95906

Греческое искусство IV века до нашей эры. Новый этап в искусстве классического периода. Греческая архитектура на Материке, в Ионии и областях Малой Азии. Храм Афины в Тегее, ансамбль в Эпидавре, Храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский Мавзолей

Доклад

Культурология и искусствоведение

Старый храм Афины Алеи сгорел в 395 году; постройка нового храма и была поручена Скопасу. Ученые долгое время держались взгляда что постройка нового храма началась вскоре после пожара и таким образом причисляли Тегейский храм к раннему периоду деятельности Скопаса.

Русский

2015-10-01

1.08 MB

0 чел.

Греческое искусство IV века до нашей эры. Новый этап в искусстве классического периода. Греческая архитектура на Материке, в Ионии и областях Малой Азии. Храм Афины в Тегее, ансамбль в Эпидавре, Храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский Мавзолей.

 

Храм Афины в Тегее

Источники называют длинный ряд произведений Скопаса, которые он выполнял то в Пелопоннесе, то в Аттике, то в Малой Азии. Некоторую хронологическую опору дают два больших декоративных заказа, которые Скопас мог выполнить только на месте. Один из них — это деятельность Скопаса в Тегее, столице Аркадии, другой — участие в украшении Галикарнасского мавзолея. В Тегее Скопас проявил себя не только в качестве скульптора, но и в качестве архитектора. Старый храм Афины Алеи сгорел в 395 году; постройка нового храма и была поручена Скопасу. Ученые долгое время держались взгляда, что постройка нового храма началась вскоре после пожара и, таким образом, причисляли Тегейский храм к раннему периоду деятельности Скопаса. Однако стилистический анализ развалин храма заставляет относить его возникновение к более позднему времени — не ранее 370—З60 годов.

В качестве архитектора Скопас продолжает идеи, которые впервые были намечены Иктином в храме Аполлона в Бассах.

Храм Афины Алеи представлял собою дорийский периптер (с шестью колоннами на узких и четырнадцатью на длинных сторонах). Четное число колонн на длинных сторонах, в отступлении от традиций, объясняется тем, что, помимо главного входа. Скопас делает второй вход в середине второй стороны. Внутри же целлы Скопас применяет коринфский ордер. Полуколонны, поднимающиеся на узорном цоколе (так называемом тойхобате) и приставленные к продольным стенам, образуют ритмическую смену ниш и выступов. Таким образом, вместо обычных в греческом храме трех узких коридоров целла тегейского храма представляет собой одну просторную залу, замкнутый интерьер, объединенный пространственным и декоративным ритмом. Наряду с этим перенесением центра тяжести на внутреннее пространство, тегейский храм представляет большой интерес и как новый этап в развитии коринфской капители. В капители Скопаса нет никаких следов ювелирной хрупкости и линейности. Ее волюты и листья вылеплены сочными пластическими массами и почти совершенно закрывают фон своими сильными контрастами света и тени. Завитки аканфа у Скопаса обладают, кажется, не только удивительной органической энергией, но и драматическим пафосом.

Не подлежит никакому сомнению, что Скопас, главную славу которого создала скульптура в мраморе, был не только архитектором Тегейского храма, но и руководи телем его скульптурных украшений. Из описания Павсания с безусловностью вытекает руководство Скопаса всеми работами в тегейском храме. Павсаний начинает свое описание скульптур тегейского храма словами: «Архитектором храма был Скопас с острова Пароса, который исполнил много знаменитых статуй в разных областях Греции, в Ионии и Карии». Затем следует подробное описание фронтонных композиций, которое заканчивается следующим образом: «С одной стороны старинного ксоана Афины в целле храма стояла статуя Асклепия, с другой — статуя Гигиейи, они были исполнены из пентелийского мрамора Скопасом с острова Пароса». Таким образом, и начинается и заканчивается описание тегейского храма именем Скопаса. Если Павсаний считал нужным специально выделить статуи Гигейи и Асклепия как работы Скопаса, то только потому, что стоявшая между ними культовая статуя Афины была произведением не Скопаса, а архаического мастера Эндойя.

Храм Афины Алеи в Тегее. План

Ансамбль в Эпидавре (около 380-330 годов до нашей эры)

Новую роль храма в позднеклассической Греции позволяет понять структура эпидаврского ансамбля. Ансамбль этот был посвящен богу Асклепию. В тотемическом прошлом Асклепий — это бог-крот. В олимпийской религии он считался сыном Аполлона, рожденным ему Коронидой (имя означает самку ворона), богом-целителем. Иными словами, Святилище Асклепия продолжало линию посвятительных построек народным богам, начатую храмом Аполлона в Бассах (Аполлон там — это также бог-целитель).

Ансамбль в Эпидавре расположен в живописной долине у скалистых холмов. Он стоит из:

пропилей

храма Асклепия

стадиона

двух квадратных в плане построек — гимнасия и катагогия (дом для приезжающих)

На севере Ансамбль замыкался двухнефным ионическим портиком длиной около 70 метров. Примечательно, что раньше такие портики не строились в святилищах.

Катагогий

Поскольку в Святилище Асклепия стекались паломники со всей Греции, дом для постояльцев должен был быть особенным. Катагогий представлял собой огороженный и разбитый на четыре сектора парадный двор, из которого вели входы в маленькие комнаты для постояльцев. В углу каждого двора находились — куда же без них — туалеты.

