96027

Изучение и формирование социально-психологического статуса подростка в коллективе

Дипломная

Психология и эзотерика

Исследование различий в социальном статусе у подростков с различным уровнем интеллекта. Предмет исследования социально-психологический статус у подростков с разным уровнем интеллекта. Гипотеза исследования: Уровень интеллекта у подростков с различным статусом различается; С помощью направленной социально-психологической работы возможно влиять на статус...

Русский

2015-10-02

458 KB

3 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОУ СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Факультет психологии

Кафедра общей и прикладной психологии

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

"Изучение и формирование социально-психологического статуса подростка в коллективе"

Выполнила:

студентка 5 курса очного отделения

Гринчук К.А.

                          .

Научный руководитель:

Бурзунова Е.А.

                         .

Иркутск 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3

ГЛАВА I Теоретические подходы к изучению проблемы социально-психологического статуса в подростковом коллективе…………………………...5

1.1 Социально-психологический статус и его виды……………………….5

1.2 Понятие интеллект и подходы к его изучению……………………10

1.3 Психологические особенности подростков…………..…………….…..16

1.4 Выводы……………………………………………………….…………...23

ГЛАВА II Исследование различий в социальном статусе у подростков с различным уровнем интеллекта…………………………………………….……..26

2.1 Организация и методы исследования…………………………………..26

2.2 Анализ результатов исследования………………………………...……29

2.3 Выводы………………………………………………….………….……..

ГЛАВА III Программа оптимизации социально-психологического статуса подростков в коллективе…

3.1 Краткое описание программы…………

3.2 Анализ эффективности программы…….

3.3 Выводы……………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………...…..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……………………..…..

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность темы исследования - заключается в том, что социально-психологический опыт, полученный  в подростковом периоде, является важным фактором развития дальнейших социальных отношений. Человек формирует свое место в мире через свой выбор: вещей, морали, поведения. В связи с этим нами была выбрана данная тема. Выбранная тема исследования изучается для того, чтобы повысить эффективность обучения и улучшить социально-психологическую обстановку в коллективе.

 Объект исследования – социально-психологический статус.

 Предмет исследования – социально-психологический статус у подростков с разным уровнем интеллекта.

 Гипотеза исследования: 

  1.  Уровень интеллекта у подростков с различным статусом различается;
  2.  С помощью направленной социально-психологической работы возможно влиять на статус подростка в коллективе.

 Цель исследования – изучение и формирование социально-психологического статуса у подростка в коллективе. 

Задачи исследования:

  1.  На основе теоретического анализа источников обосновать положение о существовании различий в социально-психологическом статусе у  подростков.
  2.  Изучить социально-психологический статус подростка в коллективе сверстников.
  3.  Выявить различия в социально-психологическом статусе у подростков с разным уровнем интеллекта.
  4.  Разработать и апробировать программу оптимизации социально-психологического статуса у подростка в коллективе.

База и методы исследования - исследование проводилось на базе школы № 21 г. Иркутска в феврале 2015 года. В исследовании участвовало 22 человека. Средний возраст испытуемых - 12 лет, 55 % мальчиков и 45 % девочек. Для изучения уровня интеллекта использовались прогрессивные матрицы Ровена, для изучения социального статуса использовалась социометрия. Для оценки достоверности использовался t–критерий Стьюдента.

Методологическая основа исследования – в нашем научном исследовании мы руководствовались теоретическими подходами, которые описаны в трудах таких авторов как И.С. Кон, В.Г. Крысько, Н.Ф. Талызина.

Практическая значимость работы – практическая значимость дипломной работы состоит в том, что данные, полученные в ходе анализа, существующих методов и форм могут быть использованы в учреждениях среднего школьного образования в группе риска подростков в социально-психологически неблагополучных коллективах.

Структура и объем курсовой работы - курсовая работа включает в себя титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, приложение и список использованных источников.

ГЛАВА I Теоретические подходы к изучению проблемы социально-психологического статуса в подростковом коллективе

1.1 Социально-психологический статус и его виды

Для того чтобы лучше разобраться в исследования необходимо пояснить понятие социально-психологический статус.

Социально-психологический статус - это положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социально-психологический статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Социально-психологические статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Статус (от латинского status - положение, состояние) - положение гражданина. Социально-психологический статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социально-психологический статус обладает определенным престижем.[19]

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровнородственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они  трудноопределимы, но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента нет.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным.

Различают:

  1.  Прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении такой как пол, раса, национальность. В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: например, статус члена королевской семьи - с момента рождения и до тех пор, пока существует монархия в данном государстве;
  2.  Приобретенный или достигаемый статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост);
  3.  Предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться;
  4.  Естественный - статус личности, предполагающий существенные и относительно устойчивые характеристики человека (детство, юность, зрелость, старость). Как мы можем заметить, прирожденный и естественный статусы схожи. Однако  прирожденный статус изменяется крайне редко, а статус естественный меняется чаще. Так, национальность человека в течении жизни изменится вряд ли, но он может повзрослеть, стать из ребенка юношей, а из юноши - зрелым человеком;
  5.  Профессионально-должностной - это базисный статус личности, чаще всего для взрослого человека, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат).

