95906

Греческое искусство IV века до нашей эры. Новый этап в искусстве классического периода. Греческая архитектура на Материке, в Ионии и областях Малой Азии. Храм Афины в Тегее, ансамбль в Эпидавре, Храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский Мавзолей

Доклад

Культурология и искусствоведение

Старый храм Афины Алеи сгорел в 395 году; постройка нового храма и была поручена Скопасу. Ученые долгое время держались взгляда что постройка нового храма началась вскоре после пожара и таким образом причисляли Тегейский храм к раннему периоду деятельности Скопаса.

Русский

2015-10-01

1.08 MB

0 чел.

Греческое искусство IV века до нашей эры. Новый этап в искусстве классического периода. Греческая архитектура на Материке, в Ионии и областях Малой Азии. Храм Афины в Тегее, ансамбль в Эпидавре, Храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский Мавзолей.

 

Храм Афины в Тегее

Источники называют длинный ряд произведений Скопаса, которые он выполнял то в Пелопоннесе, то в Аттике, то в Малой Азии. Некоторую хронологическую опору дают два больших декоративных заказа, которые Скопас мог выполнить только на месте. Один из них — это деятельность Скопаса в Тегее, столице Аркадии, другой — участие в украшении Галикарнасского мавзолея. В Тегее Скопас проявил себя не только в качестве скульптора, но и в качестве архитектора. Старый храм Афины Алеи сгорел в 395 году; постройка нового храма и была поручена Скопасу. Ученые долгое время держались взгляда, что постройка нового храма началась вскоре после пожара и, таким образом, причисляли Тегейский храм к раннему периоду деятельности Скопаса. Однако стилистический анализ развалин храма заставляет относить его возникновение к более позднему времени — не ранее 370—З60 годов.

В качестве архитектора Скопас продолжает идеи, которые впервые были намечены Иктином в храме Аполлона в Бассах.

Храм Афины Алеи представлял собою дорийский периптер (с шестью колоннами на узких и четырнадцатью на длинных сторонах). Четное число колонн на длинных сторонах, в отступлении от традиций, объясняется тем, что, помимо главного входа. Скопас делает второй вход в середине второй стороны. Внутри же целлы Скопас применяет коринфский ордер. Полуколонны, поднимающиеся на узорном цоколе (так называемом тойхобате) и приставленные к продольным стенам, образуют ритмическую смену ниш и выступов. Таким образом, вместо обычных в греческом храме трех узких коридоров целла тегейского храма представляет собой одну просторную залу, замкнутый интерьер, объединенный пространственным и декоративным ритмом. Наряду с этим перенесением центра тяжести на внутреннее пространство, тегейский храм представляет большой интерес и как новый этап в развитии коринфской капители. В капители Скопаса нет никаких следов ювелирной хрупкости и линейности. Ее волюты и листья вылеплены сочными пластическими массами и почти совершенно закрывают фон своими сильными контрастами света и тени. Завитки аканфа у Скопаса обладают, кажется, не только удивительной органической энергией, но и драматическим пафосом.

Не подлежит никакому сомнению, что Скопас, главную славу которого создала скульптура в мраморе, был не только архитектором Тегейского храма, но и руководи телем его скульптурных украшений. Из описания Павсания с безусловностью вытекает руководство Скопаса всеми работами в тегейском храме. Павсаний начинает свое описание скульптур тегейского храма словами: «Архитектором храма был Скопас с острова Пароса, который исполнил много знаменитых статуй в разных областях Греции, в Ионии и Карии». Затем следует подробное описание фронтонных композиций, которое заканчивается следующим образом: «С одной стороны старинного ксоана Афины в целле храма стояла статуя Асклепия, с другой — статуя Гигиейи, они были исполнены из пентелийского мрамора Скопасом с острова Пароса». Таким образом, и начинается и заканчивается описание тегейского храма именем Скопаса. Если Павсаний считал нужным специально выделить статуи Гигейи и Асклепия как работы Скопаса, то только потому, что стоявшая между ними культовая статуя Афины была произведением не Скопаса, а архаического мастера Эндойя.

