95893

Особенности надгробного рельефа в греческом искусстве VI века до нашей эры. Мужские и юношеские надгробия

Доклад

Культурология и искусствоведение

В результате этого процесса работы путем углубления рисунка создался основной принцип греческого рельефа неприкосновенность передней плоскости принцип согласно которому все наиболее выпуклые части рельефа лежали в первоначальной плоскости каменной плиты. Зависимость архаического рельефа от рисунка проявляется не только в неоконченных произведениях.

Русский

2015-09-30

905.92 KB

1 чел.

Особенности надгробного рельефа в греческом искусстве VI века до нашей эры. Мужские и юношеские надгробия.

Плоский рельеф, вышедший из рисунка, получил в архаической скульптуре распространение главным образом как украшение надгробных стел. Надгробная стела возвышалась обыкновенно на ступенчатом постаменте и представляла собой продолговатую каменную плиту, слегка сужающуюся кверху и завершающуюся волютами или пальметкой. Украшалась стела или живописным, или пластическим изображением умершего. Сохранилось несколько надгробных стел, рельефы которых остались в начатом и незаконченном виде. Эти незаконченные рельефы, показывающие нам самый процесс работы греческого скульптора, вместе с тем чрезвычайно красноречиво вскрывают преемственную связь рельефа с рисунком. Процесс работы греческого скульптора над рельефом надо представлять себе следующим образом. Сначала он рисовал на каменной плите контуры будущего рельефного изображения; затем, глубже врезывая контур, выделял силуэт фигуры и, постепенно углубляясь в фон, отнимал от него столько, сколько ему нужно было для закругления форм. В результате этого процесса работы, путем углубления рисунка, создался основной принцип греческого рельефа — неприкосновенность передней плоскости, принцип, согласно которому все наиболее выпуклые части рельефа лежали в первоначальной плоскости каменной плиты. Именно этот принцип и придает греческому рельефу такую удивительную декоративную законченность. Зависимость архаического рельефа от рисунка проявляется не только в неоконченных произведениях. Его можно наблюдать и на вполне законченных рельефах архаики.

Таков, например, датирующийся третьей четвертью VI века до н. э. надгробный рельеф из Спарты, изображающий поклонение героизированным умершим. Муж и жена сидят на троне, позади которого извивается змея, и держат в руках кубок и гранатовое яблоко. У ног умерших в крошечных размерах представлены оставшиеся в живых родственники, приносящие дары на могилу — гранатовое яблоко, цветы и петуха.

Происхождение рельефа из рисунка сказывается здесь очень отчетливо: контуры фигур не закругляются, а срезаны острыми гранями; таким образом, моделировка форм почти отсутствует —перед нами плоские силуэты, вырезанные из каменного фона. Но, с другой стороны, в рельефе из Спарты есть черты, которые резко противоречат принципам двухмерного рисунка и которые мы никогда не найдем в древневосточном рельефе. Это, во-первых, фон, который снят неравномерно, в некоторых местах меньше, в других больше, и, во-вторых, голова мужчины, повернутая лицом прямо к зрителю. Оба эти приема указывают на то, что у греческого скульптора начинает пробуждаться сознание третьего измерения.

Стела из Симы относится к первой половине VI века. Умерший изображен в традиционной позиции архаических «Аполлонов»— с выдвинутой вперед левой ногой. Трактовка рельефа находится еще на очень ранней, графической стадии: контуры вырезаны глубокой, резкой гранью; тело трактовано совершенно плоско, без всякой моделировки; левая рука, держащая копье, находится не позади тела, а как бы вырастает из него.

