95907

Пракситель

Доклад

Культурология и искусствоведение

Кефисодот Главное произведение Кефисодота статуя Эйрены с маленьким Плутосом на руке относится очевидно к концу 70-х годов IV века. По всей вероятности статуя Эйрены была отлита из бронзы; наиболее известная ее копия находится в Мюнхенской глиптотеке. Согласно афинским монетам ее реставрируют таким образом: правая рука Эйрены опиралась...

Русский

2015-10-01

822.48 KB

0 чел.

Пракситель

Произведения Праксителя отличаются большей грацией и большей утонченностью в передаче оттенков душевной жизни, чем творения V в. до н. э., вместе с тем его образы менее героичны. Сопоставление любого из произведений Праксителя не только с «Дискоболом» и «Дорифором», но и парфеноновским Кефалом убеждает в этом. Наиболее ясно своеобразие художественного языка Праксителя раскрывается не в его ранних, еще близких V в. до н. э. работах («Сатир, наливающий вино»), а в зрелых вещах, относящихся примерно к середине IV в. до н. э. Таков «Отдыхающий сатир», дошедший до нашего времени в римских мраморных копиях.

Юный сатир изображен скульптором непринужденно облокотившимся о ствол дерева. Тонкая моделировка тела, скользящие по его поверхности тени создают ощущение дыхания, трепета жизни. Наброшенная через плечо шкура рыси своими тяжелыми складками оттеняет нежную теплоту его тела. Глубоко посаженные глаза мечтательно глядят вдаль, на губах скользит мягко-задумчивая полуулыбка, в правой руке — флейта, на которой он только что играл. Характерен S-образный изгиб фигуры. Не архитектоническая ясность пластической конструкции, а именно изысканная гибкость и нега движений привлекают внимание мастера. Столь же существенно и применение третьей точки опоры — излюбленный прием Праксителя, дающий возможность передать состояние человеческого тела, предавшегося отдохновенной неге.

Героический пафос зрелой классики выражался обычно в создании образа человека, полного жизненной энергии, готового к свершению подвига. Для Праксителя эстетическим идеалом является образ человека, способного к полноте счастья и находящегося в состоянии отдохновенного, хотя внутренне оживленного покоя. Таков его «Гермес с младенцем Дионисом». Эта работа Праксителя, по всей видимости, дошла до нас либо в первоклассной реплике позднейшего греческого мастера, либо в подлинном мраморе самого Праксителя (ныне находится в музее в Олимпии).

Она изображает Гермеса, который непринужденно оперся о ствол дерева. В поднятой правой руке он, видимо, держит гроздь винограда (кисть руки утрачена). К ней тянется сидящий на его левой руке младенец Дионис. Статую отличает изящное движение полной внутренней энергии фигуры, находящейся в свободной отдохновенной позе. Идеально прекрасному лицу Гермеса скульптор сумел придать выражение сдержанной, но глубокой одухотворенности. Пракситель при этом тонко использует скрытую в мраморе способность создавать мягкую мерцающую игру светотени, тончайшие фактурные нюансы. Мастер передает и все благородство движения сильной фигуры Гермеса, эластическую гибкость его мышц и легкое мерцание поверхности тела, живописную игру теней в его кудрях, сияние его взгляда.

Новое понимание природы художественного образа сказывается особенно явственно в созданной непосредственно для культовых целей статуе Афродиты Книдской, дошедшей в ряде римских реплик. Мотив «пеннорожденной» Афродиты здесь преобразован в мотив прекрасной женщины, сбросившей одежды и готовой вступить в воду. Конечно, обнаженное женское тело привлекало и ранее внимание скульпторов, но впервые в статуе культового характера изображалась нагая, вернее обнаженная богиня. Новаторский характер статуи вызвал у части современников некоторое смущение. Так, Плиний следующим образом излагает историю ее создания: «... выше всех произведений не только Праксителя, но и вообще существующих во вселенной находится Венера его работы ... Пракситель одновременно изготовил и продавал две статуи Венеры, но одна была покрыта одеждой, ее предпочли жители Коса, которым принадлежало право выбора. Пракситель за обе статуи назначил одинаковую плату, но жители Коса эту статую признали серьезной и скромной, отвергнутую ими купили книдяне, и ее слава была неизмеримо выше».

Кефисодот

Главное произведение Кефисодота — статуя Эйрены с маленьким Плутосом на руке — относится, очевидно, к концу 70-х годов IV века. После нескольких удачных походов, в период мира со Спартой и пан- эллинского конгресса, афиняне находились в приподнятом настроении, мечтая о возрождении счастливой эпохи Перикла. В эти годы радостных надежд они и заказали Кефисодоту статую богини мира с маленьким богом богатства, которая должна была стоять на рыночной площади.

