95894

Начало расцвета чернофигурного стиля. Клитий — ваза Франсуа

Доклад

Культурология и искусствоведение

Победа чёрного силуэта означает централизацию керамического стиля и притом в двояком смысле: во-первых внешне так как аттические горшечники в борьбе с конкурирующими мастерскими захватили с середины VI века до н. Темной глазури мастера чернофигурного стиля научились придавать сочный металлический отблеск тогда как тон глины прежде обычно...

Русский

2015-09-30

641.76 KB

0 чел.

Начало расцвета чернофигурного стиля. Клитий — ваза Франсуа

Переход к чистому чернофигурному стилю в керамике не совершился внезапно и одновременно во всех местных мастерских. Но в общем можно считать, что к началу VI века ориентализирующие тенденции изжили себя окончательно. Победа чёрного силуэта означает централизацию керамического стиля и притом в двояком смыс е: во-первых, внешне, так как аттические горшечники в борьбе с конкурирующими мастерскими захватили с середины VI века до н. э. полную гегемонию в керамическом производстве, а во-вторых, внутренне, так как вместо многочисленных школ ориентализирующей эпохи, с их индивидуальными приемами и случайными открытиями, устанавливается единая, последовательно развивающаяся система декорации. В основу этой системы положен простой контраст между темными силуэтами фигур и светлым фоном, который оживлялся пятнами белой и пурпурной краски. Темной глазури мастера чернофигурного стиля научились придавать сочный металлический отблеск, тогда как тон глины, прежде обычно светло-желтый, приобретает теперь более темный, тепло-красный оттенок.

Из декорации изгоняется все пестрое и лишнее, все те вставные узоры, которые в эпоху геометрического и ориентализирующего стиля заполняли пустые места между фигурами. Если первые мастера чернофигурного стиля и не могли сразу избавиться от этой «боязни пустоты», то все же они стараются в свои орнаментальные вставки внести изобразительный смысл — например, заменяя розетку или пальметку летящей птицей и т. п. Вообще орнамент в чернофигурном стиле теряет всякое самодовлеющее значение и превращается в аккомпанемент, подчеркивая конструктивное членение сосуда; при этом самые мотивы орнамента приобретают совершенно абстрактный, тектонический характер. Главный же интерес керамистов теперь сосредоточен на человеческой фигуре, на действии, на событии. Вазовые рисунки рассказывают об охотах и битвах, о процессиях и танцах, но чаще всего фантазия вазописцев возвращается к героям мифов, к их смелым подвигам и чудесным приключениям. В изображении богов и героев еще не установилось постоянной схемы: так, на чернофигурных вазах можно встретить бородатого Аполлона, Геракла без львиной шкуры, Афину без Эгиды и такие эпизоды мифов, которые нам незнакомы по литературным преданиям. Любимым же героем чернофигурного стиля был бог вина Дионис. Из больших сосудов особенной популярностью пользовалась амфора — двуручный сосуд для хранения вина и масла, изготовлявшаяся в двух вариантах. В первом варианте амфора имеет яйцевидный корпус, с резко от деленной от него цилиндрической шеей, во втором— шея, плечи и корпус вазы не отделяются друг от друга и очерчены одним гибко изгибающимся контуром. Ко второму типу амфоры при надлежат и так называемые «панафинейские» амфоры, которые выдавались победителям в спортивных состязаниях, происходивших в торжественный день Панафиней. В этих амфорах хранилось масло, добытое из государственных оливковых садов, и в виде государственной печати, на них наносилась надпись — «с Афинских состязаний»; на передней стороне изображалась богиня Афина, а на обратной — тот вид спорта, в котором одержана победа. Из сосудов для питья наиболее употребителен был канфар — глубокая чаша с двумя высоко изогнутыми ручками (чрезвычайно напоминающая по формедомикенские сосуды так называемого минийского типа), и килик — плоская чаша с низкими ручками.

Ионийские вазы

Клазоменские вазы — пережитки ориентализирующего стиля в обильном применении белой краски и пурпура в изображении фона

«Понтийские вазы» — декорация в виде фриза, не соблюдающего тектоники. «СУД ПАРИСА»

«Церетанские вазы» (из этрусского некрополя в городе Цере). Большинство сосудов принадлежит к типу гидрий. Сочетание черной, желтой и красной красок, силуэты. Самая известная вещь — гидрия со сценой подвига Геракла в Египте.

Коринфские вазы

Теснота композиций, пестрота колорита и потребность заполнения всех пустых уголков фона от ориентализирующего стиля плюс заполнение этого фона изобразительными мотивами животных.

