95989

Выполнение дизайн-проекта «Проектирование средств транспорта»

Дипломная

Логистика и транспорт

История дизайна автомобилей 60-х годов. История электромобиля. Проектно-композиционный раздел. Концепция дизайн-проекта. Формообразование объекта дизайна. Колористическое решение проекта. Анализ потребителя. Анализ конкурентов. Технико-технологический раздел. Материалы и технология изготовления...

Русский

2015-10-01

318.5 KB

1 чел.

Содержание

    Стр.

Введение

1. Исторический раздел

1.1  История дизайна автомобилей 60-х годов

1.2  История электромобиля……………………………………

2. Проектно-композиционный раздел

2.1  Концепция дизайн-проекта

2.2  Формообразование объекта дизайна

2.3  Колористическое решение проекта

3. Анализ рынка

3.1 Анализ потребителя

3.2 Анализ конкурентов

4. Технико-технологический раздел

4.1 Материалы и технология изготовления

4.2 Техническая карта промышленного производства

4.3 Технология и инструменты создания графической части

4.4  Эргономика

5. Экологический раздел

6. Экономический раздел

6.1 Маркетинговые исследования

6.2 Сметная стоимость разработки

6.3 Расчет стоимости одного норма часа работы

6.4 Стоимость одного норма часа работы

6.5 Оценка трудоемкости и стоимости разработки проекта

6.6 Расчет полной стоимости проектируемой разработки………


Заключение………………………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………..

Приложение

Введение

Проектирование средств транспорта, это одно из ответвлений промышленного дизайна, который собирает в себе черты дизайна, инжиниринга и маркетинга.

Тема пользы и эффективности электромобилей сейчас вновь актуальна. Процесс глобального развития использования электромобилей также затронул нашу страну. К плюсам такого вида транспорта относятся  отсутствие выбросов парниковых газов, шумового загрязнение, экономию энергии при простоях в заторах. Но этот вид транспорта на данном этапе развития очень зависим от инфраструктуры, низкое развитие которой существенно тормозит процесс широкого внедрения электромобилей в нашей стране. Среднестатистический электромобиль не может проехать на одной зарядке более 150 километров, это определяет низкую популярность такого транспорта среди водителей.

Интерес России к развитию электромобильного транспорта лежит в русле современных общемировых тенденций. Производители автомобилей ищут инновационные решения, позволяющие заменить экологически грязные двигатели внутреннего сгорания на альтернативные технологии, такие как электрические двигатели или двигатели, работающие на газомоторном топливе. Между тем применение электрической энергии на транспорте даст новый импульс для развития, как самой транспортной отрасли, так и энергетики в целом, промышленности, науки. Таким образом, речь идет о сфере, имеющей глобальное значение для социально-экономических преобразований.

Развитие электротранспорта станет новой ветвью промышленного дизайна в целом, появление новых образцов и вариантов компоновки позволит определить новые тенденции в формообразование средств передвижения. Новые способы изготовления и использования, эстетики и функционала.

Несмотря на это, развитие этого вида транспорта идет своим чередом, разнообразие и простота использования заставляют внедрять эту тему во многие направления жизни. Общественный транспорт, дешевый вид такси, экономически выгодные городские грузоперевозки, индивидуальные средства передвижения и многое другое. Огромный шаг это может сделать в машиностроение, простота компоновки и минимум механических деталей, делает электротранспорт более надежным и необходимым для потребителя.

В данном дизайн-проекте необходимо рассчитывать актуальность и рациональность формы будущего изделия, уметь правильно построить компоновку всех агрегатов транспорта и извлечь из них максимальную пользу. Провести анализ рынка потребителя, ввести изменения, основываясь на тенденциях и спросе на данный вид  изделия. Оценить аналогичный продукт конкурентов и выявить отличительные черты, показать положительные стороны разрабатываемого проекта.  

Дипломный проект призван выяснить, насколько же прост в устройстве и изготовлении данный вид транспорта, какого его применение в жизни людей. Как можно использовать простоту устройства в дизайне и какие ограничения существуют. Насколько может быть значимо использование проекта в России.

Целью дипломного проекта является выполнение дизайн-проекта «Проектирование средств транспорта». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  Изучить историю создания американского дизайна автомобилей 1960 годов: формы, композиционных особенностей, выявить основные черты стиля;
  2.   Изучить развитие электротранспорта, его особенностей и области применения;
  3.  Разработать концепцию проекта мотоцикла, продемонстрировать связь композиционного решения с техническими особенностями и конструкцией;
  4.  Составить технологическую карту изготовления проекта;
  5.  Провести анализ потребителей;
  6.  Проанализировать аналогичные изделия конкурентов;
  7.  Сделать выводы о применении и особенностях дизайна электротранспорта.

  1.  Исторический раздел
    1.  История дизайна автомобилей 60-х годов

Шестидесятые годы ознаменовались резким упрощением формы автомобилей. Дизайн почти окончательно освобождается от влияния со стороны авиации и ракетно-космической техники, начинает вырабатываться собственный стиль, наилучшим образом выражающий свойства и качества, присущие легковому автомобилю. В автодизайне установилось господство рациональной, простой, гладкой и угловатой формы кузова.

В эти годы господствовавший на протяжении трёх предшествовавших десятилетий стиль, подразумевавший округлые, «лепные» формы кузовов, окончательно сменился новым, который условно можно назвать «плоскостным» — в отличие от более позднего «граненого», характерного для семидесятых-восьмидесятых годов. В облике автомобиля главным становится не объём, а ребро на пересечениях плоскостей.

Для того, чтобы проиллюстрировать этот переход, удобно взять два поколения западногерманского Opel Rekord: P1 выпуска 1957-62 годов, и P2 (1960-63).

По размерам, пропорциям, композиции кузова и хронологически эти модели весьма близки между собой. Однако визуальное восприятие их разнится радикально.

Кузов Rekord Р1 все линии закруглены, переходы между отдельными объёмами скрадываются, смягчаются. Форма боковины кузова задана вписанным в неё сигарообразным телом, начинающимся фарой головного света и оканчивающегося задним фонарём. Купольная крыша с панорамными лобовым и задним стёклами, похожая на фонарь самолётной кабины, во многом задаёт общее восприятие автомобиля. (См. иллюстрацию 1)

Чтобы создать впечатление более длинного и низкого кузова, дизайнер применил большое количество деталей с мотивом горизонтальной прямой линии — плоская панель крыши, строго прямой «стреловидный» молдинг на боковине, составленная из мелких горизонтальных полос очень широкая решётка радиатора. Боковина кузова Р2 почти плоская, в отличие от округлых бортов предыдущего поколения. (См. иллюстрацию 2)

Блестящие молдинги на боковине и вокруг стёкол, которые у Р1 подчёркивали округлость автомобиля, на Р2 максимально распрямлены. Хромированные оклады стёкол получили острые углы. Плавники, на модели пятидесятых годов скруглённые и плавно уменьшающие высоту по мере приближения к заднему свесу автомобиля, на Р2 совершенно острые, что подчёркивают блестящие молдинги, идущие по их верхним.

Новый стиль подразумевал прямые или кривые с небольшим изгибом образующие линии, четкие рёбра на поверхности кузова. Характерные для предыдущей эпохи хвостовые кили, сложные рельефные боковины кузовов и панорамные стёкла быстро исчезают в начале шестидесятых, оставаясь в качестве вспомогательных элементов дизайна на немногих моделях. (См. иллюстрацию 3)

Типичным примером устоявшегося стиля первой половины  середины шестидесятых может служить немецкий Opel Rekord A, созданный по мотивам американских автомобилей того времени: низкий — около 1450 мм, угловатый кузов, с острыми гранями и почти плоскими панелями; гладкая гранёная боковина, разделённая на две части по высоте горизонтальным ребром жёсткости; прямоугольная крыша; почти плоские лобовое и заднее стёкла; характерные пропорции — очень короткий передний и длинный задний свесы.

Блестящая отделка сведена до разумного минимума — бампера, облицовка, окантовки стёкол, колпаки колёс, молдинги порогов и колёсных арок, подчёркивающие линии кузова и скрывающие технологические стыки и сварочные швы. Декоративные накладные орнаменты практически исчезают.

Эта стилистическая схема была тогда очень широко распространена по всему миру, в её рамках работали многие производители, ориентировавшиеся на американский дизайн, в числе которых был и советский ГАЗ с его «Волгой» ГАЗ-24.

В Европе в начале десятилетия получили широкое распространение прямоугольные, или близкие по форме к прямоугольнику, фары. Их оптические свойства были несколько хуже по сравнению с круглыми. Они были дороже в производстве, но лучше вписывались в дизайн автомобилей тех лет. Создаётся более законченная композиция передней части автомобиля. Американские производители длительное время были лишены возможности использовать их, так как государство жёстко устанавливало стандарты формы и размеров световых приборов автомобилей, поэтому там господствующей остаётся выработанная в самом конце пятидесятых схема головного света с четырьмя круглыми фарами, спаренными по две.

