9599

Расположение комплекта оборудования СЭУ в МКО

Реферат

Энергетика

Расположение комплекта оборудования СЭУ в МКО Правила расположения оборудования. Функциональное и зональное агрегатирование. Типовые расположения оборудования СЭУ в МКО транспортных судов. Правила расположения оборудования Качество расположения ...

Русский

2013-03-13

1.99 MB

97 чел.

Расположение комплекта оборудования СЭУ в МКО

Правила расположения оборудования. Функциональное и зональное агрегатирование. Типовые расположения оборудования СЭУ в МКО транспортных судов.

6.1 Правила расположения оборудования

Качество расположения энергетической установки в МКО транспортного   судна оказывает определенное влияние на эффективность грузоперевозок,  трудоемкость, затраты на постройку и себестоимость судна, удобство  эксплуатации, технического обслуживания и ремонтных работ, надежность  и долговечность СЭУ, безопасность труда обслуживающего персонала,  затраты энергии на собственные нужды СЭУ и другие аспекты эффективности судна.

В процессе проектирования расположения могут быть достигнуты:

– сокращение длины МКО и как следствие увеличение размеров грузовых  отсеков и увеличение провозоспособности судна;

– обеспечение удобства в процессе обслуживания, профилактики и  ремонта за счет предоставления необходимых подходов, площадок для  обслуживания и ремонта, проходов для транспортировки разбираемых и  заменяемых деталей, узлов и блоков, создания необходимых средств для подъема и транспортировки тяжелых деталей;

– обеспечение охраны труда и техники безопасности в нормальной  эксплуатации за счет необходимых защит, ограждений и изоляции, а  в аварийных ситуациях за счет создания требуемых входов, выходов  и путей эвакуации персонала;

– обеспечение надежной и долговечной работы оборудования за счет  создания требуемых подпоров и перетоков рабочих тел, повышения   эксплуатационной надежности за счет повышения эффективности труда  машинной команды и ремонтных бригад;

– снижения затрат энергии на привод насосов и потерь теплоты  нагретыми трубопроводами с большими коэффициентами использования   вследствие сокращения их длин;

– уменьшение стоимости постройки СЭУ и судна.

Расположение СЭУ в МКО транспортного судна характеризуется совокупностью параметров, каждый из которых определяет часть связей расположения с эффективностью судна. Среди этих параметров такие, как:

– габаритные размеры – длина, ширина и высота МКО;

– площади основных помещений МКО;

– расстояния между основным и вспомогательным оборудованием, взаимодействующим на режимах длительной эксплуатации судна;

– наличие проходов между элементами СЭУ, обеспечивающих доступ к оборудованию для обслуживания и ремонта;

– наличие магистральных проходов, необходимых для транспортировки разбираемых узлов и агрегатов;

–  наличие  проемов  для  выемки  разбираемого оборудования  из  МКО  и  погрузки  отремонтированного;

– наличие средств подъема и транспортировки массивных деталей и узлов;

– возможность разборки агрегатов, наличие и незанятость ремонтных габаритов;

– наличие и доступность входов и выходов из МКО;

– наличие ремонтных зон, необходимых для разборки, осмотра и дефектации разбираемых деталей, достаточность площадей для расположения разбираемых деталей, пригодных для повторного применения, на время производства ремонтных работ;

– наличие защит в местах возможного появления персонала;

– предотвращение или ограничение воздействия вредных факторов эксплуатации на персонал;

– сосредоточенность оборудования, ответственного за выполнение определенных функций в составе СЭУ в одной определенной зоне, что облегчает обнаружение и устранение отказов;

– сосредоточение в одной зоне и расстояния между оборудованием, требующим обслуживания на одних режимах эксплуатации;

– предотвращение разливов топлива и масла и попадание последних на нагретые детали;

– соответствие типовым схемам расположения, что облегчает освоение СЭУ сменными командами и командами при первоначальном освоении;

– выполнение функциональных требований относительного расположения оборудования и емкостей, наличие подпоров к насосам и др.

Эти и другие показатели расположения оказывают влияние на  отдельные составляющие эффективности судна, и тем самым на комплексный  показатель – саму эффективность.