Храм Афины Алеи в Тегее. План

Ансамбль в Эпидавре (около 380-330 годов до нашей эры)

Новую роль храма в позднеклассической Греции позволяет понять структура эпидаврского ансамбля. Ансамбль этот был посвящен богу Асклепию. В тотемическом прошлом Асклепий — это бог-крот. В олимпийской религии он считался сыном Аполлона, рожденным ему Коронидой (имя означает самку ворона), богом-целителем. Иными словами, Святилище Асклепия продолжало линию посвятительных построек народным богам, начатую храмом Аполлона в Бассах (Аполлон там — это также бог-целитель).

Ансамбль в Эпидавре расположен в живописной долине у скалистых холмов. Он стоит из:

пропилей

храма Асклепия

стадиона

двух квадратных в плане построек — гимнасия и катагогия (дом для приезжающих)

На севере Ансамбль замыкался двухнефным ионическим портиком длиной около 70 метров. Примечательно, что раньше такие портики не строились в святилищах.

Катагогий

Поскольку в Святилище Асклепия стекались паломники со всей Греции, дом для постояльцев должен был быть особенным. Катагогий представлял собой огороженный и разбитый на четыре сектора парадный двор, из которого вели входы в маленькие комнаты для постояльцев. В углу каждого двора находились — куда же без них — туалеты.

Храм Асклепия

Предположительно, построен в 380-м году архитектором Феодотом. Представлял собой небольшой дорийский периптер с укороченными длинными сторонами (6х11 колонн). Не имел, как и другие поздние храмы, опистодома. Здание было выстроено из туфа и стояло на известняковом стилобате. Оба его фронтона были украшены скульптурой. Западный изображал амазономахию, восточный — кентавромахию, или Гибель Трои. В наосе храма стояла хрисоэлефантинная статуя сидящего Асклепия с собакой у ног работы Фрасимеда Паросского. Акротериальная скульптура, которая в некотором числе сохранилась, изображала Ник и восседающих на конях женских фигур в просвечивающих одеждах — так называемых «авр».

Также в святилище присутствовал небольшой храм Артемиды, что говорит нам о том, что, фактически, здесь почиталась пара богов. Жертвенный алтарь, более того, находился между двумя храмами.

Фимела

Приблизительно в 360-330-м годах в Святилище Асклепия появилась новая постройка. Называлась она Фимела, и назначение ее до конца неизвестно. Архитектором Фимелы был Поликлет Младший (аргосский архитектор, получивший такое прозвище, чтобы избежать путаницы с аргосским скульптором Поликлетом).  Фимела принадлежит к типу толоса, возрождение которого скорее всего связано с ритуальной идеей гробницы. Толос фимелы имел 22 метра в диаметре и стоял на трехступенном основании. Снаружи он хвастал 26-ю колоннами дорийского ордера, тогда как внутри — 14-ю колоннами коринфского, которые считались лучшими в Греции IV века до нашей эры. В эпидаврских капителях чувствуется отражение ювелирной техники: их пропорции грациозны и хрупки, волюты тонки, плоские листья поставлены редко и рядом с их жидким узором всюду проступает голый остов капители. Фимела была выстроена из паросского и пентелийского мрамора. Ее пол был выложен черно-белыми мраморными плитами. Антаблемент был обильно украшен порезкой, фасад — львиными головами. Под землей, в фундаменте Фимелы, есть субструкция в виде концентрических колец — символическое жилище древнего бога-крота, куда можно было попасть, отодвинув центральную светлую плиту пола. Также Фимела была украшена картинами, одной из которых является работа сикионского мастера Павсия — женщина, пьющая воду из прозрачной чаши.

Театр в Эпидавре

Создан также Поликлетом Младшим. Считался одним из красивейших театров Греции. Имел двойной концентрический ряд сидений, составлявших более половины яруса. Первый ярус сидений был выше второго. Во втором ярусе было больше секторов. Оркестра этого театра была круглой. План этого театра напоминает восходящее солнце, что соответствовало смыслу проходивших там представлений. 

Храм Артемиды в Эфесе

Реставрирован около 340-го года. Реставрационная работа для греков поздней классики имела важное значение — повторения старых образцов с тем, чтобы увековечить их.

