95964

Россия конца XVI – XVIII веков

Конспект урока

История и СИД

Развернутый ответ поощряется дополнительным баллом. Суть задания: проверка точного знания хронологии поэтому необходим точный ответ. Суть задания: дать полноценное объяснение на определение исторического события при этом баллы снижаются или повышаются в зависимости от полноты ответа.

Русский

2015-10-01

27.61 KB

1 чел.

Автор материалов: Кушнарь Евгения Генриховна

учитель истории и обществознания

высшая категория

педстаж 34 года

МОАУ гимназия № 1

г. Благовещенск Амурская область

Урок-игра по истории России. 7 класс.

Цель урока: обобщить и оценить знания учащихся по истории развития Русского государства конца XVI – XVIII вв.

Постановка задач урока: в начале урока учащиеся делятся на 3 команды (по рядам), выбирают капитанов, название и девиз. Руководителем игры является учитель. Игра проходит динамично, баллы подсчитываются в ходе урока  после каждого раунда. За каждый правильный ответ – 1 балл. Развернутый ответ поощряется дополнительным баллом. Команда победительница и лучшие игроки других команд награждаются смайликами.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Тема: «Россия конца XVI – XVIII вв.».

Ход урока:

  1.  «Историческая разминка»: задание на проверку понятий и терминов.

Суть задания: команды по очереди формулируют исторические понятия.

  1.  Всероссийский  рынок – усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России, основанный на экономической специализации территории.
  2.  Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
  3.  Мелкотоварное производство – система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке.
  4.  Наемный труд труд работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.
  5.  Предприниматель – лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какого-либо вида хозяйственной деятельности.
  6.  Социальная база – категории населения, поддерживающие кого-либо.
  7.  Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.
  8.  Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.
  9.  Регентство – в монархических государствах: временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
  10.  Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
  11.  Меркантилизм – экономическая политика, выражающаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.
  12.  Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.
  13.  Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 в., направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.
  14.  Секуляризация – обращение государством церковной земельной собственности в светскую.
  15.  Самоуправление – самостоятельность тех или иных территорий или общественных групп в вопросах, оговоренных с центральной властью.
  16.  Капитал – состояние, совокупность материальных ценностей.

  1.  «Известно ли вам, когда …»: задание на проверку знания событий.

Суть задания: проверка точного знания хронологии, поэтому необходим точный ответ.

  1.  Введено патриаршество в России? (1589 г.)
  2.  Избран на царство первый царь династии Романовых? (1613 г.)
  3.  Принято Соборное уложение, закрепившее крепостное право? (1649 г.)
  4.  Произошло воссоединение Украины с Россией? (1654 г.)
  5.  Случился Медный  бунт? (1662 Г.)
  6.  Заключен с Китаем Нерчинский договор? (1689 Г.)
  7.  Основан Санкт-Петербург? (1703 г.)
  8.  Произошла Полтавская битва? (27 июня 1709 г.)
  9.  Заключен Ништадский мир? (1721 г.)
  10.  Принят «Манифест о вольности дворянской»? (1762 г.)
  11.  Принята «Жалованная грамота дворянству»? (1785 г.)
  12.  Итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова (1799 г.)

  1.  «Узнай событие»:  задание на определение события по фрагменту из источника.

Суть задания: дать полноценное объяснение  на определение исторического события, при этом баллы снижаются или повышаются в зависимости от полноты ответа.

  1.  «Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух переселя».

(Ответ: время Бориса Годунова, Смутное время, самозванцы, Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев).

  1.  «Наиболее  вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Романов….

Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят  на Московское царство царем».

(Ответ: Земский собор 1613 г. об избрании Михаила Романова царем).

  1.  «В  то время когда Петр начал водиться с иностранцами, он нашел полусгнившее судно в Измайловском загородном доме, очень недалеко от Москвы. Голландец, с которым Петр иногда разговаривал, поправил этот бот и показал ему на Измайловском пруде, как можно плавать на нем по ветру и против ветра. Петр, имевший природную склонность к механическим искусствам, нашел особенное удовольствие в этом упражнении и велел построить себе несколько судов побольше на Переяславском озере».

(Ответ: Начало строительства русского флота).

  1.  «Что стоял-стоял прусский король на крутой горе,

Что смотрел-то – глядел на Берлин-город!

«Охти! Батюшко укрепушка, Берлин-город!

Ты кому же, моя укрепушка, достанешься?

Доставалась моя укрепушка царю белому,

А еще генералушке Краснощекому!».

(Ответ: Взятие Берлина русскими в ходе Семилетней войны в 1760 г.)