На основе данной классификации можно сказать, что все социальные статусы можно подразделить на три основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий; те, которые получены по рождению; и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Итак, человек имеет основные, определяющие его жизнедеятельность, и неосновные, влияющие на детали поведения, статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом стоит особая социальная группа, либо социальная категория. Верующие, консерваторы, инженеры как основные статусы образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы то есть неосновные статусы образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, обычно, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества - интергрупповая, и между индивидами в рамках одной группы - интрагрупповая. И место человека в них выражают также термином ранг.

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

  1.  Когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  2.  Когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно через носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Так, к примеру, бедные презирают богатых, а богатые в свою очередь с пренебрежением относятся к бедным.

Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения – то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем.

Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль —  это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус, ожидаемая модель поведения соответствующая определенному социальному статусу и не зависящая от личности.[22]

Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего согласно "правилам игры" ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось "как надо". Для этого существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая ей система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Социальные роли попытался систематизировать Т. Парсонс, американский социолог-теоретик. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

  1.  Эмоциональность. Например: роли врача или полицейского требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств - речь идет о болезни, страдании, смерти. От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств;
  2.  Способ получения. Все роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, подростка или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности;
  3.  Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью (или отцом) устанавливаются отношения более широкого плана: каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша;
  4.  Формализация. Многие роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека;
  5.  Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами: так, ожидается, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль, а человек менее деловой и более совестливый трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.[21]

Итак, значение социальных статусов выражается в том, что они определяют содержание и характер социальных отношений; выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений.

1.2 Понятие интеллект и подходы к его изучению

Рассмотрим понятие интеллекта в целом и интеллекта у подростков.

Интеллект (от латинского intellectus — разум, рассудок) — это разум, рассудок. Способности разума: учиться из опыта, приспосабливаться к новым условиям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: восприятие, ощущение, память, представление, мышление, воображение.[6]

Интеллект — это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей таких, как способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость, находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека, относят:

  1.  Объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике;
  2.  Многоуровневую иерархию системного отбора ценной информации;
  3.  Сознание;
  4.  Память.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Но одним из самых важных качеств является предвидение возможных последствий предпринимаемых действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него боязни нового и непривычного.[26]

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность.

Существуют довольно таки различные взгляды на интеллект. Согласно американскому социологу и психологу Л. Готтфредсон интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.[12]

Российский социолог Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как способность системы создавать в ходе самообучения программы для решения задач определенного класса сложности, и решать эти задачи.

В начале 20-го века Ч. Спирман, английский психолог, показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввёл «фактор G» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор G» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры G. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). В 1912 году немецкий психолог и философ В. Штерн предложил понятие коэффициента интеллекта, определив его как отношение "умственного" к "хронологическому" возрасту, умноженное на 100. В дальнейшем IQ стал выражаться в единицах стандартного отклонения, что показывает, в каком отношении находится результат испытуемого к средней величине распределения результатов для его возраста.[4]

Психолог Дж. Флинн первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (эффект Флинна). Однако проведенные после 2000 года исследования показали спад эффекта Флинна — рост IQ замедляется, прекращается или даже сменяется спадом. Так, проведенное в Норвегии в 2004 году исследование данных об IQ показало, что после середины 1990-х годов рост остановился и сменился небольшим спадом.[12]

По мнению французского психолога А. Бине, человек обладающий интеллектом - это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни.

Эту точку зрения разделял и Д. Векслер - ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть, короче говоря, успешно меряться силами с окружающим миром. Сегодня большинство психологов согласно именно с этим определением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.

Существует 10 видов интеллектов, которыми обладает индивид. Их можно разделить на две группы: творческо-эмоциональные интеллекты, такие как творческий, личностный или социально-психологический; и традиционные интеллекты, например математический. И если первая группа - это интеллекты, связанные с физическими способностями, то вторая группа включает в себя интеллекты, входящие в коэффициент умственного развития.[14]

Из всего вышесказанного видно, что интеллектуальная сфера - это область психики, характеризующаяся видами мышления, стилем мышления, качествами ума, познавательными процессами, мыслительными операциями, познавательными умениями, умениями учиться, внепредметными и предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний. Интеллект характеризуется со стороны его функций и развивается всю жизнь.

Каждый возрастной период связан со степенью созревания высших психических функций и накоплением опыта в типичных для каждого возраста видах деятельности. Но именно в подростковом возрасте особенно важно интеллектуальное развитие.  По данным психологов, в интеллектуальной сфере подростков отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится избирательным, зависящим от направленности интересов.  Подростки часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Психологи отмечают, что именно несобранность внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей - одна из главных причин плохой успеваемости.

Развитие интеллекта подростков тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества - преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.

