95915

Греческая эллинистическая архитектура. Архитектурные ансамбли Пергама и Приены

Доклад

Культурология и искусствоведение

Двухъярусная колоннада применялась только внутри храмовых целл то в эллинистической архитектуре она стала применяться значительно шире например святилище Афины в Пергаме окружено двухъярусным портиком. План акрополя и верхней агоры по раскопкам: 1 - ионический храмик на террасе театра так называемый храм Каракаллы...

Русский

2015-10-01

521.11 KB

3 чел.

Греческая эллинистическая архитектура. Архитектурные ансамбли Пергама и Приены.

Эллинистическая архитектура переживала бурный подъем в конце 4 и в 3 в. до н. э., в период возникновения целого ряда новых столиц, торговых, административных и военно-стратегических центров.

Для эллинистического градостроительства характерно выделение административного и торгового центра города. Храм, который в классическую эпоху был главным городским сооружением, в рассматриваемый период стал только частью общего центрального ансамбля, включавшего также административные сооружения, базилику, библиотеку, гимнасий и другие постройки. Установился новый принцип архитектурного решения главной площади — агоры, — которая окружалась крытыми портиками, придававшими ей замкнутый характер; такова была, например, агора в Приене. Иногда центральная часть города состояла из нескольких ансамблей, как, например, центр города в Милете, акрополь в Пергаме. Широко вводились в архитектурные ансамбли произведения монументальной скульптуры — колоссальные статуи и многофигурные группы. В качестве основных парадных магистралей обычно выделялись две пересекающиеся в центре города улицы. Они были значительно шире остальных и архитектурно богаче оформлены.

В эллинистическую эпоху были разработаны принципы парковой архитектуры. Великолепными, богато украшенными скульптурой парками славились Александрия и Аатиохия. Создавались общественные и административные сооружения с обширным внутренним пространством, способнее вместить значительное число людей, например Булевтерий в Милете. Воздвигались огромные инженерные сооружения, например знаменитый Фаросский маяк в Александрии.

Для эллинистического зодчества показательно не только увеличение размеров общественных сооружений, но и существенное изменение самого характера архитектурных решений. Так, например, в строительстве храмов наряду с периптером широкое распространение получил более пышный и торжественный диптер. Вместо строгого дорического чаще применялся ионический ордер. В связи с общими тенденциями эллинистической архитектуры и появлением новых типов сооружений характер и функции ордера во многом изменились. Если в сооружениях 5 в. до н. э. двухъярусная колоннада применялась только внутри храмовых целл, то в эллинистической архитектуре она стала применяться значительно шире,—например, святилище Афины в Пергаме окружено двухъярусным портиком. Этот прием отвечал характерным для эллинистического зодчества стремлениям к большей пышности здания и был связан с переходом к более крупным масштабам построек. Важную роль в эллинистических сооружениях стала играть стена. В связи с этим элементы ордера начали утрачивать свое конструктивное значение и использовались в качестве элементов архитектонического членения стены, плоскость которой разбивалась нишами, окнами и пилястрами (или полуколоннами).

Обогащение рабовладельческой верхушки, характерный для эллинистической Эпохи интерес к частной жизни имели своим следствием повышенное внимание к архитектуре частного жилища. Эллинистическая эпоха создала более сложный по архитектурному решению перистильный тип жилого дома с богатым внутренним убранством, примером чего служат дома на острове Делосе.

При всех своих достижениях эллинистическая архитектура несет на себе печать противоречий своего времени. Огромные масштабы сооружений, богатство ансамблей, усложнение и обогащение архитектурных форм, пышность и нарядность построек. более совершенная строительная техника лишь отчасти могли компенсировать утрату благородного величия и гармонии, свойственных памятникам архитектуры классической эпохи. Усилился контраст между кварталами, застроенными роскошными домами богачей, и жалкими лачугами бедноты.

Архитектурный ансамбль Пергама.


