95912

Греческие галечные мозаики. Памятники Олинфа и Пеллы

Доклад

Культурология и искусствоведение

Зарождение искусства напольной мозаики относится к глубокой древности - к периоду архаики в Древней Греции и к еще более раннему периоду на востоке Средиземноморья, то есть примерно к 8 – 7 веку до н.э. Обладающие высокими эксплуатационными качествами, прелестной игрой природной фактуры, полезные для здоровья, приятные на ощупь мощения...

Русский

2015-10-01

1.19 MB

1 чел.

Греческие галечные мозаики. Памятники Олинфа и Пеллы

Зарождение искусства напольной мозаики относится к глубокой древности - к периоду архаики в Древней Греции и к еще более раннему периоду на востоке Средиземноморья, то есть примерно к 8 7 веку до н.э. Обладающие высокими эксплуатационными качествами, прелестной игрой природной фактуры, полезные для здоровья, приятные на ощупь мощения быстро завоевали сердца приморских жителей. Кроме того, отражая дневной свет, материал мощений подсвечивал внутренние покои строений. Изначально мостильщики полов не ставили перед собой никаких изобразительных задач, рассыпая гальку по свежезалитой стяжке, и только со временем стали появляться сначала простые, даже примитивные, узоры. Они постепенно усложнялись, превращаясь в определенный орнамент, который становился основным изобразительным мотивом и который в дальнейшем уступил эту роль  антропо-  или зооморфной эмблеме. Орнамент как бы отошел на вторые роли в архитектурном убранстве  строений, но, как это бывает с талантливыми артистами второго плана, порой он выглядел более достойно, чем главное действующее лицо декора – эмблема

Образцы галечной мозаики можно разделить на несколько стилистических групп:

1. Неизобразительные напольные мощения, напоминающие галечную россыпь, сохранились в святилище Артемиды Ортии в Спарте и храме Афины Пронойи  в Дельфах (VII-VI век до н. э.);
2.
Простые рудиментарные галечные узоры с усложненной программой (уложенные в глину или штукатурку мощения из однотонной или цветной гальки) сохранились на Крите и в Микенах, сходные образцы   мощений обнаружены во фригийском городе Гордион, в Ассирии во дворцах  Арслан Таш  и Тил Барсиб  и  в восточной Анатолии в Алтинтепе (конец VIII века до н. э.).  Эта традиция продолжалась в VI и V веках, когда узоры были отчетливо выложены повторяющимися клеточками и меандрами;
3.
Окруженные бордюрами, тонально контрастные, галечные покрытия коврового типа и фигуративные панно, ранние примеры которых обнаружены в  мощениях Коринфа конца V века, Сикиона середины IV века, в Олинфе первой половины IV века, дома Мозаик в Эретрии середины IV века. Некоторые мозаики Пелопонесса,  Аттики и Эвбеи могут быть отнесены к периоду поздней классики - началу IV века, мозаики в Верджине – к  концу IV века. Несколько превосходных образцов первой половины III века найдены в городе Родес;
4.
И, наконец, самые прекрасные мозаики IV-III веков до н.э., обнаруженные в Пелле,  столице Македонии, представляют собой блистательные предэллинистические образцы монохромной живописи, совершенство которых является скорее исключением, чем правилом: "Дионис на леопарде", "Охота  на оленя",  "Охота на льва"

Нас интересуют мозиаики предэллинистического периода

Мозаики Пеллы

Центральная часть композиции мощения "Охота на оленя" из Александрийского района Шатби как бы скалькирована с галечных мощений Пеллы "Охота на льва" и "Охота на оленя". По пропорциям сторон она занимает промежуточное положение между ними, представляя собой горизонтальную композицию в полтора квадрата. В изображение введена третья фигура, ныне практически полностью утраченная. Также как в мозаиках Пеллы, все фигуры представлены светлыми силуэтами на темном фоне, но с помощью более широкого  ряда полутонов (здесь встречаются розовые, желтые, серые, бежевые и красные цвета); движения фигур эросов изменены очень незначительно, но вместо развевающихся драпировок за их спинами  изображены крылья, по силуэту похожие на драпировки. Кажется убедительным предположение о том, что авторы мощения из Александрии ознакомились с мощениями Пеллы по "спискам", иллюстрации в которых были выполнены в недостаточном масштабе или повреждены, что не позволило им детально рассмотреть  и опознать изображение. Скорее всего, были повреждены или затерты именно развевающиеся на цирковых гладиаторах драпировки, а мозаичисты Александрии не стали себя утруждать поиском более точного оригинала. Поэтому вероятно, что появление эросов в сцене охоты на оленя произошло случайно. К тому же, в функции бога любви Амура, Купидона, Эроса не входит такое кровожадное занятие как избиение беззащитного олененка. Движения эросов преисполнены  неистовой жестокости, которая не представляется столь уж необходимой при добивании уже загнанного животного. Вряд ли случайно этот сюжет  выбран для экспериментов с новыми материалами – мастерам была необходима прочная композиционная опора, позволявшая проверять  возможности новой техники, не опасаясь утраты композиционного и изобразительного строя. Хотя мощения Пеллы и Александрии разделяет около ста лет, трудно не заметить, что на всех трех мозаиках прорисовка фигур, расположенных справа от оленя идентична, изменено лишь движение левой руки.  Силуэт фигуры слева от жертвы близок изображению охотника на галечной мозаике "Охота на льва". Мастера – мозаичисты начинают осознавать потенциал той техники, которая пока остается экспериментальной и используют ее в текстурных  контрастах, в четких очертаниях и выразительных деталях.