Особенности развития интеллектуальной сферы школьников характеризуются тем, что психические процессы у них развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким и острым, но мало дифференцированным. Дети младшего подросткового возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, выделять главное, существенное в воспринятом. Однако постепенно восприятие становится управляемым, оно освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было неразрывно связано, увеличивается место организованного наблюдения. Характерной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Внимание неустойчиво, что объясняется слабостью тормозных процессов.

Память развивается в направлении усиления произвольности, сознательного управления ею и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти.

В подростковый период происходит переход от наглядно-образного, конкретного к понятийному, научно-теоретическому мышлению. Воображение очень живое, яркое, с характерными чертами необузданной фантазии. Но постепенно развивается и совершенствуется воссоздающее воображение, оно становится более реалистичным, управляемым. Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы.

Важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память мышление, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. При этом мышление приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, то есть способность строить умозаключения на основе выдвинутых гипотез. Подросток становится способным к умственным экспериментам, мысленному решению задач. Предметом мышления становится не только решение внешне заданных задач, но и сам процесс своего мышления, то есть мышление приобретает рефлексивный характер.[16]

К концу подросткового возраста формируется способность абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания независимо от их содержания, по их логическому типу.

1.3 Психологические особенности подростков

Подростковый возраст - это остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Американский психолог С. Холл назвал подростковый период периодом «бури и натиска», так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты.[19]

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.[5]

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о идеальном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия, удовлетворяют потребность в самопонимании.  Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, способностей, но иногда друзья подбираются по контрасту, в дополнение своим недостающим чертам. Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в преданном друге, с другой – частая смена друзей.
У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, рассматривается как механизм психологической защиты и называется социальной мимикрией. Это могут быть: дворовая компания, класс, друзья по секции или какая-либо совокупность групп. Такая группа является большим авторитетом в глазах подростка, нежели сами родители или другие взрослые, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично, именно в ней будет пытаться утвердиться. [23]

Следовательно, можно говорить о том, что первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой некой "нормы" - чтобы него было "как у всех", "как у других". Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие норм. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Для взаимоотношений характерно особое внимание к общению с представителями противоположного пола, наличие или отсутствие неформального общения с учителями и другими взрослыми. Общение со взрослыми является основной коммуникативной потребностью и основным фактором нравственного развития. Общение со сверстниками, несомненно, и здесь играет свою роль в развитии личности, однако чувство собственной значимости, уникальности и самоценности может возникнуть у подростка только тогда, когда он чувствует уважение к себе человека, обладающего более развитым сознанием и большим жизненным опытом. Родители и учителя выступают, следовательно, не только как передатчики знаний, но и как носители нравственного опыта человечества, который может быть передан только в непосредственном и даже в неформальном общении.  

Главная ценность отметки для учеников-подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако их интересы неустойчивы.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Возникает  желание, чтобы все представители старшего поколения относились к нему, как к равному. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Подобная самостоятельность - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик, появляются новые выражения. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Подросток, считая себя уникальной личностью, стремится ничем не отличаться от сверстников. Отсутствие какой-либо незначительной вещи может переживаться как трагедия.

До сих пор нет четкого представления о критериях, на основании которых ребенка можно отнести к уже или еще подростковому возрасту.

Решение этой проблемы, как и проблемы возрастной периодизации развития каждый раз зависит от теоретических позиций конкретного исследователя, которые, при презентации локальных исследований по проблемам подросткового возраста, в основном трудно определимы. Авторы, при описании научных исследований, посвященных проблемам подросткового возраста, как правило, не обозначают ни теории, на основании которой проводилось исследование, ни критериев, на основании которых выявленный научный факт относиться именно к подростковому периоду, указывая только на хронологической возраст респондентов. Однако даже хронологическое границы подросткового периода в настоящее время не имеют четкого обозначения. Американский психолог Ф. Райс указывает на факт постоянного удлинения этого периода, обозначая приблизительные хронологические границы от 13 до 19 лет. На удлинение данного периода онтогенетического развития указывают и другие авторы, например, отечественные психологи Д. Б. Эльконин и И.В. Дубровина.[25]

Для западной психологии при решении различного рода научных задач в области психологии подростка, таких как определение границ подросткового возраста, описании особенностей подростка, характерен эклектический, трактуемый как междисциплинарный подход, при котором наряду с психологическими критериями выделения подросткового периода, психологами используются медицинские, социальные, педагогические, биологические, юридические и другие показатели.

Верхнюю границу подросткового периода определяют через понятие «зрелость». Зрелость в данном случае определяется как период жизни, когда человек полностью развит в физическим, эмоциональном, социальном, интеллектуальном и духовном отношениях, оговаривая при этом тот факт, что по данным показателям, можно зафиксировать несоразмерность развития личности, при которой по одним показателям она уже достигла состояние зрелости, а по другим еще нет. Например, физически развитой человек может отставать в эмоциональном плане, а интеллектуал, может не достигнуть полной духовной и моральной зрелости.