Пергам. План акрополя и верхней агоры по раскопкам: 1 - ионический храмик на террасе театра (так называемый храм Каракаллы); 2 - театр; 3 - храм Траяна; 4 - остатки фундаментов периптерального храма Афины; 5 - казармы и к северо-западу от них - арсенал; 6 - дворцы пергамских царей; 7 - библиотека; 8 - ворота акрополя; 9 - Героон; 10 - стены византийского периода

Распланировка пергамского акрополя строится на иных принципах, чем распланировка афинского Акрополя второй половины V в. Здесь нет той свободной расстановки зданий, которую мы наблюдали в эпоху классики, но вместе с тем он не строится по системе пересекающихся под прямым углом линий, как улицы Приены. Здания пергамского акрополя располагаются веером, обступая котловину театра.

Стоявший над этой котловиной, построенный еще в IV в., храм Афины Полиады был обрамлен двухъярусной колоннадой. В нижнем ряду стояли дорийские колонны, поддерживавшие дорийский антаблемент. Высота колонн была 5 м. Расстановка их — очень свободная, на каждый интерколумний приходилось по четыре метопы. В верхнем ярусе колонны были ионийские (3 м высотой). Поддерживаемый этими колоннами антаблемент был смешанных ордеров: с ионийским архитравом сочетался дорийский триглифный фриз, причем на интерколумний приходилось по пять метоп. Нижняя часть ионийской колоннады была украшена невысокой балюстрадой, сплошь покрытой рельефами.

С наружной стороны галерея обрамлялась глухой стеной, оживлявшейся только находившимся на восточной стороне двухъярусным портиком входа. В портике, так же как и во внутренних частях галереи, четыре нижние колонны были дорийские, верхние же — ионийские; между последними находилась украшенная рельефом балюстрада.

С северной стороны к галерее примыкало здание библиотеки и музея скульптуры; здесь же, параллельно дорийской колоннаде галереи, проходил второй ряд весьма своеобразных колонн: на небольшой базе поднимался гладкий ствол, увенчанный довольно простой пальмовидной капителью.

К северу и северо-востоку от галереи храма Афины находились два дворца (старый и новый) пергамских царей. Оба эти дворца ни в чем, кроме размеров, существенно не отличаются от эллинистических домов. Так, больший по размерам новый дворец, сооруженный Евменом II (197—159), имеет в центре квадратный перистильный двор, обрамленный колоннами дорийского ордера. По сторонам двора располагаются главный зал, небольшая капелла с мраморными стенами и мозаичным полом и ряд других помещений. Перистильный двор, только не квадратной, а прямоугольной формы, также лежит в центре другого, более старого дворца.

Расположенный на юг от храма Афины Полиады алтарь Зевса в Пергаме, представлявший собой самую грандиозную из построек этого рода, был воздвигнут около 180 г. Четыре ступени служили постаментом данного сооружения, почти квадратного в плане. Над ступенями возвышался небольшой цоколь, над которым проходил грандиозный горельефный фриз, представлявший битву богов с гигантами. Фриз был увенчан карнизом, верхний край которого находился на уровне пола площадки жертвенника. Над карнизом, по краю площадки, проходила колоннада ионийского ордера, за которой с северной, южной и восточной сторон стояли глухие стены, с внутренней стороны украшенные рельефным фризом (сцены из жизни Тельфа). С западной стороны большой фриз прерывался широкой лестницей, ведущей к алтарю. Доступ к площадке, на которой стоял жертвенник, открывался с лестницы через тринадцать интерколумниев.

Архитектурный ансамбль Приены.

Значительно обильнее наши сведения о небольшом малоазиатском городе Приене, который начал заново отстраиваться во второй половине IV в. Город состоял из акрополя, расположенного на высоком скалистом холме и тоже укрепленного стенами нижнего города.

Нижний город был распланирован по принципу Гипподома: широкие, прямые, пересекающиеся под прямыми углами улицы были расположены правильной сетью.

