95907

Пракситель

Доклад

Культурология и искусствоведение

Кефисодот Главное произведение Кефисодота статуя Эйрены с маленьким Плутосом на руке относится очевидно к концу 70-х годов IV века. По всей вероятности статуя Эйрены была отлита из бронзы; наиболее известная ее копия находится в Мюнхенской глиптотеке. Согласно афинским монетам ее реставрируют таким образом: правая рука Эйрены опиралась...

Русский

2015-10-01

822.48 KB

0 чел.

Пракситель

Произведения Праксителя отличаются большей грацией и большей утонченностью в передаче оттенков душевной жизни, чем творения V в. до н. э., вместе с тем его образы менее героичны. Сопоставление любого из произведений Праксителя не только с «Дискоболом» и «Дорифором», но и парфеноновским Кефалом убеждает в этом. Наиболее ясно своеобразие художественного языка Праксителя раскрывается не в его ранних, еще близких V в. до н. э. работах («Сатир, наливающий вино»), а в зрелых вещах, относящихся примерно к середине IV в. до н. э. Таков «Отдыхающий сатир», дошедший до нашего времени в римских мраморных копиях.

Юный сатир изображен скульптором непринужденно облокотившимся о ствол дерева. Тонкая моделировка тела, скользящие по его поверхности тени создают ощущение дыхания, трепета жизни. Наброшенная через плечо шкура рыси своими тяжелыми складками оттеняет нежную теплоту его тела. Глубоко посаженные глаза мечтательно глядят вдаль, на губах скользит мягко-задумчивая полуулыбка, в правой руке — флейта, на которой он только что играл. Характерен S-образный изгиб фигуры. Не архитектоническая ясность пластической конструкции, а именно изысканная гибкость и нега движений привлекают внимание мастера. Столь же существенно и применение третьей точки опоры — излюбленный прием Праксителя, дающий возможность передать состояние человеческого тела, предавшегося отдохновенной неге.

Героический пафос зрелой классики выражался обычно в создании образа человека, полного жизненной энергии, готового к свершению подвига. Для Праксителя эстетическим идеалом является образ человека, способного к полноте счастья и находящегося в состоянии отдохновенного, хотя внутренне оживленного покоя. Таков его «Гермес с младенцем Дионисом». Эта работа Праксителя, по всей видимости, дошла до нас либо в первоклассной реплике позднейшего греческого мастера, либо в подлинном мраморе самого Праксителя (ныне находится в музее в Олимпии).

Она изображает Гермеса, который непринужденно оперся о ствол дерева. В поднятой правой руке он, видимо, держит гроздь винограда (кисть руки утрачена). К ней тянется сидящий на его левой руке младенец Дионис. Статую отличает изящное движение полной внутренней энергии фигуры, находящейся в свободной отдохновенной позе. Идеально прекрасному лицу Гермеса скульптор сумел придать выражение сдержанной, но глубокой одухотворенности. Пракситель при этом тонко использует скрытую в мраморе способность создавать мягкую мерцающую игру светотени, тончайшие фактурные нюансы. Мастер передает и все благородство движения сильной фигуры Гермеса, эластическую гибкость его мышц и легкое мерцание поверхности тела, живописную игру теней в его кудрях, сияние его взгляда.

Новое понимание природы художественного образа сказывается особенно явственно в созданной непосредственно для культовых целей статуе Афродиты Книдской, дошедшей в ряде римских реплик. Мотив «пеннорожденной» Афродиты здесь преобразован в мотив прекрасной женщины, сбросившей одежды и готовой вступить в воду. Конечно, обнаженное женское тело привлекало и ранее внимание скульпторов, но впервые в статуе культового характера изображалась нагая, вернее обнаженная богиня. Новаторский характер статуи вызвал у части современников некоторое смущение. Так, Плиний следующим образом излагает историю ее создания: «... выше всех произведений не только Праксителя, но и вообще существующих во вселенной находится Венера его работы ... Пракситель одновременно изготовил и продавал две статуи Венеры, но одна была покрыта одеждой, ее предпочли жители Коса, которым принадлежало право выбора. Пракситель за обе статуи назначил одинаковую плату, но жители Коса эту статую признали серьезной и скромной, отвергнутую ими купили книдяне, и ее слава была неизмеримо выше».

Кефисодот

Главное произведение Кефисодота — статуя Эйрены с маленьким Плутосом на руке — относится, очевидно, к концу 70-х годов IV века. После нескольких удачных походов, в период мира со Спартой и пан- эллинского конгресса, афиняне находились в приподнятом настроении, мечтая о возрождении счастливой эпохи Перикла. В эти годы радостных надежд они и заказали Кефисодоту статую богини мира с маленьким богом богатства, которая должна была стоять на рыночной площади.

