95906

Греческое искусство IV века до нашей эры. Новый этап в искусстве классического периода. Греческая архитектура на Материке, в Ионии и областях Малой Азии. Храм Афины в Тегее, ансамбль в Эпидавре, Храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский Мавзолей

Доклад

Культурология и искусствоведение

Старый храм Афины Алеи сгорел в 395 году; постройка нового храма и была поручена Скопасу. Ученые долгое время держались взгляда что постройка нового храма началась вскоре после пожара и таким образом причисляли Тегейский храм к раннему периоду деятельности Скопаса.

Русский

2015-10-01

1.08 MB

0 чел.

Греческое искусство IV века до нашей эры. Новый этап в искусстве классического периода. Греческая архитектура на Материке, в Ионии и областях Малой Азии. Храм Афины в Тегее, ансамбль в Эпидавре, Храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский Мавзолей.

 

Храм Афины в Тегее

Источники называют длинный ряд произведений Скопаса, которые он выполнял то в Пелопоннесе, то в Аттике, то в Малой Азии. Некоторую хронологическую опору дают два больших декоративных заказа, которые Скопас мог выполнить только на месте. Один из них — это деятельность Скопаса в Тегее, столице Аркадии, другой — участие в украшении Галикарнасского мавзолея. В Тегее Скопас проявил себя не только в качестве скульптора, но и в качестве архитектора. Старый храм Афины Алеи сгорел в 395 году; постройка нового храма и была поручена Скопасу. Ученые долгое время держались взгляда, что постройка нового храма началась вскоре после пожара и, таким образом, причисляли Тегейский храм к раннему периоду деятельности Скопаса. Однако стилистический анализ развалин храма заставляет относить его возникновение к более позднему времени — не ранее 370—З60 годов.

В качестве архитектора Скопас продолжает идеи, которые впервые были намечены Иктином в храме Аполлона в Бассах.

Храм Афины Алеи представлял собою дорийский периптер (с шестью колоннами на узких и четырнадцатью на длинных сторонах). Четное число колонн на длинных сторонах, в отступлении от традиций, объясняется тем, что, помимо главного входа. Скопас делает второй вход в середине второй стороны. Внутри же целлы Скопас применяет коринфский ордер. Полуколонны, поднимающиеся на узорном цоколе (так называемом тойхобате) и приставленные к продольным стенам, образуют ритмическую смену ниш и выступов. Таким образом, вместо обычных в греческом храме трех узких коридоров целла тегейского храма представляет собой одну просторную залу, замкнутый интерьер, объединенный пространственным и декоративным ритмом. Наряду с этим перенесением центра тяжести на внутреннее пространство, тегейский храм представляет большой интерес и как новый этап в развитии коринфской капители. В капители Скопаса нет никаких следов ювелирной хрупкости и линейности. Ее волюты и листья вылеплены сочными пластическими массами и почти совершенно закрывают фон своими сильными контрастами света и тени. Завитки аканфа у Скопаса обладают, кажется, не только удивительной органической энергией, но и драматическим пафосом.

Не подлежит никакому сомнению, что Скопас, главную славу которого создала скульптура в мраморе, был не только архитектором Тегейского храма, но и руководи телем его скульптурных украшений. Из описания Павсания с безусловностью вытекает руководство Скопаса всеми работами в тегейском храме. Павсаний начинает свое описание скульптур тегейского храма словами: «Архитектором храма был Скопас с острова Пароса, который исполнил много знаменитых статуй в разных областях Греции, в Ионии и Карии». Затем следует подробное описание фронтонных композиций, которое заканчивается следующим образом: «С одной стороны старинного ксоана Афины в целле храма стояла статуя Асклепия, с другой — статуя Гигиейи, они были исполнены из пентелийского мрамора Скопасом с острова Пароса». Таким образом, и начинается и заканчивается описание тегейского храма именем Скопаса. Если Павсаний считал нужным специально выделить статуи Гигейи и Асклепия как работы Скопаса, то только потому, что стоявшая между ними культовая статуя Афины была произведением не Скопаса, а архаического мастера Эндойя.