Шедшая с востока на запад главная улица в центре пересекала рыночную площадь, вокруг которой была расположена значительная часть общественных построек: святилище Асклепия и Афины, священная стоя, булевтерий, пританей, гимнасий и, наконец, несколько выше, на склоне холма акрополя,—театр.


Приена, План центральной части города в конце I в. н. э. (по раскопкам) 1  — священная стоя (стоа Ороферна); 2 — Экклесиастерий; 3 — Пританей; 4 — святилище Зевса Сосиполия; 5 — мясной и рыбный рынок; 6 — храм Афины Полиады; 7 — алтарь Афины; 8 — пропилеи; 9 — Нижний гимнасий; 10 — улица Западных ворот; 11  — улица Источника

Рыночная площадь, представлявшая собой продолговатый прямоугольник, с трех сторон была обнесена колоннадой и рядом лавок, с четвертой стороны замыкалась расположенной по другую сторону главной улицы священной стоей.

Стоя была сооружена около 150 г. на месте более ранней постройки и представляла собой длинную узкую галерею, разделенную на два нефа двумя рядами колонн и задней глухой стеной. Своей открытой, т. е. обрамленной колоннами стороной стоя была обращена в сторону рынка.


Стоя.

К стое примыкал сооруженный, по-видимому, еще в III в. экклесиастерий — здание для собраний общины. Оно было почти квадратным в плане; внутри его находились с одной стороны места для магистратов, с трех других — места для граждан, уступами поднимавшиеся вверх, наподобие того, как это было в театре, с той, однако, разницей, что каждый из рядов образовывал не полукольцо, а шел параллельно трем стенам. Потолок опирался на четырнадцать столбов, проходивших в верхнем ряду сидений. Экклесиастерий вмещал до 500 человек.

К несколько более раннему времени относится храм Афины Полиады в Приене, датой которому служит сохранившаяся надпись Александра Македонского 334 г. Он был сооружен архитектором Пифеем, и знаменовал собой попытку возвращения к более простым формам в архитектуре.


Приена. Северо — восточный угол храма Афины. Вдали — алтарь.

Сооруженный из мрамора ионийский периптер имел соотношение колонн 6:11. Размеры его были невелики. Внутреннее помещение храма состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Антаблемент был облегченного типа, между архитравом и карнизом фриз отсутствовал, во фронтонах скульптур не было, но зато весьма богатыми рельефными орнаментами были украшены другие части здания (карнизы, желоба, кассеты потолка и пр.).

Из других общественных сооружений в Приене упомянем новый гимнасий, сооруженный после 200 г. Главной частью этой постройки был большой, почти квадратный (34x35 м) перистильный двор, предназначенный для гимнастических упражнении. К этому двору примыкал ряд подсобных помещений (комнаты для занятий, умывальная и т. д.).

В Приене сохранилось значительное количество частных домов, дающих наглядное представление о жилищах эллинистического времени.

Для этих домов характерным является следующее: глухая стена отделяет жилище от соседних владений и улицы; окон наружу нет, и через единственную дверь ведет проход с улицы в центральную часть жилища — открытый мощеный дворик. Вокруг двора группируются все помещения: прежде всего главная комната, которая отделяется от двора колоннадой портика (простада). Через двор проникает свет во все помещения дома.

