95969

Организация управленческого консультирования

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Один из самых распространенных подходов к классификации выделение групп методов по этапам консультационного процесса методы диагностики; методы выработки решений; методы внедрения разработок и рекомендаций. Методы решения содержательной части проблем. Методы диагностики. Методы сбора информации: опросы интервью анкетирование экспертные...

Русский

2015-10-01

32.93 KB

5 чел.

Реферат по дисциплине «Основы управленческого консультирования»

Тема:  «Организация управленческого консультирования»


Содержание

Введение

3

1 Выбор консалтинговой организации и заключение контракта

4

2 Организация проведения консалтинговых работ

9

Заключение

13

Список использованной литературы

14


Введение

Вопросы управленческого консультирования являются крайне актуальными. В условиях системного кризиса, которым в настоящий момент характеризуется мировая, и в частности российская, экономика, многие из руководителей предприятий не обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками в области управления. Это, в свою очередь, может привести к финансовой неустойчивости хозяйствующих субъектов, что в конечном счете бесспорно отрицательно скажется и на состоянии экономики в целом. Поэтому, для предотвращения такой ситуации, руководителям необходимо постоянно прибегать к услугам агентств, занимающихся вопросами управленческого консультирования.

Консультирование по вопросам управления, или управленческое консультирование, давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи, а также усваивать чужой опыт.

Спрос на управленческие консультационные услуги в России, к сожалению, еще слабо развит. Это свидетельствует о несовершенных рыночных отношениях, отсутствии опыта осмысления его системной организации в виде значительных проектов.

Управленческое консультирование убедительно доказало, что оно может быть одной из таких форм активизации. Основой процессов активизации является: осуществление деятельности по оказанию помощи производственным объектам в процессе определения направлений специализации производства, его модернизации и путей ее осуществления; предоставление практических, научно обоснованных рекомендаций тем бизнес-организациям, которые попали в трудное финансовое положение.


1 Выбор консалтинговой организации и заключение контракта

Сегодня консалтинговая компания – предприятие, к услугам которого обращаются многие предприниматели, невзирая на специфику собственной деятельности. За счет этого, весьма актуален вопрос того, на какие критерии оценки и нюансы ориентироваться при выборе специалиста, придерживаясь наиболее грамотного подхода.

В основном, критериев, согласно которым выбирается профессионал сферы консалтинг, не так много. Преимущественно, сперва оценивается опыт, цена услуг, кадровый состав, существующая клиентская база и рейтинги независимых изданий. Еще до первого звонка следует обзавестись максимумом информации, составить представление о руководстве и стиле ведения дела. Разумеется, это не стопроцентная гарантия успеха, но все же – грамотные первые шаги.

Для большинства компаний среднего и малого бизнеса определяющим критерием является ценовой фактор, ведь именно финансовые возможности, в итоге, очерчивают круг доступных специалистов. Тут стоит учесть, что на рынке консалтинговых услуг не существует четко определенных и установленных норм ценообразования, так что цена не является основным показателем качества.

Действительно превосходным показателем является срок функционирования консалтинговой компании на рынке, ведь организации с продолжительным стажем, в основном, являются максимально серьезными и обладающими большой клиентской базой, корпоративной культурой.
Еще один из критериев качества будущего сотрудничества – кадровый состав предприятия, что и отвечает за уровень предоставляемых услуг. Многие фирмы сегодня специально располагают на собственных сайтах краткие биографии специалистов, где перечислены их основные заслуги, дабы все желающие могли ознакомиться.

Вдобавок, консалтинговые компании всегда гордятся именитыми клиентами, нередко размещая их данные в открытом доступе, что также без труда позволит узнать уровень доверия со стороны рынка. Дополнительный критерий – участие сотрудников предприятия в тематических конференциях, семинарах, в качестве докладчика, что является демонстрацией признания уровня и мастерства со стороны конкурентов.

Классификация дает возможность осуществить быстрый поиск, выбор и эффективное использование тех методов, которые в наибольшей мере соответствуют характеру проблем клиентной организации, модели консультирования и складывающейся ситуации. Один из самых распространенных подходов к классификации — выделение групп методов по этапам консультационного процесса (методы диагностики; методы выработки решений; методы внедрения разработок и рекомендаций).

