95905

Художественный стиль последних десятилетий пятого века до нашей эры. Творчество Алкамена. Скульптурные надгробия этого времени

Доклад

Культурология и искусствоведение

Творчество Алкамена. Алкамен пользовался в древности очень большой славой как лучший ученик Фидия и его единственный соперник в Афинах; с другой же стороны литературные источники не дают ясного материала к характеристике его стиля и поэтому под именем Алкамена постепенно собрался длинный ряд произведений.

Русский

2015-10-01

1.04 MB

0 чел.

Художественный стиль последних десятилетий пятого века до нашей эры. Творчество Алкамена. Скульптурные надгробия этого времени.

Алкамен пользовался в древности очень большой славой, как лучший ученик Фидия и его единственный соперник в Афинах; с другой же стороны, литературные источники не дают ясного материала к характеристике его стиля, и поэтому под именем Алкамена постепенно собрался длинный ряд произведений. Источники называют Алкамена то афинянином, то лемносцем. Возможно, это противоречие примиряется тем, что Алкамен был сыном афинского клеруха на острове Лемносе, сохранившего свое афинское гражданство. Во всяком случае, деятельность Алкамена протекала почти исключительно в Афинах. Определение хронологических ее границ очень затрудняет сведение Павсания, что Алкамен был автором восточного фронтона храма Зевса в Олимпии, то есть, следовательно, был уже известным мастером в 60-х годах V века. С другой стороны, тот же Павсаний сообщает, что Алкамен исполнил статуи Афины и Геракла для Гераклейона в Фивах по заказу Фрасибула, как посвящение по случаю освобождения Афин в 403 году. Вследствие этого одно время было даже выдвинуто предположение о двух художниках, носивших имя Алкамена. Однако это удвоение Алкамена также мало вероятно, как и участие Алкамена в украшении храма Зевса. Поэтому самой ранней из достоверных дат в биографии Алкамена следует считать 432 год — то есть год окончания постройки Пропилей, перед входом в которые Алкамен поставил своего Гермеса. Таким образом, основная деятельность Алкамена падает на время Пелопоннесских войн.

Главной специальностью Алкамена, подобно Фидию, было изображение богов. Следует отметить, однако, что эпоха Пелопоннесских войн выдвинула культ новых богов, наряду с традиционными Зевсом, Афиной и Аполлоном. Так, Алкамен исполнил из золота и слоновой кости, Гефеста, Асклепия и Адея. Из всех этих статуй,упомянутых источниками, к сожалению, только о Дионисе можно себе составить некоторое представление по афинским монетам. Из этих изображений видно, что для статуи Алкамена была характерна более прямая, строгая и тектоническая поза, чем даже для Зевса Фидия. Этому впечатлению иератической торжественности и угловатости соответствовала и трактовка длинных волос бога условными архаическими прядями. О том, что такая концепция статуи Диониса не внесена чеканщиком монеты, а принадлежала оригиналу Алкамена, свидетельствует другая копия с произведения Алкамена. Это мраморная копия с Алкаменова Гермеса, найденная в Пергаме и теперь хранящаяся в Константинопольском музее. Эта герма, украшавшая, вероятно, частный дом какого-то пергамца, снабжена надписью, из которой видно, что она воспроизводит произведение Алкамена — Гермеса перед воротами — очевидно идентичное с гермой, упомянутой Павсанием в описании Акрополя и стоявшей перед западным входом в Пропилеи. Алкамен здесь строго придерживается традиционной формы гермы — то есть высокого четырехугольного столба, украшенного бородатой головой Гермеса и стоявшего обыкновенно или на углах улиц и дорог, или как пограничный столб. Позднее форма гермы уже не была так тесно связана с изображением Гермеса, ее переносят и на изображение других богов (особенно Диониса и Гекаты). Начиная с IV века форма гермы делается обычной для портретных голов. Но не только в форме гермы Алкамен оказывается верен архаическим традициям; и в самой трактовке головы Гермеса он старается выдержать архаические приемы стилизации и абстрактной тектоники — особенно в волосах, расположенных схематическими рядами круглых завитков в плоской четырехугольной бороде. Однако, наряду с этими сознательными «архаизмами», Алкамен допускает и приемы совершенно свободного стиля — в асимметрии легко сплетающихся локонов бороды и в мягкой трактовке чуть открытого рта. Все это вместе придает произведению Алкамена своеобразньй, утонченный характер. Есть все основания думать, что тектонически-архаический стиль Гермеса не составлял исключения в искусстве Алкамена. По-видимому, тем же характером отличалась и упомянутая Павсанием Геката Эпипиргидия. стоявшая на холме Ники, на Акрополе. Павсаний по поводу этой Гекаты говорит, что Алкамен впервые представил богиню в виде трехобразного существа. Так как изображение трехголовой Гекаты существовало и раньше, то слова Павсания нужно понимать в том смысле, что Алкамен был первым художником, который представил богиню в виде трехтелого существа. Уже самый замысел говорит об архаизируюших тенденция Алкамена. Нет сомнения, что подобный замысел требовал и соответствующей стилизации пластической формы. .

