95962

Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен

Реферат

Биология и генетика

Цель: ознакомление учащихся с основными типами движения животных эволюционным направлением в изменении способов движения представление о полости тела и органами дыхания. Какой вывод можно сделать познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у животных организмов Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных...

Русский

2015-10-01

89.45 KB

2 чел.

Министерство образования и науки Российской Федераций

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический  институт»

Педагогический факультет

Кафедра биологии и географии с методикой преподавания

Конспект урока

На тему «Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен»

В 7В классе  МКОУ «СОШ №4»

                                                           Составитель:

Студент о/о 3 курса, 315 группы

Мезенцев Артём Владиславович

Проверила: ст. преподаватель кафедры биологии с МП  Павлова Наталья Владимировна

Шадринск

2015

Цель: ознакомление учащихся с основными типами движения животных, эволюционным направлением в изменении способов движения, представление о полости тела и органами дыхания.

Задачи: 

образовательные

-выявить основные особенности органов дыхания и газообмена у позвоночных животных в связи с образом жизни

-выявить основные особенности способов передвижения различных животных

-проследить эволюцию органов дыхания и изменения газообмена у животных

 развивающие

-развить умения, конкретизировать особенности усложнения органов дыхания в процессе эволюции

-развивать умения проследить усложнение органов передвижения у различных организмов.

воспитательные

-формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся об усложнение в процессе эволюции;

-прививать навыки коммуникативного общения;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация

Литература:

1. В.В. Латюшина, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс.

2. Н.И. Галушкова. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина,

В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс.

План

  1.  Орг. момент……………………………..….1
  2.  Введение……………………..………….…..1
  3.  Проверка домашнего задания.…………..11
  4.  Сообщение темы и цели урока……………2
  5.  Изучение нового материала………...…...19
  6.  Домашнее задание ……………………….....1
  7.  Закрепление……...…………………..……..5

40 мин

Ход урока

Орг. Момент

1мин

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Дежурный назовите отсутствующих на уроке.

Введение

1мин

На прошлом уроке мы изучили состав и функции опорно-двигательной системы, свойства костей, строение скелета от простейших до млекопитающих. Сейчас повторим материалы прошлого урока.

Проверка домашнего задания

11мин

Индивидуальный опрос

Вопрос 1. Что лежит в основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы?

В основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы лежит, прежде всего, переход животных из водной среды обитания в наземно-воздушную. Новая среда требовала от опорно-двигательного аппарата большей прочности и возможности осуществлять более сложные и разнообразные движения. В качестве примера можно привести появление составных парных конечностей с подвижными (суставными) соединениями частей и усложненной мускулатуры у представителей класса земноводных — первых наземных позвоночных.

Вопрос 2. У каких животных наружный скелет?

Наружный скелет имеется у всех представителей типа Членистоногие: у насекомых — хитиновый панцирь, у паукообразных и ракообразных — покровы, пропитанные известью.

Вопрос 3. О чем говорит сходный план строения скелетов разных позвоночных животных?

Общий план строения скелетов разных позвоночных животных говорит об общности происхождения, эволюционном родстве. А наличие сходных частных образований — о том, что животные ведут сходный образ жизни в сходных условиях среды. Например, костный гребень (киль) на грудной кости имеется и у летающих птиц, и у летучих мышей.

Вопрос 4. Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у животных организмов?

Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве.

Выставление оценок(комментирование)

Вывод по домашнему заданию

Итак, мы повторили тему прошлого занятия опорно двигательная система. Предназначение скелета в жизни животных: опора тела, защита внутренних органов, перемещения тела в пространстве.

Сообщение темы и цели урока

2мин

Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и

газообмен »

Изучение нового материала

19мин

Учитель. Давайте прочитаем, как же двигаются животные.

Внимательно прочитайте текст учебной статьи на с. 199-200  «Способы передвижения животных»

Учитель. Что такое движение?

Ученик. Движение – главное свойство живых организмов. (1слайд)

Учитель. Назовите 3 основные группы способов передвижения животных.

