95926

Финансовые результаты организации: их формирвание, учет и анализ

Дипломная

Финансы и кредитные отношения

Понятие финансового результата бюджетной организации. Сущность финансовой деятельности бюджетной организации. Методы анализа финансовой деятельности бюджетной организа. Анализ финансовой деятельности бюджетной организации на примере Центральной клинической больницы №2. Краткая характеристика деятельности бюджетной организации...

Русский

2015-10-01

274.5 KB

3 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

Финансовые результаты организации: их формирвание, учет и анализ

Введение                                                                                                                Глава 1 Теоретические  аспекты   финансовых  результатов бюджетной организации  организации                                                                                             

          1.1.Понятие  финансового   результата бюджетной организации

1.2. Сущность финансовой  деятельности бюджетной организации                                                                                                                      

1.3.Методы анализа финансовой  деятельности бюджетной организа

Глава  2 Анализ  финансовой  деятельности  бюджетной организации  на примере Центральной клинической больницы №2                      

2.1. Краткая характеристика  деятельности  бюджетной организации         

2.2. Анализ  финансового результатата    бюджетной организации                

Глава 3  Разработка предложений по совершенствованию  финансового резульного   бюджетной организации                                

3.1. Определение основных направлений по   совершенствованию финансового  результата бюджетныой  организации

3.2. Совершенствование финансирования бюджетных медицинских

услуг                                                                                                          

Заключение

Список используемых источников литературы                                       

Введение

     Бюджетная организация одна из самых многочисленных групп организаций, функционирующих в нашем государстве, содержание которых обеспечивается за счет средств выделяемых из  федерального, регионального и местных бюджетов.

Подавляющая часть бюджетных организаций выполняет различные функции, в том числе в социальном обслуживании населения,  Поэтому средства, которые выделяются для обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания , непроизводственной сферы (медицины) , имеют строго целевое назначение, а статьи расходов определены законодательством.

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы (медицина), т.к  здравоохранение является  одной из приоритетных  отраслей социальной  сферы.    В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ  финансового результата , т.е.   деятельности  бюджетной медицинской  организации,    при помощи которого можно объективно оценить анализируемый  объект , а затем по его результатам принять обоснованные решение по совершенствованию  финансовой  деятельност  ( резултата)   бюджетной медицинской  организации. Это и обуславливает актуальность выбранной темы выпускной  квалификационной работы.

Целью выпускной  квалификационной  работы  является разработка предложений по  совершенствованию финансового   результата      бюджетной  организации на примере  Центральной  клинической больницы №2

Цель определяет основной круг задач, решаемый в процессе выполнения работы:

  •   раскрыть  специфику   организации  финансовой деятельности   организации;

-провести анализ  финансового  результата   деятельности бюджетной организации примере  Центральной  клинической больницы №2

 - предложить  мероприятия по совершенствованию финансового  результата    бюджетной организации примере  Центральной  клинической больницы №2

 Объектом  исследования      является Центральная  клиническая  больница №2

Предметом исследования является  финансовый результат бюджетной организации

     Методологической базой исследования являются: методы сравнительного и логического анализа, диалектический метод, концептуальные положения, содержащиеся в работах отечественных экономистов в области   финансово-экономической деятельности.

 Информационной базой исследования послужили методические и аналитические материалы финансово-экономические издания и публикации по проблемам  финансового  результата     бюджетных организаций, статистическая и аналитическая информация, материалы отчетности бюджетной организации Центральной клинической больницы №2.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения. списка источников литературы, содержит 20 рисунков, 13 таблиц.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ   ФИНАНСОВЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1.Понятие  финансового   результата бюджетной организации

 В современных условиях хозяйствования финансовый результат организации в бухгалтерском учете слагается из совокупности результатов от реализации продукции (работ, услуг), товаров и иных материальных ценностей (основных средств, нематериальных активов, материальных оборотных средств и других активов).

Финансовый результат хозяйственной деятельности организации определяется показателем прибыли (или убытка), который формируется в течение финансового года.

Прибыль – превышение выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу.

Убыток – превышение затрат на изготовление и продажу продукции (работ, услуг), товаров над выручкой от их реализации.

Годовой финансовый результат формируется накопительным путем в течение всего года на бухгалтерском счете 99 «Прибыли и убытки» в виде сальдо (остатка), характеризующего сопоставление всех прибылей и убытков.

Прибыль отражается по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки», а убыток – по дебету этого счета.

По окончании первого квартала на счете 99 подводится промежуточный итог финансового результата за первый квартал, по окончании второго квартала – за первое полугодие, по завершении третьего – за 9 месяцев года и по завершении четвертого – формируется финансовый результат за весь отчетный финансовый год.

Финансовый результат хозяйственной деятельности организации формируется из трех слагаемых, основным из которых является реализационный финансовый результат от продаж. Вторым слагаемым является финансовый результат, не связанный непосредственно с основной деятельностью организации. В некоторых организациях, где доля второго слагаемого велика, происходит существенная корректировка конечного финансового результата (например с прибыли на убыток или наоборот). Третьим слагаемым является финансовый результат от прочих видов деятельности.

Реализационный финансовый результат от продаж – результат, который выявляется на бухгалтерском счете 90 «Продажи», в виде разницы между суммой выручки (без косвенных налогов, НДС, акцизов и др.) и суммой фактической себестоимости проданных продукции, работ, услуг.

Сумма выручки от продаж отражается по кредиту счета 90 «Продажи» на субсчете 1 «Выручка». Начисления НДС отражаются по дебету счета 90 на субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость», а акцизы, соответственно, – на одноименном субсчете 4 этого же счета.

Сумма фактической себестоимости продукции, товаров, работ, услуг отражается по дебету счета 90 на субсчете 2 «Себестоимость продаж».

Реализационный финансовый результат от продаж определяется в конце каждого отчетного периода. Сальдо как разница между суммами оборотов может быть дебетовым (конечный финансовый результат – убыток) или кредитовым (конечный финансовый результат – прибыль). Если в качестве финансового результата организация получает прибыль, то она отражается бухгалтерской записью:

Д 90.9 «Прибыль/убыток от продаж»;

К 99 «Прибыли и убытки».

Если организация получает убыток, то он отражается в учете обратной записью.

Особенность определения финансового результата от продаж в торговых (снабженческо-сбытовых) организациях состоит в предварительном исчислении валового дохода, который представляет собой сумму реализованной торговой наценки, определяемой в виде разницы между покупной и отпускной ценой проданного товара, за минусом издержек обращения по проданным товарам. Величина издержек обращения отражается на счете 44 «Расходы на продажу» и списывается для определения финансового результата в дебет счета 90 «Продажи».

Объем продаж в бухгалтерском учете согласно действующим правилам может определяться по моменту отпуска (методом «начислений») продукции, товаров или его оплаты («кассовым методом»).

Финансовый результат, не связанный непосредственно с основной деятельностью организации, – результат от реализации имущества (основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей) и обязательств (от сдачи в платную аренду основных средств, передачи в платное пользование объектов интеллектуальной собственности, вложений в уставные капиталы других организаций и др.) в виде операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов.

Финансовый результат, не связанный с основной деятельностью, в виде операционных и внереализационных доходов и расходов отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы», а чрезвычайных – на счете 99 «Прибыли и убытки».

 1.2.Сущность финансовой  деятельности бюджетной организации        

В общефилософском смысле анализ является одним из важнейших методов научного познания окружающей действительности. В данном учебном пособии рассматриваются основы теории и методики анализа хозяйственной деятельности бюджетных организаций.

Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.

Хотя деятельность бюджетных организаций носит объективный характер и развивается по определенным законам, она нуждается в управлении со стороны государства. Чтобы быть эффективным, такое управление, во-первых, должно основываться на познании и использовании механизмов действия законов экономического развития, проявляемых на уровне отдельных субъектов хозяйствования, и, во-вторых, реализовываться посредством определенного набора функций, к числу которых относится и функция анализа.

Универсальная схема системы управления включает два ключевых подсистемных блока — управляющий и управляемый.

Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организацией

Функция планирования задает определенную программу действий бюджетной организации, а также уровень технических, экономических и финансовых параметров, которые необходимо достичь в результате хозяйственной деятельности.