В отечественной психологии схожей точки зрения на определение зрелости, придерживается А.А. Бодалев, выделяя три ипостаси зрелости человека, отмечая при этом, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образования, в которых человек выступает как индивид, как личность и как субъект деятельности. К ипостасям зрелости он относит:

  1.  Физическую зрелость;
  2.  Психическую зрелость, находящую выражение в сформированности его ума, чувств, воли;
  3.  Личностную зрелость, которая зависима от интеллекта и воли и, главным образом, проявляется в отношениях;
  4.  Зрелость человека как субъекта деятельности или индивидуальная зрелость.[7]

Основной задачей определения границы зрелости, по мнению данного автора, является выявление тех характеристик, которые должны быть у человека для осуществления успешной деятельности, формирование у которых происходит на предыдущих возрастных ступенях развития, которые по существу являются результатом воздействий макро социумов и микро социумов и природных условий.

Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка. Таким образом, изучение подросткового периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между психологами.

1.4 Выводы

1 Социально-психологический статус - это положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социально-психологический статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем.

Значение социально-психологических статусов выражается в том, что они определяют содержание и характер социальных отношений; выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений.

2 Интеллект — это разум, рассудок. Способности разума: учиться из опыта, приспосабливаться к новым условиям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно.

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта.

Развитие интеллекта подростков тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

3 Подростковый возраст - это остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, но с другой стороны имеется и множество положительных факторов.

Новообразования подросткового возраста – чувство взрослости, изменение внешнего облика, любознательность, интенсивное развитие внутренней жизни отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке.

Психологическими особенностями подростка являются эмоциональная неустойчивость, желание быть независимым и отличиться любой ценой, высокая эгоистичность, жажда «нормы», увеличение значимости самооценки и мнения сверстников.

Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

ГЛАВА II: Исследование различий в социальном статусе у подростков с различным уровнем интеллекта

2.1 Организация и методы исследования

Изучались социально-психологический статус и уровень интеллекта у подростков.

Исследование проводилось в феврале 2015 года в общеобразовательной школе № 21 города Иркутска. Для проведения исследования была выбрана группа шестого класса из 22 подростков 12-13 лет - 12 мальчиков и 10 девочек. Необходимо было выявить уровень интеллекта и положение в группе каждого испытуемого.

В первую очередь был выявлен социально-психологический статус испытуемых. Для его выявления был задействован метод социометрии - теории измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социально-психологический психолог Д. Морено. Также социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах. Социометрия является прикладным методом, как в психологии, так и в социологии.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий и антипатий между членами группы. С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и ее сплоченность.

Социометрическая техника исследования малой группы построена на том, что исследуемые лица выбирают партнеров для совместной работы, совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте и так далее. По числу полученных от других членов группы выборов и их интенсивности можно судить о популярности, авторитете, положении человека в коллективе.

Интерпретация методики социометрии не имеет критериев ответа, так как в качестве ответа подразумевается указание личности. Испытуемые, получившие большее количество выборов, считаются социально успешными и занимающими высокое положение в группе, так называемыми "звездами".

За ними идут "предпочитаемые" - члены группы, получившие большое или больше среднего количество выборов, и "принятые" - те, кто получил среднее количество выборов в группе. «Предпочитаемые» и «принятые» представляют средние социальные ступени.

Испытуемые, получившие наименьшее количество выборов - "отверженные" - не принятые коллективом. Они имеют низкий социальный статус.

Ход опроса выглядел следующим образом: испытуемым были выданы бланки ответов и зачитана инструкция по выполнению. Потом испытуемым были заданы три вопроса:

  1.  "С кем бы вы хотели сидеть за одной партой?";
  2.  "С кем бы вы хотели пойти в поход?";
  3.  "С кем бы вы хотели готовиться к контрольной работе?".

Время ответа на каждый вопрос было неограниченно. После того как все испытуемые подтвердили выполнение задания, листы с ответами были собраны.

Затем был выявлен уровень интеллекта. Для выявления уровня интеллекта была выбрана методика прогрессивных матриц Ровена. Данный тест, предназначен для дифференцировки испытуемых по уровню их интеллектуального развития. Авторы теста английский психолог Дж. Равен и английский биолог Л. Пенроуз. Предложен в 1936 году.

Более высокие показатели по этому тесту показывают те, кто:

1. Быстрее;

2. Точнее определяет логические закономерности в построении упорядоченного ряда состоящего из графических объектов, имеющих ограниченное количество признаков.

На решение задач теста вводится временное ограничение — подсчитывается количество правильно решённых за 20 минут задач. Возможен вариант, когда время на решение всех 60 задач не ограничено. В этом случае результат корректируется по специальной таблице. Задачи теста упорядочены по признаку возрастания трудности их решения.

В данном исследовании применялся сокращенный вариант теста  из десяти таблиц.

Для интерпретации данных по тесту «Прогрессивные матрицы Ровена» анкеты участников проверяются в соответствии с ключом ответов. За каждый верный ответ дается один балл, максимальное количество баллов - 10 (100%), минимальное - 0 (0%).