Храм Афины Алеи в Тегее. План

Ансамбль в Эпидавре (около 380-330 годов до нашей эры)

Новую роль храма в позднеклассической Греции позволяет понять структура эпидаврского ансамбля. Ансамбль этот был посвящен богу Асклепию. В тотемическом прошлом Асклепий — это бог-крот. В олимпийской религии он считался сыном Аполлона, рожденным ему Коронидой (имя означает самку ворона), богом-целителем. Иными словами, Святилище Асклепия продолжало линию посвятительных построек народным богам, начатую храмом Аполлона в Бассах (Аполлон там — это также бог-целитель).

Ансамбль в Эпидавре расположен в живописной долине у скалистых холмов. Он стоит из:

пропилей

храма Асклепия

стадиона

двух квадратных в плане построек — гимнасия и катагогия (дом для приезжающих)

На севере Ансамбль замыкался двухнефным ионическим портиком длиной около 70 метров. Примечательно, что раньше такие портики не строились в святилищах.

Катагогий

Поскольку в Святилище Асклепия стекались паломники со всей Греции, дом для постояльцев должен был быть особенным. Катагогий представлял собой огороженный и разбитый на четыре сектора парадный двор, из которого вели входы в маленькие комнаты для постояльцев. В углу каждого двора находились — куда же без них — туалеты.

Храм Асклепия

Предположительно, построен в 380-м году архитектором Феодотом. Представлял собой небольшой дорийский периптер с укороченными длинными сторонами (6х11 колонн). Не имел, как и другие поздние храмы, опистодома. Здание было выстроено из туфа и стояло на известняковом стилобате. Оба его фронтона были украшены скульптурой. Западный изображал амазономахию, восточный — кентавромахию, или Гибель Трои. В наосе храма стояла хрисоэлефантинная статуя сидящего Асклепия с собакой у ног работы Фрасимеда Паросского. Акротериальная скульптура, которая в некотором числе сохранилась, изображала Ник и восседающих на конях женских фигур в просвечивающих одеждах — так называемых «авр».

Также в святилище присутствовал небольшой храм Артемиды, что говорит нам о том, что, фактически, здесь почиталась пара богов. Жертвенный алтарь, более того, находился между двумя храмами.

Фимела

Приблизительно в 360-330-м годах в Святилище Асклепия появилась новая постройка. Называлась она Фимела, и назначение ее до конца неизвестно. Архитектором Фимелы был Поликлет Младший (аргосский архитектор, получивший такое прозвище, чтобы избежать путаницы с аргосским скульптором Поликлетом).  Фимела принадлежит к типу толоса, возрождение которого скорее всего связано с ритуальной идеей гробницы. Толос фимелы имел 22 метра в диаметре и стоял на трехступенном основании. Снаружи он хвастал 26-ю колоннами дорийского ордера, тогда как внутри — 14-ю колоннами коринфского, которые считались лучшими в Греции IV века до нашей эры. В эпидаврских капителях чувствуется отражение ювелирной техники: их пропорции грациозны и хрупки, волюты тонки, плоские листья поставлены редко и рядом с их жидким узором всюду проступает голый остов капители. Фимела была выстроена из паросского и пентелийского мрамора. Ее пол был выложен черно-белыми мраморными плитами. Антаблемент был обильно украшен порезкой, фасад — львиными головами. Под землей, в фундаменте Фимелы, есть субструкция в виде концентрических колец — символическое жилище древнего бога-крота, куда можно было попасть, отодвинув центральную светлую плиту пола. Также Фимела была украшена картинами, одной из которых является работа сикионского мастера Павсия — женщина, пьющая воду из прозрачной чаши.

Театр в Эпидавре

Создан также Поликлетом Младшим. Считался одним из красивейших театров Греции. Имел двойной концентрический ряд сидений, составлявших более половины яруса. Первый ярус сидений был выше второго. Во втором ярусе было больше секторов. Оркестра этого театра была круглой. План этого театра напоминает восходящее солнце, что соответствовало смыслу проходивших там представлений. 

Храм Артемиды в Эфесе

Реставрирован около 340-го года. Реставрационная работа для греков поздней классики имела важное значение — повторения старых образцов с тем, чтобы увековечить их.