Ученик. Способы передвижения животных делятся на три группы:

1. Амебоидное движение присуще корненожкам (амебам), а также клеткам крови лейкоцитам. Это движение происходит благодаря выростам цитоплазмы.(2слайд)

2. Движение с помощью жгутиков и ресничек наблюдается у простейших животных.(3слайд)

3. Движение с помощью мышц у большинства животных.(4слайд)

Учитель. Сейчас мы рассмотрим движение различных животных.

 Продольные и поперечные мышцы у кольчатых червей.(6слайд)

 Средиземноморский ресничный червь простецераэус — очень красив. (7слайд)Когда червь плавно скользит по дну, мышцы в его движении не участвуют. Оно совершается лишь в результате работы ресничек. Но может червь и плавать, как его сородичи.

  Речной рак может ползать по дну, плавать вперед с помощью ножек и плавать назад с помощью хвоста (сверху вниз). (8слайд)

  Насекомое парит, используя восходящие потоки воздуха. Для этого нужны большие и широкие крылья, как у некоторых дневных бабочек.

  У кобылки есть мощные длинные прыгательные задние ноги с сильными утолщенными бедрами, наполненными крепкими мышцами. Выпрямляя их, кобылка подбрасывает себя в воздух и прыгает на расстояние 50-80 см. Так же прыгают другие прямокрылые и  жуки-блошки. (Слайд 9)

  Карп проталкивает тело вперед, двигая хвостовым плавником вправо-влево. Спинной и анальный плавники не позволяют телу заваливаться на бок и рыскать из стороны в сторону. Подвижные парные плавники управляют движением. (Слайд 10)

  Прыгая, лягушка одновременно отталкивается от земли обеими длинными задними конечностями, последовательно разгибая их в каждом суставе. (Слайд 11,12)
 Змеи двигаются четырьмя способами: змеящимся,, пружинным, прямолинейным и боковым. Все это они могут делать благодаря гибкому телу, основу которого составляет позвоночник из нескольких сотен позвонков.
(Слайд 13)

У млекопитающих ноги подпирают тело снизу, это позволяет долго стоять и быстро бегать. (Слайд 14)

У ластоногих обе пары конечностей превратились в ласты. В воде они плавают очень хорошо, но на суше передвигаются с трудом.

У китов и дельфинов передняя пара конечностей превратилась в ласты, задняя исчезла, а хвост приобрел плавник. На сушу они вообще не выходят.(Слайд 15)

Вместо того, что бы выбрасывать назад струю воды, медузы создают в воде кольцевые вихревые потоки весьма сложной формы. с помощью которых они продвигают вперед свое тело.(Слайд 16)

Выводы (говорят ученики)

1. Движения характерны для всех живых организмов. Движения осуществляются с помощью приспособлений: жгутиков, ресничек и мышц.

2. Различают  движения активные: перемещение в пространстве и пассивные

3. Движения в различных средах обитания:

наземной,  водной , воздушной делятся на виды: хождение, ползание, плавание, бег, прыжки.

4. Каждый организм приспособлен к определенному типу движения.

Что такое полость тела?

Полость тела – пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.(запись в тетрадь)

Полости тела делятся на 2 вида:

Первичная полость тела – пространство между стенкой тела и кишечником, в котором расположены внутренние органы, не имеющее собственной оболочки.

Ученик приводит пример: круглые черви

Вторичная полость тела – пространство между стенкой тела и внутренними органами; ограничено собственными эпителиальными оболочками и заполнено жидкостью.

Примет ученика: У всех хордовых полость тела вторичная.

В процессе развития одноклеточные и многоклеточные организмы меняли среду обитания, образ жизни. Вместе с этим происходили не только внешние изменения – покров тела, способы передвижения, но также изменялись органы дыхания и газообмен.

          Давайте рассмотрим, как же происходило изменение органов дыхания и газообмен у разных животных.  

Растения, грибы и примитивные животные дышат всей поверхностью тела. По дыханию все живое делится на две группы: анаэробы и аэробы. Первые органы дыхания появляются у многощетинковых кольчатых червей –нереиды и пескожила- жабры на особых выростах тела-параподиях.

