95906

Греческое искусство IV века до нашей эры. Новый этап в искусстве классического периода. Греческая архитектура на Материке, в Ионии и областях Малой Азии. Храм Афины в Тегее, ансамбль в Эпидавре, Храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский Мавзолей

Доклад

Культурология и искусствоведение

Старый храм Афины Алеи сгорел в 395 году; постройка нового храма и была поручена Скопасу. Ученые долгое время держались взгляда что постройка нового храма началась вскоре после пожара и таким образом причисляли Тегейский храм к раннему периоду деятельности Скопаса.

Русский

2015-10-01

1.08 MB

0 чел.

Греческое искусство IV века до нашей эры. Новый этап в искусстве классического периода. Греческая архитектура на Материке, в Ионии и областях Малой Азии. Храм Афины в Тегее, ансамбль в Эпидавре, Храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский Мавзолей.

 

Храм Афины в Тегее

Источники называют длинный ряд произведений Скопаса, которые он выполнял то в Пелопоннесе, то в Аттике, то в Малой Азии. Некоторую хронологическую опору дают два больших декоративных заказа, которые Скопас мог выполнить только на месте. Один из них — это деятельность Скопаса в Тегее, столице Аркадии, другой — участие в украшении Галикарнасского мавзолея. В Тегее Скопас проявил себя не только в качестве скульптора, но и в качестве архитектора. Старый храм Афины Алеи сгорел в 395 году; постройка нового храма и была поручена Скопасу. Ученые долгое время держались взгляда, что постройка нового храма началась вскоре после пожара и, таким образом, причисляли Тегейский храм к раннему периоду деятельности Скопаса. Однако стилистический анализ развалин храма заставляет относить его возникновение к более позднему времени — не ранее 370—З60 годов.

В качестве архитектора Скопас продолжает идеи, которые впервые были намечены Иктином в храме Аполлона в Бассах.

Храм Афины Алеи представлял собою дорийский периптер (с шестью колоннами на узких и четырнадцатью на длинных сторонах). Четное число колонн на длинных сторонах, в отступлении от традиций, объясняется тем, что, помимо главного входа. Скопас делает второй вход в середине второй стороны. Внутри же целлы Скопас применяет коринфский ордер. Полуколонны, поднимающиеся на узорном цоколе (так называемом тойхобате) и приставленные к продольным стенам, образуют ритмическую смену ниш и выступов. Таким образом, вместо обычных в греческом храме трех узких коридоров целла тегейского храма представляет собой одну просторную залу, замкнутый интерьер, объединенный пространственным и декоративным ритмом. Наряду с этим перенесением центра тяжести на внутреннее пространство, тегейский храм представляет большой интерес и как новый этап в развитии коринфской капители. В капители Скопаса нет никаких следов ювелирной хрупкости и линейности. Ее волюты и листья вылеплены сочными пластическими массами и почти совершенно закрывают фон своими сильными контрастами света и тени. Завитки аканфа у Скопаса обладают, кажется, не только удивительной органической энергией, но и драматическим пафосом.

Не подлежит никакому сомнению, что Скопас, главную славу которого создала скульптура в мраморе, был не только архитектором Тегейского храма, но и руководи телем его скульптурных украшений. Из описания Павсания с безусловностью вытекает руководство Скопаса всеми работами в тегейском храме. Павсаний начинает свое описание скульптур тегейского храма словами: «Архитектором храма был Скопас с острова Пароса, который исполнил много знаменитых статуй в разных областях Греции, в Ионии и Карии». Затем следует подробное описание фронтонных композиций, которое заканчивается следующим образом: «С одной стороны старинного ксоана Афины в целле храма стояла статуя Асклепия, с другой — статуя Гигиейи, они были исполнены из пентелийского мрамора Скопасом с острова Пароса». Таким образом, и начинается и заканчивается описание тегейского храма именем Скопаса. Если Павсаний считал нужным специально выделить статуи Гигейи и Асклепия как работы Скопаса, то только потому, что стоявшая между ними культовая статуя Афины была произведением не Скопаса, а архаического мастера Эндойя.

Храм Афины Алеи в Тегее. План

Ансамбль в Эпидавре (около 380-330 годов до нашей эры)

Новую роль храма в позднеклассической Греции позволяет понять структура эпидаврского ансамбля. Ансамбль этот был посвящен богу Асклепию. В тотемическом прошлом Асклепий — это бог-крот. В олимпийской религии он считался сыном Аполлона, рожденным ему Коронидой (имя означает самку ворона), богом-целителем. Иными словами, Святилище Асклепия продолжало линию посвятительных построек народным богам, начатую храмом Аполлона в Бассах (Аполлон там — это также бог-целитель).