В Приене, начиная с первой половины II в., мы находим довольно широкое применение арок. Так, арками перекрыты ворота в оборонительной стене города. Свод, как конструктивный прием, был известен в Греции еще в классическую эпоху, но не имел широкого применения и ни в какой степени не определял художественных форм зодчества того времени. Лишь в эллинистическую эпоху, в связи с новыми задачами, вставшими перед зодчеством, свод начинает приобретать стилевое значение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44456. Музей археології в м. Батурині 17.8 MB
  Бакалаврська робота присвячена проектуванню музею археології в м. Батурині. В процесі роботи узагальнені вітчизняний та закордонний досвід будівництва та експлуатації подібних споруд, визначені функціонально-технологічні фактори, що впливають на формування і розробку схеми взаємозв'язків приміщень , які входять у склад споруди, що досліджується
44457. Разработка АРМ менеджера по продаже туров в ООО «Мегаполис плюс» 1.93 MB
  Объектом исследования является процесс функционирования ООО Мегаполис плюс который после исследования формализуется и реализуется в виде автоматизированной информационной системы. Структура аппаратно-программного обеспечения предприятия Внедрение системы автоматизации туристической компании как и любое серьезное преобразование на предприятии является сложным и зачастую болезненным процессом. Тем не менее некоторые проблемы возникающие при внедрении системы автоматизации достаточно хорошо изучены формализованы и имеют эффективные...
44458. Психологическая совместимость и удовлетворенность браком 1.7 MB
  Психологическая совместимость и удовлетворенность браком. Проблема психологической совместимости и удовлетворенности браком теоретико-методологический подход. Психологическая совместимость супругов и ее влияние на удовлетворенность браком Понятие психологический пол и его влияние на степень психологической совместимости и удовлетворенности браком.
44459. Вещное право. Общие положения и виды 367 KB
  Виды Вещного права Право землепользования. Право хозяйственного ведения Право оперативного управления. Конституция нашей страны провозгласила Казахстан демократическим светским правовым и социальным государством высшими ценностями которого являются человек его жизнь права и свободы. Общепризнанно что основу демократии правового государства и развитого гражданского общества составляют материально и интеллектуально независимые...
44460. 9-ти этажный монолитно-кирпичный жилой дом по ул. Уральской в г. Краснодаре 2.96 MB
  Разработан проект производства работ по возведению монолитного безригельного каркаса. СЩЖД – 40 ПЗ Разработ. Методические указания для разработки курсового проекта составление сметной документации Краснодар: изд. Сквозные задания для контрольных курсовых работ и курсовых проектов Краснодар КПИ; Сост.
44461. Основы теории подрессоривания и расчета подвески легкового автомобиля 6.16 MB
  Плавность хода проходимость; управляемость и устойчивость автомобиля Плавность хода автомобиля Плавность хода автомобиля - это его свойства двигаться с минимальным раскачиванием колес и кузова в любых эксплуатационных условиях при различных скоростях на разных дорогах и нагрузках. Направления колебаний автомобиля показаны на рис.
44462. Оптимізація продуктивності мереж з використанням засобів моделювання 12.03 MB
  Оптимізація продуктивності мережі. В чому полягає планування мережі Використання моделювання для оптимізації продуктивності мережі Вплив топології зв'язків і продуктивності комунікаційних пристроїв на пропускну здатність мережі
44463. Зерноуборочный комбайн «БИЗОН» 873 KB
  Гидропривод обеспечивает плавную регулировку оборотов мотовила в диапазоне 045 об мин. Вал привода через клиновой ремень передает привод на молотильный барабан частота вращения которого 4501000об мин частота вращения грохота составляет ⅔ частоты вращения молотильного барабана. Такт выпуска деталей: t=Fд×60Nг=4015×60 2100=114мин. Данные по существующему заводскому техпроцессу Операция Тшт мин Операция Тшт мин Фрезерноцентровальная 670 Токарновинторезная 1090 Токарновинторезная 742 Токарновинторезная 1920 Токарновинторезная...
44464. Високочутлива телевізійна камера 7.29 MB
  Зміст пояснювальної записки: Анотація; вступ; огляд науковотехнічної літератури по схемотехнічним принципам побудови та функціонування матриць – ПЗЗ та телевізійних камер; моделювання телевізійної камери та інженерні розрахунки розробка схем структурної та електричної принципової телевізійної камери з накопиченням зображення; конструкторськотехнологічна частина розробка друкованої плати; висновки; список використаної науковотехнічної літератури. Перелік графічного матеріалу: Структурна та електрична принципова схеми високочутливої...