При помощи функции учета обеспечивается обратная связь двух подсистем процесса управления. Учет призван обеспечить достоверное отражение фактического состояния бюджетной организации.

Анализ на основе плановой и фактической информации дает количественную и качественную оценку изменений, происходящих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учетной информации при помощи специальных приемов и методов, анализ формирует данные, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации. Посредством аналитической функции выявляются неиспользованные внутрихозяйственные резервы ускорения развития и роста эффективности деятельности организации. Этим определяется сущность анализа как функции управления.

Посредством регулирования обеспечивается приведение управляемой системы к желаемому состоянию.

Рассмотренные функции тесно взаимосвязаны между собой и составляют основу технологического процесса управления бюджетной организацией.

 Финансовая   деятельность   бюджетных   учреждений   состоит  в получении, организации движения и использования финансовых ресурсов.

    Доля  финансирования по смешанному методу постоянно возрастает, то   есть   кроме   государственного   бюджета   учреждениями  могут использоваться  внебюджетные средства: плата родителей за содержание детей  в  детских  дошкольных  учреждениях;  учащихся за пользование общежитием;  за  обучение;  оказание  различных  услуг организациями здравоохранения,  науки,  культуры  и  т.д. По некоторым учреждениям непроизводственной   сферы  эта  доля  уже  превысила  50%  и  будет нарастать  далее,  так  как государству все труднее финансировать за счет  государственного  бюджета  оказание  населению  и предприятиям различного рода услуг.

   Контроль  за  полнотой удовлетворения потребностей учреждения в денежных  ресурсах  и эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования, с учетом бюджетной классификации, которые  дают  возможность  определить  сумму  затрат  на  расчетную единицу  плана  работы  и  оценить  обоснованность затрат по видам и направлениям.

    Существенное   влияние  на  организацию  бухгалтерского  учета, содержание  отчетности,  проведение анализа исполнения смет расходов

учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета,

оказывает  бюджетная  классификация  (группировка доходов и расходов

бюджета).

    Бюджетная   классификация   предполагает   научно  обоснованную обязательную  группировку  доходов  и расходов бюджета по однородным

признакам,   закодированным   в   определенном   порядке.  Бюджетная классификация   имеет   организующее  и  правовое  значение.  Первое проявляется в том, что она позволяет единообразно учитывать доходы и расходы  бюджета;  составлять  отчетность  об использовании бюджета; осуществлять  контроль  и анализ по каждому виду доходов и расходов; кодировать показатели бюджетов и отчетов в связи с необходимостью их машинной   обработки.   Правовое  значение  бюджетной  классификации заключается   в   том,   что  все  показатели  доходов  и  расходов, предусмотренные    в   бюджете   и   указанные   в   соответствующих подразделениях   бюджетной   классификации,   являются   финансовыми планами, обязательными для исполнения [ 4, стр.45-54]

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация, предполагающая научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке.

Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов и призвана обеспечить сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация включает в себя:

  •  классификацию доходов;
  •  классификацию расходов:
  •  функциональную;
  •  ведомственную;
  •  экономическую (предметную);
  •  финансирование дефицита бюджета;
  •  государственный долг.

Доходы в Бюджетной классификации систематизированы по источникам доходов бюджета и подразделяются по категориям, группам доходов, видам доходов, разделам, подразделам. Код доходов в Бюджетной классификации состоит из 11 знаков:

1-й знак — доходы (всегда 1);

2-й знак — категория доходов (текущие доходы — 1; капитальные доходы — 2);

3-й знак — группа доходов (например, в категории «текущие доходы» выделяются налоговые доходы — 1; неналоговые доходы — 3);

4—5-й знаки — вид доходов (например, в категории «текущие доходы» выделяются прямые налоги на доходы и прибыль — 01; налоги, взимаемые с фонда заработной платы — 02; внутренние налоги на товары и услуги — 03 и т.д.);

6—7-й знаки — детализация (например, в категории «текущие доходы» в составе прямых налогов на доходы и прибыль выделяются налоги с физических лиц — 01; с юридических лиц — 02);

8—9-й знаки — раздел (например, в категории «текущие доходы» в составе налогов с физических лиц выделяется подоходный налог — 01);

10—11-й знаки — подраздел (например, в категории «текущие доходы» в составе подоходного налога выделяются подоходный налог с граждан — 01; подоходный налог с облагаемого фонда оплаты труда колхозников — 02).

Исходя из вышеизложенного, код подоходного налога с граждан будет иметь вид 11101010101.

Функциональная классификация расходов бюджетов состоит из двух уровней (разделов и подразделов) и является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организации, отражающей направления выделения средств на выполнение основных функций государства. Код раздела — трехзначный, например:

2.14 — образование;

2.17 — здравоохранение и физическая культура.

Подразделы конкретизируют направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Например, в разделе 2.14 «Образование» выделяются подразделы:

01 — дошкольное образование;

02 — общее образование;

03 — учебно-воспитательные учреждения специального назначения и др.

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов. Данная классификация является одноуровневой, в ней отражается код главы и наименование получателя. Местные органы власти и местные исполнительные и распорядительные органы отражаются по тем же главам, что и республиканские.

Экономическая (предметная) классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организации, отражающей их экономическое содержание. В данной классификации приняты четыре уровня классификационной структуры:

1) категория расходов (текущие расходы, капитальные расходы);

2) предметная статья (закупки товаров и оплата услуг; капитальные вложения в основные фонды);

3) подстатья (оплата труда рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

4) элемент расходов (основной оклад гражданских служащих, приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений).

Отсутствие какого-либо уровня отражается цифрой «0».

Экономическая классификация расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Отчетность по смете расходов построена с учетом этой классификации.

Данная бюджетная классификация позволяет проводить анализ по локальным сметам отдельных учреждений, по сводным сметам однотипных бюджетных учреждений и сводным сметам министерств как в целом, так и в разрезе отдельных учреждений[10, стр.14-17]

Исходя из двойственного характера все расходы бюджетных учреждений подразделяются на кассовые и фактические.

Кассовыми расходами (КР) считаются все суммы, перечисленные с текущего счета в отделении казначейства в оплату своих обязательств на счета поставщиков за товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также на счета получателей средств по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюджет, переводам из заработной платы, погашению задолженности по ссудам), как правило, минуя свой счет. Исключение составляют случаи, когда средства поступают на текущий счет в обслуживающем банке учреждения, например, для получения наличных денежных средств, расчетов по предъявленным платежным требованиям и платежным поручениям, акцептованным банком. Возврат денежных средств на счета приводит к восстановлению, то есть уменьшению кассовых расходов. Однако по ним нельзя судить о фактическом использовании средств, так как отдельные суммы могут быть начислены, но не выплачены. Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и об остатках неиспользованных кредитов на каждую конкретную дату.

Фактические расходы (ФР) — это действительные затраты учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленным заработной плате и стипендиям. Данные расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения сметы расходов.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические расходы — полноту их использования.

1.3.Методы анализа финансовой  деятельности бюджетной организации

Основной целью финансового анализа   бюджетных   организаций является получение определенного числа приоритетных (наиболее представительных) показателей, дающих объективную картину финансового состояния  бюджетных организаций ;

  •  динамика расчетов с дебиторами и кредиторами;
  •  величина прибыли и убытков, уровень рентабельности активов, собственного капитала и продаж;
  •  изменения в оборачиваемости активов и собственного капитала;
  •  наличие чистого оборотного капитала на начало и конец исследуемого периода и т. д.

Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие:

  •  чтение бухгалтерской отчетности;
  •  горизонтальный анализ;
  •  вертикальный анализ;
  •  трендовый анализ;
  •  сравнительный (пространственный) анализ;
  •  факторный анализ;
  •  метод финансовых коэффициентов.

Чтение бухгалтерской отчетности — общее ознакомление с финансовым положением по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках.

Чтение отчетности — необходимый этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с объектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущественное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов. В процессе чтения отчетности важно рассмотреть параметры разных отчетных форм в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, изменения в активах целесообразно увязывать с объемом продаж [ 4, стр. 23-26]

Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

  •  простое сравнение статей отчетности и изучение причин их резких изменений;
  •  анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.

При этом наибольшее внимание уделяют случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Его можно проводить по исходной или агрегированной отчетности. Вертикальный анализ баланса позволяет рассмотреть соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам.

Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляют прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных организаций -конкурентов.

  Факторный анализ — это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном — отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал:

ЧРСК = ЧП / СК = (ЧП/ВР) * (ВР/А) * (А/СК) * 100

где ЧРСК — чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы); ЧП — чистая прибыль за расчетный период; СК — собственный капитал на последнюю отчетную дату (итог раздела III баланса); ВР — выручка (нетто) от реализации продукции; А — активы на последнюю отчетную дату.

Если в результате анализа бухгалтерской отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:

  •  снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;
  •  менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;
  •  изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа

Метод финансовых коэффициентов — расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей. При проведении аналитической работы следует учитывать следующие факторы:

  •  эффективность применяемых методов планирования;
  •  достоверность бухгалтерской отчетности;
  •  использование различных методов учета (учетной политики);
  •  уровень диверсификации деятельности других предприятий;
  •  статичность применяемых коэффициентов.

Хозяйственная деятельность бюджетных организаций является сложным объектом исследования, который изучается такими науками, как экономическая теория, макро- и микроэкономика, планирование, финансы, статистика и др.

Непосредственным предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи, составляющие основу экономических отношений, возникающих и складывающихся на уровне отдельных бюджетных организаций в ходе выполнения ими своих функций. Анализ хозяйственной деятельности изучает процесс формирования и причины (факторы) изменения результатов деятельности бюджетных организаций. При помощи анализа объясняется механизм действия факторов, даются качественная оценка и количественное измерение силы их влияния на результативные экономические показатели деятельности бюджетных организаций, раскрывается сущность и объясняется содержание причин динамики их экономического развития.

В упрощенном виде причину можно рассматривать в качестве фактора, а следствие — в качестве результативного показателя. Причинно-следственные связи, составляющие основу хозяйственной деятельности бюджетных организаций, многообразны и многочисленны. Все это многообразие можно разделить на две большие группы. Первая группа — это детерминированные связи, вторая — стохастические.

Характерной особенностью детерминированных (функциональных) связей является то, что изменению фактора на единицу своего значения всегда соответствует изменение результативного показателя на строго определенную величину. Выделяют следующие виды таких причинно-следственных зависимостей:

  •  аддитивная зависимость — результативный показатель (РП) равен сумме или разности факторов (Ф):

РП = Ф1 + Ф2 + ... + Фn или РП = Ф1 + Ф2 - Ф3;   (1.1)

  •  мультипликативная зависимость — результативный показатель равен произведению факторов:

РП = Ф1  Ф2  ... Фn;    (1.2)

  •  кратная (обратная) зависимость — показатель конструируется в виде частного фактора:

РП = Ф1 / Ф2;    (1.3)

  •  смешанный тип связей — в формуле результативного показателя присутствует комбинация аддитивных, мультипликативных или кратных зависимостей:

РП = (Ф1 + Ф2) / (Ф3  Ф4).   (1.4)

Для стохастических (косвенных, опосредованных) связей характерно то, что одному и тому же изменению фактора могут соответствовать разные значения результативного показателя. Как правило, при стохастических связях изменения факторов вызывают средние изменения результативного показателя. Если формулы детерминированных экономических факторных моделей всегда функционально заданы, то при стохастических (неопределенных) зависимостях форма связи устанавливается при помощи специальных расчетов по формулам среднеквадратических отклонений.

В зависимости от типов изучаемых связей (детерминированные или стохастические) применяются различные методы факторного анализа [2, стр.7-10]

ГЛАВА  2 АНАЛИЗ  ФИНАНСОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ №2         

2.1. Краткая характеристика  деятельности  бюджетной организации

2ая центральная клиническая больница, являясь лечебным и профилактическим ведомством, подчиняясь законам и уставам Республики Узбекистан.

2ая центральная клиническая больница оказывает множество медицинских услуг для населения. Обеспечивает санитарно медицинские работы за прикрепленным населением.

 2ая центральная клиническая больница является независимым, юридическим лицом, имеющая свою гербовую печать и расчетный счет в банке.

                  Задачи 2ой центральной клинической больницы:

- оказывает   стационарную специализированную медицинскую помощь тяжело больным пациентам;

- обеспечивает  санитарно-гигиенический и эпидемический контроль во дворах, здании и отделениях больницы;

Функции 2ой центральной клинической больницы:

- определение  диагноза больных и в процессе лечения,  используя современные  методы;

- создание  условий для повышения квалификации медицинского персонала.

- отправление сотрудников находящихся в штате 2ой центральной клинической больницы на повышение квалификации;

- организация  строительно-ремонтные работы и инструктаж  персонала по технике безопасности;

 - приобретение  необходимых инструментов , медицинское оборудование, продукты питания, необходимые лекарства для больных  [21, стр.4-7]

-  оказывает платные услуги населению в соответствии с ТСБ.

   Основные направления тепапевтического  отделения

  •  Кардиология:
    •  различные проявления ишемической болезни сердца;
    •  хроническая сердечная недостаточность различной этиологии;
    •  гипертоническая болезнь;
    •  симптоматические артериальные гипертензии;
    •  цереброваскулярная болезнь.
  •  Ревматология:
    •  болезни опорно-двигательного аппарата;
    •  ревматизм;
    •  системные заболевания соединительной ткани;
    •  лихорадка неясной этиологии.

 Отделение функциональной диагностики

В отделении проводятся следующие виды исследований:

  1.  Электрокардиография (ЭКГ);
  2.  Функция внешнего дыхания;
  3.  Суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру;
  4.  Реовазография сосудов верхних и нижних конечностей;
  5.  Суточное мониторирование АД.

Исследования проводятся с использованием следующего оборудования:

  •  электрокардиограф «Kenz-Cardio» — 1207;
  •  электрокардиограф «Kenz-Cardio» — 1210;
  •  электрокардиограф 3-кан. CARDIOVIT AT-1;
  •  спироанализатор серии Super Spiro;
  •  регистратор ЭКГ по Холтеру МТ 101 3-х канальный;
  •  регистратор суточного АД;
  •  реоанализатор «Кредо».

Эндоскопическое  отделение

В отделении проводятся следующие виды эндоскопических исследований:

  •  эпифаринголарингоскопия, в том числе удаление папиллом, ангиофибром гортани;
  •  трахеобронхоскопия, в том числе с биопсией, браш-биопсией, смывами на АК, ВК, бакпосев и чувствительность к антибиотикам, ПЦР;
  •  эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС), в том числе с биопсией, выполняется удаление полипов желудка, моментальная диагностика Helicobacter pylori (Хелпилл-тест);
  •  эндоскопическая ретроградная холангиопанкреатография, в том числе ЭПСТ, механическая литотрипсия, литэкстракция, стентирование холедоха;
  •  интестиноскопия (выполняется двухбаллонным интестиноскопом);
  •  колоноскопия, в том числе с биопсией, выполняется удаление полипов толстой кишки;
  •  колоногидротерапия.

Рентгенологическое отделение оснащено высокотехнологичными аппаратами, имеющими высокую разрешающую способность и радиационную безопасность:

  •  аппарат цифровой диагностики и архивирования медрентгеновских и маммологических изображений CR 35-X;
  •  мамографическая установка PLANMED SOPHIE CLASSIC MAMOGRAPHY UNIT;
  •  компьютерная томографическая система для исследования всего тела ASTRION VF;
  •  компьютерный томограф BrightSpeedEliteAdvantage-Gold;
  •  мобильный рентгеновский аппарат SIEMENS;
  •  радиологическая флюороскопическая система с дистанционным управлением;
  •  рентгеновская установка ПОЛИМОБИЛЬ;
  •  томограф магнитно-резонансный ExcelartVantage;
  •  УЗИ сканер общего назначения;
  •  цифровой малодозовый флюрограф CLINOMAT с возможностью цифровой рентгенографии.

 Обслуживание пациентов в рентген-кабинете проводит высококвалифицированный коллектив врачей и рентгенлаборантов. У каждого пациента рентгенолог собирает анамнез заболевания и, учитывая это, данные амбулаторной карты, направления специалистов, в том числе и из других учреждений, предлагается сделать рентген, наиболее подходящий при той или иной проблеме.