1. Методы решения содержательной части проблем.

1.1. Методы диагностики.

1.1.1. Методы сбора информации: опросы, интервью, анкетирование, экспертные оценки, анализ документов, социопсихометрические наблюдения групповой работы, деловых игр.

1.1.2. Методы обработки информации: классификация данных, анализ проблем, сравнение, анализ взаимовлияния, экспресс-анализ групповой работы, деловых игр. 1.2. Методы решения проблем.

1.2.1. Методы определения проблем: дерево целей с использованием экспертных оценок, методы оценки приоритетов проблем (экспертный и логический анализ), методы построения графа проблем.

1.2.2. Методы разработки и оценки решений; методы выработки альтернативных решений, методы выбора альтернативных решений, методы анализа качества принимаемых решений, методы анализа потенциальных проблем; методы деловых игр; методы групповой работы.

1.3. Методы реализации.

1.3.1. Методы экспериментальной проверки: групповая работа, деловые игры.

1.3.2. Методы переноса результата в реальные условия: методы формирования рабочих групп, методы проведения проблемных совещаний.

2. Методы работы с клиентом.

2.1. Методы выбора ролей консультанта и клиента. .2. Методы сотрудничества и помощи клиенту в осуществлении изменений.

2.2.1. Методы обучения и тренировки персонала клиентной организации.

2.2.2. Методы развития творческого потенциала руководителей клиентной организации.

2.2.3. Методы повышения мотивированности персонала и руководителей к изменениям: методы убеждения, методы использования чувства на- пряжения и тревоги, методы поощрения и наказания, методы участия и доверия и т.д.

Первая часть классификации включает методы, выделенные по этапам процесса консультирования.

Источниками данных для анализа консультантом являются:

1. Записи — факты, хранимые в форме, пригодной для считывания или преобразования: - документы (файлы, отчеты, публикации); - компьютерные файлы; - магнитные ленты; - фильмы, микрофильмы; - рисунки, фотографии; - графики и т.д.

2. События и условия — поддающиеся наблюдению действия и сопутствующие им обстоятельства.

3. Память – вся информация, хранящаяся в памяти людей, которые работают в организации-клиенте, связаны с ней или просто могут дать информацию, полезную для консультанта (бесспорно доказанные факты, опыт, мнения, убеждения, впечатления, предубеждения, догадки).

Контракт на консультационные услуги – форма закрепления партнерских связей. В контракте фиксируются принятые договоренности, взаимные права и обязанности, а также последствия нарушения договоренностей.

Две формы сложились в практике: устный договор (как правило, работа на безвозмездной основе) и письменный контракт. Одной из разновидностей письменного контракта является договор на абонементное обслуживание, который взаимовыгоден (для консультанта – своей стабильной загруженностью, а для клиента – оперативностью и невысокой платой).

Краткой формой письменного контракта является письмо-соглашение, которое используется для кратких работ, например, экспертной оценки по какому-либо вопросу.

Структура и содержание контракта произвольны, хотя и имеются типовые разделы: преамбула (введение), основная часть и заключение.

В преамбуле указывается:

  1.  название контракта;
  2.  место и время заключения;
  3.  наименование сторон.

Основная часть.

1. Специфические условия (характерные только для данной работы).

2. Общие условия договора: арбитражная оговорка; форс-мажорные обстоятельства.

Заключение: юридические адреса сторон; приложения к договору; подписи сторон.

Принципы организации отношений между клиентом и консультантом.  Принципы – это основные правила деятельности, нормы поведения.

В принципах непременно находят отражение:

  1.  особенности предоставляемой услуги и требования к ней;
  2.  нормы поведения клиента и консультанта;
  3. организация взаимодействия между консультантом и клиентом.

Нормы этики:

  1.  независимость и объективность (например, не обслуживать одновременно конкурирующие организации);
  2.  конфиденциальность (например, без разрешения клиента информация, полученная от него во время работы, не может быть раскрыта или использована консультантом в личных целях);
  3.  установление и согласование с клиентом размера гонорара до начала работы.