  1.  «Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том месте страшное позорище, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими»

(Ответ: Разгром русскими под командованием Орлова и Спиридова турецкой эскадры в Чесменском сражении 5 июля 1770 г.)

  1.  «Четвертый лишний»: задание на исключение из ряда лишнего понятия.

Суть задания: необходимо правильно назвать лишнее по смыслу слово и за дополнительный балл объяснить причину исключения.

  1.  Дети боярские,  дворяне, сословие, верховники
  2.  Авантюрист, самозванец, фаворит, царевич
  3.  Семибоярщина, регентство, двоецарствие, посольство
  4.  Кондиции, ремесло, торговля, ярмарки
  5.  Подворная подать, поземельная подать, подушная подать, перепись
  6.  Владельческие крестьяне, приписные крестьяне, черносошные крестьяне, крепостные крестьяне
  7.  Воевода, волость, брандер, уезд
  8.  Протопоп, старообрядцы, раскол, гетман
  9.  Работные люди, посессионные крестьяне, отходники, реестровые казаки

  1.  “Как долго продолжались …»: задание на знание хронологии событий.

Суть задания: вопросы задаются командам по очереди.

  1.  Царствование Петра Великого                        (1682-1725 гг. - 43 года)
  2.  Смоленская война                                              (1632-1634 гг. - 2 года)
  3.  Восстание Степана Разина                               (1670-1671 гг. - 1 год)
  4.  Северная война                                                   (1700-1721 гг. - 21 год)
  5.  Царствование Анны Ивановны                       (1730-1740 гг. - 10 лет)
  6.  Русско-турецкая война                     (1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1787-1791 гг.)
  7.  Царствование Екатерины II                              (1762-1796 гг. - 34 года)
  8.  Восстание Кондратия Булавина                      (1707-1708 гг. - 1 год)
  9.  Царствование Павла I                                        (1796-1801 гг. - 5 лет)

  1.  “Узнай личность»: задание на определение личности по источнику.

Суть задания: зачитывается отрывок из документа до тех пор, пока команда не назовет правильное имя.

  1.  «На престоле московских государей он был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания».

(Ответ: Лжедмитрий I).

  1.  «Современники отмечали, что (он) обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом».

(Ответ: Степан Разин)

  1.  «Царь держал во дворце стариков, имеющих по сто лет от роду. Они повествовали о событиях, проходивших на их памяти. В числе их были и юродивые. Богомольцы певали государю духовные стихи, сказки и былины. В  числе любимых развлечений государя была игра в шахматы». (Ответ: Царь Алексей Михайлович).
  2.  «Он убеждал дворян отдавать детей своих учиться… разрешил им посылать детей в латинские училища в Польшу, другим же советовал нанимать для детей польских гувернеров; иностранцам он разрешил свободный въезд и выезд из Московии, что до него не было в обычае».

(Ответ: Князь В.В.Голицын).

  1.  «Его стремительная карьера была бы невозможна в другое время. Выходец из крестьянской семьи, торговавший пирожками на московских улицах и площадях, он стал вначале царским денщиком, а вскоре – одним из его ближайших соратников.

 (Ответ: Александр Данилович Меншиков).

  1.  «Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные – голову рубить, имение взять».

(Ответ: Емельян Пугачев, Манифест).

  1.  “Квартет»: задание для команды на соотнесение даты, имени и события.

Суть задания: раздаются по четыре одинаковые карточки для трех команд, которые необходимо собрать быстрее, чем все остальные и прокомментировать.

  1.  Екатерина II, Уложенная комиссия, 1767 г., разработка проекта нового свода законов.
  2.  Петр I, реформы, 1722 г., система служебного роста вне зависимости от происхождения
  3.  Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, ополчение, 1612 г., освобождение Москвы от интервентов
  4.  Степан Разин, народное движение, 1670 г., захват восставшими Царицына и Астрахани

  1.  Историческая викторина.

