95906

Греческое искусство IV века до нашей эры. Новый этап в искусстве классического периода. Греческая архитектура на Материке, в Ионии и областях Малой Азии. Храм Афины в Тегее, ансамбль в Эпидавре, Храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский Мавзолей

Доклад

Культурология и искусствоведение

Старый храм Афины Алеи сгорел в 395 году; постройка нового храма и была поручена Скопасу. Ученые долгое время держались взгляда что постройка нового храма началась вскоре после пожара и таким образом причисляли Тегейский храм к раннему периоду деятельности Скопаса.

Русский

2015-10-01

1.08 MB

0 чел.

Греческое искусство IV века до нашей эры. Новый этап в искусстве классического периода. Греческая архитектура на Материке, в Ионии и областях Малой Азии. Храм Афины в Тегее, ансамбль в Эпидавре, Храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский Мавзолей.

 

Храм Афины в Тегее

Источники называют длинный ряд произведений Скопаса, которые он выполнял то в Пелопоннесе, то в Аттике, то в Малой Азии. Некоторую хронологическую опору дают два больших декоративных заказа, которые Скопас мог выполнить только на месте. Один из них — это деятельность Скопаса в Тегее, столице Аркадии, другой — участие в украшении Галикарнасского мавзолея. В Тегее Скопас проявил себя не только в качестве скульптора, но и в качестве архитектора. Старый храм Афины Алеи сгорел в 395 году; постройка нового храма и была поручена Скопасу. Ученые долгое время держались взгляда, что постройка нового храма началась вскоре после пожара и, таким образом, причисляли Тегейский храм к раннему периоду деятельности Скопаса. Однако стилистический анализ развалин храма заставляет относить его возникновение к более позднему времени — не ранее 370—З60 годов.

В качестве архитектора Скопас продолжает идеи, которые впервые были намечены Иктином в храме Аполлона в Бассах.

Храм Афины Алеи представлял собою дорийский периптер (с шестью колоннами на узких и четырнадцатью на длинных сторонах). Четное число колонн на длинных сторонах, в отступлении от традиций, объясняется тем, что, помимо главного входа. Скопас делает второй вход в середине второй стороны. Внутри же целлы Скопас применяет коринфский ордер. Полуколонны, поднимающиеся на узорном цоколе (так называемом тойхобате) и приставленные к продольным стенам, образуют ритмическую смену ниш и выступов. Таким образом, вместо обычных в греческом храме трех узких коридоров целла тегейского храма представляет собой одну просторную залу, замкнутый интерьер, объединенный пространственным и декоративным ритмом. Наряду с этим перенесением центра тяжести на внутреннее пространство, тегейский храм представляет большой интерес и как новый этап в развитии коринфской капители. В капители Скопаса нет никаких следов ювелирной хрупкости и линейности. Ее волюты и листья вылеплены сочными пластическими массами и почти совершенно закрывают фон своими сильными контрастами света и тени. Завитки аканфа у Скопаса обладают, кажется, не только удивительной органической энергией, но и драматическим пафосом.

Не подлежит никакому сомнению, что Скопас, главную славу которого создала скульптура в мраморе, был не только архитектором Тегейского храма, но и руководи телем его скульптурных украшений. Из описания Павсания с безусловностью вытекает руководство Скопаса всеми работами в тегейском храме. Павсаний начинает свое описание скульптур тегейского храма словами: «Архитектором храма был Скопас с острова Пароса, который исполнил много знаменитых статуй в разных областях Греции, в Ионии и Карии». Затем следует подробное описание фронтонных композиций, которое заканчивается следующим образом: «С одной стороны старинного ксоана Афины в целле храма стояла статуя Асклепия, с другой — статуя Гигиейи, они были исполнены из пентелийского мрамора Скопасом с острова Пароса». Таким образом, и начинается и заканчивается описание тегейского храма именем Скопаса. Если Павсаний считал нужным специально выделить статуи Гигейи и Асклепия как работы Скопаса, то только потому, что стоявшая между ними культовая статуя Афины была произведением не Скопаса, а архаического мастера Эндойя.

Храм Афины Алеи в Тегее. План

Ансамбль в Эпидавре (около 380-330 годов до нашей эры)

Новую роль храма в позднеклассической Греции позволяет понять структура эпидаврского ансамбля. Ансамбль этот был посвящен богу Асклепию. В тотемическом прошлом Асклепий — это бог-крот. В олимпийской религии он считался сыном Аполлона, рожденным ему Коронидой (имя означает самку ворона), богом-целителем. Иными словами, Святилище Асклепия продолжало линию посвятительных построек народным богам, начатую храмом Аполлона в Бассах (Аполлон там — это также бог-целитель).

Ансамбль в Эпидавре расположен в живописной долине у скалистых холмов. Он стоит из:

пропилей

храма Асклепия

стадиона

двух квадратных в плане построек — гимнасия и катагогия (дом для приезжающих)

На севере Ансамбль замыкался двухнефным ионическим портиком длиной около 70 метров. Примечательно, что раньше такие портики не строились в святилищах.

Катагогий

Поскольку в Святилище Асклепия стекались паломники со всей Греции, дом для постояльцев должен был быть особенным. Катагогий представлял собой огороженный и разбитый на четыре сектора парадный двор, из которого вели входы в маленькие комнаты для постояльцев. В углу каждого двора находились — куда же без них — туалеты.