Для транспортных судов наиболее очевидно требование максимально         возможного сокращения длины машинного отделения при соблюдении всех ограничительных требований и предоставлении достаточного пространства для обеспечения удобного обслуживания и ремонта СЭУ и составляющего его оборудования, а также общесудового оборудования, расположенного в МКО. За счет этого могут быть увеличены размеры грузовых помещений и увеличена грузовместимость, на большинстве судов определяющая провозоспособность.

Наиболее экономически оправдано расположение СЭУ в одном машинно-котельном отделении (МКО). При этом сокращается длина МКО вследствие наложения ремонтных зон различных механизмов  и отсутствия дополнительных проходов и переходов. Обычно это требование на гражданских судах может быть реализовано.

Помещения СЭУ целесообразно располагать в кормовой оконечности судна для наибольшего приближения двигателей к движителям и сокращения длины валопроводов.

Расположение оборудования в МКО должно обеспечивать выполнение следующих требований:

– обеспечение удобств при проведении обслуживания и ремонта. Это требование реализуется путем предоставления пространств для разборки оборудования (ремонтных габаритов), ремонтных площадок, грузоподъемных средств, подходов и проходов, транспортных магистралей, снижением объемов сопутствующих ремонтных работ, доступностью мест ремонта, облегчением локализации отказов и др.;

– сокращение длины связей (трубопроводов и кабельных трасс) между оборудованием. Выполнение этого требования может быть обеспечено сосредоточением оборудования каждой из энергетических систем в одном районе, применением функционального агрегатирования оборудования систем СЭУ;

– выполнение требований техники безопасности и охраны труда обслуживающего персонала. Этим проблемам посвящена специальная глава "Требований по технике безопасности к общему расположению, устройствам и оборудованию морских судов", включающая более шестидесяти статей.

– предотвращение распространения шума и вибрации механизмов и ограничение воздействия этих факторов на персонал;

– обеспечение пожаробезопасности. Эти требования реализуются группой методов – от вывода дыхательных труб топливных и масляных цистерн на открытую палубу до выделения отдельных помещений для опрессовки форсунок, запрещением прокладки водяных трубопроводов над электрооборудованием и щитами, топливных трубопроводов над нагретыми узлами и электрооборудованием и др.;

– обеспечение надежной работы оборудования при крене, дифференте, изменении осадки, качке судна;

– уменьшение массы фундаментов под механизмы МКО, достигаемое простотой их конструкции и согласованием их с основными элементами конструкции корпуса;

– расположение общего центра масс СЭУ вблизи диаметральной плоскости во избежание возникновения кренящего момента и необходимости принятия твердого балласта для его компенсации;

– расположение общего центра масс СЭУ по возможности в нижней части МКО для улучшения остойчивости судна.

Энергетические запасы должны быть приближены к главным и вспомогательным двигателям, т.е. располагаться вблизи МКО для сокращения размеров топливных трубопроводов. Запасы тяжелого топлива следует отделять от забортного пространства пустыми цистернами во избежание  переохлаждения топлива и потери текучести. Ввиду значительной массы запасов топлива и их расходования по мере выполнения рейса следует предусматривать мероприятия по удиферентовке судна при различной степени расходования запасов.

Проектирование расположений СЭУ в основном реализуется на этапах эскизного и технического проектирования судна:

– в процессе эскизного проектирования разрабатывается расположение в МКО главных двигателей, элементов системы передачи мощности от двигателя к движителю. Это необходимо для разработки конструкции судового валопровода и его дальнейшего расчета как статически неопределимой балки. В процессе реализуется задача определения длины МКО, обычно в дальнейшем не пересматриваемой;

– в начале технического проектирования выполняется расположение всего комплекта оборудования СЭУ в МКО с целью трассировки трубопроводов, их гидравлических расчетов, установки дроссельных шайб и уточнения напора насосов.

Более детально принципы расположения оборудования СЭУ в МКО рассмотрены в работе [22].