По всей вероятности, статуя Эйрены была отлита из бронзы; наиболее известная ее копия находится в Мюнхенской глиптотеке. Согласно афинским монетам, ее реставрируют таким образом: правая рука Эйрены опиралась на жезл, левая же ее рука, на которой сидел маленький Плутос, держала рог изобилия. Эйрена Кефисодота производит поразительно застылое, тяжелое впечатление. Несомненно, художник сознательно стремился к этой строгой тектонике и возвышенности образа. От произведения Кефисодота веет каким-то академическим духом — не случайно начало IV века есть время возникновения лервой художественной Академии в Греции —Академии живописи, основанной Эвпомпом в Сикионе. Безусловно, Кефисодот ставил себе ретроспективные цели — возвращения к Фидию, к концепции классического стиля V века. Действительно, мы видим типично Фидиеву позу, классический напуск пеплоса, вертикальную складку, спадающую с колена опирающейся ноги. И все же при более внимательном анализе нетрудно заметить, что это только мнимый классицизм. Одежда у Эйрены — не абстрактный покров, но реальная, плотная и тяжелая ткань, которая всюду, где только может, прилегает к телу и моделирует его формы; складки на левой ноге уже не состоят из одних только вертикальных каннелюр, они меняют направление и смешиваются друг с другом; всюду много мелких, реалистических мотивов, оживляющих классическую схему, особенно в волосах Эйрены, поражающих сложностью своей прически. Кефисодоту казалось, что он освободился от всех соблазнов живописных тенденций; на самом же деле его искусство впитало в себя все главные завоевания предшествующей эпохи. Но в статуе Эйрены есть и нечто совершенно новое, что радикально отмежевывает Кефисодота как от классического стиля V века, так и от стиля переходной эпохи,— это новая концепция статуарной группы. Эйрена Кефисодота является как бы первым прообразом того группового сочетания фигур, которое позднейшее европейское искусство не устает повторять в бесчисленных вариантах — группы мадонны с мла денцем на руках. Разумеется, как и всякой первой попытке, произведению Кефисодота не хватает еще полного пластического единства. Эйрену нельзя назвать группой в настоящем смысле слова: божок богатства является скорее атрибутом в руках Эйрены, подобно рогу изобилия. Фигурка ребенка отнесена совсем в сторону, чтобы не закрыть тела Эйрены. В самом изображении Плутоса Кефисодоту удались собственно только жесты, только, так сказать, поведение ребенка, но ни с формами, ни с пропорциями детского тела он не сумел справиться. И все же самая идея построения группы на внутренней, духовной связи, на диалоге чувств, самая лирическая нежность, человечность этого замысла говорят о том, что искусство Кефисодота вступило на совершенно новые, до сих пор неведомые греческой скульптуре пути, по которым пойдет дальше его сын —  Пракситель.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80091. Форми давального і місцевого відмінків однини прикметників жіночого роду 45.21 KB
  Мета: Вчити учнів утворювати форми давального і місцевого відмінків прикметників жіночого роду в однині розрізняти їх правильно писати й вимовляти ці форми; закріплювати навички визначати відмінок прикметників; розвивати мовленнєві вміння дітей навички каліграфічного письма...
80092. Места посещения. На улице. Как пройти? Правила безопасности дорожного движения 36.5 KB
  Цели: повторить и обобщить усвоение лексического грамматического материала; учить использовать свои знания в создаваемых парасредах Развивать навыки презинтаций своего проекта; Воспитывать положительное отношение к изучению английского языка.
80093. PROFESSIONS IN OUR LIFE 70.5 KB
  We have known some new professions from this tongue – twister. You have already known a lot of professions. Look, I have some letters from different people. I want to read these letters, and you’ll say what these people are.
80094. Які бувають рослини (дерева, кущі, трав’янисті рослини) 47 KB
  Мета: ознайомити учнів із різноманітним світом рослин; вчити порівнювати дерева, кущі, трав’янисті рослини; розвивати мовленнєві вміння, мислення; виховувати допитливість, інтерес до вивчення рідної природи.
80095. Вис на зігнутих руках. Стрибок у довжину з місця 51.5 KB
  Стройові вправи: праворуч ліворуч кругом. Вправи для корекції плоскостопості: Ходьба на носочках; Ходьба на пятках; Ходьба на внутрішній стороні стопи; Ходьба на зовнішній стороні стопи. Вправи для відновлення дихання: Очищаюче дихання: зробити повільний повний вдих ненадовго затримати повітря...
80096. Types of morphemes 25.49 KB
  Thus words cn be divided into smller units which referred to s morphemes. Morphemes re the smllest indivisible twofced lnguge units. There re different types of morphemes in English.
80097. The category of aspect 28.73 KB
  Spect is grmmticl ctegory of the Verb which expresses difference in the wy the ction is shown to proceed. The ctegory of spect is linguistic representtion of the objective ctegory of Mnner of ction. The reliztion of the ctegory of spect is closely connected with the lexicl mening of verbs.
80098. Stylistics as a branch of linguistics. Branches of Stylistics 28.38 KB
  Stylistics is that branch of linguistics, which studies the principles, and effect of choice and usage of different language elements in rendering thought and emotion under different conditions of communication. The number of functional styles...
80099. The Functional Style of Official Prose 31.43 KB
  The style of official documents is the most conservative. It is not homogeneous and is represented by the following substyles or variants: 1. the language of business documents; 2. the language of legal documents; 3. that of diplomacy; 4. that of military document