Запись в тетрадь

      Дыхание - это процесс, сопровождающийся поглощением кислорода и выделением углекислого газа.(слайд 18)

      Дыхательная система выполняет важнейшую функцию - газообмен, без которого невозможна жизнь, ибо превращение энергии в организме происходит в результате окислительного распада питательных веществ с участием кислорода .

Функции дыхательной системы

  1.  Снабжение организма кислородом
  2.   Удаление углекислого газа
  3.  Обеспечение организма энергией (Слайд 19)

В зависимости от среды обитания органы дыхания жабры, жаберные щели, лёгкие.

Учитель. Назовите основной орган дыхания в водной среде.(слайд 20)

Ученик. жабры.

Органами дыхания ракообразных тоже являются жабры. Они находятся под головогрудным щитом и представляют собой тонкостенные выросты кожных покровов.

Наиболее сложно устроены жабры у рыб. Они состоят из жаберных дуг с жаберными лепестками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами. Вода, проглатываемая животными, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки, омывает их и снабжает кровь кислородом. (Слайд 23)

В наземной среде обитания появляются иные органы дыхания

Легочные мешки – имеют брюхоногие моллюски (Слайд 24)

Трахеи(у насекомых и паукообразных) (Слайд 25)

Дыхательная система земноводных Земноводные дышат: (Слайд 27)

51%- всей поверхностью тела

49%- легкие

Пресмыкающиеся Дышат 100% (Слайд 28)

легкими

Дыхательная система млекопитающих (Слайд 29)

Вентиляцию легких обеспечивает диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной.

Эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути:  

1)увеличения площади легочных перегородок

2) совершенствования транспортных систем, доставка кислорода клеткам

3) развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.

Учебник стр 204-207 (Слайд 30)

             

Домашнее задание

1мин

Открываем дневники, записываем §38, 39,  доделать таблицу и уметь, пользуясь ей рассказать, как происходило изменение  органов дыхания и газообмен.

   Закрепление

5мин

Тест (устно)

 Вопрос № 1

Газообмен – это процесс, в результате которого:

 1.В организм поступает кислород

 2.Организм насыщается газами и освобождается от их излишков

 3.В организм поступает кислород и удаляется углекислый газ

 4.Из организма удаляется углекислый газ

Вопрос № 2

Газообмен у одноклеточных животных происходит:

 1.Благодаря специальным органам

 2.Благодаря цитоплазме

 3.Благодаря ядру

 4.Через всю поверхность тела

Вопрос № 4

Двойное дыхание характерно для:

 1.Земноводных

 2.Пресмыкающихся

 3.Птиц

4.Млекопитающих

Вопрос № 5

Найдите правильное высказывание:

 1.Движение с помощью мышц осуществляется у одноклеточных животных

 2.Движение всех позвоночных животных, имеющих внутренний скелет, осуществляется с помощью мышц

 3.Пиявки освоили шагающие движения и передвигаются благодаря волнообразным сокращениям, пробегающим по подошве ноги

Вопрос №6

Реактивный способ передвижения характерен для:

 1.Головоногих моллюсков и некоторых членистоногих

 2.Членистоногих и хордовых

 3.Брюхоногих моллюсков и иглокожих

 4.Ракообразных и губок

 

                            

Оформление доски

6.03.15

Тема: «Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен»

Д/з параграф  41

                      Оформление ученической тетради

Тема: «Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен»

Движение – главное свойство живых организмов.

Способы передвижения животных делятся на три группы:

1. Амебоидное движение присуще корненожкам (амебам), а также клеткам крови лейкоцитам. Это движение происходит благодаря выростам цитоплазмы.

2. Движение с помощью жгутиков и ресничек наблюдается у простейших животных.

3. Движение с помощью мышц у большинства животных.

Полость тела – пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.(запись в тетрадь)

Полости тела делятся на 2 вида:

Первичная полость тела

Вторичная полость тела

Дыхание - это процесс, сопровождающийся поглощением кислорода и выделением углекислого газа.