Американские автомобили самого начала 1960-х годов, примерно до 1962-63 года, у большинства производителей всё ещё в огромной степени находились под влиянием идей и течений предыдущего десятилетия. Получила массовое распространение «однорядная» облицовка передка, с радиаторной решёткой, расположенной между фарами. Несколько ниже и менее экстравагантными стали хвостовые плавники; лобовые стёкла из панорамных стали полупанорамными или просто изогнутыми, без захода на боковину; плоская панель крыши стала доминировать, практически вытеснив характерную для 50-х купольную крышу. Таким образом, из стиля просто были экстерминированы его наиболее одиозные элементы, однако общая идея визуального оформления корпуса автомобиля по сравнению с 1959 модельным годом оставалась практически без изменений. Характерным примером здесь может служить «Кадиллак» (См. иллюстрацию 4)

У продукции General Motors в этот период характерной чертой была горизонтальная выштамповка, идущая вдоль всей боковины и заходящая на заднюю и переднюю панели. Наивысшим её выражением стала форма автомобиля Chevrolet Corvair, у которого образованная выштамповкой «подоконная линия» полностью опоясывала кузов, визуально разделяя его на две части по вертикали (См. иллюстрацию 5)

Подобную «подоконную линию» имели в то время практически все автомобили GM, от полноразмерных «Шевроле» до показанного выше «Кадиллака». «Корвэйр» благодаря использованию этого приёма в наиболее радикальном его варианте оказал существенное влияние на ход развития мирового автодизайна; его называют одним из наиболее копируемых автомобилей в мире. «Запорожцы» второго поколения и BMW начала 60-х годов, имевшие такую же опоясывающую «подоконную линию», разделяющую кузов на две части, а также многие другие модели. Так, заложенные в дизайне Corvair’а идеи — чистые линии, простые обводы, закруглённая задняя, сравнительно скудная декоративная орнаментация — определили господствующий тренд и в американском дизайне 1960-х годов.

«Форды» первой половины 1960-х годов приобрели подчёркнуто-футуристичный дизайн, с более угловатыми обводами и акцентом на мотивах ракетно-космической техники, в частности, огромными круглыми задними фонарями, имитирующими ракетный выхлоп. (См. иллюстрацию 6)

Наиболее консервативно выглядела в период 1960-63 годов продукция «Крайслера», которая в целом сохраняла стилистику конца пятидесятых годов, заданную тогдашним главой отдела дизайна этой компании, Вирджилом Экснером. В моделях начала 60-х она выродилась в исключительно тяжеловесную, часто практически комичную. (См. иллюстрацию 7)

Дизайн «Крайслера» — лидера в 1957-59 годах — оказался в упадке. Значительную роль здесь сыграла тяжёлая болезнь Вирджила Экснера, замены которому на его посту найдено так и не было, в результате чего в 1961 и 1962 модельных годах серию практически без доработки пошли его ещё очень сырые, по сути поисковые, макеты, отличавшиеся весьма экстравагантным и далеко не для всех привлекательным дизайном.

(См. иллюстрацию 8)

Для следующего этапа в развитии американского автомобильного дизайна этого десятилетия оказался характерен стиль, который можно охарактеризовать как «упрощённый». Для большинства автомобилей этого периода характерны простые обводы, необходимый минимум хрома, относительно тонкие и простые бампера, скромность и лаконичность экстерьера и интерьера. Некоторые модели в этот период стали смотреться практически «по-европейски» — например, Plymouth Valiant, что связано с отмечающимся с конца пятидесятых годов ростом интереса к компактным автомобилям и усилением конкуренции с недорогими импортными европейскими моделями.

В наибольшей степени он был свойственен продукции GM, которая после 1962-63 модельных годов претерпела весьма изменения внешнего облика, быстро став из «переходных» типичными угловатыми автомобилями 1960-х годов, как этот Chevrolet модели 1963 года. (См. иллюстрацию 9)

Примером того же стиля может служить и уже описанный выше «Опель Рекорд» — фирма «Opel» является европейским филиалом General Motors, и в те годы в вопросах стиля довольно точно следовала американским моделям компании.

Подразделения компании Ford в основном последовали этому тренду в своих моделях 1965 года, что хорошо видно по сравнению Mercury модели 1964 года, с его явно «переходным» от стиля 50-х к стилю 60-х годов дизайном, и 1965 года, выполненного в характерном «плоскостном» стиле шестидесятых. (См. иллюстрацию 10)

Как видно, выход из корпоративного кризиса начала десятилетия был найден, но обошёлся компании дорогой ценой: приглашённый на место Экснера Элвуд Энджел, бывший шеф-стилист «Форда», утвердил своё, совершенно не связанное с корпоративными традициями видение дизайна, во многом перенесённое со своего предыдущего места работы.

Характерной чёрточкой оформления передка у многих автомобилей этого периода стало вертикальное расположение спаренных по две фар, впервые в Америке появившееся на «Кадиллаках» в 1964 модельном году — хотя не все производители принимают эту стилистику, она была весьма широко распространена в середине шестидесятых годов, как, например, на этом «Форде» 1965 года. (См. иллюстрацию 11).

Во второй половине десятилетия стиль американских автомобилей начал усложняться. Формы стали более вычурными, усложнилась пластика кузовных панелей. Появляются сложные рельефы на боковинах кузовов. Бампера начинают увеличиваться в размере и становиться всё более сложными по форме, широко распространились интегрированные бампера.

(См. иллюстрацию 12)

В то же время развернулась «война моторов» — борьба между конкурирующими производителями за повышение мощности двигателей серийных автомобилей. Скорость и мощность превращаются в Америке в эти годы в настоящий культ. (См. иллюстрацию 13)

В середине шестидесятых, вскоре после появления знаменитого «Мустанга», в моду входит спортивный стиль. На протяжении ряда лет с 1964 года пользовались огромным успехом «псевдоспортивные» автомобили, такие, как тот же Ford Mustang и его аналоги, получившие общее название «автомобилей-пони» (pony cars). В их число входили такие модели, как Plymouth Barracuda и Chevrolet Camaro. Это были «компактные», по американским меркам, автомобили, с динамичным, «псевдоспортивным» дизайном, и динамикой несколько лучше, чем у компактных семейных седанов. Мощных двигателей на эти автомобили обычно не ставили, или они были доступны лишь в наивысших комплектациях, но их яркий дизайн очень привлекал молодых покупателей, обеспечив рекордные продажи. Премьера «Мустанга» в середине 1964 года была одной из наиболее успешных за всю историю автомобильной промышленности. (См. иллюстрацию 14)

В те же годы появляются и «мускулистые автомобили» — muscle-cars, «среднеразмерные» серийные двухдверные модели с очень мощными двигателями, позаимствованными у намного более крупных машин. К этим автомобилям относились такие модели, как Pontiac GTO, Oldsmobile 442, Buick Gran Sport, Dodge Coronet R/T, AMC Rambler Rebel, позднее — Plymouth Roadrunner, Dodge Charger, Ford Fairlane 427, Mercury Cyclone и многие другие.

К «мускулистым автомобилям» относили также и некоторые модификации серийных компактных (например, Dodge Dart GTS) или полноразмерных (Chevrolet Impala SS) автомобилей. Все они имели неудовлетворительные для своих скоростных возможностей управляемость и тормоза, но пользовались большой популярностью. Изначально muscle cars использовали кузова серийных моделей и внешне от них практически не отличались. (рис. 15)

Принятие в середине шестидесятых новых федеральных стандартов безопасности заставляет производителей автомобилей серьёзно поработать над её повышением. Вскоре после этого уходят в прошлое не прикрытые пластиком металлические панели приборов, обильные блестящие отделочные панели (отвлекающие водителя и дающие опасные блики), рулевые колёса с кольцевой кнопкой звукового сигнала. Появляются новые материалы для отделки салонов, получают распространение крупные панели из пластика, — пока ещё несовершенные, нестойкие к воздействию солнечного света, допускающие быстрое выгорание, трещины и коробление. Во второй половине десятилетия впервые с сороковых годов вновь входит в моду деревянная отделка салонов, теперь обычно заменяемая вставками из пластика «под дерево». Всё чаще на американских автомобилях появляются раздельные передние сиденья, напольные рычаги коробки передач и центральные консоли, чему немало способствует распространение спортивного стиля.

Во второй половине шестидесятых годов американский стиль начинает меняться. В эти годы произошла смена стереотипа формы — теперь стремительной кажется не каплевидная форма, а клиновидная, с тупым задним и заостренным передним концом, что и отражают новые тенденции в дизайне. Частично это стало следствием того, что в военной авиации, часто служившей источником вдохновения для промышленных дизайнеров, в это время произошла смена поколений: у новых реактивных сверхзвуковых истребителей с треугольным крылом, в отличие от дозвуковых и сверхзвуковых первого поколения, визуальный центр тяжести композиции был смещёна назад. Соответственно изменяются и пропорции кузовов автомобилей: капот становится длиннее, багажник укорачивается; увеличивается передний свес и уменьшается задний. (См. иллюстрацию 16)

Широкое распространение «псевдоспортивных» автомобилей оказало влияние на форму стандартных. В конце шестидесятых они тоже приобрели многие черты спортивного стиля. Например, серийный полноразмерный «Форд» моделей 1968—1972 имел типичную для «muscle cars» форму

(См. иллюстрацию 17)

Параллельно существовала «консервативная» ветвь дизайна, автомобили которой имели принципиально иной вид. Непосредственными предтечами этого направления были автомобили Элвуда Энджела. Для него был характерен строгий дизайн без подчёркнутой динамики с очень угловатыми обводами кузовов; боковины, выступающие спереди и сзади за габарит кузова; строгая и формальная линия крыши с толстой задней стойкой, относительно небольшим наклоном стёкол и чётким разделением трёх объёмов, причем объём капота и багажника имели примерно равную длину. Некоторые тенденции были у обоих направление общими, например, покрытие крыши текстурированным винилом, обычно контрастного цвета. Если «псевдоспортивный» стиль был ориентирован преимущественно на молодёжь, то данное направление отвечало вкусам более консервативных покупателей

(См. иллюстраци)

На конец шестидесятых годов, оба направления вполне благополучно сосуществовали в рамках американского автомобильного дизайна.