6.2. Функциональное и зональное агрегатирование

Различают основных три способа компоновки и расположения вспомогательного оборудования систем СЭУ:

– россыпью, когда каждый элемент СЭУ в том виде, в каком он поставляется на судостроительное предприятие, без дополнительной доработки, устанавливается на несущие конструкции отдельно от оборудования, с которым он будет взаимодействовать в процессе работы. В качестве несущей конструкции в зависимости от массы элемента СЭУ может быть использован индивидуальный судовой фундамент или конструкция судовых перекрытий;

– функциональное агрегатирование, под которым понимают объединение на общей несущей конструкции совокупности оборудования взаимодействующего при выполнении определенной функции. Типовой состав функционального блока: оборудование, выполняющее определенную законченную функцию, внутренние трубопроводы, арматура, контрольно измерительные приборы, элементы управления и автоматики, несущая конструкция. В качестве несущей конструкции могут выступать – судовой фундамент, легкий каркас или цистерна;

– зональное агрегатирование – объединение на несущей конструкции оборудования, расположенного в общей зоне. В качестве несущей конструкции выступают конструкции корпуса – перекрытия платформ, палуб и трюма.

Каждый из указанных способов обладает совокупностью преимуществ и недостатков по сравнению с другими. В частности расположение россыпью имеет несомненные преимущества по свободному доступу со всех сторон к каждому из элементов СЭУ, что весьма важно при проведении технического обслуживания и ремонта. В то же время увеличивается длительность постройки судна ввиду длительного монтажа и испытаний каждого из элементов СЭУ на объекте. Совместные испытания возможны только после монтажа всего взаимодействующего оборудования.

Объединение в функциональный агрегат оборудования выполняющего законченную функцию по обеспечению главных и вспомогательных двигателей определенного вида рабочим телом – топливом, маслом или водой обеспечивает сокращение длины магистральных трубопроводов, соединяет оборудование, ответственное за выполнение функции, пространственно в одной зоне, чем облегчается обнаружение и устранение отказов, способствует сокращению сроков постройки судна за счет проведения монтажа и испытаний агрегата в цехе параллельно с другими работами, облегчает монтаж и повышает его качество за счет специализации производства, наличия монтажных приспособлений, измерительных средств и квалифицированных работников, создает условия для организации агрегатного ремонта по регламенту – замены агрегатов во время стоянки в порту.

Зональное агрегатирование – это чисто технологический прием, обеспечивающий сокращение стапельного периода постройки судна за счет производства работ по сварке и насыщению блоков на пристапельном участке. Зональные агрегаты могут включать как оборудование россыпью, так и объединенное в функциональные блоки. Масса зональных блоков ограничивается возможностями грузоподъемных средств завода - строителя по перемещению и установке блоков на стапель для дальнейшей сварки с другими зональными блоками. В зонах стыков требуется освобождение пространства ок.0.5 м для перемещения сварочных автоматов при соединении блоков на стапеле. Это пространство позднее может быть заполнено оборудованием.

Анализируя преимущества и недостатки указанных трех способов компоновки оборудования мы отдаем предпочтение функциональному агрегатированию перед прочими и в дальнейшем уделяем ему основное внимание. На рис.1.17 представлена блок-схема функционального агрегатирования вспомогательного оборудования систем СЭУ в соответствии с разработкой Херсонского ЦКБ. В советский период это предприятие являлось головной организацией отрасли по агрегатированию судового оборудования и модульным методам в судостроении и все разработки по агрегатированию велись при ее участии.

Вспомогательное оборудование систем СЭУ разделено на четырнадцать функциональных агрегатов. В проекте Херсонского ЦКБ предусмотрен типоразмерный ряд функциональных блоков, включающий от одного до трех типоразмеров каждого типа.

В основном эти предложения актуальны и для настоящего времени. Исключение    составляют блоки 2 и 4 – насосов охлаждения форсунок топливом и смазки толкателей. Приведенная на рис.6.1 номенклатура блоков была предложена для двигателей фирмы MAN третьего поколения. Она подлежит периодической корректировке в соответствии с тенденциями развития принципиальных схем систем и совершенствованием конструкции узлов ДВС. Начиная с пятой модификации не применяется охлаждение форсунок топливом в специальном контуре – достаточно охлаждения головки цилиндра водой и расхода впрыскиваемого топлива. С 2000г не для всех типоразмеров двигателей применяется смазка распределительного вала по циркуляционной схеме, ее заменяют на консистентную смазку. Со временем на такой вариант будут переведены все двигатели. Кроме того, для интеллектуальных двигателей МЕ этой же фирмы, предложенных в 2001г, механический привод выхлопных клапанов заменен на гидравлический.