Галикарнасский Мавзолей (360-350 годы до нашей эры)

Работа архитекторов Пифея и Сатира. Представляет собой синкретический образ гробницы-храма. Предназначался для обожествленного правителя Карии Мавсола и его супруги Артемисии. Мавзолей представлял собой высокое башнеобразное сооружение, боковые стороны которого были сильно укорочены. На коротких его сторонах — по девять колонн, на длинных — по одиннадцать. Мавзолей стоит на цокольной гробнице, продолжающей расти в высоту и приобретающей ступенчатость. Это создает образ мавзолея как своего рода «мировой горы». На каждой из ступеней были фризы, исполненные Скопасом, Тимофеем, Леохаром и Бриаксидом. Обилие скульптурного декора, при усилившемся его атектоническом облике, приводит к заключению, что мавзолей стремится стать своего рода скульптурным телом. В интерколумниях находились зооморфные статуи. Венчали гробницу Статуи Мавсола и Артемисии в квадриге.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33596. Социальное проектирование и его роль в управленческой деятельности 70.5 KB
  Социальное проектирование и его роль в управленческой деятельности Сущность социального проектирования. Цели и задачи социального проектирования. Объект субъект и предмет социального проектирования. Принципы социального проектирования.
33597. Инновационные и инвестиционные проекты как основные виды проектной деятельности 92 KB
  Успех инновационного проекта в значительной степени зависит от того насколько удачно формулируется обосновывается и рекламируется в обществе его главная инновационная идея доходчиво объясняющая качество достижения поставленных целей и результатов в количественном и качественном измерении. При разработке непосредственно инвестиционного проекта который опирается на решение задач по обеспечению установленных инвестором конечных целей необходимо согласование в виде бизнесплана по ресурсам времени и исполнителем. В этом случае в роли...
33598. Сущность управленческого консультирования 41 KB
  Управленческое консультирование вид интеллектуальной профессиональной деятельности в процессе которой квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы рекомендации консультации в решении экономических и управленческих задач которые способствуют успешному управлению организацией. Консультант выступает в роли эксперта советника разработчика и передает клиенту рекомендации по конкретным изменениям. консультант выступает в роли идеолога тренера инноватора. Проблемноориентированное: стремится ответить на...
33599. Процесс консультирования 73.5 KB
  Диагностика организации. Услугами консультантов пользуются органы государственной власти и местного самоуправления коммерческие и некоммерческие организации. Зарождение управленческого консультирования было вызвано двумя основными причинами: постоянным поиском предпринимателями и руководителями новых средств повышения эффективности и результативности организации; желанием специалистовуправленцев найти коммерческое приложение своим способностям. Консультирование заключается в приспособлении разработанной консультантами эффективной...
33600. Методы и модели принятия управленческого решения 44 KB
  Физическая модель выглядит как моделируемая целостность и должна обладать аналогичными характеристиками копируемого объекта. Отличительная характеристика физической модели состоит в том что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Математическая модель принятия управленческих решений В математической модели называемой также символической используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.
33601. Территория и границы Российской Федерации как фактор развития российского государства 88.5 KB
  Центральный федеральный округ Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область Город федерального значения Москва Южный федеральный округ Северозападный федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Сибирский федеральный округ Уральский федеральный округ...
33602. Влияние природных условий и природных ресурсов на территориальную организацию общества 50.5 KB
  Зависимость размещения отраслей производства народного хозяйства от природных особенностей территории. Классификация природных ресурсов и распределение их по территории страны. Под природными условиями понимается совокупность важнейших естественных характеристик территории отражающих основные особенности компонентов природной среды или местных природных феноменов. Климатические особенности территории проявляются прежде всего в соотношении тепла и влаги.
33603. Особенности территориальной организации населения России 40.5 KB
  Численность и естественное движение населения. Миграция населения. Региональные различия расселения населения.
33604. Закономерности территориальной организации производства 39.5 KB
  Показатели экономической эффективности размещения производства. Специфика размещения производства в России. Комплексное развитие производства.