Клиент - не просто потребитель услуг, а руководитель: он часто подчеркивает свое превосходство, болезненно воспринимает обсуждение острых проблем.

Руководитель организации как клиент, как правило, имеет высокую достижительную мотивацию (ориентацию на достижение успеха) и больше реагирует на возможности, чем на стимулы (только бы им не мешали).

Консультанты подчеркивают, что они так же, как и клиент, искушены бизнесом, но в силу пристрастия занимаются бизнесом или подчеркивают, что они из другого мира, имеют преимущество в мощном методическом обеспечении процессов поиска решений.

Консультант знает больше клиента, клиент не всегда может сформулировать свой заказ, консультант может помочь клиенту сформулировать заказ на услугу.

Представление своей профессии консультант осуществляет, сообщая о том, что подобные работы он уже делал ранее. Можно демонстрировать перечень клиентов или буклет в качестве рекламы.

Выгоднее сообщать информацию об управленческом консультировании в мировой практике, в стране и в регионе.

Помогает ссылка на членство в ассоциации консультантов России и время нахождения на рынке услуг. Можно продемонстрировать диплом консультанта по управлению.


2 Организация проведения консалтинговых работ

Сам процесс консультирования представляет собой логическую последовательность процедур.

Выделим три стадии. Первая: обеспечение единства в понимании сути консультационного проекта клиентов и консультантом. Эта стадия заканчивается заключением контракта.

Вторая: диагностика организации, выработка рекомендаций и их внедрение.

Третья: уход консультанта от клиента и формулирование планов сотрудничества на будущее.

Ниже приводится табличная модель процесса консультирования, разработанная Алешниковой В.И. (см. табл. 1).

Связанные между собой задачи группируются вместе. Все этапы по-своему важны. Этапы разрабатываются от общего к частному. Каждый этап завершается принятием решения.

Роли консультанта и клиента на разных этапах меняются, но сведение к нулю участия одной из сторон равносильно прекращению процесса консультирования.

Таблица 1. Модель процесса консультирования

Стадии и этапы процесса консультирования

Процедуры

1

2

  1.  ПРЕДПРОЕКТНАЯ

1. ПОДГОТОВКА

  1.  Первый контакт (клиент и консультант завязывают контакты друг с другом)
  2.  Предварительный диагноз проблемы
  3.  Планирование задания
  4.  Предложение клиенту
  5.  Контракт на консультирование
  1.  КОНТРАКТНАЯ

2. ДИАГНОЗ

  1.  Выявление необходимых фактов
  2.  Анализ и синтез фактов
  3.  Установление обратной связи с клиентом
  4.  Отчет по диагностике

Продолжение таблицы 1

1

2

3.ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

  1.  Выработка решений
  2.  Оценка альтернатив
  3.  Предложения по осуществлению изменений
  4.  Планирование действий по реализации решений

4. ВНЕДРЕНИЕ

  1.  Оказание помощи в реализации решений
  2.  Корректировка предложений
  3.  Обучение персонала

III. ПОСЛЕКОНТРАКТНАЯ

5. Завершение

  1.  Оценка результатов
  2.  Конечный отчет
  3.  Расчет по обязательствам
  4.  Планы будущего сотрудничества
  5.  Уход консультанта

Организация выполнения работ.

Управление консультационным проектом.

Досье проекта ведет координатор работ. В досье обычно хранится:

  1.  Техническое задание.
  2.  Материалы, относящиеся к процедуре выбора консультационной фирмы.
  3.  Контракт вместе с его проектом.
  4.  План работ.
  5.  Результаты мониторинга, промежуточных оценок.
  6.  График платежей и копии платежных документов.

На время проведения работы консультанты и клиент выступают как одна команда, что предусматривает совместную деятельность с обязательным участием первого лица организации.