При интерпретации результата теста «Прогрессивные матрицы Ровена» выделяют следующие пять уровней развития интеллекта:

  1.  1-й уровень (результат более 95 %) — особо высокий интеллект;
  2.  2-й уровень (результат 75-94 %) — интеллект выше среднего;
  3.  3-й уровень (результат 25-74 %) — средний интеллект;
  4.  4-й уровень (результат 5-24 %) — интеллект ниже среднего;
  5.  5-й уровень (результат ниже 5 %) — дефект интеллекта.

Каждому испытуемому были предложены карточки с заданием и бланк ответов. Были объяснены правила выполнения задания и заполнения бланка ответов: "Вам даны десять листов с заданиями и бланк ответов. Необходимо в каждом задании выбрать один верный, подходящий по логике рисунка, ответ и занести его в бланк под соответствующим номером. Время выполнения задания - двадцать минут.". Затем в течении двадцати минут испытуемые под наблюдением организаторов самостоятельно решали задачи. По истечении указанного времени тесты и бланки с ответами были собраны. За данное время все участники исследования дали ответы на все задания.

Для оценки достоверности использовался t-критерий Стьюдента. Данный критерий был разработан Уильямом Сили Госсетом, который первым опубликовал работы, посвящённые распределению, под псевдонимом «Стьюдент». t-критерий Стьюдента — общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на распределении Стьюдента.

  1.  Анализ результатов исследования

Рис. 1 Распределение испытуемых по социальному статусу в группе (в %).

 На рисунке 1 представлено распределение испытуемых по социальному статусу в группе. Видно, что социально-психологический статус в группах различается.

 Рассмотрим группу «звезды». В данную группу входит 1 испытуемый (4%). Следовательно, данному подростку в группе испытывают большее уважение, к мнению прислушиваются в первую очередь.

 К группе «предпочитаемые» относятся 5 испытуемых (23%). Следовательно, подростки из этой группы имеют высокое положение, лидируют в большинстве случаев.

 Наибольшее количество подростков относится к группе «принятые» - 14 испытуемых (64%). Следовательно, испытуемые данной группы составляют основную массу коллектива, придерживаются и влияют на поведение в группе.

 Рассматривая группу «отверженные» отмечаем, что в нее входит 2 подростка (9%). Следовательно, испытуемые входящие в группу «отверженные» наименее принимаемы в коллективе. Они не поддерживают активного общения в коллективе и стараются не соблюдать общих норм.

Рис. 2 Распределение испытуемых по уровню интеллекта (в %).

На данном рисунке представлено распределение испытуемых по уровню интеллекта. Мы можем видеть, что уровень интеллекта в группах различается.

Рассмотрим особо высокий уровень интеллекта. Среди испытуемых отсутствуют представители данной группы. Следовательно, среди испытуемых отсутствуют подростки с исключительными возможностями интеллекта.

Перейдем к рассмотрению интеллекта выше среднего. Численность в данной группе составило 3 испытуемых (14%). Следовательно, в этой группе наблюдаются повышенные способности интеллекта.

К группе со средним уровнем интеллекта относится 12 подростков (54%). Следовательно, данная группа имеет среднестатистические способности к обучению.

Перейдем к анализу группы с интеллектом ниже среднего. К этой группе относятся 5 испытуемых (23%). Следовательно, заниженный уровень интеллектуальной деятельности будет свойственен именно этой группе.

Дефект интеллекта был выявлен у 2 испытуемых (9%). Следовательно, группа подростков с дефектом интеллекта имеет низкие способности к усвоению материала.

На основе данных распределений мы можем сложить общий график исследования.

Рис. 3 Распределение подростков с различными социальными статусами по уровню интеллекта (в %).

На рисунке 3 нам представлено распределение подростков с различными социальными статусами по уровню интеллекта. На графике видно, что уровень интеллекта в группах различается.

Рассмотрим социально-психологический статус «звезды». В данном статусе присутствует лишь высокий уровень интеллекта (100%). Следовательно, можно говорить о том, что у подростков имеющих социально-психологический статус «звезды» наиболее развитой интеллект.

Перейдем к рассмотрению социального статуса «предпочитаемые». Наибольшее количество подростков данного статуса относится к среднему уровню интеллекта (60%). Также к этому статусу относится высокий уровень интеллекта (40%). Следовательно, испытуемым из группы «предпочитаемые» наиболее присущ средний уровень интеллекта и среднестатистические способности.

В социальном статусе «принятые» больше всего подростков со средним уровнем интеллекта (64%), затем идет низкий уровень интеллекта (36%). Следовательно, средний уровень интеллекта имеет группа со статусом «принятые».

Рассматривая социально-психологический статус «отверженные» отмечаем, что здесь присутствует дефект интеллекта (100%). Следовательно, подростки со статусом «отверженные» имеют дефект интеллекта и затруднения в обучении.

Делая вывод, можем сказать, что у подростков с высоким социальным статусом наблюдается высокий уровень развития интеллекта, а у подростков с низким социальным статусом низкий уровень интеллекта соответственно. Подростки, занимающие средние социальные ступени, имеют средний интеллект.