Все отмеченные особенности стиля Алкамена повторяются в целом ряде женских статуй, относящихся к концу V века, которые с большим основанием можно связать с именем Алкамена. Среди них особенного внимания заслуживает двухфигурная группа, к сожалению, сильно попорченная, которая была найдена на Афинском Акрополе и теперь хранится в Акропольском музее. Павсаний в своем описании Акрополя упоминает статую Прокны с сыном Итисом и прибавляет, что статую эту пожертвовал Алкамен. Исследователи искусства Алкамена склоняются к взгляду, что найденная на Акрополе скульптура является именно той группой, которая была описана Павсанием, и что упомянутый им Алкамен был не только жертвователем, но и мастером, изготовившим статую. Действительно, статуя Прокны вполне соответствует нашим представлениям об Алкамене. В левой согнутой в локте руке Прокны надо представить себе нож; мальчик Итис в страхе прижимается к матери. Оче- видно, изображен тот момент, когда Прокна остановилась в раздумье перед своим страшным делом — она собирается убить своего сына, чтобы сваренное его тело дать мужу своему Терею и таким образом отомстить за обесчещение им ее сестры Филомелы. Для эпохи Пелопоннесских войн чрезвычайно характерен выбор темы, построенный на душевных конфликтах — на борьбе между чувствами матери и жаждой отомщения, на страхе ребенка перед матерью, который заставляет Итиса у нее же искать защиты. Для Алкамена характерны не только все стилистические приемы, но и сама тенденция к групповому объединению фигур; как в трехтелой Гекате, так и здесь мы имеем,в сущности говоря, одну статую, одну пластическую массу, которая, однако, состоит из двух тел, двух сливающихся вместе существ.

Суммируя наши наблюдения над произведениями Алкамена, можно его стиль определить как продолжение торжественно-тектонической концепции Фидия. Но к этому основному ядру классического стиля Алкамен прибавляет, с одной стороны, элемент архаизации, утонченной игры с примитивными формами, а с другой стороны— интерес к более сложной пластической композиции, к новому сочетанию пластики и тектоники, к статуарной группе.

Алкамен                         Алкамен

Геката                 Прокна и Итис

Алкамен. Фрагмент рельефа балюстрады храма Нике Аптерос. Ника, сооружающая трофей. Слепок из ГМИИ им. Пушкина

Скульптурные надгробия V века до нашей эры

В 430-е годы, с завершением работ над скульптурным декором Парфенона, возрождаются частные мемориальные стелы. Поначалу их художественный уровень не однороден: рельефы, исполненные большими мастерами, уживаются с менее профессиональными. С течением времени высокий профессионализм ведущих мастеров все глубже воздействует на ремесленную среду в целом, и все надгробия в той или иной степени поднимаются до высот большого искусства.

Среди стел, возникших в кругу поздних скульптур Парфенона, выделяется качеством и неординарностью темы афинское надгробие юноши с кошкой (430-й год до нашей эры).

 Стела эта, хотя и расширенная, сохраняет вертикализм. Она не имеет бортов и увенчана широким карнизом с тонко прорисованным фризом лотосов и пальметт. В композиции очевиден синтез старых традиций: изображение взрослого юноши с мальчиком напоминает дельфийскую стелу Апоксиомена, а сама поза умершего — Аполлона с западного фронтона храма Зевса в Олимпии. Формы обеих фигур проработаны детально, однако в этом не чувствуется излишний педантизм. Интересно отметить, что рядом с юношей стоит узкая стела, на которой сидит кошка (голова ее нынче отбита). Мальчик, что тоже интересно, обладает пропорциями взрослой атлетической фигуры. В сюжете также участвуют птицы. Одну из них юноша держит в опущенной левой руке, другую, по всей видимости, выпускает из клетки. Кошку в этой связи можно воспринимать как «жрицу-супругу» (архаический мотив), которая может схватить птицу-«тело», но не может поймать птицу-«душу». Мальчик изображен в позе анфас и словно бы готов выйти навстречу зрителю — это продолжает тему двойственности жизни после смерти. Эта тема в некоторой степени уникальна для аттических загробных стел.