У клиента должна быть ясность по процессу совместной работы:

  1.  каким образом будет осуществляться сбор и представление информации консультантам;
  2. кто непосредственно будет вовлечен в проект из персонала организации;
  3.  кто обязательно должен присутствовать на первой и последующих встречах с консультантами;
  4.  кто будет готовить информацию, участвовать в интервью и опросах;
  5.  кто из специалистов должен участвовать в семинарах;
  6.  кого помимо персонала организации следует привлечь к проекту.

На каждом этапе совместной работы роли консультанта и клиента разделены.

Клиенту важно знать, сколько времени понадобится на решение проблем по проекту. Ниже приведено распределение времени по этапам работ.

Таблица 2. Продолжительность этапов работ.

Этапы работ

Продолжительность

Подготовка

2-4 дня

Диагностика

2-3 недели

Выбор проблемы и формирование структуры

1,5-2 недели

Разработка и реализация программ

8-10 месяцев

Завершение

1 месяц

Трудоемкость проекта на этапе внедрения составляет около 60% общих трудовых затрат.

Контроль.

Зачастую, клиент бывает разочарован по следующим причинам:

  1.  Консультант не обладает эффективными навыками делового общения:
  2.  недоступность консультанта;
  3.  недостаточное внимание и неуважительное отношение к персоналу клиентной организации;
  4.  неумение прислушаться к чужому мнению;
  5.  использование профессионального жаргона, непонятного клиенту.
  6.  Консультант имеет низкую квалификацию:
  7.  неясен проект контракта;
  8.  нарушение графика работы;
  9.  принятие непродуманных решений;
  10.  выполнение работы, несоответствующей компетенции;
  11.  неумение дать четкий ответ и объяснить свои действия;
  12.  плохое знание отрасли клиента;
  13.  узость кругозора.
  14.  Консультанты закрыты в своих действиях:
  15.  отсутствие регулярной информации о ходе работ;
  16.  несвоевременное внесение изменений в ход работ.
  17.  В действиях консультантов отсутствует творческий подход в предлагаемых рекомендациях.
  18.  Консультанты не умеют передавать свои знания руководству и специалистам клиентной организации.


Заключение

Давайте ответим на вопрос: зачем нужен консалтинг? Во-первых, консалтинг обеспечивает прямое повышение эффективности деятельности компании-клиента за счет методологий, бизнес-моделей и технологий, которыми обладают консультанты. Во-вторых, консалтинг является своеобразным «двигателем прогресса», так как способствует развитию бизнес-среды на основе сравнения компаний между собой. Западные компания ясно осознают, что, несмотря на высокую стоимость, услуги консалтинговых компаний реально помогают им повысить собственную эффективность.

Говорить об отсутствии рынка консалтинговых услуг в России — мягко говоря, неправильно. Есть и индивидуалы и фирмы, зарабатывающие деньги (и немалые) на ниве консультационных услуг. Но попытки контактов, с целью формирования профессиональной среды, носят разрозненный характер. Люди предпочитают «уходить в тень».

Поскольку что такое консалтинг, наши управленцы представляют смутно, спрос на услуги консультантов неквалифицированный. Проблема консультант-клиентских взаимоотношений — неспособность руководителя предприятия сформулировать задачу. То есть, ясно, что проблема есть. Снизился спрос на продукцию, нужно «нормализовать» налогообложение, отсутствуют средства на развитие и т. д.

Но все это лишь следствия причины, о которой руководитель вообще может не подозревать, ибо смотрит на проблему однобоко, пользуясь тем запасом знаний и навыков, которыми он располагает. Еще одна особенность нашей информационной культуры. Наши управленцы — зачастую прекрасные специалисты-технологи, но имеют смутное представление о собственно управленческих дисциплинах. Да и не может один человек быть специалистом одновременно в области бухучета, психологии, маркетинга и информационных систем. Для того и нужны консультанты. Хуже другое. Зачастую полностью отсутствует целеуказание, стратегия развития предприятия.