6.03.15


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39117. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРИИ, ОКАЗАВШИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 102.5 KB
  Основным фактором детерминирующим развитие и функционирование живых организмов а также отдельных физиологических систем в составе организма выступает не прошлое событие а подготовка к еще не наступившим событиям которая обеспечивается прогнозированием результатов предстоящих действий на основе опережающего отражения и механизмами целеполагания. Любой поведенческий акт живого организма обеспечивается рядом системных механизмов и процессов которые организуются в функциональную систему: механизм афферентного синтеза...
39118. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 63.5 KB
  Строгий естественнонаучный подход к анализу и объяснению психических явлений в психологии поведения. В качестве одного из основателей объективной психологии поведения называют российского физиолога И. Вместе с тем это направление имеет множество научных достижений которые составляют золотой фонд мировой психологии: исследована эффективность различных типов подкрепления поощрения и наказания в процессах научения разработано множество тонких методов позволяющих регистрировать различные формы поведения животных установлено...
39119. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 172 KB
  Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций ВПФ. Источник развития человеческой психики находится во внешней идеальной форме в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурноисторического опыта человечества что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. При этом...
39120. ТЕОРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. ТЕОРИИ МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ 155 KB
  Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда: когда человек воспринимает самого себя в качестве причины возникшей когнитивной несогласованности; когда действия субъекта основаны на свободном выборе и разрушают Яконцепцию; когда люди чувствуют личную ответственность за свои неверные действия и поступки; когда такие действия и поступки имеют серьезные последствия. Когда свои действия или поступки которые вызывают когнитивный диссонанс человек не может оправдать и объяснить внешними факторами уменьшение диссонанса...
39121. СТРУКТУРНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ (ИНТЕЛЛЕКТА) ЧЕЛОВЕКА 163.5 KB
  Такие возможности реализуются на основе эмпирического опыта и воздействий социального окружения; эмпирическим опытом который включает: формирование двигательных навыков путем упражнения извлечение информации из опыта взаимодействия с физическим миром логикоматематический опыт организации и координации познавательных действий; воздействием социального окружения. Взаимодействие субъекта и объекта это источник любого знания который складывается из двух типов опыта: координации действий и операций которые строятся...
39122. СТРУКТУРНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА 104.5 KB
  СТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА План 1. Теории и модели памяти в когнитивной психологии 1. Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии Кратковременная память Ограниченность объема: в среднем 57 единиц информации. На самых глубоких уровнях: а происходит когнитивная семантическая обработка путем установления различных связей с информацией в долговременной памяти; б устанавливается смысл и содержание информации осуществляется ее субъективная оценка.
39123. Структурные, функциональные и генетические теории внимания человека 63.5 KB
  Теории и модели внимания в когнитивной психологии Д. Модель внимания на основе избирательного ослабления сигналов Существует перцептивный фильтр расположенный между входными сенсорными сигналами и вербальным семантическим анализом сообщения. Стадия предвнимания: происходит быстрое извлечение и обработка информации полученной рецепторами позволяющие выделить простые и наиболее заметные признаки объектов; обработка информации производится автоматически быстро параллельно; обработка информации происходит без сознательных усилий и...
39124. ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 86.5 KB
  ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА План Структурное и функциональное определение и объяснение сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание человека в истории психологии были связаны: с анализом организации процессов внимания с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека с описанием сознания как сцены на которой представлен феноменологический опыт субъекта ассоциативная психология гештальтпсихология с трактовкой сознания как активного начала организующего в единство...
39125. МЕТОДОЛОГИЯ В НАУКЕ 177 KB
  Методология в составе научного знания Современная психология это система знаний состоящая из большого многообразия достоверных и сомнительных фактов феноменологических описаний психических явлений а также их всевозможных интерпретаций и объяснений. Методология науки это: система знаний о принципах построения формах и способах организации научного познания о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний получаемых в процессе научного исследования естественных природных и социальных...