95894

Начало расцвета чернофигурного стиля. Клитий — ваза Франсуа

Доклад

Культурология и искусствоведение

Победа чёрного силуэта означает централизацию керамического стиля и притом в двояком смысле: во-первых внешне так как аттические горшечники в борьбе с конкурирующими мастерскими захватили с середины VI века до н. Темной глазури мастера чернофигурного стиля научились придавать сочный металлический отблеск тогда как тон глины прежде обычно...

Русский

2015-09-30

641.76 KB

0 чел.

Начало расцвета чернофигурного стиля. Клитий — ваза Франсуа

Переход к чистому чернофигурному стилю в керамике не совершился внезапно и одновременно во всех местных мастерских. Но в общем можно считать, что к началу VI века ориентализирующие тенденции изжили себя окончательно. Победа чёрного силуэта означает централизацию керамического стиля и притом в двояком смыс е: во-первых, внешне, так как аттические горшечники в борьбе с конкурирующими мастерскими захватили с середины VI века до н. э. полную гегемонию в керамическом производстве, а во-вторых, внутренне, так как вместо многочисленных школ ориентализирующей эпохи, с их индивидуальными приемами и случайными открытиями, устанавливается единая, последовательно развивающаяся система декорации. В основу этой системы положен простой контраст между темными силуэтами фигур и светлым фоном, который оживлялся пятнами белой и пурпурной краски. Темной глазури мастера чернофигурного стиля научились придавать сочный металлический отблеск, тогда как тон глины, прежде обычно светло-желтый, приобретает теперь более темный, тепло-красный оттенок.

Из декорации изгоняется все пестрое и лишнее, все те вставные узоры, которые в эпоху геометрического и ориентализирующего стиля заполняли пустые места между фигурами. Если первые мастера чернофигурного стиля и не могли сразу избавиться от этой «боязни пустоты», то все же они стараются в свои орнаментальные вставки внести изобразительный смысл — например, заменяя розетку или пальметку летящей птицей и т. п. Вообще орнамент в чернофигурном стиле теряет всякое самодовлеющее значение и превращается в аккомпанемент, подчеркивая конструктивное членение сосуда; при этом самые мотивы орнамента приобретают совершенно абстрактный, тектонический характер. Главный же интерес керамистов теперь сосредоточен на человеческой фигуре, на действии, на событии. Вазовые рисунки рассказывают об охотах и битвах, о процессиях и танцах, но чаще всего фантазия вазописцев возвращается к героям мифов, к их смелым подвигам и чудесным приключениям. В изображении богов и героев еще не установилось постоянной схемы: так, на чернофигурных вазах можно встретить бородатого Аполлона, Геракла без львиной шкуры, Афину без Эгиды и такие эпизоды мифов, которые нам незнакомы по литературным преданиям. Любимым же героем чернофигурного стиля был бог вина Дионис. Из больших сосудов особенной популярностью пользовалась амфора — двуручный сосуд для хранения вина и масла, изготовлявшаяся в двух вариантах. В первом варианте амфора имеет яйцевидный корпус, с резко от деленной от него цилиндрической шеей, во втором— шея, плечи и корпус вазы не отделяются друг от друга и очерчены одним гибко изгибающимся контуром. Ко второму типу амфоры при надлежат и так называемые «панафинейские» амфоры, которые выдавались победителям в спортивных состязаниях, происходивших в торжественный день Панафиней. В этих амфорах хранилось масло, добытое из государственных оливковых садов, и в виде государственной печати, на них наносилась надпись — «с Афинских состязаний»; на передней стороне изображалась богиня Афина, а на обратной — тот вид спорта, в котором одержана победа. Из сосудов для питья наиболее употребителен был канфар — глубокая чаша с двумя высоко изогнутыми ручками (чрезвычайно напоминающая по формедомикенские сосуды так называемого минийского типа), и килик — плоская чаша с низкими ручками.

Ионийские вазы

Клазоменские вазы — пережитки ориентализирующего стиля в обильном применении белой краски и пурпура в изображении фона

«Понтийские вазы» — декорация в виде фриза, не соблюдающего тектоники. «СУД ПАРИСА»

«Церетанские вазы» (из этрусского некрополя в городе Цере). Большинство сосудов принадлежит к типу гидрий. Сочетание черной, желтой и красной красок, силуэты. Самая известная вещь — гидрия со сценой подвига Геракла в Египте.

Коринфские вазы

Теснота композиций, пестрота колорита и потребность заполнения всех пустых уголков фона от ориентализирующего стиля плюс заполнение этого фона изобразительными мотивами животных.