Список литературы

  1.  Вергасов О.П. Консалтинг – советник предпринимателя // Внешняя торговля.- 2012. – №10. – С. 24-26.
  2.  Лапыгин Ю.Н.Управленческое консультирование / Учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – Владимир: ВГПУ, ВИБ, ВлГУ, 2013 - 187 с.
  3.  Милан Кубра. Управленческое консультирование. Введение в профессию.: пер. с англ.- М.: Дело, 2011.- 976 с.
  4.  Токмакова Н.О. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М. 2014. — 226 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37488. Мераб МАМАРДАШВИЛИ: Прежде - жить, философствовать - потом 111.5 KB
  Потому что они резонируют в нас по уже проложенным колеям воображения и мысли укладываясь во вполне определенное соприсутствие это а не иное соответствующих слов терминов сюжетов тем Следовательно пока нас не спрашивают мы знаем что такое философия. Я предлагаю тем самым ориентироваться на такую сторону нашей обычной жизни характеристика которой как раз и позволяла бы нам продвигаться в понимании и усвоении того что такое философия. Мудрость первая философия теология у Аристотеля выступают наименованием 1ауки о...
37489. Философия. Ответы на экзаменационные вопросы 736 KB
  Таким образом зарождение философии исторически обусловлено: накоплением в практической деятельности людей значительного опыта что формировало у них понимание определенной упорядоченности окружающего мира источником которой как они думали являются имеющиеся в природе некие независимых от человека силы; открытием в различных сферах человеческой деятельности зачатков научных знаний эмпирическое знание которые можно было проверить и которые как люди предполагали были связаны с этими глубинными силами; появлением в классовом...
37490. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 347 KB
  Основной вопрос философии – это соотношение человека и мира мышления и природы. Неосновные законы: взаимосвязь общего особенного и единичного взаимосвязь сущности и явления взаимосвязь формы и содержания взаимосвязь причины и следствия взаимосвязь необходимости и случайности взаимосвязь возможности и действительности Структура философии: онтология теория бытия гносеология теория познания теория развития социальная философия философия общества философская антропология философия человека методология теория...
37491. Философия: Учебник. 4.63 MB
  ru Рецензенты: кафедра социальной философии Российского университета Дружбы народов им. редактора журнала Вопросы философии доктор филос. Учебник содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. При этом многие вопросы входящие в вузовский курс философии освещены достаточно подробно что позволит студентам и преподавателям специализированных вузов углубленно изучить философские проблемы применительно к своей специальности.
37492. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Становление и развитие 2.07 MB
  На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой, натурой и тем, что создано человеком как во внешнем, так и в собственном, физическом и духовном, бытии. Уже в древнегреческой философии зародились представления о «техне» как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир (отсюда понятие «техника» во всех европейских языках)
37493. Философия педагогики. Учебное пособие для вузов 1.06 MB
  Она лаконично излагает системную суть философии культурологии психологии религиоведения развернуто дает этическую и эстетическую системы знаний в их неотрывной и прямой значимости для педагогической практики параллельно освещая проблемы образования и реальной жизни школы с установкой на их действительное и творческое решение. Философские аспекты образования и воспитания Философия как наука о всеобщих закономерностях жизни и мира является опорой для всех наук в познании изучаемых ими частных закономерностей это же касается педагогики....
37494. Философия Рене Декарта 32 KB
  Декарт сформулировал четыре правила: признавать истинными только ясные и отчетливые положения; расчленять сложную проблему на более простые менее сложные задачи; постепенно переходить от доказанного и известного к недоказанному и неизвестному; не допускать никаких пробелов в логической цепочке рассуждений. На это Декарт отвечал что нельзя полагаться на очевидность наших чувств как это делают эмпирики. Декарт пробует на самоочевидность тезисы о бытии мира Бога и нашего Я.
37495. Конспект лекций по курсу «Философия» для студентов заочной формы обучения 1.33 MB
  Философия как форма мировоззрения ее роль в жизни общества и человека. Бытие человека. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека осознание им своего места и роли в обществе цели и смысла социальной и личной активности ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными жизненными ценностями. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль связанную с ее многовековым опытом...
37496. Философия. Учебник для вузов. В. В. Миронова 3.74 MB
  Природа человека. Происхождение человека и уникальность его бытия. Природа сущность и существование человека. Смысл жизни и назначение человека.