1.2 История электромобиля

Электромобиль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов и т. п.), а не двигателем внутреннего сгорания. Электромобиль следует отличать от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и электрической передачей, а также от троллейбусов и трамваев.

Электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году. (См. иллюстрацию 19)

В 1899 году в Санкт-Петербурге русский дворянин и инженер-изобретатель Ипполит Романов создал первый русский электрический омнибус на 17 пассажиров. Его общая компоновка была заимствована у английских кэбов, где извозчик располагался на высоких ко́злах позади пассажиров. Экипаж был двухместным и четырёхколёсным, передние колёса по диаметру были больше задних. На первом электромобиле использовался свинцовый аккумулятор системы Бари, имевший 36 банок (вольтовых столбов). Он требовал подзарядки каждые 60вёрст (~64 километра). Суммарная мощность автомобиля составляла 4 лошадиные силы. Разработка экипажа была заимствована у моделей американской фирмы «Моррис-Салом», которая выпускала автомобили с 1898 года. Электромобиль изменял скорость движения в девяти градациях от 1,6 до 37,4 км/час.

Романов также разработал схему городских маршрутов для этих прародителей современных троллейбусов и получил разрешение на работу. Однако найти нужные инвестиции не смог, поэтому дело не получило развитие.

Электромобиль La Jamais Contente 29 апреля либо 1 мая 1899 года установил рекорд скорости на суше. Он первым в мире преодолел скорость 100 км/ч и достиг скорости 105,882 км/ч. Известный американский конструктор электромобилей Уолтер Бейкер получил скорость 130 км/ч. А электромобиль фирмы «Борланд Электрик» проехал от Чикаго до Милуоки (167 км) на одной зарядке. На следующий день (после перезарядки) электромобиль вернулся в Чикаго своим ходом. Средняя скорость составила 55 км/ч.                              

В первой половине XX века запас хода и скорость у электрических и бензиновых экипажей были примерно одинаковыми. Главным минусом электромобилей была сложная система подзарядки. Поскольку тогда ещё не существовало усовершенствованных преобразователей переменного тока в постоянный, зарядка осуществлялась крайне сложным способом. Для подзарядки использовался электромотор, работавший от переменного тока. Он вращал вал генератора, к которому были подсоединены батареи электромобиля. В 1906 году был изобретён сравнительно простой в эксплуатации выпрямитель тока, но это существенно проблему подзарядки не решило.

В первой четверти XX века широкое распространение получили электромобили и автомобили с паровой машиной. В 1900 году примерно половина автомобилей в США была на паровом ходу, в 1910-х в Нью-Йорке в такси работало до 70 тысяч электромобилей.                       

Вторая половина XX века. Возрождение интереса к электромобилям произошло в 1960-е годы из-за экологических проблем автотранспорта, а в 1970-е годы и из-за резкого роста стоимости топлива в результате энергетических кризисов.

Однако после 1982 года интерес к электромобилям снова спал. Это было вызвано резким изменением конъюнктуры на нефтяном рынке и слабыми эксплуатационными показателями опытных партий из-за недостатков химических источников энергии.

В начале 90-х годов штат Калифорния был одним из самых загазованных регионов США. Поэтому Калифорнийским Комитетом Воздушных Ресурсов (CARB) было принято решение — в 1998 году 2 % продаваемых в Калифорнии автомобилей не должны производить выхлопов, а к 2003 году — 10 %. Компания General Motors отреагировала одной из первых и с 1996 года начала серийный выпуск модели EV1 с электрическим приводом. Некоторые автопроизводители также начали продажи электромобилей в Калифорнии. Основной массой пользователей EV1 стала голливудская богемная публика. Всего с 1997 года в Калифорнии было продано около 5500 электромобилей разных производителей.

Затем требование нулевой эмиссии было заменено на требование низкой эмиссии. Почти все произведённые электромобили в 2002 году были изъяты у пользователей и уничтожены (только Toyota оставила некоторым владельцам электрические RAV-4). В качестве причины называлось окончание срока службы аккумуляторовGM отказала арендаторам EV1 в предложении выкупить электромобили. Также GM скрывала от них намеренность уничтожить изъятые EV1. Подробно об этой истории рассказывается в научно-популярном фильме 2006 года «Кто убил электромобиль?» (англ. Who killed electric car? ).

XXI век В последние годы в связи с непрерывным ростом цен на нефть электромобили вновь стали набирать популярность. В репортаже CBS News «Could The Electric Car Save Us?»  (англ.) сообщается, что в 2007 г. вновь началось развёртывание промышленного производства электромобилей. В связи с этой тенденцией режиссёр фильма «Кто убил электромобиль?» Chris Paine выпустил продолжение под названием «Месть электрокара».

22-23 мая 2010 года переделанная в электромобиль Daihatsu Mira EV, творение Японского клуба электромобилей, проехала 1003,184 километра на одном заряде аккумулятора.

24 августа 2010 года электромобиль «Venturi Jamais Contente» с литий-ионными аккумуляторами, на солёном озере в штате Юта, установил рекорд скорости 495 км/ч на дистанции в 1 км. Во время заезда автомобиль развивал максимальную скорость 515 км/ч.

27 октября 2010 года электромобиль «lekker Mobil» конвертированный из микровэна Audi A2 совершил рекордный пробег на одной зарядке из Мюнхена в Берлин длиной 605 км в условиях реального движения по дорогам общего пользования, при этом были сохранены и действовали все вспомогательные системы, включая отопление. Электромобиль с электродвигателем мощностью 55 кВт был создан фирмой «lekker Energie» на основе литий-полимерного аккумулятора «Kolibri» фирмы «DBM Energy». В аккумуляторе было запасено 115 кВт·ч, что позволило электромобилю проехать весь маршрут со средней скоростью 90 км/ч (максимальная на отдельных участках маршрута составляла 130 км/ч) и сохранить после финиша 18 % от первоначального заряда. По данным фирмы DBM Energy, электропогрузчик с таким аккумулятором смог непрерывно проработать 32 часа, что в 4 раза больше, чем с обычным аккумулятором. Представитель фирмы «lekker Energie» утверждает, что аккумулятор «Kolibri» способен обеспечить суммарный ресурсный пробег до 500 000 км.

29 ноября 2010 года победителем конкурса Европейский автомобиль года впервые объявлен электромобиль модели Nissan Leaf, получивший 257 очков.

В октябре 2011 года в России начал продаваться первый электромобиль — Mitsubishi i-MiEV. За первые три месяца был продан 41 электромобиль. Министерство энергетики США назвало i-MiEV самым экономичным автомобиле. Mitsubishi i-MiEV получил «Экологический знак качества» общероссийской общественной экологической организации «Зеленый патруль».

В июне 2013 года с небольшим интервалом гоночными электромобилями ZEOD RC японской компании Nissan и B12/69EV британской компании Drayson Racing Technologies были установлены очередные мировые рекорды скорости среди электромобилей - 300 км/час и 330 км/час соответственно.

По распоряжению мэра Москвы в 2007 г. в городе началась опытная эксплуатация электромобилей. Было закуплено 8 малотоннажных грузовиков и 2 автобуса. По итогам опытной эксплуатации техники Департамент транспорта и связи Москвы представит на рассмотрение правительства Москвы проект распорядительного документа по использованию электромобильной техники для обеспечения внутригородских грузовых и пассажирских перевозок.

30 марта 2007 года впервые в России электромобиль, переоборудованный Игорем Корховым из обычного автомобиля, получил заключение по допуску к участию в дорожном движении и был зарегистрирован в органах ГИБДД благодаря помощи научного работника и общественного деятеля Юрия Юрьевича Шулипы.

В 2009 году в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете сконструировали первый в России солнечный электромобиль (СЭМ). За ночь его можно зарядить от обычной розетки, а днём он питается от солнечных батарей, расположенных на капоте. Скорость СЭМа — 40 км/час, а запас хода на одной зарядке аккумуляторной батареи — 60 километров. Электродвигатель мощностью 3 кВт. (См. иллюстрацию 20)

В 2012 году в серию запущен электромобиль EL Lada по инициативе министра энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Саматова Дмитрия Рафаиловича. Lada Ellada получила практическое применение в городе-курорте Кисловодск Ставропольского края, в качестве легкового такси. Этот проект стал первым в России по использованию электромобиля в пассажирских перевозках

2. Проектно-композиционный раздел

2.1 Концепция дизайн-проекта

Основным замыслом создания данного объекта является разработка концепции проекта экологически чистого транспортного средства, а именно электороцикла, названного  Ecolis.

Внешний облик Ecolis был вдохновлен мотоциклами «Bobber-style» и электрификацией транспортных средств. Классический боббер – это минимализм в деталях, прямая посадка, сухая рама, а также отсутствие крыла спереди. Сейчас существуют олд-скул бобберы и нью-скул бобберы. Мотоциклы нью-скул бобберов были сделаны по новым технологиям, главным принципом которых была замена старого мотора и установка новых более эффективных тормозов. В последствии таких изменений от классического боббера мало что остается, конструкция значительно меняется.

При разработке концепции были включены в мотоцикл все, что может его сделать более экологичным и современным. Нет никакой традиционной конструкции кузова; мотоцикл эффективно вывернут наизнанку.

Концепция оснащения электроцикла предусматривает наличие 6 кВт электродвигателем, программированной коробкой передач, позволяющая придвигаться в трех разных режимах: эконом, городской и максимальная мощность. Запас энергоемкости на дальность хода более 70 километров. Уникальная структура композитного корпуса - монокок. Используемого в индустрии самолетостроения и в гоночных автомобилях.