 Рентгенологический метод на сегодняшний день остается самым доступным и необходимым при первичном обследовании пациента. Этот метод незаменим в своевременной диагностике многих заболеваний. Он позволяет как можно раньше начать правильное лечение заболеваний легких, ЛОР-органов (рентген придаточных пазух носа), костно-суставной системы, желудочно-кишечного тракта (рентген желудка и 12-ти перстной кишки). С помощью рентгеновского метода осуществляется динамический контроль при ряде острых заболеваний: синуситах, пневмониях, васкулитах, саркоидозах [20, стр.7-9]

В отделении  Ультрозвуковой  диагности   проводятся следующие виды ультразвуковых исследований:

  •  УЗИ брюшной полости (печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, селезенка, лимфоузлы брюшной полости);
  •  УЗИ забрюшинного пространства;
  •  УЗИ почек;
  •  УЗИ мочевого пузыря;
  •  УЗИ предстательной железы (трансабдоминальное) с определением объема остаточной мочи;
  •  УЗИ предстательной железы и семенных пузырьков (трансректальное);
  •  УЗИ полового члена и органов мошонки;
  •  УЗИ матки и придатков (трансабдоминальное, трансвагинальное);
  •  УЗИ для определения беременности в сроке до 12 недель;
  •  УЗИ щитовидной железы;
  •  УЗИ слюнных желез;
  •  УЗИ молочных желез с осмотром зон регионарного лимфооттока;
  •  УЗИ мягких тканей;
  •  УЗИ периферических лимфоузлов;
  •  УЗИ брюшного отдела аорты и ее ветвей (с использованием допплерографии, ЦДК);
  •  УЗИ нижней полой вены (с использованием допплерографии, ЦДК);
  •  УЗИ подвздошных артерий и вен (с использованием допплерографии, ЦДК);
  •  УЗИ артерий верхних и нижних конечностей (с использованием допплерографии, ЦДК);
  •  УЗИ вен верхних и нижних конечностей (с использованием допплерографии, ЦДК);
  •  УЗИ экстракраниальных отделов брахиоцефальных сосудов (с использованием допплерографии, ЦДК);
  •  Проведение пункционной биопсии под ультразвуковым контролем.

Отделение физиотерапии включает в себя подразделения:

  •  кабинеты физиолечения, бальнеолечения;
  •  кабинеты массажа;
  •  кабинеты и залы лечебной физкультуры;
  •  кабинет мануальной терапии;
  •  кабинет рефлексотерапии.

Термин «Физиотерапия» происходит от двух греческих слов — природа и терапия, т.е. лечение больных природными (физическими)факторами. В отделении проводятся полном объеме физио — и бальнео-терапии, ЛФК, мануальной и рефлексотерапии стационарным и амбулаторным больным. Врачи с многолетним опытом работы создают индивидуальные, наиболее рациональные программы лечения и профилактики заболеваний.

С применением постоянного и импульсного электрического тока:

  •  гальванизация;
  •  лекарственный электрофорез;
  •  амплипульстерапия;
  •  интереференстерапия;
  •  электростимуляция;
  •  дарсонвализация;
  •  электросон.

С применением электрического и магнитных полей:

  •  УВЧ-терапия;
  •  дециметроволновая терапия;
  •  сантиметроволновая терапия;
  •  крайне высокочастотная электротерапия;
  •  местная магнитотерапия;
  •  общая магнитотерапия.

С применением электромагнитных волн оптического диапазона:

  •  ультрафиолетовое облучение;
  •  лазерное излучение.

С применением механических факторов:

  •  лечебный массаж (ручной);
  •  лечебный и профилактический аппаратный массаж (вибромассаж, массажная ванна «Гидроджет»);
  •  ультразвуковая терапия;
  •  лекарственный ультрафонофорез;
  •  мануальная терапия;
  •  лечебная физкультура;
  •  рефлексотерапия.

С применением теплового, воздушного, газового и водного факторов:

  •  аэрозольтерапия;
  •  бальнеотерапия (лечебные ванны, души, душ-массаж);
  •  сухие углекислые ванны;
  •  колоногидротерапия;
  •  теплолечение (озокирито-парафин).

В отделении физиотерапии накоплен большой опыт лечения и реабилитации:

  •  при неврологических проявлениях остеохандроза позвоночника;
  •  после декомпрессивных операций на позвоночнике по поводу грыжи межпозвоночного диска;
  •  после нарушения мозгового кровообращения;
  •  после травм нервов конечностей, позвоночника;
  •  после операций эндопротезирования суставов, дегенеративно-дистрофических заболеваниях суставов;
  •  при заболеваниях пищеварительного тракта;
  •  при заболевании верхних и нижних дыхательных путей.

Также подбираются индивидуальные программы для коррекции избыточной массы тела, артериальной гипертензии, профилактики и лечения синдрома хронической усталости, повышения стрессоустойчивости организма.

Главврач в больницу назначается, начальником Президентского Аппарата учитывая ТСБ.

Главврач имеет право:

-лечить больных, контролировать хозяйственные работы и санитарно-гигиенические мероприятия направленные на предупреждение заболеваний;

- управлять выделенным капиталом для больницы;

- подписывать платежные бумаги;

- cоставлять договора с фирмами и ведомствами по: ремонту, делать профилактику оборудования, купли продажи, о снабжении больницы продуктами питания;

- обозначать штат, лечебные отрасли, структуру больницы в соответствии с ТСБ;

-принимать постановления и следить за их исполнением;

- принимать и освобождать от должности специалистов и рабочих;

- утверждать дополнительную месячную надбавку к заработной платеж;

- принимать необходимые материалы и принадлежности для больницы;

- утверждать больничные планы по отделениям;

- составлять договора с лицами и ведомствами за платные услуги.

 2ая центральная клиническая больница  осуществляет свою деятельность за счет выделенных средств ТСБ и оказания платных услуг [21, стр. 5-8]

2.2. Анализ  финансчового  результата   бюджетной организации

Основным источником финансирования за 2013 год являются средства обязательного медицинского страхования, что составляет 84,71% от общих доходов по учреждению

Субсидии на муниципальное задание и иные цели составляют 8,67% от общих доходов по учреждению.

Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность составляет 6,61% от общих доходов по учреждению.

Таблица 1 Источники финансирования больницы в 2013 году

Виды источников

Сумма, тыс.руб.

Средства обязательного медицинского страхования

637892,20

Субсидии на муниципальное задание и иные цели

65318,60

Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность

49809,00

Рисунок 1  Структура источников   финансирования больницы в  2013 году  

Все средства полученные учреждением не зависимо от источника финансирования направляются для покрытия расходов мероприятий, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности и утвержденным в соответствующем порядке [20, стр. 23-28]

  В общих расходах за 2013 год из всех источников финансирования установлен достаточно высокий удельный вес оплаты труда и начисления, далее следует приобретение медикаментов, прочие расходы на содержание учреждения, приобретение оборудования и питание.

           Рисунок 2  Структура  финансирования больницы за счет всех источников    в 2013 году по статьям расходов

Таблица 2 – Распределение  средств, из всех источников   по статьям расходов  

Виды расходов

Сумма, тыс.руб.

Основные средства

4872,70

Медикаменты

58535,9

Продукты питания

9384,0

Заработная плата

461227,10

Начисление на  выплаты по оплате труда

121907,10

За счет субсидий окружного бюджета в 2013 году финансировались следующие подразделения:

  •  Отделение сестринского ухода Хоспис;
  •  Патологоанатомическое отделение;
  •  Консультативно-диагностическое отделение;
  •  Отделение переливания крови;
  •  Туберкулезное отделение;
  •  Центральное стерилизационное отделение;
  •  Кабинет медицинской профилактики;
  •  Кабинет медицинской статистики.

Таблица 3  – Распределение  субсидированных средств,    по статьям расходов  

Виды расходов

Сумма, тыс.руб.

Прочие работы, услуги

2811,50

Медикаменты

5103,10

Продукты питания

1365,60

Заработная плата

38446,90

Начисление на  выплаты по оплате труда

10652,80

Рисунок 4 Структура  финансовых  расходов,  субсидированных средств по статьям за 2013 год

 

Рисунок 5 Структура  финансовых  расходов,   по обязательному медицинскому   страхованию    по статьям за 2013 год

Таблица 4  – Распределение  средств по предпринимательской деятельности   ,    по статьям расходов  

Виды расходов

Сумма, тыс.руб.

