95894

Начало расцвета чернофигурного стиля. Клитий — ваза Франсуа

Доклад

Культурология и искусствоведение

Победа чёрного силуэта означает централизацию керамического стиля и притом в двояком смысле: во-первых внешне так как аттические горшечники в борьбе с конкурирующими мастерскими захватили с середины VI века до н. Темной глазури мастера чернофигурного стиля научились придавать сочный металлический отблеск тогда как тон глины прежде обычно...

Русский

2015-09-30

641.76 KB

0 чел.

Начало расцвета чернофигурного стиля. Клитий — ваза Франсуа

Переход к чистому чернофигурному стилю в керамике не совершился внезапно и одновременно во всех местных мастерских. Но в общем можно считать, что к началу VI века ориентализирующие тенденции изжили себя окончательно. Победа чёрного силуэта означает централизацию керамического стиля и притом в двояком смыс е: во-первых, внешне, так как аттические горшечники в борьбе с конкурирующими мастерскими захватили с середины VI века до н. э. полную гегемонию в керамическом производстве, а во-вторых, внутренне, так как вместо многочисленных школ ориентализирующей эпохи, с их индивидуальными приемами и случайными открытиями, устанавливается единая, последовательно развивающаяся система декорации. В основу этой системы положен простой контраст между темными силуэтами фигур и светлым фоном, который оживлялся пятнами белой и пурпурной краски. Темной глазури мастера чернофигурного стиля научились придавать сочный металлический отблеск, тогда как тон глины, прежде обычно светло-желтый, приобретает теперь более темный, тепло-красный оттенок.

Из декорации изгоняется все пестрое и лишнее, все те вставные узоры, которые в эпоху геометрического и ориентализирующего стиля заполняли пустые места между фигурами. Если первые мастера чернофигурного стиля и не могли сразу избавиться от этой «боязни пустоты», то все же они стараются в свои орнаментальные вставки внести изобразительный смысл — например, заменяя розетку или пальметку летящей птицей и т. п. Вообще орнамент в чернофигурном стиле теряет всякое самодовлеющее значение и превращается в аккомпанемент, подчеркивая конструктивное членение сосуда; при этом самые мотивы орнамента приобретают совершенно абстрактный, тектонический характер. Главный же интерес керамистов теперь сосредоточен на человеческой фигуре, на действии, на событии. Вазовые рисунки рассказывают об охотах и битвах, о процессиях и танцах, но чаще всего фантазия вазописцев возвращается к героям мифов, к их смелым подвигам и чудесным приключениям. В изображении богов и героев еще не установилось постоянной схемы: так, на чернофигурных вазах можно встретить бородатого Аполлона, Геракла без львиной шкуры, Афину без Эгиды и такие эпизоды мифов, которые нам незнакомы по литературным преданиям. Любимым же героем чернофигурного стиля был бог вина Дионис. Из больших сосудов особенной популярностью пользовалась амфора — двуручный сосуд для хранения вина и масла, изготовлявшаяся в двух вариантах. В первом варианте амфора имеет яйцевидный корпус, с резко от деленной от него цилиндрической шеей, во втором— шея, плечи и корпус вазы не отделяются друг от друга и очерчены одним гибко изгибающимся контуром. Ко второму типу амфоры при надлежат и так называемые «панафинейские» амфоры, которые выдавались победителям в спортивных состязаниях, происходивших в торжественный день Панафиней. В этих амфорах хранилось масло, добытое из государственных оливковых садов, и в виде государственной печати, на них наносилась надпись — «с Афинских состязаний»; на передней стороне изображалась богиня Афина, а на обратной — тот вид спорта, в котором одержана победа. Из сосудов для питья наиболее употребителен был канфар — глубокая чаша с двумя высоко изогнутыми ручками (чрезвычайно напоминающая по формедомикенские сосуды так называемого минийского типа), и килик — плоская чаша с низкими ручками.

Ионийские вазы

Клазоменские вазы — пережитки ориентализирующего стиля в обильном применении белой краски и пурпура в изображении фона

«Понтийские вазы» — декорация в виде фриза, не соблюдающего тектоники. «СУД ПАРИСА»

«Церетанские вазы» (из этрусского некрополя в городе Цере). Большинство сосудов принадлежит к типу гидрий. Сочетание черной, желтой и красной красок, силуэты. Самая известная вещь — гидрия со сценой подвига Геракла в Египте.

Коринфские вазы

Теснота композиций, пестрота колорита и потребность заполнения всех пустых уголков фона от ориентализирующего стиля плюс заполнение этого фона изобразительными мотивами животных.

Халкидские вазы

Тону глины в халкидских вазах присуща особая звучность, а глазури —удивительный металлический отблеск; формы сосудов отличаются гармоническими пропорциями и гибким изяществом силуэта; в колорите халкидские мастера сдержанны, не злоупотребляют ни пестротой, ни изобилием белой краски. Среди больших халкидских амфор есть много таких, роспись которых имеет еще чисто декоративный, геральдический характер: в центре — плетения растительного орнамента, по бокам симметрично расположенные фигуры всадников. Но эта декоративность халкидских ваз основана на совершенно других принципах, чем пестрая декоративность ориентализирующего стиля — в халкидском орнаменте всегда чувствуется элемент тектоники, подчеркивание не столько горизонтального направления орнаментальных полос, сколько вертикального устремления всего сосуда. «Битва вокруг тела Ахилла»

Вазы с «Фабрики Финея»

«чаша Финея» с изображением Диониса и Ариадны на колеснице

Аттические вазы

К специфическим особенностям аттического чернофигурного стиля принадлежит обилие всякого рода надписей, сопровождающих вазовую декорацию. Аттические горшечники не только надписывали рядом с фигурами все имена действующих лиц композиции, но иногда даже и слова, ими произносимые. Кроме того, в аттических мастерских установился обычай, удержавшийся потом в течение почти ста лет: в вазовых надписях воздавать хвалу красивым юношам афинского аристократического общества — обычно в виде восклицаний «такой-то юноша красив».