По всей вероятности, статуя Эйрены была отлита из бронзы; наиболее известная ее копия находится в Мюнхенской глиптотеке. Согласно афинским монетам, ее реставрируют таким образом: правая рука Эйрены опиралась на жезл, левая же ее рука, на которой сидел маленький Плутос, держала рог изобилия. Эйрена Кефисодота производит поразительно застылое, тяжелое впечатление. Несомненно, художник сознательно стремился к этой строгой тектонике и возвышенности образа. От произведения Кефисодота веет каким-то академическим духом — не случайно начало IV века есть время возникновения лервой художественной Академии в Греции —Академии живописи, основанной Эвпомпом в Сикионе. Безусловно, Кефисодот ставил себе ретроспективные цели — возвращения к Фидию, к концепции классического стиля V века. Действительно, мы видим типично Фидиеву позу, классический напуск пеплоса, вертикальную складку, спадающую с колена опирающейся ноги. И все же при более внимательном анализе нетрудно заметить, что это только мнимый классицизм. Одежда у Эйрены — не абстрактный покров, но реальная, плотная и тяжелая ткань, которая всюду, где только может, прилегает к телу и моделирует его формы; складки на левой ноге уже не состоят из одних только вертикальных каннелюр, они меняют направление и смешиваются друг с другом; всюду много мелких, реалистических мотивов, оживляющих классическую схему, особенно в волосах Эйрены, поражающих сложностью своей прически. Кефисодоту казалось, что он освободился от всех соблазнов живописных тенденций; на самом же деле его искусство впитало в себя все главные завоевания предшествующей эпохи. Но в статуе Эйрены есть и нечто совершенно новое, что радикально отмежевывает Кефисодота как от классического стиля V века, так и от стиля переходной эпохи,— это новая концепция статуарной группы. Эйрена Кефисодота является как бы первым прообразом того группового сочетания фигур, которое позднейшее европейское искусство не устает повторять в бесчисленных вариантах — группы мадонны с мла денцем на руках. Разумеется, как и всякой первой попытке, произведению Кефисодота не хватает еще полного пластического единства. Эйрену нельзя назвать группой в настоящем смысле слова: божок богатства является скорее атрибутом в руках Эйрены, подобно рогу изобилия. Фигурка ребенка отнесена совсем в сторону, чтобы не закрыть тела Эйрены. В самом изображении Плутоса Кефисодоту удались собственно только жесты, только, так сказать, поведение ребенка, но ни с формами, ни с пропорциями детского тела он не сумел справиться. И все же самая идея построения группы на внутренней, духовной связи, на диалоге чувств, самая лирическая нежность, человечность этого замысла говорят о том, что искусство Кефисодота вступило на совершенно новые, до сих пор неведомые греческой скульптуре пути, по которым пойдет дальше его сын —  Пракситель.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78896. Становление развитой научной теории 28 KB
  Становление развитой научной теории. Роль теории в научном познании огромна. В процессе построения научной теории задействованы сеть базовых понятий совокупность методов методологические нормы и принципы данные экспериментов обобщения фактов и заключения теоретиков и экспертов. Построение научной теории это процесс координируемый научными целями и задачами.
78897. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания 27.5 KB
  Кун впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Он обосновал казалось бы противоречивый феномен: традиции являются условием возможности научного развития. традиции. Из истории науки известно что происходит смена традиции возникновение новых парадигм т.
78898. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания 25.5 KB
  Главным условием появления идеи научных революций явилось признание историчности разума а следовательно историчности научного знания и соответствующего ему типа рациональности. представление о внеисторичности разума было поставлено под сомнение. Это в первую очередь означает историчность разума с помощью которого осуществляется процесс познания. Принцип историзма разума получил дальнейшее развитие в марксизме неогегельянстве неокантианстве философии жизни.
78899. Глобальные революции и типы научной рациональности 31 KB
  Глобальные революции и типы научной рациональности. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности получивший название научного. Научный тип рациональности радикально отличаясь от античного тем не менее воспроизвел правда в измененном виде два главных основания античной рациональности: вопервых принцип тождества мышления и бытия вовторых идеальный план работы мысли. Тип рациональности сложившийся в науке невозможно реконструировать не учитывая тех изменений которые произошли в философском понимании тождества...
78900. Главные характеристики современной постнеклассической науки 28.5 KB
  Главные характеристики современной постнеклассической науки. Внедрение времени во все науки все более широкое распространение идеи развития историзация диалектизация науки. В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том что если объектом классической науки были простые системы а объектом неклассической науки сложные системы то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Эта...
78901. Глобальный эволюционизм 29 KB
  Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80е гг. Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе социальной жизни и технике одной из целей глобального эволюционизма явилось стремление интегрировать естественнонаучное обществоведческое гуманитарное а также техническое знание. В этом своем качестве концепция глобального эволюционизма претендует на создание нового типа целостного знания сочетающего в себе научнометодологические и философские основания. Обоснованию глобального эволюционизма...
78903. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации 33.5 KB
  В техногенных обществах основной ценностью являются инновация и новизна внутренними резервами развития становится дальнейший технологический прогресс. Культурная матрица техногенного развития проходит прединдустриальную индустриальную постиндустриальную стадии. Негативы современного технократического развития многообразны: это и угроза ядерной и экологической катастроф радиоактивное заражение биосферы генетические мутации генная инженерия и клонирование зомбирования нейролептонного характера сциентизированное мировоззрение....
78904. Роль науки в преодолении глобальных кризисов 30 KB
  Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности к которым относят проблемы охватывающие систему мир человек в целом и которые отражают жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют не локальный а всеохватывающий планетарный характер. К глобальным проблемам современности относят экологические демографические проблемы войны и мира проблемы кризиса культуры. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно координированно усилиями всего мирового сообщества.