2.3 Вывод

 

1 При изучении социально-психологического статуса подростка в коллективе нами было выявлено, что в группе преобладают испытуемые, имеющие средний социальный статус – «предпочитаемые» и «принятые». Менее всего представлены испытуемые с высоким социальным статусом – «звёзды». Так же присутствуют испытуемые с низким социальным статусом – «отверженные».

2 При изучении уровня интеллекта у подростка в коллективе нами было выявлено, что в группе присутствуют испытуемые с высоким, средним, низким и дефектным интеллектом. Более всего представлены испытуемые со средним и низким уровнями интеллекта. За ними по численности следуют испытуемые с высоким уровнем интеллекта. Меньше всего испытуемых с дефектом интеллекта.

3 Делая вывод, можем сказать, что у подростков с высоким социальным статусом наблюдается высокий уровень развития интеллекта, а у подростков с низким социальным статусом низкий уровень интеллекта соответственно. Подростки, занимающие средние социальные ступени, имеют средний интеллект.

ГЛАВА III Программа оптимизации социально-психологического статуса подростков в коллективе

3.1 Краткое описание программы

Цель исследования – оптимизировать социально-психологический статус у подростков в коллективе.

Задачи исследования:

  1.  Проведение диагностического исследования социально-психологического статуса испытуемых;
  2.  Анализ литературы по психолого-коррекционной работе с коллективом подростков;
  3.  Разработка программы оптимизации социально-психологического статуса у подростков в коллективе;
  4.  Апробация и анализ результатов программы.

Исследование проводилось на базе школы № 21 г. Иркутска в феврале 2015 года. В исследовании участвовало 22 человека. Средний возраст испытуемых - 12 лет, 55 % мальчиков и 45 % девочек. Для изучения социального статуса использовалась методика социометрии.

Продолжительность программы составила 1 месяц. Периодичность проведения – 1 раз в неделю.

При этом решались следующие коррекционные задачи:

  1.  Эмоциональная вовлеченность;
  2.  Совместная деятельность;
  3.  Активизация интереса друг к другу;
  4.  Игровая деятельность.

Этапы:

  1.  Эмоциональная вовлеченность длится каждую встречу с помощью упражнений «Знакомство», «Завершение», «Что у нас общего», «Прекрасный сад»;
  2.  Совместная деятельность длится каждую встречу с помощью упражнений «Поездка», «Что у нас общего?» и «Парное рисование»;
  3.  Активизация интереса друг к другу длится каждую встречу с помощью упражнений «Что у нас общего?», «Парное рисование», «Знакомство»;
  4.  Игровая деятельность длиться каждую встречу с помощью всех упражнении (полное описание программы смотреть в приложении).

3.2 Анализ эффективности программы

После проведения коррекционной работы снова был исследован социально-психологический статус. Были получены следующие результаты.

Рис. 4 Распределение испытуемых по социальному статусу в группе после проведения коррекционной работы (в %).

На данном рисунке представлено распределение испытуемых по социальному статусу в группе после проведения коррекционной работы. Видно, что социальный статус в группах различается.

Рассмотрим группу «звёзды». В данную группу входят 2 испытуемых (9%). Следовательно, к этим подросткам в группе испытывают большее уважение.

К группе «предпочитаемые» относятся 7 испытуемых (32%). Следовательно, подростки из этой группы имеют высокое положение, лидируют в большинстве случаев.

Наибольшее количество подростков по прежнему относится к группе «принятые» - 12 испытуемых (55%). Следовательно, испытуемые данной группы составляют основную массу коллектива, придерживаются и влияют на поведение в группе.

Рассматривая группу «отверженные» отмечаем, что в нее теперь входит 1 подростка (4%). Следовательно, испытуемые входящие в группу «отверженные» наименее принимаемы в коллективе.

Рис. 5 Распределение испытуемых по социальному статусу в группе до и после проведения коррекционной работы (в %).

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что социально-психологический статус некоторых подростков улучшился. Так, количество испытуемых в группе «отверженные» сократилось с 9% до 4 %, а численность группы «звёзды» увеличилась с 4% до 9%.

Данные результаты могут свидетельствовать о том, что коррекционная работа прошла успешно и программа эффективна.

3.3 Выводы

1 Нами была разработана коррекционная программа, направленная на оптимизацию статуса подростка в коллективе. Для этого нами были проведены диагностическое исследование и анализ литературы. На их основе мы разработали и апробировали коррекционную программу. После нами был проведен анализ результатов эффективности программы.

2 В программе мы использовали упражнения направленные на оптимизацию эмоциональной сферы испытуемых, улучшение качества совместной деятельности, активизацию общения и интереса друг к другу. Практически все упражнения использовали для этого игровую деятельность.

3 Этап формирующего эксперимента прошел на базе школы № 21 г. Иркутска. В исследовании участвовало 22 человека (6 класс).

4 Был проведен статистический анализ эффективности коррекционной программы. Анализ показал, что в эксперементальной группе присутствует существенная динамика социальных отношений между подростками (количество положительных выборов в коллективе подростков статистически изменилось, p≤0,001). Это говорит о том, что данная программа эффективна, социальный статус подростка в коллективе оптимизирован.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данная дипломная работа была посвящена изучению и формированию социально-психологического статуса подростка в коллективе.