Кратер Клития (Ваза Франсуа), вторая четверть VI века до нашей эры.

Росписи, исполненные в чернофигурном стиле, расположены шестью горизонтальными фризами, покрывая всю вазу: «Калидонская охота», «Возвращение Тесея с Крита», «Похороны Патрокла», «Кентавромахия», «Свадьба Пелея и Фетиды», «Ахилл и Троил», «Возвращение Гефеста на Олимп» (тулово), «Битва пигмеев с журавлями» (ножка). Имена большинства героев, названия многих предметов подписаны рядом с ними. Выбор сюжетов, отд. фигур, деталей, орнаментов, их взаимное расположение, соотношение росписи с формой вазы строго определены, взаимосвязаны и подчинены одной идее — воплощению образа мира-космоса


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42466. Туристские ресурсы и туристская инфраструктура Кении 120 KB
  Кению по праву называют «Парадным подъездом экваториальной Африки». Пейзажи этой страны вдохновили Хемингуэя на создание повестей «Зелёные холмы Африки» и «Снега Килиманджаро». Здесь охотились и отдыхали Теодор Рузвельт и Уинстон Черчилль.
42467. Деление напряжения на сопротивлениях. Потенциометры 138 KB
  В цепях, в которых сопротивление нагрузки больше сопротивлений имеющихся в распоряжении реостатов, ток через нагрузку можно регулировать, изменяя напряжение на ней. В цепях переменного тока эта задача решается с помощью трансформатора, в цепях постоянного тока − с помощью делителя напряжения (потенциометра)
42468. ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ СВЕТА. БИПРИЗМА ФРЕНЕЛЯ 1.17 MB
  Описание опыта с бипризмой Френеля По своей природе электромагнитное излучение свет испускаемое как независимыми естественными источниками так и различными участками одного источника некогерентно. Поэтому для получения когерентных пучков и наблюдения интерференции света излучение идущее от одного источника малых размеров точечного тем или иным способом распределяется на два перекрывающихся пучка распространяющихся в близких направлениях. Свет от источника после преломления в бипризме распространяется в виде двух расходящихся...
42469. ИЗУЧЕНИЕ ФРАУНГОФЕРОВОЙ ДИФРАКЦИИ СВЕТА НА ЩЕЛИ 904.5 KB
  Краткие теоретические сведения Дифракция плоской монохроматической волны на щели Пусть на длинную узкую щель падает плоская монохроматическая волна рис. Подробное рассмотрение дифракционной задачи приводит к следующему выражению для интенсивности света дифрагированного под углом θ к направлению распространения волны: 1 где...
42470. Программирование алгоритмов разветвленной структуры 288 KB
  Оператор ветвления IF THEN ELSE При выполнении работы необходимо знать: Знать и уметь строить алгоритмы разветвленной структуры. Условный оператор IF THEN ELSE. Составной оператор. Структура полного ветвления: Структура сокращенного ветвления: Условный оператор IF THEN ELSE.
42471. ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЯРИЗОВАННОГО СВЕТА 1.42 MB
  Световые волны бывают естественными и поляризованными в которых в отличие от естественных колебания вектора каким либо образом упорядочены. Отражение плоской линейно поляризованной волны от диэлектрической пластинки ...
42472. Сценарії підмереж 372.5 KB
  Визначити як статична маршрутизація може бути застосована в мережі Топологічна схема Таблиця адресації Device Interfce IP ddress Subnet Msk Defult Gtewy HQ F0 1 192.81 Subnet Number Subnet ddress First UsbleHost ddress Lst UsbleHost ddress Brodcst ddress 0 192.
42473. Дослідження нерекурсивної фільтрації 1.07 MB
  Львів 2011 Хід роботи 1. УВАГА Зберігання виконаної роботи проводити виключно командою Sve ll 3. Для виконання лабораторної роботи скопіювати фрагмент коду позначений коментарем 4лабораторна робота: Нерекурсивні фільтри виконується лише перший варіант лабораторної роботи в кінець програми після директиви endif. Вибрати пункт 4 та проаналізувати варіант виконання лабораторної роботи.
42474. Дослідження джерел оптичного випромінювання 275 KB
  Львів 2010 Мета роботи Дослідження оптоелектронного модуля МПД – 1 – 1Б та ознайомлення з основними характеристиками напів провідникових джерел оптичного випромінювання що використовуються у волоконнооптичних системах передачі інформації. LSER Light mplifiction by Stimulted Emission of Rdition підсилення світла за допомогою вимушеного випромінювання пристрій для генерування або підсилення монохроматичного світла створення вузького пучка світла здатного поширюватися на великі відстані без розсіювання і створювати винятково велику...