Ансамбль в Эпидавре расположен в живописной долине у скалистых холмов. Он стоит из:

пропилей

храма Асклепия

стадиона

двух квадратных в плане построек — гимнасия и катагогия (дом для приезжающих)

На севере Ансамбль замыкался двухнефным ионическим портиком длиной около 70 метров. Примечательно, что раньше такие портики не строились в святилищах.

Катагогий

Поскольку в Святилище Асклепия стекались паломники со всей Греции, дом для постояльцев должен был быть особенным. Катагогий представлял собой огороженный и разбитый на четыре сектора парадный двор, из которого вели входы в маленькие комнаты для постояльцев. В углу каждого двора находились — куда же без них — туалеты.

Храм Асклепия

Предположительно, построен в 380-м году архитектором Феодотом. Представлял собой небольшой дорийский периптер с укороченными длинными сторонами (6х11 колонн). Не имел, как и другие поздние храмы, опистодома. Здание было выстроено из туфа и стояло на известняковом стилобате. Оба его фронтона были украшены скульптурой. Западный изображал амазономахию, восточный — кентавромахию, или Гибель Трои. В наосе храма стояла хрисоэлефантинная статуя сидящего Асклепия с собакой у ног работы Фрасимеда Паросского. Акротериальная скульптура, которая в некотором числе сохранилась, изображала Ник и восседающих на конях женских фигур в просвечивающих одеждах — так называемых «авр».

Также в святилище присутствовал небольшой храм Артемиды, что говорит нам о том, что, фактически, здесь почиталась пара богов. Жертвенный алтарь, более того, находился между двумя храмами.

Фимела

Приблизительно в 360-330-м годах в Святилище Асклепия появилась новая постройка. Называлась она Фимела, и назначение ее до конца неизвестно. Архитектором Фимелы был Поликлет Младший (аргосский архитектор, получивший такое прозвище, чтобы избежать путаницы с аргосским скульптором Поликлетом).  Фимела принадлежит к типу толоса, возрождение которого скорее всего связано с ритуальной идеей гробницы. Толос фимелы имел 22 метра в диаметре и стоял на трехступенном основании. Снаружи он хвастал 26-ю колоннами дорийского ордера, тогда как внутри — 14-ю колоннами коринфского, которые считались лучшими в Греции IV века до нашей эры. В эпидаврских капителях чувствуется отражение ювелирной техники: их пропорции грациозны и хрупки, волюты тонки, плоские листья поставлены редко и рядом с их жидким узором всюду проступает голый остов капители. Фимела была выстроена из паросского и пентелийского мрамора. Ее пол был выложен черно-белыми мраморными плитами. Антаблемент был обильно украшен порезкой, фасад — львиными головами. Под землей, в фундаменте Фимелы, есть субструкция в виде концентрических колец — символическое жилище древнего бога-крота, куда можно было попасть, отодвинув центральную светлую плиту пола. Также Фимела была украшена картинами, одной из которых является работа сикионского мастера Павсия — женщина, пьющая воду из прозрачной чаши.

Театр в Эпидавре

Создан также Поликлетом Младшим. Считался одним из красивейших театров Греции. Имел двойной концентрический ряд сидений, составлявших более половины яруса. Первый ярус сидений был выше второго. Во втором ярусе было больше секторов. Оркестра этого театра была круглой. План этого театра напоминает восходящее солнце, что соответствовало смыслу проходивших там представлений. 

Храм Артемиды в Эфесе

Реставрирован около 340-го года. Реставрационная работа для греков поздней классики имела важное значение — повторения старых образцов с тем, чтобы увековечить их.

Галикарнасский Мавзолей (360-350 годы до нашей эры)

