95916

Греческая скульптура эллинистического периода. Произведения раннего эллинизма. Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Танагрские статуэтки из терракоты 4 и 3 вв до н.э. были распространены по всей Греции. Они создавались в Танагре, Коринфе, Мирине. Совсем изменяется подход (интерес к частной жизни). Статуэтки служили прославлению простой женщины в будничной обстановке, в каждодневности. Они создавались для украшения комнаты или для убранства гробниц.

Русский

2015-10-01

945.95 KB

0 чел.

Греческая скульптура эллинистического периода. Произведения раннего эллинизма. Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины).

Танагрские статуэтки.

Танагрские статуэтки из терракоты 4 и 3 вв до н.э. были распространены по всей Греции. Они создавались в Танагре, Коринфе, Мирине.
Совсем изменяется подход (интерес к частной жизни). Статуэтки служили прославлению простой женщины в будничной обстановке, в каждодневности.
Они создавались для украшения комнаты или для убранства гробниц.
Часто женщина изображена как бы наедине с собой. Иногда в порывистом движении. В руках ничего нет, или веер, или зонтик. Иногда  статуэтки из двух женщин, иногда женщина с детьми.
В танагрских статуэтках нет никакого страха пространства. Некоторые фигуры сидят на полу, и пол включен в сцену. Изображение фигуры находится в единении с окружением.

Алтарь Зевса (180-160)
Сооружен в городе Пергаме. Ценится культура Афин + в обычае были «азиатский стиль» в красноречии,  оргаизм и экстатизм в культе Кибелы.
Все это отразилось на облике алтаря.  Главный мастер – малоазиец. Всего – около 10 скульпторов
.

Четыре ступени служили постаментом данного сооружения, почти квадратного в плане. Над ступенями возвышался небольшой цоколь, над которым проходил грандиозный горельефный фриз, представлявший битву богов с гигантами. Фриз был увенчан карнизом, верхний край которого находился на уровне пола площадки жертвенника. Над карнизом, по краю площадки, проходила колоннада ионийского ордера, за которой с северной, южной и восточной сторон стояли глухие стены, с внутренней стороны украшенные рельефным фризом (сцены из жизни Тельфа). С западной стороны большой фриз прерывался широкой лестницей, ведущей к алтарю. Доступ к площадке, на которой стоял жертвенник, открывался с лестницы через тринадцать интерколумниев.

Грандиозный размер фриза – 112 м длины. Фриз изображает битву богов с гигантами.
Фигура Зевса на восточном фризе. Могучий обнаженный корпус с проработанной мускулатурой. Одна фигура Зевса занимает всю плоскость отрезка рельефа, что подчеркивает значение божества. Перед ним на коленях его поверженные противники-гиганты. В этой же гигантомахии выделяется своим ростом и местоположением Афина.


Борьба Афины с Алкионеем.

Выразительны  и другие фигуры богов. На западном фризе – Дионис в коротком хитоне с мелкими ритмическими складками, изображенный еще в духе классического искусства. На северном фризе располагаются мойры, волосы которых переданы сплошной массой – совершенно новый пластический прием. Резвые кони, рассвирепевшие львы.


Мойры.

Фигурам богов противостоят гиганты. Лица большинства представлены со страдальчески возведенными к небы глазами. Лица женских фигур более спокойны. Один гигант как бы выходит из рельефа и словно ползет по лестнице.

В борьбе богов и гигантов в рельефе чередуются спокойствие и ожидание, надежда на лучшее и отчаяние в успехе. Эта борьба проникнута каким-то отчаянием и безнадежностью. Самая идея борьбы и столкновения в качестве главного содержания произведения изображена в каждой паре фигур богов и гигантов. Одинаковость поз. Каждая фигура отличается очень резкой светотеневой моделировкой, создающей эффект фантастичности, сверхреальности. Все детали выполнены ос большой отчетливостью, и каждый фрагмент подобен законченному произведению. Но оргиастический стиль ослабляет целостный характер.

