95897

Греческая вазопись второй половины VI века до нашей эры. Зарождение краснофигурной техники и начало формирования нового стиля

Доклад

Культурология и искусствоведение

Переход от чернофигурного стиля к краснофигурному играет решающую роль не только для греческого но и для всего последующего европейского искусства. Известные предпосылки краснофигурного стиля можно найти у некоторых аттических вазописцев чернофигурного стиля например у мастеров третьей четверти VI века до н.э.

Русский

2015-09-30

1.14 MB

0 чел.

Греческая вазопись второй половины VI века до нашей эры. Зарождение краснофигурной техники и начало формирования нового стиля.

Переход от чернофигурного стиля к краснофигурному играет решающую роль не только для греческого, но и для всего последующего европейского искусства. Внеш ние признаки этого момента — в смене чернофигурной техники краснофигурной. Но за этим, казалось бы, чисто техническим экспериментом скрывается факт глубокого внутреннего значения — коренной перелом всего художественного мировоззрения. Смысл этого перелома можно определить как победу оптического восприятия над моторно-осязательным. Но можно сформулировать смысл перелома и иначе — как открытие глубокого пространства, как осознание третьего измерения

Греческое художественное мировоззрение, несмотря на открытие третьего измерения, было бы ошибочно характеризовать как пространственное; лучше все го его назвать пластическим — недаром пластика занимала первое место в греческом искусстве.

Известные предпосылки краснофигурного стиля можно найти у некоторых аттических вазописцев чернофигурного стиля, например, у мастеров третьей четверти VI века до н. э., расписывавших мелкофигурные килики, которые иногда украшали их контур ными изображениями человеческих голов. Существует также мнение, что краснофигурный стиль впервые был применен на клазоменских саркофагах конца VI века до н. э. и уже оттуда проник в Аттику. Однако сторонникам этого взгляда не удалось доказать, что краснофигурные клазоменские саркофаги предшествовали по времени аттической краснофигурной керамике. Скорее следует думать, что коренной перелом красочных отношений сначала произошел в монументальной живописи, а оттуда уже перешел в керамические мастерские.

Живописец Кимон изобрел ракурс. Считается, что именно из живописи Кимона краснофигурный стиль перешел в вазопись. Краснофигурный стиль и ракурс, таким образом, — это тесно связанные понятия.

Андокид

Выяснить с полной уверенностью, кто из афинских керамистов первый применил краснофигурную технику, вряд ли когда-нибудь удастся. Но есть основания предполагать, что это был один из вазописцев, работавших в мастерской Андокида.
Такой вывод подсказан не только тем, что в мастерской Андокида краснофигурная
техника появляется раньше, чем в других мастерских (примерно около 530 года), но и тем, что мастерская Андокида использует чернофигурную и краснофигурную технику одновременно. Сохранилось несколько сосудов (с подписью «Андокид сделал»), декорация которых с одной стороны выполнена в чернофигурном, а с другой—в краснофигурном стиле. Особенно интересна амфора Мюнхенского музея, где один и тот же
сюжет трактован в двух различных техниках. Изображен Геракл на Олимпе. На чернофигурном изображении Геракл возлежит на пиршественном ложе, в тени виноградной лозы; слева к нему с приветствием приближаются Афина и Гермес; справа виночерпий хлопочет у большого сосуда. Декорация выполнена в типичной для позднего чернофигурного стиля пестрой, орнаментальной манере. Не в силах придать пластическую жизнь своим черным силуэтам, вазописец стремится максимально обогатить их контуры и поверхность (плащ и обувь Гермеса, эгида Афины).

Никосфен

древнегреческий гончар и, возможно, вазописец. Изготовленные в его мастерской "амфоры Никосфена" отличались ручками в виде широких тонких пластин и валиками на тулове.

Евтимид

Одним из первых вазописцев, создававших большие композиции на внешних стенках сосудов, был Евтимид. Для своих рисунков Евтимид охотнее всего выбирает большие сосуды, амфоры, и ограничивается немногими, большего размера фигурами. Чаще всего композиции Евтимида состоят из трех спокойных фигур, подчеркивающих вертикальную ось сосуда,как на вазе, где изображено, как Гектор, провожаемый родителями, снаряжается в поход. Общие композиционные задачи мало занимают Евтимида. Главное его внимание сосредоточено на самом рисунке, на завоевании новых приемов в изображении натуры. В изображении фигур он осмеливается на ракурсы ног, в одежде стремится подчеркнуть раз личие между тяжелым шерстяным плащом и тонкими складками льняного хитона. Точно так же Евтимид первый переходит к исполнению обрамляющего орнамента в краснофигурной технике и первый широко применяет пальметку — излюбленный орнаментальный мотив мастеров, работающих в краснофигурном стиле.