Прочие работы, услуги

2049,50

Медикаменты

7835,40

Основные средства

3711,70

Заработная плата

23830,10

Начисление на  выплаты по оплате труда

5714,60

 Рисунок 6 Структура  финансовых  расходов,   по предпринимательской или иной  приносящий  доход  деятельность медицинскому   страхованию    по статьям за 2013 год

Таблица 5  – Распределение  средств по обязательному  медицинскому  страхованию  ,    по статьям расходов  

Виды расходов

Сумма, тыс.руб.

Прочие работы, услуги

9997,70

Медикаменты

45597,40

Продукты питания

7963,60

Заработная плата

398950,10

Начисление на  выплаты по оплате труда

105539,70

В сравнительном анализе за 2011 - 2013 г.г. наблюдается рост заработной платы на одного работника за счет всех источников финансирования, в том числе:

  •  врачей в 2013 году увеличилась на 5,7% по сравнению с 2012 годом и на 30,3% по сравнению с 2011 годом;
  •  среднего медицинского персонала в 2013 году увеличилась на 17,5% по сравнению с 2012 годом и на 44,3% по сравнению с 2011 годом;
  •  младшего медицинского персонала в 2013 году увеличилась на 21,2% по сравнению с 2012 годом и на 39,6% по сравнению с 2011 годом;
  •  прочего персонала в 2013 году увеличилась на 9,1% по сравнению с 2012 годом и на 10,1% по сравнению с 2011 годом;

Таблица 6- Расходы на персонал больницы

 

 

за всех источников

2011

2012

2013

врачи

63456

78222

82688

средний мед.персонал

33618

41277

48495

младший мед.персонал

20145

23197

28124

прочий персонал

30098

33150

36183

Рисунок 7  Динамика средней  заработной  платы персонала за счет всех источников финансирования за 2011-2013 гг.

ГЛАВА 3  РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА   БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Определение основных направлений по   совершенствованию финансового результата  бюджетной организации

Главная цель модернизации здравоохранения – повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе повышения эффективности использования ресурсов и возрождения профилактической направленности в здравоохранении.

Современная концепция модернизации системы здравоохранения предполагает системное направление усилий и ресурсов на финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение процесса реструктуризации здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью на основе приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, профилактики, укрепления службы охраны материнства, отцовства и детства, совершенствования подготовки и переподготовки специалистов в соответствии с потребностями отрасли, улучшения лекарственного обеспечения граждан, развития медицинской науки.

Все это преследует одну стратегическую цель – улучшение состояния здоровья населения.

      Основные  направления  по   совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации:

-изменение принципов финансирования здравоохранения на основе ежегодно утверждаемого федерального минимального подушевого норматива финансирования (с учетом территориальных коэффициентов);

обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи;

обеспечение необходимой нормативно-правовой базы развития здравоохранения;

расширение хозяйственной самостоятельности организаций здравоохранения;

реформирование системы оплаты труда медицинских работников с учетом качества их деятельности;

модернизация системы обязательного медицинского страхования;

повышение эффективности функционирования государственной и муниципальной систем здравоохранения;

создание систем управления качеством медицинской помощи;

внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли;

укрепление материально-технической базы медицинских организаций;

удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи;

усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья здорового человека и укрепление института семьи как основы философии современного общества;

поддержка медицинской науки и ее ориентация на решение проблем доступности и качества медицинской помощи;

создание на базе развития фармацевтики и биотехнологий принципиально новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения, лекарственных средств и диагностических препаратов нового поколения.

Система мер должна также включать вопросы дополнительного лекарственного обеспечения населения, организации реабилитационных больниц и восстановительного лечения в специализированных санаториях за счет средств социального страхования.

Комплекс мер, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи

Совершенствование нормативно-правовой базы здравоохранения должно охватывать все аспекты деятельности    медицинского  учреждения включая вопросы повышения трудовой мотивации медицинских работников, совершенствования системы оплаты труда (с возможным отказом от действующей в настоящее время тарифной сетки).

позволит:

– определить отношения, связанные с реализацией прав граждан, отдельных групп населения , государственными гарантиями обеспечения граждан медицинской помощью, обращением лекарственных средств, отношения, возникающие при осуществлении планирования и финансирования деятельности учреждения;

– законодательно урегулировать вопросы стандартизации, лицензирования, сертификации медицинских услуг, аккредитации медицинских и фармацевтических организаций.

– установить единую систему стандартизации медицинской помощи;

–– упорядочить статус и обязанности субъектов правоотношений в системе обязательного медицинского страхования;

– перенести часть финансовой ответственности за оказание медицинской помощи в негосударственный сектор;

– укрепить финансовую основу системы ОМС за счет более полной реализации территориальных программ государственных гарантий, более жестких обязательств субъектов Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения;

– определить порядок ответственности субъектов системы ОМС за доступность и качество медицинской помощи, оказываемой в рамках этой системы.

Нуждается в дополнительном нормативно-правовом регулировании и частная медицина. Деятельность врачей частной практики в Российской Федерации регламентирована лишь частично Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст.56). Оказание платных медицинских услуг регламентируется постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».

Ускорение создания и введения федеральных стандартов оказания медицинской помощи и стандартов оснащения учреждений здравоохранения

Главным направлением совершенствования организации системы здравоохранения и обеспечения ее целостности является осуществление единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию, сертификации и аккредитации.

Значимость стандартизации в здравоохранении отмечена Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию страны 26.05.2004 года, где сказано: «…гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны, понятны. И по каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены стандарты медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями к условиям оказания медпомощи. Причем такие стандарты должны действовать в каждом населенном пункте Российской Федерации».

Решающее значение имеет обновление и систематизация основной нормативной базы системы здравоохранения, в том числе медико-социальных стандартов (нормативов обеспеченности населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, врачами, средним медицинским персоналом, а также финансированием в расчете на одного жителя), клинико-экономических стандартов, нормативов обеспечения учреждений здравоохранения материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Необходимо определить стоимость медицинской услуги, чтобы государство четко представляло, сколько оно должно выделить средств на гарантированную медицинскую помощь.

В ближайшее время необходимо:

– стандартизировать нормативную базу обязательного медицинского страхования , регламентирующую вопросы предоставления медицинской помощи, в том числе с целью обеспечения прозрачности финансовых потоков в здравоохранении, выполнения гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи, а также легализации платных медицинских услуг;

– создать унифицированную классификацию и систему ценообразования на медицинские услуги, ввести единые стандарты формализации данных в системе здравоохранения;

– ускорить принятие новых протоколов ведения больных и стандартов медицинской помощи;

– установить для медицинских организаций стандарты объемов оказания бесплатной медицинской помощи, единые подходы и критерии вневедомственного медико-экономического контроля и экспертизы качества медицинской помощи;

– установить стандарты лекарственного обеспечения путем введения единой формулярной системы лекарственного обеспечения.

– определить систему ценообразования на лекарственные средства, применения лекарств с допустимой эффективностью, систему мониторинга осложнений при применении лекарств;

– разработать табели оснащенности различных типов государственных и муниципальных медицинских организаций медицинским оборудованием длительного применения и порядок обновления;

– определить порядок инвестирования строительства новых объектов здравоохранения, реконструкции и приобретения дорогостоящего оборудования за счет средств соответствующих бюджетов.

Определение единых критериев оценки работы лечебно-профилактических учреждений, медицинского обеспечения муниципалитета и региона

Работа медицинских организаций, состояние медицинского обеспечения муниципального и регионального уровней должны иметь единые критерии, в том числе экономические, для осуществления сравнительного анализа их деятельности и последующего выравнивания финансовых возможностей регионов.

  

Целью модернизации системы обязательного медицинского страхования (ОМС) является гарантированное обеспечение бесплатной медицинской помощи надлежащего качества в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Сложившаяся модель ОМС не может существенно повлиять на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Это во многом обусловлено низкой управляемостью системы ОМС. По существу система распалась на множество фрагментов: каждый субъект Российской Федерации сформировал собственную модель ОМС, причем во многих случаях игнорируя федеральное законодательство.