Большая часть фигур скопирована с классических греческих образцов. Но движение фигур преувеличено, лица  с возведенными глазами нарочиты, одежды в слишком мелких складках.

Внутренний малый фриз Пергамского алтаря Зевса, не имеющий пластической силы обобщенно-космического характера большого, связан с более конкретными мифологическими сценами и повествует о жизни и судьбе Телефа, сына Геракла. Он меньше размерами, фигуры его спокойнее, сосредоточеннее, порой, что также характерно для эллинизма, элегичны; встречаются элементы пейзажа. В сохранившихся фрагментах изображен Геракл, устало опирающийся на палицу, греки, занятые постройкой корабля для путешествия аргонавтов. В сюжете малого фриза выступила излюбленная в эллинизме тема неожиданности, эффект узнавания Гераклом своего сына Телефа. Так патетическая закономерность гибели гигантов и случайность, господствующая в мире, определили темы двух эллинистических фризов алтаря Зевса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67788. Создание программы, которая заключает в тэги все слова и словосочетания, в которых встречаются 5 согласных букв подряд 51 KB
  Служебный символ. (точка) означает «любой символ». Например, выражение р.р совпадает с символом р, за которым следует произвольный символ, после чего опять следует символ р. Объединение служебных символов приводит к появлению более сложных выражений. Рассмотрим несколько примеров...
67789. ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМНОЙ ШИНЫ. ШИНЫ ISA, EISA 82.5 KB
  Системная шина ISA (Industry Standard Architecture) применяется начиная с процессора i80286. Гнездо для плат расширения включает основной 64-контактный и дополнительный 36-контактный разъемы. Шина 16-разрядная, имеет 24 адресные линии, обеспечивает прямое обращение к 16 Мбайт оперативной памяти.
67791. Дослідження електричних кіл з послідовним, паралельним та змішаним з’єднанням опорів 279.5 KB
  Вивчити експериментальні методи дослідження електричних кіл з послідовним, паралельним і змішаним з’єднанням опорів. Навчитись визначати еквівалентні опори при різних способах їх з’єднання та потужності, що споживають окремі опори та електричні кола.
67792. Дослідження складних кіл постійного струму 275 KB
  Вивчити методи розрахунку складних електричних кіл і експериментально перевірити метод еквівалентного генератора. Використовувати описані вище методи у цьому випадку недоцільно бо розроблено метод еквівалентного генератора метод холостого ходу і короткого...
67793. Дослідження впливу навантаження на режими роботи джерела постійного струму. Нелінійні електричні кола 278.5 KB
  Дослідити вплив навантаження на основні характеристики передачі енергії джерелом постійного струму. Навчитися досліджувати нелінійні електричні кола. Короткі теоретичні відомості Будь-яке електричне коло складається з джерела електричної енергії, споживача та лінії передачі і його можна представити електричною схемою...
67794. Дослідження магнітного кола постійних струмів 576.5 KB
  Вивчити методи та прилади вимірювання магнітної індукції і магнітного потоку та дослідити веберамперні характеристики магнітних кіл постійного струму. Короткі теоретичні відомості Частину електротехнічного пристрою призначеного для створення в його робочому обємі магнітного поля заданої...
67795. Дослідження послідовного кола змінного струму 423 KB
  Перевірка закону Ома при аналізі послідовних кіл змінного струму, які складаються з активного опору, індуктивності і ємності, і вивчення явища резонансу напруг. Короткі теоретичні відомості Змінним називається струм, який періодично змінює свій напрямок. Напруга змінного синусоїдного струму описується функцією...
67796. Дослідження електричного кола змінного струму з паралельним з’єднанням віток 333.5 KB
  Дослідити режим роботи електричного кола з паралельним зєднанням котушки індуктивності і ємності при різних частотах вивчити вплив С і L на явище резонансу струмів та його використання для регулювання коефіцієнта потужності. Короткі теоретичні відомості На відміну від кола...