Храм Асклепия

Предположительно, построен в 380-м году архитектором Феодотом. Представлял собой небольшой дорийский периптер с укороченными длинными сторонами (6х11 колонн). Не имел, как и другие поздние храмы, опистодома. Здание было выстроено из туфа и стояло на известняковом стилобате. Оба его фронтона были украшены скульптурой. Западный изображал амазономахию, восточный — кентавромахию, или Гибель Трои. В наосе храма стояла хрисоэлефантинная статуя сидящего Асклепия с собакой у ног работы Фрасимеда Паросского. Акротериальная скульптура, которая в некотором числе сохранилась, изображала Ник и восседающих на конях женских фигур в просвечивающих одеждах — так называемых «авр».

Также в святилище присутствовал небольшой храм Артемиды, что говорит нам о том, что, фактически, здесь почиталась пара богов. Жертвенный алтарь, более того, находился между двумя храмами.

Фимела

Приблизительно в 360-330-м годах в Святилище Асклепия появилась новая постройка. Называлась она Фимела, и назначение ее до конца неизвестно. Архитектором Фимелы был Поликлет Младший (аргосский архитектор, получивший такое прозвище, чтобы избежать путаницы с аргосским скульптором Поликлетом).  Фимела принадлежит к типу толоса, возрождение которого скорее всего связано с ритуальной идеей гробницы. Толос фимелы имел 22 метра в диаметре и стоял на трехступенном основании. Снаружи он хвастал 26-ю колоннами дорийского ордера, тогда как внутри — 14-ю колоннами коринфского, которые считались лучшими в Греции IV века до нашей эры. В эпидаврских капителях чувствуется отражение ювелирной техники: их пропорции грациозны и хрупки, волюты тонки, плоские листья поставлены редко и рядом с их жидким узором всюду проступает голый остов капители. Фимела была выстроена из паросского и пентелийского мрамора. Ее пол был выложен черно-белыми мраморными плитами. Антаблемент был обильно украшен порезкой, фасад — львиными головами. Под землей, в фундаменте Фимелы, есть субструкция в виде концентрических колец — символическое жилище древнего бога-крота, куда можно было попасть, отодвинув центральную светлую плиту пола. Также Фимела была украшена картинами, одной из которых является работа сикионского мастера Павсия — женщина, пьющая воду из прозрачной чаши.

Театр в Эпидавре

Создан также Поликлетом Младшим. Считался одним из красивейших театров Греции. Имел двойной концентрический ряд сидений, составлявших более половины яруса. Первый ярус сидений был выше второго. Во втором ярусе было больше секторов. Оркестра этого театра была круглой. План этого театра напоминает восходящее солнце, что соответствовало смыслу проходивших там представлений. 

Храм Артемиды в Эфесе

Реставрирован около 340-го года. Реставрационная работа для греков поздней классики имела важное значение — повторения старых образцов с тем, чтобы увековечить их.

Галикарнасский Мавзолей (360-350 годы до нашей эры)

Работа архитекторов Пифея и Сатира. Представляет собой синкретический образ гробницы-храма. Предназначался для обожествленного правителя Карии Мавсола и его супруги Артемисии. Мавзолей представлял собой высокое башнеобразное сооружение, боковые стороны которого были сильно укорочены. На коротких его сторонах — по девять колонн, на длинных — по одиннадцать. Мавзолей стоит на цокольной гробнице, продолжающей расти в высоту и приобретающей ступенчатость. Это создает образ мавзолея как своего рода «мировой горы». На каждой из ступеней были фризы, исполненные Скопасом, Тимофеем, Леохаром и Бриаксидом. Обилие скульптурного декора, при усилившемся его атектоническом облике, приводит к заключению, что мавзолей стремится стать своего рода скульптурным телом. В интерколумниях находились зооморфные статуи. Венчали гробницу Статуи Мавсола и Артемисии в квадриге.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60769. В.Нестайко „Космонавти з нашого будинку” 41.5 KB
  Де відбуваються події твору Хто вони де живуть навчаються б аналіз змісту. Вибіркове читання. Чому діти перестали товаришувати Що робила Натка щоб довести що вона не гірша за хлопців Які риси характеру...
60770. Моделирование мебели в 3D – кровать 846.5 KB
  Далее выделите обе плоскости рамкой кликните по ним правой кнопкой мыши и выберите Object Properties Свойства объекта. Закройте окно и заморозьте объекты Right click Freeze Selection 3D мебель...
60772. Кандидатская диссертация. Практическое пособие 1020.5 KB
  Диссертация должна давать научную информацию в наиболее полном виде, обязательно раскрывая результаты и ход изыскания и детально описывая методику исследования. Полнота научной информации должна находить свое отражение и а том...
60773. ДОБРОТА ИСТИННАЯ И ДОБРОТА ЛОЖНАЯ 52 KB
  Формирование нравственных качеств: умения дружить умение отличать доброту истинную от доброты ложной. Оборудование: Карточки со словами для пословиц добрые добрых добро добро доброе...
60775. Корпоративные информационные системы SAP R 3 352 KB
  Основная цель внедрения ERP-системы — организация эффективного управления предприятием, опирающегося на стратегию его развития — важнейшая и то же время весьма непростая задача. Для ее реализации нужна единая интегрированная платформа, охватывающая все бизнес-процессы предприятия и сочетающая в себе новейшие управленческие и информационные технологии.
60777. Спостереження за будовою тіла та процесами життєдіяльності найпростіших з водойми або акваріума 49.5 KB
  Мета: Систематизувати знання учнів про особливості будови процесів життєдіяльності найпростіших на прикладі прісноводних морських і паразитичних форм; провести лабораторну роботу зі спостереження за будовою та процесами життєдіяльності найпростіших акваріума...