Халкидские вазы

Тону глины в халкидских вазах присуща особая звучность, а глазури —удивительный металлический отблеск; формы сосудов отличаются гармоническими пропорциями и гибким изяществом силуэта; в колорите халкидские мастера сдержанны, не злоупотребляют ни пестротой, ни изобилием белой краски. Среди больших халкидских амфор есть много таких, роспись которых имеет еще чисто декоративный, геральдический характер: в центре — плетения растительного орнамента, по бокам симметрично расположенные фигуры всадников. Но эта декоративность халкидских ваз основана на совершенно других принципах, чем пестрая декоративность ориентализирующего стиля — в халкидском орнаменте всегда чувствуется элемент тектоники, подчеркивание не столько горизонтального направления орнаментальных полос, сколько вертикального устремления всего сосуда. «Битва вокруг тела Ахилла»

Вазы с «Фабрики Финея»

«чаша Финея» с изображением Диониса и Ариадны на колеснице

Аттические вазы

К специфическим особенностям аттического чернофигурного стиля принадлежит обилие всякого рода надписей, сопровождающих вазовую декорацию. Аттические горшечники не только надписывали рядом с фигурами все имена действующих лиц композиции, но иногда даже и слова, ими произносимые. Кроме того, в аттических мастерских установился обычай, удержавшийся потом в течение почти ста лет: в вазовых надписях воздавать хвалу красивым юношам афинского аристократического общества — обычно в виде восклицаний «такой-то юноша красив».

Кратер Клития (Ваза Франсуа), вторая четверть VI века до нашей эры.

Росписи, исполненные в чернофигурном стиле, расположены шестью горизонтальными фризами, покрывая всю вазу: «Калидонская охота», «Возвращение Тесея с Крита», «Похороны Патрокла», «Кентавромахия», «Свадьба Пелея и Фетиды», «Ахилл и Троил», «Возвращение Гефеста на Олимп» (тулово), «Битва пигмеев с журавлями» (ножка). Имена большинства героев, названия многих предметов подписаны рядом с ними. Выбор сюжетов, отд. фигур, деталей, орнаментов, их взаимное расположение, соотношение росписи с формой вазы строго определены, взаимосвязаны и подчинены одной идее — воплощению образа мира-космоса


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17961. Финансовая деятельность государства 131.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 1 Финансовая деятельность государства 1. Понятие финансов и сущность финансовой деятельности государства. 2. Принципы и методы финансовой деятельности государства. 3. Финансовая система Украины ее состав. 4. Система и правовое положение органов вл...
17962. Предмет, метод и система финансового права 115.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 2 Предмет метод и система финансового права 1. Понятие финансового права. 2. Место финансового права в системе права. 3. Понятие и виды финансовоправовых норм. 4. Финансовоправовые отношения их особенности. 5. Система финансового права. 6. Исто...
17963. Правовые основы финансового контроля в Украине 132 KB
  ЛЕКЦИЯ 3 Правовые основы финансового контроля в Украине 1. Сущность и назначение финансового контроля. 2. Организация и органы финансового контроля. 3. Формы и методы финансового контроля. 1. Сущность и назначение финансового контроля Контроль за ра
17964. Государственный бюджет Украины и бюджетное право 175.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 4 Государственный бюджет Украины и бюджетное право . 1. Понятие бюджета и его роль в обществе. 2. Понятие бюджетного права и его источники. 3. Бюджетноправовые отношения в обществе. 4. Бюджетная система. 5. Бюджетная классификация. 6. Государствен...
17965. Бюджетный процесс в Украине и его участники 447.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 5 Бюджетный процесс в Украине и его участники 1. Понятие и содержание бюджетного процесса. 2. Распорядители бюджетных средств и бюджетные назначения. 3. Порядок составления проекта государственного бюджета Украины. 4. Порядок рассмотрения и принят...
17966. Основы правового регулирования государственных доходов 51 KB
  ЛЕКЦИЯ 6 Основы правового регулирования государственных доходов 1. Понятие и система государственных доходов Государственные доходы это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валово...
17967. Налоговое право. Общегосударственные сборы 1.03 MB
  ЛЕКЦИЯ 7 Налоговое право 1. Понятие налогового права. 2. Государственные налоги. 3. Общегосударственные сборы обязательные платежи. 4. Правовая природа местных налогов и сборов. 5. Порядок осуществления расчетов плательщиков налогов перед бюджетом и го
17968. Правовые основы государственного кредита 201 KB
  ЛЕКЦИЯ 8 Правовые основы государственного кредита 1. Понятие и функции государственного кредита. 2. Виды государственного кредита. 3. Государственный кредит в Украине. 4. Правоотношения Украины с иностранными государствами и международными финансовокреди
17969. Правовые основы страхования 168 KB
  ЛЕКЦИЯ 9 Правовые основы страхования 1. Понятие и функции страхования. 2. Основные отрасли и виды страхования. 3. Отношения в сфере страхования регулирующие финансовым правом. 1. Понятие и функции страхования Экономика это хозяйственная система ко...