Ecolis являет экспериментом демонстрации того потенциала, который может быть достигнут в сочетании двух идей – классического круизера  и развития электротранспорта. Обычная компоновка элементов мотоцикла: рулевой системы, тормозной механики и положения водителя. Изменениям подверглась компоновка двигательного отсека и питания. Электрификация позволила  сместить центр тяжести максимально низко. Двигатель расположился в ступице заднего колеса, а АКБ заняли место принадлежавшее двигателю внутреннего сгорания и коробке передач.

Название Ecolis было выбрано неслучайно, ведь этот байк состоит из только самых экологичных и безопасных элементов. Воплощая в себе мотоцикл для города, без шума, выхлопных газов и с максимальной экономичностью. Приставка «Е» намекает на чистоту взаимодействия с окружающей средой, последующее слово отражает важнейшую деталь всей конструкции – колесо, вернее двигатель который установлен в нем, создавая надежную и не требующее обслуживания конструкцию.

Смотрящийся весьма целесообразно байк, элементарен не только в дизайне, но и в использовании. Он не требует разогрева двигателя перед стартом, способен работать в любых погодных условиях, не нуждается в замене масла и охлаждающей жидкости. Стеклопластиковый кузов делает его влагоустойчивым и не предрасположенным к коррозии.

Тема романтики 1960 годов проходит через внешний облик мотоцикла, создавая впечатление новизны, в знакомой теме. Красный, характерный тем годам цвет, минимум хрома, псевдоспортивная форма рамы свойственная переходным моделям автомобилей тех годов. Решетка воздушного охлаждения основана на дизайне Doddge Cheardger, а расположение осветительных приборов  разработано на основе Ford Mustang первого поколения.В то время как отсутствие задней подвески компенсируется с помощью сиденья из натурального дерева и экспериментальной системой амортизации. Такое решения , основываясь на истории автомобилей начала 60-х, в их интерьере зачастую использовалась натуральная древесина, подчеркивая соответствие «интерьера» истории стиля. Необходимо напомнить, что этот мотоцикл – эксперимент в области дизайна.

2.2 Формообразование объекта дизайна

Сущность работы над композиционным решением заключается в формировании целостного, отвечающего заданным функциональным требованиям образа, соответствующего назначению и основной идеи объекта.

«Создание композиции в промышленном дизайне – это художественно-конструктивных процесс, построение композиции требует наличия трех важных составляющих. Это целостность (все элементы или части целого должны быть взаимосвязаны друг с другом), эстетичность (элементы не должны перегружать объект) и отражение функциональной стороны изделия». Все вышеперечисленные утверждения нашли отражение в данном дипломном проекте.

Композиционно все элементы и детали объединены в функциональные узлы, отсек аккумуляторных батарей выполнен в виде раздельных ячеек, находящихся под фальшбаком, несущих также эстетическую нагрузку. Необходимо было объединить отдельные детали в группы. Так, приборная панель заняла место на верхней части бака и соединила элементы управления и функционала. Элементы механических деталей скомбинированы посредством формы и цвета. Отсюда все компоненты помещены в каплеобразный кузов. С помощью линий и пластики была достигнута взаимосвязь между группами элементов, а посредством цвета и определения размеров обеспечивается объемность, завязанная с внутренним техническим наполнением.

2.3 Колористика проекта

Цвет тесно связан с такими средствами композиции, как пропорция, масштаб, нюанс, контраст. Особенно велика роль цвета для достижения образности малой формы электромобиля, он помогает раскрыть сущность вещи, обострить или ослабить характер формы.

Основные цвета романтики 1960 годов: черный, белый (бежевый), красный и металлики. Также более редкие, перламутры и зеленые, синие, оттенки розового и сиреневого.

Наиболее практичным и индивидуальным являются металлики. Этот цвет может быть как обычным, так и с оттенками любых цветов, превращая объект как в золотистый, так и нежно голубой. Металлики наименее маркие, скрывают царапины и сколы, больше остальных подходят для полировки и ремонту. Благодаря «искристому» блику этот цвет демонстрирует особенности формы объекта и его достоинства.

Строгий и благородный цвет - черный, работа с его оттенками сложная и кропотливая, благодаря своим свойствам делает объект меньше реальных своих объемов, при хорошем освещении создает глубину формы, скрывает технические нюансы при правильной композиции.

Светлые цвета и белый. Цвет наиболее распространенный, способен выделить даже самые мелкие детали и не создает сильного напряжения на зрение человека. Минусом данного цвета является маркость, раскрытие дефектов конструкции и сложность ремонта.

Строго индивидуальными можно считать розовые и голубые оттенки, в зависимости от тона они могут перенимать на себя свойства тех или иных основных цветов.

Колористическое решение транспортного средства, в данном случае, электробайк, имеет большое значение. Так как каждый цвет по-своему воспринимается на дороге. Изначально человеческий мозг оценивает объект как цветное пятно, а позже форму и реальные размеры. Так что для не большого транспорта выгоднее использовать яркие цвета, компенсируя размеры и выделяться для участников дорожного движения.

Цвет является одним из методов раскрытия функциональности объекта, раскрывает основную идею и замысел дизайнера.

Доминирующим цветом проекта является красный, он распространен во всех элементам мотоцикла. Покрышки, элементы руля, штаны вилки укрыты в черный цвет, его разбавляют элементы, выкрашенные в светлый металлик и хром. Детали ячеек АКБ, перья вилки, передние дисковые тормоза, спицы колес и траверсы руля. Все эти элементы создают цветовые пятна, выстроенные при помощи лекал. Расположение крышек АКБ выстроено по полукругу в сторону динамики. Если провести линия через каждый светлый элемент мотоцикла, то выйдет динамичная дуга, развивающаяся в сторону движения мотоцикла.

2.4 Эргономика

Эргономика - это наука, которая изучает взаимодействие машины и человека. В случае мотоцикла, она изучает те части байка, с которыми взаимодействует водитель. Назовем их органы управления. Когда они правильно расположены и имеют подходящий размер, ваше воздействие на них оказывается максимально эффективным. Независимо от опыта вождения, наибольшая эффективность достигается, когда  удобно.

Эргономические свойства  разрабатывались на основе применения мотоцикла и его функционале. Проект рассчитан на передвижения по городу, где скоростной режим 40-60 км/ч. Сопротивление воздуха на этой скорости не учитывается, посадка водителя почти прямая, руки вытянуты вперед, слегка согнуты, ноги вынесены вперед и ставятся на специальные регулируемые подножки. Наклон ручек руля фиксируется в зависимости от роста водителя, а положение седла регулируется от параллельного положения земли и до наклона вверх на 25 градусов (для водителей низкого роста).

Комфорт

Чувство комфорта зависит от температуры кожи, свободы тока крови и давления. Если конечность затекает, или вы чувствуете сонливость, это значит, что ток крови нарушен. Причиной такого нарушения, как правило, служит ущемление какого-нибудь сосуда.   

Поддерживание любого положения тела требует некоторого мышечного усилия. Если мышцам не давать распрямляться, то есть если надолго зафиксировать определенную позу, это тоже приведет к нарушению тока крови. Способ борьбы прост - менять позу, и при любой возможности выполнять упражнения на растяжку.

Холод заставляет тело блокировать поступление крови к конечностям, чтобы сохранить в тепле внутренние органы, поэтому пальцы на руках и ногах замерзают первыми. Любые улучшения эргономики следует начинать с руля, поскольку именно он определяет положение верхней части туловища водителя. Широкий руль облегчает руление, что особенно полезно при управлении тяжелым мотоциклом. Обратная сторона медали - слишком большая амплитуда движений кисти. Другими словами, кисть выворачивается под неестественным углом по отношению к руке. Следовательно, нужно подобрать руль так, чтобы руление было максимально легким, но при этом давления на кости кисти было бы не слишком большим.

Наличие ветрового стекла тоже влияет на форму руля. Чем меньше ветрозащита, тем больше вам хочется прижаться к рулю на высокой скорости. Установка регулируемого руля сильно упрощает процесс настройки.

Рычаги и рукоятки

Рукояткам не часто уделяют внимание, Именно через них водитель получает информацию о работе подвески, тормозов и, что самое важное, поведении шин.

Комфорт сильно зависит и от других органов управления - рычагов, переключателей, подножек. Когда Buell пытался продавать свои мотоциклы владельцам Ducati, то получал одни и те же жалобы на комфорт - все как один считали неудобными органы управления, заимствованные у Harley-Davidson. Buell прислушался к пожеланиям и оснастил S1 Lightning компонентами от поставщика Ducati.

Сиденье

Правильное сиденье - важная составляющая эргономики, и имеется в виду не только высоту. Если сесть на песок, то на нем останется характерная вмятина. Сидеть на песке комфортно не потому, что он мягкий, а потому, что он идеально распределяет нагрузки опорной точки. Именно поэтому форма седла важнее мягкости материала, который находится под обивкой. Даже грамотно изготовленное металлическое кресло, из тех, что ставят на тракторы, гораздо комфортнее большинства мотоциклетных седел.

В мире автомобилей пионером в области эргономики стала Mazda. Инженеры этой фирмы| впервые обратили внимание не только на расположение органов управления, но и на то, насколько удобно ими оперировать. Они первые стали подключать испытателей новых автомобилей к специальным регистраторам психических состояний, чтобы понять, какие эмоции испытывают люди при управлении машиной. Всякий, кому довелось переключать передачи на RX-7 или Миата, может подтвердить, что инженерам Mazda удалось совершить прорыв в этой области. Даже старый слоган этой фирмы - "Почувствуй, как это правильно" - отражает отношение компании к эргономике.