Работа архитекторов Пифея и Сатира. Представляет собой синкретический образ гробницы-храма. Предназначался для обожествленного правителя Карии Мавсола и его супруги Артемисии. Мавзолей представлял собой высокое башнеобразное сооружение, боковые стороны которого были сильно укорочены. На коротких его сторонах — по девять колонн, на длинных — по одиннадцать. Мавзолей стоит на цокольной гробнице, продолжающей расти в высоту и приобретающей ступенчатость. Это создает образ мавзолея как своего рода «мировой горы». На каждой из ступеней были фризы, исполненные Скопасом, Тимофеем, Леохаром и Бриаксидом. Обилие скульптурного декора, при усилившемся его атектоническом облике, приводит к заключению, что мавзолей стремится стать своего рода скульптурным телом. В интерколумниях находились зооморфные статуи. Венчали гробницу Статуи Мавсола и Артемисии в квадриге.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39884. Разработать принципиальную схему и текст программы контроллера на основе микропроцессора КР580 42 KB
  Алгоритмическое проектирование Процесс Основной Начало подается 0 на Селектор считывания температуры в основной камере Считывается значение температуры с Заданная температура в основной камере под 1 на Селектор считывания температуры в основной камере М1: сравнивается Заданное значение температуры в основной камере и Значение температуры в основной камере если больше то прыг на М2 иначе подается 0 на Включение основной камеры прыг на М1 М2: ожидаем 2 мин.5 часа то Авария М3: сравнивается Заданное значение температуры в морозильной...
39885. ОФОРМЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ 636.5 KB
  2 Примечания следует помещать непосредственно после текстового графического материала или таблицы к которым относятся эти примечания и печатать с прописной буквы с абзаца. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией обозначающей окончание таблицы. Ссылки на подразделы пункты таблицы и иллюстрации не допускаются за исключением подразделов пунктов таблиц и иллюстраций данного документа Ссылка заключается в квадратные скобки [ ] содержит порядковой номер документа в СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ указание страниц. Сноски помещают с...
39886. Разработка программного обеспечения для ведения финансовой отчетности Кировской территориальной избирательной комиссии 309 KB
  Во всех территориальных избирательных комиссиях на постоянной штатной основе работают председатели в Мурманской территориальной избирательной комиссии в связи с большим числом избирателей на штатной основе работает и секретарь главные бухгалтеры. Кроме того для обеспечения передачи данных о ходе проводимых избирательных кампаний в вышестоящие избирательные комиссии председателям территориальных избирательных комиссий оперативно подчиняются системные администраторы ГАС Выборы работающие в аппарате Комиссии области. Для обеспечения...
39887. Разработать на основе МПК I8085 контроллер управления, обеспечивающий и поддерживающий определенную температуру (точность: плюс/минус 0.1 С) в холодильной камере, в зависимости от вида продукции для хранения 204.08 KB
  3 Постановка задачи4 Структурная схема устройства5 Общая схема алгоритма.6 Функциональная схема8 Детальная схема алгоритма. Структурная организация устройства Общая схема алгоритма Основная программа Х1: 1 значение с датчиков равно значению с переключателей; 0 не равно; Х2: 1 значение датчика больше чем значение переключателей; 0 меньше: Рис. Общая схема алгоритма работы устройства.
39888. Прохождение практики на Предприятии ОАО «Апатит» 177.73 KB
  Служба эксплуатации контрольноизмерительных приборов и автоматики КИП и А выполняет следующие функции: метрологический надзор; техническое обслуживание; ремонт и настройку контрольноизмерительных приборов и приборов автоматического управления. Цех КИП и А выполняет такие наиболее ответственные работы как ремонт и поверка приборов эксплуатация сложных систем автоматики и др. Внедряет новые системы автоматики осуществляет техническое руководство группами эксплуатации приборов КИП и А в других цехах предприятия организует...
39889. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАВНОВЕСНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В ОХЛАЖДАЕМОМ ПОМЕЩЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ПРИЛАВКОВ И ШКАФОВ) 6.31 MB
  При включении холодильной машины в охлаждаемом помещении устанавливается температура ниже температуры наружного окружающего помещение воздуха. при балансе: При наступлении равновесия между теплопритоками и теплоотводом в камере установится определенная температура называемая равновесной температурой. Не будет теплопритока от грузов и в случае если это камера длительного хранения куда грузы заложены уже давно и их температура стала равна температуре в охлаждаемом помещении. Для ограждения не подверженного действию солнечной радиации:...
39890. Бизнес-план создания ОАО «Мебель Интерьер Центр» 300.5 KB
  Расчетные данные согласно приложениям 16 показывают что предприятие в 2013 году будет иметь стабильный экономический рост: общая выручка от реализации продукции составит 14187 млн. 7663 млн. Темп роста составит 1851; объемы реализации промышленной продукции увеличатся с 45069 млн. в 2012 году до 102270 млн.
39891. Программирование баз данных 29 KB
  Создание модуля данных Доступ к базе данных в системе DELPHI выполняется достаточно просто с использованием богатого набора невизуальных компонентов работы с СУБД. Как правило эти компоненты группируются в создаваемой программе в специальном модуле данных TDtModule. Модуль данных представляет собой хранилище объектов которое позволяет централизованно управлять их работой и отделяет программную логику связанную с базами данных от программного кода выполняющего вычислительные действия и отображение данных на форме.
39892. Объектно-ориентированное программирование. Скрытие данных в объектах 42 KB
  Наследование определение объекта и дальнейшее использование всех его свойств для построения иерархии порожденных объектов с возможностью для каждого порожденного объекта относящегося к иерархии доступа к коду и данным всех порожденных объектов...