Реализация государственных гарантий медицинской помощи должна осуществляться преимущественно через систему обязательного медицинского страхования. Действующая сегодня бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в преимущественно одноканальную систему финансирования, основанную на страховом принципе.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

– установить единые для всех принципы и порядок оплаты медицинской помощи;

– обеспечить эффективные механизмы целевого и рационального использования средств всеми субъектами правоотношений ОМС;

– с целью достижения баланса ресурсов и обязательств по ОМС работающего населения оптимизировать структуру ставки единого социального налога, отказаться от регрессивной шкалы налогообложения, что позволит приблизить отчисления работодателей на обязательное медицинское страхование работников к реальной стоимости страховой защиты (стоимости страхового года) и препятствовать теневым формам выплаты заработной платы. Организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также перешедшие к уплате единого сельскохозяйственного налога должны делать обязательные платежи на медицинское страхование независимо от прибыли в размере стоимости страхового года;

– восстановить ранее действовавший порядок отчислений взносов на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. До решения этого вопроса необходимо обеспечить взаимодействие налоговых органов и фондов ОМС по обмену информацией о начисленных и уплаченных налогоплательщиками суммах на обязательное медицинское страхование;

– медицинские услуги должны предоставляться тем медицинским учреждением, которое выбрал человек, деньги должны следовать за пациентом;

– обязательное медицинское страхование, как составная часть государственного социального страхования, должно обеспечивать всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования;

– предоставление экстренной медицинской помощи незастрахованным должно осуществляться в рамках государственного социального обеспечения с прямым бюджетным финансированием или передачу средств через систему ОМС, которая сформирует фонд на оплату медицинских услуг этим категориям населения;

– с целью обеспечения доступности медицинской помощи для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов (органов внутренних дел, УИН, государственной противопожарной службы, таможенной системы, фельдъегерской службы и др.), оказываемой государственными и муниципальными медицинскими организациями, модернизировать механизмы ее оплаты;

– обеспечить эффективные механизмы целевого и рационального использования средств всеми субъектами правоотношений ОМС.

.

3.2. Совершенствование  финансирования  бюджетных медицинских услуг

Переход к новым экономическим отношениям вносит кардинальные изменения в процессе управления, планирования и финансирования в сфере здравоохранения. В этих условиях стратегической задачей учреждения становится повышения качества и конкурентоспособности оказываемых медицинских услуг. Однако осуществление вышеназванного возможно лишь при достаточном финансовом обеспечении. Необходимо отметить, что в настоящее время главной для всех лечебно - профилактических учреждений является проблема поиска недостающих финансовых средств, с помощью которых возможно расширение объема оказываемых медицинских услуг. В данной ситуации можно предложить такой инструмент финансирования лечебно - профилактического учреждения, как лизинг.

Лизинг - это способ финансирования предпринимательской деятельности, в данном случае платной медицинской помощи, финансовая аренда машин и оборудования.

Лизинговые операции рассматриваются как перспективный вид финансирования, поскольку они не только оказывают финансовую помощь медицинским учреждениям, но и обеспечивают экономические выгоды для учреждений: сохранение финансовой устойчивости, балансовые преимущества, выгода страхования.

Финансовый лизинг - вид инвестиционной деятельности, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем оборудование у определенного продавца и передать лизингополучателю данное оборудование в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный договором срок в пользование. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга. Финансовый лизинг- это овеществленное кредитование, при котором право собственности на предмет лизинга сохраняется за кредитором до момента полного выкупа оборудования и оплаты его вознаграждения (процентов).

Преимуществами лизинга стоматологического оборудования являются:

- экономия на налогах:

Лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;

За счет ускоренной амортизации предмета лизинга, предприятие сэкономит на налоге на имущество в части оборудования, переданного в лизинг.

- возможность  получить оборудование стоимостью в три раза больше, чем наличие средств без дополнительного залога:

Необходимо оплатить лишь 30% от стоимости приобретаемого стоматологического оборудования в качестве авансового платежа. Если учреждение успешно функционирует более полугода и приобретаемое оборудование является расширением существующего объема работ, для получения оборудования на условиях лизинга дополнительный залог не требуется в отличие от ситуации с обычным банковским кредитом, где наличие ликвидного залога является обязательным условием.

-  удобная схема выплат:

Схема лизинговых платежей подразумевает равные ежемесячные платежи, что помогает точно рассчитывать бюджет. В случае необходимости, предоставляется отсрочка по лизинговым платежам на срок поставки и монтажа оборудования. Учреждение сохраняет свой оборотный капитал, приобретая необходимое стоматологическое оборудование ведущих мировых производителей и погашая регулярные лизинговые платежи за счет амортизационных отчислений. Оборудование, полученное в лизинг окупает само себя.

- привлекательные условия:

Оплата услуг лизинговой компании составляет лишь 9%-10% в год от стоимости приобретаемого оборудования. После выплаты всех лизинговых платежей учреждению передается право собственности на оборудование, бывшее в лизинге

Помимо вышеуказанных преимуществ существует ряд других:

1.Лизинг предполагает сто процентное кредитования и не требует немедленного начала платежа. Это позволяет без резкого финансового напряжения обновлять медицинское оборудование и аппаратуру. Тогда как при использовании обычного кредита поликлиника должна часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств.

2.Лизинговое соглашение более гибкое, чем кредит, так как позволяет выбрать достаточно удобную схему выплат. Кроме того, лизинговое соглашение требует для оформления значительно меньше документов, чем оформление кредита.

3.Для лечебного учреждения уменьшается риск морального и физического износа, старения оборудования, ибо оно не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.

4.Лизинговое оборудование не числится у лечебного учреждения на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это оборудование.

6.Лизинг дает возможность получать  редкое и даже уникальное медицинское оборудование для решения стоящих перед поликлиникой задач.

Таким образом, при использовании лизингового механизма имеющиеся у медицинского учреждения денежные средства можно направить на приобретение лекарственных препаратов, медикаментов и т.п.

Основные отличия лизинга от всех других видов аренды состоит в том, что в пользование передается не старое, уже бывшее в употреблении оборудование, а совершенно новое.

Для лизинга характерно то, что срок аренды приближается к сроку службы оборудования. Переданное имущество в течении всего срока действия договора лизинга является собственностью лизинговой фирмы и находится на его балансе. Иными словами, для расширения объема оказываемых медицинских услуг лечебное учреждение приобретает необходимое оборудование, не затрагивая при этом собственных средств. Кроме того, процент по лизинговым платежам гораздо ниже процента, выплачиваемого по банковскому кредиту.

Стоимость лизингового медицинского оборудования, поступившего в медицинское учреждение учитывается на забалансовом счете 001 “Арендованные основные средства”.

Для расчета общей суммы лизинговых платежей используется следующая формула:

ЛП =  АО + ПК + КВ + ДУ + НДС                                            

ЛП - общая сумма лизинговых платежей;

АО - величина амортизационных отчислений причитающихся лизингодателю в текущем году;

ПК -  плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества - объект договора лизинга;

КВ - комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;

ДУ - плата лизингодателю за дополнительные услуги предоставляемые лизингодателю и предусмотренные договором лизинга;

НДС - налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя.

В последние годы в стоматологии появились новые технологии лечения зубов лазером.

Универсальная лазерная система Fidelis 320 A разработана и выпущена в серийное производство в 2001 году. На сегодняшний день этот аппарат работает практически в любой европейской стране и более того, допущен на внутренний рынок США, для применения его в области терапевтической и хирургической стоматологии и пластической хирургии.

Во-первых, Fidelis 320A - эрбиевый лазер, длина излучаемой волны - 2940 нм, что соответствует максимальному пику поглощения лазерной энергии водой. Следовательно, эффективное воздействие лазера возможно при взаимодействии с любыми тканями, содержащими воду, то есть, любыми твердыми и мягкими тканями организма.

Во-вторых, наиболее сложным в техническом плане, является момент доставки лазерного луча до ткани-мишени. Инженерам Fotona удалось создать уникальный жесткий рукав с системой зеркал, проводящий лазерный луч до рабочей насадки, соединенной с рукавом посредством шарнира. Степень свободы при движении наконечника такова, что практически не ограничивает движения врача.

И в-третьих наконечник стоматологической насадки заканчивается световодным стекловолокном, которое рассчитано на соприкосновение с зубом, то есть мы имеется возможность работать контактным способом.