Когда конструкторы Triumph взялся за проектирование T595 Daytona, то за образец они несомненно взяли Ducati 916. Инженеры Triumph не ограничились стилевыми решениями, а заказали органы управления у поставщика Ducati. Буквально все органы - от рукояток на руле до педали заднего тормоза. Некоторые детали Triumph имеют даже одинаковые с Ducati партнамберы. В результате покупатель Triumph чувствовал себя как на Ducati, хотя внешне мотоциклы невозможно перепутать.

3. Анализ рынка

3.1 Анализ потребителя

Электроциклы, как экологически-чистая альтернатива автомобилям, скорее всего, создадут свой собственный рынок потребителей, увеличив тем самым количество владельцев двухколесного транспорта.

Аналитики считают, что рынок электромотоциклов не будет пополнять свои ряды за счет обычных водителей. Основная масса покупателей придет сюда без опыта владения двухколесным транспортом. Электробайк уже можно купить.

Люди, некогда сидевшие за рулем автомобиля, становятся владельцами двухколесного электротранспорта. Заслужив популярность у школьников студентов и молодых людей, так как для его управления нет очевидных сложностей, как у бензиновых «сородечей». Также достаточно часто, женщины, испытывая затруднения с вождением автомобиля, выбирают этот вид транспорта из-за простоты использования.

Электрический мотоцикл уверенно занимает свое место в нише личного транспорта для поездок в магазин за продуктами, на учебу и работу.

Этот мотоцикл укомплектован аккумуляторной батареей, зарядки которой хватает на преодоление расстояния в 70 километров. Вполне достаточно, если судить по статистике, утверждающей, что среднестатистический американский байкер проезжает в день по 46 км.

Возможность передвигаться в разных режимах позволит по - разному использовать данный вид транспорта. Так, в режиме эконом электроэнергии можно выехать в кафе, передвигаясь на малой скорости и наслаждаться пейзажами города или лесопарка. Включив режим максимальной скорости, можно быстро добраться до работы или учебы, а для передвижения в пробке очень понадобится  городской режим.

«Заправить» электробайк не составит труда, подключив его к сети через обычную бытовую вилку, или занести съемные батареи домой и подключить там.

3.2 Анализ конкурентов

Электрический чоппер Johammer J1

Электрический мотоцикл австрийского производства с радикальным и изящным дизайном в стиле арт деко, а также неплохими рабочими характеристиками и запасом хода до 150 км.

Аккумуляторы питают электродвигатель переменного тока мощностью 11 кВт. Как и большинство электроциклов, Johammer оснащается одноступенчатой коробкой передач (передаточное отношение 1:10.15). Максимальная скорость электрочоппера достигает 120 км/ч.

Ossa Monocasco – электробайк дизайна 1970-х

Проект, созданный ART-TIC TEAM, выглядит «хорошо забытым старым». На его создание дизайнеров вдохновил удивительный мотоцикл OSSA 250, на котором талантливый гонщик Сантьяго Херреро выиграл в 1969 году три Гран При. В этой машине использованы современные материалы и передовые технологии, а внешний вид немного изменен в силу того, что байк предназначается для повседневного использования.

Мотоцикл оснащен 8 кВт электродвигателем, установленном в ступице заднего колеса, заряда электроэнергии достаточно для перемещения на расстояния более 70 км.

Brammo Motorsports

Американская компания Brammo Motorsports представила мотоцикл под названием Enertia. Этот мотоцикл укомплектован аккумуляторной батареей, зарядки которой хватает на преодоление расстояния в 72 кимлометра. Для полной зарядки батареи необходимо три часа. Модель Enertia позаимствовала ряд гоночных технологий, построена на углеволоконном шасси весом около 125 кг. В нем спрятаны 6 литий-фосфатных аккумуляторных батарей от Valence Technology, которые способны разогнать мотоцикл до 80 км/ч.

Анализ конкурентов показывает схожесть компоновки всех изделий и технических характеристик.

В техническом исполнение лидирующие позиции занимает Johammer J1, подвеска телевер дает отличную амортизацию, и высокоемкие батареи большой запас хода.

Оправданность формы и классический дизайн выдвигает на первое место Ossa Monocasco.

Распространение и серийное производство осталось за Enertia, не отличаясь особыми техническими данными, байк имеет наименьший вес, переняв технологии гоночных мотоциклов и лучшие показатели эргономики.

4. Технико-технологический раздел

4.1 Материалы и технология изготовления

 Для реализации данного проекта потребуются следующие инструменты и оборудование:

  •  Фрезеровочный станок ЧПУ (заказать необходимые детали).
  •  Электроинструмент: лобзик; болгарка; ленточная шлифовальная. машинка; промышленный фен; орбитальная шлифовальная машинка; дрель.
  •  Ручной инструмент: молоток; киянка; шило; отвертки; набор гаечных ключей; плоскогубцы; тиски.
  •  Измерительный инструмент: метр; лекало; линейка(100 см); штангенциркуль; циркуль.
  •  Малярный инструмент: кисти; резиновый валик; шпатель(металлический).
  •  Магнитный измеритель толщины лакокрасочного покрытия.
  •  Паяльник 100 ватт.
  •  Необходимые материалы для изготовления проекта:
  •  2х Фанера (100х70)
  •  Рулон стеклоткани (120х1000)
  •  Полиэфирная смола (5л)
  •  Алюминий (250х150х20)
  •  Сталь листовая (200х100х1)
  •  Трубка алюминиевая (Д=15, толщина стенок 2мм, 1000м)
  •  Расходные: болты; гайки; шайбы; стяжки.
  •  Проводка по месту
  •  Труба из нержавеющей стали толщина стенки 2 мм (150 мм)
  •  Шпаклевка со стекловолокном и финишная шпаклевка
  •  Наждачная лента 80-180 и абразивные диски 180-320
  •  Подшипники роликовые

Преимущества стеклопластиковых изделий:

  •  эксклюзивность;
  •  прочность в 4 раза выше, чем ABS пластики, применяемые для заводских изделий;
  •  на 30% легче заводских изделий;

Недостатки стеклопластиковых изделий:

  •  высокая цена относительно заводских деталей;
  •  время изготовления.        

Технология заключается в создании макета из температуростойких, не пористых материалов. На макет наносится кистью или специальным резьбовым валиком слой полеэфирной смолы.  Полеэфирная смола - это уникальный материал, получаемый в результате поликонденсации между ненасыщенными дикарбоновыми кислотами и определёнными спиртами.  Время полного застывания  24 часа, в зависимости от температуры и количества отвердителя. После застывания наносится слой стекловолокна. Стекловолокно - волокно или комплексная нить, формуемые из стекла. В такой форме стекло демонстрирует необычные для себя свойства: не бьётся и не ломается, а вместо этого легко гнётся без разрушения. Это позволяет ткать из него – стеклоткань. Пропитывая полиэфирными смолами, равномерно распределяя вещество по материалу, раскатывая валиком и выгоняя излишки воздуха, можно воспользоваться вакумной камерой. Каждый новый слой создает наибольшую прочность и герметичность, правильное расположение ребер жесткости отразится на прочности изделия. В среднем на изготовление одного изделия расходуется 2-3 литра полеэфирных смол и 10-12 кв. метров стеклоткани.

Изучая свойства и особенности материалов, я разрабатывал серию эскизов и выполнял рабочие чертежи на тему «Разработка транспортных средств». Широкий спектр возможностей и применения стало основополагающим фактором в формовании и эскизировании будущего изделия. Компоновкой рулевого узла и посадкой водителя стал образ мотоциклов выполненных в «Bobber-style».

На изготовление изделия потребуются следующие навыки:

  •  анализ будущего изделия;
  •  разработка эскизов и вариантов компоновки;
  •  анализ слабых мест конструкции и пути решения;
  •  техника изготовления макета для формования стеклопластика;
  •  подготовка стеклопластика к покраске;
  •  методы обработки и инструменты производства.

Изготовление рамы мотоцикла из композитных материалов требует опыта и оборудования.

Технология создания рамы для мотоцикла отличается от изготовления других изделий в ряде аспектов;

  •  изготовление производится без наличия тыльной стороны, все элементы крепятся изнутри;
  •  установка металлических элементов в местах повышенного трения для предотвращения усталости материалов;
  •  в местах повышенной нагрузки изготавливаются дополнительные ребра жесткости и слой слеклопластиковой массы увеличивается в сторону нагрузки постепенным набором объема;
  •  волокна стеклоткани накладываются в противоположные стороны по отношению ниже лежащего слоя;
  •  слои материала укрывают большую площадь для распределения давления по всей конструкции;
  •  укладка стеклоткани происходит во всех плоскостях, что приводит к увеличению времени армирования макета.

4.2 Техническая карта промышленного производства

Материалы для создания кузова учитываются с расчетом эксплуатации мотоцикла в городской среде, для передвижения по асфальтированным покрытиям. Основной материал для конструкции стал стеклопластик с элементами металлических деталей для укрепления конструкции в местах неподрессоренных масс и подверженных быстрому износу участков рамы. Стеклопластик даст необходимую герметичность, сократит вес конструкции, так как он не уступает по многим показателям алюминию, придаст необходимую прочность и маневренность, так необходимую в городских условиях. Минимальная подверженность коррозии увеличивает срок эксплуатации, а стоимость кузова позволяет в случае поломки заменить его целиком.

Изготовление кузова требует минимум трудозатрат по готовым матрицам, а сборка готового изделия в условиях производства займет от 10 до 14 дней. Большинство элементов мотоцикла могут функционировать самостоятельно и не привязаны к конкретному изделию, позволяя заменять их на более дешевые или мощные комплектующие.