Следующую стадию развития представляет аттическая стела, которую следует датировать последней четвертью VI века. Она изображает некоего Аристиона; на базе помечено имя автора —Аристокл. Прогресс более пластической лепки формы сразу бросается в глаза: левая рука находится действительно позади, грудь и плечи приобрели глубину, внутренняя форма обогатилась множеством анатомических подробностей; кроме того, из желания добиться большей округлости и телесности форм, Аристокл вырезывает фон в виде полукруглого углубления и заставляет фигуру выступать перед обрамлением. И тем не менее, традиции плоского
рисунка еще очень сильно дают себя знать: в резких контурах, в совершенно сплющенной правой руке и в чисто профильном, как бы скованном плоскостью стелы, положении фигуры.

Стела Аристиона

К рубежу VI и V веков относится стела, найденная в Орхомене и подписанная скульптором Алксенором. На стеле изображен, надо думать, земледелец; одной рукой он опирается на посох, другой держит саранчу, дразня ею своего верного пса. Автор орхоменской стелы делает еще более решительный шаг к освобождению пластической формы от двухмерной плоскости. Правда, некоторые части фигуры (правая рука, левая нога) трактованы еще в виде сплющенного силуэта. Но зато в других отношениях Алксенор обнаруживает очень большую пространственную смелость. Он не боится ни ракурсов, ни пересечений. Обращают внимание смелые ра курсы правой ноги и левой руки, грудь, повернутая в три четверти, положение ног, поставленных одна перед другой. Наконец, самая форма стелы, чтобы вместить пластическое тело, из плоской плиты обратилась в нишу с реальной, хотя и не большой, глубиной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41766. Использования вспомогательных средств трансформирования простых объектов в Corel Drаw 2.11 MB
  Цели занятия: Сформировать умения использовать средства привязки выравнивания и распределения объектов инструментов изменения формы объектов. Учащиеся должны научиться: Осуществляет привязку объектов к сетке направляющим; выполняет выравнивание и распределение объектов. Применять инструменты изменения формы объектов.
41767. Настройка фрезерного станка и делительной головки на нарезание зубчатого колеса с винтовым зубом 946.84 KB
  Задание: Изучить устройство станка и делительной головки. Рассчитать настройку делительной головки и настроить её на работу. Поэтому необходимо усвоить следующее: Устройство механизмов отсчёта делительной головки и методику их наладки.
41768. Создании простейших программ с использованием регулярных выражений 492.02 KB
  Контрольные вопросы: Для чего используются регулярные выражения Для чего используются конструкции группирования и обратных ссылок Для чего используется класс Regex Пояснения и примеры: Регулярные выражения предназначены для обработки текстовой информации и обеспечивают: эффективный поиск в тексте по заданному шаблону; редактирование замену и удаление подстрок; формирование итоговых отчетов по результатам работы с текстом.NET для работы с регулярными выражениями объединены в пространство имен System. Для описания регулярного...
41771. АНАЛИЗ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВЕТВЛЕННОЙ ЦЕПИ 427.69 KB
  Цель работы: Исследование токов и напряжений в разветвленной цепи при наличии в ней процессов коммутации. Расчёт параметров контура: Определим требуемое время коммутации ключа S1. Описание доработанной схемы цепи с учетом момента коммутации. Вывод Мы исследовали токи и напряжения в разветвленной цепи при наличии в ней процессов коммутации.
41772. Работа с текстовым редактором Word 616.47 KB
  Работа со сносками и примечаниями. Работа со стилями и автоматическим оглавлением. Работа с автотекстом и автозаменой.
41773. Изучение основного закона вращательного движения твердого тела на маятнике Обербека 352.26 KB
  ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: маятник Обербека секундомер штангенциркуль линейка набор грузов. УСТАНОВКА: Маятник Обербека представляет собой крестовинувращающуюся вокруг горизонтальной оси.
41774. Разработка специализированной системы визуализации и анализа городской среды 2.89 MB
  Цель работы – анализ методов информационной визуализации и визуального анализа и применение их для разработки прототипа системы поддержки конечного пользователя. В процессе работы проводился анализ возможностей географических информационных систем как средств визуализации и анализа данных, исследовались различные методы представления географических и семантических данных.