В ходе теоретического анализа было рассматривалось: понятие социально-психологический статус и интеллект,

Предмет исследования – социально-психологический статус у подростков с разным уровнем интеллекта.

Гипотеза исследования:

1. Уровень интеллекта у подростков с различным статусом различается;

2. С помощью направленной социально-психологической работы возможно влиять на статус подростка в коллективе.

Цель исследования – изучение и формирование социально-психологического статуса у подростка в коллективе.

В ходе эмпирического исследования было установлено, что у подростков с высоким социально-психологическим статусом наблюдается высокий уровень интеллекта, у подростков с низким социально-психологическим статусом – низкий уровень интеллекта соответственно. Подростки, занимающие средние социальные позиции, имеют средний интеллект.

Нами была разработана программа оптимизации социально-психологического статуса подростка в коллективе, включающая в себя цель исследования – оптимизировать социально-психологический статус у подростков в коллективе.

Задачи исследования:

1. Проведение диагностического исследования социально-психологического статуса испытуемых;

2. Анализ литературы по психолого-коррекционной работе с коллективом подростков;

3. Разработка программы оптимизации социально психологического статуса у подростков в коллективе;

4. Апробация и анализ результатов программы.

При этом решались следующие коррекционные задачи:

1. Эмоциональная вовлеченность;

2. Совместная деятельность;

3. Активизация интереса друг к другу;

4. Игровая деятельность.

После проведения коррекционной работы нам было установлено, что динамика присутствует, статус оптимизирован (количество положительных выборов в коллективе подростков статистически изменилось, p≤0,001). Это говорит о том, что программа эффективна.

Таким образом, наши гипотезы о том, что уровень интеллекта у подростков с различными социально-психологическими статусами различается и что с помощью направленной социально-психологической работы возможно влиять на статус подростка в коллективе, нашли свое подтверждение.

Проведенное исследование имеет перспективы развития, в частности с целью улучшения социализации и повышения успеваемости у подростков в образовательных учреждениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.   Психология и педагогика: Курс лекций. / В.Г. Крысько - СПб.: Омега, 2006. - 367 с.
  2.   Психология и педагогика. / Милорадова Н.Г. - М.: Юристъ, 2005. - 334 с.
  3.   Психолого-педагогический практикум. / Минаева В.М. - М.: Академический проект, 2004. - 122 с.
  4.   Социальная психология: Курс лекций. / В.Г. Крысько, 3-е изд., М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
  5.   Психология и педагогика. / Островский Э.В., Чернышова Л.И. - М., 2006. - 380 с.
  6.   Большая Энциклопедия Кирила и Мефодия [электронное издание].
  7.   Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина, М.: Центр, 2003. - 256 с.
  8.   Психология и педагогика. / Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.
  9.   Психолого-педагогическая антропология. / Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. - М.: Владос, 2003. - 254 с.
  10.   Педагогическая психология. / Талызина Н.Ф. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
  11.   Практикум по педагогической психологии. / Талызина Н.Ф. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
  12.   Педагогическая психология: Принципы обучения. / Хон Р.Л. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.
  13.   Педагогическая психология. / Якунин В.А. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.
  14.   Психология и педагогика. / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. [электронное издание].
  15.   Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского, 2 - е изд., М., 1979. - 145 с.
  16.   Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
  17.   Агрессивный подросток: книга для родителей / Т. П. Авдулова - М.: Академия, 2008. - 128 с.
  18.   Возрастная педагогика / Б.С. Волков - М.: ЭКМОС, 2004. – 672 с.
  19.   Возрастная психология / Мухина В.С. [электронное издание].
  20.   Психология подростка: полное руководство / Под ред. А.А. Реана, Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 512 с.
  21.   Личность и социальное поведение / Фернхем А., Хейвен П. - СПб.: Питер, 2001. – 368 с.
  22.   Социальная психология / Майерс Д. - СПб.: Питер-Пресс, 2007. - 793 с.
  23.   Социология. Учебник для высших учебных заведений / Фролов С.С. - М.: Наука, 1994. - 256 с.
  24.   Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов / Я.Л. Коломинский - М.: АСТ, 2010. - 550с.
  25.   Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В., 4-е изд., СПб.: Питер, 2004 - 592 с.
  26.   Общая психология: курс лекций / Рогов Е.И. - М.: Владос, 2003. -  448 с.  

27. Психология ранней юности / Кон И.С. - М., Просвещение, 1989. – 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Упражнение «Знакомство» - каждый участник тренинга по очереди называет своё имя с положительным прилагательным. Цель: знакомство участников тренинга друг с другом.

Упражнение «Поездка» - в круге одно место остаётся пустым. Участники поочерёдно пересаживаются друг за другом, при этом первый перемещающийся говорит фразу «а я еду». Следующий перемещающийся произносит «а я следом», затем следуют оставшиеся участники с фразами «а я рядом», «а я зайцем» соответственно. Последующие участники перемещаются с репликой «а я с ..», называя имя предыдущего участника. Упражнение продолжается, пока участники не вернутся на первоначальные места. Цель: активизация интереса к тренингу и окружающим.