На рис.6.2 представлены проекции на основные координатные плоскости  функционального блока охлаждения двигателей пресной водой. Разработанные типовые агрегаты вспомогательного оборудования систем СЭУ включают конструкции трех типов: агрегаты на фундаментной раме (см. рис.3.6) агрегаты, смонтированные на цистерне, и оборудование, смонтированное на легком каркасе. На рис.6.3 представлен агрегат смазки газотурбонагнетателя.

Как видно из рис.6.3, комплектующее оборудование агрегата смазки ГТН смонтировано на масляной цистерне, куда стекает масло после охлаждения и смазки подшипников ГТН. Отсюда масло забирается насосами, прокачивается через фильтр, маслоохладитель и направляется в напорную цистерну.

6.3. Типовые расположения оборудования СЭУ в МКО транспортных судов

Проектирование расположений СЭУ требует значительного практического опыта в решении подобных задач, так как критерии эффективности расположений не разработаны, а связь отдельных технических решений с эффективностью не очевидна. Поэтому для проектирования расположений нужно иметь хорошее начальное приближение. Прямое ориентирование на прототип нецелесообразно, так как неизвестно насколько опытны  были его разработчики. Нужно ориентироваться на примеры расположений, разработанные гарантированно опытным разработчиком и исследованные компетентной организацией.

Такими хорошими первыми приближениями для проектирования расположений в МКО для морских транспортных судов являются так называемые «типовые расположения» для ряда типов судов предложенные и исследованные ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова и претворенные в жизнь на ряде проектов судов ЦКБ «Балтсудопроект» и Херсонского ЦКБ.

На рис. 6.4, 6.5, 6.6 приведены отдельные проекции на главные плоскости расположения в МКО танкера пр. 1596 типа «Командарм Федько», выполненные в соответствии с указанными рекомендациями.

В междудонном пространстве расположены цистерны:

– по центру – сточно-циркуляционная масляная цистерна ГД, разделенная на две полвины продольной переборкой;

– в корму – цистерна сбора протечек топлива и масла, переливная цистерна топлива;

– в нос – помещение лага и эхолота, коридор трубопроводов;

– по левому борту – цистерна отработавшего масла ГД, цистерна льяльных вод, отстойная цистерна нефтепродуктов, донный кингстонный ящик;

– по правому борту – цистерна слива отстоя из расходных и отстойных цистерн топлива, цистерна сточных вод, цистерна слива пресной воды из главного и вспомогательных двигателей, ледовый ящик, цистерна сбора протечек нефтепродуктов;

В трюме расположены:

– по центру – главный двигатель МОД ДКРН;

– в корму от главного двигателя:

– зональный блок валопровода – вал гребной, вал промежуточный, опорные подшипники, ЗИП валопровода – гребной вал с концевой гайкой;

– блок смазки уплотнения типа Симплекс: электронасос масляный, холодильник масла, цистерна напорная уплотнения Симплекс, цистерна сточная  уплотнения Симплекс, цистерна напорная смазки дейдвудных подшипников;

– по левому борту:

– зональный блок механизмов судовых систем – блок приема и перекачки топлива: электронасос перекачки тяжелого топлива, электронасос перекачки легкого топлива, электронасос перекачки протечек топлива, электронасос подкачивающий расходной цистерны ВПГ, ручной насос оживления СЭУ;

– блок сепарации топлива – сепаратор тяжелого топлива автоматизированный, подогреватель сепаратора, сепаратор дизельного топлива, цистерна отходов сепарации, электронасос шлама, цистерна горячей воды, цистерна холодной воды;

– блок сепарации масла – сепаратор масла, подогреватель сепаратора, цистерна сбора протечек масла от сальников штоков главного двигателя;

– блок судовых систем – секция балластно-осушительной системы, секция охлаждающих насосов, секция пожарных насосов;

– по правому борту – зональный блок обслуживания главного двигателя:

– функциональный блок охлаждения забортной водой – насос охлаждения ГД забортной водой, насос стояночный охлаждения ДГ, насос охлаждения опреснительной установки, насос охлаждения холодильных машин, фильтр забортной воды;

– функциональный блок насосов и охладителей пресной воды – насос пресной воды ходовой, насос пресной воды стояночный, холодильник пресной воды, подогреватель пресной воды;

– функциональный блок маслоохладителей – холодильник масла, фильтр магнитный;

– функциональный блок циркуляционных масляных насосов – насос циркуляционной смазки ГД, блок фильтров масла автоматизированный, сточная цистерна продувания фильтров;

– функциональный блок смазки распредвала – электронасос масла, фильтр масла, цистерна циркуляционная;

– функциональный блок подготовки и подкачки топлива к ГД – электронасос топливный, подогреватель топлива, фильтр;

– функциональный блок трубы возврата топлива – труба возврата со змеевиком подогрева топлива, блок замера расхода топлива;

– В нос от ГД: зональный блок грузового насосного отделения.