Евфроний

От несколько тяжеловесного, неповоротливого стиля Евтимида. отличаются большей свободой и большей динамикой росписи его современника, одного из крупнейших мастеров строго краснофигурного стиля Евфрония, деятельность которого относится к самому концу VI и к началу V века до н. э.

Евфроний переходит к сосудам более горизонтального формата — к так называемым псиктерам, низким кратерам и к киликам, наружные стенки которых делаются излюбленным полем для рисунков. На знаменитом кратере Евфрония с единоборством Геракла и Антея главные фигуры еще очень велики, но Евфроний располагает их в согласии с узким полем рисунка, в полулежачей позе. Главная страсть Евфрония — это обнаженное тело, его движения, его структура. В увлечении анатомией он вычерчивает мускулы с такой подробностью и жестокостью, как будто с тела содрана кожа. В поворотах фигур и ракурсах (например, правая нога Антея) Евфроний отличается удивительной смелостью и пластической силой; но в композиционном смысле стиль Евфрония еще отрывочен и не гибок.

В более поздней своей работе, псиктере с гетерами (Гос. Эрмитаж), Евфроний сохраняет горизонтальный характер композиции, но уменьшает размеры фигур. Здесь рисунок Евфрония еще смелее и выразительнее, особенно если принять во внимание, что художнику приходится иметь дело с обнаженным женским телом, формы которого были почти совершенно незнакомы архаическому искусству.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84093. Унитарное государство признаки и виды 20.55 KB
  Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное устройство предполагает единые общие для всей страны высшие исполнительные представительные и судебные органы которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действует одна конституция единая система законодательства одно гражданство; составные части унитарного государства области департаменты округа провинции графства государственным суверенитетом не обладают; унитарное государство на территории...
84094. Федерация: понятие и признаки, виды 23.76 KB
  Существуют следующие формы государственного устройства: 1 Унитарное государство 2 Федеративное государство 3 Конфедеративное на данный момент не существует в природе 4 Региональное государство Федеративное государство представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство государство состоящее из государств членов или государственных образований субъектов федерации. На данный момент в мире насчитывается 24ре федерации. Федерации бывают: а Договорные и...
84095. Форма государственного устройства: понятие и виды 21.73 KB
  Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов кантов земель республик и т. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции имеют свои высшие исполнительные законодательные и судебные органы 4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата представляющая интересы членов федерации.
84096. Демократический режим и его признакии 22.3 KB
  В демократическом государстве существует взаимная ответственность государства и личности.Предоставление широкой свободы личности предприятиям и организациям в сфере экономической деятельности которая при демократическом политическом режиме составляет основу материального благосостояния граждан.Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы.Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны кого бы то ни было.
84097. Антидемократические государственно-правовые режимы 25.92 KB
  Основными чертами тоталитарного политического режима являются следующие: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни к всеохватывающей власти; общество полностью отчуждено от политической власти но оно не осознает этого ибо в политическом сознании формируется представление о единстве слиянии власти и народа; господствует монопольный контроль над экономикой средствами массовой информации культурой религией и т. фактически устраняется плюрализм; происходит централизация государственной...
84098. Функции государства: понятие, признаки, содержание 20.68 KB
  Функции государства это основные направления внутренней и внешней деятельности государства в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность.
84099. Внутренние функции государства современного государства и их содержание 22.02 KB
  Охранительная функция: Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка защите и охране прав и интересов граждан и организаций защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе урегулирования общественных отношений снятие социальных противоречий неизбежных в обществе состоящем из различных классов групп слоев это насущная необходимость одна из тех причин которые вызывали возникновение...
84100. Внешние функции государства современного государства и их содержание 23.61 KB
  Защита государства от вооруженных нападений других государств. Функция защиты из вне: Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства ибо она нацелена на защиту мирного труда суверенитета и территориальной целостности государства. 30 Формы и методы осуществления функций государства Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах применять в своей деятельности различные методы.
84101. Механизм государства, государственный аппарат: понятие и их соотношение 21.97 KB
  Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила располагая которой государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства представляет собой материальное вещество из которого оно состоит. Можно сказать что механизм суть деятельное постоянно функционирующее выражение государства.