде сплющенного силуэта. Но зато в других отношениях Алксенор обнаруживает очень большую пространственную смелость. Он не боится ни ракурсов, ни пересечений. Обращают внимание смелые ра курсы правой ноги и левой руки, грудь, повернутая в три четверти, положение ног, поставленных одна перед другой. Наконец, самая форма стелы, чтобы вместить пластическое тело, из плоской плиты обратилась в нишу с реальной, хотя и не большой, глубиной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27775. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ 20.36 KB
  Социальный педагог находясь среди детей в летнем лагере чувствуя их настроение зная их проблемы реально оценивая возможности личности устанавливает доброжелательные гуманистические отношения устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря окружения детей групп сверстников объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Таким образом у детей формируется эмоциональноценностное отношение к миру и человеческой...
27776. Классификация методов обучения 15.12 KB
  По источникам передачи и характеру восприятия информации система традиционных методов Е. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся система методов обучения И. По основным компонентам деятельности учителя система методов Ю.
27777. Воспитание 20.32 KB
  Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников направленной на решение задач воспитания. Характеризуя методы воспитания нельзя не упомянуть прием воспитания. главный признак основание по которому методы группируются и обособляются В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности: Методы формирования сознания: рассказ беседа лекция дискуссия диспут метод примера; Методы организации деятельности и...
27778. Механизмы социализации 18.95 KB
  Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями в которых оно живет. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности а А.
27779. Социальное воспитание 16.66 KB
  Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых коллективов субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию формам способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей подростков юношей их образования и индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп коллективов; организацию взаимодействия членов организации а также обучение ему; стимулирование самодеятельности...
27780. Антон Семенович Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив 32.2 KB
  Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Макаренко особенно €œПедагогическая поэма€ и €œФлаги на башнях€ переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
27781. Господарські првовідносини 106 KB
  Юридичний зміст господарських відносин — це права та обов’язки суб’єктів господарювання, які виникають у них у процесі здійснення зазначеної діяльності.
27782. Педагогика сотрудничества 19.18 KB
  в советской педагогике получает развитие новое направление педагогика сотрудничества система методов приемов обучения и воспитания основанных на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Педагогика сотрудничества базировалась на следующих принципах: обучение как творческое взаимодействие учителя и учащихся; обучение без принуждения; идея трудной цели; идея крупных блоков объединение несколько уроков в блоки; использование опор опорные сигналы схемы детали; самоанализ деятельности коллективный...
27783. И.И. Бецкой (1704–1795) 23.11 KB
  Бецкой 1704–1795 является заметной личностью в России XVIII в. Для этого дела был привлечен Иван Иванович Бецкой. В Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества 1764 получившем силу закона Бецкой сформулировал понятие воспитания которое по его словам должно придать известное направление воле и сердцу выработать характер внушить согласное с природой человека здравое чувство нравы и правила искоренить предрассудки. Бецкой перечисляет добродетели и качества принадлежащие к доброму воспитанию: утверждать сердце в...