На третьей – нижней платформе расположены:

– в корму от ГД:

– зональный блок электростанции – три дизель-генератора, баллон пускового воздуха ДГ, станция управления системами дизель-генераторов, бак масляный циркуляционный, бак для замера расхода топлива;

– по левому борту:

– цистерны запаса топлива ДГ, цистерна отстойная тяжелого топлива, блок водоподготовки;

– по правому борту:

– цистерны запаса тяжелого топлива, цистерны расходные тяжелого топлива, функциональный блок опреснительной установки;

– функциональный блок смазки ГТН – электронасос масляный, холодильник турбинного масла, сточно-циркуляционная цистерна турбинного масла, деаэратор, фильтры масла;

– зональный блок установки сжатого воздуха – электрокомпрессор пускового воздуха, электрокомпрессор подкачивающий, электрокомпрессор хозяйственных нужд, цистерна компрессорного масла.

На второй платформе расположены:

– в корму от ГД – сепаратор пара ВКУ;

– по левому борту – цистерны;

– в нос от ГД – зональный блок ЦПУ;

– по правому борту – цистерны разные, баллон пускового воздуха

ГД, баллон хозяйственных нужд.

На первой (верхней) платформе расположены:

– в корму от ГД – зональный блок ВКУ:

– два вспомогательных котлоагрегата, расходная цистерна котельного топлива, блок вспомогательных механизмов ВКУ – электронасос форсуночный, фильтр топливный, электронасос циркуляционный, электронасос питательный вспомогательных котлов, электронасос питательный утилизационного котла, теплый ящик;

– по левому и правому борту – цистерны и служебные помещения;

– в нос от ГД – служебные помещения.

На верхней палубе расположены:

– по левому борту – блок напорных цистерн ГД и ДГ – блок цистерн водоподготовки ГД и ДГ, расширительная цистерна ГД и ДГ, напорная цистерны смазки ГТН, расходная цистерна цилиндрового масла.

В шахте МКО расположены – котел утилизационный, цистерна кислотной очистки котлов, цистерна мокрого хранения котлов.

В корму от шахты МКО – блок вентиляции – электровентиляторы МКО вытяжной и вдувной.

При проектировании расположения в МКО танкера пр. 1596 использован не только функциональный принцип, но и зональное агрегатирование: в трюме по правому борту от главного двигателя расположен зональный агрегат обслуживания двигателя на ходу, а по левому борту – зональный блок периодически включаемых механизмов СЭУ и блок общесудовых охлаждающих насосов, в корму от ГД – зональный блок валопровода. Аналогично на платформах. Сверху устанавливается зональный блок фальштрубы.

Дальнейшим развитием агрегатно-модульного метода является применение крупно-блочного монтажа энергетической установки. По этому принципу построен нефтерудовоз пр.1593. Головной нефтерудовоз "Борис Бутома" построен на заводе "Океан". Судно дедвейтом 100 тыс.т представляет собой однопалубное одновинтовое судно без бака с юта и жилой надстройкой, расположенными в корме.

Главный двигатель МОД типа 9ДКРН 84/180-3 длительной эксплуатационной мощностью 15515 кВт при 110 об/мин обеспечивает судну скорость при расчетной осадке 14,5 м около 15,2 уз.

Судовая электростанция состоит из трех дизель-генераторов ДГР 500/500 мощностью по 500 кВт при 500 об/мин и одногоутилизационного  турбогенератора УТГ 800 мощностью 800 кВт. Потребности судна в паре удовлетворяются: автоматизированным вспомогательным котлом КВ1 производительностью 35 т/ч при давлении 24 бара, автоматизированным котлоагрегатом КАВ 6,3/7, генерирующим 6,3 т/ч при   давлении 7 бар, а также утилизационным котлом КУП-1100     паропроизводительностью 9,2 т/ч при давлении 7 бар.