Стела Юноши с Кошкой

Другой выдающийся памятник, несколько более поздний, изображает популярную в это время тему — умершая вынимает из шкатулки драгоценности. Раньше эта тема была достаточно распространенной, но сейчас, в Стеле Гегесо из Афин (410-й год до нашей эры), появляется второе действующее лицо, что дает нам почву рассуждать о связи живого и мертвого через шкатулку — руки обеих фигур держат шкатулку.

Уже в ранней классике сформировалось восприятие стелы как образа храма, и в данном случае она утверждается (контуром стелы).

Стела Амфареты из Афин (410 год до нашей эры) — пример классической темы загробного рельефа. Женщина с младенцем. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34720. Основные особенности развития системы мер в средневековой Западной Европе 19.29 KB
  Характерной чертой ее было понятие целого s базовой единицы измерения. Такой принцип унифицировал способы измерения облегчал установление соответствий между линейными квадратными и кубическими мерами. Для измерения больших земельных массивов применялись такие меры как центурии 200 югеров 50377 га и сальтус 4 центурии или 2015 га. Меры измерения объема жидких и сыпучих тел исчислялись несколько поиному.
34721. Меры веса и объема Древнерусского государства 15.12 KB
  Меры веса были очень разнообразны т. Равнялся 10 пудам1638 кг Пуд был наиболее ходовой мерой и равнялся 1638 кг Гривна употреблялась и как мера веса и как денежная единицаслиток серебра весом 400г Гривна весоваяпримерно 40 г серебра Меры объёма: основная мера объёма жидкостей была ведро= 1 40 бочки=10 кружек. Бочка как мера жидкостей применялась в основном в процессе торговли с иностранцами которым запрещалось вести розничную торговлю вином на малые меры.
34722. Измерение длины, расстояния и площади Древнерусского государства 15.32 KB
  существовало 3 вида сажени: Простаярасстояние по прямой между большими пальцами вытянутых в стороны рук=152см Маховаярасстояние по прямой между средними пальцами вытянутых в стороны рук=176см Косаярасстояние от ступни до конца пальцев противоположной руки вытянутой по диагонали. Следующей мерой длины был локотьрасстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца4751см или одна треть сажени.это расстояние между концами вытянутых пальцев по прямой 1 8 сажени. Пядь малая 1819смрасстояние между большим пальцем и...
34723. Денежная система Древнерусского государства 15.01 KB
  происходит дальнейшее усложнение денежной системы. общерусская денежновесовая система как бы разделилась на две местные системы северную и южную. В основу северной системы была положена норма веса принятая в торговле с Западной Европой. Гривна этой системы равнялась 5119 г серебра и являлась древнейшим элементом возникше.
34724. Мера веса и объема в удельных княжествах 12.94 KB
  Основными мерами веса являлись большая96 золотников и малая48 золотников гривенка. В новгородских летописях появляется новая единица весапочка служившая при взвешивании благородных металлов и драгоценных камней. Продолжают употребляться крупные единицы весаберковец равный 10 пудам; пуд; а так же новая мера капь=4 пудам= 65.
34725. Изменение единиц площади, длины и расстояния в удельных княжествах 15.91 KB
  Сохраняется старое деление крупных единиц на мелкие: локоть или стопа = 2 пядям или ногам; сажень = 4 локтям = 8 пядям.и сажень в 174 см. Малой пяди в 19 см соответствовал локоть в 38 см й сажень в 152 см. Помимо указанных размеров саженей локтей и пядей в употреблении была и сажень в 216 см образовавшаяся на основании пяди с кувырком в 27 см1.
34726. Дифференциация денежной системы Руси периода феодальной раздробленности 18.37 KB
  Таким образом гривна из счетной денежной единицы гривны кун превратилась в гривну серебра. По источникам можно проследить что стоимость гривны серебра была в четыре раза больше стоимости гривны кун. Вес этой гривны 195 2045 г. Основные единицы гривны сеЬёрорусской и южнорусской денежных систем существовали в виде слитков.
34727. Метрологическая деятельность Московского государства по унификации системы измерений 16.43 KB
  Если в период феодальной раздробленности можо было наблюдать различие в местных мерах то в Русском централизованном государстве правительство стремится создать единые общегосударственные меры обязательные к употреблению по всей стране. Это мероприятие диктовалось централизаторской политикой правительства. Необходимость введения единых мер и веса диктовалась и экономическими соображениями.
34728. Меры длины и расстояния централизованного государства 15.5 KB
  начинает употребляться новая единица длины аршин. Аршин мера восточного происхождения но точного прототипа аршина среди восточных мер нет. Распространение аршина проходит от центра к окраинам. господствовал аршин.