Производство делится на три этапа: создание монокока и дополнительных деталей; окраска готовых деталей; сборка изделия, калибровка и тестирование.

На изготовления требуется следующее оборудование:

  •  вакуумная камера для формования изделий из стеклопластика с регулировкой температуры объемом более 1 кв. м;
  •  оборудование для подготовки к окраске готового изделия;
  •  ЧПУ фрезерный станок;
  •  магнитный измеритель толщины лакокрасочного покрытия.

На изготовление одной пространственной рамы затрачивается менее 30% себестоимости мотоцикла. Сборка изделия из готовых деталей занимает менее 12 часов. Хранение и транспортировка в разобранном состоянии. Окончательное тестирование заключается в проверке всех цепей электронного оборудования и создания искусственной нагрузки на изделие.

Технология изготовления для промышленного предприятия

По готовым чертежам и моделям фрезеруется все элементы мотоцикла:

  •  элементы из ДСП. Детали рамы участвующие в формовке изделия;
  •  алюминиевые детали для установки в наиболее подверженные усталости места рамы;
  •  изготовление на 5-ти координатном станке седла мотоцикла.

После получения всех основных элементов будущего изделия происходит сборка рамы. Она провидится в несколько этапов.

Этап первый. Сборка плоской формы для будущей рамы. Реализуется это путем соединения деталей через шпильки, которые в свою очередь проходят через дополнительные металлические вставки, установленные в местах повышенной нагрузки. Создающие необходимое усиление между элементами мотоцикла.

Этап второй. Изготовление формы будущего мотоцикла. По готовым матрицам закладывается стеклопластиковая масса, предварительно смазав их гелькуотом и автомобильным воском (для дальнейшего внимания изделия из слепка). И закрепляется на плоскостной раме мотоцикла, после чего выкачивается воздух из матрицы и помещается в печь при температуре +40 градусов на 6 часов.

Этап третий. Вынимание из тепловой камеры и отделение матрицы от изделия. Процесс трудоемкий и требующий предельной осторожности в отношение к производственной матрице.

Этап четвертый. Оценка готового изделия, дефекты при изъятии и формовки. Отсутствие пузырьков воздуха и искажений формы.

Этап пятый. Подготовка и покраска рамы. Необходимо загрунтовать поверхность, перед этим исправить мелкие дефекты производства. Далее придание цвета в окрасочном боксе и покрытие лаком.

Этап шестой. Сборка внутренних компонентов. Установка АКБ, подключение бортовой панели и контролера трехфазного двигателя с вариатором.

Этап седьмой. Установка рулевого агрегата и электродвигателя в ступице заднего колеса (в сборе с ободом и покрышкой) и ведущего (переднего). Монтаж седла и подсоединение амортизатора.  

Основы стандартизации

Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности при участии всех заинтересованных сторон. Стандартизация должна обеспечить, возможно, полное удовлетворение интересов производителя и потребителя, повышение производительности труда, экономное расходование материалов, энергии, рабочего времени и гарантировать безопасность при производстве и эксплуатации.

ГОСТ 27952-88 Настоящий стандарт распространяется на полиэфирные ненасыщенные смолы, представляющие собой растворы в мономерах продуктов поликонденсации гликолей с малеиновым ангидридом и модифицирующими кислотами.

Работа с эпоксидными смолами требует технику безопасности:

  •  осуществлять работу в защитных перчатках(2-3 пары на одно нанесение). Химическая реакция разъедает резиновое покрытие;
  •  работать строго в респираторе. Выделение в атмосферу вредных веществ;
  •  удалять попавшее на кожу вещество растворителем (происходит распад смол) и мыльным раствором;
  •  проверять качество смол на предмет сгустков;
  •  хранить отвердитель в полиэтиленовой таре с толстыми стенками;
  •  Проводить смешивание компонентов в одноразовой таре в малых количествах (100-200 мл);
  •  Контролировать пропорции согласно УК.

Стандарт стеклопластикого изделия это соблюдения всех выше написанных пунктов.

Основы метрологии

Метрология наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Основным задачами метрологии являются:

  •  установление единиц физических величин, государственных эталонов и образцовых средств измерений;
  •   разработка теории, методов средств измерений и контроля;
  •  обеспечение единства измерений;
  •  разработка методов оценки погрешностей, состояния средств измерения  и контроля;
  •  разработка методов передачи размеров единиц от эталонов и образцовых средств измерений рабочим средствам измерений.

Практическая метрология – раздел метрологии, предметом которой являются вопросы практического применения разработок  теоретической метрологии и  положений законодательной метрологии.

Практическое применение разработок теоретической метрологии и положений законодательной метрологии.

ГОСТ 27952-88 Смолы полиэфирные ненасыщенные. Технические условия.

Использование и хранение полиэфирных смол должно соблюдаться по установленным техническим условиям. Смешивание смол с отвердителем проводится на электронных весах в пропорции 1:100. Расчет количества материала идет из соотношения 10 грамм на 1 кв. дециметр.

При соблюдении пропорции не возникнет «прогорание» материала из-за высоких температур, что приводит к хрупкости изделия.

Измерение необходимого количества материала происходит путем анализа слабых элементов конструкции, расчет увеличения толщины изделия в местах повышенной нагрузки.

Основы управления качеством

Управление качеством во многом базируется на стандартизации.

Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим условиям. Технические условия (ТУ) – это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу  техническое описание, рецептура, образец-эталон.

Изделия стеклопластиковые изготавливаются по ТУ 4859-006-80843267-2009 путем перекрестного нанесения на оправку требуемой формы из многослойного композиционного материала на основе ненасыщенной полиэфирной смолы усиленной стекловолокном.

Для создания прочного изделия из стеклопластика необходимо учитывать:

  •  свойства опорной конструкции. Термостойкие, не пористые материалы используются в создание изделия. Во время процесса отвердевания эпоксидные смолы вступают в химическую реакцию и повышают свою температуру. Изменение температуры приводит к деформации, оправка должна предотвратить это;
  •  положение волоков стеклоткани, правильное распределения волокон увеличивает прочность изделия и распределение нагрузки;
  •  качество нанесения материалов, отсутствие излишков воздуха и мусора.

4.3 Технология и инструменты создания графической части

При разработке графической части использовались программы:

- Adobe Photoshop, это многофункциональный графический редактор

- Adobe Illustrator, это векторный графический редактор

Процесс разработки начался с появления поисковых эскизов будущего изделия, были приняты решения по окончательной форме электроцикла. Наброски были сфотографированы и заново отрисованны в векторном изображение на Adobe Illustrator при помощи планшета. В этой же программе изображения приобрели цвет и детали.

Готовые изображения были поделены на две группы:

  •  видовые картинки;
  •  техническое оснащение.

В программе Adobe Photoshop было создано поле для размещения наполнения проекта, в состав которого входили:

  •  видовые изображения;
  •  4 вида технического наполнения;
  •  изображение общего вида;
  •  визуальная подача анализа потребителей и конкурентов;
  •   изображения стилевого направления изделия;
  •  подборка изображений формообразования мотоциклов 1922-1977 г.;
  •  эскизы изделия;
  •  шрифт MicroDi;
  •  визуальное отображение технических агрегатов.

Все остальные элементы выполнялись непосредственно в программе.

Проект разбит на 4 листа формата А0.

Первый лист наполнен компоновочным решением проекта и видовыми изображениями будущего изделия.

Второй, стилевым рядом и эскизными изображениями.

Третий лист вместил в себя анализ потребителей и конкурентов.

Четвертый, видовыми изображениями и эргономической частью.

Композиция выстраивалась в отдельном документе который вместил в себя все 4 листа. Цветовым акцентом был выбран красный цвет в поддержку колористического решения дизайн-проекта.

Общий размер всей проделанной работы составил – 336*118

5. Экологический раздел

Экологический аспект заключается в том, что использование проекта по назначению абсолютно безопасно для человека и окружающей среды, однако процесс создания стеклопластикого изделия – процесс, имеющий определенные меры безопасности. Второй момент использования, при всей своей чистоте, при использовании необходимо решение по утилизации отработавших химических топливных ячеек. В остальном мотоцикл полностью безопасен для среды и использования человеком.

Критическое состояние экологии крупных городов, а также исчерпаемость природных ресурсов заставляют активнее развивать альтернативные виды транспорта.

По мнению экологов, главная причина плохой экологической обстановки современного города – автотранспорт. Средний легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, сколько весит сам. Автотранспорт дает 42% загрязнений атмосферы российских городов, для Москвы и С-Петербурга эта цифра составляет 80-90%.

В Европе 225 тыс. человек ежегодно умирает от заболеваний, связанных с выхлопными газами. Экологи и медики сходятся во мнении: у нас жертв как минимум в 2 раза больше.

То, что электротранспорт является хорошим решением экологической и дорожной проблемы больших городов уже давно не является предметом споров. Это один из самых перспективных видов транспорта и рассматривается в качестве  неизбежной перспективы по замещению традиционного транспорта на ДВС. По оценкам экспертов, к 2017 году глобальное количество электромобилей достигнет порядка 6 млн. машин. В России к этому году на электрокары во всех сегментах будет приходиться около 10% авторынка. И это немало, учитывая, что при этом их количество будет измеряться тысячами единиц.

Развитие электротранспорта  является общемировым трендом. Практически все крупные автопроизводители ведут разработки в этой области, а передовые страны мира, такие как: США, Китай, Япония, Германия, Великобритания - имеют долгосрочные программы поддержки развития электротранспорта и стимулирования потребителей. Учитывая, что на сегодняшний день высокая цена - один из сдерживающих факторов развития электротранспорта, участие и поддержка государства в этом вопросе приобретает особое значение. Среди предлагаемых механизмов: субсидии, льготные схемы кредитования, отмена транспортного налога, обнуление НДС, разрешение электромобилям ездить по выделенным полосам для общественного транспорта.