Пелла. Охота на Льва

Пелла. Дионис на Гепарде

Пелла. Охота на оленя

Мозаики Олинфа

Олинф — в прошлом древнегреческий город на полуострове Халкидика. На «Вилле доброй судьбы», в «Доме классического актера» в Олинфе найдены мозаики, которые сегодня представляют уникальный материал истории быта этого города.  Мозаики состоят из речной гальки и демонстрируют мифологические сюжеты

Олинф. Беллерофонт и Химера

Олинф. Мозаичный пол в одном из домов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29987. Память и деятельность 43.5 KB
  Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности цель которой запомнить соответствующий материал чтобы сохранить в памяти. Исследование мнемической деятельности – одна из ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ПСИХОЛОГИИ. Произвольное запоминание – основа мнемической деятельности. Переход от одной сферы деятельности в которую включено намерение к другой – может привести за собой забывание этого намерения.
29988. РЕШЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ УРАВНЕНИЙ 5.23 MB
  Эти значения x называются корнями уравнения 3. ak например для уравнения вида ax2 bx c = 0 его корни выражаются формулой: . В большинстве же случаев аналитическую запись корней уравнения найти очень сложно или в принципе невозможно такие уравнения называются трансцендентными и поэтому приходится решать уравнение численным способом. Отделение корней На данном этапе определяются те интервалы области изменения переменной x в каждом из которых расположен один и только один корень уравнения 3.
29989. Таинственное похищение Первого звонка. Сценарий праздника 1 сентября 179.11 KB
  Сценарий праздника 1 сентября Действующие лица Первый звонок Витя Петя Четверка Пятерка Двойка Единица Клякса Маша Флеш моб танец Первый ведущий. На сцену выходит Первый звонок. Первый звонок. Здравствуйте ребята вы меня я надеюсь узнали Да я ваш добрый знакомый Первый Школьный Звонок.
29990. СЦЕНАРІЙ СВЯТА ПЕРШОГО ДЗВОНИКА 130.46 KB
  Зріє жито молодеДружно з квітами до школиЗнову молодість іде Ведучий 2:Вересень немов учительДвері школи відчинивШколярів дзвінком врочистимДо навчання запросив Ведучий 1: Здрастуй школо здрастуй ріднаЗдрастуй любий класВ першовересень привітноТи стрічаєш нас Ведучий 2: Пахнуть фарбою класи просторіОй як хочеться вже до книжокМи від степу і синього моряВсі злетілись на перший урок Ведучий 1: Я не знаю хвилини врочистішеЩасливіших не бачив очей.Подивіться як урочистоМалюки зустрічають цей день Ведучий 1: На лінійку запрошуються...
29991. Свято Першого дзвоника 2013-2014 н.р. 81 KB
  Лунає музикафанфари 1 й ведучийШановні друзі всі присутні Батьки сьогоднішні й майбутні Дорогі діти вчителі З найкращим святом на землі. Ведучий Тепла осінь – як весна Далечінь така ясна. Зріє жито молоде Дружно з квітами до школи Знову молодість іде Ведуча Вересень немов учитель Двері школи відчинив Школярів дзвінком врочистим До навчання запросив Ведучий Здрастуй школо здрастуй рідна Здрастуй любий клас В першовересень привітно Ти стрічаєш нас 2й ведучий.1 й ведучийЦей день є визначним і радісним святом для кожного з...
29992. Свято Першого дзвоника – посвята першокурсників 66.5 KB
  У них мрії й недоспані ночі І тривога про завтрашній день Ведучий Знову двері до мудрості храму Де незгасне довічна хмарина Відчиня золотими ключами Рідна ненькомоя Україна. Пісня про Україну Ведучий Шановне товариство дорогі наші викладачі батьки та гості Щиро вітаємо всіх вас із . Ведучий Зустрічаймо їх теплими посмішками і радісними оплесками. ♬ Вихід першокурсників Ведуча Групу 1ф91керівник групи Олена Григорівна Лобур Ведучий Група 1 ф92 керівник групи _______________________Шатуніна Ведуча Групу 1ф93керівник групи...
29993. ПРАЗДНИК ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ 2013 г. 63.5 KB
  1ВЕДУШИЙ : Здравствуйте любимые учителя 2ВЕДУЩИЙ : Здравствуйте уважаемые родители и дорогие гости 1ВЕДУШИЙ: Сентябрь наступил закончилось лето Пришел праздник знаний учебы отметок 2ВЕДУШИЙ Дети родителиучителя С праздником вас поздравляем друзья 1 Школьник: СОСКУЧИЛСЯ ПО ШКОЛЕ Перегрелся на солнце я что ли Заскучал вдруг по собственной школе. Ну а сегодня – праздничный час Вместе: С праздником мы поздравляем всех вас 2 ВЕДУЩИЙ: Пришло время пригласить на нашу праздничную линейку...
29994. Возможности использования современных информационных технологий при изучении разделов «Атомная физика и Физика Атомного ядра» в школьном курсе физики 806.1 KB
  Влияние информационных технологий на выбор форм методов и средств обучения физике 26 1. Глава 1 Современные технологии обучения в преподавании физики 1. Практика воспитания и обучения все чаще сталкивается с необходимостью доступного подчеркивающих взаимосвязь явлений мира на уровне макросистем также требует определенного наглядного объяснения объектов и явлений особенно если они принадлежать к микромиру или являются абстрактными обобщениями.
29995. Разработка технологического процесса изготовления оконных и дверных блоков из ПВХ 460.34 KB
  Пластиковые окна изобрели в Германии, в 30-ые года. Первые пластиковые окна производитель установил бесплатно в качестве рекламы, но первоначально их производство не увенчалось успехом. И популярными стали они намного позже, в года 60-ые и их популярность растет до сих пор, прежде всего, из-за их устойчивости к внешним воздействиям. И это обоснованно.