Расположение оборудования в МКО представлено на рис.6.7.

 Все оборудование энергетических и ряда судовых систем объединено в три зональных и пятнадцать функциональных блоков, в том числе: А - зональный агрегат валопровода и расположенных над ним дизель-генераторов; Б - зональный агрегат грузового насосного отделения; В - зональный агрегат дымовой трубы и шахты МКО; 1 - функциональный агрегат вспомогательного оборудования главного двигателя; 2 - функциональный агрегат вспомогательного оборудования турбогенератора; 3 - функциональный агрегат насосов циркуляционной смазки главного двигателя; 4 - функциональный агрегат смазки уплотнений дейдвудной трубы типа Симплекс; 5 - функциональный агрегат насосов забортной воды; 6 - функциональный агрегат сепарации топлива и масла;  7 - функциональный агрегат оборудования судовых систем; 8 - функциональный агрегат системы сжатого воздуха; 9 - функциональный агрегат обслуживания дизель-генераторов; 10 - функциональный агрегат водоподготовки; 11 - функциональный агрегат циркуляционных насосов утилизационного котла; 12 - функциональный агрегат конденсатно-питательной системы вспомогательных и утилизационных котлов; 13 - функциональный агрегат топливной системы котлов; 14 - функциональный агрегат системы инертных газов. На второй платформе по правому борту от главного двигателя расположен центральный пост управления.

Отличие представленной компоновки от рассмотренных ранее состоит в применении при постройке судна предварительно насыщенных объемных зональных агрегатов, включающих несколько уровней - двойное дно, платформы и палубы и установленное на них оборудование. Функциональные блоки обслуживания главных двигателей и сепарации топлива и масла включают оборудование нескольких систем и этим отличаются от типовых компоновок танкера 1596.

Логическим продолжением рассмотренного направления укрупнения зональных агрегатов и одновременно предельным случаем явится формирование в виде одного зонального и одновременно функционального агрегата всего машинного отделения и его последующее использование на ряде проектов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51296. Проектирование многопоточных планетарных механизмов 418 KB
  Для типовых механизмов первая задача сводится к выбору схемы из набора типовых схем. При этом руководствуются рекомендуемым для схемы диапазоном передаточных отношений и примерными оценками ее КПД
51298. Функциональные схемы автоматизации 1.63 MB
  Условные обозначения Все местные измерительные и преобразовательные приборы установленные на технологическом объекте изображаются на функциональных схемах автоматизации в виде окружностей см. Если приборы размещаются на щитах и пультах в центральных или местных операторных помещениях то внутри окружности проводится горизонтальная разделительная линия см. Внутрь окружности вписываются: в верхнюю часть обозначения контролируемых сигнализируемых или регулируемых параметров обозначение функций и функциональных признаков приборов и...
51299. Использование Microsoft Office Visio в создании схем алгоритмов 247 KB
  MS Visio предлагает пользователям расширенный инструментарий для построения технических схем и бизнес - диаграмм любой сложности, позволяющий наглядно представлять имеющиеся решения, данные и системы, а также создавать проекты новых систем. MS Visio предоставляет возможность строить блок-схемы для визуального представления текущих процессов в организации, а также организационную структуру, сведения о сотрудниках и выполняемых проектах, планировку помещений и т.д.
51303. Описание деятельности по менеджменту качества и схема взаимодействия процессов СМК 60 KB
  Описание деятельности по менеджменту качества и схема взаимодействия процессов СМК В 2001 г. Для внедрения разработанной СМК перед ее сертификацией в течение двух месяцев были проведены внутренние проверки всех подразделений. Каждая проверка при проведении заключительного совещания превращалась в подведение итогов работы подразделения в действующей СМК. Последовательность и взаимодействие процессов СМК определено в бизнес модели компании а также дополнены соответствующими разделами в положениях подразделений и документации СМК.
51304. Компараторы 57.5 KB
  Требуется спроектировать двухразрядный компаратор на языке VHDL составить таблицу истинности спроектированного устройства показать логическую и техническую схемы и привести временную диаграмму с полученными результатами. Спроектировать двухразрядный компаратор имеющий два входа для чисел и один выход для результата сравнения. Цифровые компараторы выполняют сравнение двух чисел заданных в двоичном коде.