Халкидские вазы

Тону глины в халкидских вазах присуща особая звучность, а глазури —удивительный металлический отблеск; формы сосудов отличаются гармоническими пропорциями и гибким изяществом силуэта; в колорите халкидские мастера сдержанны, не злоупотребляют ни пестротой, ни изобилием белой краски. Среди больших халкидских амфор есть много таких, роспись которых имеет еще чисто декоративный, геральдический характер: в центре — плетения растительного орнамента, по бокам симметрично расположенные фигуры всадников. Но эта декоративность халкидских ваз основана на совершенно других принципах, чем пестрая декоративность ориентализирующего стиля — в халкидском орнаменте всегда чувствуется элемент тектоники, подчеркивание не столько горизонтального направления орнаментальных полос, сколько вертикального устремления всего сосуда. «Битва вокруг тела Ахилла»

Вазы с «Фабрики Финея»

«чаша Финея» с изображением Диониса и Ариадны на колеснице

Аттические вазы

К специфическим особенностям аттического чернофигурного стиля принадлежит обилие всякого рода надписей, сопровождающих вазовую декорацию. Аттические горшечники не только надписывали рядом с фигурами все имена действующих лиц композиции, но иногда даже и слова, ими произносимые. Кроме того, в аттических мастерских установился обычай, удержавшийся потом в течение почти ста лет: в вазовых надписях воздавать хвалу красивым юношам афинского аристократического общества — обычно в виде восклицаний «такой-то юноша красив».

Кратер Клития (Ваза Франсуа), вторая четверть VI века до нашей эры.

Росписи, исполненные в чернофигурном стиле, расположены шестью горизонтальными фризами, покрывая всю вазу: «Калидонская охота», «Возвращение Тесея с Крита», «Похороны Патрокла», «Кентавромахия», «Свадьба Пелея и Фетиды», «Ахилл и Троил», «Возвращение Гефеста на Олимп» (тулово), «Битва пигмеев с журавлями» (ножка). Имена большинства героев, названия многих предметов подписаны рядом с ними. Выбор сюжетов, отд. фигур, деталей, орнаментов, их взаимное расположение, соотношение росписи с формой вазы строго определены, взаимосвязаны и подчинены одной идее — воплощению образа мира-космоса


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58828. Процесс сбора, расчета, хранения, обработки и предоставления информации об проведенных судьями дел, судьях, подсудимых и мониторингах 969.5 KB
  При разработке программного продукта важным моментом является осознание того, в какой информационной среде он будет использоваться, полноценное исследование данной области позволит достичь максимального эффекта при его использовании. Именно поэтому на стадии анализа необходимо уделить большое внимание описанию предметной области функционирования продукта.
58829. Разработка программного обеспечения контроля исполнения распорядительных документов 8.14 MB
  Данный дипломный проект посвящен разработке информационной системы контроля исполнения распорядительных документов предприятия. Разработаны алгоритмы ее функционирования и программная реализация. Проведены экспериментальные исследования работоспособности и эффективности системы, анализ предметной области и описание разработки функциональной и информационно-логической моделей
58830. Расчет и тестирование сложным модулированным сигналом базовой станции РЧУМ 4.2 MB
  С точки зрения оператора сети, требования касательно выхода по энергии вытекают не только из характеристик усилителей РЧ-мощности (РЧУМ) мобильных телефонов, но также из характеристик сети связи у базовой станции. В стремлении сделать базовую станцию РЧУМ более эффективной есть как коммерческие факторы, так и факторы, связанные с окружающей средой
58831. Проект телекомунікаційної мережі бібліотечно-інформаційного центру Дон НТУ. Розробка проекту сегменту бездротової мережі 2.44 MB
  Розроблена бездротова телекомунікаційна мережа, яка поєднує в собі передачу даних, Інтернет. Було розраховано трафік цієї мережі та вибране відповідне мережеве обладнання. Здійснено прогнозування покриття бездротової мережі у пакеті Wireless Control System 5.2. На основі цих даних було проведено моделювання мережі за допомогою пакету Packet Tracer 5.0.
58832. Площа криволінійної трапеції 42.5 KB
  Освітня мета уроку математики: закріпити вміння і навички знаходження площі криволінійної трапеції через поняття первісної; ознайомити учнів із наближеними методами обчислення площі криволінійної трапеції; підготувати учнів до свідомого сприймання поняття інтегралу.
58833. БИЗНЕС-ПЛАН ОТКРЫТИЯ ТОРГОВО-ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА «ЯМАХА-ЦЕНТР» 205.59 KB
  Цель внутрифирменного планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.
58834. Украинский архитектурный модерн 620.79 KB
  Модерн как стиль в архитектуре и искусстве зародился на рубеже XIX-XX вв. сначала в Европе, а затем в России, включал в себя различные художественные течения и школы. Его отличительными особенностями являлся отказ от прямых линий
58835. Казка мовить просто, а розуму в ній багато. Казка «Дрізд і голуб». Загадки. Підсумок за темою 64.5 KB
  Мета. Сприяти узагальненню найважливішого матеріалу з прочитаної теми про жанрові особливості казок; удосконаленню навичці правильного, усвідомленого, виразного читання. Заохочувати учнів до висловлення власної думки. Розвивати мислення, память. Виховувати позитивне ставлення до знань, праці.
58836. Український народний одяг – складова духовної культури 64.5 KB
  Мета: познайомити учнів із декоративно – ужитковим мистецтвом на прикладі національного костюма; художніми особливостями народного одягу, його обереговим значенням, важливим елементом матеріальної та художньої культури; дати історичні відомості про розвиток національного костюма...