Данная установка позволяет лечить кариес, работать лазерным скальпелем, ставить дерматохирургическую насадку и шлифовать кожу.

Стоимость лазерной системы Fidelis 320 A - 35.000 у.е. в комплектации с одной (стоматологической) насадкой и системой клапанов по воде и воздуху для подключения к стоматологической установке, а также две пары защитных очков для медперсонала. В стоимость включены обучение врача на базе Московской клиники в течении 1-2 дней, что достаточно для полного освоения технологии работы, и шеф-монтаж установки инженером фирмы. В соответствии с требованиями производителя, гарантийные обязательства на лазерную систему (на аппарат) действуют в течение 1 года; комплектующие имеют отдельные сроки гарантии. Срок поставки аппарата - 2 месяца.

Очевидно, что лазерные технологии в обработке твердых тканей зуба пришли на отечественный рынок. Безусловно, количество клиник будет расти. Имидж лазерной клиники, комфортное лечение - дают приток пациентов и деньги. Высокое качество лечения позволяет увеличивать сроки гарантии и т.д.

Произведем расчет лизинговых платежей:

- стоимость медицинского оборудования (предмет договора) 1050 тыс.рублей;

- срок договора - 3 года;

- норма амортизационных отчислений на полное восстановление - 10 % годовых;

- процентная ставка по кредиту, использованному лизингодателем на приобретение оборудования - 30 % годовых;

- величина использованных кредитных ресурсов - 1050 тыс.рублей;

- дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга, всего - 24 тыс.рублей (командировочные расходы, обучение персонала);

- ставка налога на добавленную стоимость - 20 %.

Лизинговые взносы осуществляются равными долями ежеквартально, первого числа и первого месяца каждого квартала.

Расчет среднегодовой стоимости имущества представлен в таблице 13

Таблица 13  Расчет среднегодовой стоимости имущества, тыс. рублей

Срок

действия

договора

Стоимость имущества

на начало года

Сумма

амортизационных отчислений

Стоимость имущества на конец

года

Ср.годовая стоимость имущества

1 - й

1050,0

105

945

997,5

2 - й

945

105

840

892,5

3 - й

840

105

735

787,5

Расчет общей суммы лизинговых платежей за первый год:

АО = 1050,0 * 10 : 100 = 105 тыс.рублей

ПК = 945 * 30 : 100 = 283,5 тыс.рублей

ДУ = 24 тыс.рублей

В = 105 +283,5 + 24 = 412,5 тыс.рублей

НДС = 412,5 * 20 : 100 = 82,5 тыс.рублей

ЛП = 105 + 283,5 + 24 + 82,5 = 495 тыс.рублей

Расчет общей суммы лизинговых платежей за второй год:

АО = 1050,0 * 10 : 100  =  105 тыс.рублей

ПК = 840 * 30 : 100 = 252 тыс.рублей

В = 105 + 252 = 357 тыс.рублей

НДС = 357 * 20 : 100 = 71,4 тыс.рублей

ЛП = 357 + 71,4  =  428,4 тыс.рублей

Расчет общей суммы лизинговых платежей за третий год:

АО = 1050,0 * 10 : 100  =  105 тыс.рублей

ПК = 735 * 30 : 100 = 220,5 тыс.рублей

В = 105 + 220,5 = 325,5 тыс.рублей

НДС = 325,5 * 20 : 100 = 65,1 тыс.рублей

ЛП = 325,5 + 65,1 =  390,6 тыс.рублей

Общая сумма лизинговых платежей за весь срок договора лизинга: 495 + 428,4 + 390,5 = 1314  тыс.рублей

Размер лизинговых взносов:

1314 : 3 : 4 = 109,5  тыс.рублей в квартал.

Завершая рассматриваемую форму финансирования, необходимо отметить, что она действительно выгоднее и привлекательнее банковского кредита. Во-первых, к данной форме можно обратиться, если нет возможности использовать кредит для закупки нового медицинского оборудования, а оно крайне необходимо.

Во-вторых, по лизингу приобретается дорогостоящее и редкое медицинское оборудование, которое обслуживается лизингодателем лучше, чем медицинским учреждением.

В третьих, если затраты по эксплуатации медицинского оборудования окажутся ниже медицинского учреждения, чем у лизинговой компании, то учреждение приобретает это оборудования.

С финансовой точки зрения оборудование, приобретенное по лизингу, не увеличивают задолженности учреждения, поскольку не числится на балансе. С полным основанием можно утверждать, что данная форма действительно является  перспективной формой финансирования учреждения.   

Поиск дополнительных источников финансирования целесообразно сосредоточить по следующим направлениям:

1. Рынок медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;

2. Рынок медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования;

3. Рынок платных медицинских услуг.

Каждый из этих секторов рынка имеет свои отличительные особенности и специфику.

Источник поступления средств в обязательное медицинское страхование  - взносы работодателей, включаемые в себестоимость продукции, и платежи местной администрации на неработающее население. Тарифы устанавливаются медицинскими учреждениями по согласованию с фондом обязательного медицинского страхования. Оплата медицинских услуг осуществляется по согласованным тарифам.

В условиях обязательного медицинского страхования для расчета стоимости медицинской услуги используется прейскурантная цена, рассчитанная нормативным методом, где расчет себестоимости услуг определен утвержденными сметами. Средняя цена обращения пациента в ОМС определяется в зависимости от медицинской специальности, видов ее обеспечения, а также объема оказываемой медицинской помощи на основе утвержденной базовой программы.

Добровольное медицинское страхование представляет собой финансово - коммерческую деятельность, это - личное добровольное страхование. Главной характерной чертой добровольного медицинского страхования является то, что оплату расходов на медицинские услуги берет на себя сам пациент, либо работодатель. Источником поступления средств являются личные доходы граждан или доходы организаций за счет прибыли.

Тарифы устанавливаются договором между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией, а оплата медицинских услуг осуществляется страховщиком в размере, определенном двухсторонним соглашением. В системе добровольного медицинского страхования при расчетах поставщика медицинских услуг применяется договорная цена, отличительной особенностью которой является калькулирование себестоимости затратным методом (по статьям затрат), с учетом самостоятельно установленных затрат на заработную плату, накладных расходов и уровня рентабельности. Средняя цена одного обращения к специалисту в добровольном медицинском страховании складывается из следующих услуг: обращения к специалисту и комплекса сопутствующих функциональных обследований, сверх базовой программы обязательного медицинского страхования.

Платные медицинские услуги населению предоставляются в рамках договоров с гражданами и организациями, причем медицинские учреждения могут оказывать медицинскую помощь гражданам, по их желанию, на условиях повышенной комфортности. Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются по прейскурантной цене, с учетом себестоимости платных медицинских услуг, ожидаемой прибыли (норматив рентабельности) и применяемого медицинского стандарта.  Основным отличием добровольного медицинского страхования от платных услуг является то, что в системе добровольного медицинского страхования от платных услуг является то, что в системе добровольного медицинского страхования набор услуг представляет собой целостный комплекс, что скрывается на объеме и уровне цены медицинской услуги.

Внутренними резервами финансовых ресурсов могут быть:

1. Доходы от развивающихся платных услуг. При этом любая услуга может быть платной, если она осуществляется сверх Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

2. Формирование цен на медицинские услуги, которые могли бы компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль лечебно - профилактического учреждения как дополнительный источник финансирования. Сегодня тариф в системе обязательного медицинского страхования - цена ниже себестоимости объективно дорогой медицинской услуги.

3.  Более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга как способ финансирования без кредитования. Создание и поощрения развития медицинских лизинговых компаний.

4. Развитие добровольного медицинского страхования как разновидности платной медицинской помощи. Добровольное медицинское страхование больше формирует ответственность пациента за свое здоровье, чем в условиях “платной медицинской помощи”.

