95907

Пракситель

Доклад

Культурология и искусствоведение

Кефисодот Главное произведение Кефисодота статуя Эйрены с маленьким Плутосом на руке относится очевидно к концу 70-х годов IV века. По всей вероятности статуя Эйрены была отлита из бронзы; наиболее известная ее копия находится в Мюнхенской глиптотеке. Согласно афинским монетам ее реставрируют таким образом: правая рука Эйрены опиралась...

Русский

2015-10-01

822.48 KB

0 чел.

Пракситель

Произведения Праксителя отличаются большей грацией и большей утонченностью в передаче оттенков душевной жизни, чем творения V в. до н. э., вместе с тем его образы менее героичны. Сопоставление любого из произведений Праксителя не только с «Дискоболом» и «Дорифором», но и парфеноновским Кефалом убеждает в этом. Наиболее ясно своеобразие художественного языка Праксителя раскрывается не в его ранних, еще близких V в. до н. э. работах («Сатир, наливающий вино»), а в зрелых вещах, относящихся примерно к середине IV в. до н. э. Таков «Отдыхающий сатир», дошедший до нашего времени в римских мраморных копиях.

Юный сатир изображен скульптором непринужденно облокотившимся о ствол дерева. Тонкая моделировка тела, скользящие по его поверхности тени создают ощущение дыхания, трепета жизни. Наброшенная через плечо шкура рыси своими тяжелыми складками оттеняет нежную теплоту его тела. Глубоко посаженные глаза мечтательно глядят вдаль, на губах скользит мягко-задумчивая полуулыбка, в правой руке — флейта, на которой он только что играл. Характерен S-образный изгиб фигуры. Не архитектоническая ясность пластической конструкции, а именно изысканная гибкость и нега движений привлекают внимание мастера. Столь же существенно и применение третьей точки опоры — излюбленный прием Праксителя, дающий возможность передать состояние человеческого тела, предавшегося отдохновенной неге.

Героический пафос зрелой классики выражался обычно в создании образа человека, полного жизненной энергии, готового к свершению подвига. Для Праксителя эстетическим идеалом является образ человека, способного к полноте счастья и находящегося в состоянии отдохновенного, хотя внутренне оживленного покоя. Таков его «Гермес с младенцем Дионисом». Эта работа Праксителя, по всей видимости, дошла до нас либо в первоклассной реплике позднейшего греческого мастера, либо в подлинном мраморе самого Праксителя (ныне находится в музее в Олимпии).

Она изображает Гермеса, который непринужденно оперся о ствол дерева. В поднятой правой руке он, видимо, держит гроздь винограда (кисть руки утрачена). К ней тянется сидящий на его левой руке младенец Дионис. Статую отличает изящное движение полной внутренней энергии фигуры, находящейся в свободной отдохновенной позе. Идеально прекрасному лицу Гермеса скульптор сумел придать выражение сдержанной, но глубокой одухотворенности. Пракситель при этом тонко использует скрытую в мраморе способность создавать мягкую мерцающую игру светотени, тончайшие фактурные нюансы. Мастер передает и все благородство движения сильной фигуры Гермеса, эластическую гибкость его мышц и легкое мерцание поверхности тела, живописную игру теней в его кудрях, сияние его взгляда.

Новое понимание природы художественного образа сказывается особенно явственно в созданной непосредственно для культовых целей статуе Афродиты Книдской, дошедшей в ряде римских реплик. Мотив «пеннорожденной» Афродиты здесь преобразован в мотив прекрасной женщины, сбросившей одежды и готовой вступить в воду. Конечно, обнаженное женское тело привлекало и ранее внимание скульпторов, но впервые в статуе культового характера изображалась нагая, вернее обнаженная богиня. Новаторский характер статуи вызвал у части современников некоторое смущение. Так, Плиний следующим образом излагает историю ее создания: «... выше всех произведений не только Праксителя, но и вообще существующих во вселенной находится Венера его работы ... Пракситель одновременно изготовил и продавал две статуи Венеры, но одна была покрыта одеждой, ее предпочли жители Коса, которым принадлежало право выбора. Пракситель за обе статуи назначил одинаковую плату, но жители Коса эту статую признали серьезной и скромной, отвергнутую ими купили книдяне, и ее слава была неизмеримо выше».

Кефисодот

Главное произведение Кефисодота — статуя Эйрены с маленьким Плутосом на руке — относится, очевидно, к концу 70-х годов IV века. После нескольких удачных походов, в период мира со Спартой и пан- эллинского конгресса, афиняне находились в приподнятом настроении, мечтая о возрождении счастливой эпохи Перикла. В эти годы радостных надежд они и заказали Кефисодоту статую богини мира с маленьким богом богатства, которая должна была стоять на рыночной площади.