Суть задания: вопросы задаются каждой команде по одному в быстром режиме

  1.  Город, в котором был убит царевич Дмитрий (Углич).
  2.  Настоящее имя Лжедмитрия I (Григорий).
  3.  Сколько было ополчений в истории Смуты (два).
  4.  Прозвище Лжедмитрия II («тушинский вор»).
  5.  Имя полячки, жены Лжедмитрия (Марина Мнишек).
  6.  Судьба Василия Шуйского после свержения с престола (пострижен в монахи).
  7.  Прозвище царя Алексея Михайловича (Тишайший).
  8.  Дата созыва последнего Земского собора (1653 г.).
  9.  Максимальное количество приказов в России (100).
  10.  Кем был Никон (патриархом).
  11.  Какой продукт стал виновником восстания (соль).
  12.  Кого Разин выбросил за борт корабля (княжну).
  13.  Имя предводителя освободительного движения украинского народа (Богдан Хмельницкий).
  14.  Живописец, автор «Троицы» (Симон Ушаков).
  15.  Название главной площади столицы (Красная, Красивая)
  16.  Брачный возраст крестьян 17 в. (12 – девушки, 15 – юноши)
  17.  Имя короля-соперника Петра I (Карл XII)
  18.  Фамилия Петра I (Романов)
  19.  Фаворит Анны Иоанновны (Бирон)
  20.  Прозвище помещицы Салтыковой («Салтычиха»)
  21.  Книга Суворова («Наука побеждать»)
  22.  Подведение итогов, выставление баллов, награждение.

Приложение к заданию VII.  Карточки с информацией  для раздачи командам.

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ

1767 год

РАЗРАБОТКА

ПЕТР ВЕЛИКИЙ

РЕФОРМЫ

1722 год

СИСТЕМА СЛУЖЕБНОГО РОСТА ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

КУЗЬМА МИНИН, ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ

ОПОЛЧЕНИЕ

1612 год

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ ОТ ИНТЕРВЕНОВ

СТЕПАН РАЗИН

НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ

1670 год

ЗАХВАТ ВОССТАВШИМИ ЦАРИЦЫНА И АСТРАХАНИ

Приложение: образцы смайликов для награждения

Умница!

Молодец!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79701. Правотворчество и систематизация законодательства 61 KB
  К способам правотворчества относят: Принятие нормативноправовых актов органами государства Принятие нормативных актов народом путем референдума Заключение различного рода нормативных договоров Признание юридических прецедентов Санкционирование обычаев или норм выработанных негосударственными организациями. В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества выражающихся в следующих закрепленных принципах: Принцип демократизма население должно привлекаться к участию в правотворчестве а его мнение учитываться при разработке и...
79702. ТИПЫ ПРАВА 42.5 KB
  В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный. Основное место в классификации подходов отдано рассмотрению типов права, выделяемых в рамках первого - формационного подхода.
79703. ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ 65.5 KB
  Современная юридическая наука изучая теорию права предпочитает оперировать не понятием тип права а такими научными категориями как правовая система и правовая семья. Соответственно выделяют следующие основные правовые семьи: романогерманскую континентальную; англосаксонскую семью общего права; семью социалистического права; мусульманскую; африканскую. Строгая иерархия источников форм права среди которых безусловно главным является закон. Деление права на частное и публичное.
79704. Система права и система законодательства 60.5 KB
  Различия, существующие между понятиями «система права» и «правовая система» позволяет отделять два объекта изучения друг от друга: система права представляет собой лишь один из элементов правовой системы государства, наряду с правоотношениями, правосознанием, юридическими принципами и институтами, правовой культурой общества и др
79705. ПРАВОВАЯ НОРМА. ВИДЫ НОРМ ПРАВА. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА 104 KB
  Поскольку норма права представляет собой одну из разновидностей социальных норм, целесообразно вспомнить определение понятия «социальная норма» и перечислить уже известные виды социальных норм. Основываясь на знаниях можно определить, что под нормой права
79706. Реализация права. Пробелы в праве и юридические коллизии. Акт применения права 133 KB
  Начиная рассмотрение вопроса о реализации права, следует обратить внимание на то, что издание правовых норм не является самоцелью. Нормы права издаются для того, чтобы они реализовывались, претворялись в жизнь.
79707. Понятие и признаки правоотношения. Юридические факты, их виды. Юридические презумпции и юридические фикции 94 KB
  Под правоотношением в широком смысле понимается возникшая до ее закрепления в закону особая форма социального взаимодействия участники которого обладают определенными правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке не запрещенном государством. Например в англосаксонской правовой системе сначала судьи разрешали отдельные казусы и лишь потом законодатель формулировал их в специальном акте в качестве нормы права. В узком смысле под правоотношением понимается разновидность...
79708. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЕ 63.5 KB
  Неправомерное поведение в теории права принято называть правонарушением. Последняя наступает тогда когда есть состав правонарушения то есть необходимые и достаточные признаки для наступления юридической ответственности. Отличие же правонарушения от аморального проступка проводится прежде всего по признаку противоправности.
79709. Понятие и признаки юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность 69.5 KB
  Юридическая ответственность - это неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, налагаемые государством на правонарушителя в установленной законом процессуальной форме.