Экономическая эффективность  разработанных предложений

Показатель использования производственных фондов исчисляется, как отношение массы прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов:

Э„ф = П/Ф;

где

П - годовой объем прибыли;

Ф - среднегодовая стоимость производственных фондов и нормируемых оборотных средств;

Эпф (2006)=1,48 Эпф(2007)= 1,64 Эпф(2008) = 1,68

Фондоотдача - выпуск  оборудования  на 1 рубль  стоимости производственных фондов:

Ф0 = В/Ф

где

В - объем выпущенной продукции ( оборудования)  за определенный период;

Ф - среднегодовая стоимость производственных фондов и нормируемых оборотных средств;

Фо(2006) = 6,04 Фо(2007) = 6,36 Ф„(2008) = 6,44

Производственная мощность - максимально возможный годовой выпуск продукции (оборудования :

м = Ui * Н * П;

где

П1 - нормативная годовая производительность одной машины;

Н - средний коэффициент перевыполнения норм;

П - число машин;

М = 378000 * 1,012 = 763560 кг/год

Валовый оборот:

ВД = Упр *Цр;

ВД = 1701000 * 19,269 = 32822496 (руб.);

Валовые издержки:

ВИ = Vnp * Сп;

ВИ = 1701000 * 11,52 = 19595520 (руб.)

Рентабельность собственного капитала:

Урк = (прибыль чистая/(основной + оборотный капитал))* 100%;

Урк(2014) =22,13%

Урк(2015)=( 23,57%

Урк(2016)= 24,01%

Ребнтабельность производства:

Упр=(прибыль балансовая / валовый оборот)* 100%;

Урп(2014= 23,64%

Урп(2015)= 25,6%

Урп(2016)= 26,12%

Заключение

      Основные  направления  по   совершенствованию финансового   результата  бюджетной организации:

-изменение принципов финансирования здравоохранения на основе ежегодно утверждаемого федерального минимального подушевого норматива финансирования (с учетом территориальных коэффициентов);

обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи;

обеспечение необходимой нормативно-правовой базы развития здравоохранения;

расширение хозяйственной самостоятельности организаций здравоохранения;

реформирование системы оплаты труда медицинских работников с учетом качества их деятельности;

модернизация системы обязательного медицинского страхования;

повышение эффективности функционирования государственной и муниципальной систем здравоохранения;

создание систем управления качеством медицинской помощи;

внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли;

укрепление материально-технической базы медицинских организаций;

удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи;

усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья здорового человека и укрепление института семьи как основы философии современного общества;

поддержка медицинской науки и ее ориентация на решение проблем доступности и качества медицинской помощи;

создание на базе развития фармацевтики и биотехнологий принципиально новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения, лекарственных средств и диагностических препаратов нового поколения.

Внутренними резервами финансовых ресурсов могут быть:

1. Доходы от развивающихся платных услуг. При этом любая услуга может быть платной, если она осуществляется сверх Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

2. Формирование цен на медицинские услуги, которые могли бы компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль лечебно - профилактического учреждения как дополнительный источник финансирования. Сегодня тариф в системе обязательного медицинского страхования - цена ниже себестоимости объективно дорогой медицинской услуги.

3.  Более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга как способ финансирования без кредитования. Создание и поощрения развития медицинских лизинговых компаний.

4. Развитие добровольного медицинского страхования как разновидности платной медицинской помощи. Добровольное медицинское страхование больше формирует ответственность пациента за свое здоровье, чем в условиях “платной медицинской помощи”.

Список использованных источников литературы

1.Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия : Учебно – экономической пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2014. – 256 с.

2 Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В.Пашковская и др.; По общ.ред.Д.А.панкова, Е.А.Головковой. – 2-е изд., испр. – М.:Новое знание, 2013. – 206 с.

3.Архипов А.И., Погосов И.А., Караваева И.В. Финансы: Учебник.- М.: Велби, 2013.

4.Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2013. – 208 с.

5. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практ. пособие. М.: ПРИОР, 2014. - 96 с.

6.Вавилов Ю.Я., Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Орналюк-Малицкая Л.А. Финансы.- М.: Финансы и статистика, 2013.

7. Вахрин П.И., Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2013. – 320 с.

8.Грязнова А.Г. Финансы.- М.: Финансы и статистика, 2013

9. Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипков Л.К., Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях – М.: ФиС, 2012. – 336 с.

10.Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах.- М.: Высшее образование, 2013.

11. Ковалев В.В., Финансы предприятий – М.: ТК Велби, 2013. – 352 с.

12.Котельникова Е.А. Финансы.- М.: Юнити, 2013.

13. Молчанов И.П. Финансирование социальной сферы в условиях реформирования межбюджетных отношений.// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2013., январь, № 1 (49), с.4 -5.

14. Панков Д.А., Головкова Е.А., Пашковская Л.В., Анализ хозяйственной деятельности бюджетной организации – М.: Новое знание, 2013. – 409 с.

15. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И., Финансы предприятий, — СПб: Питер, 2012. – 224 с.

16. Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012 – 232 с.

17.Романовский М.В. Финансы. - М.: Юрайт, 2012.

18. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С., Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2013 г. 256 c.

19. Юрьева Т.В., Экономика некоммерческих организаций – М.: Юристъ, 2012. – 320 с.

       20. Отчет о деятельности  Центральной клинической больницы №2

       21. Устав Центральной клинической больницы №2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1037. Модуляция гармонических колебаний, импульсная модуляция, манипуляция 383.5 KB
  Изучение методов модуляции, спектров сигналов при различных видах модуляции. Амплитудная модуляция. АИМ1. Частотная модуляция. Фазовая модуляция.
1038. Юридична деонтологія як правознавча наука та навчальна дисципліна 506.5 KB
  Виникнення деонтології як науки. Становлення та розвиток юридичної деонтології. Загальна характеристика юридичної діяльності. Політична культура юриста. Навчальний процес у вищих закладах юридичної освіти. Юридична практична діяльність. Основні юридичні спеціальності. Професійно-особистісні якості юриста.
1039. Практичні питання філософії 489.5 KB
  Кантівська критика метафізики. Поняття буття і предметне самовизначення філософії. Аргумент реторсії у метафізиці. Предметно-чуттєвий та трансцендентальний досвід. Універсалізм і релятивізм у розумінні природи знання. Фундаменталізм і антифундаменталізм у розв’язанні проблеми обгрунтування знання. Приклади теорій пізнання, побудованих на засадах фундаменталізму та антифундаменталізму. Структуралістська версія філософської антропології. Етапи розвитку і основні ідеї середньовічної філософії.
1040. Основы дизайна 505 KB
  История понятие термина дизайн. Отрасли дизайна. Дизайн городской среды. Колористика и суперграфика. Визуальная идентификация. Ландшафтный дизайн.
1041. Арифметико-логические основы электронных вычислительных цифровых машин системы счисления 475 KB
  Правила использования логических функций. Принципы организации вычислительного процесса. Обобщенная структурная схема ЭВМ. В режиме разомкнутого контура. Режим непрямого цифрового управления. Цикл проектирования МП системы. Режим обмена процессор-память. Микропроцессорный комплект с фиксированной разрядностью 580 серии. Обобщенная структурная схема МП контроллера.
1042. Исследование кривыx второго порядка 253 KB
  Классификация кривых второго порядка. Построение однополостного гиперболоида в канонической системе координат. Исследование формы поверхности второго порядка методом сечения плоскостями. Исследование кривой по каноническому уравнению.
1043. Традиционные русские рукопашные состязания и их особенности на Тамбовщине 502 KB
  Генезис и эволюция рукопашных состязаний русских. Особенное и общее в формах традиционных рукопашных состязаний русских и других народов, региональные особенности на Тамбовщине. Исторические формы состязаний и региональные особенности в Тамбовской губернии. Борьба с формированием предварительного захвата. Виды рукопашных состязаний в Тамбовской губернии в конце XIX - первой половине XX веков. Реконструкция конкретно-исторической модели. Генезис и эволюция рукопашных состязаний русских.
1044. Счётчики. Синхронный счётчик на D-триггерах и К=10 341 KB
  Синхронный счётчик на D-триггерах и К=10. Синхронный счётчик на JK-триггерах и К=10. Создание субблока счётчика. Счётчик с Ксч=100 на D- и JK- триггерах. Овладение методом синтеза синхронных счетчиков, анализ работоспособности проектируемых схем.
1045. Міжнародний кримінальний суд: структура та компетенція 458.5 KB
  Історичні передумови створення та функціонування постійно діючої інституції у сфері міжнародного кримінального судочинства. Зародження ідеї та перші спроби створення постійно діючої інституції у сфері міжнародної кримінальної юстиції. Створення військових трибуналів ad hoc як основний етап становлення міжнародної кримінальної юстиції.