Храм Асклепия

Предположительно, построен в 380-м году архитектором Феодотом. Представлял собой небольшой дорийский периптер с укороченными длинными сторонами (6х11 колонн). Не имел, как и другие поздние храмы, опистодома. Здание было выстроено из туфа и стояло на известняковом стилобате. Оба его фронтона были украшены скульптурой. Западный изображал амазономахию, восточный — кентавромахию, или Гибель Трои. В наосе храма стояла хрисоэлефантинная статуя сидящего Асклепия с собакой у ног работы Фрасимеда Паросского. Акротериальная скульптура, которая в некотором числе сохранилась, изображала Ник и восседающих на конях женских фигур в просвечивающих одеждах — так называемых «авр».

Также в святилище присутствовал небольшой храм Артемиды, что говорит нам о том, что, фактически, здесь почиталась пара богов. Жертвенный алтарь, более того, находился между двумя храмами.

Фимела

Приблизительно в 360-330-м годах в Святилище Асклепия появилась новая постройка. Называлась она Фимела, и назначение ее до конца неизвестно. Архитектором Фимелы был Поликлет Младший (аргосский архитектор, получивший такое прозвище, чтобы избежать путаницы с аргосским скульптором Поликлетом).  Фимела принадлежит к типу толоса, возрождение которого скорее всего связано с ритуальной идеей гробницы. Толос фимелы имел 22 метра в диаметре и стоял на трехступенном основании. Снаружи он хвастал 26-ю колоннами дорийского ордера, тогда как внутри — 14-ю колоннами коринфского, которые считались лучшими в Греции IV века до нашей эры. В эпидаврских капителях чувствуется отражение ювелирной техники: их пропорции грациозны и хрупки, волюты тонки, плоские листья поставлены редко и рядом с их жидким узором всюду проступает голый остов капители. Фимела была выстроена из паросского и пентелийского мрамора. Ее пол был выложен черно-белыми мраморными плитами. Антаблемент был обильно украшен порезкой, фасад — львиными головами. Под землей, в фундаменте Фимелы, есть субструкция в виде концентрических колец — символическое жилище древнего бога-крота, куда можно было попасть, отодвинув центральную светлую плиту пола. Также Фимела была украшена картинами, одной из которых является работа сикионского мастера Павсия — женщина, пьющая воду из прозрачной чаши.

Театр в Эпидавре

Создан также Поликлетом Младшим. Считался одним из красивейших театров Греции. Имел двойной концентрический ряд сидений, составлявших более половины яруса. Первый ярус сидений был выше второго. Во втором ярусе было больше секторов. Оркестра этого театра была круглой. План этого театра напоминает восходящее солнце, что соответствовало смыслу проходивших там представлений. 

Храм Артемиды в Эфесе

Реставрирован около 340-го года. Реставрационная работа для греков поздней классики имела важное значение — повторения старых образцов с тем, чтобы увековечить их.

Галикарнасский Мавзолей (360-350 годы до нашей эры)

Работа архитекторов Пифея и Сатира. Представляет собой синкретический образ гробницы-храма. Предназначался для обожествленного правителя Карии Мавсола и его супруги Артемисии. Мавзолей представлял собой высокое башнеобразное сооружение, боковые стороны которого были сильно укорочены. На коротких его сторонах — по девять колонн, на длинных — по одиннадцать. Мавзолей стоит на цокольной гробнице, продолжающей расти в высоту и приобретающей ступенчатость. Это создает образ мавзолея как своего рода «мировой горы». На каждой из ступеней были фризы, исполненные Скопасом, Тимофеем, Леохаром и Бриаксидом. Обилие скульптурного декора, при усилившемся его атектоническом облике, приводит к заключению, что мавзолей стремится стать своего рода скульптурным телом. В интерколумниях находились зооморфные статуи. Венчали гробницу Статуи Мавсола и Артемисии в квадриге.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4997. Определение грузоподъемности башенного крана 1.52 MB
  Определение грузоподъемности башенного крана. Варианты заданий № п/п Показатели Варианты заданий по последней цифре шифра 1 Марка башенного крана БК - 250 2 Расстояние от оси вращения крана до центра тяжести подвешенного груза а, м...
4998. Выбор двигателя и редуктора для электромеханических систем постоянного тока 304 KB
  Выбор двигателя и редуктора для электромеханических систем постоянного тока Выбор двигателя и редуктора для ЭМС. В следящих системах мощностью несколько сот ватт и выше применяются двигатели постоянного тока независимого возбуждения с регулиро...
4999. Надежность систем автоматического управления 231 KB
  Надежность систем автоматического управления Введение Расчеты надежности автоматизированных систем управления относятся к категории наиболее сложных расчетов. Им должны предшествовать: Уяснение принципа работы и физической сущности явлений элемен...
5000. Рынок: сущность. Противоречия рынка 145.5 KB
  Введение Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по все...
5001. Система учета затрат direct costing и условия ее наиболее эффективного применения на предприятии 130 KB
  Система учета затрат directcosting и условия ее наиболее эффективного применения на предприятии Введение В современной обстановке перехода к рынку, постоянно необходимо проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Д...
5002. Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике 185.5 KB
  Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике Введение Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо или косвенно оказывают влияние на жизни люд...
5004. Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А 205.2 KB
  Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А (L=1450 мм) Введение Перед автомобильной промышленностью в настоящее время стоят задачи, связанные с увеличением выпуска экономичных автомобилей с дизельными двигателями, позволяющих значительно сократить расход ...
5005. Выбор системы автоматического управления сверлильно-расточно-фрезерного станка модели 600V 100 KB
  Выбрать систему автоматического управления сверлильно-расточно-фрезерного станка модели 600V, проспект Стерлитамакского станкостроительного завода прилагается. Список сокращений САУ – система автоматического управления УЧПУ...