Галикарнасский Мавзолей (360-350 годы до нашей эры)

Работа архитекторов Пифея и Сатира. Представляет собой синкретический образ гробницы-храма. Предназначался для обожествленного правителя Карии Мавсола и его супруги Артемисии. Мавзолей представлял собой высокое башнеобразное сооружение, боковые стороны которого были сильно укорочены. На коротких его сторонах — по девять колонн, на длинных — по одиннадцать. Мавзолей стоит на цокольной гробнице, продолжающей расти в высоту и приобретающей ступенчатость. Это создает образ мавзолея как своего рода «мировой горы». На каждой из ступеней были фризы, исполненные Скопасом, Тимофеем, Леохаром и Бриаксидом. Обилие скульптурного декора, при усилившемся его атектоническом облике, приводит к заключению, что мавзолей стремится стать своего рода скульптурным телом. В интерколумниях находились зооморфные статуи. Венчали гробницу Статуи Мавсола и Артемисии в квадриге.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54907. План анализа стихотворения для урока литературы 30 KB
  Итак Восприятие: Какое впечатление произвело на вас стихотворение Чем привлекло среди других произведений поэта его современников авторов обращавшихся к этой теме Какие картины возникают в вашем воображении когда вы читаете стихотворение Как лучше его читать вслух или про себя Почему Каким настроением проникнуто произведение Меняется ли оно Почему Истолкование: Тема стихотворения ситуация воплощенная в произведении которая иногда может быть обозначена уже в названии: Весенняя гроза К морю Незнакомка ; иногда название...
54909. Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения 110 KB
  Задачи урока: познакомить учащихся с технологией получения и обработки древесины; применением пиломатериалов. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений вариант для мальчиков. Организация учащихся запись присутствующих в журнале ознакомление с темой данного занятия назначение дежурных.
54910. Житло. Домашні обовязки 99.5 KB
  Today we’ll continue speaking about your home duties. We’re going to lay the table, cook some dishes, do some grammar exercises, listen to the text about different household machines and of cause to have a little rest after hard work.
54911. РОССИЯ ПРИ ПАВЛЕ I 109.5 KB
  Тип урока: комбинированный Цели урока: Образовательные: определить цели задачи осветить основные направления внутренней и внешней политики Павла I и подвести ее итоги; Воспитательные: указать на возможность негативных последствий изоляции ребенка Павла I от родителей постепенно формирующаяся враждебность по отношению к родителям неконтролируемая самостоятельность ожидание подходящего случая все изменить; вызвать сочувствие к судьбе простых людей крестьян и указать на то что облегчение жизни людей зачастую зависит от...
54912. Техники бесшажного хода. Техника одновременного одношажного хода 40.5 KB
  Проверить наличие спортивной одежды соответствие её погодным условиям и видам занятия Проверка исправности и комплектации. В2 одновременным бесшажным ходом 27 минут. 5минут 7минут 10минут 5минут Следим за правильным выполнением техники. Очистка и сдача лыж 5 минут 1 минута 2 минуты 1 минута 1 минута В одну шеренгу.
54913. Внешняя политика России в конце 19 – начале 20 вв. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. 35 KB
  Актуализация ЗУН учащихся Задание. слайд 1 Вопросы классу: С чем ассоциируется связана в вашем сознании война Ответы учащихся Слово учителя: Перед нами – проблемное задание: Как отразилась русско –японская война в сознании российского народа слайд 2 На него вы попытаетесь ответить в конце урока. Слайды 34 Основные направления внешней политики России – европейское и дальневосточное работа учащихся в тетрадях Задание: прочитайте материал учебника стр. Задание: Почему Япония стремиться к расширению своего влияния в Восточной...
54914. Гражданское общество и государство 36 KB
  Задачи Образовательная: сформировать представление учащихся о структуре и признаках гражданского общества; Развивающая: развивать умения учащихся анализировать тексты документов делать выводы составлять схемы; Воспитательная: Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания...
54915. Религия древних египтян 95 KB
  Тема урока класс: Религия древних египтян 5 А класс и 5 Б клас; Тип урока: урок повторения и проверки полученных ранее знаний получение новых знаний комбинированный.Вигасина Цели урока: 1. Этапы или ход урока: Время Этап урока Цель этапа урока Деятельность учителя Деятельность учеников 2 Орг.