Упражнение «Парное рисование» - участники делятся на пары, каждой паре выдаётся листок бумаги, принадлежности для рисования и инструкция: «Не переговариваясь и не обсуждая, вы должны нарисовать общую картинку». Затем каждая пара рассказывает о своём рисунке. Цель: лучше узнать людей из группы.

Упражнение «Прекрасный сад» - участников просят представить себя цветком сейчас, в данный момент, и нарисовать его. Затем просят рассказать о рисунке. На итоге все рисунки собираются вместе, образуя «сад». Цель: достижение общности коллектива.

Упражнение «Что в нас общего?» - одному из участников выдаётся мягкая игрушка, и он называет схожие с собой черты у другого участника, при этом говоря «В нас с тобой общего..» и передавая ему игрушку. Продолжается пока все участники не будут названы. Цель: достижение участниками понимания общности, целостности группы.

Упражнение «Завершение» - все участники поочерёдно отзываются о прошедшем тренинге. Цель: завершить тренинг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32531. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКТОРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ 378 KB
  Паркет называется правильным если он составлен из равных правильных многоугольников.3 Примеры правильных паркетов дают заполнения плоскости: а квадратами рисунок 1; б равносторонними треугольниками рисунок 2; в правильными шестиугольниками рисунок 3. Докажем что других правильных паркетов не существует. Действительно углы правильного гаугольника равны 180 Заполним таблицу состоящую из углов  правильных n угольников.
32532. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА 1.5 MB
  Для отображения даты подходящей будет ориентация текста под углом в 90 градусов для всей третьей строки и горизонтальное и вертикальное выравнивание по центру а для ячейки S3 ещё и с переносом по словам. Вообще полученный список имеет смысл запомнить на будущее поскольку он наверное потребуется ещё не раз и в других таблицах связанных с классом. Поскольку сдвиг будет производиться вертикально вниз то во всех фигурирующих в формуле адресах цифровая составляющая увеличится на единицу для следующей строки затем ещё на единицу для...
32533. Использование графического редактора для решения задач на разрезание 351 KB
  Рассмотрим линии разбивающие фигуру Ф на части из которых можно составить фигуру Ф' и кроме того линии разбивающие фигуру Ф на части из которых можно составить фигуру Ф . Те и другие линии разбивают фигуру Ф на более мелкие части из которых можно составить как фигуру Ф' так и Ф . Доказанная теорема позволяет в принципе разрезать один из двух равновеликих многоугольников на части и сложить из них другой многоугольник. Фигура будет разрезана на две части вдоль прямой линии.
32534. Использование графического редактора для изображения пространственных фигур 299 KB
  Показывается как построить треугольник по его трем элементам биссектрису угла серединный перпендикуляр прямую параллельную данной и т. Возьмем правильный шестиугольник рис. Получим шестиугольник изображенный на рисунке 1 б. Получим шестиугольник изображенный на рисунке 1 в который и будет искомой параллельной проекцией исходного правильного шестиугольника.
32535. Этапы проектирования и разработки ЭС 41 KB
  Поскольку ППС программа то к процессу его разработки можно применить те технологические принципы которые используются при создании программных систем с учетом специфики будущего применения такого рода программ. Исходным пунктом при создании ППС является определение цели обучения. Очень ответственным с точки зрения разработки ППС является уровень детализации учебных вопросов на котором производится содержательный анализ вопросов выбор способа достижения учебных целей и принимается решение об автоматизации той или иной части учебной...
32536. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 106.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ЭС. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Специфика разработки программных средств. Разработка программных средств имеет ряд специфических особенностей Прежде всего следует отметить некоторое противостояние: неформальный характер требований к ПС постановки задачи и понятия ошибки в нем но формализованный основной объект разработки  программы ПС. Этот творческий характер разработки ПС сохраняется до самого ее конца.
32537. ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ 74.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. Система должна оказывать поддержку попыткам обучаемых научиться общению с системой и не вызывать раздражения у учащихся принуждая их вести диалог если они этого не хотят. Широкое использование фактического диалога может отрицательно сказаться на отношении учащихся к. Не допускайте отрицательных оценок мышления памяти внимания учащихся.
32538. РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 129.5 KB
  Окна подразделяются на первичные и вторичные. Прочие порождаемые им окна относятся ко вторичным которые в свою очередь могут быть дочерними и всплывающими. Внережимные и дочерние окна служат для организации параллельных ветвей диалога. Пользователь может выбирать активное окно переключаясь между дочерними и внережимными или первичным и внережимными окнами если дочерние окна отсутствуют.
32539. ВЫБОР ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 470 KB
  ВЫБОР ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭС применяются разнообразные формы представления информации: текст и гипертекст графика и гиперграфика видео анимация звук интерактивные трехмерные изображения. По способу формирования изображения они подразделяются на матричные растровые векторные и функциональные. Пиксель является минимальным адресуемым элементом матричного изображения. При любом увеличении качество векторного изображения не меняется.