 Для комфортной эксплуатации электромобиля необходима развитая заправочная инфраструктура. В соответствии с  озвученными планами компаний МОЭСК и "Револьта",  до конца 2012 года планируется создать десятки электрозаправок в Москве и сотни в регионах. А уже с 2013 года число зарядных станций планируется увеличить в десятки раз. Реализация этих планов, безусловно, даст дополнительный импульс для развития электротранспорта в столице. Кроме того, развитие зарядной инфраструктуры и парка электротранспорта открывает перспективы для технологической модернизации существующей энергосистемы, реализации концепции «Умных сетей» и массового использования возобновляемых источников энергии.  

Преимущества электротранспорта для города очевидны:

  •  экологичность – абсолютное отсутствие вредных выбросов в атмосферу;
  •  пониженный уровень шума - за счет меньшего количества движимых частей и механических передач;
  •  возможность решения проблемы "энергетического пика" за счет подзарядки аккумулятора в ночное время;
  •  низкая пожаро- и взрывоопасность при аварии. 

Стеклопластик (стеклокомпозит) - это экологически чистый материал. Эксперты считают, что способы производства стеклопластика могут затрачивать минимум энергии. Это значит, что данный вид производства экологически чистый. Кроме того сам стеклопластик имеет природную основу, так как на 70% состоит из стекла, которое состоит из песка и не загрязняет природу, и не вредит человеку.

6. Экономический раздел

6.1 Маркетинговые исследования

Одна из областей дизайна, где максимально тесно переплетены интересы инженерно-технического, и научного творчества, и функционального, коммерческого обслуживания населения, что предопределяет особую роль Транспортного дизайна в развитии цивилизации. С одной стороны, он является своего рода генератором идей научно-технического прогресса, использующего новейшие достижения металлургии, механики, электроники, химии, машиностроения, эргономики в деле обеспечения эффективности и безопасности работы транспортных средств. С другой — активность визуальных решений Транспортного дизайна, его эстетических ориентиров, фиксирующих в образной форме особый дух «владения скоростью», оказывают неоспоримое воздействие на формообразование всех видов дизайна. Третье, — вызванное массовым развитием средств транспорта, изменением образа жизни человека, привело к коренным переменам в человеческой психике, которые воплотились в организационные формы общественных отношений современного мира.

Масштабность, необратимость, кардинальность трансформаций образа жизни, вызванных бурным развитием транспорта, сделали Транспортный дизайн одной из ведущих сфер современной проектной культуры.

Профессионально Транспортный дизайн делится на два обширных крыла — самостоятельно движущиеся экипажи и устройства и интегральные транспортные установки, соединяющие в одном объекте элементы мобильные (лента транспортера, контейнеры трубопроводной связи и пр.) и несущие их неподвижные конструкции и сооружения (каркас эскалатора, рельсы фуникулера и т.п.). Обширность и специфика задач проектирования средств транспорта, от компоновочных до графического совершенствования облика, заданного техническими схемами машин и механизмов, предопределяют разброс профессиональных интересов и образовательных технологий в Транспортном дизайне.

Очевидно, что неизбежное дальнейшее развитие Транспортного дизайна — появление новых видов местного и скоростного транспорта, вплоть до космических, механизация перемещения сырья, товаров и услуг в производственной и общественной сфере, необходимость информационного и сервисного обслуживания разнообразных транспортных систем, усиление роли коммуникационных процессов в жизни общества — делают эту область проектной деятельности на многие десятилетия вперед лидером дизайнерского творчества.

6.2 Сметная стоимость разработки

Сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами.

Для расчета смет и затрат применяется метод сметных калькуляций.  По отдельным статьям расходов всех необходимых ресурсов. Калькуляция представляет собой затраты на изготовление одной единицы услуги. Расчет калькуляций необходим для обоснования стоимости указанной услуги.

Калькуляция бывает:

-плановая

-нормативная

-сметная

-фактическая.

В разрабатываемом дипломном проекте за основу взята фактическая калькуляция.

6.3 Расчет стоимости одного норма часа работы

Для определения стоимости дизайнерской услуги необходимо рассчитать основную заработную плату, которая складывается из одного норма часа. Основная заработная плата определяемся умножением часовой тарифной ставки I разряда на тарифный коэффициент второго разряда дизайнера выполняющего проект.

Для расчета необходимо выделить минимальную заработную плату и среднее количество рабочих часов в месяц по трудовому законодательству.

6.4 Стоимость одного норма часа работы

Ставка (min) 1 разряда рассчитывается по формуле:

ЗП min/ на среднее количество часов в месяц, (руб).
Ст.
Min 5965р: 164 час. =36,37

Ставка тарифная VI разряда равна:

Ст.I разряда умножить на К тар.: VI разряда=36,37*1,41=51,28

Стоимость одного нормы работы. Таблица 6.3.1

Статья затрат

%

Сумма

1

Основная зп.

51.28

2

Дополнительная зп.

20%

10,26

3

отчисления на:

-соц. страхование

-пенсионный фонд

-мед. страхование

30%

18,46

4

Косвенные расходы

10

5,13

5

Производственная себе стоимость

85,13

6

Непроизводственные расходы

4

3,4

7

Полная себестоимость

88,54

8

Прибыль

30%

26,56

9

Стоимость одного норма часа

115,08

Стоимость 1 нормы часа работы по изготовлению услуги по VI разряду составляет 115 руб. 08 коп.

6.5 Оценка трудоемкости и стоимости разработки проекта

Под трудоемкостью разработки понимают затраты рабочего времени на выполнение данной работы в определенных условиях.

В дипломном проекте трудоемкость измеряется в норма часах по фактическим данным.

Оценка трудоемкости разработки. Таблица 6.4.1

Статья работы

Кол-во

дней

Кол-во

часов

Общее кол-во времени на этапы работы в часах

1

Подбор иллюстративного материала

10

1

10

2

Разработка эскизов

6

3.5

21

3

Оформление графической части

20

5

100

4

Подготовка материалов

3

4

12

5

Подбор красок

1

1

1

6

Создание эскизов декоративного элемента

2

3

6

7

Выполнение декоративного элемента

4

4

16

8

Доработка до готового вида

15

6

90

9

Распечатка необходимого материала

2

2

4

Подготовка теоретической части

4

5

20

Подготовка инструмента

2

2

4

9

Итого

61

27.5

256

Материальные затраты. Таблица 5.4.2

Наименование

материала

Цена за ед.

(в руб.)

Норма

расходов

Сумма затрат

(в руб.)

ДСП

300

0.5

300

Рейка древесная (1м)

45

7

315

Морилка для дерева

85

1

85

Саморезы (15мм)

2

32

64

Полиметилметакрилат (ПММА)

450

0.5

225

Клей ПВА

40

0.5

20

Абразивная бумага (20х20)

30

6

180

Абразивная лента на шлифовальную машинку

90

2

180

Ipad mini 2 (планшет)

16000

1

1600

Samaung NC110 (нетбук)

11000

1

1100

Флеш-накопитель 8 ГБ

250

1

250

Ленточная шлифовальная машинка «интерскол»

2600

1

2600

Фотошоп CS 6

14831.60

1

14831.60

Стилус

45

1

45

Распечатка А0

420

6

2520

Ламинирование

270

4

1080

Аренда рабочего помещения

2000

1 месяц

2000

Итого

41795.60

6.6 Расчет полной стоимости проектируемой разработки

В дипломном проекте СУ (стоимость услуги) рассчитывается по формуле:

СУ=СТ 1н часа *Т час.(руб.).

НДС=18%=стоимость услуги*18%

Розничная цена (РЦ) проектной услуги рассчитывается по формуле: РЦ=СУ+НДС+ЗАТРАТЫ

СУ= 115,08*256=29460.48

НДС=18%=29469.48*0.18=5302,87

РЦ=29469.48+5302.87+41795.60=50763.37

Розничная цена проектируемой услуги составляет 50763  руб. 37 коп.

Заключение

Одна из областей дизайна, где максимально тесно переплетены интересы инженерно-технического и научного творчества, и функционального, коммерческого обслуживания населения, что предопределяет особую роль Транспортного дизайна в развитии цивилизации. С одной стороны, он является своего рода генератором идей научно-технического прогресса, использующего новейшие достижения металлургии, механики, электроники, химии, машиностроения, эргономики в деле обеспечения эффективности и безопасности работы транспортных средств. С другой — активность визуальных решений Транспортного дизайна, его эстетических ориентиров, фиксирующих в образной форме особый дух «владения скоростью», оказывают неоспоримое воздействие на формообразование всех видов дизайна. Третье — вызванное массовым развитием средств транспорта изменение образа жизни человека привело к коренным переменам в человеческой психике, которые воплотились в организационные формы общественных отношений современного мира.

Интерес России к развитию транспорта лежит в русле современных общемировых тенденций. Производители автомобилей ищут инновационные решения, позволяющие заменить экологически грязные двигатели внутреннего сгорания на альтернативные технологии, такие как электрические двигатели или двигатели, работающие на газомоторном топливе. Между тем применение электрической энергии на транспорте даст новый импульс для развития как самой транспортной отрасли, так и энергетики в целом, промышленности, науки. Таким образом, речь идет о сфере, имеющей глобальное значение для социально-экономических преобразований.

Проект «Ecolis» разрабатывался для определения основ разработки транспортных  средств на электротяге. Выявив сильные и слабые стороны, определив его положение на рынке и основного потребителя разрабатываемого проекта.  

