95916

Греческая скульптура эллинистического периода. Произведения раннего эллинизма. Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Танагрские статуэтки из терракоты 4 и 3 вв до н.э. были распространены по всей Греции. Они создавались в Танагре, Коринфе, Мирине. Совсем изменяется подход (интерес к частной жизни). Статуэтки служили прославлению простой женщины в будничной обстановке, в каждодневности. Они создавались для украшения комнаты или для убранства гробниц.

Русский

2015-10-01

945.95 KB

0 чел.

Греческая скульптура эллинистического периода. Произведения раннего эллинизма. Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины).

Танагрские статуэтки.

Танагрские статуэтки из терракоты 4 и 3 вв до н.э. были распространены по всей Греции. Они создавались в Танагре, Коринфе, Мирине.
Совсем изменяется подход (интерес к частной жизни). Статуэтки служили прославлению простой женщины в будничной обстановке, в каждодневности.
Они создавались для украшения комнаты или для убранства гробниц.
Часто женщина изображена как бы наедине с собой. Иногда в порывистом движении. В руках ничего нет, или веер, или зонтик. Иногда  статуэтки из двух женщин, иногда женщина с детьми.
В танагрских статуэтках нет никакого страха пространства. Некоторые фигуры сидят на полу, и пол включен в сцену. Изображение фигуры находится в единении с окружением.

Алтарь Зевса (180-160)
Сооружен в городе Пергаме. Ценится культура Афин + в обычае были «азиатский стиль» в красноречии,  оргаизм и экстатизм в культе Кибелы.
Все это отразилось на облике алтаря.  Главный мастер – малоазиец. Всего – около 10 скульпторов
.

Четыре ступени служили постаментом данного сооружения, почти квадратного в плане. Над ступенями возвышался небольшой цоколь, над которым проходил грандиозный горельефный фриз, представлявший битву богов с гигантами. Фриз был увенчан карнизом, верхний край которого находился на уровне пола площадки жертвенника. Над карнизом, по краю площадки, проходила колоннада ионийского ордера, за которой с северной, южной и восточной сторон стояли глухие стены, с внутренней стороны украшенные рельефным фризом (сцены из жизни Тельфа). С западной стороны большой фриз прерывался широкой лестницей, ведущей к алтарю. Доступ к площадке, на которой стоял жертвенник, открывался с лестницы через тринадцать интерколумниев.

Грандиозный размер фриза – 112 м длины. Фриз изображает битву богов с гигантами.
Фигура Зевса на восточном фризе. Могучий обнаженный корпус с проработанной мускулатурой. Одна фигура Зевса занимает всю плоскость отрезка рельефа, что подчеркивает значение божества. Перед ним на коленях его поверженные противники-гиганты. В этой же гигантомахии выделяется своим ростом и местоположением Афина.


Борьба Афины с Алкионеем.

Выразительны  и другие фигуры богов. На западном фризе – Дионис в коротком хитоне с мелкими ритмическими складками, изображенный еще в духе классического искусства. На северном фризе располагаются мойры, волосы которых переданы сплошной массой – совершенно новый пластический прием. Резвые кони, рассвирепевшие львы.


Мойры.

Фигурам богов противостоят гиганты. Лица большинства представлены со страдальчески возведенными к небы глазами. Лица женских фигур более спокойны. Один гигант как бы выходит из рельефа и словно ползет по лестнице.

В борьбе богов и гигантов в рельефе чередуются спокойствие и ожидание, надежда на лучшее и отчаяние в успехе. Эта борьба проникнута каким-то отчаянием и безнадежностью. Самая идея борьбы и столкновения в качестве главного содержания произведения изображена в каждой паре фигур богов и гигантов. Одинаковость поз. Каждая фигура отличается очень резкой светотеневой моделировкой, создающей эффект фантастичности, сверхреальности. Все детали выполнены ос большой отчетливостью, и каждый фрагмент подобен законченному произведению. Но оргиастический стиль ослабляет целостный характер.

Большая часть фигур скопирована с классических греческих образцов. Но движение фигур преувеличено, лица  с возведенными глазами нарочиты, одежды в слишком мелких складках.

Внутренний малый фриз Пергамского алтаря Зевса, не имеющий пластической силы обобщенно-космического характера большого, связан с более конкретными мифологическими сценами и повествует о жизни и судьбе Телефа, сына Геракла. Он меньше размерами, фигуры его спокойнее, сосредоточеннее, порой, что также характерно для эллинизма, элегичны; встречаются элементы пейзажа. В сохранившихся фрагментах изображен Геракл, устало опирающийся на палицу, греки, занятые постройкой корабля для путешествия аргонавтов. В сюжете малого фриза выступила излюбленная в эллинизме тема неожиданности, эффект узнавания Гераклом своего сына Телефа. Так патетическая закономерность гибели гигантов и случайность, господствующая в мире, определили темы двух эллинистических фризов алтаря Зевса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8322. Гармония в джазе (краткий исторический обзор) 107.5 KB
  Гармония в джазе(краткий исторический обзор) Джаз - явление настолько многоликое, что представить развитие его гармонического языка от возникновения до настоящего времени - довольно трудная задача. Однако, если отбросить все второстепенное и с...
8323. Религии Китая и Японии 912.5 KB
  Религии Китая и Японии Конфуцианство Комплекс религиозных верований Китая чрезвычайно разнообразен и имеет продолжительную историю, которая охватывает период с доисторических времен до наших дней и в равной мере включает как течения исключительно ме...
8324. Китайская лингвистическая традиция 23.5 KB
  Китайская лингвистическая традиция. Древнейшие из известных нам лингвистических традиций - индийская, европейская (античная) и китайская - сформировались независимо друг от друга в первом тысячелетии до н. э. Первым классиком китайского язы...
8325. Китайская медицина 98.5 KB
  Китайская медицина Традиционная китайская медицина (называемая далее ТКМ) в последнее время признана как весьма эффективная система целительства, в том числе у нас. Даже в широких кругах медицины она теперь полностью признана. ТКМ основывается на ты...
8326. Китайская миграция 39 KB
  Китайская миграция - процесс движения населения Китая внутри страны и за рубеж. В данной работе мы коснемся, в основном, последнего. Это явление имеет длительную историю развития и определенную структуру. Историю китайской миграции и форм...
8327. Китай - Россия, геостратегическая политика 47 KB
  Китай - Россия, геостратегическая политика. Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток иностранных капиталов с каждым годом растет. С середины первого десятилетия нынешнего...
8328. 72 искусства монастыря Шаолинь 1.07 MB
  72 искусства монастыря Шаолинь. Базовые упражнения, которые формируют основу для развития 72х искусств: 1. Удержание золотой монеты Главный смысл данного упражнения в усилении слуха и зрения для развития защитной ре...
8329. Анализ экономической целесообразности либерализации торговли с Китайской Народной Республикой, выявление основных товарных ниш 336.24 KB
  Анализ экономической целесообразности либерализации торговли с Китайской Народной Республикой, выявление основных товарных ниш Введение Китайская Народная Республика является крупнейшим после Российской Федерации и Европейского союза торговым...
8330. Гиноцид, или китайское бинтование ног 139.5 KB
  Гиноцид, или китайское бинтование ног Инструкции перед чтением текста. Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной. Возьмите пару детских туфель. Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните ма...