По всей вероятности, статуя Эйрены была отлита из бронзы; наиболее известная ее копия находится в Мюнхенской глиптотеке. Согласно афинским монетам, ее реставрируют таким образом: правая рука Эйрены опиралась на жезл, левая же ее рука, на которой сидел маленький Плутос, держала рог изобилия. Эйрена Кефисодота производит поразительно застылое, тяжелое впечатление. Несомненно, художник сознательно стремился к этой строгой тектонике и возвышенности образа. От произведения Кефисодота веет каким-то академическим духом — не случайно начало IV века есть время возникновения лервой художественной Академии в Греции —Академии живописи, основанной Эвпомпом в Сикионе. Безусловно, Кефисодот ставил себе ретроспективные цели — возвращения к Фидию, к концепции классического стиля V века. Действительно, мы видим типично Фидиеву позу, классический напуск пеплоса, вертикальную складку, спадающую с колена опирающейся ноги. И все же при более внимательном анализе нетрудно заметить, что это только мнимый классицизм. Одежда у Эйрены — не абстрактный покров, но реальная, плотная и тяжелая ткань, которая всюду, где только может, прилегает к телу и моделирует его формы; складки на левой ноге уже не состоят из одних только вертикальных каннелюр, они меняют направление и смешиваются друг с другом; всюду много мелких, реалистических мотивов, оживляющих классическую схему, особенно в волосах Эйрены, поражающих сложностью своей прически. Кефисодоту казалось, что он освободился от всех соблазнов живописных тенденций; на самом же деле его искусство впитало в себя все главные завоевания предшествующей эпохи. Но в статуе Эйрены есть и нечто совершенно новое, что радикально отмежевывает Кефисодота как от классического стиля V века, так и от стиля переходной эпохи,— это новая концепция статуарной группы. Эйрена Кефисодота является как бы первым прообразом того группового сочетания фигур, которое позднейшее европейское искусство не устает повторять в бесчисленных вариантах — группы мадонны с мла денцем на руках. Разумеется, как и всякой первой попытке, произведению Кефисодота не хватает еще полного пластического единства. Эйрену нельзя назвать группой в настоящем смысле слова: божок богатства является скорее атрибутом в руках Эйрены, подобно рогу изобилия. Фигурка ребенка отнесена совсем в сторону, чтобы не закрыть тела Эйрены. В самом изображении Плутоса Кефисодоту удались собственно только жесты, только, так сказать, поведение ребенка, но ни с формами, ни с пропорциями детского тела он не сумел справиться. И все же самая идея построения группы на внутренней, духовной связи, на диалоге чувств, самая лирическая нежность, человечность этого замысла говорят о том, что искусство Кефисодота вступило на совершенно новые, до сих пор неведомые греческой скульптуре пути, по которым пойдет дальше его сын —  Пракситель.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50094. Техніка ударів по мячу ногою 130 KB
  Техніка ударів по м’ячу ногою. У футболі удари по м’ячу виконуються ногою і головою. Удари по м’ячу головою роблять серединою та бічними частинами голови. Частини тіла якими футболіст виконує прийоми техніки гри удари зупинки ведення тощо Удар по м’ячу внутрішньою частиною стопи Цей прийом застосовується під час ударівпередач на невеликі відстані зокрема по воротах.
50095. Определение удельного сопротивления, контактного сопротивления, и удельной теплопроводности металлов низкоомных материалов с помощью измерительного усилителя 176 KB
  Несмотря на низкое удельное сопротивление при большой длине металлические проводники могут иметь заметное сопротивление что приводит к потерям электроэнергии при её передаче и влияет на работу потребителей. Например изза большого числа витков активное омическое сопротивление катушки индуктивности может оказаться соизмеримым с её реактивным сопротивлением. Для металлических образцов реальных размеров учитывая что удельное сопротивление в среднем варьируется от 107 до 105 Омм величины сопротивлений оказываются также малы. Ещё одной...
50097. Массивы. Линейные массивы. Двухмерные массивы – матрицы. Многомерные массивы 42 KB
  Элементами массива могут быть данные любого но только одного типа включая структурированные. Тип элементов массива называется базовым число элементов массива фиксируется при описании и в процессе выполнения программы не меняется. Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется путем индексирования элементов массива. Индекс массива по смыслу тождествен понятию индекса элемента вектора.
50098. Расчет снеговой нагрузки 190.5 KB
  Основные факторы влияющие на значение снеговой нагрузки это количество выпадающих в зимнее время осадков ветровой перенос в том числе сдувание с покрытия и таяние снега. Разница в количестве осадков в разные годы служит причиной многолетней изменчивости снеговой нагрузки. Базовое значение снеговой нагрузки представляет собой РАСЧЕТНЫЙ ВЕС СНЕГОВОГО ПОКРОВА на 1 м2 горизонтальной поверхности земли превышаемый один раз в 25 лет точнее зим. Расчетным значением этой нагрузки должен быть максимум из n ее повторений где n число лет...
50099. Визначення резонансного потенцыалу збудження атомів гелію методом Франка і Герца 477.5 KB
  Прилади і обладнання Трьохелектродна лампа яка заповнена інертним газом – гелієм джерело живлення типу ПСИП500 анодної та сіткової ділянок кіл установки автотрансформатор випрямляч струму типу ВСА6А амперметр катодного кола мікроамперметр анодного кола вольтметри Теоретичні відомості та опис установки Різниця потенціалів пройшовши яку електрон зазнає непружного зіткнення з атомом газу внаслідок чого атом переходить основного стану в перший збуджений стан називають резонансним потенціалом. Сила катодного струму вимірюється...
50100. Способи перенесення одного партнера двома і техніка їх виконання 45.5 KB
  Перенесення партнера: одного одним одного двома. Однією із різновидів перенесення вантажу є перенесення партнера. Способи перенесення партнера: одного двома; одного одним. Способи перенесення одного партнера двома і техніка їх виконання...