В шестидесятые годы американские автомобили отличаются значительным стилистическим разнобоем, так что выделить какие-либо характерные особенности их стиля затруднительно. По сравнению с пятидесятыми их стиль резко упростился. На смену автомобильному барокко пришел автомобильный ампир.

Взяв за основу мотивы стиля автомобилей 1960-х годов, был сформирован внешний образ проекта, его можно отнести к рубежу 50-60-х. в нем прослеживается каплевидность формы, но на смену плавным разводом приходит четкость граней и псевдоспортивность.

Электротранспорт давно пришел в нашу жизнь, но в силу не развитой инфраструктуры остается не столь популярным. Особенностями  данного продукта останется надежность и экологичность, отсутствие шума и комфортность. Областями внедрения могут служить абсолютно все виды транспорта, такси и грузовые перевозки, общественный транспорт и индивидуальное транспортное средство.

Простота компоновки открывает широкий спектр возможностей, высочайший КПД применения, раскрытие новых форм в транспортном дизайне и внешнем облике мира.

Данный проект рассчитан на людей, которые ценят свое время и окружающий их мир. Помогает забыть и о ценах на топливо и обслуживание их средства передвижения.

В мире появляются новые проекты, с лучшими характеристиками, смелым дизайном и комфортностью для человека и окружающих его людей.

Список используемой литературы

  1.  Анурьев В. И. (2006) Справочник конструктора машиностроителя.
  2.  Арзаканян Ц. Философия техники как новая область знания // Вестник высшей школы. 1990. - № 4. -С. 57
  3.  Барцель А. Значение технологической культуры и технологической культуры и техноэтики // Вестник высшей школы. 1991. - №12. - С. 126 -138.
  4.  Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. - 504 с.
  5.  Бхаскаран JI. Дизайн и время. Стиль и направления в современном искусстве и архитектуре.- М.: Арт-Родник, 2006. 258 с.
  6.  Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. -Екатеринбург.: Издательство Уральского ун-та, 2001. 286 с.
  7.  Васильев Ю.С., Михалков Ю.К., Николаев В.М. ВУЗ научно-техническому прогрессу. - М.: Высшая школа, 1985. - 56с.
  8.  Генисаретский О.И. Лекция "Философия проектирования". Режим доступа: http://method.krasnoyarsk.rcde.ru/getblob.asp?id=300000197. Дата обращения к сайту: 18 марта 2009 г.
  9.  Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на западе. М.: Искусство, 1970. - 113 с.
  10.  Голубева О.Л. Основы композиции. М.: Искусство, 2004. - 120 с.
  11.  Горелов А. А. Человек гармония - природа. - М.: Наука, 1990. -188 с.
  12.  Горнов А.О. Элементы технической эстетики и эргономики. М.: Наука, 2002.-37 с.
  13.  Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. М.: Мир, 1976.-321 с.
  14.  Гольдшмидт М. Г. (2007) Методология конструирования
  15.  Даниляк В. И. (1990) Эргодизайн, качество, конкурентоспособность.
  16.  Диксон Дж. (1969) проектирование систем: изобразительство, анализ и принятие решений.
  17.  Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. М.: Мир, 1976.-321 с.
  18.  Джонс Дж. К. Методы проектирования (2-е издание, дополненное). -М.: Мир, 1986.-326 с.
  19.  Земпер Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1971. - 165 с.
  20.  Иттен И. Искусство цвета. 2-е изд. М.: Д. Аронов, 2001. - 96 с.
  21.  Кочегаров Б.Е. Промышленный дизайн. Владивосток: ДВТГУ, 2006. -297 с.
  22.  Лаврентьев А.Н. История дизайна. М.: Гардарики, 2006. - 303 с.
  23.  Ламан Н.К., Корягин Н.И., Васильев В.И. и др. Технология материалы - машины (история, современность, перспективы). - М.: Наука, 1994. - 154 с.
  24.  Матвеев А., Самойлов В. Промышленный дизайн. Создано в России. -М.: Premiere Воох, 2004. 287 с.
  25.  Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в Московском высшем художественно-промышленном училище (Строгановском). Методические материалы. Серия «Дизайнерское образование». М.: МХПУ Строганова, 1991. - 180 с.
  26.  Олигин-Нестеров В.И., Самуйлов В.М. НТР: система машин и человек. -М.: Экономика, 1990. 175с.
  27.  Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г. М. Фридлендера; Сост. В. Е. Багно.— М.: Искусство, 1991.— 588 с.
  28.  Отт А. Курс промышленного дизайна. Эскиз. Воплощение. Презентация. М.: Художественно-педагогическое изд-во, 2005. - 162 с.
  29.  Рунге В. Ф. (2003) Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие.
  30.  Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие. (3-е издание, перераб. и доп). М.: Архитектура - С, 2005. -268 с.
  31.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники / Рунге В.Ф.: Учеб. пособие. Издание в двух книгах. М.: Архитектура — С, 2007.
  32.  Орлов П. И. (1984) Основы конструирования.
  33.  Папанек В. (2004) Дизайн для реального мира
  34.  Пашкевич М. Ф. (2005) Исследования и изобретательство в машиностроение.
  35.  Половинкин А. И. (1988) Основы инженерного творчества.
  36.  Рунге В. Ф. (2003) Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие.
  37.  Сомов Ю. С. (1987) Композиция в технике.
  38.  Сомов Ю. С. (1967) Художественное конструирование промышленных изделий.
  39.  Кац Г. Б., Ковалев А.П. (1981) Технико-экономический анализ и оптимизация конструкции машин.
  40.  Кочегаров Б. Е. (2006) Промышленный дизайн
  41.  Тьялве Э. (1984) краткий курс промышленного дизайна.
  42.  Табачникас Б.И. Основы экономики. М.: Вита — Пресс, 2000. - 464 с.
  43.  Ульрих К. Промышленный дизайн: создание и производство продукта //Карл Ульрих, Стивен Эппингер; пер. с англ. М. Лебедева / под общ. ред.
  44.  А. Матвеева. М.: Вершина, 2007. - 448 с.
  45.  Уэбстер Н. Американский словарь английского языка (3-е изд). Ныо -Йорк: Мерриам, 1961. - 670 с.
  46.  Футуродизайн '89: Первая всесоюзная конференция по проблемам проектного прогнозирования. М.: ВНИИТЭ, 1990. - 116 с.
  47.  Хайдеггер М. Вещь // М. Хайдеггер. Время и бытие. М.: Республика, 1993.-С. 316-326.
  48.  Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - С. 221 -238.
  49.  Хан-Магомедов С.О. Проблемы и противоречия предметно-пространственной среды современного города // Техническая эстетика. -1978.-№9.-С. 34-38.
  50.  Хилл П. (1973) Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений.

Интернет-источники

  1.  Виртуальный музей промышленных выставок  http://expomyseum/com
  2.  Электрический транспорт http://www.elecktrichka.ru
  3.  Автопортал тюнинга http://www.drive2.ru
  4.  Что такое транспортный дизайн? www.topauthor.ru
  5.  Статьи | ePowerBikes - Часть 3 www. epowerbikes.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76202. Оптимизация системы полноценного кормления высокопродуктивных молочных коров 79.78 KB
  Рубцовое пищеварение - из всех сельскохозяйственных животных желудок у жвачных самый сложный. Он многокамерный и состоит из четырех отделов: рубца, сетки, книжки и сычуга. Первые три отдела служат преджелудками и лишь последний — сычуг — выполняет роль истинного желудка.
76203. Косвенный иск: понятие и общая характеристика 134.5 KB
  Нарушение интересов общества может выражаться в причинении обществу убытков в результате сделок заключенных единоличным исполнительным органом самостоятельно или по указанию контролирующего участника.
76204. Биологические ритмы и работоспособность 79.44 KB
  Целью являлось рассмотрение динамики работоспособности человека. Биологические ритмы или биоритмы -– это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов.
76205. Стандартизація 33.72 KB
  Різко зростають вимоги до сировини матеріалів комплектуючих виробів і готової продукції. У виконанні народногосподарських завдань підвищенні ефективності суспільного виробництва і поліпшенні якості продукції стандартизація відіграє суттєву роль адже вона акумулює найновіші досягнення науки...
76206. Период оттепели 83.09 KB
  СССР был воплощением новой общественно-экономической формации. Сталина и политический кризис в СССР Кризис сталинского правительства начался ещё до того как скончался И. Противники объединившиеся против СССР в мощную коалицию были многочисленны и сильны.
76207. Комп’ютерні віруси 45.37 KB
  Актуальність даного реферату полягє в тому що в ньому описано основні ознаки зараження шкідливим програмним забезпеченнм, способи боротьби з вже встановленими вірусами і що найважливіше наведені класифікації вірусів за різними ознаками.
76208. Блез Паскаль 31.15 KB
  Детство Паскаль родился в городе Клер мон Ферран французская провинция Овернь в семье председателя налогового управления Этьена Паскаля и Антуанетты Бегон дочери сенешаля Оверни. По совету своего друга Ле Пайера Этьен Паскаль отказался от своего первоначального плана...
76209. National holidays 66 KB
  Kazakhstan is a large multinational country which is rich with its both old traditions and new ones acquired for the period of Independence. The Republic of Kazakhstan observes international holidays such as New Year, 8 March but it also has holidays specific only for this country such as Unity Day, Capital Day etc.
76210. Біографія Піфагора 21.58 KB
  Повернувшись із подорожі щасливий батько будує церкву Аполлону та оточує молодого Піфагора піклуваннями які могли б сприяти виповненню пророцтва Аполлона. У свого першого вчителя Гермодамаса Піфагор отримує знання основ музики та живопису.