95916

Греческая скульптура эллинистического периода. Произведения раннего эллинизма. Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Танагрские статуэтки из терракоты 4 и 3 вв до н.э. были распространены по всей Греции. Они создавались в Танагре, Коринфе, Мирине. Совсем изменяется подход (интерес к частной жизни). Статуэтки служили прославлению простой женщины в будничной обстановке, в каждодневности. Они создавались для украшения комнаты или для убранства гробниц.

Русский

2015-10-01

945.95 KB

0 чел.

Греческая скульптура эллинистического периода. Произведения раннего эллинизма. Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины).

Танагрские статуэтки.

Танагрские статуэтки из терракоты 4 и 3 вв до н.э. были распространены по всей Греции. Они создавались в Танагре, Коринфе, Мирине.
Совсем изменяется подход (интерес к частной жизни). Статуэтки служили прославлению простой женщины в будничной обстановке, в каждодневности.
Они создавались для украшения комнаты или для убранства гробниц.
Часто женщина изображена как бы наедине с собой. Иногда в порывистом движении. В руках ничего нет, или веер, или зонтик. Иногда  статуэтки из двух женщин, иногда женщина с детьми.
В танагрских статуэтках нет никакого страха пространства. Некоторые фигуры сидят на полу, и пол включен в сцену. Изображение фигуры находится в единении с окружением.

Алтарь Зевса (180-160)
Сооружен в городе Пергаме. Ценится культура Афин + в обычае были «азиатский стиль» в красноречии,  оргаизм и экстатизм в культе Кибелы.
Все это отразилось на облике алтаря.  Главный мастер – малоазиец. Всего – около 10 скульпторов
.

Четыре ступени служили постаментом данного сооружения, почти квадратного в плане. Над ступенями возвышался небольшой цоколь, над которым проходил грандиозный горельефный фриз, представлявший битву богов с гигантами. Фриз был увенчан карнизом, верхний край которого находился на уровне пола площадки жертвенника. Над карнизом, по краю площадки, проходила колоннада ионийского ордера, за которой с северной, южной и восточной сторон стояли глухие стены, с внутренней стороны украшенные рельефным фризом (сцены из жизни Тельфа). С западной стороны большой фриз прерывался широкой лестницей, ведущей к алтарю. Доступ к площадке, на которой стоял жертвенник, открывался с лестницы через тринадцать интерколумниев.

Грандиозный размер фриза – 112 м длины. Фриз изображает битву богов с гигантами.
Фигура Зевса на восточном фризе. Могучий обнаженный корпус с проработанной мускулатурой. Одна фигура Зевса занимает всю плоскость отрезка рельефа, что подчеркивает значение божества. Перед ним на коленях его поверженные противники-гиганты. В этой же гигантомахии выделяется своим ростом и местоположением Афина.


Борьба Афины с Алкионеем.

Выразительны  и другие фигуры богов. На западном фризе – Дионис в коротком хитоне с мелкими ритмическими складками, изображенный еще в духе классического искусства. На северном фризе располагаются мойры, волосы которых переданы сплошной массой – совершенно новый пластический прием. Резвые кони, рассвирепевшие львы.


Мойры.

Фигурам богов противостоят гиганты. Лица большинства представлены со страдальчески возведенными к небы глазами. Лица женских фигур более спокойны. Один гигант как бы выходит из рельефа и словно ползет по лестнице.

В борьбе богов и гигантов в рельефе чередуются спокойствие и ожидание, надежда на лучшее и отчаяние в успехе. Эта борьба проникнута каким-то отчаянием и безнадежностью. Самая идея борьбы и столкновения в качестве главного содержания произведения изображена в каждой паре фигур богов и гигантов. Одинаковость поз. Каждая фигура отличается очень резкой светотеневой моделировкой, создающей эффект фантастичности, сверхреальности. Все детали выполнены ос большой отчетливостью, и каждый фрагмент подобен законченному произведению. Но оргиастический стиль ослабляет целостный характер.

Большая часть фигур скопирована с классических греческих образцов. Но движение фигур преувеличено, лица  с возведенными глазами нарочиты, одежды в слишком мелких складках.

Внутренний малый фриз Пергамского алтаря Зевса, не имеющий пластической силы обобщенно-космического характера большого, связан с более конкретными мифологическими сценами и повествует о жизни и судьбе Телефа, сына Геракла. Он меньше размерами, фигуры его спокойнее, сосредоточеннее, порой, что также характерно для эллинизма, элегичны; встречаются элементы пейзажа. В сохранившихся фрагментах изображен Геракл, устало опирающийся на палицу, греки, занятые постройкой корабля для путешествия аргонавтов. В сюжете малого фриза выступила излюбленная в эллинизме тема неожиданности, эффект узнавания Гераклом своего сына Телефа. Так патетическая закономерность гибели гигантов и случайность, господствующая в мире, определили темы двух эллинистических фризов алтаря Зевса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55138. Основні напрями регулювання ринку праці, зайнятості та умов праці. Законодавчо-нормативна база в галузі працевлаштування випускників вищих навчальних закладів 82 KB
  Сутність основних понять розмір середньої заробітньої плати; розмір допомоги по безробіттю; який вітсоток людей працює в малому бізнесі на Україні і яка ця статистика за кордоном; які галузі мають місце в малому бізнесі і яка максимальна можлива чисельність на нах працівникі...
55140. Технологія роботи з операційною системою Windows 216.5 KB
  Мета: Формування умінь та навичок по завантаженню ОС Windows користування мишею керування вікнами. Постановка загальної проблеми: Як запускати користуватися мишею керувати вікнами в операційній системі Windows І. Короткі теоретичні відомості Windows.
55141. Культура фахового спілкування 41.5 KB
  Яку роль виконує наголос у слові Як правильно наголошувати іменники на ання читання завдання Як правильно наголошувати слово ненависть і похідні: ненавидіти ненависник ненависництво ненависницький Як наголошуються префіксальні іменники задум припис розвідка...
55142. Экономический рост: сущность, типы, факторы 20.13 KB
  Под экономическим ростом понимаются долговременные изменения реального объема национального производства, связанные с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале.
55143. Теория экономического роста и экономического цикла 40.5 KB
  Несмотря на стремление к достижению экономического равновесия, экономика любой страны подвержена спадам и подъемам, т. е. испытывает циклические колебания. Теория экономических циклов как теория «больших волн» в экономике была разработана в 30-е годы XX века.
55144. Характер экономического цикла. Виды экономических циклов 21.31 KB
  Экономические циклы — циклические изменения экономической конъюнктуры, регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подъема (бума) до спада (экономической депрессии).
55145. Антициклическое регулирование экономики 21.39 KB
  В экономической литературе существуют разные подходы к этому вопросу. Борьба с разными перепадами экономической конъюнктуры – это самая трудная из проблем, которые приходится сегодня решать правительствам.
55146. Социальная справедливость и социальная политика государства 22.48 KB
  Социальная политика — это деятельность государства и других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создания условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства.